Газпром-башня прорвала рекорд высоты. Под башней «Лахта Центра» раскинется целый город Как будет выглядеть башня газпрома в лахте

В середине октябре 2018 года многофункциональный комплекс «Лахта Центр», строительство которого было начато еще в 2012 году, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Открытие первой фазы комплекса, доминантой которого является самый высокий небоскреб Европы, запланировано на конец следующего года, и еще много месяцев в новой штаб-квартире «Газпрома» будут вестись работы по внутренней отделке, оборудованию и благоустройству огромной по площади территории. Однако уже минувшим летом во время трансляций матчей ЧМ-2018 мир смог увидеть новую вертикальную доминанту, формирующую панораму современного Санкт-Петербурга.

Силуэт 462-метровой башни, композиционного центра и главного акцента комплекса, - воплощенная энергия пламени, символа и логотипа «Газпрома». Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются на 0,82 градуса относительно своих центров или около 90 градусов по всей высоте. По мере восхождения они уменьшаются в размере, тем самым создавая силуэт шпиля, пропорции и форма которого позволяют воспринимать его как еще один городской шпиль, стилистически не конкурирующий с существующими доминантами исторического центра.

Филипп Никандров. Фото пресс-службы «Горпроект»

Формообразование башни построено на архитектурных принципах, заложенных еще строителями древних пирамид: вся масса здания визуально устремлена вверх, концентрируясь в точке вершины. По этому принципу построены практически все исторические вертикальные доминанты Санкт-Петербурга - шпили и купола. Силуэтное решение небоскреба как раз и является переходной формой от купола к шпилю, с постепенным увеличением радиуса закругления от дуги в нижней части к прямой в верхней. Богатая пластика фасадов башни через органичную композицию объемов придает объекту динамизм, символизируя энергию и развитие.

Архитектурные и технические решения «Лахта Центра», над которыми коллектив архитекторов, конструкторов и инженеров компании «Горпроект» (генпроектировщик комплекса) работает с 2011 года, во многих аспектах являются инновационными не только для России, но и для всего мира. Проект, в котором нет ни одного повторяющегося (типового) этажа, в техническом отношении считается одним из самых сложных и уникальных даже в сравнении с другими меганебоскребами планеты; в его реализации принимали участие лидеры мировой строительной индустрии, ведущие подрядные компании и производители из Европы и Азии. Решение сложнейших проектных задач стало возможным только благодаря использованию новейших BIM-технологий и параметрического проектирования.

Особенно уникальны фасадные решения комплекса. Во-первых, в нем было задействовано рекордное количество стекла: площадь остекленных оболочек составляет около 130 тыс. кв. м, из которых на башне - 72,5 тыс. кв. м (это 16,5 тыс. стеклопакетов). Всего же в производстве было использовано более полумиллиона квадратных метров стекла, причем стекло применено не только в качестве светопрозрачной оболочки навесных витражей, но и как несущий структурный материал: рекордной высоты цельностеклянные стойки-импосты (более 17 м без единого шва) обеспечивают максимальную визуальную легкость и прозрачность планарных витражей на уровне общественных пространств атриума.

Во-вторых, для светопрозрачных оболочек применялись новейшие синтетические материалы, например, пленка ETFE, из которой сделаны пневматические элементы («подушки») светового фонаря центрального атриума стилобатной части комплекса. Это решение позволило значительно снизить вес конструкции огромного фонаря длиной более 250 м, при этом не допуская рисков его обледенения в зимнее время. На фасадах стилобатных зданий использовано энергосберегающее двухниточное остекление, осуществляющее вентиляцию буферных зон в пассивном режиме. На самой башне был реализован интеллектуальный двухниточный фасад, позволяющий (уже в активном режиме) автоматически вентилировать буферные зоны между двух ниток фасада - летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой наоборот - накапливать солнечную энергию за счет «парникового эффекта», уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах.

Изогнутый в трех измерениях витраж внешней нитки собран из огромных стеклопакетов площадью 11 кв. м каждый. Все 15 граней-лепестков фасада выглядят как единая оболочка из стекла, выгнутого по спирали с поворотом на 90 градусов на всю высоту. Каждый стеклопакет в плане согнут на угол в 0.82 градуса в холодном виде (без применения форм и традиционного нагрева в печи до 600 градусов), что позволило сберечь огромное количество энергии при производстве. На сегодняшний день этот витраж - самый большой по площади холодногнутый фасад в мире, он побил рекорд другого нашего проекта - в «Москва-Сити».

