Урочище калбак-таш, древние петроглифы алтая. Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая Комплекс петроглифов в монгольском алтае

18 июля-10 августа 2015 г. прошла полевая научно-исследовательская экспедиция по изучению и копированию наскальных рисунков Монгольского Алтая.

Задачи экспедиции: -
- продолжение работы археологов и культурологов России, Монголии, Казахстана, Китая и других стран по созданию единой информационной базы петроглифов эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского времени трансграничного Алтая,
- обозначение сосредоточений петроглифических комплексов на всей географической территории четырех стран, объединяющих историческую и культурную составляющую единой истории народов, населявших данный регион в древности.

Цели экспедиции:
- донесение и пропаганда наскального искусства уникальных древних культур Большого Алтая до современных потомков и жителей нашей страны,
- продолжение разработки способов и методов защиты природно-культурных памятников Алтайской горной страны,
- пополнение фондов музея эстампажными копиями наскальных рисунков Монгольского Алтая.

В экспедиции приняли участие: научный сотрудник Национального музея имени А. В. Анохина С. М. Киреев, Автономная некоммерческая организация «Соломенная капитель» (г. Барнаул): Е. Ю. Назаренко, Л. Р. Прутян. 23-31 июля в экспедиции участвовал менеджер краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака Монголии Хуренморон Мажек.

Проект осуществлялся на средства гранта Фонда «Глобал грингрантс» (договор № 58-294 от 15.04.2015 г.), полученного АНО «Соломенная капитель». Автотранспорт выделен министерством культуры Республики Алтай.

Маршрут экспедиции пролегал по пяти административным районам – сомонам Баян-Ульгийского аймака: Улаанхус, Цэнгэл, Сагсай, Бугат, Толбо. Баян-Ульгийский аймак расположен в западной Монголии, гранича на севере с Кош-Агачским районом Республики Алтай Российской Федерации, на западе – с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (Восточный Туркестан) Китайской Народной Республики.

Обследованные памятники: петроглифы массива Шивээт-Хайрхан, местонахождений Харсалаа, Цагансалаа, курганы, керексуры, ритуальные сооружения сомонов Улаанхус и Цэнгэл. Кроме этого произведены этнографические наблюдения.

Итоги работы экспедиции:
- в течение данного времени подробно обследованы наскальные рисунки указанных пунктов, их состояние и сохранность, произведена фотофиксация как цельных композиций петроглифов, так и отдельных образов,
- для Национального музея им. А.В. Анохина выполнено более 60 эстампажных копий наиболее характерных и выразительных сюжетов эпохи бронзы и раннего железного века,
- произведен первичный анализ и сопоставление обследованных петроглифов Российского и Монгольского Алтая,
- произведены этнографические наблюдения за устройством и функционированием зимних стоянок современных скотоводов - казахов и тувинцев изучаемого района аймака,
- оказана помощь краеведческому музею Баян-Ульгийского аймака по выявлению, обследованию и фотофиксации памятников археологии: курганов, керексуров, культовых объектов, обучению сотрудника методике копирования наскальных рисунков,
- установлены тесные контакты с руководством и сотрудниками Баян-Ульгийского аймачного краеведческого музея, намечены перспективы и направления дальнейшего сотрудничества между двумя музеями, выработаны предложения о взаимовыгодном сотрудничестве.

Всем привет, друзья! Помимо невероятных природных красот Алтай известен как территория с сильным энергетическим полем. Сотни легенд и реальных историй, подтвержденных историческими фактами об озерах, пещерах, реках и др. местах природы. Алтайский шаманизм, шамбала. На Алтае священным местом считается не только гора Белуха, Телецкое озеро. Подтверждением тому являются алтайские петроглифы - древнейшие наскальные рисунки, которые создавались в местах ритуальных святилищ. Петроглифов сохранилось великое множество, все они разных временных эпох, начиная от эпохи мезолита (9-7 тысяч лет до нашей эры), заканчивая эпохой древних тюрков (6-10 век нашей эры).

Наибольшее их скопление можно встретить на правом береги реки Чуя, в урочище Калбак-Таш.

Урочище Калбак Таш находится на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро. Съезд к урочищу будет с левой стороны

На скалах на протяжении 10 км вдоль дороги практически непрерывно встречаются петроглифы. Именно здесь можно встретить петроглифы от самых древнейших до эпохи древних тюрков.

А еще с урочища открывается чудесный вид на долину реки Чуя.

