Кто и в чьих интересах управляет Аэрофлотом? Компания Аэрофлот (Россия) Аэрофлот частная или государственная компания.

История Аэрофлота началась в 20-х годах прошлого века. Почти за 100 лет существования авиакомпания заслужила статус легенды, символа надежности и высокого качества обслуживания. За время работы было преодолено множество препятствий, что укрепляло компанию и давало стимул для дополнительного развития.

Компания Аэрофлот: история зарождения

После завершения Первой мировой войны европейские страны постепенно переориентировались на выпуск гражданской авиации, предназначенной для почтовых и грузовых транспортировок. Для международных авиаперевозок все чаще применяются военные суда, переоборудованные под текущие нужды. Первый регулярный полет был произведен первого мая 1922 года.

Официально история компании Аэрофлот стартовала в 1923-м. Именно в этом году было сформировано Общество друзей Воздушного флота.

Новая организация взяла на себя несколько основных функций :

  • Сбор денег на возведение аэродромов и авиапарка.
  • Популяризация нового транспортного средства.
  • Развитие авиационной сферы в целом.

Следующим этапом в истории создания Аэрофлота стало образование ГУ ГВФ - главного управления, отвечающего за гражданскую авиацию страны. Немалую роль в развитии авиакомпании сыграли известные конструкторы - Туполев, Антонов и Илюшин, разработки которых нашли широкое применение в эпоху СССР и пользуются спросом сегодня.

После завершения Второй мировой войны стартовал новый этап, которым запомнилась история Аэрофлота. В 1947 году она была признана одной и крупнейших в мире, и этот статус оставался неизменным до начала 90-х годов, когда появились конкуренты.

В тот период в воздушном пространстве «правили» ИЛ-12 и ИЛ-14, а в 1956 году появился Ту-104, представляющий собой первый самолет с реактивными двигателями. Через несколько лет стартовали перелеты на еще более крупном воздушном судне - Ту-114. Со временем его место займет еще более современный самолет Ил-62.


Одним из наиболее значимых событий в истории авиакомпании Аэрофлот стало открытие нового аэропорта Шереметьево, ставшего главной площадкой для международных авиаперелетов. Компания была настолько популярной, что у обычных людей слова авиация и Аэрофлот имели идентичное значение.

Важным событием в истории авиакомпании считается появление ЦУМВС - Центрального управления, в котором осуществлялся контроль международных воздушных перевозок. В 1976 году количество пассажиров, пользующихся услугами компании, достигло одного миллиона человек в год. Рейсы совершались во многие уголки планеты, среди которых были следующие континенты - Африка, Европа, Америка (Северная и Южная) и Азия.

Наиболее важные даты в истории

Если кратко «пройтись» по дальнейшей истории компании Аэрофлот, стоит выделить следующие даты :

  • 1978 г - первый рейс за границу.
  • 1980 г - Аэрофлот назначен официальным перевозчиком участников Олимпийских игр. Чтобы обеспечить перевозку такого потока пассажиров, был построен большой аэропорт под названием Шереметьево-2.
  • 1983 г - закрыт доступ для перелетов в США и из страны из-за инцидента со сбитым над территорией СССР корейским Боингом.
  • 1989 г - российская авиакомпания стала частью Международной ассоциации IATA.

Стоит отметить, что спектр деятельности авиакомпании не ограничивался только оказанием услуг гражданам.

Компания занималась перевозкой:

  • Сверхтяжелых грузов.
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Товаров военного назначения.

Услугами перевозчика пользовались крупнейшие лица государства, в том числе и Генсек СССР. После распада Советского Союза в каждой из отдельных республик были созданы собственные авиакомпании. В 1992 году сформировано АО Аэрофлот, а 1996 году проведено первое собрание акционеров. С каждым годом внедряются новые технологии, которые повышают надежность компании и уровень комфорта предоставляемых услуг. В 1999 году был запущен официальный сайт компании.

Новая история Аэрофлота - создание и деятельность ПАО

Конец 90-х годов был ознаменован скандалом, в котором оказались замешанными бывшие руководители авиакомпании, а также Борис Березовский. В результате сговора с генеральным директором на счет швейцарской компании было перечислено около 250 миллионов рублей. Слушания по этому делу продолжались в течение нескольких лет, а к 2004 году суд вынес приговор. Подсудимые получили сроки до трех лет, и благодаря амнистии и истечению срока давности, оказались на свободе.

