Карта лысьвенский городской округ. Карта большая лысьва Лесной участок Красоды

Пермский край, Лысьвенский городской округ

Лысьвенский городской округ - подробная карта, улицы, номера домов и организации. Спутниковые фотографии, панорамы улиц и фотографии зданий Лысьвенский городской округ. Пробки и построение маршрутов проезда на автомобиле и общественном транспорте.

Продуктовые (продовольственные) магазины / Гастрономы на карте Лысьвенский городской округ: адреса, номера телефонов и время работы. Свежие отзывы и рейтинги

Поиск организаций осуществлён внутри или недалеко от видимого участка карты

Подробная карту Лысьвенский городской округ с номерами домов и улицами

Маршруты городского транспорта Лысьвенский городской округ: автобусы, маршрутки, электрички. Карта общественного транспорта, включая маршрутные такси

: ближайшие населенные пункты

Для детального поиска достаточно изменить масштаб онлайн схемы. На странице интерактивная схема Лысьвенский городской округ с адресами и маршрутами улиц. Перемещайте карту, чтобы найти улицы. Также прокладывайте маршрут с помощью инструмента «Линейка»

Карта Лысьвенский городской округ с достопримечательностями - вы можете перемещаться по карте, используя клавиатуру и мышь, также приближать и отдалять карту с помощью кнопок "+" и "-". Пермский край, Лысьвенский городской округ карта, схема, план местности, границы, дороги, железная дорога, жд сообщение, мост, моря, реки, озёра, города, населённые пункты близ города Лысьвенский городской округ, спутниковая карта, железная дорога, поля, горы, вид со спутника, масштаб, карта Яндекс - Россия.

Пермский край, Лысьвенский городской округ, деревня Большая Лысьва

Большая Лысьва - подробная карта, улицы, номера домов и организации. Спутниковые фотографии, панорамы улиц и фотографии зданий Большая Лысьва. Пробки и построение маршрутов проезда на автомобиле и общественном транспорте.

Продуктовые (продовольственные) магазины / Гастрономы на карте Большая Лысьва: адреса, номера телефонов и время работы. Свежие отзывы и рейтинги

Поиск организаций осуществлён внутри или недалеко от видимого участка карты

Подробная карту Большая Лысьва с номерами домов и улицами

Маршруты городского транспорта Большая Лысьва: автобусы, маршрутки, электрички. Карта общественного транспорта, включая маршрутные такси

Лысьвенский городской округ район: ближайшие населенные пункты

Для детального поиска достаточно изменить масштаб онлайн схемы. На странице интерактивная схема Большая Лысьва с адресами и маршрутами улиц. Перемещайте карту, чтобы найти улицы. Также прокладывайте маршрут с помощью инструмента «Линейка»

Карта Большая Лысьва с достопримечательностями - вы можете перемещаться по карте, используя клавиатуру и мышь, также приближать и отдалять карту с помощью кнопок "+" и "-". Пермский край, Лысьвенский городской округ, деревня Большая Лысьва карта, схема, план местности, границы, дороги, железная дорога, жд сообщение, мост, моря, реки, озёра, города, населённые пункты близ города Большая Лысьва, спутниковая карта, железная дорога, поля, горы, вид со спутника, масштаб, карта Яндекс - Россия.

Что и сделали в перерывах между основными работами по обеспечению группы.
Основали Крутой Лог в первой четверти XIX века переселенцы-раскольники, бежавшие от религиозного преследования на окраины русских земель. Известно, что Гороблагодатский тракт был построен в середине 18-го века. По территории будущего села тракт первоначально проходил через лог с очень крутыми склонами, который и дал название будущему поселению. Проходить этот лог было не просто даже пешком, а на гужевом транспорте преодолевать его было очень сложно, порой просто невозможно. По этой причине был построен объезд лога длиной около двух километров, по которому ездят и в настоящее время. Первоначально тут появился придорожный трактир, потом поселение выросло до большой деревни, живущей торговлей и сельским хозяйством.
Где-то в середине XIX века в Крутом Логу на пожертвования прихожан, различных учреждений и обществ построили каменную часовню. Часть средств на нее выделило Кыновское потребительское общество, кстати, первое в России. К рубежу веков крутоложские староверы смогли примириться с РПЦ и искренне приняли её уклад. В ознаменование этого события часовню, очевидно, перестроили в церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, которая и была освящена 23 мая 1916 года.