В урочище Калбак-Таш вы можете пройтись и посмотреть петроглифы самостоятельно, а можете послушать экскурсовода, который расскажет Вам много интересных фактов о каждом из рисунков.

Наскальные рисунки каждой временной эры отличаются друг от друга своей тематикой. Например, рисунки с изображением крупных фигур оленей, лосей, быков, выбитые достаточно широким желобком относятся к эпохе неолита (6-4 тыс. лет до нашей эры). Такие рисунки есть в урочище Калбак-Таш.

К эпохе энеолита (4-3 тыс. лет до нашей эры) также относятся изображения животных - олени (маралы), лоси, горные козлы, лошади, быки. Только теперь они в компании фантастических зверей или чудовищ.

На фото ниже над человеком сверху изображен фантастический зверь - калбакташская химера, которая готовится забрать человека в подземный мир, или очистить душу человека от скверны - есть разные версии. Человека изображали чаще всего с полукруглым образованием на голове, нарисованный на груди квадрат - ничто иное как вместилище души.

К эпохе бронзы (2-1 тыс. лет до нашей эры) относятся петроглифы с изображением священных быков, оседланных женщиной. Контур тела животного заполняется различными геометрическими фигурами.На фото ниже как раз изображен такой бык.

А напротив этого священного быка изображена рожающая женщина - тема плодородия, как и тема животных также часто встречается в петроглифах.

К рисункам эпохи древних тюрков относятся рисунки с изображениями сцен охоты.

Рисунки с изображением летающих тарелок, космических кораблей остаются загадкой. Что же этими рисунками хотели сказать алтайские предки? Неизвестно до сих пор.

Рассматривать алтайские петроглифы можно бесконечно, прочитать и понять их смысл с первого раза не всегда возможно, но разгадывать их историю и смысл очень интересно!

Путешествуйте со смыслом, друзья!

Изображения птиц — обычный, хотя и редкий сюжет в наскальных изображениях Алтайских гор. Тем не менее открытие небольшой группы оригинальных рисунков птиц в местности Арал-Толгой (зона биосферного заповедника, Баян-Ульгийского аймака Монголии) представляет несомненный интерес для исследователей древнего искусства Центральной Азии. Крупные рисунки птиц (рис. 1.-1-7) и различных промысловых животных (лось, олень, бык, кабан, и др.) выполнены в основном на горизонтальных плоскостях невысокой горной гряды, в архаичной контурной технике, сильно выветрены и патинизированы (Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якоб¬сон Э., 1998, с. 262). Именно они придают своеобразие и новизну открытому комплексу. Компактное скопление рисунков, даже судя по предварительному сравнительно-типологическому анализу изображений (Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., 2000, с. 50-51, рис. 4), имеет короткий хронологический диапазон. Его можно датировать в пределах неолита или ранней бронзы (отдельные рисунки — даже ранним железным веком) потому, что для более ранних дат (мезолит, палеолит) пока нет серьезных и убедительных данных. Однако отдельные петроглифы уникального памятника своей изобразительной манерой и составом персонажей находят параллели в росписях пещеры Хойт-Цэнкер, датированных А.П. Окладниковым (1972, с. 47) верхним палеолитом. Но сравнение рисунков Арал-Толгоя, выполненных выбивкой, «на открытом воздухе» и росписей, нанесенных краской в пещере Хойт-Цэнкер, показывает, что это соотношение не так очевидно, как представляется на первый взгляд. Прежде всего это касается рисунков птиц. При формальном сходстве все же заметны и различия: в меру стилизованные фигуры птиц Хойт-Цэнкера более реалистичны, чем схематичные изображения птиц Арал-Толгоя (ср. рис. 1.-13, 14 и 1.-1-5). В настоящее время трудно сказать, какие из них более древние. Если следовать гипотезе стадиального развития образов наскального искусства — от реалистических изображений к схематичным, то явное предпочтение должно быть отдано рисункам из пещеры Хойт-Цэнкер, которые выглядят более «натуральными» по отношению к рисункам птиц из Арал-Толгоя. Определенная культурно-историческая (возможно, и семантическая) связь прослежи¬вается и с близкими по стилю изображениями птиц в каракольско-окуневском искусстве (рис. 1.-15-17), и в изобразительном творчестве культур самусьской общности Западной Сиби¬ри (рис. 1.-18). Во-первых, это одинаковая трактовка тел птиц из Арал-Толгоя в виде яйцевидного овала, а также присутствие рядом с ними или даже внутри абрисов фигур, специально выби¬тых углублений, округлой или овальной формы, (символов яйца?). Два округлых пятна, соединен¬ные перемычкой (также ассоциируемые с птичьими яйцами), выбиты и внутри круглого тела хищ¬ной птицы с гипертрофированным клювом (рис. 1.-7). Во-вторых, наличие орнамента на одной из птиц Арал-Толгоя. Подобная детализация, как известно, была продиктована древнейшим солярным культом и космогоническими представлениями о мировом яйце (Иванов В.В., Топоров В.Н., 1992, с. 349; Косарев М.Ф., 1981, с. 254; Есин Ю.Н., 2001, с. 52-53). Она типична, например, для изображений птиц на самусьской керамической посуде (см. рис. 1.-18), время бытования которой определяется серединой II тыс. до н.э. (Косарев М.Ф., 1981, с. 86, рис. 80.-6, 10).