Следующим этапом истории создания и деятельности ПАО Аэрофлот стало создание двух ответвлений :

  • Официальной школы Аэрофлота.
  • Высокотехнологичного Ситуационного центра.

К 2006 году авиакомпания имеет почти десятую часть всего рынка, и в ее планах поглощение более мелких предприятий. В этом же году зафиксирован рекордный пассажиропоток, который составил почти 22 миллиарда человек.

Сегодня наибольший пакет акций находится в руках государства (больше 61%), оставшаяся часть - у юридических и физических лиц. «Львиную» долю парка составляют самолеты А320, но техника постоянно обновляется и руководство практически ежегодно заказывает новые аппараты. Кроме отечественных самолетов, в рейсы оправляются Боинги, а также летательные аппараты компании Airbus (А320). Средний возраст летательных аппаратов на 2017-й - 4,1 года.

В 2010 году было принято решение об объединении Аэрофлота и других государственных компаний, но со временем планы были пересмотрены, и от некоторых авиалиний Аэрофлот отказался. В 2013 году авиакомпания стала официальным перевозчиком крупнейшего футбольного клуба Англии Manchester United. В 2015-м были выкуплены акции убыточной на тот период компании Transaero, а в сентябре этого же года Аэрофлот попал под санкции Украины. Это сказалось на прибыли.

В расписании Аэрофлота пять трансатлантических и 12 трансконтинентальных рейсов. Наиболее продолжительным является маршрут из Москвы в Лос-Анжелес - 13 часов (9782 км), а наиболее коротким - Москва-Воронеж (75 минут).

Популярные направления авиакомпании

Место Направление Найти билет

Москва → Симферополь

Москва → Адлер

Москва → Тиват

Москва → Барселона

Москва → Калининград

Девиз авиакомпании «Искренне, Ваш »

Авиакомпания Аэрофлот ( Aeroflot Russian airlines ) -это крупнейшая авиакомпания России и является членом международной ассоциации воздушного транспорта – ИАТА (год вступления – 1989) . Полное название ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии». Штаб квартира расположена в городе Москве. Авиакомпания Аэрофлот в международном рейтинге по безопасности и надежности зарекомендовала и занимает по состоянию на 2018 год 35 место и среди российских авиакомпаний является одной из самых безопасных. Аэрофлот постоянно обновляет свой авиапарк – средний срок службы самолетов составляет 4,2 года. Авиакомпания Аэрофлот является одной из самых старейших авиакомпаний мира. Брэнд Аэрофлота узнают во всем мире.

Генеральный директор – Виталий Савельев

Аэрофлот входит в альянс SkyTeam Alliance

Количество пунктов назначения – 190, основные из которых являются: Пекин, Бишкек, Токио, Лондон, Киев, Нью-Йорк, Париж, Пермь, Калининград, Санкт-Петербург, Тюмень, Владивосток.

Основной аэропорт – (г. Москва)

Авиакомпания Аэрофлот стал официальным авиаперевозчиком Зимний Олимпийских игр 2014года.

Аэрофлот выступает спонсором футбольного клуба ЦСКА, а вот с 01 июля 2013 года является официальным авиаперевозчиком футбольного клуба Манчестер Юнайтед.

Кино с участием авиакомпании Аэрофлот: Превосходство Борна, Брат 2, Мы из Будущего, Ирония судьбы. Продолжение, Космическая одиссея 2001, Приключение итальянцев в России, Терминал, Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть, Высоцкий. Спасибо, что живой.

Авиакомпания Аэрофлот вчера…

С 1920 года, после окончания в европейской части России гражданской войны, в СССР начались полету по международным направления. Первое направления стало Москва - Кёнигсберг - Берлин . С 1923 года начались регулярные перелеты внутреннего направления Москва - Нижний Новгород .

17 марта 1923 года образовалось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» для внутренних и международных авиаперевозок и почтовой пересылки.

23 февраля 1932 года на основе «Добролета» и АО «Укрвоздухпуть» было создано ГУ ГВФ (Главное управление Гражданского воздушного флота) и установлено официальное сокращенное наименование «Аэрофлот». До 1991 года авиакомпания Аэрофлот была самая крупнейшая авиакомпания. Аэрофлот эксплуатировал исключительно самолеты советского производства. В период СССР, авиакомпания Аэрофлот выполнял рейсы по всем республикам советского союза, а также в Азию, Африку, Южную и Северную Америку. В 1989 году авиакомпания Аэрофлот вступила в Международную Ассоциацию Воздушного Транспорта (IATA).

