Железный флаг. Земля франца иосифа принадлежит россии Руины башни святого иосифа на архипелаге островов


Страницы: 1

Земля Франца Иосифа - это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола "50 лет Победы".

Земля Франца Иосифа, Россия


Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды - идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение - это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Из за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Стараясь получше увидеть что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее да и скорость с которой они плывут намного больше чем неуклюжее передвижение по суше.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки "Зодиак" не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола "Ямал". До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в чести капитана легендарного ледокола "Арктика". Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры - Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета - это как раз птицы в воздухе.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Место нашей высадки - мыс "Флора". В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты "Эйра", под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьор Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе "Фритьоф", а также герцога Арбуцци на "Стелла Поларе".

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне "Святой мученик Фома" ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер и сразу проваливаешься в воду по колено.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичих поселений.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить касаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать что это нам удалось в полной мере.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Таким образом нам выпала "замечательная" возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность поэтому идти было сравнительно легко.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Второй раз рядом с островами Земли Фраца Иосифа мы побывали на обратном пути возвращаясь с Северного Полюса.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Прежде всего мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огомным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно как наш атомный ледокол способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Скала Рубини, Россия // dmytrocherkasov.livejournal.com


Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


К сожалению к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадится на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль. Из-за льда подойти к берегу на лодках не представлялось возможным. Поэтому высадку осуществляли опять вертолетом. За время похода на Полюс корабельные механики сумели починить законцовку и МИ-8 снова был готов к полетам. Остальные пассажиры на остров не высаживались. Видимость в это день к сожалению была не очень хорошая. Поэтому как только чуть-чуть распогодилось все немедленно погрузились в вертолет и перелетели на остров.

// dmytrocherkasov.livejournal.com


Таким получилось мое посещение Земли Франца Иосифа во время экспедиции на Северный Полюс.

dmytrocherkasov
30/11/2013

Страницы: 1


Географическое положение

Земля Франца-Иосифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области.
Состоит архипелаг из 192 островов. Общая площадь 16 134 км². Делится на 3 части: восточную, отделённую от других Австрийским проливом, с крупными островами Земля Вильчека (2,0 тыс. км²), Греэм-Белл (1,7 тыс. км²); центральную — между Австрийским проливом и Британским каналом, где расположена наиболее значительная по численности группа островов, и западную — к западу от Британского канала, включающую наиболее крупный остров всего архипелага — Земля Георга (2,9 тыс. км²).

Поверхность большинства островов архипелага Земля Франца-Иосифа платообразная. Средние высоты достигают 400—490 м (высшая точка архипелага — 620 м).

Берег западнее мыса Флигели на острове Рудольфа — самая северная точка России и Земли Франца-Иосифа. Мыс Мэри-Хармсуорт — крайняя западная точка архипелага, остров Ламон — самая южная, мыс Олни на острове Греэм-Белл — самая восточная.

Как добраться


Поскольку Земля Франца-Иосифа — это необжитый уголок, то и налаженного транспортного сообщения с ним нет. Со времен Советского Союза на островах было несколько аэропортов, служивших преимущественно военным целям. Но в настоящее время они законсервированы, как и большинство арктических аэропортов.

Экспедиции и туристические круизы на Землю Франца-Иосифа осуществляются на ледоколах, стартующих из Мурманска. При этом преодоление расстояния от края континента до первых южных островов архипелага может занять больше суток.

Климат


Климат на Земле Франца-Иосифа типично арктический.
Здесь всегда морозно и холодно. Впрочем, лето все же отличается от зимы. В июне максимальная температура устанавливается на острове Хейса и достигает +1,6 °С. При этом усредненные значения летней температуры сходятся на отметке −1,2 °С. Для января характерна температура в −24 °С, но иногда стоят и куда более суровые морозы. Ветер на архипелаге может достигать скорости до 40 м/с.

Видео

Население


Постоянное население отсутствует.
Временное население составляют ученые на исследовательских станциях, пограничники ФСБ и военнослужащие части ПВО, осуществляющей противоракетную оборону России с северного направления.

На территории острова Хейса в 2005 г., по сообщениям прессы, было открыто самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100», которое должно было работать в течение 1 часа, с 10 до 11 часов во вторник, среду, четверг и пятницу. По состоянию на сентябрь 2013 года, под индексом 163100 значится почтовое отделение «Архангельск — о. Хейса Земля Франца-Иосифа», которое работает с 10 до 11 часов по средам.

Природа


Флора и фауна.
В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, обыкновенная моевка, белая чайка, бургомистр и др., образующие летом так называемые птичьи базары. На островах Земля Александры и остров Рудольфа работают полярные станции. На острове Хейса расположена геофизическая обсерватория имени Э. Т. Кренкеля (с 1957 года).
Большая часть островов покрыта ледниками, на свободных от них местах множество озёр, большую часть года покрытых льдом. Вечная мерзлота.