Таким образом, по приведенным аналогиям птиц из петроглифов Арал-Толгоя, как, впрочем, и другие изображения животных из этого же местонахождения, логично датировать эпохой бронзы. На вопрос: «Какой вид пернатых отображают рисунки птиц Хойт-Цэнкера и Арал- Толгоя?», пока нет однозначного ответа. Одни исследователи полагают, что они напоминают страусов, другие видят в них журавлей, дрофу или водоплавающих птиц: лебедей и гусей.

Изображения птиц в петроглифах Арал-Толгоя сконцентрированы на самой высшей точке горной гряды, протянувшейся с востока на запад. С нее открывается великолепная по красоте панорама на окружающий горно-озерный ландшафт. Топография и природный контекст памятника древнего «святилища», наверное, могут быть отождествлены с универсальной моделью мира, центральным элементом которого служит мировая гора. Горную гряду с севера и юга омывают многочисленные протоки двух небольших рек, впадающих на востоке в огромное озеро Хотон-нуур, водная гладь которого теряется за горизонтом. Рельеф возвышенности, с постепенным подъемом по ступенчатым выходам скал на вершину горы с восточной и западной сторон, более крутых и голых скал с южной стороны и покрытого лесом северного склона, дает основание предположить сходство скального массива с легендарной мировой горой Сумеру.

Рис. 1. Изображения птиц: 1-7 — Арал-Толгой; 8-12 — Цагаан-Салаа; 13, 14 — Хойт-Цэнкер; 15 — Каракол; 16 — Калбак-Таш; 17 — Тас-Хазаа; 18 — Самусь-IV

В буддийской мифологии она «…иногда имеет форму четырехсторонней пирамиды из 3, 4, 7 ступеней, симметричным слоям неба» (Неклюдов С.Ю., 1992, с. 172). Вполне логичным представляется и расположение рисунков птиц на самой вершине Арал-Толгоя, ассоциируемой с мировой горой. Как известно, у многих народов в космогонических мифах о сотворении мира часто фигурирует образ птицы, ныряющей в глубь мировых вод за землей и сооружающей первозданный холм. Сюжетная схема действия «…строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и остается там на один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня… Наконец, ныряют семь птиц и остаются там семь дней, в результате чего был сотворен мир» (Топоров В.Н., 1992, с. 9). Следует заметить, что в полном соответствии с содержанием мифа находится и общее число (семь) изображений птиц в Арал-Толгое. Они сгруппированы на небольшом участке скальных выходов, общей площадью не более 20 кв.м.

В рисунках птиц поздней бронзы и раннего железного века Монгольского Алтая преобладают изображения орлов, лебедей, уток и гусей (рис. 1.-8-12). Для одних рисунков характерно реалистическое направление (птицы, как бы парящие в небе стаей), для других — мифологическое (вхождение птиц в композиции с рисунками колесниц, лошадей, оленей, вьючных быков и людей). Отдельные изображения унаследовали древнюю традицию передачи тела птицы в виде яйца (см. рис. 1.-11).