В период СССР авиакомпания Аэрофлот осуществлял следующие авиаперевозки:

Пассажирские

Грузовые

Самолеты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР.

В 1990 году в Аэрофлоте произошла реструктуризация путем автономии отдельных авиаотрядов, что привело к расчленению крупнейшей авиакомпании мира на более 300 авиакомпаний. Так же к такому результату повлиял распад СССР. Некоторые авиакомпании были настолько малы, что их авиапарк составлял 1-2 самолета.

С 1992 года на базе Центрального управления международных воздушных сообщений СССР был создан Аэрофлот – российские международные авиалинии. Так же в этот период была создана дочерняя авиакомпания –Российские авиационные линии (РАЛ), которая первая в России стала эксплуатировать самолеты иностранного производства – Аэробус А310. После авиакатастрофы в 1995 году Российские авиационные линии были закрыты.

В 1994 году авиакомпания Аэрофлот подверглась частичной приватизации. Только лишь 51 % остался принадлежать государству. В 90-е годы авиакомпания Аэрофлот в основном выполняла международные перевозки, но с постепенным закрытием раннее отделенных частей, Аэрофлот расширил и внутреннюю маршрутную сеть по России. В связи с чем, авиакомпания была переименована в Аэрофлот – российские авиалинии.

Авиакомпания Аэрофлот сегодня…

С 2000 года авиакомпания Аэрофлот частично дополнила свой авиапарк самолетами иностранного производства: 18 аэробусов А320, 11 Боингов 767. По состоянию на 2004 год авиапарк Аэрофлота составил 100 самолетов. В 2000 годы Аэрофлот провел ребрендинг с помощью иностранных специалистов и сменил раскраску самолетов и униформу экипажа.

Закрепившись на международных перевозках, Авиакомпания Аэрофлот принялась завоевывать рынок внутренних перевозок. К 2004 году лидером внутренних перевозок являлась авиакомпания Сибирь (S 7). К 2004 году авиапарк Аэрофлот составлял 100 самолетов. В апреле авиакомпания Аэрофлот вступила в альянс SkyTeam (занимает второе место по величине альянса мира авиаперевозчиков). Первый шаг в завоевании воздушного лидерства на российском рынке Аэрофлот осуществил в покупке авиакомпании Архангельские авиалинии и переименовал в дочернее предприятие Аэрофлот-Норд. Однако, после авиакатастрофы в 2008 году рейса 821 в Перми Аэрофлот прекратил сотрудничать с авиакомпанией Аэрофлот-Норд в части использования флага Аэрофлота и была переименована в Нордавиа путем продажи Норильский Никель. В 2009 году авиакомпания Аэрофлот выела из своего авиапарка самолеты модели Ту 154. А с 2013 года авиакомпания Аэрофлот имеет новейший авиапарк, где основную долю составляют Аэробусы. В 2009 году Авиакомпания Аэрофлот открыла собственный терминал в аэропорте .

В октябре 2013 году авиакомпания зарегистрировала собственную бюджетную дочернюю авиакомпанию Добролет, которая будет осуществлять внутренние перелеты по экономичным расценкам.

15.12.2016 Аэрофлот ввел короткий номер Call-центра (*555) для абонентов сети Билайн, Мегафон, МТС на территории РФ.

По состоянию на январь 2013 года:

51,17% акций принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственного имущества

42,04% акций принадлежит юридическим лицам

6,79% принадлежит физическим лицам

Часть акций находится в свободном обращении.

Дочерние авиакомпании под руководством Аэрофлот

  • «Донавиа » – 100% владения акций с 2007 года по 27.03.2016
  • «Аврора» - 51% с 2014 года
  • «Авиакомпания Россия » -75% с 2011 года по 27.03.2016
  • «Оренбурские авиалинии » -100% с 2011 года по 27.03.2016
  • ООО Бюджетный перевозчик (ПОБЕДА АЭРО)-100% с 16 сентября 2014
  • Единая авиакомпания "РОССИЯ " с 27.03.2016

Авиапарк

Авиапарк авиакомпании Аэрофлот

Самолеты авиакомпании Аэрофлот – это новейшие самолеты, которые по сроку своей службы в среднем не превышают 4,2 года .

