Европейские путешественники по Азии VIII–XV веков. Едем! Идеи для путешествий по Азии, Африке и Востоку Проверьте свои знания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Молодотудская общеобразовательная школа

Тестирование по географии в 5 классе по теме

«На какой Земле мы живём».

(по учебнику А.И. Алексеева)

Тестирование по теме « На какой Земле живем».

    Какой учёный сделал вывод о шарообразности Земли:

А) Эратосфен

Б) Птолемей

В) Васко да Гама

Г) Аристотель

2. Под руководством кого в 1498г. экспедиция, обойдя м. Доброй Надежды, добралась до Индии и вернулась с грузом пряностей, многократно окупив затраты:

А) Христофор Колумб

Б) Фернанн Магеллан

В) Эратосфен

Г) Васко да Гама

3. Какой известный купец-путешественник составил географическое описание Индии:

А ) Афанасий Никитин

Б) Марко Поло

В) Христофор Колумб

Г) Джеймс Кук

4. Укажите имя путешественника, открывшего в 1492г. Новый свет:

А) Абель Тасман

Б) Фернанн Магеллан

В) Христофор Колумб

Г) Витус Беринг

5. Кто из мореплавателей совершил первое кругосветное путешествие?

А) Ф. Магеллан

Б) Х. Колумб

В) А. Никитин

Г) Абель Тасман

6. Какой материк был открыт последним?

А) Австралия

Б) Антарктида

В) Южная Америка

Г) Северная Америка

7. Экспедиция под руководством кого открыла в 1920г. Антарктиду?

А) Ф. Магеллана

Б) В. Беринга

В) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Г) Ивана Москвитина

8. Кто перешёл Уральские горы и положил начало географическим открытиям в Сибири?

А) А. Никитин

Б ) Ермак Тимофеевич

В) В. Беринг

Г) Василий Поярков

9. Кто первым достиг Северного полюса?

А) Руаль Амундсен

Б) Роберт Пири

В) Василий Поярков

Г) Ерофей Хабаров

10. Кому принадлежит открытие единого материка Австралия?

А) Абель Тасман

Б) Джеймс Кук

В) Витус Беринг

Г) Семен Дежнёв

11. Какие утверждения верны?

1. Древнегреческим учёным были известны все материки нашей планеты.

2. Америка была открыта английским мореплавателем Дж. Куком в 15в.

3 . Антарктида была открыта в 19в. русским мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.

4. Вблизи Южного полюса существует огромный обитаемый материк Неведомая Южная земля.

5. Большинство народов в древности представляли Землю плоской.

6. Жители Древней Греции могли уже ориентироваться по Солнцу и звёздам .

7. В 4 веке до н.э. великий учёный античного мира Эратосфен пришёл к выводу о шарообразности Земли.

8. Отрядам Великой Северной экспедиции было поручено исследовать всё северное побережье России от устья Печоры до Камчатки, а также внутренние районы Сибири.

12. Ответь на вопросы под рисунком.

13. Отгадайте кроссворд:

Кроссворд «Великие путешественники »

Начало формы

Конец формы

1. Ученый, который путешествовал по странам Азии 24 года.

2. Норвежский исследователь, который первый достиг Южного полюса.

3. Имя известного итальянского учёного-первооткрывателя Америки.

4. Русский исследователь, открывший пролив между Азией и Америкой, который впоследствии был назван его именем.

5. Этот человек возглавил первое русское кругосветное плавание.

6. Один из русских мореплавателей, открывших Антарктиду.

7. Имя португальского мореплавателя, который первым, обогнув Африку, приплыл в Индию.

8. Древнегреческий учёный, который составил одну из первых географических карт.

9. Английский путешественник, открывший водопад Виктория.

10. Русский путешественник – исследователь Азии.

11. Купец-путешественник, совершивший Морской путь в Индию.

12. Португалец, совершивший первое кругосветное путешествие.

13. Один из норвежских мореплавателей, впервые вступивших на Антарктиду.

14. Русский мореплаватель, открывший в 1820г. Антарктику.

15. Один из двух русских мореплавателей, открывших шестой континент в 1820 году.

08.02.2016 13:00

Есть страны, куда наши туристы стали ездить чаще, чем прежде. Таиланд, Вьетнам, Индия, Израиль, ОАЭ, Иордания, Шри-Ланка, Китай - именно они приняли большинство из тех, кто не отказал себе в зимнем отдыхе у теплого моря. А вот советы для всех, кто его только планирует.

В Таиланд: обливаться водой и смотреть на быков

Несмотря на внутриполитические проблемы, Таиланд сумел добиться рекордного роста туристического потока: в 2015 году в этой стране побывало более 29 млн гостей. Кстати, 29-миллионным туристом стала гражданка России. В качестве приза она получила авиабилет с открытыми датами, ваучер на пять ночей в одном из роскошных отелей Бангкока и мобильный телефон.


По данным Управления по туризму Таиланда, более половины российских гостей уже отдыхали в этой стране и вернулись снова. Именно поэтому в управлении надеются, что туристы захотят посмотреть разные ее уголки и обратят внимание на календарь тайских праздников. Среди самых красочных, к примеру, тайский Новый год (Сонгкран). Его особенно бурно отмечают в Чиангмае (в 2016 году это будет происходит 12 апреля), когда на улицах все массово обливают друг друга водой, чтобы смыть грехи. Любопытен и фестиваль буйволов в 60 км от Паттайи, главное событие которого - гонки местных фермеров на неоседланных быках (даты его проведения - 14-16 октября).

В Японию: бесплатно путешествовать по стране
и прикоснуться к чуду

Если европейские авиакомпании сокращают полеты в Россию, то некоторые азиатские - наращивают. О таких планах объявила Japan Airlines (JAL). Сейчас японцы летают в Москву три раза в неделю, с 26 марта намерены совершать уже четыре еженедельных рейса, а с лета - и все пять. Более того, чтобы стимулировать россиян к путешествиям по Японии, авиакомпания будет предоставлять им замечательный бонус - бесплатный перелет из Токио и обратно в один из 33 городов страны. Главное - бронировать внутренние перелеты одновременно с международными. И это еще не все! Если вы хотите посетить несколько регионов, вам предложат авиапроездной билет по стране. По нему можно побывать в пяти городах, причем каждый перелет будет стоить около 80 евро. Полную информацию по всем спецпредложениям можно получить в московском офисе JAL .