В раннем железном веке образ птицы в петроглифах Алтая несколько схематизируется, но сохраняются два основных иконографических типа: 1) анфасные, распластанные — «парящие в небе». Крылья у них в отличие от птиц эпохи бронзы не разделены отдельными перьями, а показаны сплошной (силуэтной) выбивкой (рис. 1.-9-10); 2) профильные — стоящие или идущие птицы (рис. 1.-8). Подобное деление на две группы приемлемо также для скульптурных и барельефных фигурок птиц, найденных в курганах древних кочевников Российского Алтая. Первому типу более всего соответствуют вырезанные на золотых листках силуэтные изображения птиц, нашитые на головные уборы кочевников (Кубарев В. Д., 1991, с. 120, рис. 31), второму — реалистические деревянные фигурки орлов с расправленными или сложенными крыльями, найденные в Туэкте, Башадаре, Пазырыке, Уландрыке и Юстыде (Руденко С. И., 1961, рис. 134.-е-л; Кубарев В.Д., 1999, табл. V.-1-5). Сильно стилизованные изображения (тип 1) передают обобщенный образ птицы и напоминают аналогичные по стилю рисунки орлов в древних петроглифах Забайкалья, Хакасии, Тувы и Алтая (Кубарев В. Д., Черемисин Д.В., 1984, рис. 2; Кубарев В. Д., 1999, табл. V.-10-16). Но особенно органичны и реалистичны деревянные фигурки орлов из алтайских курганов (тип 2). Сакральная сущность миниатюрных фигурок орлов подчеркнута резными спиралями на крыльях и покрытием их листовым золотом. Особенно любопытна связь священных птиц — обитателей небесной сферы с человеком, конкретно с шаманом. В данном аспекте наиболее интересен монгольский рисунок «шаманки» с трехпалыми птичьими когтями на ногах (Кубарев В.Д., 2001, рис. 7.-5) имеющий прямую и бесспорную аналогию в искусстве каракольской культуры Алтая (Кубарев В.Д., 1988, рис. 33; 2001, рис. 6.-3). Но в прямой связи с этими древними рисунками находятся и сохранившиеся в мифах монголов, алтайцев и тувинцев представления о первом шамане-женщине. Этнографам, очевидно, следует обратить внимание на перспективность сравнительного изучения одежды древних «шаманок» в петроглифах с ритуальными костюмами сибирских шаманов. Ведь существовал особый тип шаманского костюма у народов Саяно-Алтая, выделяющийся по покрою и ритуальному оформлению. Он олицетворял собой птицу (Прокофьева Е.Д., 1971, с. 62), при помощи которой шаман (шаманка) поднимался на вершины гор и совершал путешествие во Вселенной (Потапов Л.П., 1991, с. 210-215). Возможно, именно такой костюм или его подобие передает рисунок эпохи бронзы в пункте Цагаан-Салаа. На нем в фасной проекции показаны рога быка на перекладине и опущенные вниз крылья птицы (Кубарев В.Д., 2001, рис. 7.-1). Еще более реалистические изображения женщин в «птицевидном» одеянии найдены на скалах в устье Карагема на Российском Алтае (Маточкин Е.П., 1997, рис. 1.-5, 6).

В небольшой композиции из Цагаан-Салаа крупная хищная птица с расправленными крыльями атакует рыбу (рис. 1.-12). В петроглифах Монгольского Алтая такой сюжет найден впервые. Но в скифском искусстве Евразии сцена терзания хищной птицей рыбы достаточно широко известна на предметах различного назначения, датируемых VI-IV вв. до н.э. (Королькова Е.Ф., 1998, рис. 1.-18). В нашем петроглифе эта тема читается по-другому — птица показана в момент стремительного полета-пикетирования, предшествующему акту терзания. В скифских аналогах иконография также иная: птица держит рыбу в когтях и клюет ее в голову. Различие в содержательной части сцен можно объяснить не прямым и формальным копированием скифского мотива, а более свободной, реалистической трактовкой сюжета на каменной плоскости скальных выходов. Сходство же заключается в том, что в петроглифе птица направлена клювом к голове рыбы, т.е. в той же позиции, как и в скифских изображениях птиц, терзающих рыбу с головы. Отнесение рассмотренного сюжета к скифскому времени пока следует считать предварительным, потому что в петроглифах Монгольского Алтая существует целый ряд стилистически близких изображений хищных птиц, входящих в композиции эпохи бронзы. Вопрос о датировании и происхождении сюжета «терзания птицей рыбы» не может решаться однозначно, в силу его единичности в петроглифах Монгольского Алтая. Кроме того, имеются более ранние параллели алтайскому мотиву «птица и рыба» в китайских древностях, датируемых эпохой поздней Шан — конец II тыс. до н.э. (Королькова Е.Ф., 1998, рис. 1.-18). Достаточно интересна еще одна аналогия из Синьцзяна. В лаконичной сценке, выполненной на небольшом камне, журавль или пеликан клюет рыбу (Лю Циньян, 2000, рис. 95). Судя по третьему рисунку (фигурка козла в алтайском зверином стиле), выбитому над ними, сцену можно датировать «аржанским» периодом.