По состоянию на 01.12.2018 год авиапарк включает в себя 252 самолета:

  • Аэробус А320 -8 штук
  • Аэробус А321 -5 штук
  • Боинг 737-800-3 штуки
  • Боинг 777-300 – 4 штуки
  • Sukhoi Superjet 100-4 штуки.

Как Вы видите, Авиакомпания Аэрофлот постоянно поддерживает мировой уровень и использует в своем авиапарке только новейшие авиалайнеры.

Все самолеты авиакомпании Аэрофлот имеют собственные имена, в том числе:

Аэробусы называют в честь великих русских поэтов, художников, композиторов, ученых

Боинги в честь великих русских писателей, полководцев

Ил-в честь известных летчиков.

Тип самолета Пассажировместимость (первый-бизнес-эконом) Количество в авиапарке год выпуска схема салона
1 Boeing 777-300ER 402(30/48/324) 17 2013
2 Boeing 767-300ER 218 (30/188),215 (30/185) 4 1999-2000
3 Boeing 737-800 158 (20/138) 46 2013
4 Airbus A330-200 241 (34/207) 5 2008-2009
5 Airbus A330-300 296 (28/268),302 (34/268),301 (36/265) 17 2009-2012
6 Airbus A321-200 170 (28/142) 26 2004-2013
7 Airbus A320-200 140 (20/120),158 (8/150) 60 2003-2013
8 Airbus A319-100 116 (20/96) 10 2003-2009
9 IL-96-300* 282 (12/270) 6 1991-1995
10 Sukhoi Superjet 100-95B 87 (12/75) 50 2011-2013

* с апреля 2014 авиакомпания Аэрофлот полностью вывела из эксплуатации ИЛ-96.

Багаж

Багаж при перелете авиакомпанией Аэрофлот

Вес багажа в Бизнес классе составляет не более 32 кг на 2 места

Вес багажа в экономическом классе, при тарифе «Премиум-эконом» и «Премиум-комфорт» не более 23 кг на 2 места

Вес багажа в экономическом классе для прочих тарифов не более 23 кг

Ручная кладь не более 10 кг

Регистрация

Регистрация на рейс авиакомпании Аэрофлот

Авиакомпания Аэрофлот дает возможность всем своим пассажирам пройти на своем официальном сайте пройти регистрацию на рейс он-лайн, которая начинается за 24 часа и заканчивается за 45 минут до вылета, что позволит Вам не только пройти регистрацию, но и выбрать место для полета.

Катастрофы

Аварии и катастрофы авиакомпании Аэрофлот

В период с 1953 по 1991 г.г. авиакатастроф и аварий с самолетами Аэрофлот произошло 127, которые унесли жизнь 6895 человек.

С 1991 авиакатастрофы дочерних авиакомпаний Аэрофлот насчитывается 4, которые унесли жизнь 251 человек.

Место происшествия Дата Дочерняя авиакомпания Описание (причина) происшествия
1 2 3 4 6
1 Междуреченский 23.03.1994 Российские авиационные линии ошибка пилота-пилот посадил своего сына. Аэрофлот безопасность после этого ужесточил
2 Италия, г. Турин 08.10.1996 Аэрофлот (грузовой) самолет задел при посадке колесами шасси жилой дом
3 Грузия, Батуми 25.10.2000 Аэрофлот (грузовой) навигационая ошибка пилотов и отсутствие контроля со стороны диспечерских служб
4 Аэрофлот объявил о намерении создать второго крупнейшего авиаперевозчика в России на базе слияния своих дочерних авиакомпаний - авиакомпании Россия, Донавиа и Оренбургские авиалинии. Период слияния займет примерно около 8 месяцев. Основным базовым аэропортом для будущей компании станет международный аэропорт (Москва).

15.12.2016 Аэрофлот ввел короткий номер Call-центра (*555) для абонентов сети Билайн, Мегафон, МТС на территории РФ.

Спецпредложения

Спецпредложения от Аэрофлота сегодня

В Кто управляет Аэрофлотом?

