Закон о нормах провоза багажа. Авиаперевозчики отменят нормы бесплатного багажа в самолетах

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.

Они регламентируют количество сумок и их суммарный вес , а также касаются предметов разрешенных или запрещенных для перевозки в салоне самолета.

Сегодня практически все авиакомпании увеличили вес сумки, которую можно взять в пассажирский отсек, до 10 килограмм, хотя в правилах эта цифра не оговаривается.

Если раньше проверяющие на досмотре закрывали глаза на количество сумок и пакетов, то в 2016 году в самолет пропускают только с 1 сумкой .

Это не касается дамской сумочки и небольшого мужского портфеля для документов.

Ограничения коснулись и . Допустимый стандарт – это 55 х 20 х 40 см.

Но обычно компании регламентируют суммарную длину сторон и ограничивают лишь по ней – максимум 115 см.

Это связано с тем, что сумка может иметь нестандартные размеры.

При этом, например, негабаритный большой музыкальный инструмент вполне может перевозиться в салоне самолета . Но в этом случае правилами диктуется необходимость приобретения для него отдельного места (пассажирского).

Кладь может включать в себя и животных — в специальном контейнере, но только мелких.

Предметы, считающиеся дополнением:

  • ноутбук;
  • мобильная, фото- и видео-техника;
  • музыкальные инструменты;
  • одежда в портпледе;
  • детское питание;
  • вспомогательные средства, необходимые для людей с ограниченными возможностями;
  • пресса – журналы или газеты;
  • кресла, коляски для детей до 2 лет, а также съемную люльку от коляски, если они не укладываются в разрешенные размеры;
  • ювелирные изделия;
  • все, что приобретено в магазинах Duty Free, в том числе и алкоголь, разрешается проносить на борт в прозрачном запечатанном пакете.

не взвешиваются и не снабжаются бирками .

Предметы, запрещенные или ограниченные для перевозки в салоне самолета

Кроме них, под запрет попадают :

  • любые предметы, с помощью которых может быть совершено нападение, частности колющие и режущие;
  • спортивный инвентарь (бейсбольная бита);
  • оружие, включая игрушечное;
  • ручной инструмент;
  • лекарства;
  • жидкости (воды не более 100 мл);
  • аэрозоли.

Особенности перевозки жидкостей

Если летят родители с маленьким ребенком, им разрешают пронести на борт более 100 мл воды.

Кроме воды, к жидкостям, в соответствии с требованиями, относятся все косметические и парфюмированные средства (лосьоны, духи, шампуни, спреи и т. д.). А также супы, напитки, йогурты, варенье, сиропы и домашние консервы.

Если вы не хотите сдавать их в багаж, что было бы гораздо проще, их необходимо упаковать в прозрачный пакет. В целом их объем должен быть не более 1 литра .

Лекарства

Что касается лекарств, то правила в этом случае таковы, что ограничения распространяются в основном на жидкие препараты .

Чтобы при досмотре не возникло проблем, лучше запастись справкой от врача , где он указывает заболевание, которым страдает пассажир, а также лекарство и график его приема.

Так, например, следует поступить людям с инсулинзависимым сахарным диабетом, которые должны регулярно делать уколы.

Детская ручная кладь

Обычно на детей до 2 лет без отдельного места также полагается кладь , но меньшего веса.

Детскую коляску один из родителей может взять только вместо положенной ему клади.

Но при условии, что в сложенном состоянии она не будет мешать остальным пассажирам.

Ручная кладь — правила авиакомпаний

Лучше совершенно точно знать, чего требует данный авиаперевозчик, чем потом спешно избавляться от каких-то вещей или оплачивать перевес.

Кроме того, есть предметы, которые пропустят у нас при предполетном досмотре, а они окажутся запрещенными к ввозу в страну, куда вы летите. Чтобы точно знать это, нужно почитать таможенные правила страны въезда.

