Из за чего задерживают чартерные рейсы. Если рейс задержан европейской авиакомпанией или на территории ЕС

В данной статье мы рассмотрим разновидности, отличие, разницу чартерных рейсов от обычных регулярных авиарейсов.

Поездки за границу стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако многие туристические направления все еще остаются дорогостоящими для большинства граждан нашей страны. Поэтому чартерные рейсы пользуются огромным спросом. Ведь стоимость билетов для данного вида авиаперелетов значительно ниже.

Мы рассмотрим, какие бывают виды чартерных рейсов, в чем их преимущества, а также можно ли с их помощью добраться за границу. Кроме того, проанализируем, как и где можно приобрести билет, и какое питание могут предложить пассажирам перевозчики.

Что такое чартерный рейс: разновидности, бывают ли международные?

Понятие «чартер» означает соглашение между транспортной компанией и фрахтователем, который позволяет осуществлять перевозку пассажиров. Как правило, срок действия договора носит разовый или регулярный характер. Чартерные рейсы бывают:

  • Морские
  • Речные

Существует несколько разновидностей таких перевозок:

  • Шаттл (самолет или судно доставляет одну группу пассажиров и забирает другую)
  • С отстоем (в обязанности капитана или пилота входит: доставка людей до места прибытия, ожидание истечения срока туристической путевки, перевоз пассажиров в обратном направлении)
  • Сплит (это комбинирование и чартерного, и регулярного способа перевозки; люди добираются из отдаленных пунктов своего места проживания до главного аэропорта и далее продолжают путь регулярным рейсом)

Чартерные рейсы могут классифицироваться в зависимости от местоположения конечного пункта прибытия. Поэтому выделяют:

  • Международные
  • Внутренние (при перевозке в пределах одной страны)

Нередко только с помощью чартерных рейсов можно добраться до места назначения. Поэтому большинство крупных туристических компаний выкупают услугу посезонно. Таким образом, удается снизить стоимость билета, а значит, цена на путевку не изменится.

Чем отличается чартерный авиарейс от других, регулярных: объяснение

Чартерные рейсы имеют несколько отличительных особенностей в сравнении с регулярными. Основными из них являются:

  • Отсутствие классов (все пассажиры летят в равных условиях)
  • Размер кресел (в чартерных авиарейсах они более узкие)
  • Опоздание и задержка вылета (в случае непредвиденной ситуации в аэропорту первыми выпускают регулярные рейсы)
  • Незапланированное изменение времени отправки или прибытия
  • Отсутствие возможности преждевременной брони
  • Доступная стоимость


  • Отсутствие пересадок
  • В случае отмены поездки нельзя вернуть билет, при этом его стоимость не компенсируется
  • Бонусные баллы за сотрудничество с авиакомпанией не начисляются
  • Необходимо адаптироваться к графику полетов
  • Питание может быть обширным, минимальным или вообще отсутствовать, поскольку данную услугу заказывает та компания, которая предоставила туристические путевки

Чартерные рейсы не всегда являются неудобными. Ведь с их помощью можно добраться практически в любую точку земного шара по минимальной цене и без необходимости пересадки.

Как узнать: чартерный рейс или регулярный?

Для того чтобы узнать каким рейсом вам предстоит лететь, необходимо обратить внимание на такие факторы:

  • Номер чартерных рейсов имеет 4 цифры, а номер регулярных – всего 3
  • На сайте авиакомпании указывают предусмотренный тип рейса
  • В большинстве популярных курортных стран существует практика разделения рейсов. Поэтому необходимо уточнить в какой аэропорт предстоит посадка. Так вы сможете понять, является ли рейс чартерным
  • На сайтах поиска и покупки авиабилетов существует возможность указать желаемый тип перелета


В случае приобретения билета через посредников, обязательно необходимо уточнить будет ли рейс регулярным или чартерным. Поскольку время вылета последних может измениться всего за несколько часов до указанного в билете. Также информация о чартерах выводится на информационное табло в аэропорту не ранее чем за 24 часа до отправления.

Почему чартерные рейсы дешевле регулярных, кормят ли в чартерных рейсах?