Башня «Лахта Центра», впрочем, не только самая высокая в Европе, но еще и самый северный меганебоскреб в мире. Несколько месяцев в году 100-метровый шпиль будет прятаться в низких облаках, то есть в зоне повышенного риска конденсатообразования на поверхностях его фасадов. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны, при этом задача осложнялась тем, что до нас никто не строил на такой широте и в таком влажном климате столь высокие здания.

«Лахта Центр». Фото пресс-службы «Горпроект»


Зимой конденсат будет намерзать на поверхностях шпиля в виде льда, что может грозить падением осколков или целых сосулек, поэтому нами была разработана уникальная система антиобледенения шпиля, которая призвана бороться со скоплениями льда на больших металлических поверхностях. В шпиле башни стекло заменено на облицовку из нержавеющей стали с системой обогрева в холодное время года, и стальную сетку, позволяющую контролировать образование опасной наледи и сосулек на оболочке верхней части небоскреба.

Уникальна система обслуживания фасадов, для мойки и ремонта витража или замены стеклопакетов перемещающаяся по спиральной траектории рельс параллельно фасадной оболочке. Туда же, в эти рельсы, интегрирована и активная динамическая архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах возможного появления наледи. Мигающие авиационные заградительные огни на вершине шпиля работают 24 часа в сутки и видны пилотам воздушных и морских судов за многие десятки километров.

По совокупности примененных в проекте инновационных энергоэффективных решений объект претендует на «золотой» сертификат LEED, что делает его национальным лидером в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде - все-таки речь идет о штаб-квартире крупнейшей энергетической компании.

Разумеется, «Лахта Центр» - это не только башня, это огромный комплекс площадью 400 тыс. кв. м, из которых башня занимает только треть. Площадь участка первой фазы - 8 га, на них появятся большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, мнрогофункциональный концертный зал. Башню завершает общедоступная обзорная площадка в нижнем пространстве шпиля, безусловный центр притяжения для туристов.

«Лахта Центр» - это градостроительный флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью (КАД) - именно в ее орбите «Большой Санкт-Петербург» и будет развиваться в XXI веке. И башня на берегу залива, в геометрическом центре этой орбиты, как грандиозный маяк формирует морской фасад мегаполиса прямо напротив пассажирского порта, одновременно принимающего в летний туристический сезон по 5-7 круизных лайнеров. И всех их встречает и провожает «Лахта Центр», символ современного Санкт-Петербурга.

Историческая среда в Лахте? Вы хорошо знаете наш город? Центр города далеко, вопрос сейчас просто не актуален.

- Местные градозащитники продолжают настаивать, что башня станет доминантой, будет что-то закрывать. Она же по проекту 462 метра в высоту.

На самом деле, высота башни 462,7 метра. Как понимать утверждение градозащитников, что башня будет что-то закрывать? Закрывать вид на Приморское шоссе? Вид на жилую застройку? Вас это волнует? Она будет видна на фоне других объектов – согласна, но закрывать, или доминировать над значимыми историческими объектами однозначно не будет. Если дом красивый, зачем стремиться к тому, чтобы его никто не видел? Наш проект – очень красивый, придет время, все будут гордиться им.

Я видела одну фотожабу. На картинке была видна наша башня на фоне Медного всадника и подпись: «Видите, какой ракурс, там все испорчено, невозможно сфотографироваться». Не знаю… Я сама много раз фотографировалась рядом с Медным всадником, но никогда не фотографировала статую со стороны хвоста. Почему это людей волнует?

- А какое самое главное отличие проекта «Лахта центр» от печально известного «Охта центра»?

Это принципиально разные проекты. На Охте был запроектирован простой бизнес-центр – башня с офисными помещениями. Фактически получалось закрытое пространство, вещь в себе. Сотрудник приходил бы туда, работал, получал все, что ему необходимо, а в конце рабочего дня уезжал домой.

Остальные горожане могли попасть в «Охта центр», чтобы побывать на обзорной площадке или посидеть во вращающемся ресторане на 74 этаже.

В «Охта центре» не предполагалось создавать социальной инфраструктуры, а в «Лахта центре» предусмотрен очень большой объем дополнительных функций, которые по соотношению площадей будут доминировать над офисной составляющей.

Основной объем офисов в «Лахта центре» расположен в башне, а под ней раскинется целый город для жителей близлежащих районов и туристов. Общественная составляющая проекта включает спортивный и медицинский центры, магазины, конференц-залы, центр занимательной науки для детей и планетарий.

- Как родилась идея с планетарием?