Аэрофлот

Новые правила провоза вещей в самолете: в классах комфорт и эконом разрешено брать на 1 место до 10 кг, в бизнес класс — место до 15 кг.

Ограничение по габаритам стандартное 115 см . Данные требования установлены только для самолетов Аэрофлота.

На совместно эксплуатируемых рейсах с другими авиакомпаниями, за исключением компаний «Аврора» и «Россия», действуют правила компании-перевозчика.

S7

Эта авиакомпания также разрешает взять в эконом класс 1 место весом до 10 кг.

В бизнес класс разрешается проносить на борт 2 места, чей общий вес не должен быть более 15 кг.

Ограничение по габаритам стандартное – 115 см по трем измерениям. Ограничения по содержимому и по дополнительным вещам полностью соответствуют общим правилам.

UTair

В эконом классе разрешается провоз 1 места ручной клади до 10 кг, в бизнес классе и эконом комфорт — 2 места по 10 кг.

На 1 ребенка до 2 лет — бесплатный провоз 1 места до 10 кг.

Разрешается провоз мелких животных в контейнерах 55 х 40 х 20 см весом не более 10 кг.

Если детская коляска превышает размер ручной клади , то разрешается ее использование до трапа самолета, далее она передается в багажный отсек. По прилету ее можно забрать прямо в самолете или на выдаче багажа.

Уральские авиалинии

Разрешена бесплатная перевозка 1 места клади весом до 10 килограмм , независимо от класса.

Животные, перевозимые в салоне самолета должны содержаться в специальном контейнере или клетке размером 45х35х25 их вес не должен быть больше 8 килограмм.

Лоукостеры и чартеры

Лоукостеры относятся к провозу сумок в салоне более жестко. Они потребуют упаковать все вещи (включая то, что разрешено правилами в качестве дополнения) в одну сумку.

Ограничения по весу клади нужно уточнять у авиаперевозчика.

Российский бюджетный авиаперевозчик «Победа» разрешает бесплатный провоз 1 места багажа до 10 кг и с размером 158 см в трех измерениях.

При этом на ребенка до 2 лет опция не распространяется. Дополнительно разрешено брать все, что оговорено общими правилами.

Чартерные рейсы также устанавливают свои правила провоза сумок в салоне самолета (по России и за границу), которые могут отличаться от общих.

Нормы на таких рейсах следует уточнять у туроператора, который пользуется услугами чартерной компании.

Чтобы не было эксцессов на предполетном досмотре, сумку, которую вы планируете взять с собой в салон, можно взвесить и измерить на специальных устройствах в аэропорту . В этом случае можно будет заранее перераспределить вещи.

121. Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации.

122. При заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа).

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее десяти килограммов на одного пассажира воздушного судна.

(см. текст в предыдущей редакции)

123. При заключении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

В случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан принять к перевозке багаж, оплаченный пассажиром по установленному перевозчиком багажному тарифу.

(см. текст в предыдущей редакции)

124. Сверхнормативный багаж, негабаритный багаж и тяжеловесный багаж принимаются к перевозке только при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа, за исключением случаев, когда провоз такого багажа был согласован с перевозчиком и оплачен при бронировании, а также случаев перевозки кресел-колясок и иных вспомогательных устройств передвижения, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, ст. 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254, N 42, ст. 5615; 2015, N 27, ст. 3957, N 29 (ч. I), ст. 4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч. I), ст. 82).

(см. текст в предыдущей редакции)

125. Если пассажир предъявил к перевозке багаж весом и/или размером, и/или в количестве мест меньшим, чем им было забронировано и предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между оплаченным и фактическим весом и/или размером, и/или количеством мест багажа подлежит возврату пассажиру.

(см. текст в предыдущей редакции)

126. Пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа.

Ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности.

За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком.

Оплата перевозки багажа с объявленной ценностью удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, в которой указываются пункты, между которыми пассажиром заявлена перевозка багажа с объявленной ценностью.