Первая Мировая и Гражданская войны собрали богатую жатву кровью крутоложцев. Последующее раскулачивание и коллективизация усугубили положение. В 30х годах церковь в селе была разгромлена и превращена в склад, а затем в клуб. Это лишило Крутой Лог статуса села в глазах местных жителей, хотя официально поселение продолжало называться селом, а не деревней. В Крутом Логу был организован сельхоз, появилась МТС, коммутатор и школа-семилетка.
После Великой Отечественной войны, залечивая раны прошлого и выхаживая вернувшихся израненных мужиков, деревни Крутоложского сельхоза ещё жили, но вставали на ноги долго и трудно. Зато рядом, в Кормовище и на станции Кумыш, быстро возраждалась жизнь леспромхозов, которые постепенно вытесняли сельское хозяйство с лидирующей позиции экономики района. В 1959 году Лысьвенское ГОРОНО приняло решение о переводе семилетней школы из центра сельхоза - села Крутой Лог (ж/д разъезд 77-й км) - на станцию Кумыш. В 1962 году туда же перевели сельсовет и коммутатор. С этого момента колесо миграции закрутилось на полную катушку. Люди массово переселялись туда, где было лучше жить и работать им самим и учиться их детям. К концу 70х годов ХХ века исчезло 90% деревень, хуторов и казарм, окружавших Крутой Лог, вместе с самим селом. И если по остаткам развалин кирпичной церкви пока еще можно определить место, где находилось село, то от деревень Крутоложского сельсовета не осталось ничего. Человек может пройти по бывшей улице какой – нибудь исчезнувшей деревни, словно по обычной, заросшей травой и небольшими деревьями лесной поляне. Ему, естественно, не придет в голову мысль, что когда – то тут жило несколько поколений людей, что тут в течение полутора веков кипела и бурлила жизнь.


Несколько лет назад в рамках деревенской акции "Город" было установлено несколько памятных крестов на местах исчезнувших поселений. Установили такой крест и в урочище Крутой Лог, близ развалин церкви. Надпись на кресте гласила "Здесь была деревня Крутой Лог".





Все прошедшие годы за крестом не то что никто не ухаживал, к нему даже никто не ходил. Он зарос высокой травой, покрылся лишаем и начал активно гнить. Недолго ему стоять осталось, по всему выходит. Зато скамейка в тени придорожного лесочка, установленная в одно время с крестом, превратилась в добротную беседку с самодельным мангалом из составленных кирпичиков. Жаль, фото не получилось.






На окраине урочища имеется маленький заброшенный каменный карьер. Судя по всему, камень из него брали для местного строительства и ремонта железной дороги. Сейчас карьер тоже зарастает иван-чаем и люпинами.






Село стояло на развилке дорог. Отсюда и сейчас идёт грунтовки на Кын и на Воскресенцы и далее в Маховляне. Из проезжающей машины у меня интересовались, можно ли сейчас добраться по старому тракту до с. Чусовское, но я, увы, этого не знаю. Но как-то же туда ездят?









С другой стороны урочища - заросшее лесом старое сельское кладбище. Оно всё ещё действует, на опушке несколько свежих могил. Уехавшие жители мёртвого села хотят лежать в земле рядом со своими предками. Размеры погоста впечатляют.






Абсолютно все виденные нами поляны в свежих и не очень лунках, оставленных кладоискателями. Трое с металлоискателями бродили и возле нашего лагеря. Вот они, вдалеко бредут.