Архитекторы всегда стремятся предложить некую фишку, изюминку. У нас на проекте их несколько. Идея планетария родилась не сразу. У нас было предусмотрено многосветное пространство, и мы все думали, как бы его использовать наилучшим образом. Месяца полтора мы прорабатывали этот вопрос, а потом – раз! И родился планетарий! Огромный шар, который как будто со всего размаха бросили в здание, и он прилип к фасаду. Очень эффектно. Его будет видно и с улицы, и с проезжающих машин, он станет еще одной причиной, чтобы к нам пришли люди.

- А сама башня стала больше, чем проект «Охта центра»?

Башня стала выше, больше в диаметре, изменилась по форме, по своей структуре. Это совершенно новый проект. Внешне осталось некоторое сходство, вроде бы да, одна и та же башня, но на самом деле башни совершенно разные.

- Есть конструктивные отличия?

Принципиальная конструктивная схема осталась без изменений, мы только смогли оптимизировать и уменьшить количество технических этажей, смогли отказаться от некоторых колонн, упростили балочную систему. И в лахтинском проекте существенно изменились решения по организации строительства, применены новые технологии. В настоящее время у нас успешно завершены работы по обустройству свайного основания башни и многофункционального здания. В Лахте под высотное здание заложены буронабивные сваи диаметром 2 метра, а на Охте были предусмотрены фундаменты в виде барет, которые значительно дороже. Это стало возможно, потому что на новом месте ситуация с грунтами намного лучше. Благодаря этому и другим решениям по оптимизации мы получаем хорошую экономию денежных средств в расчете на один квадратный метр.

- Какие параметры у башни?

Офисная часть займет порядка 120 тысяч квадратных метров, а всего полезной площади будет примерно 200 тысяч квадратных метров.

Башня офисная, и все, что с ней связано – это обслуживание офисных помещений. Верх башни у нас создан под общественные функции, там обзорная площадка, вращающийся ресторан и зона конференц-зала, которую можно будет сдавать в краткосрочную аренду для проведения каких-либо мероприятий. Остальная часть - офисы нашего инвестора.

- Не планируете сдавать площади другим компаниям?

В настоящее время все делается под нужды инвестора, но, возможно, какие-то площади будут сдаваться сторонним арендаторам.

- Проект на официальном сайте предполагает размещение комплекса апартаментов в здании, эти помещения также не будут распродаваться?

Не комплекс апартаментов, а гостиница на двести номеров, простая четырехзвездочная гостиница. Вы представляете, сколько у нас командировочных? Надо же их где-то размещать. Это же штаб-квартира.

- То есть апартаменты не будут выкупаться никем, включая топ-менеджмент компании?

Нет. Это чистая гостиница со своими логистическими решениями, доставкой и уборкой помещений. Если бы там были апартаменты под реализацию, мы бы многое изменили в проекте.

- Расскажите о пространстве вокруг башни.

На прилегающей территории делового квартала предусмотрена стоянка для туристических автобусов, есть выход к причальному сооружению, появится музейный комплекс «Полтава».

Входные группы в Восточной части предназначены для сотрудников, они оформлены очень красивой аркой, пролетом 99 метров, уникальным инженерным сооружением. Вокруг этой арки и развернется деловая и туристическая жизнь.

С юго-восточной части нашей территории начинается большая прогулочная зона, тянущаяся по пешеходному мосту до парка 300-летия Санкт-Петербурга. Пеший маршрут составит около 8 километров, прорабатывается вопрос о строительстве пешеходного моста и на Крестовский остров.

Пешеходная зона – это не дорожки шириной 1,5 метра, это пространство, где можно было бы проводить любые мероприятия, вплоть до майских демонстраций. На южной части нашей территории расположен амфитеатр.

- Можно чуть подробнее про амфитеатр?

Амфитеатр появился в проекте случайно. Было очень сложное объемно-пространственное решение эксплуатируемой кровли крытой автостоянки. Требовалось создать плавный переход с самой высокой отметки кровли к воде, и наш архитектор предложил расположить амфитеатр на 2 тысячи человек. Мы с радостью согласились, и у нас появилась еще одна «фишка».

В итоге у нас получилось пространство, где мы можем проводить любые мероприятия, связанные с открытым воздухом и водой. Мы хотим, чтобы с амфитеатра можно было наблюдать и водные фонтаны, и водные шоу, и театрализованные представления, соревнования...

Северная часть территории будет использована для обеспечения пешеходной доступности. Будут железнодорожные платформы, станция метро. На Северной площади мы планируем проводить выставки под открытым небом.

- В проекте на официальном сайте еще озеро фигурировало

Вам мало воды Финского залива? Озера не было, были и есть водные глади, а это нечто совсем другое. Возникли водные глади не случайно. Мы проводили аэродинамические испытания, чтобы определиться с ветровыми нагрузками на самой башне, а также с уровнем комфортности пешеходных зон.