127. По просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), и при заключении такими пассажирами договоров воздушной перевозки пассажира, предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, перевозчик обязан объединить сумму норм бесплатного провоза багажа по весу каждого из пассажиров.

В случае заключения пассажирами, указанными в настоящем пункте, договоров воздушной перевозки пассажира, не предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, и при условии оплаты такими пассажирами багажа по установленному перевозчиком багажному тарифу, перевозчик обязан по просьбе пассажиров объединить вес багажа, предусмотренный багажным тарифом.

Вес одного места объединенного багажа не должен превышать тридцати килограммов и принимается к перевозке без взимания дополнительной платы.

В случае если вес одного места объединенного багажа превышает тридцать килограммов, оплата такого багажа осуществляется в соответствии с пунктом 136 настоящих Правил.

Багаж подлежит оформлению на каждого пассажира индивидуально.

(см. текст в предыдущей редакции)

128. Каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

129. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия перевозчика. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.

130. Пассажиру не рекомендуется вкладывать в свой зарегистрированный багаж хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, ключи и иные подобные предметы.

131. Вес одного места зарегистрированного багажа не должен превышать 50 килограммов, за исключением кресла-коляски, используемого пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

132. Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир.

133. Пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза ручной клади).

В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира.

Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

(см. текст в предыдущей редакции)

134. Пассажир обязан заботиться о сохранности ручной клади и вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил, перевозимых в салоне воздушного судна. Пассажир при выходе обязан забрать с собой размещенные на борту воздушного судна ручную кладь и вещи, указанные в пункте 135 настоящих Правил.

135. В качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133 настоящих Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;

букет цветов;

верхнюю одежду;

детское питание для ребенка на время полета;

костюм в портпледе;

устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;

костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;

товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.

(см. текст в предыдущей редакции)

136. Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из его (их) фактического веса, габаритов и количества мест по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве зарегистрированного багажа, за исключением собаки-проводника, следующей с пассажиром, лишенным зрения, кресла-коляски, костылей, трости, ходунков, роллаторов, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также детской коляски, используемой пассажиром, имеющих габариты, не позволяющие безопасно разместить ее (их) в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, и перевозимых без взимания дополнительной платы.

140. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

(см. текст в предыдущей редакции)

Весь багаж, перевозимый пассажиром, включая ручную кладь, а также вещи, перевозимые сверх установленной нормы бесплатного провоза и без взимания платы должен быть предъявлен при регистрации на рейс, что вызвано требованиями обеспечения безопасности полета.

Багаж пассажира, который авиакомпания принимает к перевозке под свою ответственность за его сохранность, маркируется багажной биркой и перевозится в багажном отсеке самолета, называется регистрируемый багаж.

Уважаемые пассажиры, обращаем ваше внимание, что нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади зависят от класса обслуживания. В случае превышения ручной клади установленных норм по количеству мест (для рейсов с нумерацией SU 6001-6999), весу или сумме трех измерений, пассажиру следует сдать ручную кладь в качестве регистрируемого багажа.

Если в результате будет превышена норма бесплатного провоза багажа, указанная в билете, необходимо произвести доплату в соответствии с тарифами оплаты сверхнормативного багажа.

При выходе на посадку осуществляется дополнительная проверка ручной клади пассажиров на соответствие нормам по размеру и весу с помощью специальных измерительных приборов, а также по количеству мест (для рейсов с нумерацией SU 6001-6999).

Чтобы полёт прошёл максимально комфортно для вас и других пассажиров, рекомендуем брать лёгкую и компактную ручную кладь, и провозить только самые необходимые предметы. Это особенно актуально в зимний сезон, когда многие путешествуют с зимними пальто и большим количеством багажа.

Для размещения вещей в пассажирском салоне предназначены багажная полка и специальное место под сиденьем впередистоящего кресла. На борту воздушного судна просим следовать указаниям экипажа по размещению крупной ручной клади (близкой по размерам к максимальной норме провоза) на багажных полках, менее крупных элементов ручной клади – под впередистоящим креслом. Обратите внимание, что использование подкресельного пространства на местах в рядах аварийных выходов во время взлёта и посадки воздушного судна не допускается.