Как стало известно "Ъ", правительство начало предметные обсуждения планов реанимации выпуска дальнемагистральных самолетов Ил-96-400М. В ближайшее время министерства должны подготовить график выбытия из эксплуатации иностранных самолетов и разработать план их замещения российскими. Но государству предложено фактически взять на себя бремя покупки первых шести самолетов у производителя, на что потребуется свыше 40 млрд руб. За эти деньги, видимо, развернется борьба между лизинговыми ИФК и ГТЛК. Но чиновники явно не уверены, что удастся решить основную проблему Ил-96 — топливную неэффективность, и министерства уже предлагают привлечь для этого запасы авиатоплива из Росрезерва.

Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", сообщил, что к 2025 году из парка компании выйдут все 22 Airbus 330 и четыре из 15 Boeing 777, но компания "не планирует замещать выбывающие суда " Ил-96-400М. Источник "Ъ" поясняет это недостаточным количеством самолетов, поскольку "к выпуску планируется ограниченная серия с учетом приоритета поставок в госструктуры". У "Аэрофлота" есть контракты на новые самолеты , за счет них и будет обеспечено замещение выбывающих воздушных судов с 2019 года.

Во-первых, почему-то никто не обсуждает вопрос - а почему “Аэрофлот” ранее не заказал для себя новые ИЛ-96? Они же вывели из эксплуатации старые, так почем не купили новые? Там что-то им н нравилось в эксплуатации - так почему не ставили вопросы перед производителем? Разве и “Аэрофлот” и ОАК не являются российскими государственными корпорациями?

Второе, все эти рассказы про “низкую топливную эффективность” - это очевидная чушь, так как рентабельность понятие относительное:

ROI=CF/I, где CF - это денежный поток, I - размер инвестиций, т.е. цена самолета.

Ну пусть за счет “низкой топливной эффективности” денежный поток от самолета ИЛ-96 будет ниже чем у иностранного аналога (насколько ниже не знаю, но я почему то думаю, что топливная составляющая не настолько критична, иначе почему Куба до сих пор их эксплуатирует?). Но ведь цена нашего самолета, в том числе после девальвации, в разы ниже! А значит рентабельность идет вверх особенно в сравнении с новыми западными аналогами.

Эти простые расчеты вполне может провести правительство, почему оно этого не делает? Мы сотрясаем воздух, несем какую-то чушь про “запасы авиатоплива из Росрезерва”, вместо того чтобы просто сеть и посчитать.

И ведь это касается и ТУ-204, ТУ-214 - тот же самый подход.

Третье, вот скажите мне Путин может снять президента Аэрофлота? А также же всех топ-менеджеров? Заменив их на заместителей. Конечно может.

Так почему же он этого не делает? Их надо снять, например, за махинации с дивидендами в прошлом году . А лучше - за уничтожение российской авиационной промышленности, чтобы другим неповадно было.

Почему же он этого не делает?

У меня только один ответ - он вообще не занимается экономикой, оставив все правительству. Ну значит пора заняться, надо на управление госкорпорациями смотреть через призму всей государственной политики, например, в России было создано производство труб большого диаметра - и это очень хорошо. Так почему же мы одновременно убили авиапромышленность?

И если с Аэрофлотом достаточно просто административных мер, то для остальных авиакомпаний достаточно одного - запретить эксплуатацию старых самолетов и все, их сам рынок развернет в сторону отечественного производства.

Из своего номера в отеле «Балчуг» я смотрю, как над городом занимается розовая заря. Неожиданно три белых автофургона с визгом тормозят у здания через дорогу, у штаб-квартиры «Сибнефти», одной из самых крупных нефтяных компаний России. Дюжина вооруженных автоматами мужчин в лыжных масках и камуфляже пытаются прорваться внутрь.

То были не гангстеры и не террористы, а сотрудники Федеральной службы безопасности и следователи Генеральной прокуратуры. Они собирались попасть в империю самого богатого финансового магната России, Бориса Березовского. Официально их целью была связанная с Березовским частная охранная фирма, которую подозревали в наличии нелегальных подслушивающих устройств. Полиция утверждает, что устройства использовались для слежки за членами семьи Бориса Ельцина. Но само по себе расследование не оправдало бы подобное применение силы. Происходило что-то более значительное: действующая власть пересматривала уклад капитализма «для своих», который позволил сделать сделать состояние людям вроде Березовского.