В Японии путешественников ждет в этом году немало интересного. По традиции два самых популярных у наших туристов периода - это сезон сакуры (апрель - май) и сезон клена (сентябрь - октябрь). В это время проводится много народных праздников, связанных как с религиозными ритуалами или историческими событиями, так и с посадкой риса или сбором урожая. К примеру, в мае в Токио проходит праздник Сандзя-мацури. Он возник еще в VII веке, когда здесь был построен буддийский храм Сэнсодзи. С его появлением связана целая история, полная чудес. Каждый год она оживает во время праздника в виде представлений.


В первые дни октября туристов привлекает яркий фестиваль урожая в Киото. Он называется Китано Тенмангу, как и один из храмов города, и знаменит красивыми ритуалами. В начале августа в Акито проводится фестиваль фонарей (Като Матсури). Несколько команд, составленных из местных жителей, соревнуются в изготовлении бумажных фонариков самых разных форм, а потом запускают их в небо. А вообще в Японии, помимо фольклорных, есть еще 15 официальных национальных праздников. И это не только День основания страны (11 февраля) или День конституции (3 мая), но и День зелени (4 мая), День культуры (3 ноября) или День моря (третий понедельник июля). С 2016 года будет отмечаться еще и День гор, и у вас есть все шансы впервые отметить его 11 августа вместе с японцами.

В Китай: купаться в горячем источнике
и заглянуть в ущелье бабочек

На россиян большие планы и у Китая. В этой стране нацелены прежде всего на то, чтобы вернуть наших туристов на остров Хайнань, откуда те в прошлом году почти исчезли в связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро» и отменой прямых рейсов. Недавно в Москве был представлен российско-китайский инвестиционный проект на 3 млрд рублей. Он будет реализован при поддержке правительства КНР. В рамках этого проекта с 3 марта начнутся чартерные перелеты из московского аэропорта Внуково в аэропорт Феникс города Санья на Хайнане. Туроператор «Русь-Тур», один из инициаторов возобновления перелетов, объявил о том, что турпакет на Хайнань, включающий авиабилеты, будет стоить от 35 000 рублей.


Более того, Хайнань, по убеждению организаторов туров, может стать полноценной заменой турецких курортов. По крайней мере, по ценам они вполне сравнимы. К тому же в этом регионе ничуть не меньше старинных достопримечательностей и природных заповедников. Это и горячие источники, и этническая деревня народностей ли и мяо, и даосский парк «Небесные гроты», и Обезьяний остров, и Ущелье бабочек, и Музей раковин, и Акулья фабрика, и, конечно же, крупнейший в Юго-Восточной Азии центр буддизма Наньшань. По словам генерального директора китайского туроператора Sanya Holiday Ванг Хай Тана, проект поможет принять на Хайнане в этом году более 20 000 туристов из России. В штате всех местных отелей есть русскоговорящие сотрудники, почти все экскурсии проводятся на русском языке.

В Сингапур: вкусно поесть и поздороваться с драконом

Российских туристов в 2015 году стало значительно меньше не только в Японии и на Хайнане, но и в Сингапуре. Республика только что пышно отпраздновала 50-летие и готова активно развивать туризм. Ее по праву причисляют к самым современным, красивым и благополучным странам Азии. Высокий уровень жизни предполагает и соответствующий уровень цен. Так что на бурные потоки россиян, лишившихся дешевых турецких и египетских курортов, эта страна не претендует. Зато она может предложить много интересного тем, кто совершает деловые поездки. Потрясающая чистота (за брошенный окурок назначают штраф в $500), красота линий современной архитектуры, древние храмы, полные не только зелени, но и массы технических чудес парки, удивительные музеи - вот то, чем знаменит Сингапур.

Одно из самых красочных ежегодных событий здесь будет происходить 19-20 февраля. Чингай-парад когда-то возник как акция протеста против запрета, наложенного властями на петарды и пиротехнику, без которого местные китайцы просто не представляли себе новогодних праздников. Тогда возмущенные граждане собрались и прошли по улицам городов в костюмах львов, драконов и прочих фигур из китайской мифологии. Процессия была столь красивой и яркой, что вскоре ее проведение превратилась в традицию. Теперь в ней участвуют более 10 000 человек, а организуется шествие на территории стадиона «Формулы-1», так что заодно можно посмотреть и его.

Не особо стесненным в средствах гурманам стоит приехать в Сингапур в конце марта. С 24-е по 27-е число здесь будет проходить знаменитый гастрономический фестиваль Savour («Вкус»). Лучшие шефы страны будут проводить дегустации и мастер-классы, где можно научиться готовить самые изысканные блюда по их рецептам. А 20 самых солидных ресторанов предлагают в дни фестиваля специальные меню стоимостью от 70 сингапурских долларов.

На Мальдивы: стать счастливым и позагорать

Мальдивы тоже трудно причислить к бюджетным направлениям. Однако Министерство туризма республики твердо намерено дать шанс побывать в стране не только обеспеченным людям, поэтому запускает акцию «365 дней отпуска на Мальдивах бесплатно». Претендентам придется заполнить подробную анкету, а потом в деталях и красках описать, как они будут расхваливать свой отдых в устных беседах с друзьями и в социальных сетях. Но ведь им даже приукрашивать ничего не придется! Мальдивы - истинный рай на земле, о котором, кстати, FP .

Задача участников будущего конкурса: заранее найти много теплых, да что там - горячих слов, которые настолько тронут душу сотрудников Министерства туризма, что те выделят один из заветных туров именно их автору. В общем, если хотите попытать счастье, следите за мальдивскими новостями.

В Африку: помахать рукой зебре
и посмотреть в глаза льву

Африка тоже активно завоевывает мировой туристический рынок. В Кении развитие туризма курирует сам президент Ухуру Кениата. Недавно он публично объявил о либерализации тарифов на посещение национальных парков. Этих парков в стране более пятидесяти, и многие могут похвастаться «большой пятеркой», то есть там водятся леопарды, слоны, львы, носороги и буйволы. Кения пока не готова, как Канада, полностью отказаться от продажи входных билетов и пускать туристов в свои национальные парки, что называется, за красивые глаза. Однако решено не взимать НДС с парковых сборов и запретить администрациям этих мест брать с туристов более $60 за входной билет.


Для любителей живой природы лучшее время для посещения Кении - июль и август. Именно в эти месяцы можно увидеть фантастическое зрелище: из Серенгети в Масаи-Мара мигрируют миллионы зебр и антилоп гну. С учетом массового интереса к этому зрелищу у туристов со всего мира стоит забронировать поездку за несколько месяцев.

В Израиль: искупаться в трех морях
и послушать музыку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

    Ученый, который путешествовал по странам Азии 24 года.

    Норвежский исследователь, который первый достиг Южного полюса.