В результате этой работы мы определили зоны, где возможен очень сильный ветер за счет нисходящих потоков воздуха. Мы эти зоны отметили красным на плане, а потом «красное» поменяли на «синее» и сделали там водную гладь. Люди по этим зонам ходить не будут, а проект получит декоративную и защитную функции для пешеходных зон.

- А как будет организован трансфер?

Станция метро ожидается только к 2025 году, поэтому придется 7 лет эксплуатировать объект без метро. Вопрос трансфера однозначно будет решен, но пока первое, что приходит в голову, это использовать развозку от станций метро «Старая деревни» и «Черная речка».

Также проектом предусмотрено достаточное количество машиномест (по нормативу следует создать одно машиноместо на 5 сотрудников и 1 машиноместо на 10 посетителей, но мы планируем сделать больше машиномест), а для туристических целей совместно с городом прорабатывается проект пересадочного узла – вот эти новые железнодорожные платформы «Лахта», перехватывающие парковки. Там же будут остановки общественного наземного транспорта. Все это должно начать функционировать к 2017 году.

- А сколько людей будет работать в башне?

Всего на территории комплекса будет ежедневно находиться около 10 тысяч человек: более 5 тысяч сотрудников офиса и около 4 тысяч посетителей и туристов.

- Можете назвать примерный объем инвестиций в проект?

Я не вовлечена в этот вопрос. Я только определяю обоснованность конкретных решений. Например, мы рассчитываем экономичность систем холодоснабжения. Я знаю, сколько денег мы на этом сэкономим. А общая стоимость проекта - это компетенция моего руководства.

- А если сравнить с проектом «Охта центр», то какой проект дороже?

Это вообще нельзя сравнить – объекты совершенно разные, но себестоимость строительства одного квадратного метра в проекте «Лахта центр» ниже, потому что здесь другая ситуация с грунтами. Нам просто очень повезло. И объем полезных площадей здесь значительно больше.

- Объект будет вводиться поэтапно или одной очередью?

Если бы у нас было как в ММДЦ «Москва-Сити», когда вся застройка разделена на отдельные этапы строительства, каждое здание вводится в эксплуатацию самостоятельно - мы были бы страшно счастливы, но у нас все здания – единое целое одного объекта. Проектная документация разработана без выделения очередей, без выделения пусковых комплексов, без выделения этапов строительства.

В нашем проекте инженерное обеспечение, транспортная доступность и все остальное создается комплексно, нельзя ввести в эксплуатацию одну башню. Мы хотели разделить на этапы, но не получилось, поэтому мы все будем вводить одновременно, за что нам строители сказали огромное спасибо (в кавычках). Нам придется разом вводить в эксплуатацию все 400 тысяч квадратных метров. Это будет подвиг, потому что в России такого не было, чтобы за один раз вводили сразу 400 тысяч квадратных метров.

- Расскажите, что сейчас происходит на объекте? Какой этап идет?

Работы идут полным ходом. Завершили сваи, закончены работы по откопке котлована башни. Это колоссальное сооружение - пять футбольных полей глубиной 20 метров. Это так красиво, что дух захватывает. Там диски распорные, стена в грунте, все массивное и добротное... Колоссальная строительная конструкция. Работу конструкций физически ощущаешь. Там работают внизу люди, они очень маленькие, потому как высота все равно дает о себе знать. Рядом залив, а в котловане сухо. Человек, далекий от строительства, не до конца понимает, насколько это сложно. Это просто Красиво с большой буквы, красиво с точки зрения возможностей человека, его инженерной мысли.

Одно из самых высоких зданий России и Европы — современный небоскреб Лахта Центр — располагается в Приморском районе Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 2012 году, в эксплуатацию здание ввели в 2018, а открытие Лахта Центра намечено на начало 2020 года. Кроме штаб-квартиры «Газпрома», здесь будут функционировать офисы, научный и деловой центры, амфитеатр, спортивный клуб и прочая инфраструктура. Главной изюминкой башни станет смотровая площадка, откуда открывается панорама на Санкт-Петербург и Финский залив. Стоимость Лахта Центра оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Смотровая площадка Лахта Центра

Самым ожидаемым объектом комплекса считается обзорная площадка, которая будет располагаться на высоте 360 метров, на последнем этаже. Это будет панорамная площадка с углом обзора 360° и с телескопами для детального обзора. Для подъема посетителей будут работать высокоскоростные лифты. Планируется, что смотровая площадка Лахта Центра станет одной из самых популярных туристических достопримечательностей города.