Два дня спустя, 4 февраля, полиция нагрянула в офисы другой подконтрольной Березовскому фирмы «Аэрофлот», российской национальной авиакомпании (ее оборот за 1997 год составил $1,4 млрд). В тот же день прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела, касающегося нарушения авиакомпанией валютного законодательства. Как сообщили представители прокуратуры Forbes, в этих запутанных связях «Аэрофлота» с Березовским они ищут доказательства мошенничества, хищения и уклонения от уплаты налогов.

Две недели спустя Министерство внутренних дел Российской Федерации возбуждает уголовное дело по тем же статьям обвинения против самого большого российского автопроизводителя «АвтоВАЗа», также имевшего близкие связи с Березовским.

Российский капитализм находится на перепутье. За первые шесть лет, когда Борис Ельцин был у власти, в результате стремительно проведенной приватизации огромные богатства оказались в руках узкого круга тесно связанных между собой бизнесменов. Западные инвесторы финансировали подобную трансформацию, потратив $8 млрд на обыкновенные акции и $40 млрд на ссуды.

Сейчас экономика находится в фазе кризиса. Большая часть западного капитала испарилась. Обнищавшее и больное население вынуждено есть собачий корм, чтобы получить белок; города стали пристанищем для сотен тысяч сирот, которые копаются в отбросах в поисках еды. Российским бизнесменам, даже таким влиятельным, как Березовский, придется за это ответить.

«Приватизация в России проходит в три этапа», − объяснил Березовский Forbes в 1996 году. «На первом этапе приватизируется прибыль; на втором приватизируется собственность; на третьем приватизируются долги».

Иначе говоря, прежде чем купить принадлежащую государству компанию, сперва нужно «приватизировать» ее прибыль. Что же это значит? Мы точно не знаем, а Березовский вряд ли нам сейчас об этом расскажет. Он и его коллега Николай Глушков подали иск в Высокий суд Лондона на журнал за клевету в нашей статье от 30 декабря 1996 года «Крестный отец Кремля?». Но мы хотели бы предположить, что под приватизацией прибыли следует понимать, что даже, не являясь официальным владельцем бизнеса, кто-нибудь может присвоить себе часть доходов.

Если Березовский имел в виду именно это, то разорение им «Аэрофлота» могло бы послужить руководством к действию. Осенью 1995 года «Аэрофлот» был украшением российской промышленности. Компания владела правом на посадку по всему миру, относительно новыми самолетами и постоянным потоком валютных поступлений. Доля государства в компании составила 51%, оставшиеся 49% были отданы на приватизацию администрации «Аэрофлота» и его служащим. (Часть ценных бумаг, которая сейчас продается в Российской Торговой Системе.)

Как Березовский взял под контроль «Аэрофлот»

Короче говоря, «Аэрофлот» был доходным местом, и Березовский, благодаря связям с семьей президента Ельцина, смог взять его под контроль. Заслуженный директор «Аэрофлота» покинул свой пост. На его место пришел Евгений Шапошников, маршал советской авиации, который ничего не знал о бизнесе. В качестве заместителя Шапошникова и финансового директора, наделенного широкими полномочиями, при содействии Березовского был назначен его старый друг Глушков.

Настало время «приватизировать» прибыль. Деньги «Аэрофлота» начали перемещаться туда-сюда внутри сети контролируемых Березовским компаний в России и за границей.

В мае 1996 года маршал Шапошников направил в 152 иностранных офиса «Аэрофлота» письмо с просьбой передать 80% их дохода в иностранной валюте акционерному обществу Andava, малоизвестной финансовой компании в Лозанне, в Швейцарии. (Намного позже маршал Шапошников расскажет российской прессе, что ему велел подписать это письмо Глушко, человек Березовского.)

Швейцарская фирма Andava должна была стать иностранным казначейским центром «Аэрофлота». Сама компания была основана в 1994 году с помощью большого швейцарского поставщика сырьевых товаров «Andr&Cie.» и служила иностранным казначейским центром «АвтоВАЗа». Эти отношения продлились около года, пока «АвтоВАЗ», практически обанкротившийся от хищнических действий своих дилеров и финансовых посредников, не разорвал все связи с Andava.

Полгода спустя Andava начала сотрудничать с «Аэрофлотом». Принимая во внимание, что иностранная валюта − источник жизненной силы «Аэрофлота», решение основать иностранный казначейский центр было переломным моментом для компании. Однако в своих ежегодных отчетах «Аэрофлот» и словом не упоминал Andava.