    Имя известного итальянского учёного-первооткрывателя Америки.

    Русский исследователь, открывший пролив между Азией и Америкой, который в последствии был назван его именем.

    Этот человек возглавил первое русское кругосветное плавание.

    Один из русских мореплавателей, открывших Антарктиду.

    Имя португальского мореплавателя, который первым, обогнув Африку, приплыл в Индию.

    Древнегреческий учёный, который составил одну из первых географических карт.

    Английский путешественник, открывший водопад Виктория.

    Русский путешественник – исследователь Азии.

    Купец-путешественник, совершивший Морской путь в Индию.

    Португалец, совершивший первое кругосветное путешествие.

    Один из норвежских мореплавателей, впервые вступивших на Антарктиду.

    Русский мореплаватель, открывший в 1820г. Антарктику.

    Один из двух русских мореплавателей, открывших шестой континент в 1820 году.

Н

ачиная с первого крестового похода значительные группы западноевропейских христиан вступили в соприкосновение с мусульманско-христианским Левантом (Ближним Востоком). Там крестоносцы сталкивались с христианами, принадлежавшими к различным восточным церквам. Конечно, в глазах крестоносцев они были еретиками, которых в Западной Европе преследовали и массами уничтожали. Но здесь, на Ближнем Востоке, они казались, а часто и действительно были союзниками католиков против мусульман. Поэтому те же римские папы, которые призывали к организации крестовых походов против европейских еретиков и благословляли их массовые убийства, предписывали вождям крестоносцев в Сирии и Палестине щадить тамошних христиан - последователей еретических вероучений.

Абиссиния, империя "Царя-попа Ивана"
Британская библиотека, Maps C.23.e.12

Главными распространителями христианства в странах Центральной и Восточной Азии и информаторами западноевропейцев об этих странах были несториане, в основном сирийские торговцы, которые в VII в. появились уже в Северном Китае. Группы несториан в средние века жили в городах и оазисах Центральной Азии, а к XII в. христианство несторианского толка распространилось также среди по крайней мере двух многочисленных монгольских кочевых племен: найманов на западе и кереитов на востоке. Наличие в Азии христианских общин стало расцениваться католической Европой как важный военно-политический фактор, когда мусульманские народы - турки-сельджуки и египтяне - перешли в наступление на католические государства, основанные крестоносцами в Восточном Средиземноморье.

Именно тогда, в середине XII в., в Западной Европе возникла легенда о могущественном христианском царе-попе Иване («священник Иоанн» средневековых хронистов). Поводом к возникновению этой легенды послужил разгром каракитаямиКаракитаи - часть восточных монголов-киданей, ушедших в Туркестан в 1125 г. после разгрома киданьского государства Ляо. в 1141 г. войск туркасельджука султана Санджара к северу от Самарканда. После победы над Санджаром каракитаи создали в Туркестане обширное государство Каракидань. Известие об этом событии было воспринято в христианской среде как победа над мусульманами какого-то могущественного христианского «царя Ивана». Это путаное известие приукрасилось дополнительной легендой: среднеазиатский царь-победитель в первой же дошедшей до нас записи от 1145 г. назывался «царем-священником Иоанном».

В XIII в. легенда о царе-попе Иване широко распространилась в католической Европе. Его власти и влиянию приписывалось с невероятными преувеличениями все, что делалось в азиатских странах в пользу христиан или против мусульман. Дело в том, что в результате монгольских завоевательных походов были разгромлены в Средней и Западной Азии сильные мусульманские государства. И вместе с известиями об этом разгроме, который приписывался «тому самому попу Ивану, о чьем Великом могуществе говорит весь свет» (Марко Поло), в Западную Европу проникли сведения, что среди монгольских ханов есть христиане, что ханы охотно принимают на службу христиан, а некоторые жестоко преследуют мусульман. И действительно, среди монголов было много христиан-несториан, имелись они и в семье самого Чингисхана, и притом очень влиятельные. С другой стороны, крестоносцы сами видели в «святых местах» Палестины эфиопов-христиан и слышали от них и их азиатских единоверцев о христианской восточноафриканской стране (Эфиопии). В Западной Европе ее также стали считать страной царя-попа Ивана. Легенда о царе-попе в XIII–XIV вв. сильно повлияла на организацию посольств и миссий в страны Центральной и Южной Азии, а в XV в. сыграло видную роль в истории португальских географических открытий.

П Посольство Карпини и Рубрука

ри Чингисхане и его преемниках, великих ханах Угедее и Мункэ , ранняя военно-феодальная Монгольская империя достигла размеров, неслыханных в истории человечества. В результате ряда грабительских походов монгольская знать, возглавлявшая дружины своих военных слуг - нукеров, к середине XIII в. завоевала Северный Китай,Южный Китай был завоеван монголами позднее, в 1275–1280 гг. Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищным разорением завоеванных стран и разрушением их производительных сил. В руки монгольской феодальной верхушки попадала огромная военная добыча. Ставки ханов, окруженные феодалами, стали обширными рынками, где можно было очень выгодно сбывать драгоценности, ткани, меха, различные диковинки и другие предметы роскоши. Европейцы узнали об этом и оценили выгоды торговли с богатыми монголами отчасти со слов западноазиатских купцов, отчасти от первых послов, отправленных в Центральную Азию римским папой и французским королем.

Теснимые в Восточное Средиземноморье победоносными мусульманскими войсками, христианские правители эфемерных феодальных государств, основанных крестоносцами на Ближнем Востоке, обращались за помощью к своим западноевропейским покровителям - к папе и католическим королям. А те рассматривали монголов как своих вероятных союзников в борьбе с мусульманами. Поэтому в 40-х и 50-х гг. XIII в. из Западной Европы к монгольским ханам отправлялись миссии, причем на послов возлагались, кроме дипломатических и религиозных поручений, еще и специальные задания по разведке. Папа Иннокентий IV использовал для этой цели наиболее образованных нищенствующих монахов незадолго до того организованных орденов - Доминиканского и Францисканского.