Елка

Несмотря на то, что официальное открытие небоскреба еще не состоялось, Лахта Центр уже принимает участие в культурной жизни Северной столицы. В честь празднования Нового года 31 декабря на фасаде здания зажглась праздничная подсветка, превратившая башню в самую высокую в мире зеленую елку.

Видео новогоднего поздравления:

Веб-камера Лахта Центра

В настоящий момент на уровне смотровой площадки установлена веб-камера, которая в режиме реального времени транслирует панораму Санкт-Петербурга и Финского залива. Вы можете рассмотреть популярные достопримечательности города — парк имени 300-летия Санкт-Петербурга , стадион «Газпром Арена» , Яхтенный мост, Елагин остров и другие объекты.

План этажей и архитектура

В связи с широким освещением в СМИ строительства этого объекта, многих интересует вопрос «сколько этажей в Лахта Центре и что там будет находиться?». Согласно проекту, в башне 87 этажей, а общая площадь помещений составляет 400 тыс. кв. метров, из них под офисы определено — 130 тыс. кв. метров. Для перемещения между этажами планируется запустить почти 40 лифтов. Кроме основного здания, в комплекс входят еще два сооружения, которые располагаются по бокам от башни. Их высота варьируется от 22 до 85 метров.

Проект Лахта Центра

Кроме смотровой площадки и штаб-квартиры «Газпрома» в комплексе будут располагаться следующие объекты:

  • Панорамный ресторан Лахта Центра. Залы будут находится на 75 и 76 этажах (высота около 320 метров). Это будет приятной альтернативной обзорной площадке. По итогам отбора претендентов на создание ресторана, в начале 2019 года управляющая компания объявила победителя. Ими стали известные российские футболисты — братья Березуцкие, которые предложили концепцию ресторана русской кухни, основой которой станут продукты российского производства и уникальные рецепты со всех уголков страны.
  • Многофункциональный зал — трансформер и конгресс-центр. Уникальная особенность этого зала заключается в том, что при необходимости его можно разделить на два помещения. Это первый подобный объект в Санкт-Петербурге. Расположение кресел и конфигурация сцены могут изменяться под формат мероприятия. Планируется, что в зале-трансформере будут проходить концерты, спектакли, показы мод и другие события.
  • Научно-образовательный центр. Основной задачей научного центра будет популяризация науки среди населения. Центр будет открыт для широкой аудитории, здесь будут проводится образовательные мероприятия — лекции, выставки. Площадь для экспозиции достигает 7000 кв. метров.
  • Медицинский центр. Лечебно-диагностический комплекс Лахта Центра предназначен для оказания услуг жителям Приморского района Санкт-Петербурга. Оснащенный самым современным оборудованием, медцентр будет оказывать стоматологические, терапевтические, хирургические и другие услуги.
  • Спортивный комплекс. В Лахта Центре планируется создание большого спортивного центра, площадью 4600 кв. метров. Здесь будут располагаться тренажерные залы, залы групповых занятий, бассейны, центры релаксации и оздоровления.
  • Атриум, торговые площадки, экспозиции. Для работников офисов и посетителей небоскреба будут работать выставочные залы для арт-объектов и художественных произведений, мультимедийный зал, а также кафе, столовые и магазины.
  • Офисы. Управляющая компания предлагает для аренды офисы площадью от 650 до 2100 кв. метров. Подробную информацию у администрации, контакты можно найти на официальном сайте Лахта Центра.

У подножия башни, на территории выходящей к заливу, планируется возведение амфитеатра . Рассчитанный на 2000 мест, объект станем первым в Санкт-Петербурге сооружением подобного типа. Амфитеатр ориентирован на море, согласно замыслу архитекторов, сценой может выступать вода или береговая полоса.

Архитектурное решение

Поскольку здание Лахта Центра имеет экстремальную высоту, то при разработке проекта и строительстве большое внимание уделялось устойчивости и безопасности конструкции. Главная башня имеет центральное ядро из железобетона, внутри которого располагаются важнейшие коммуникации и зоны безопасности. Фундамент небоскреба стоит на 2080 сваях, а перекрытия и колонны сделаны из металла и бетона.

Архитектурная концепция Лахта Центра разработана компанией RMJM в 2011 году. По задумке авторов, очертания небоскреба идеально вписываются в ландшафт Санкт-Петербурга и составляют гармоничное сочетание со шпилями и куполами Петропавловского собора .

Остекление Лахта Центра выполнено без стыков, что придает зданию легкость — гладкие стены фасада отражают воду и облака.