Итак, можно резюмировать, что определение хронологии и интерпретация рисунков птиц вполне реально, с привлечением идентичных образцов древнего искусства древних кочевников, достаточно надежно датированных эпохой бронзы и ранним железным веком. В мифах народов мира птицы — непременные участники представлений, а нередко и главные персонажи. Они служат символами неба, солнца, грома, плодородия, жизни и смерти, выполняя также разнообразные функции в ритуальной сфере и погребальной практике. Не являются исключением и изображения птиц в петроглифах Монгольского Алтая. Они выступают своеобразными классификаторами в универсальной знаковой системе зооморфных образов, позволяющими расшифровать идейное содержание мифа.

В этот день:

Дни рождения 1907 Родился - советский историк, этнограф, археолог, исследователь истории народов Средней Азии; истории, этногенеза, культуры каракалпакского народа, открыватель древнехорезмийской цивилизации. 1915 Родилась Галина Анатольевна Пугаченкова - известный археолог и искусствовед, академик Академии наук Узбекистана, специалист по истории архитектуры Средней Азии. 1919 Родился Владимир Васильевич Зварич - украинский и советский учёный-нумизмат и археолог. Открытия 1925 Артур Дарт публикует в журнале "Nature" статью под названием «Австралопитек африканский: человекообезьяна из Южной Африки» , вызвавшей в научном мире эффект разорвавшейся бомбы.

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, почетный гражданин г. Бийска Б.Х. Кадиков.

Древние петроглифы Алтая
Чудом уцелевшие для нас,
Графикой невольно поражают
О давно минувшем их рассказ.
На рисунках сказочные кони
Скачут из неведомых веков… В. Куницын

Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследование сибирскими археологами целого ряда уникальных культурно-исторических комплексов этой горной страны получило всемирную известность. Древние племена и народы, пересекавшие беспредельные просторы Азии в течение многих тысячелетий известный русский художник и путешественник Н.К.Рерих называл «великими странниками». Перед многочисленными эмигрантами, стремившимися на Восток или в обратном направлении, казалось, непреодолимой преградой вставали горы Алтая. Но опыт многих поколений горных кочевников позволял им легко найти наиболее короткие пути в суровых алтайских высокогорьях. Перевалы и древние тропы фиксировались не только в памяти людей, но были отмечены древними монументальными стелами, обо (жертвенными кучами камней), курганами и многочисленными наскальными изображениями, которые, возможно, служили и визуальными ориентирами на местности.

История дописьменных народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, но наскальные рисунки, эти листы «каменных книг», помогают проникнуть в глубь тысячелетий. Они занимают особое место, являясь бесценным источником духовной и материальной культуры древних алтайцев. Нередко это живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах, мифологии. Некоторые каменные полотна являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одним из труднейших вопросов при изучении петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, «расшифровка», т.е. прочтение их содержания. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены: перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний. Различить их и определить дату помогает тщательный анализ техники выбивки, художественных приемов и стиля, в котором выполнены древние рисунки, но, даже не смотря на такой комплексный метод исследования, многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня.

На Алтае известно более 200 мест, где обнаружены петроглифы и сотни тысяч таких рисунков. Анализ содержания, техники, стиля исполнения изображений позволяет разделить время их создания на несколько этапов.

Древнейший этап – палеолит представлен выбитыми точечной техникой рисунками лошадей, быков и оленей на скалах и камнях плато Укок. В абсолютном исчислении их возраст составляет не менее 12-14 тыс. лет.

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

Эпоха мезолита в отношении петроглифики практически не изучена. Возможно к ней следует относить небольшое количество изображений в виде так называемых кругов с точкой, кругов с ножкой, лунообразные и подковообразные знаки, обнаруженные на двух стелах. Одна из-них (в лежачем состоянии) находится на берегу р. Катуни около грота Куюс, вторая – стоит вертикально на берегу р.Чуи на 727 км дороги Новосибирск-Ташанта.

Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)

Эпоха неолита представлена крупными (1 х 1,5 м или более) фигурами оленей и лосей, выбитыми довольно широким контурным желобком). Очень часто встречаются фигуры священных быков и по одиночке, и небольшими группами. Местонахождение рисунков – Калбак-Таш, Куюс, Бичикту-Бом, Ак-Узюк.