Посланные папой францисканцы Джованни дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк (из Вроцлава) шли в столицу монголов Каракорум Город Хара-Хорин основан Чингисханом на верхнем Орхоне северным путем. Они вышли из Лиона (Франция) в 1245 г., пересекли Центральную Европу, русские земли, в то время уже захваченные монголами Кыпчакской (Золотой) Орды, прикаспийские степи и часть Центральной Азии. В Каракорум они попали в 1246 г., когда из всех областей Азии, завоеванных монголами, в ставку новоизбранного великого хана Гуюка прибывали делегации от покоренных оседлых народов и кочевых племен. Около 4 тыс. собравшихся посланцев принесли своему властелину присягу на верность. Плано Карпини и его спутники использовали это исключительно благоприятное обстоятельство для сбора сведений о Монгольской империи и народах, населяющих ее. Папские послы здесь впервые познакомились с китайцами и искусством китайских ремесленников. В ставке Гуюк-хана Плано Карпини встретил группу русских, в том числе великого князя Ярослава Всеволодовича (который вскоре был отравлен), отца Александра Невского. Весной 1247 г. францисканцы пошли обратно той же северной дорогой и благополучно вернулись в Лион. Плано Карпини представил папе «Исторический обзор» (в русском переводе «История монголов») о нравах монголов, их жизни, религии и государственном устройстве. Его обзор дополняется и уточняется данными, записанными при дворе папы со слов его спутника Бенедикта Поляка: «Поручение от верховного первосвященника, - пишет во введении Плано Карпини, - выполнено со тщанием как нами, так и... братом Бенедиктом, который был участником наших бедствий и толмачем».

Вскоре после Карпини, в 1249 г., Каракорум посетил посол французского короля-крестоносца Людовика IX Святого доминиканский монах Андре Лонжюмо . Отчет о его путешествии не сохранился, а есть только редкие упоминания о нем в рассказах его современников, в частности у Рубрука. Лонжюмо ехал в Каракорум через Сирию, Ирак, Иран и закаспийские пустыни.

Важные географические сведения собрала другая (францисканская) миссия в Каракорум - фламандца Гильома (Виллема) Рубрука . Она была отправлена из г. Акка (Северная Палестина) Людовиком IX Святым после неудачного похода в Египет. Король надеялся найти в великом хане союзника против мусульман. Зимой 1252 - 1253 гг. Рубрук пересек Черное море и высадился в крымском порту Солдайя (теперь Судак). Отсюда он двинулся на восток в мае 1253г. и через два месяца на волах добрался до низовьев Волги. Рубрук подтверждает, что она впадает в замкнутое Каспийское море, а не в залив Северного океана, как считали почти все античные географы, кроме Геродота и Птолемея: «Брат Андрей [Лонжюмо] лично обогнул две стороны его, именно южную и восточную, я же другие две, именно северную [и]... западную». Рубрук указывает, что горы поднимаются на западе (Кавказ), на юге (Эльбурс) и на востоке от Каспия, вероятно подразумевается под восточными горами отчетливо выраженный обрыв - Западный Чинк Устюрта, пересеченного Лонжюмо. В середине сентября францисканец двинулся вновь на восток. Дальнейший путь от Каспия он проделал верхом.

Из отчета Рубрука можно лишь в самых общих чертах определить его маршрут. Он ехал на восток несколько севернее Аральского моря и Сырдарьи. После долгого пути через бескрайние степи, где лишь изредка у рек встречалась древесная растительность, он достиг гор (Каратау), а перевалив их, попал в долину р. Чу. Затем путь шел через горы (Заилийский Алатау) в долину р. Или, «текущей к большому озеру» (Балхаш), и вдоль северного подножия Джунгарского Алатау к озеру Алаколь. Оттуда монах проник, вероятно, через Джунгарские Ворота в долину Черного Иртыша. Далее дорога проходила через полупустыню и путнику встречались только монголы, размещенные вдоль большого тракта. В конце декабря 1253 г. на безбрежной равнине Рубрук увидел Каракорум - временную ставку Мункэ, великого хана монголов. Здесь он встретил ремесленников-европейцев, в том числе русских и даже одного француза - ювелира. Монгольская столица, окруженная земляным валом, не произвела на него впечатления, за исключением двора великого хана. Поразила монаха другое - наличие, кроме языческих, вероятно, буддийских храмов, двух мечетей и одной христианской (несторианской) церкви - доказательство непонятной дня средневековых католиков веротерпимости монголов.

Мункэ-хан передал послу письмо французскому королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от французов присяги на верность, если они хотят жить с ним в мире. Спутник Рубрука, монах-итальянец Бартоломео (из Кремоны), остался при местной христианской церкви. Рубрук же летом 1254 г. отправился обратно. На этот раз он ехал к нижней Волге северным путем, так что Балхаш остался к югу от него. Осенью он двинулся на юг вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Ворота, пересек Армянское нагорье, перевалил Восточный Тавр и, выйдя к Средиземному морю, прибыл в Ливан в свой монастырь в середине августа 1255 г.

Рубрук первый в европейской литературе указал на одну из основных черт рельефа Центральной Азии - на наличие Центрально-азиатского нагорья. Этот вывод сделан из наблюдений над направлением течения азиатских рев, встречавшихся на пути: «Во всю дорогу я отметил только одно, о чем мне сказал в Константинополе... Болдуин де Гэно , который был там: ...он всю дорогу... поднимался и никогда не спускался. Ибо все реки текли с востока на запад или прямо, или не прямо, то есть с наклоном к югу или к северу». Рубрук описал также, конечно в общих чертах, по расспросным данным, ряд стран Центральной и Восточной Азии. Он указал, что Катай (Северный Китай) прилегает на востоке к океану. Он первый из европейцев совершенно верно предположил, что серы античной географии и катайцы - один и тот же народ. Он собрал, правда скудные и иногда неверные, сведения о маньчжурах, корейцах и о некоторых народностях Северной Азии.

В истории ознакомления Западной Европы с Азией миссии XIII в. сыграли все же не очень большую роль, особенно в изучении географии материка. Правда, записи послов-францисканцев о быте жителей посещенных ими стран, о религии и военной организации монголов и т. д. до сих пор представляют большой интерес и являются важными историческими документами. Но наблюдательность этих дипломатов и шпионов в рясах была ограничена их схоластическим католическим образованием.

Марко Поло и его «Книга»

З

ападноевропейские купцы, направлявшиеся в Азию, обычно получали и специальные дипломатические или шпионские задания со стороны своих правительств или от римской церкви. Но у купцов на первом месте стояли интересы купли-продажи: какие ценные товары можно купить с наибольшей для себя выгодой в той или иной азиатской стране, где и кому можно выгоднее продать. А с этими торговыми интересами были тесно связаны вопросы финансового порядка (налоги и пошлины) и наблюдения над путями и средствами сообщения, над торговыми пунктами и т. д. Одним словом, купцов в первую очередь интересовала «практика торговли». Так и назван был в XIV в. известный итальянский справочник - путеводитель по странам Азии, составленный флорентийцем Франческо-Бальдуччи Пеголотти . И характерно, что это практическое руководство для странствующего торговца носит и иное название - «Книга описаний стран». Из таких справочников позднее развилась отрасль географии, которая в XIX в. в западноевропейских странах получила название «коммерческая география», или «география торговли», или «экономическая география», как она до сих пор понимается многими буржуазными учеными.