У «Аэрофлота» было несколько причин, чтобы скрывать связь с Andava. В то время, как многие большие компании поддерживали отношения со своими казначейскими центрами, особенность ситуации «Аэрофлота» заключалась в том, что казначейский центр компании принадлежал другому лицу.

В протоколах с заседания советов директоров в Лозанне в феврале 1996 года были указаны следующие держатели акций: Березовский - 37%; Глушков - 34%; компания Andr&Cie. - 21%. Имена остальных акционеров были не установлены.

Кассовые операции, предоставленные фирмой Andava «Аэрофлоту» на доверительной основе, были достаточно просты; в прошлом они производились личным Центром международной оплаты «Аэрофлота». Многие большие международные банки также предлагают международные кассовые услуги.

Так почему же «Аэрофлот» воспользовался услугами финансовой компании, о которой никто прежде не слышал? Кристиан Марет, глава офиса Andr&Cie. в Москве, прокомментировал это так: «Я не знаю. Могу только догадываться».

Приватизация прибыли

Косвенные улики показывают, что «приватизация прибыли» в какой-то мере продолжается. Согласно контракту между Andava и «Аэрофлотом» от мая 1997 года, фирма Andava получает комиссию 3,125% за все денежные операции, которые она производит для авиакомпании. (Сравните с крохотной долей в 1%, которую большие банки обычно просят за предоставление кассовых услуг.) Позже, прокуратура России поделится с Forbes, что плата фирме Andava сократилась до 2,5%, что в 1997 году принесло швейцарской фирме $11 млн в качестве платы за услуги. Неплохо для операции, в которой участвовали полдюжины сотрудников.

Что же делает Andava с деньгами «Аэрофлота»? Фирма снова одалживает их авиакомпании: пример - ссуда в размере $14 млн в июне 1997 года. Мы еще не знаем процентную ставку.

Факт остается фактом: на протяжении большей части трехлетнего сотрудничества между Andava и «Аэрофлотом» держатели акций не могли знать, что большей частью внушительных доходов компании в твердой валюте распоряжалась неизвестная швейцарская компания. «Аэрофлот» также не известил акционеров, что одним из совладельцев Andava был Николай Глушков, человек, имевший право единолично подписывать финансовые контракты от лица «Аэрофлота».

Параллельно с Andava Березовский и Глушков провернули еще более странную операцию для оплаты заграничных счетов «Аэрофлота».

В апреле 1996 года Andava учредила в Москве компанию, названную ФОК (Финансовая Объединенная Компания). ФОК подписала контракт с «Аэрофлотом», который включал в себя оплату иностранных счетов авиакомпании: $139 млн в 1996 году и $82 млн в первой половине 1997 года.

ФОК в свою очередь передавал счета в компанию LLC «Grangeland Holdings», зарегистрированную в Дублине, Ирландии.

Операция по оплате счетов, производимая ФОК в пользу Grangeland, обошлась «Аэрофлоту» дорого. В 1997 году за проведение данной операции авиакомпании пришлось заплатить $29 млн по взысканиям, согласно ежегодному отчету «Аэрофлота». (Штрафы за поздний платеж? Проценты? Это остается тайной.) И это, возможно, еще не все потери, которые понес «Аэрофлот» из-за операций между ФОК и Grangeland.

Вот так работала система. Предположим, счет «Аэрофлота», который компания должна оплатить British Petroleum за авиатопливо, составляет $500 млн. Вместо того, чтобы оплатить счет напрямую, «Аэрофлот» пересылает счет ФОК в Москве, которая в свою очередь пересылает его Grangeland в Дублине. Grangeland оплачивает счет. Платеж учитывает ссуду Grangeland ФОК, с ежегодной долей 30% в долларах. ФОК пересылает данные расходы в процентах «Аэрофлоту», добавляя 65% годовой процентной ставки в рублях (поскольку на тот момент рубль стоил немногим меньше доллара, в долларах ставка составляла 46%). К тому времени как «Аэрофлот», наконец, расплачивался за топливо, купленное у BP, он выплачивал около 90% годовой ставки (в долларах) по кредитам.

А в случае если «Аэрофлот» был обманут, российские налоговые органы также оставались ни с чем. Согласно секретному ежегодному отчету компании за 1997 год, ФОК уничтожила 97% доходов до вычета налога благодаря «потерям в иностранной валюте». (Да, именно эти потери стали прибылью Grangeland, что более чем очевидно из ежегодного отчета.)