Всем известно, что стоимость перелета чартерным рейсом существенно ниже. Это связанно с рядом различных факторов, позволяющих снижать цену на авиабилеты. К основным из них относят:

  • Полная оплата стоимости билетов за все пассажирские места (поскольку туристическая компания арендует транспорт на определенный период времени, то общая стоимость услуги рассчитана в процентном соотношении на каждого из клиентов, который приобрел туристическую путевку и отправился на отдых данным рейсом)
  • Отсутствие регулярного длительного срока реализации перевозок (благодаря этому снижается необходимость в ежедневном техническом осмотре и обеспечении самолета)
  • Для чартерных рейсов, как правило, используют авиатранспорт более ранних моделей
  • Большое количество пассажиров (поскольку кресла более узкие, самолет способен вместить больше отдыхающих)
  • Чартерные рейсы редко используют для перелета на большие дистанции


Также существует несколько особенностей относительно питания пассажиров. Наиболее значимыми из них являются следующие:

  • Питание и меню выбирает компания, арендовавшая транспортное средство
  • Напитки и еду могут включить в полном объеме или частично
  • Туристическая фирма может отказаться от меню и клиентов лишат возможности заказать что-либо на протяжении всего времени нахождения в пути

Поэтому необходимо уточнить у турагента предусмотрено ли питание на борту самолета, а также, сколько будет длиться перелет.

Чем плохи чартерные рейсы, часто ли их задерживают и на сколько могут задержать?

Несмотря на низкую стоимость и отсутствие пересадок, чартерные рейсы имеют ряд негативных характеристик. К ним относятся:

  • Отсутствие возможности обменять билет или вернуть его стоимость
  • Частые задержки рейсов
  • Невозможность раннего бронирования
  • Нельзя предугадать будет ли включено питание
  • Выбрать место заранее невозможно, поскольку туристы занимают их в порядке живой очереди
  • Все пассажиры имеют равные условия и нельзя купить билет в бизнес или первый класс

Также нельзя сказать точно, насколько могут задержать посадку или прибытие самолета. Ведь задержка происходит не по вине экипажа, а в случае нештатных ситуаций в аэропорту. Поэтому при возникновении длительного технического осмотра, хакерской атаки или поломки транспортного средства, первыми к посадке и взлету являются регулярные рейсы. Как правило, чартерные задерживают не более чем на 6 часов.

Где узнать сведения о задержках регулярных и чартерных рейсов?

Для того чтобы узнать о задержке посадки или прибытия, необходимо проверить информацию выбрав один из нескольких способов. Данные о чартерных и регулярных рейсах ежедневно обновляются на таких носителях:

  • Электронное табло в аэропорту
  • Сайт авиационной компании, услугами которой вы пользуетесь
  • На сайте Росавиации
  • На информационных стойках авиакомпаний в аэропорту


Также в случае покупки билетов через посредников (туристические и юридические агентства) можно обратиться к специалисту, который оформлял проездной документ на ваше имя.

Как покупать билеты на чартерный рейс?

Для того чтобы приобрести билет на чартерный рейс можно воспользоваться услугами компании либо совершить покупку самостоятельно. В качестве посредников могут выступать:

  • Туристические агентства
  • Юридические компании
  • Государственные и региональные бюро путешествий
  • Туристические операторы
  • Авиационные кассы

Для того чтобы купить проездной документ без посредников, необходимо оформить билет на сайте компании, специализирующейся на чартерных рейсах. Наиболее популярными перевозчиками в России являются:

  • Azur Air
  • Россия
  • Meridian
  • Royal Flight
  • Газпромавиа
  • I fly Airlines
  • Ижавиа
  • Грозный-Авиа
  • Nordwind Airlines
  • Джет Эйр Групп
  • Severstal Airlines
  • Kosmos Air Enterprise
  • Lukoli Avia


Данные компании осуществляют чартерные рейсы со всех уголков России и охватывают различные направления:

  • Внутренние перевозки
  • Перелет в страны Европы и СНГ
  • Южные курорты
  • Страны Азии
  • Север Африки

После завершения процесса электронного оформления виртуальный билет необходимо распечатать на офисной бумаге и предъявить сотрудникам аэропорта в случае необходимости.

Как узнать номер билета, можно ли вернуть билеты на чартерный рейс?

В случае отказа от билета на чартерный рейс необходимо учитывать следующие факторы:

  • При возврате проездного документа авиакомпания не компенсирует его стоимость
  • При отказе от путешествия, обмен билета на другую дату не предусмотрен
  • Авиабилет можно передать другому человеку (однако потребуется обратиться к агенту или авиакомпании для уведомления, и замены данных пассажира)


Чтобы узнать номер проездного документа необходимо:

  • Распечатать форму на бумажный носитель или сохранить его в электронном виде
  • Обратить внимание на верхний угол с правой стороны
  • Под черной голограммой имеется номер, состоящий из 13 цифр
  • Такой же номер вы найдете на посадочном талоне после маркировки «e-Ticket»
  • Данный код из 13 знаков и есть номером билета

Каждый из нас самостоятельно решает, услугами какой авиакомпании воспользоваться, а также какой из видов рейса будет более удобным. Безусловно, достоинства чартеров очевидны: низкая стоимость, регулярность полетов, отсутствие разделения пассажиров на классы, возможность добраться до любой точки мира без пересадок и проблем с багажом. Однако данный вид перелета подходит для тех, кто не спешит на важные встречи и деловые совещания, поскольку такие рейсы чаще всего задерживают, что может создать массу дискомфорта и дальнейших неудобств.