В целях соблюдения требований безопасности, ручная кладь, не превышающая установленную перевозчиком норму провоза, при отсутствии возможности ее размещения в пассажирском салоне, может передаваться персоналом авиакомпании в багажный отсек для ее перевозки в качестве багажа без взимания дополнительной платы.

Нормы провоза багажа

В АО «Авиакомпания «Россия» действуют различные правила и нормы к провозу багажа и ручной клади в зависимости от нумерации рейса, с которыми вы можете ознакомиться по прилагаемым ссылкам:

Сверх установленной нормы провоза ручной клади и без взимания дополнительной платы одному пассажиру разрешается провозить следующие вещи:

рюкзак*/дамскую сумочку/мужской портфель с вложенными вещами верхнюю одежду
букет цветов костюм в портпледе
детское питание для кормления ребенка во время полета
устройство для переноски** ребенка
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска,
съемные протезы конечностей (рук, ног)***,
по предварительному согласованию ,
медицинское оборудование для жизнеобеспечения пассажира в полете***
лекарственные препараты, специальные диетические потребности, необходимые на время полета


один запечатанный пакет с покупками из магазинов Duty Free с габаритами, не превышающими 115 см по сумме трех измерений

* Вес рюкзака не должен превышать 5 кг, габариты по сумме трех измерений не более 80 см.

** К устройствам для переноски детей относятся: детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, складная детская коляска с габаритами не более 50х42х20см при перевозке ребенка, которую можно безопасно разместить в салоне воздушного судна на полке над пассажирским креслом, либо под сидением впереди стоящего пассажирского кресла. В качестве удерживающего устройства и при наличии отдельного оплаченного места для ребенка, может провозиться устанавливаемое на пассажирское кресло сертифицированное для использования на воздушном транспорте переносное детское кресло, оборудованное ремнями безопасности.

*** Указанные предметы должны иметь габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Складное кресло-коляска провозится в салоне воздушного судна при наличии места для его безопасного размещения, в ином случае сдается в багаж без взимания дополнительной платы

Возможность провоза ручной клади и вещей, провозимых сверх установленной нормы без взимания дополнительной платы, не предусмотрена для детей до 2-х лет без предоставления отдельного места.

Самокаты, скейтборды и роликовые коньки не допускаются к перевозке в салоне воздушного судна и оформляются только в качестве регистрируемого багажа.

Разрешено перевозить на борту воздушного судна

Следующие предметы и вещества, с соблюдением требуемых условий:


в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна, с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета
в вещах, находящихся при пассажирах
  • термометр медицинский, не содержащий ртуть - один на пассажира;
  • тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира;
  • барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
  • одноразовые зажигалки - одна на пассажира;
  • сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира;
  • 3% перекись водорода - не более 100 мл на пассажира;
  • жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным: в ёмкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной ёмкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

    Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично, за исключением:

    Лекарственных препаратов, специальных диетических продуктов, детского питания, в том числе материнского молока, в количестве, необходимом на время полета;

    Лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, при наличии документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, подтверждающих назначение пассажиру указанных лекарственных препаратов с указанием их наименования и количества, в количестве, необходимом на время полета;

    Биологических материалов при наличии у пассажира документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, устанавливающими Порядок перевозки биологических материалов.

    Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Авиакомпания, администрация аэропортов вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:

  • иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);

    вязальные спицы;

    ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;

    складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм;

    тонометры ртутные;

    барометры или манометры ртутные.