Озёра.
Многие озёра до сих пор не имеют названий, собственными обозначениями обзавелись следующие: Космическое, Ледяное, Мелкое, Северное, Утиное, Ширшова.
Ледники. Изучение оледенения архипелага началось особенно интенсивно с началом Международного геофизического года. В итоге двухлетних полевых работ участники этой российской экспедиции АН СССР получили первую сводку гляциологии территории, увидевшую свет в коллективной монографии «Оледенение Земли Франца-Иосифа» (авторы М. Г. Гросвальд и др, 1973). В ней содержалась характеристика морфологии ледниковых комплексов, ледникового климата, зон льдообразования, температурного режима, структуры и тектоники ледников. Отечественный гляциолог М. Г. Гровальд с сотрудниками впервые сделал тогда важный вывод о том, что оледенение ЗФИ убывает: за последние 30 лет архипелаг в среднем терял 3,3 км³ льда в год. До этих работ мировое научное сообщество придерживалось мнения о том, что оледенение ЗФИ стационарно, или даже растёт.

Ледниками покрыто 87 % территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники, спускающиеся в море, производят большое количество айсбергов. Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа известна многим по песням Юрия Визбора, который объездил все северный моря от Мурманска до Чукотки и дальше по Дальнему Востоку!
И это стоит того, ведь Земля Франца-Иосифа (сокращённо - ЗФИ) бьёт множество российских и мировых рекордов: там самая северная точка островной суши России, самая близкая земля к Северному Полюсу, самая северная погранзастава РФ, самая северная почта и самый северный аэродром в мире, самый северный театр боевых действий в Отечественной войне, самый экстремальный из наших островов!
И этот список можно долго продолжать!
И, конечно, самый северный православный Крест - нашим героям, исследователям и путешественникам, кто не щадя живота своего расширял границы нашей беспредельной Родины!



География: островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен всех севернее — 81° 49" с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.

Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км?. Почти полностью покрыт ледником.

Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.

В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.

Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии*. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.

Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.

Проливы
Между полуостровом Полярных лётчиков и полуостровом Армитидж проходит Архангельский пролив. Южнее Архангельского пролива находится пролив Кембридж, омывающий южную часть острова.

Бухты и заливы Земли Александры

Бухта Отмелая
Бухта Зверобоев
Бухта Топографов (между мысом Мелехова и западным берегом полуострова Полярных Лётчиков)
Залив Дежнёва
Бухта Северная
Бухта Островная
Залив Вейпрехта
Залив Норденшельда


Мысы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
мыс Мэри-Хармсуорт
мыс Нимрод
мыс Стрелка
мыс Нагурского
мыс Заманчивый
мыс Томаса
мыс Мелехова
мыс Двойной
мыс Бабушкина
мыс Ледяной
мыс Абросимова
мыс Палец
мыс Лудлова
мыс Лофли

середина полярного лета на ЗФИ

ЗЕМЛЯ ВИЛЬЧЕКА
Земля Вильчека — остров в Северном Ледовитом океане, второй по размерам остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван по имени Ганса Вильчека, финансировавшего австрийскую экспедицию Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, открывшую остров в 1873 году.
Расположен в восточной части архипелага. Отделён от западной группы островов Австрийским проливом, от лежащего северо-восточнее острова Греэм-Белл проливом Моргана. Поверхность острова представляет собой плоскогорье с относительными высотами 400—600 м и почти полностью покрытое ледником. Площадь острова — около 2000 км², наивысшая точка — 606 м.

Близлежащие малые острова
В 9 км к югу от бухты Персей лежит остров Клагенфурт, названный в честь австрийского города Клагенфурт.
Недалеко от восточного побережья расположены острова Горбунова, названные в честь русского натуралиста Григория Петровича Горбунова.
В 1,5 км к юго-востоку лежат четыре небольших острова:
Деревянный
Дауэс
Мак-Культа
Тилло
Климат
Климат суровый, арктический. В году, в среднем, регистрируется всего 18 дней с температурой выше 0 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет −12 °C, максимальная зарегистрированная температура +12 °C, минимальная −42 °C. Среднегодовое количество осадков — 280 мм.

ОСТРОВ ГРЕЭМ-БЕЛЛ
Гре́эм-Белл — самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Архангельской области. Площадь — 1,7 тыс. км².
Был открыт в 1899 году во время санной поездки американским метеорологом Ивлином Болдуином, назван в честь Александра Грейама Белла.
Высшая точка — 509 метров, ледниковый купол Ветреный.
Крупнейшее озеро на острове — Мелкое, второе по величине — Северное.
Самая северная точка острова — мыс Аэросъёмки, восточная — мыс Семерых (мыс Песчаный). Самой восточной точкой острова и всего архипелага является мыс Олни, севернее которого расположен мыс Кользат; крайняя южная точка — мыс Лейтер.
На западе расположен крупный залив — залив Матусевича. На востоке находится небольшая бухта Илистая со множеством мелких песчаных островков.
Ближайшие острова — остров Перламутровый и Трёхлучевой. На западе Греэм-Белл отделён от острова Земля Вильчека проливом Моргана.