Видео: Описание чартерного и регулярного рейсового перелета

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.

https://www.сайт/2017-06-08/eksperty_obyasnili_s_chem_svyazany_zaderzhki_charternyh_reysov

«К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики»

Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов

Игорь Гром

В последние недели практически в ежедневном режиме появляется информация о задержках чартерных рейсов. Проблема коснулась уже нескольких тысяч туристов: люди часами ждут в аэропортах вылетов на курорты, в основном в Турцию и Грецию. Чартерная программа авиакомпании «ВИМ-Авиа» была фактически сорвана, также задержки были, например, у Pegas Fly, «России», NordStar. Эксперты отмечают, что туроператоры и авиакомпании оказались не готовы к взрывному спросу на зарубежные направления. Росавиация поручила авиакомпаниям решить проблему с массовыми задержками рейсов до 20 июня.

«В этом году спрос на зарубежный туризм существенно вырос, и мы ожидаем выхода на докризисный уровень. К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики.

То есть все подразумевали, что будет рост, но, если честно, в это слабо верилось, потому что экономических предпосылок не было.

Тем не менее раннее бронирование прошло очень успешно. Но теперь мы видим обратную сторону этой медали», — рассказал сайт исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Наталья Ханина

По данным екатеринбургского аэропорта «Кольцово», количество пассажиров на международных рейсах в январе — мае 2017 года увеличилось на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если смотреть показатели только мая прирост еще более существенный — 81,5%. Для сравнения: количество пассажиров на внутренних рейсах выросло в январе — мае только на 10%.

Решать проблемы с чартерами «ВИМ-Авиа» будет штаб в Ростуризме во главе с Мутко

Самые серьезные проблемы возникли у авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая объяснила срыв чартерной программы банальной нехваткой бортов и резким ростом пассажиропотока. Так, три самолета авиакомпании не смогли вовремя вернуться с техобслуживания, что в итоге привело к веерному характеру задержек и переносов рейсов компании, и компания приняла решение об отмене части чартеров. Транспортные прокуратуры в регионах объявили о проверке авиакомпании. Вчера в Ростуризме состоялось первое заседание оперативного штаба под руководством вице-премьера РФ Виталия Мутко по поводу проблем «ВИМ-Авиа». По итогам совещания ведомство сделало заявление о том, что в первую очередь внимание будет уделено отправке туристов на южные курорты России. Для тех туристов, кто собирался полететь в Турцию, Болгарию или на Кипр, в Ростуризме рассматривают вариант корректировки полетной программы в направлении Китая, пояснили в Ростуризме.

Помимо «ВИМ-Авиа», сегодня ночью, например, задержали на 16 часов рейс из Екатеринбурга во Вьетнам. До этого многочасовые задержки были, в частности, у «России» и у NordStar.

Как пояснил Михаил Мальцев, в последние годы практически каждый крупный туроператор из ТОП-10 либо обзавелся своей авиакомпанией, либо заключил контракт с авиакомпанией, занимающейся чартерными перевозками. «Это очень затратно, и из-за существенных лизинговых платежей у них просто нет возможности иметь резервные самолеты в отличие от крупных авиаперевозчиков вроде „Аэрофлота“ или „Уральских авиалиний“, которые преимущественно выполняют регулярные перелеты. И в случае возникновения какой-то технической сложности с самолетом, даже если резервный борт находится не в точке вылета, он может достаточно быстро прибыть в необходимый аэропорт, забрать людей, и таким образом проблема решится в короткие сроки с минимальными издержками», — отмечает Мальцев.

По мнению эксперта, массовые задержки чартерных рейсов в итоге могут негативно отразиться на экономике отрасли. С одной стороны, спрос снова может снизиться, а с другой стороны, цены на туристические программы могут увеличиться по тем направлениям, где уменьшится конкуренция, отмечает Мальцев.