Дополнительные ограничения при путешествии в/из стран Европейского Союза

Предметы, которые по соображениям безопасности запрещается провозить в пассажирском салоне воздушного судна и проносить в охраняемую зону ограниченного доступа:

  • пистолеты, огнестрельное оружие и другие устройства, из которых можно выпустить пулю и которые предназначены для нанесения серьезных телесных повреждений пулей, или которые можно принять за такие устройства, в том числе:

    Все виды огнестрельного оружия, включая пистолеты, револьверы, винтовки и ружья;

    Игрушечные пистолеты, муляжи и имитации стрелкового оружия, которые можно принять за настоящее оружие;

    Составные части стрелкового оружия, за исключением телескопических прицелов;

    Пневматические винтовки сжатого воздуха и с баллончиками углекислого газа, включая пистолеты, ружья для стрельбы пульками, винтовки и пистолеты для стрельбы шариками;

    Сигнальные ракетницы и стартовые пистолеты;

    Луки, арбалеты и стрелы;

    Гарпунные ружья и ружья для подводной охоты;

    Рогатки и пращи;

  • устройства шокового действия, специально предназначенные для шокового поражения или парализующего воздействия, в том числе:

    Средства для шокового поражения, такие, как пистолеты и дубинки шокового поражения;

    Устройства шокового воздействия на животных и устройства умерщвления животных;

    Выводящие из строя и парализующие химические вещества, газы и спреи, такие, как газ мейс, перечный спрей, кислотные спреи, спреи, отпугивающие животных, слезоточивый газ;

  • предметы с заостренным концом или заостренной кромкой, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений, в том числе:

    Предметы, предназначенные для рубки, такие, как топоры, резаки и тесаки;

    Ледовые топорики и ледорубы;

    Бритвенные лезвия и ножи для резки картона;

    Ножи с длиной лезвия более 6 см;

    Ножницы с лезвиями длиной более 6 см, если мерить от центра шарнира;

    Принадлежности для рукопашного боя с заостренными концами или заостренными кромками;

    Мечи и сабли;

  • рабочие инструменты, которые можно использовать либо для нанесения серьезных телесных повреждений, либо для создания угрозы безопасности полета воздушного судна, в том числе:

    Монтировки;

    Дрели и сверла, включая аккумуляторные портативные электрические дрели;

    Инструменты с лезвиями или стержнями длиной более 6 см, которые можно использовать вкачестве оружия, например, отвертки и стамески;

    Пилы, включая аккумуляторные портативные электрические пилы;

    Паяльные лампы;

    "пистолеты" для крепежа и забивания гвоздей;

  • предметы с затупленным концом, которыми можно нанести удар и причинить серьезные телесные повреждения, в том числе:

    Бейсбольные биты и биты для игры в софтбол;

    Различные виды полицейских дубинок, такие, как твердые, гибкие и утяжеленные дубинки с фонарем;

    Средства рукопашного боя;

  • взрывчатые и зажигательные вещества и устройства, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений или создания угрозы безопасности полета воздушного судна, в том числе:

    Боеприпасы;

    Капсюли-детонаторы;

    Детонаторы и запалы;

    Муляж или имитация взрывных устройств;

    Дымовые шашки или патроны;

Пассажирам запрещено провозить в зарегистрированном багаже взрывчатые или зажигательные вещества или устройства, которые можно использовать для нанесения серьезных телесных повреждений или создания угрозы безопасности полета воздушного судна, включая:

    боеприпасы;

    капсюли-детонаторы;

    детонаторы и запалы;

    мины, гранаты и другие взрывные устройства военного назначения;

    пиротехника, включая пиротехнические изделия для фейерверков;

    дымовые шашки или патроны;

    динамит, порох и пластические взрывчатые вещества.

Правила перевозки литиевых аккумуляторов

Разрешается провозить в ручной клади и багаже аккумуляторы, встроенные/установленные в оборудование:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью до 100 Втч* (мобильные телефоны, видеокамеры, часы, портативные музыкальные плейеры, ноутбуки, портативные медицинские приборы). Должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие. Разрешается провозить не более двух запасных литий-металлических батарей одному пассажиру. Запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания. Запрещён провоз запасных аккумуляторов не вставленных в оборудование в багаже.