Средневековые арабские (точнее, арабоязычные) географы начали составлять такие руководства задолго до XIII в. Но к первым западноевропейским сочинениям этого типа следует отнести по ее основному содержанию книгу венецианского путешественника в Китай Марко Поло, которая в самой ранней версии, продиктованной в 1298 г. в генуэзской тюрьме, называлась «Книгой о разнообразии мира». Однако «Книга» Марко Поло резко отличается от позднейших сухих компиляций тем, что она в основном составлена по личным наблюдениям, в остальном же, за малыми исключениями, - по рассказам его отца Никколо , дяди Маффео (старшие Поло) и встречных людей, а не по литературным материалам. Это различие объясняется также тюремной обстановкой, в которой создавалась «Книга»: она записана другим узником - пизанцем Рустичано как цепь живых рассказов, обращенных к непосредственным слушателям. Отсюда и характерный для «Книги» стиль Марко Поло, и пестрота ее содержания. Описанием путешествия, в прямом смысле этого слова, является лишь короткий «Пролог» да немногие из глав «Книги». В основном она заполнена характеристиками азиатских стран, местностей, городов, нравов и быта их жителей, двора великого хана монголов и китайского императора Хубилая. В этот географический материал, представляющий наибольший интерес, вставлены исторические главы в несколько новелл-легенд.

Старшие Поло не один раз, как сам Марко, а трижды пересекали Азию, причем два раза - с запада на восток и один - в обратном направлении, во время первого путешествия. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 г. и после шестилетнего пребывания в Константинополе выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, затем перебрались в 1261 г. на Волгу. От средней Волги братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, а затем через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Дальнейший их путь пролегал в том же, юго-восточном направлении вверх по долине Амударьи до низовьев Зарафшана и вверх по нему до Бухары. Там произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, ильхана Хулагу, направлявшимся к великому хану Хубилаю, и посол предложил венецианцам присоединиться к его каравану. С ним они шли «на север и северо-восток» целый год. По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до г. Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к р. Или. Дальше на восток они шли либо вверх по долине Или, либо через Джунгарские Ворота, мимо озера Алаколь (восточнее Балхаша). Затем они продвигались по предгорьям Восточного Тянь-Шаня и вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию. От Хами они повернули на юг, в долину р. Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана, они шли по тому же пути, который проделали позднее вместе с Марко. Обратный их путь не выяснен. В Венецию они вернулись в 1269 г.

В 1271 г. купцы Поло вместе с Марко, которому тогда было 17 лет, выехали в Палестину, в Акку. Осенью 1271 г. переправились оттуда в Аяс (у залива Искендерон), затем пересекли центральную часть Малой Азии и Армянское нагорье, повернули на юг, в Курдистан, и по Тигру спустились до Басры. Дальше, вероятнее всего, венецианцы прошли на север к Тебризу, а затем пересекли Иран в юго-восточном направлении через Керман до Ормуза, рассчитывая морем добраться (через Индию) до Китая. Но суда в Ормузе показались им очень ненадежными - они вернулись в Керман и проделали тяжелый путь прямо на север через пустыню Деште-Лут в г. Кайен. Оттуда они невыясненным путем добрались до Балха. Двигаясь на восток, вдоль южных предгорий Гиндукуша, путники вступили в высокогорный Афганский Бадахшан и достигли окраин Памира. В своей «Книге» Марко Поло дает краткое, но замечательно точное описание Памира и Алайской долины.

Повернув на северо-восток, венецианцы спустились в оазис Кашгар, а затем обогнули с юга пустыню Такла-Макан, двигаясь вдоль северо-западных предгорий Тибета, от оазиса к оазису до низовьев р. Черчен. Через пески Кумтаг от колодца к колодку они прошли в долину р. Сулэхэ, а оттуда через страну тангутов (северо-восточных тибетцев) в г. Ганьчжоу (Чжанье). Там венецианцы прожили целый год по невыясненной причине - «по делу, о котором не стоит говорить». Возможно, что именно в это время Марко Поло посетил г. Каракорум, самый северный пункт, где он побывал. (Все, что Марко говорит о Северной Азии, основано не на личных наблюдениях, а на расспросных сведениях.) Из Ганьчжоу венецианцы двинулись дальше на юго-восток через «Тангутскую большую область, где много царств», в г. Синин. А последний участок их пути - от г. Синин к временной ставке великого хана - Клеменфу, которая находилась к северу от Ханбалыка (Пекина), - пролегал сначала по долине средней Хуанхэ, а затем через степь.

Более 15 лет Марко с отцом и дядей жил в Китае (около 1272–1292 гг.). Находясь на службе у великого хана, он, видимо, несколько раз и в разных направлениях пересекал Восточный Китай. Путешествие по Китаю тогда не представляло никаких трудностей, особенно для гонцов Хубилая, при котором была организована прекрасная служба связи - конная и пешая (скороходная) почта. По «Книге» Марко Поло можно определить сравнительно точно только два его основных маршрута по Китаю, оба - от Ханбалыка. Один путь - восточный - вел вдоль приморской полосы прямо на юг через страны Катай (Северный Китай) и Манзи (Центральный и Южный Китай) к городам Кинсай (Ханчжоу) и Зейтун (Цюаньчжоу). Другой путь вел на юго-запад, в Восточный Тибет и пограничные с ним области.

Прославленный венецианцем под искаженным именем Кинсай, г. Ханчжоу, лежащий к югу от устья великой китайской реки, в средние века был одним из крупнейших городов Китая. Но чрезмерно преувеличенное описание Кинсая с его «12 тысячами каменных мостов», естественно вызвало недоверие некоторых современников к увлекающемуся Мильоне (Миллиону) - так называли своего земляка венецианцы, вероятно, за его страсть к преувеличениям (действительным и мнимым).