мыс Триест, остров Чамп

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Земля Франца-Иосифа — это не только самая удаленная северная часть России, но и, пожалуй, один из самых неизведанных туристических уголков в мире. Нет, специалисты там, несомненно, поработали и постарались во многом разобраться, а вот для туристов этот край нашей страны по-прежнему «Терра инкогнита».
Действительно, во-первых, возможность посещать эти острова для отечественных и зарубежных любителей путешествовать появилась буквально пару десятилетий тому назад. Во-вторых, попасть туда можно или по воздуху, например, вертолетом, или по морю-океану, из Мурманска, но это далеко, или из Архангельска — это, конечно, поближе, но в обоих случаях туристические поездки в район ЗФИ случаются не часто. В-третьих, посещать их возможно в течение весьма ограниченного времени, около трех месяцев в году.

Но имеется еще и в-четвертых. Поездка туда любым из приемлемых способов стоит приличных денег, говоря другими словами, ну, много денег надо, поэтому любознательных иностранцев из разных регионов Земли, для которых такие суммы не являются критическими, побывало на архипелаге значительно больше, чем россиян, хотя и наши соотечественники туда стали добираться, и чем дальше, тем больше.

Чудеса на ЗФИ встречаются буквально на каждом островке, но среди всех есть один весьма удивительный клочок суши. И название у него тоже необычное — Чамп, такое вот короткое, но очень звучное. Оказалось, что назван он в честь Уильяма Чампа, который в 1905 году, будучи личным секретарем американского миллионера Циглера, отправился в качестве руководителя спасательной операции по поиску пропавшей полярной экспедиции, финансированной все тем же Циглером.

Так вот арктический остров имени Чампа — одно из уникальнейших мест на Земле — он весь усеян странными, идеально круглыми камнями, получившими название «сферолиты», при этом они бывают от маленьких, карманного формата, до гигантов с диаметром более двух метров и весом во много тонн. Природа их происхождения до сих пор наукой не объяснена. Все это нам рассказали на одном из брифингов, и даже фотографии показали. Очень впечатляющие фотографии, надо сказать. Представляете, как мы возжаждали там побывать!

Вот к этому необычному острову и устремился наш корабль. И все бы ничего, но чем ближе мы подходили к острову, тем плотнее становился туман, и тем меньше была вероятность нашей высадки. Основную опасность в такую погоду представляли медведи, ведь звери могли подойти совершенно бесшумно, им-то туман не помеха, а организовать стопроцентную охрану туристов было весьма затруднительно. Да и осматривать остров в такой туманище — весьма сомнительное удовольствие.
Было решено, что «50 лет Победы» немного постоит вблизи острова Чампа, и мы все подождем, вдруг боги будут милостивы, и туман рассеется.
Вот после принятия такого решения туристы, дабы отвлечь их от грустных мыслей, были приглашены в лекционный зал на еще одно необычное и удивительное мероприятие — Благотворительный аукцион, самый северный из всех, которые когда-либо проводились в мире, все средства от него должны попасть в фонд охраны белых медведей.

Мы еще немного поскучали, но тут прозвучало приглашение всем прибыть на ужин, и мы отправились в ресторан. Там нас ждал большой сюрприз — русский ужин, все официантки были одеты в русские национальные костюмы, на «шведском» столе, вместе с обычными салатами и закусками, лежали традиционные русские продукты — банки с черной икрой, бутылки с разнообразнейшей водкой, какой там только не было: и Столичная, и Царская, и Пять озер, и прочая, и прочая. Не было только Плохой, но такой и в анекдотах не бывает.
Все было хорошо, беда одна — и банки, и бутылки, как были закрыты, так закрытыми и остались до конца ужина. Может, это муляжи были? Мы так и не поняли.

После ужина нас уверили, что, если туман рассеется ночью, а это ожидалось в районе часов двух ночи, то нас поднимут, и мы поедем на экскурсию на «зодиаках», темноты-то не будет, ведь полярный день за бортом не прекращается и ночью.
Мы спали крепко, но вот по громкой связи прозвучало:
— Приглашаем всех на экскурсию на остров Чамп.
Пока это сообщение дублировалось на остальных языках, мы успели одеться, и только в дверях обратили внимание на экран телевизора. Увиденное нас поразило, оказалось, что действительно было 2 часа ночи.
— Во дают, — вырвалось из нас одновременно.
На верхней палубе мы встали в длинную очередь, оказалось, что почти все иностранцы уже собрались, а первыми стояли китайцы, по-видимому, они все спали, не раздеваясь, иначе как можно так быстро собраться.

Началась посадка, «зодиак» за «зодиаком» наполнялись туристами, но не уходили, а собирались неподалеку в стайку, мы все ближе и ближе пододвигались к трапу, заполнилась шестая лодка, и все они тут же исчезли в тумане. Да, да, именно в тумане, который ни на сколько не уменьшился, казалось, он сгустился еще сильней.
— Может это только тут, вокруг корабля, такой туманище, а у берега чисто? — прозвучал чей-то голос за спиной.
Мы переглянулись, такая простая мысль нам не пришла в голову. А, ведь, наверное, это действительно так, подумалось мне, иначе, зачем нас туда тащат среди ночи?
Лодки ушли, нам сказали, что их возвращения придется ждать не менее часа. Значит, они дойдут до берега, высадятся там, погуляют немного и вновь сядут в «зодиаки», чтобы вернуться на борт, и только после этого поплывем мы. Часть туристов ушла, решив, что ожидание посреди ночи не оправдано, но нам было так любопытно, так хотелось увидеть эти круглые камни, а один, что скрывать, тайком положить в карман, что мы остались, и не прогадали. Вот что, в конце концов, произошло.