Как добраться до Лахта Центра в Санкт-Петербурге

Метро у Лахта Центра

Ближайшая станция метро «Беговая» находится в шаговой доступности от небоскреба. Прогулка займет около 20 минут, однако пока башня не работает, полюбоваться ей можно с территории парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Маршрут от метро до Лахта Центра:

В планах властей построить новую станцию метро «Лахта». Проект включен в план развития метрополитена до 2025 года.

Наземный транспорт

Рядом с Лахта Центром находится остановка общественного транспорта — «15-й км Лахта» . Здесь ходят автобусы № 101, 101а, 110, 211, 216 и маршрутки № 206, 210, 232, 305, 305а, 400, 405, 417, 425.

Кроме того, для поездок по Санкт-Петербургу можно воспользоваться приложениями от служб такси Uber, Gett, Яндекс. Такси, Maxim, Таксовичкоф и др.

Презентация Лахта Центра: видеоэкскурсия

Ночное освещение Лахта Центра: панорама-google

Небоскреб «Лахта-центр» возвысился вверх на 35 этажей (147 метров) и установил новый рекорд среди всех зданий Петербурга.
Есть одно здание выше — телебашня, а это не считается. К тому же, в 2017 году здание будет еще в 2 раза выше, а к 2018 году высота небоскреба составит 462 метра. Он будет выше башни «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» в столице и станет самым высоким зданием в Европе.

До настоящего момента городской рекорд принадлежал светящейся в московском районе «Лидер тауэр», которое, кстати, является самым высоким зданием в мире в северных широтах. Из исторических зданий лидирует Петропавловский собор со своими 122 с половиной метрами, задуманный как главная доминанта города. Но технологии сильнее.

Напомним, строительство штаб-квартиры «Газпрома» сопровождалось боями градозащитников с властями, ведь изначально ее возведение планировалось не в Лахте на берегу Финского залива, а в Малой Охте на правом берегу Невы. Власти считали, что это станет новым символом Северной столицы, а жители были против башни почти в центре. Теперь люди и власти договорились. Планируется, что «мегасооружение» привлечет к нам финансовых воротил со всего мира. Оно уже попало в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый огромный фундамент в мире. Его без остановки заливали 49 часов.«Лахта-Центр» сегодня
«Лахта-центр» по плану в 2018
Фундамент-рекордсмен «Лахта-центра»
План строительства
Внутренний вид «Лахта-центра» по плану
Самое высокое здание в северных широтах в мире — «Лидер-тауэр» на пл. Конституции
Архитектурная доминанта Северной столицы до 1962 года (в том году была построена телебашня)

"Лахта центр": "Как будущим жителям Лахты нам первым нужна комфортная среда"

Башня «Газпрома» приобретет законченный вид к концу года, тем временем беспокойство горожан вызывают планы развития прилегающих территорий. Фонтанка изучила градплан, выехала на местность и получила ответы на вопросы из первых уст.

Башня "Лахта центра" будет закончена уже через год. Когда рядом появятся дорожные развязки, откроются амфитеатр, яхт-клуб международного уровня и заложенная Полтавченко академия тенниса, куда с изображений проекта «пропал» парк и зачем вырубаются деревья, – в интервью «Фонтанке» рассказал исполнительный директор проекта Александр Бобков.

Фото: предоставлено АО «МФК Лахта Центр»

- Когда будет сдан "Лахта центр"? Есть ли задержки?

– Как идет стройка, уже можно наблюдать невооруженным взглядом, на такой стадии ничего не скрыть - ни задержки, ни отрывы вперед. Мы планируем к концу 2017 года завершить основные строительно-монтажные работы, которые сформируют финальный архитектурный образ нашего комплекса. С этого момента все смогут увидеть его таким, каким он был задуман. А в 2018 году мы будем заканчивать внутренние работы и благоустройство, чтобы сдать комплекс осенью следующего года.

- Могут ли повлиять на темпы стройки новые американские санкции?

– Основное иностранное оборудование, которое было нам необходимо, уже закуплено, и мы не попадаем под те критерии, которые описаны в санкционных условиях. Так что эмоционально это все неприятно, но объективно у нас нет повода для беспокойства.

- Когда в комплекс начнут переезжать структуры «Газпрома»?

– Это вопрос больше уже к арендаторам, которые самостоятельно обустраивают внутренние пространства за пределами общих зон центра. Они уже серьезно занимаются этим вопросом, идет проектирование, и я думаю, что в течение 2019 года основной переезд структур «Газпрома» в комплекс будет закончен.

- В башню переедет и президент «Газпрома» Алексей Миллер?

– В здании есть блок для руководства компании, в том числе место, где сможет работать председатель правления.