Пробыв много лет на службе у Хубилая, венецианцы вернулись на родину морем - вокруг Южной Азии и через Иран: они сопровождали по поручению великого хана двух царевен - китайскую и монгольскую, выдаваемых замуж за ильхана (монгольского правителя Ирана) и его наследника, в столицу ильханов Тебриз. В 1292 г. китайская флотилия двинулась от Зейтуна на юго-запад, через Чинское (Южно-Китайское) море. Марко во время этого перехода услышал об Индонезии - о «7448 островах», разбросанных в Чинском море, но побывал он только на Суматре, где путешественники прошили пять месяцев. От Суматры флотилия перешла к о. Шри-Ланка мимо Никобарских и Андаманских о-вов. Шри-Ланку (как и Яву) Марко неправильно причисляет к «самым большим на свете» островам, но правдиво описывает быт шриланкийцев, месторождения драгоценных камней и прославленные жемчужные ловли в Полкском проливе. От Шри-Ланки корабли шли вдоль Западной Индии и Южного Ирана, через Ормузский пролив в Персидский залив.

Марко рассказывает также об африканских странах, прилегающих к Индийскому океану, которые он, по всей видимости, не посещал; о великой стране Абасии (Абиссиния, т. е. Эфиопия), о расположенных блик экватора и в южном полушарии о-вах «Зангибар» и «Мадейгаскар». Но он смешивает Занзибар с Мадагаскаром, а оба острова - с приморской областью Восточной Африки и потому дает о них много неверных сведений. Все же Марко был первым европейцем, сообщившим о Мадагаскаре. После трехлетнего плавания венецианцы доставили царевен в Иран (около 1264 г.), а в 1295 г. прибыли домой. По некоторым данным, Марко участвовал в войне с Генуей и около 1297 г. во время морского боя попал в плен к генуэзцам. В тюрьме в 1298 г. он продиктовал «Книгу», а в 1299 г. был освобожден и вернулся на родину. Почти все сведения, приводимые биографами о его последующей жизни в Венеции, основаны на рассказах, из которых иные относятся даже к XVI в. Документов же XIV в. о самом Марко и его семье до нашего времени дошло очень мало. Доказано, однако, что он доживал свой век как состоятельный, но далеко не богатый венецианский гражданин. Умер он в 1344 г.

Фрагмент "Il Millione"
Paolo Novaresio, The Explorers, White Star, Italy, 2002

В XIV–XV вв. «Книга» Марко Поло служила одним из руководств для картографов. Его географическая номенклатура в значительной степени повторяется на многих картах, в том числе таких известных картах мира, как Каталонская 1375 г. и круговая Фра-Мауро 1459 г. Но, конечно, картографы пользовались и другими источниками, часто гораздо менее достоверными, чем «Книга» в общем правдивого венецианца. Очень большую роль «Книга» Марко Поло сыграла в истории великих открытий. Мало того, что организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI вв. пользовались картами, составленными под сильным влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся космографов и мореплавателей, в том числе для Колумба. «Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений - литературных произведений и научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время. Она вошла в золотой фонд мировой литературы, переведена на многие языки, издается и переиздается во многих странах мира.

Западноевропейские миссионеры и путешественники XIV–XV веков

Н

а рубеже XIII–XIV вв. известно несколько католических миссий в Южную и Восточную Азию, давших географический материал, в некоторой части дополняющий «Книгу» Марко Поло. Около 1289 г. итальянский монах-францисканец Джованни Монтекорвино был послан папой в Тебриз. Через два года он из Ормуза отправился морским путем на Коромандельский берег Индостана и там среди местных христиан (фомистов) прибыл более года. В своих письмах-отчетах Монтекорвино дал хорошее описание Южной Индии, быта ее населения, торговли и мореходства в условиях муссонного климата. Оттуда он морем перебрался в Китай в 1293 г. и прожил главным образом в Северном Китае около 35 лет. Однако его письма из Китая с географической точки зрения менее интересны, чем письма из Индии.

Пестрой смесью истины и вымысла является описание 12-летнего путешествия по Азии (1318–1330 гг.) францисканца Одорико из Порденоне . От Ормуза он морем около 1322 г. добрался до индийского у. Тхана (в районе, где позднее вырос Бомбей), побывал на обоих берегах Южной Индии и на Шри-Ланке. Оттуда около 1324 г. он прибыл на северо-западное побережье о. Суматра (Одорико пишет «Сумолтра», но относит это название лишь к королевству в южной части острова). Яву, на которую он затем перешел, Одорико характеризует как самый изобильный и процветающий край. В те дни ею управлял один верховный государь; у него в вассальной зависимости находились семь царьков. С Явы Одорико первым из европейцев попал на о. Калимантан и первым же отметил, что в морях Юго-Восточной Азии насчитывается «добрых 24 тысячи островов» - по современным данным около 20 тыс., а с рифами значительно больше. Он посетил Южный Вьетнам и Южный Китай, достиг Ханчжоу, а оттуда - Ханбалыка, где прожил три года. На обратном пути Одорико пересек в западном направлении всю Азию. Из Ханбалыка и бассейна средней Хуанхэ он прошел в Красный Бассейн р. Янцзы, проник в Тибет, описал столицу страны Лхасу, где, по его словам, жил долгое время (некоторые историки законно в этом сомневаются). На этом описании его путешествия обрываются. Известно лишь, что Одорико вернулся на родину в 1330 г. и умер 14 января 1331 г., не закончив свою книгу. Она представляет собой беспорядочный рассказ о различных странах и городах Азии, о ее народах и чудесах.

В Европе на рубеже XIV–XV вв. стало известно, что все мусульманские государства Передней Азии и Северной Индии завоеваны монгольским правителем Средней Азии Тамерланом (так искажено европейцами имя Тимур-ленг , т. е. Тимур-хромец). Его считали самым могущественным владыкой мира; европейские государи мечтали привлечь его в качестве союзника к борьбе против мусульман в Европе и Северной Африке. Вот почему особенно заинтересованный в этом кастильский король Энрике III отправил в начале XV в. два посольства к Тимуру в его столицу Самарканд. Во главе одного стоял Руй Гонсалес Клавихо , который во время трехлетнего путешествия (1403–1406 гг.) вел подробный дневник, впервые изданный в 1582 г. под названием «История великого Тамерлана». Являясь очень важным первоисточником по изучению состояния Ближнего Востока и Средней Азии в начале XV в., «История» Клавихо дает также новый географический материал, пополняющий известия Марко Поло в основном по Средней Азии и соседним областям Северного Ирана. Его сведения по личным наблюдениям, как правило, правдивы и точны; ошибочны некоторые расспросные данные, в частности сообщения, что Амударья «впадает в море Баку», т. е. в Каспий.