Мы стояли, опираясь на перила, в томительном ожидании возвращения лодок. Наши глаза были направлены в туманную даль в сторону кормы корабля, нас не волновали посторонние звуки, ничто не отвлекало нас, мы были, как бы это правильней сказать, наверное, зацикленными на самом процессе ожидания. Сами представьте, будят вас посреди ночи и говорят: надо постоять и часок подождать. Чтобы вы сами делали, если бы согласились часок постоять и подождать в 2 часа ночи?

Прошло еще около получаса, на яхтах началось активное шевеление, по-видимому, получили «Добро» и начали готовить резиновые лодки к спуску на воду, но тут из тумана выплыли наши «зодиаки», и мы переключили свое внимание на них. По трапу поднимались туристы, в основном они были молчаливыми и какими-то огорченно-унылыми. Кто-то из россиян, успевших на первый заход, пояснил нам, что там туман не меньше, смотреть не на что, кроме птиц никто им из живности не попался, в общем, плыть не стоит.

Но мы посчитали неразумным отказываться от поездки, после того как столько уже прождали, да еще в такое время, и разместились на бортах лодки, которой управлял Дмитрий. Рядом с нами оказалась еще только одна лодка, больше пассажиров не нашлось. Через несколько минут ледокол исчез в тумане, вторая лодка держалась поблизости, но иногда она тоже начинала растворяться в пространстве и тогда ее контуры с трудом просвечивали через набегающие волны плотного тумана. Двигались мы по наитию, никакими навигационными приборами «зодиаки» не были оснащены, но проскочить мимо довольно большого острова мы не должны были, да и с ледокола по рации могли откорректировать наш маршрут, ведь они-то нас прекрасно видели, вернее не нас, конечно, а ту точку, которая на экране локатора соответствовала нашему местоположению.

Туман немного рассеялся, стало видно и получше, и подальше. Перед нами возник берег острова, покрытый ледником, сползавшим в море, один из айсбергов, недавно отколовшийся от этого ледника, плавал совсем рядом. На айсберге разместилось много птиц, избравших его в качестве подвижной базы отдыха. Часть птиц плавала на воде.
Дмитрий направил лодку в сторону айсберга, чтобы мы смогли как следует рассмотреть птичек. И тут между берегом и лодкой в море появились две быстрые и ловкие фигуры — это были молодые моржи. Звери, не обращая на нас никакого внимания, ныряли, исчезая надолго под водой.
Моржи в очередной раз нырнули и надолго исчезли под водой. Дмитрий завел мотор и начал движение в ту сторону, где недавно были моржи.
— Мы их не напугаем? — спросил кто-то.
— Да, нет, наоборот. Они же любопытные, на шум сами подойдут ближе.
Так все и произошло. Моржи вынырнули рядом с нашей лодкой и какое-то время плавали поблизости, как бы позируя, чтобы мы могли их хорошенько рассмотреть. Интересный факт: согласно эволюционной теории, морж — это ушедший под воду медведь. Мы пытались найти сходство между медведем и моржом, иногда это получалось, но чаще морж походил на кого угодно, но только не на медведя.

путешествие по ЗФИ - ледокол Капитан Драницын

ОСТРОВ ГАЛЛЯ
Шли мы в это время с крейсерской скоростью в сторону острова Галля, одного из самых южных островов архипелага. Именно там у нас была запланирована последняя вертолетная высадка на столовую гору мыса Тегетхоффа. Столовая гора — так по-научному, называют все вершины с усеченной, плоской вершиной. В мире таких гор неисчислимое количество, их образование объясняют выветриванием осадочных пород, из которых они сложены. Много их мы видели и на ЗФИ. Но мне показалось, что там вершины гор просто-напросто ледник или слизнул, или так придавил, что ровная поверхность и образовалась.