Разрешается провозить в ручной клади и багаже аккумуляторы, встроенные/установленные в оборудование с разрешения авиакомпании:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью 100-160 Втч* (ноутбуки с увеличенным ресурсом, профессиональное аудио- и видеооборудование, портативные медицинские приборы) Должны быть приняты меры, предотвращающие их самопроизвольное приведение в действие. Разрешается провозить не более двух запасных литий-металлических батарей одному пассажиру. Запасные батареи должны отдельно защищаться таким образом, чтобы исключалась возможность короткого замыкания. Запрещён провоз запасных аккумуляторов не вставленных в оборудование в багаже.

Запрещается перевозить в ручной клади и багаже и подлежат предъявлению к перевозке как «опасный груз»:

Литий-ионные аккумуляторы с удельной мощностью более 160 Втч* (промышленное оборудование, включённое в некоторые электрические и гибридные транспортные средства, мобильные устройства и мопеды) в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284 AN\905).

Исключение составляют кресла-коляски или аналогичные мобильные средства передвижения, работающие на литий-ионных аккумуляторах, используемые пассажирами с ограниченными возможностями.

При перевозке в зарегистрированном багаже:
клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий,
батарея должна быть надежно закреплена в средстве передвижения,
электрические цепи должны быть изолированы.

Если имеется возможность извлечь батарею, то:
батарея должна быть извлечена,
батарея должна быть защищена от короткого замыкания путем изоляции терминала,
снятые батареи должны быть защищены от повреждений (помещены в защитную упаковку),
батареи должны перевозиться в пассажирском салоне,
мощность батареи не должна превышать 300Втч*.

Разрешается провозить только одну запасную батарею мощностью не более 300Втч*, или две запасные батареи, каждая из которых не превышает мощности в 160Втч*.

Электронные устройства, работающие на литиевых батареях, должны быть полностью выключены (не находиться в режиме ожидания или режиме пониженного энергопотребления) и помещены в защитную упаковку во избежание неумышленной активации или повреждения. Подходящая защита может обеспечиваться в виде твердого чемодана и/или амортизирующего материала, такого как одежда, чтобы препятствовать перемещению.

Перевозка малогабаритных средств для личного передвижения, работающих на литиевых аккумуляторах

К таким средствам относятся:

    моноколёса

    сегвеи (мини-сегвеи)

    ховерборды

    гироскутеры

    электросамокаты

Перевозка подобных средств возможна только в качестве зарегистрированного багажа при условии отсутствия в малогабаритном средстве передвижения литиевой батареи. Извлеченная из средства передвижения литиевая батарея допускается к перевозке в ручной клади при условии, что мощность батареи не превышает установленной нормы - 160 Ватт-час (Втч, W/h)*.

Малогабаритное средство со встроенным литиевым аккумулятором можно провозить при оформлении его в качестве "опасного груза" через грузовой терминал аэропорта.

Правила перевозки портативных электронных курительных устройств на рейсах АО «Авиакомпания «Россия»

Устройства данного типа перевозятся пассажирами в ручной клади или при себе с соблюдением следующих условий:

1) запасные батареи должны быть по отдельности защищены во избежание короткого замыкания (путем размещения в оригинальной торговой упаковке или за счет иного метода изоляции клемм);

2) каждая батарея не должны превышать следующие параметры:

а) в литий-металлических батареях содержания лития 2 г.;

б) удельная мощность ионно-литиевых батарей 100 Втч*;

3) зарядка устройств и/или батарей на борту воздушного судна запрещена

4) использование устройств на борту воздушного судна запрещено

*1 Втч (Wh) = 1 В (V) x 1 Ач (Ah)
1 Ач (Ah) = 1000 мAч (mAh)

Правила перевозки оружия на рейсах АО «Авиакомпания «Россия»

При бронировании и регистрации вылета рейсами АО «Авиакомпания «Россия» пассажир должен информировать о намерении перевезти в качестве багажа оружие

На регистрацию пассажир, перевозящий оружие, должен явиться не позднее, чем за полтора часа до вылета.
При ввозе/вывозе оружия на/с территорию Российской Федерации и провозе через/по территорию Российской Федерации пассажир должен иметь разрешение на ввоз/вывоз/хранение/ношение оружия, выданный уполномоченным органом МВД.