Венецианский купец Никколо Конти с 1419 г. жил в Дамаске (Сирия), изучил там арабский язык. В 1424 г. он начал свои странствия с торговыми целями по Азии. Из Дамаска Конти проехал в Ормуз и морем перебрался в Северо-Западную Индию, в порт Камбей. Посетив несколько городов в этом районе, он плавал на юг вдоль всего западного побережья Индостана, побывал на Шри-Ланке, прошел затем морем вдоль всего восточного побережья Индии до устья Ганга. Из Бенгалии он сухим путем направился на восток, перевалил безлюдные горы, отделяющие Индию от Северо-Западного Индокитая, вышел на широкую равнину, достиг «очень большой реки - Дава» (Иравади). Спустившись по ней до устья, Конти морем вернулся в Камбей, оттуда направился дальше на запад, побывал на о. Сокотра, в Адене, в одном из северных эфиопских портов, в аравийской гавани Джидда (порт Мекки) и через Египет и Триполи вернулся в Италию в 1444 г. Папа Евгений IV так заинтересовался скитаниями Конти, что отпустил ему даже такой тяжкий грех, как отречение от своей веры, и приказал своему секретарю, известному гуманисту Поджо Браччолини , записать по-латыни его рассказы («Четыре книги об изменчивости судьбы»).

1468 г. шах Ширвана, страны на западном берегу Каспия, прислал послов к Московскому великому князю Ивану III. Не ранее апреля 1468 г., когда послы пошли в обратный путь, в Твери (Калинин) к ним пристали два судна, снаряженные русскими купцами во главе с Афанасием Никитиным . В июле у Астрахани на караван напали татары и разграбили его. При этом русские потеряли свои суда и почти все имущество. Часть их разными путями добралась до ширванских владений и просила вернуть их на родину под охраной, но шах отказал, ссылаясь на то, что их слишком много. «И мы, заплакав, разошлись кто куда,- говорит Никитин в своих записках «Хожение за три моря», - у кого было что на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен там, тот пошел куда глаза глядят...»

Никитин, как показал Л. С. Семенов , не «был должен», т. е. не набирал товары в долг, но он потерял все имущество и поэтому решил расторговаться в чужих странах. Из Баку, «где огонь неугасимый», в сентябре 1468 г. Никитин отплыл в прикаспийскую, иранскую область Мазандеран. Там он пробыл более восьми месяцев, а затем, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал Афанасий не торопясь, по месяцу иногда жил в каком-нибудь пункте, занимаясь торговлей. В одном из южных иранских городов он услышал о том, как дороги в Индии породистые лошади и как дешевы ценные товары для Руси. Он приобрел жеребца, решив побывать в Индии, и направился к Персидскому заливу, впрочем, не раз сворачивая с прямого пути к Гурмызу (Ормуз). После более чем двухлетнего пребывания в Иране 23 апреля 1471 г. Никитин сел на судно, идущее к индийскому порту Чаул, у 18°30" с. ш. Но ему там не удалось выгодно продать коня, и в июне он отправился через Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джуннар, у 74° в. д. Он провел там два месяца и в сентябре, хотя период дождей не закончился, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Бидар, у 18° с. ш., столицу бесерменского (мусульманского) государства Бахмани, владевшего тогда почти всем Деканом до р. Кришны на юге, - «город большой, многолюдный». Затем он побывал в трех соседних городах и вернулся в Бидар в ноябре. Коня ему удалось продать лишь в декабре 1471 г. Никитин описывает пышные выезды местного султана, его двор, окруженный стенами с семью воротами. Он видит вокруг страшную нищету, на которую не обращали внимания другие европейские путешественники: «...сельские люди очень бедны, а бояре богаты и роскошны; носят их на серебряных носилках...» Отмечает Никитин и рознь индусов и мусульман («с бесерменами не едят и не пьют»), и кастовое деление индусов («вер в Индии 84»), и различия в быте и пище отдельных каст. В 1472 г. из Бидара Афанасий выполнил маршрут в священный г. Парват, на правом берегу Кришны. Бидар он оставил в апреле 1473 г., пять месяцев прожил в одном из городов «алмазной» области Райчур и решил возвращаться «на Русь».

Маршрут А. Никитина

Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много». Около трех лет провел Афанасий в Индии, стал свидетелем войн между двумя крупнейшими в то время державами субконтинента, а его записи уточняют и дополняют индийские хроники, характеризующие события 1471–1474 гг. В «Хожении...» он дает также краткие, но в основном достоверные сведения о некоторых «пристанищах», куда он сам не попал: о столице южноиндийского могущественного государства Виджаянагар и его главном порте Колекот (Кожикоде), о Шри-Ланке как о стране, богатой драгоценными камнями, благовониями и слонами; о «немалой пристани» Западного Индокитая Пегу (устье Иравади), где живут индийские дервиши - буддийские монахи, торгующие драгоценными камнями, и о фарфоровых изделиях «Чина и Мачина» (Китая).

Истомившись в Индии, Никитин в конце 1473 г. отправился в обратный путь, описанный им очень кратко. На судно он сел в Дабхоле (Дабул) в январе 1474 г., уплатив за проезд до Ормуза два золотых. «И плыл я... по морю месяц и не видел ничего, только на другой месяц увидел Ефиопские горы... и в той Ефиопской земле был пять дней. Божией благодатью зло не произошло, много роздали мы ефиопам рису, перцу, хлебов, и они суда не пограбили». Под «Ефиопскимп горами» подразумевается северный высокий берег п-ова Сомали. Судно достигло Маската, пройдя около 2000 км против ветра и течения и затратив на этот путь значительно больше времени, чем отмечено в тексте «Хожения...»

После почти трехмесячного плавания Афанасий высадился в Ормузе, где пробыл 20 дней. Затем он двинулся на северо-запад через горные области Ирана и, торгуя пряностями, прошел к Тебризу, побывал в главной ставке кочевых «белобаранных» туркмен, а затем пересек Армянское нагорье и достиг Черного моря у Трапезунда к началу октября 1474 г. За золотой его взялись перевезти в генуэзскую Кафу (Феодосию), но «из-за сильного и злого ветра» судно достигло ее только 5 ноября. Дальше Никитин не вел записей. Здесь он провел зиму 1474–1475 гг. и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной же 1475 г. вместе с несколькими купцами Афанасий двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его «Хожению...», включенному в «Львовскую летопись» под 1475 г., видно, что он, «Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 - начале 1475 г.], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли гости [купцы] в Москву...»