Море было спокойно, туман клубился где-то вдали, видимость была весьма приемлемая, поэтому еще очень зáдолго мы, те, кто находились на ходовом мостике, увидели огромный айсберг, одиноко лежащий на поверхности моря.
Тут же возник капитан, распорядившийся сбавить ход и приблизиться к этому красавцу. А там было на что посмотреть. Глыба голубого льда неподвижно разлеглась на морской поверхности, казалось, что она просто так лежит на самом верху, вытянувшись в длину на добрую сотню с лишком метров и вздымаясь вверх на высоту десятиэтажного дома, такая вот горушка возникла перед нами.
За айсбергом уже виднелись острова, к которым мы стремились, но было не до них. Мы впервые увидели настоящий айсберг и жаждали рассмотреть его со всех сторон. Стала понятна причина гибели «Титаника», наткнись на полном ходу на такую преграду и не уцелеет ничто, ни один корабль, возможно, даже такой, как наш ледокол.
Ледокол подобрался к ледяной горе почти вплотную, а затем слегка ткнулся своим носом в краешек этой стены, и сразу же с нее посыпались куски и кусочки, слабенькая оказалась стена.
Шло массовое фотографирование на фоне этого чуда природы. Люди принимали самые причудливые позы, только чтобы поймать понравившийся им ракурс. Не отстали от всех и мы.
Мы стояли высоко над уровнем воды и смотрели вниз, поэтому отчетливо видели, что гора уходит прямо под воду. Было невозможно определить, как далеко, вернее, глубоко она продолжается под водой, но очевидно, что специалисты правы, и большая часть льда находится там внизу, именно под водой, но вот насчет 90%, не знаю, мне кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Атомоход не спеша обходил вокруг ледяной горы, было очевидно, что природа свое дело знает хорошо, лед был весь изъеден нежарким солнцем, туманами и дождями. Было ясно, что долго этому кусищу льда в океане не проплавать, скоро ему придет конец, и объем морской водички ненамного пополнится.
Мы оплыли вокруг айсберга и увидели его обратную сторону, казалось это создание человеческих рук, такая ровная, слегка наклонная, стремящаяся вверх поверхность, предстала перед нами, ну прямо взлетная палуба авианосца, и сразу же перед глазами мысленно возник красавец «Адмирал Кузнецов».
Всë, айсберг остался далеко позади, а мы продолжали свой путь к острову Галля. Перед нами лежала, казалось, бесконечная полоса островов, покрытых снегом и льдом, возможно именно подобную картину и увидели австрийские моряки — первооткрыватели этих островов.
Судно бросило якорь неподалеку от знаменитого мыса Тегетхоффа. Ну, раз уж я написал, что мыс знаменит, то надо пояснить, чем же. Дело в том, что с этого мыса началась история освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Ведь именно в район острова Галля, а если быть точнее, то к этому самому мысу 30 августа 1873 года льды принесли шхуну «Адмирал Тегетхофф» австрийской экспедиции — первооткрывателей ЗФИ. В память об их высадке на мысе установлен памятник шхуне.

Мы смотрели с палубы атомохода на острые кекуры, торчащие прямо из морских глубин, которые известный русский полярник Виктор Боярский образно обозвал «Клыки дракона», и ведь действительно напоминают что-то подобное, правда, самих драконов повидать не удалось, но их клыки могли быть только такими и никакими иными, да и место, казалось бы, прямо-таки для них создано.

Началось долгое ожидание нашей очереди на вертолетную экскурсию. Справедливости ради руководство поменяло очередность полетов, и в этот раз первыми лететь должны были туристы из самой последней группы. Процедура была построена следующим образом. Прежде всего на гору улетела охрана, от медведей можно ожидать чего угодно. Кстати сказать, первыми туристами внизу был замечен белый мишка, но, скорее всего, его сильно напугал вертолетный грохот, и он предпочел скрыться, мы его уже не увидели. Вместе с охраной туда улетел и Ян со товарищем, которые и руководили всеми посадочно-высадочными действиями.

Вертолет пустой вернулся на корабль, в него загрузились китайские товарищи, и карусель закрутилась — вертолет мотался туда-сюда, вез с ледокола очередную группу, затем забирал с острова предшествующую и так до самого конца, когда он совершил последний рейс, вывезя с острова Яна и охрану. Мы оказались теперь уже почти в конце, но очередь, как бы она медленно ни ползла — ведь на полет в два конца с двумя взлетами-посадками и сменой туристов уходило около 10-12 минут — до нас все же добралась, и мы, усевшись в вертолет, на этот раз рядышком с пилотом, чтобы лучше все рассмотреть, отправились на остров.

Так вот перепрыгивая с камня на камень, мы и передвигались от места высадки, пожалуй, единственного по-настоящему ровного, пригодного для вертолета места, к краю вершины, откуда можно было сделать приличные фотографии мыса, моря и корабля, а затем назад к месту посадки.
Сверху, конечно, вид на мыс очень даже ничего, прекрасно видны две скалы- останцы, высотой 25 и 60 метров. У мыса проходит граница — на юг уходят , а на севере лежит бухта Суровая, которая уже входит в акваторию Северного Ледовитого, вот так. Надо сказать, что четко эта граница никак не разграничена.
Не спеша передвигаясь по горе, мы пытались найти хоть какие-нибудь признаки жизни, но вокруг лишь камни, камни, лед и снег, ан нет, вот в одном месте нашелся малюсенький островок зелени, который порадовал нас своим жизнелюбием.