В аэропорту вылета оружие в обязательном порядке передается для временного хранения на период полета и выдается владельцам в аэропорту назначения.

При трансферной перевозке оружие оформляется только до промежуточного пункта посадки.

Оружие принимается к перевозке только в разряженном состоянии в упаковке пассажира (чехлах, кобурах, специальной таре, кейсах, футлярах) отвечающей требованиям безопасности и сохранности оружия. При этом оружие и боеприпасы должны находиться в отдельных упаковках.

Пневматические устройства с дульной энергией свыше 3 Дж относятся к гражданскому оружию (ст. 3 Закон «Об оружии») и перевозятся в порядке, прописанном для прочего оружия. При перевозке пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибром свыше 4,5 мм необходимо иметь разрешение на ношение и хранение (ст. 13 Закон «Об оружии»).

Электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства относятся к гражданскому оружию (ст. 3 Закон «Об оружии») и перевозятся в порядке, прописанном для прочего оружия. При перевозке электрошоковых устройств необходимо иметь при себе документ с техническими характеристиками для проверки представителями МВД соответствия выходных параметров устройства установленным государственным стандартам Российской Федерации. Запрещается перевозка электрошоковых устройств, произведенных за пределами Российской Федерации.

Имитаторы оружия (пистолетов, револьверов, винтовок, карабинов, автоматов, электрошоковых устройств и т.п.) перевозить в салонах воздушных судов запрещается. Перевозка имитаторов оружия допускается только в зарегистрированном багаже.

Вес перевозимых боеприпасов не должен превышать 5 кг (не более 1000 шт. патронов) на одного пассажира. Патроны массой брутто более 5 кг на одного пассажира оформляются как «опасный груз» через грузовой терминал.

Не принимаются к перевозке боеприпасы с разрывными и зажигательными пулями, боеприпасы к газовому оружию и механическими распылителям, осветительные патроны, газовые, аэрозольные баллончики и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами.

Правила перевозки оружия для иностранных граждан

Спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами в Российскую Федерацию при наличии договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства или приглашения для участия в спортивных мероприятиях на основании соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные договором или приглашением.

Иностранными гражданами запрещается ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных выше, если это не предусмотрено отдельными международными договорами Российской Федерации (ФЗ «Об оружии»).

Как только купил билет на самолет, а лучше до оформления поездки, обрати внимание на условия провоза багажа. У каждой авиакомпании есть свои требования. Минимальная информация будет прописана при оформлении перелета, а за деталями перейди в раздел сайта перевозчика, где указаны условия перевозки. И прочитай наш обзор)

Какие нормы предъявляют к вещам в самолете

При посадке все, что везет пассажир досматривается и взвешивается. Оказалось, чемодан превышает допустимый вес или габариты — возникнут сложности при регистрации, которые грозят не только потерей времени и нервов, но и незапланированными расходами.

Обрати внимание! Музыкальные инструменты и животных перевозят отдельно, вне зависимости от объема других вещей. Норма бесплатного провоза на них не действует, придется доплатить согласно тарифной сетке.

В международных авиаперевозках действуют 2 общепринятые меры перевозки пассажирских чемоданов: weight concept и piece concept. На бесплатный и платный варианты перелета с вещами влияют:

  • класс обслуживания,
  • длительность перелета,
  • габариты багажа,
  • вес вещей,
  • направление перелета.