Смольный обещал построить дорожные развязки у "Лахта центра" до окончания его строительства в 2018 году. Как вы оцениваете исполнение этих обязательств?

– Как таковых обязательств городских властей именно перед «Газпромом» никогда не было. Была ответственность перед горожанами, в частности жителями Приморского района. Планы по объектам дорожной инфраструктуры были озвучены еще в 2009 году, за три года до нашего появления на площадке. К сожалению, скорость их реализации ниже, чем хотелось бы. Мы надеемся, что в следующем году начнутся работы по возведению эстакады между Приморским шоссе и территорией южной части поселка Лахта-Ольгино, а также нескольких вспомогательных дорог. По тем данным, которые у нас есть, аналогичные объекты обычно строятся за два года.

- Значит, развязка появится после открытия "Лахта центра", и район пока будет стоять в пробках?

– Мы моделировали транспортную ситуацию в районе «Лахта центра» и выяснили, что проект не нанесет ущерба текущей транспортной инфраструктуре. Транспортные потоки, которые будет генерировать наш комплекс, носят реверсивный характер. В то время как утром жители спальных районов будут ехать на работу в центр Петербурга, наши работники направятся по практически пустому Приморскому шоссе на работу в сторону Лахты. И аналогичная ситуация повторится вечером, когда наши сотрудники в 18 – 19 часов будут ехать домой в центр, а шоссе будет стоять в пробке из города.

Сейчас на объекте работает 11 тысяч человек. Повсюду вокруг можно увидеть припаркованные автомобили, что не очень радует местных жителей. Как вы решаете эту проблему?

– Уже на первоначальном этапе строительства мы организовали доставку работников автобусами. Так происходит и сейчас. Но на текущем этапе существенно увеличилось число высококвалифицированного персонала, задействованного в монтаже и наладке инженерных систем. Они не пользуются централизованной развозкой и ездят сами на машинах.

Ни нам, ни жителям не нравится огромное количество личного транспорта, который стоит на газонах и вдоль дорог. Мы пытаемся решать этот вопрос в прямой коммуникации с генподрядчиком: включаем в договор пункты о том, что он должен обеспечивать порядок не только на площадке, но и вокруг неё; настаиваем, чтобы было увеличено количество автобусов, сами работаем с полицией. Стараемся организовывать строительные городки более «вертикально», чтобы под организованную парковку личного транспорта оставалось больше места. То есть всеми возможными путями мы пытаемся привести ситуацию в нормальное положение.


"Фонтанка.ру"

- А после сдачи центра куда денутся автомобили 10 тысяч работников и посетителей?

– На будущее мы имеем просторный подземный паркинг, больше 2200 машиномест, под самой башней центра, и после его открытия автомобили работников и гостей не будут выходить за пределы красных линий объекта.

- Мест же в пять раз меньше, чем работников…

– Надо понимать, что значительная часть сотрудников комплекса – это отнюдь не белые воротнички и не «автомобильные» люди. Они будут добираться общественным транспортом.

- Каким транспортом?

– Прямо в створе Лахты РЖД будет создана новая железнодорожная станция. Можно будет сесть на Финляндском вокзале и быстро доехать в район "Лахта центра". РЖД готовы в течение года начать работы. А в перспективе есть планы восстановить в этом направлении двухпутную ветку, которая была на этой территории 100 лет назад. Надеемся, что мы увидим эти изменения к 2020 году. А пока не будет этой транспортной инфраструктуры, будет организована непрерывная подвозка людей от станции «Беговая» шаттлами.

- А как будут добираться туристы?

– Мы рассчитываем, что туристы будут прибывать по воде - суда с большой осадкой типа «Москва» будут останавливаться в порту «Геркулес», а водные такси поменьше – у причала непосредственно у башни.

Местные жители жалуются, что «Газпром» обещал построить им парк. Он фигурировал на первых изображениях проекта. Теперь на его месте новые здания комплекса. Как это получилось?

– Мы находимся на территории бывшей промзоны. Здесь до нас были песчаные барханы с драгами и в ветреную погоду гуляли бури. Это всё к вопросу об «уничтоженном парке и когда мы его вернем». Его не было никогда.

По первоначальному проекту "Лахта центра" на части нашего земельного участка была предусмотрена рекреационная зона, которая сейчас называется жителями парком, потому что на картинках она выглядела зеленой и благоустроенной. Но после того, как было принято решение о переезде «Газпрома» целиком, на этом месте возник проект офисного комплекса, который примет дополнительный объем персонала. Это история потерянного княжества, которого никогда и не было.

- То есть никакой компенсации жителям вместо мифического парка не будет?