Всë закончилось, вертолет прилетел за нами, пора отправляться вниз на корабль, но прежде надо осмотреть остров сверху.
Вниз от вершины столовой горы острова Галля простираются красивые скалы, названные в память о выдающемся советском геологе академике Александре Николаевиче Заварницком, скалами Заварницкого, протянувшиеся на 15 километров вглубь острова, достигая максимальной высоты в 500 метров.
Ну вот, винт вертолета замер, все вернулись на борт, можно отправляться дальше. С удивлением мы восприняли объявление, что ледокол разворачивается, и мы пойдем назад к острову Чамп. Очень нам понравилось такое решение, может быть, все же удастся попасть на остров с каменными шарами.
Отправляясь дальше, мы в последний раз бросили свой взгляд на «клыки дракона», с этой точки их можно было принять за своеобразные ворота, преграждающие путь к острову Галля и на сам мыс с двумя останцами, украшающими его.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Саватюгин Л.М., Дорожкина М.В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. — СПб.: ААНИИ, 2012. — 484 с. — ISBN 978-5-98364-054-2
Сергей В. Попов, Владилен А. Троицкий Архипелаг Земля Франца-Иосифа // Топонимика морей советской Арктики / Под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 85-128. — 316 с. — 1000 экз.
Земля Франца Иосифа: Сборник статей / СССР, Науч.-техн. упр. ВСНХ № 352. — М.: Государственное Техническое Издательство, 1930. — (Труды Института по изучению Севера; вып. 47).
Михаил Н. Иванычук 14 месяцев на земле Франца Иосифа. Впечатления зимовщика. — Харьков: Український робiтник, 1934. — 122, с.
http://greenbag.ru/russia/
Мартынов В. | Новая Земля — военная земля | Газета «География» № 09/2009
Остров капитана Кучиева | Корабельная сторона от 2 апреля 2008 г. | Издательство «Северная неделя»
Крюков В. Д., Зацепин Е. Н., Сергеев М. Б. Исторический очерк Полярной морской геологоразведочной экспедиции. "Разведка и охрана недр" №8 2012 г.
Самое северное отделение Почты России.
Партнеров Путина в Арктике ждут два миллиона бочек — Наука — GZT.RU
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
http://www.photosight.ru/
фото В.Балякин, О.Паршина, А.Золотина, С.Анисимов

Российский арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа находится к востоку от Шпицбергена и к северо-западу от островов Новой Земли, далеко за Полярным кругом и на расстоянии менее тысячи километров от Северного полюса. Почти все из 196 островов архипелага находятся севернее 80° с. ш. Продолжительность полярной ночи в этих местах 125 суток, а полярного дня - около 140.
Весь архипелаг разделен на три группы. Восточная - острова Земля Вильчека и Греэм-Белл - отделена Австрийским проливом. Центральная - множество небольших островов, включая острова Рудольфа, Джексона, Солсбери и Гукера, - находится между Австрийским проливом и Британским каналом. Западная - крупнейшие острова архипелага Земля Георга с высотой 620 м и Земля Александры - отделена Британским каналом.
Проливы и каналы глубиной 500-600 м, разделяющие острова, представляют собой широкие расщелины, пробитые мощными ледниками в базальтовой толще. Ледники появились на Земле Франца-Иосифа примерно миллион лет назад, когда наступил период похолодания в Северном полушарии.
Рельеф островов Земли Франца-Иосифа представлен возвышенностями, образующими скопления в виде базальтового плато и достигающими средней высоты 400-500 м над уровнем моря. Плато покрыто ледяными куполами с языками ледников, выходящими к обрыву на берегу моря, где от ледника откалываются айсберги. В среднем за год ледники архипелага теряют до 3,3 км 3 льда в виде айсбергов. Ледники покрывают свыше 85% поверхности архипелага, а толщина льда достигает 100-500 м.
Небольшая свободная ото льда поверхность представлена каменистыми «оазисами», голыми мысами и нунатаками - скалами, выступающими над поверхностью ледникового покрова. Там, где нет льда, царит вечная мерзлота, виднеются многочисленные безымянные озера. Озер здесь более тысячи, причем некоторые довольно крупные: площадью до 2 км 2 и глубиной до 10 м. Большую часть года озера покрыты льдом.
Весь архипелаг находится в зоне типично арктического климата. Зимой температура понижается до -52°С, непрерывно дует штормовой ветер, бушуют метели. Температура могла бы опускаться еще ниже, но зимой сила мороза в немалой степени смягчается теплыми водами течения .

История открытия

Этот северный архипелаг был открыт совершенно случайно, хотя предположения о его существовании высказывали офицер русского флота Н. Г Шиллинг в 1865 г и знаменитый русский ученый-географ П.А. Кропоткин в 1870 г.
В 1872 г корабль австро-венгерской экспедиции Ю. Пайера и К. Вейпрехта (исследователи искали Северо-Восточный проход, северный морской путь из Атлантического океана в Тихий) был затерт льдами к северо-западу от Новой Земли. Дрейфуя во льдах в западном направлении, в августе 1873 г корабль австрийцев оказался у берегов ранее неизвестной земли. Австрийцы исследовали берега, составили карту архипелага и назвали его в честь Франца Иосифа I - повелителя Австро-Венгерской империи.