А что насчет Grangeland? Адрес в Дублине − лишь почтовый ящик. Мы не знаем, кто владеет Grangeland, за исключением аукционеров в лице двух панамских компаний. У Grangeland два руководителя; оба наняты небольшой швейцарской бухгалтерской фирмой, которая обслуживает Andava.

Препятствуя оттоку российского капитала (основная причина ослабления рубля), Центральный Банк России пытается установить строгие правила для репатриации валютных поступлений.

«Компания «Аэрофлот» не подпадает под данное регулирование», − говорит Вильям Ферерро, генеральный директор Andava. «Она освобождена лицензией Центрального банка России».

«Аэрофлот» подал заявку на лицензию 5 июля 1996 года, вскоре после того, как Березовский получил контроль над фирмой. Однако служащие Центрального банка выступили против.

Валерий Окулов

В марте 1997 года маршал Шапошников ушел с поста генерального директора; на его место пришел Валерий Окулов. Бывший штурман «Аэрофлота», Окулов имел еще меньше опыта в бизнесе, чем Шапошников, однако приходился зятем Борису Ельцину. В течение последующих двух месяцев под его руководством Центральный банк выдал «Аэрофлоту» лицензию, освобождающую авиакомпанию от российских правил репатриации валюты − правил, которые, по словам прокуратуры, «Аэрофлот» к этому времени нарушал уже больше года.

Когда власти ищут информацию в книгах «Аэрофлота», они фокусируются на отношениях авиакомпании с другой маленькой акционерной компанией Forus Services в Лозанне, Швейцарии.

Так же, как и Andava, Forus основали Березовский, Глушков и Andr&Cie.. Задача компании − вести себя как финансовый консультант и посредник между «Аэрофлотом» и западными банками. Она также помогла учредить Объединенный банк, который обслуживал «Аэрофлот» в России.

Российские власти сказали Forbes, что расследуют, почему в 1996 году фирма Forus забрала себе часть от $244 млн, которые «Аэрофлот» получил от иностранных авиакомпаний в качестве оплаты права на полеты над Россией и высадку в стране. Компания Forus ответила, что деньги ушли на покрытие части личных ссуд, которые фирма давала «Аэрофлоту».

Служащие Forus и Andava сообщают Forbes, что в настоящее время ни Березовский, ни Глушков не являются держателями акций компаний. Так кто же тогда? Сложно сказать. Владельцы не указаны в регистре, но являются держателями анонимных акций на предъявителя. Сотрудниками обеих организаций являются швейцарский финансист (и давний помощник Березовского) Элэйн Мэйор и два швейцарских адвоката.

Но более чем ясно, что под менеджерами Березовского «барахтался» весь «Аэрофлот».

Компания потеряла $82 млн в 1996 году, $93 млн в 1997. Прошлой весной «Аэрофлот» умолял старого партнера Andr&Cie. увеличить синдицированный кредит до $17 млн, чтобы покрыть дефицит денежных средств. Несколько месяцев спустя канадские власти конфисковали у «Аэрофлота» самолет, так как авиакомпания не оплатила счет на $6 млн канадскому отелю.

Начав расследовать преступления в «АвтоВАЗе» и «Аэрофлоте», новое правительство под руководством премьер-министра Евгения Примакова, вероятно, хочет продемонстрировать намерение заставить Бориса Березовского и других финансовых магнатов повиноваться.

Кажется, что зять Ельцина Валерий Окулов укрепляет свои позиции.

В день, когда полиция обыскивала офисы «Аэрофлота», Окулов уволил несколько менеджеров и директоров, включая оставшихся, назначенных Березовским (Глушков покинул свой пост несколькими месяцами ранее). На пресс-конференции он выступил против «посредников» и «невыгодных «Аэрофлоту» контрактов», связанных с продажами иностранных билетов и с иностранными финансовыми операциями. Он также отметил, что положит конец особым отношениям между «Аэрофлотом» и Andava.

Это была эра приватизированной прибыли, и, очевидно, придет еще эра неприватизированной прибыли. Но России предстоит еще долгий путь, прежде чем она сможет насладиться особым видом подотчетности и уважением права собственности, из которых сложился западный стиль капитализма.

Перевод Натальи Балабанцевой

Публикации по теме