Эпоха энеолита (конец 4-3 тыс. до н.э.).

В эпоху энеолита и ранней бронзы на горно-степных пространствах Центральной Азии главными персонажами петроглифов оставались дикие животные: козлы, бараны, олени, лоси, быки, лошади и верблюды. К ним следует добавить новые образы: хищные и фантастические звери, зооморфные персонажи, которые не сменяли друг друга во времени, а сосуществовали, развиваясь параллельным путем.

В ранних алтайских памятниках Елангаша, Калбак-Таша и Курман-Таша они (обычно крупные статичные фигуры) часто показаны рядом и в различных сочетаниях: олень-бык, лошадь-бык, бык и козлы и т.д. А сам жанр, когда лоси, олени и быки показаны в одной композиции, характерен для алтайских месторождений наскального искусства. Они выполнены в разное время и в разном стиле, но все отражают один исторический процесс: внедрение новой формы хозяйственной деятельности – кочевого скотоводства. В этом длительном периоде истории создания петроглифов (конец IV – начало II тыс. до н.э.) представляется возможным выделить два культурно-хронологических пласта: 1) ранний, восходящий к неолиту, включающий образы диких животных: оленя, лося, лошади, барана, быка, хищного зверя и редкие лаконичные сцены охоты с присутствием человека; 2) поздний, с переходом населения гор, к производящим формах хозяйства и изображениями домашних животных в бытовых сценах жизни. К этому последнему пласту относится самая многочисленная группа петроглифов Алтая. Различаясь лаконичным – в стилистическом плане своеобразием в России, Монголии, Тыве, Казахстане и Китае, они удивительно одинаковы по многим каноничным сюжетам и персонажам. Это, в основном: стилизованные изображения женщин-шаманок, часто рядом со зверем, в позе «роженицы», или в сценах совокупления; мужские фаллические фигуры, рисунки руки и стопы, личин или масок; следы животных и птиц, чашечные углубления; колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные палицами и копьями. Мир человека в петроглифах эпохи бронзы отображен, несомненно, гораздо богаче и шире в сравнении с неолитическим периодом или энеолитом.

И в технике исполнения видны изменения. Контурный желобок становится гораздо уже, уменьшается не только его ширина, но и глубина. Основные группы изображений – Калбак-Таш, Елангаш, Ак-Узюк.

Эпоха бронзы (2 – начало 1 тыс. до н.э.)

В начальной фазе превалирует образ могучего быка с луновидными рогами, нередко с поклажей на спине, ведомого в поводу женщиной. В развитой фазе возникают новые мотивы: изображения коней и колесниц с воинами. Пешие воины и охотники в грибовидных шляпах с луками, топорами, копьями, палицами, возможно, с боласами; фаллические фигуры людей с посохами, хищные животные с зубастой пастью и когтистыми лапами, лоси или олени с «солнечными рогами», возникает тема змеи и змееборца.

Если для изобразительной манеры писаниц лесной зоны (бассейн р.Бии) характерен так называемый «скелетный» стиль, то в горно-степных зонах (бассейн р.Катунь) утверждается так называемый «декоративный» стиль, когда контур тела животного заполняется многими мелкими геометрическими фигурами.

Рога оленей и лосей пока еще имеют вертикальные стволы, но к концу эпохи бронзы появляются изображения животных с ветвистыми рогами, волнами распростертыми над спиной зверя. К числу редко встречающихся изображений следует отнести рисунки медведя, журавля и различных знаков – символов. Наиболее интересные рисунки этой эпохи имеются в урочище Калбак-Таш, Елангаш, Кызыл-Джар.

Эпоха ранних кочевников (VIII – III вв. до н.э.)

Древнеалтайское искусство, в основном, служило декоративно-прикладным целям: украшение одежды, оружия, упряжи коней, интерьера погребальных сооружений, различных бытовых и культовых предметов. Но в реалистичных и фантастических изображениях животных и даже в орнаментах многие исследователи видят мифических существ, представлявшихся древним кочевникам в образе какого-либо зверя. В этих, несомненно, первобытных представлениях отразилась система понятий человека об окружающем животном мире – своеобразной иерархической классификации, где каждому виду было отведено свое место.