Впоследствии архипелаг посещали англичане в 1881-1882 и 1895-1897 гг. Они обследовали почти весь архипелаг и убедились, что он гораздо больше, чем считали австрийцы. Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен побывал на островах в 1895 г и доказал, что архипелаг не уходит дальше на северо-восток, к полюсу. Это же подтвердила американо-норвежская экспедиция 1898 г ценой жизни людей, погибших во время зимовок.
Начиная с 1901 г сюда регулярно стали приходить русские экспедиции, в частности экспедиция Г Я. Седова в 1913-1914 гг., зимовавшая у острова Гукера. Седов пытался добраться до Северного полюса, но скончался и, по одной из версий, был похоронен на острове Рудольфа.
В 1914 г русская экспедиция офицера-гидрографа И. Ислямова бросила якорь в водах Земли Франца-Иосифа, объявила архипелаг российской территорией и подняла над ним российский флаг.
В географическом отношении Земля Франца-Иосифа примечательна тем, что мыс Флигели на острове Рудольфа является самой северной точкой России. Кроме того, архипелаг располагается на окраине континентального шельфа и является самым северным участком суши Евразии.
В наследство от давних времен, когда на островах было тепло и 200 млн лет назад здесь росли папоротники, среди глинистых сланцев и песчаников архипелага на мысе Флора остался бурый уголь, которым пользовались полярники на зимовках. Однако в силу суровых природных условий на островах не ведется никакой промышленной деятельности.
В советские времена здесь работали научно-исследовательские станции, находились стационарные пункты радиотехнических войск противовоздушной обороны и даже отдельный отряд, обслуживавший ледовый аэродром. В настоящее время территория и объекты заброшены, работает одна обсерватория имени Эрнста Кренкеля на острове Хейса, а сами острова посещаются только отдельными туристическими группами.

Флора и фауна

Эта земля обладает уникальным положением и природой, сформировавшейся на удалении от материка, и здесь создан природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа» площадью 4,2 млн га. Заказник служит целям сохранения уникальных ландшафтов архипелага, а также для охраны районов размножения белого медведя, морских млекопитающих и мест массового гнездования птиц. Среди особо ценных природных объектов - палеовулкан мыса Брайса (остров Циглера), непромерзающие озера, лежбища атлантического моржа.
Флора архипелага бедна видами, растительность покрывает не более 5-10% поверхности. Здесь преобладают мхи и лишайники - яркие и многоцветные. Редко, но встречаются и арктические цветы: полярный мак, камнеломки, лютики.
Белый медведь постоянно обитает на архипелаге, песец заходит сюда гораздо реже. Зато окружающие архипелаг воды стали домом для млекопитающих: нерпы, морского зайца, гренландского тюленя, моржа, нарвала и белухи. Птицы облюбовали эти места, так как никто не мешает им выводить здесь потомство.
На архипелаге насчитывается 26 видов пернатых, самые многочисленные - чистик, кайра, белая чайка, бургомистр. Птицы образуют гигантские птичьи базары: всего на островах гнездится более 5 млн морских птиц. Крупнейший птичий базар в пределах архипелага - скала Рубини-Рок насчитывает примерно 55 тыс. особей. Тут гнездятся толстоклювые кайры, моевки, люрики, бургомистры, обыкновенные чистики. На южных островах архипелага можно встретить песцов, которые обитают под птичьими базарами.
На Земле Франца-Иосифа сохранилось немало исторических достопримечательностей в виде остатков зимовочных лагерей экспедиций, использовавших архипелаг как плацдарм для достижения Северного полюса. Памятные места отмечены табличками, крестами и каменными обелисками. На мысе Флора сохранилась судовая рубка 1894 г., которой пользовались участники многих полярных экспедиций.
Одним из самых удивительных и загадочных в архипелаге является остров Чамп. По всей поверхности острова разбросано много каменных шаров почти идеальной формы, размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Такие шары встречаются и в других районах мира, но таких крупных и круглых нигде более не отыскать. Определенного ответа на вопрос об их происхождении нет, хотя шары, несомненно, созданы самой природой.

Общая информация

Крупные острове: Земля Вильчека, Греэм-Белл, Земля Георга.
Удаленность: 900 км от Северного полюса, 1220 км от материка.

Происхождение: тектоническое.

Крупнейшие озера: Космическое, Ледяное, Мелкое, Северное, Утиное, Ширшова.

Цифры

Площадь: 16 134 км 2 .

Архипелаг из 196 островов.

Протяженность: 375 км с запада на восток, 234 км с юга на север.

Общая площадь оледенения: 13,7 тыс. км 2 .

Самая высокая точка: гора Винер-Штадт (ледник Форбса. 620 м).

Климат и погода

Арктический.

Средняя температура января: -24°С.

Средняя температура июля: до -1,4°С.

Среднегодовое количество осадков: 200 мм на побережьях, до 500 мм на ледниковых куполах.

Скорость ветра: до 40 м/с.