Между тем сегодня, 8 июня, Росавиация выступила с официальным сообщением о том, что до 20 июня чартерные авиакомпании должны скорректировать свою программу перевозок для решения проблем с задержками и отменами рейсов. Руководитель Росавиации Александр Нерадько указал на несоответствие программ чартерных авиакомпаний и их реальных возможностей. «За прошедшие пять месяцев 2017 года отмечается значительный рост объемов пассажирских перевозок, которые составляют 22% от объемов аналогичного периода прошлого года. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала», — заключили в Росавиации.

Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?

Все на Турцию

Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.

Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.

Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.

Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?

Взгляд назад

Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.

Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.

«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.

Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.

Что в сухом остатке

Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.

«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе

Задержка рейса - неприятная, но относительно частая ситуация, которая может случиться уже в самом начале путешествия. Причины довольно разнообразны: плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и т.д. Независимо от того, что послужило причиной задержки рейса самолета, не нужно пугаться или приходить в замешательство. Ниже мы рассмотрим что делать, если задержали ваш рейс.

Права пассажира при задержке рейса

Летите ли вы чартерным или регулярным рейсом, крупным авиаперевозчиком или же , - права пассажира при задержке рейса одинаковы.

Нужно помнить, что все вопросы во время задержки рейса необходимо решать с представителями авиакомпании, а не со службами аэропорта. В свою очередь, в случае возникновения проблем с вылетом в установленное время, авиакомпания обязана незамедлительно уведомить вас о причинах и сроках задержки рейса самолета.

Куда обращаться?

К сожалению, когда дело доходит до соблюдения всех прав пассажиров, авиакомпании далеко не всегда демонстрируют свою проактивность, поэтому вы должны сами знать все правила и не стесняться напоминать о них представителям перевозчика в аэропорту.

Где найти представителя авиакомпании? Нужный человек может находиться на стойке регистрации вашего рейса, в офисе продаж вашей авиакомпании в аэропорту или же у самого выхода на посадку. Если поиски не увенчались успехом, смело звоните по телефону авиакомпании, указанному на вашем билете.

Следите за часами

  • Cемьям с маленькими пассажирами до 7 лет полагается доступ в оборудованную и комфортную комнату матери и ребенка, даже если задержка рейса незначительна по времени.
  • При 2-часовой задержке рейса самолета, вы можете сделать 2 бесплатных звонка или отправить 2 e-mail письма. Кроме того, в вашем распоряжении должен быть доступ к прохладительным напиткам.
  • Задержка рейса свыше 4 часов уже подразумевает предоставление авиакомпанией горячего питания. Обычно это талон на определенную сумму для заказа еды в одном из ресторанов аэропорта. Этот сервис вы должны получать каждые 6 часов в дневное и каждые 8 часов в ночное время суток.
  • Если время задержки рейса достигло 8 часов (или 6 часов в ночное время), авиакомпания обязана поселить вас в отеле, организовать транспорт туда и обратно, а также предоставить бесплатное размещение багажа в камере хранения аэропорта. Если по каким-то причинам вас не устраивают условия размещения в гостинице (например, недопустимо проживание в одном номере незнакомых друг другу людей), вы можете самостоятельно найти номер в гостинице, не забывая сохранять все документы, подтверждающие личные траты. Это поможет позже потребовать компенсации за задержку рейса самолета.

Подача претензии и компенсация за задержку рейса самолета

Задержки самолетов не приятны не только незапланированным ожиданием, но и могут повлечь за собой определенные убытки: пропущенная бизнес-встреча, опоздание на стыковочный рейс другой авиакомпании, оплаченная, но не использованная бронь в отеле. В таком случае любой пострадавший имеет право подать претензию по задержке рейса и получить компенсацию. Однако следует учитывать, что это правило действует лишь тогда, когда задержка рейса возникла по вине самой авиакомпании. Например, плохие погодные условия или чрезмерная загруженность аэропорта не будут причиной для требования компенсации.

Для того, чтобы грамотно составить претензию, вам нужно собрать как можно больше документов, подтверждающих факт задержки самолета. Сразу же после объявления задержи, попросите представителей компании сделать об этом отметку на вашем билете, а при посадке в самолет - фактическое время вылета. Сохраняйте все чеки, свидетельствующие о ваших личных тратах за время задержки рейса.

Для получения компенсации за задержку рейса самолета претензию со всеми приложенными доказательствами необходимо подать в авиакомпанию в течение 6 месяцев после прилета. Если ответа нет в течение 30 дней, можете незамедлительно обращаться в суд.

Размер компенсации составляет 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости вашего авиабилета.

Теперь вы знаете все о том, что нужно делать, если задержали рейс. Желаем вам приятных путешествий!

Публикации по теме