Одной из исчезнувших деревень Крутоложского сельхоза была Палёный Лог (ж/д разъезд 72-й км). Её 15-20 домов располагались на склоне по обеим сторонам дороги. Когда-то здесь переселенцы выжигали лес на склонах лога под посевы, отсюда и название. Эта исчезнувшая деревня знаменита тем, что возле неё погиб "красный" бронепоезд. Там мы в итоге и решили закопать наш "клад".
Пошли в Палёный Лог мы не напрямую, по грунтовке, а в обход, по железной дороге, о чём под палящим солнцем вскоре пожалели. При строительстве полотна лог здесь срезали, получилось небольшое ущелье.


















В годы Гражданской войны вдоль этой железнодорожной ветки гремели длительные и тяжёлые бои. В целом соотношение сил "красных" и "белых" к ноябрю 1918 года на Пермском направлении составило 35000 к 42000 человек. 30-го числа началось наступление "белых" на ст. Кын и д. Нёк. В результате Кыновской завод оказался практически в окружении. 1 декабря началось наступление со стороны д. Матвеево с целью захвата с. Крутой Лог и ст. Кормовище. Важно было перерезать железнодорожную связь "красных" с Лысьвой и тем самым лишить подпитки свежими подкреплениями, боеприпасами и продовольствием. В этих боях серьезной помехой для "белых" был бронепоезд № 2. Его команду составляли лысьвенские железнодорожники и балтийские революционные матросы, в т.ч. с крейсера "Аврора". БеПо не только не позволял перерезать железнодорожное сообщение, но и отвлекал на себя большое количество живой силы противника. В этих боях ни один из двух бронепоездов "белых" не мог противостоять броневику "красных", потому что был взорван железнодорожный мост через реку Кын. 1 декабря под ст. Кумыш в очередной раз были окружены две роты Лесновско – Выборгского полка. Бронепоезд помог окруженным лесновцам прорваться, но сам оказался в ловушке. "Белые" использовали уже неоднократно применяемый прием: вытащили из деревянных шпал железные костыли, чего не могли заметить машинисты, и в результате многотонная машина сошла с рельсов. Шквальный ружейно – пулеметный огонь "белых" не позволял команде бронепоезда отремонтировать железнодорожный путь. Бой, начавшийся 1 декабря около 11 часов утра, продолжался весь день до темноты. Израсходовав боезапас и потеряв часть команды, в том числе помощника командира И.Шерстобитова (командир БеПо И.Деменев в тот момент находился в Лысьве), команда приняла решение взорвать один броневой вагон. Оставшиеся в живых члены экипажа вели бой из второго вагона. Как отмечалось в приказе по войскам 3-й армии Восточного фронта за № 503 от 7 декабря 1918 года: «…около 15 часов 2 декабря в указанном месте все еще была слышна пулеметная стрельба… Не рассчитывая на помощь, оставшиеся в живых бойцы бронепоезда взорвали второй вагон и паровоз и под покровом ночи лесом ушли в Лысьву». Гибель бронепоезда № 2 до предела обострила оперативную обстановку на Лысьвенском направлении. В боях за ст. Кын оборона "красных" была разрушена. 58-й Владимирский полк понес большие потери и был разорван на две части. Одна из них, вместе с остатками Лесновско - Выборгского полка, отошла к Кыновскому заводу, другая, вместе с отдельным батальоном особого назначения под командованием Гуйского, – к Лысьве. Три роты Владимирского полка, попав в окружение без боеприпасов, сдались в плен без боя.
К 50-летию Октябрьской революции в д. Палёный Лог был установлен памятник экипажу героического бронепоезда № 2. Сюда возили на экскурсии школьников со всего Лысьвенского района. В настоящий момент он практически не посещаем и зарастает некошенной травой и кустарником, как и вся бывшая станционная поляна. По иронии судьбы, редкие посетители возлагают сейчас к нему венки с белогвардейским триколором...









Под ж/д полотном имеется маленький тоннель. Грузовик в него не пройдёт, только телега или легковушка, да и та впритирку. Тут была дорога от деревни к тракту. Сейчас она заросла травой в мой немалый рост.

Публикации по теме