Достопримечательности

■ Мыс Флигели (остров Рудольфа).
■ Природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа».
■ Каменные шары острова Чамп.
■ Геофизическая полярная обсерватория имени Эрнста Кренкеля (остров Хейса).
■ Птичьи базары (бухта Тихая, остров Гукера, скала Рубини-Рок).
■ Домик «Эйра» (остров Белл, место стоянки 1914 г. В. И. Альбанова).
■ Лежбища моржей (остров Нордбрук, острова Столички, острова Апполонова).
■ Ледник Седова (остров Гукера).
■ Хижина Фритьофа Нансена (остров Джексона, 1895-1896 гг.).
■ Деревянное строение экспедиции Уэллмана 1898-1899 гг. (остров Алджера).
■ Полярная станция «Бухта Тихая» 1929-1957 гг. (остров Гукера).
■ Судовая рубка 1894 г. (мыс Флора, остров Кучиева).

Любопытные факты

■ Общий объем льда архипелага Земля Франца-Иосифа - 2500 км 3 в которых находится до 2250 млрд т чистейшей пресной воды, что больше, чем в озере Байкал.
■ Туристов доставляют к Земле Франца-Иосифа в летнее время, на ледоколах, а на берег они попадают на борту вертолета. При этом всех туристов в обязательном порядке одевают в яркие желто-оранжевые куртки, чтобы люди не затерялись среди льдов.
■ Мыс Флигели на острове Рудольфа назван в честь австрийского картографа Августа фон Флигели; был открыт 12 апреля 1874 г. австрийской полярной экспедицией на корабле «Тегетгоф» под руководством Ю. Пайера и К. Вейпрехта.

■ Самое мощное оледенение прослеживается на юго-востоке и востоке каждого острова и всего архипелага Земля Франца-Иосифа. Лед образуется лишь на вершинах ледниковых куполов. Ледники архипелага неуклонно сокращаются. При условии сохранения темпов сокращения ледников все оледенение Земли Франца-Иосифа исчезнет через 300 лет.
■ Геофизическая полярная обсерватория имени Эрнста Кренкеля (прежнее название «Дружная») на острове Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа - единственная обсерватория в России в области геомагнитной полярной шапки.

■ Австро-Венгрия, воевавшая на стороне Германии в Первую мировую войну, была слишком занята проблемами в Европе и не выразила протест против объявления Земли Франца-Иосифа российской территорией.
■ Пресноводное озеро Космическое на острове Хейса получило свое название 22 октября 1957 г. в связи с первым стартом метеорологических ракет с поверхности озера.
■ С 1930-х и до середины 1990-х гг. архипелаг Земля Франца-Иосифа был закрытой территорией, на которой располагались военные обьекты оборонного значения.
■ По некоторым данным, в годы Второй мировой войны в западной части острова Земля Александры находилась немецкая метеостанция и база отстоя и дозаправки подводных лодок.
■ По разным сведениям, на островах архипелага Земля Франца-Иосифа скопилось до одного миллиона пустых бочек из-под горюче-смазочных веществ, на вывоз которых может уйти минимум восемь лет.

■ Так как птиц на островах чрезвычайно много, они нередко попадают в лопасти вертолетов. В таком случае туристам приходится возвращаться на ледокол с помощью катера.
■ В конце 1970-х гг. гидрографы Министерства морского флота нашли на острове Ламон Земли Франца-Иосифа письмо одного из руководителей австро-венгерской экспедиции 1873-1874 гг. Карла Вейпрехта. Письмо, обернутое в восковую бумагу и фольгу, пролежало более ста лет в деревянном цилиндре. В нем сообщалось о бедственном положении экспедиции. Хранится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

■ В 1929 г экспедиция на ледокольном пароходе «Седов» под руководством О.Ю. Шмидта - будущего начальника Главсевморпути и академика - установила на острове Гукера советский флаг, изготовленный из железа, и провозгласила острова территорией СССР.

Земля Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Снимок архипелага со спутника Терра:

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff ), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Карл Вейпрехт (Carl Weyprecht) (1838—1881) — австрийский морской офицер, исследователь Арктики и геофизик.

Ю́лиус Иога́ннес Людо́викус фон Па́йер (нем. Julius Johannes Ludovicus von Payer ), более известен как Ю́лиус Па́йер (1 сентября 1842, Шёнау, ныне Те́плице — 30 августа 1915, Фельдес, теперь Блед, Югославия) — австро-венгерский исследователь Арктики. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

Фра́нц Ио́сиф I — император Австрийской империи и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 лет, его царствование стало эпохой в истории народов, входивших в Дунайскую монархию.

Фотографии и текст Дмитрия Черкасова

Земля Франца Иосифа — это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины:

Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги:

Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды — идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение — это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху:

Из-за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе:

Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше. Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам:

Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг. Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах:

Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее, да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.

Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако, в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.

Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

Место нашей высадки — мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра», под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе»:

Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома» ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы:

Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер — и сразу проваливаешься в воду по колено:

Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек. Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить косаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.

Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась:

Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность, поэтому идти было сравнительно легко.

Спасательный бот медленно подходил к берегу промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт. А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.

Несмотря на насыщенный событиями день поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?

Второй раз рядом с островами Земли Франца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.

Прежде всего, мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков:

Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадиться на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль.

Публикации по теме