С небесной сферой – верхним миром были связаны птицы, с землей – средним миром – парнокопытные, а змеи и рыбы – с водной стихией и подземным миром. Происходящие из алтайских курганов произведения звериного стиля деляться на пять основных групп: 1) изображения копытных (олени, маралы, лоси, быки, верблюды, куланы, косули, антилопы, дзерены, бараны, козлы и кабаны); 2) изображения хищников (львы, тигры, пантеры, барсы, волки и лисы); 3) изображения птиц (орлы, грифы, дрофы, петухи, из водоплавающих – лебеди, гуси и утки); 4) изображения рыб (сиговые); 5) изображения фантастических существ (грифоны, зооантропоморфные, и др.).

Несмотря на поразительное сходство отдельных образцов мелкой пластики пазырыкской культуры с персонажами петроглифов, последние по художественной выразительности явно уступают высокохудожественным изделиям из курганов. Такое различие вполне понятно. Техника изготовления и материалы (дерево, кожа, береста, и т.д.) давали древнему художнику почти неограниченные возможности в передаче выбранного образа, тогда как выполнение аналогичных изображений на камне было более сложным процессом. Для ненесения рисунков требовался прочный инструмент, гладкая каменная плоскость, ее удобное расположение, а также защищенность места от непогоды. Ведь наскальное искусство, в буквальном смысле, родилось под открытым небом.

Немаловажную роль играли также цвет и патина камня, контрастирующие с цветом выбивки. В петроглифах Алтая, ввиду понятных технических трудностей, чаще всего встречаются копии отдельных персонажей и несложных по структуре сюжетов алтайского звериного стиля. Некоторые их них чрезвычайно утрировались, нередко передавались в упрощенном схематичном виде. Но при выполнении рисунков на камне были и свои преимущества: композиции и сюжеты на плоскости можно было располагать более свободно. Древний художник мог импровизировать уже в процессе работы, дав волю фантазии, в отличие от каноничных изображений зверей, функционально подчиненных определенной форме предметов, связанных с костюмом кочевника, оружием или упряжью коней.

Формируются новые принципы так называемого скифо-сибирского «звериного стиля», центральной фигурой которого становится образ благородного оленя – марала.

У древнейших фигур оленьи морды трактуются в виде птичьего клюва, голова вытянута вперед, рога закинуты на спину, ноги укорочены и иногда даны лишь в виде каких-то рудиментов.

Несколько позднее появляются изображения оленей в позе «летучего галопа», а так же как бы стоящие «на цыпочках», когда прямые ноги животных как бы свисают с туловища, а концы копыт оттянуты вниз. В аналогичном стиле изображаются и другие животные: козлы, кабаны, бараны, хищники, лошади. Впервые на Алтае появляются изображения высокопородных коней. Лучшие изображения, исполненные в эпоху ранних кочевников, располагаются в урочище Туру-Алты, Елангаш, Жангыз-Тобэ, Ак-Узюк, Суулу-Серпек и др.

Таким образом, скифский период в наскальном искусстве Алтая представлен достаточно полно, а точные и прямые аналогии из датированных погребальных памятников позволяют проследить динамику развития алтайского звериного стиля, который сохранял свои основные изобразительные принципы на всем протяжении своего существования.

Эпоха древних тюрков (VI-X вв. н.э.).

Преобладающие сюжеты – сцены охоты на копытных животных, вооруженные воины, всадники в доспехах, с копьями и со знаменами. Кроме легковооруженных всадников со сложносоставными сигмовидными луками, у древних тюрков появляются и тяжеловооруженные конники катафрактарии, в существовании которых и кроется один из секретов военных успехов тюрков.

Важнейшим достижением древних тюрков была руническая письменность. Обычно ее образцы обнаруживаются в сочетании с тамгообразными знаками, часть из которых напоминает элементы рунического алфавита. К этому периоду следует отнести появление образа собакоголовой птицы – священного сенмурва, скорее всего принесенного на Алтай из регионов. Средней Азии и Ирано-Афганского нагорья.

Широкое распространение получает изображение боевой стрелы. Это позволяет предполагать возникновение ее особого культа. Наибольшей концентрацией изобразительных материалов этой эпохи отмечаются урочище Калбак-Таш, Ак-Узюк, Боочи, Кара-Оюк, Мендур-Соккон, Жангыз-Тобэ.

Послетюркский период.

Послетюркский период изучен весьма слабо. Среди этих изображений легче всего датируются фигурки людей, сидящих в позе «Лотоса», обычно они сочетаются с тибетскими и старомонгольскими буквенными начертаниями.