– Мы строим не жилой комплекс, и политика «после нас хоть потоп» здесь неприменима. Мы собираемся здесь жить. Соответственно, мы наиболее заинтересованные люди, чтобы здесь было комфортно: и нам, и ближайшим соседям, и многочисленным гостям комплекса.

То, о чем сейчас точно можно говорить, - это Восточная и Южная набережные у "Лахта центра", которые по площади, озеленению и уровню комфорта будут сравнимы с парком. Рядом с нами планируется полная реконструкция и создание международного парусного центра на базе яхт-клуба "Геркулес", со всей инфраструктурой – гостиницей и башней для наблюдения за регатами. Также к западу от нашего участка запланировано строительство академии тенниса, к востоку - размещение экогалереи и музея-корабля "Полтава". Около "Лахта центра" сейчас строится большой амфитеатр, который сможет принимать несколько тысяч человек.

По сути, промышленная территория превратится в открытую, комфортную среду. Проект будет абсолютно открытым, и доступ к нему будет у всех желающих.

- О старте стройки яхт-клуба и академии тенниса «Фонтанка» писала еще в 2013 году. Почему они так и не начались?

– Насколько мне известно (эти проекты реализует не наша структура), задержки происходят частично из-за изменений законодательства в области землепользования, частично из-за задержки принятия генерального плана города на два года. Не способствовала быстрому строительству и общая бюджетная ситуация. Но проекты никто не отменял, и они будут реализованы.

Насколько видно на градплане, именно на этих участках сейчас происходит вырубка поросли, которая так беспокоит местных жителей?

– Да, но фактически работы ведем мы. Часть территории, которая предназначена для строительства транспортной развязки и спортивно-досуговой инфраструктуры, мы сейчас арендуем у города и временно будем использовать для организации строительного процесса. А затем приведем в порядок и обратно передадим городу уже подготовленной. Так, мы надеемся, будет возможно сэкономить некоторые время.


- Удается ли выстроить диалог с оппонентами "Лахта центра"?

– В большинстве случаев – да. Более того, получая обратную связь, мы видим явное принятие большинством горожан нашего проекта. Но бывает, что конструктивный диалог не складывается, потому что у отдельных людей есть свое ощущение внутренней мечты.

- Вы имеете в виду альтернативный проект одного из местных активистов?

– Именно. Он предлагает на текущем этапе создать вместо набережной, к примеру, пляж имени Александра Блока. Или уже готовый амфитеатр сделать чуть иначе и в другом месте.

- Можно ли сравнить защитников Охты с активистами Лахты?

– Нет, там было совсем другое. Охта была настоящим городским референдумом. Это действительно была борьба мнений. Сегодняшние разговоры по сравнению с ней – это как битва нанайских мальчиков и профессиональный матч по боксу.

Кстати, в апреле еще говорилось, что «Газпром» ведет переговоры со Смольным об обмене участка в Охте на другой. Чем это закончилось?

– Сейчас мы не находимся в стадии переговоров по обмену участков с городом. Мы ищем проект, который точно бы украсил это место, и не хотели бы, чтобы он был отдан для типовой жилой застройки. Для себя мы видим там общественно-деловой центр, возможно, с жилой составляющей. Это место достойно знакового проекта.

Учитывая, что «Газпром» сейчас ведет диалог с любого рода активистами по "Лахта центру", значит ли это, что компания извлекла опыт на Охте?

– Безусловно, с точки зрения формирования общественного мнения Петербург – особенный город. Здесь есть по-настоящему авторитетные, признанные лидеры мнений, и любые крупные девелоперские проекты нуждаются во всесторонней оценке. Строя "Лахта центр", мы стремимся подходить максимально аккуратно к своим планам, учитывая запросы горожан и даже в определенной степени заглядывая в будущее. Но эти 4 года стройки, я считаю, мы были максимально открыты, и все, кто хотел поучаствовать, смог это сделать.

Но примирить всех петербуржцев с новой доминантой, которая видна даже от Петропавловской крепости, всё равно не получилось...

– Городская среда Петербурга довольно консервативна. В этом смысле, это вопрос внедрения чего-то нового, футуристического, в то место обитания, которое является для жителей Петербурга привычным. Это действительно сложная задача – одним проектом создать новую архитектуру в городе классики.

Но мы надеемся, что "Лахта центр" станет новой достопримечательностью, новой высотой для Петербурга XXI века. Тем городским ориентиром, каким была Петропавловская крепость в XVIII веке или Исаакий в XIX веке.

Беседовал Илья Казаков,

"Фонтанка.ру"

Публикации по теме