«Хожение...» в XVI–XVII вв. неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков. Но до XVII в. нам неизвестны на Руси какие-либо новые попытки завязать непосредственную торговлю с Индией. Да и вряд ли тех русских, кто читал «Хожение...», могли побудить к путешествию в Индию слова правдивого Никитина, что там «на Русскую землю товара нет». Его путешествие с экономической точки зрения оказалось невыгодным предприятием. Но Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое, огромной ценности описание средневековой Индии, которую он обрисовал просто, реалистично, деловито, без прикрас. Своим подвигом он убедительно доказывает, что во второй половине XV в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну из Европы мог совершить на свой страх и риск даже одинокий и бедный, но энергичный человек, несмотря на ряд исключительно неблагоприятных условий. Действительно, Никитин не имел поддержки со стороны светского государя, как путешествовавший вскоре после него португалец Ковильян. Не стояла за ним и могущественная церковная власть, как за его предшественниками монахами Монтекорвино и Одорико из Порденоне. Он не отрекся от своей веры, как венецианец Конти. Единственный православный христианин среди мусульман и индуистов, Никитин не встречал повсеместно помощи и гостеприимства, как арабские купцы и путешественники среди своих единоверцев.

Афанасий Никитин был совершенно одинок, очень тосковал по родине и стремился вернуться домой. «А Русскую землю бог да сохранит... На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бегляри [княжеские наместники] Русской земли несправедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней».

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Одну из первых географических карт составил древнегреческий ученый Гекатей (VI-V вв. до н. э.). Как она была не похожа на современные карты! Европа, Азия и Африка (ее называли тогда Ливией) выглядели на ней совершенно иначе, а других материков и частей света вовсе не было. В те далекие времена люди еще многого не знали об облике Земли.

Человечеству потребовались века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Эти века были отмечены чередой замечательных географических открытий. Мы расскажем о тех из них, благодаря которым на карте появились новые материки и части света.

Открытие Америки

Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В XV в. многих европейских путешественников манили к себе далекие страны Азии, прежде всего Индия и Китай, славившиеся несметными богатствами. Но путь в Азию был очень долгим - нужно было плыть вокруг Африки. Отыскать более короткий путь решил итальянец из Генуи Христофор Колумб (1451 - 1506). Он был уверен в том, что Земля имеет шарообразную форму и поэтому до Азии можно добраться, если плыть из Европы на запад. 3 августа 1492 г. Колумб со своей командой (около 100 человек) на трех кораблях отплыл из Испании. А 12 октября 1492 г. матрос одного из кораблей увидел землю. Вскоре Колумб высадился на берег. Он полагал, что добрался до Индии, и поэтому назвал встреченных здесь местных жителей индейцами. Обнаруженная земля оказалась маленьким островом.

Колумб продолжил путешествие и открыл еще несколько островов, в том числе Кубу. Весной 1493 г. он возвратился в Испанию, а в последующие годы совершил еще три путешествия в те же места. Однако до конца своих дней великий мореплаватель так и не узнал, что не достиг Азии, а открыл новую часть света - Америку. Днем открытия Америки считают 12 октября 1492 г.

Открытие Австралии

На протяжении многих веков считалось, что далеко на юге существует огромный материк, населенный людьми и богатый золотом, алмазами и жемчугом. И хотя этот материк никто никогда не видел, его наносили на карты и называли Неведомой Южной землей. Многие мореплаватели были заняты поисками легендарного материка. И когда в XVI в. удалось открыть Новую Гвинею, географы сочли этот огромный остров выступом Неведомой Южной земли. На современной карте хорошо видно, что от Новой Гвинеи рукой подать до Австралии. Первым до этого материка добрался голландский мореплаватель Виллем Янсзон в 1606 г. Он не только высаживался на материк, но и обследовал его побережье на протяжении 350 км. При этом Янсзон думал, что побывал всего лишь в Новой Гвинее. Подобно Колумбу, он до конца жизни не узнал о том, что стал первооткрывателем нового континента. После Янсзона другие голландские мореплаватели открыли большие участки северного, западного и южного побережья Австралии.

Любопытно, что при этом один из голландских капитанов впервые обнаружил и описал кенгуру - удивительное животное с крошечным детенышем в сумке. Открытые земли были названы Новой Голландией и считались частью Неведомой Южной земли. И только после того, как в XVIII в. великий английский путешественник Джеймс Кук открыл и тщательно обследовал восточное побережье Австралии, стало ясно, что это самостоятельный материк. Его назвали Австралией, что, как вы помните, означает «южный».

Открытие Антарктиды

В 1820 г. русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» открыли шестой континент - Антарктиду. Их героическое плавание продолжалось 751 день. За это время они 9 раз подходили близко к берегам Антарктиды, однако льды не позволили им высадиться на материке.

Только в 1894 г. люди впервые ступили на землю Антарктиды. Это были норвежцы капитан Л. Кристенсен и матрос К. Борхгревинк, которым удалось в шлюпке добраться сквозь льды до берега.

Десять великих путешественников

Роберт Пири (1856-1920)
США. Полярный исследователь. В 1909 г. первым достиг Северного полюса.

Марко Поло (1254-1324)
Венеция. В течение 24 лет путешествовал по странам Азии. Из его книги европейцы узнали об удивительной природе и невиданных богатствах этих стран.

Фернан Магеллан (около 1480-1521)
Португалия. Во главе испанской морской экспедиции совершил первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.

Васко да Гама (около 1469-1524)
Португалия. Первым проложил морской путь в Индию, проведя свои корабли вокруг Африки.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)
Россия. Исследовал труднодоступные районы Азии. Нанес на карту более 20 горных хребтов, целый ряд озер и рек.

Давид Ливингстон (1813-1873)
Англия. Исследовал труднодоступные районы Африки, открыл один из крупнейших водопадов - Виктория.

Афанасий Никитин
Россия. Купец из Твери. В XV в. совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Черное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря».

Руаль Амундсен (1872-1928)
Норвегия. Полярный исследователь. В 1911 г. первым достиг Южного полюса.

Витус Беринг(1680-1741)
Россия. Исследовал северные и восточные берега нашей страны. Открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив).

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846)
Россия. Возглавил первое русское кругосветное плавание (1803-1806).

Проверьте свои знания

  1. Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?
  2. Как была открыта Америка?
  3. Как была открыта Австралия?
  4. Как была открыта Антарктида?

Подумайте!

Проследите по карте маршруты четырех экспедиций X. Колумба. Во время каких из этих экспедиций он побывал только на островах, а во время каких - на материках Америки?

Древнегреческим ученым были известны Европа, Азия, Африка (ее называли Ливией), хотя их очертания на картах того времени еще очень далеки от подлинных. Америка была открыта в 1492 г. X. Колумбом, который пытался найти короткий путь в Азию. Первооткрывателем Австралии оказался голландский мореплаватель В. Янсзон, ступивший на этот материк в 1606 г. Антарктиду открыли в 1820 г. русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.

Публикации по теме