Этнографическая современность

Представлена громадным количеством рисунков с теми или иными сценами из жизни и быта алтайцев и, возможно, казахов. Но до недавнего времени древнетюркские и этнографические гравюры не привлекали должного внимания исследователей. Наверное, это было связано, прежде всего, с отсутствием разработанной методики и опыта работы с граффити. Основная часть раннесредневековых петроглифов концентрируется, как правило, в нижнем ярусе, у подножия горной пряди (вдоль древней тропы), либо на ее седловинах – «перевалах». Наиболее распространенным сюжетом являются сцены охоты.

Много сюжетов связанных с шаманскими мистериями, охотой и действиями батального характера. На некоторых рисунках хорошо различимы родовые тамги, имеются изображения ружей на сошках, юрт, домашних и диких животных, священных деревьев и т.п. Одной из характерных особенностей петроглифики «этнографических» алтайцев является использование небольших по размерам (в пол-ладони) плоских камней с гладкой поверхностью, на которой и процарапывались рисунки. Эти рисунки являются ярким подтверждением той мысли, что петроглифы как один из традиционных видов передачи информации, сохранил свое значение на Алтае вплоть до XIX - начала XX веков. Рисунки этого периода обнаруживаются практически повсеместно, но наиболее часто они сопровождают комплекс изображений эпохи ранних кочевников и эпохи древних тюрков.

В целом, рассматривая принципы группировки одновозрастных изображений, можно прийти к выводу о том, что они в какой-то мере отражают особенности социальной организации человеческих коллективов того времени. По всей вероятности, малые по количественному составу группы изображений соответствовали родовым святилищам, а крупные – племенным, а может быть даже и межплеменным.

Сейчас мы знаем, что Алтай в период энеолита, бронзы и раннего железа (пазырыкская культура) был сакральным центром для населения громадных регионов Центральной Азии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние обитатели этих обширных пространств исповедовали одни и те же культурные и нравственные ценности, суть и смысл последних были связаны с космогоническими воззрениями, генеалогическими легендами, культом плодородия и магией охоты, героическим эпосом, представлениями о вечной борьбе добра и зла и т.п.

В массе своей петроглифы – это наглядное свидетельство того, что Алтай в бронзовом и раннем железном веках был очагом мощных культур, имевших свои творческие школы, эстетические и мировоззренческие каноны.

Источник

Кадиков Б.Х. Петроглифы Алтая: коллекция из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки.– Бийск, 2005.– 14 с.

По теме
  • Легенды Горного Алтая Испокон веков Алтай был средоточием культуры, потому и воспет он в монументах древнего искусства
  • По Алтаю с Борисом Хатмиевичем Кадиковым Зкспедиции по сбору этнографических материалов на Алтае под руководством директора Бийского Краеведческого музея имени Бианки

Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс петроглифов в Монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор ) - объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулут.

Она расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и сплошь тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Среди изображений преобладают изображения оленей, запряженные в колесницы.Даже спицы на колесах колесниц можно пересчитать, а сделаны были эти «картины» 4000 - 3000 лет до нашей эры.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Всего в долине реки Чулут было создано в разное время рисунки на площади более 25 квадратных километров на скалах. В основном, это изображения изображения оленей, запряженные в колесницы. Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а последние около 3000.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами. Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

Обнаружены были петроглифы в 1963 году. Существование древних цивилизаций на территории современной Монголии не предполагалось. Однако уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для передвижения (перекочевок с места на место). Оказывается, степная цивилизация зародилась гораздо более давно, чем предполагали ученые. После обнаружения этих изображений на некоторое время ученые полагали, что жизнь зародилась именно на территории современной Монгольской Республики. Позже это утверждение было опровергнуто.

В 1995-2001 годах ученые исследовали пещеры Цаган-ахуй и Чигэн агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Алтайского Гоби и обнаружены стоянки древних людей. Причем стоянка Цахуиртын хундин (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994-2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры - более 10 000 сцен.

В 2005 году обнаружена могила хуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также недалеко от галереи в горах Алтая найдены наскальные знаки возрастом около 5000 лет. В результате исследования обнаружилось, что эти петроглифы сходны (практически идентичны) с рунами древней Исландии. Российский ученый В. Щербаков сообщает: «В 1963 году на Алтае нашли знаки (их возраст около 3000 лет), схожие с рунами Исландии

Сообщалось также о нахождении в этих местах захоронений древних людей ростом более 2 метров (2,5 м) и их изображений. Возраст находок около 6000 лет, и они обладают европеоидными чертами лица. Однако эти данные не были подтверждены.

Публикации по теме