Weight concept или весовая мера устанавливает ограничение только по весу пассажирских сумок. Применяется у большинства перевозчиков Азии, стран СНГ и части Европейских компаний. Для взрослых пассажиров и деток старше двух лет весовая мера позволяет бесплатно перевозить:

  • Эконом — не более 20 килограмм;
  • Бизнес — не более 30 килограмм;
  • Первым — не более 40 килограмм.

Эти ограничения включают совместную массу сдаваемого в багажное отделение и ручной клади на одного летящего. Информация о норме вещей помещается на купленном авиабилете. При изменении требований перевозчик должен уведомить пассажира. В саму кабину самолета разрешено брать без доплаты не более 10 килограмм, габаритом до 1,15 метров.

Если летит ребенок младше двух лет без отдельного от родителей посадочного места, объем разрешенных на него вещей составит 10 килограмм.

Piece concept или количественная мера определяет количество единиц, перевозимых на пассажира. Распространена у авиакомпаний Канады, США, в большинстве стран Центральной и Южной Америки. Среди российских авиакомпаний эту меру использует Аэрофлот.
При количественной мере вне зависимости от класса билета разрешено перевозить бесплатно не более двух сумок с весом до 32 килограмм каждая. Совместный вес мест не имеет значения и не суммируется. Максимальные размеры при количественной мере:

  • Эконом — не более 1,58 метров
  • Бизнес — не более 2,03 метров;
  • Первый — не более 2,03 метров.

Имейте в виду: не важно какой сложности или дальности полет, погрузка и разгрузка вещей оплачивается авиакомпанией.

Негабаритный багаж

Негабаритом в самолете считается:

  • багажное место весом более 32 кг и размерами по всем измерениям более 2,03 м,
  • любой спортивный инвентарь,
  • любые музыкальные инструменты,
  • бытовая техника.

Если летишь за границу, запомни: checked baggage — это сдаваемый багаж, cabin baggage (hand baggage/ carry-on) — ручная кладь.

Перевозку багажа свыше нормы придется оплатить, тарифы авиакомпании и условия оплаты лучше всего уточнить и оформить заранее. А на стойке регистрации просто предъявить квитанцию об оплате негабарита.

Авиакомпания может отказаться перевозить негабаритный багаж, если не достаточно свободного места в багажном отделении или груз такого размера не проходит в загрузочные люки.

Перевозка хрупкого и ценного багажа

Важные, хрупкие и ценные вещи и документы рекомендуем держать при себе и брать в кабину самолета, если они по размеру и весу проходят как ручная кладь. Если хрупкий и ценный багаж крупный, но менее 75 килограмм, его разрешат везти в салоне по отдельному билету.

Если хрупкий багаж не долетит целым, перевозчик не признает вину. Ведь юридической ответственности за сохранность хрупких вещей пассажира авиакомпаний не несет.

При массе свыше 75 килограмм, придется купить несколько мест кратно разнице массы багажа и стандарту веса на 1 место. Система скидок на эти билеты не действует.

Ручная кладь


Пассажирские вещи, перевозимые на самолете, разделяются:

  • багаж — эти вещи путешествуют в багажном отделении и сдаются работникам компании перевозчика на стойке регистрации до посадки в самолет;
  • ручная кладь — вещи, которые пассажир забирает с собой в салон самолета, их авиакомпания ограничивает по массе и объему.

Обычно ручная кладь должна укладываться в стандарт: при путешествии эконом классом вес 10 килограмм при размере не более 1,15 м; при путешествии бизнесом масса чемодана не более 15 килограмм, сумма измерений не должна превышать 1,15 м.

Сверх нормы без учета в общей массе багажа в салон самолета пассажир может пронести:
цветы и женскую сумочку, пальто и палантин, зонт и книжку, фотоаппарат и камеру, ноут и планшет, коляску для ребенка, сумку с продуктами или пакет.

Но это не точно)
Лоукостеры сильно сужают список вещей, которые можно брать с собой. Проверь точный перечень на сайте своей авиакомпании.

Багаж на регулярном рейсе

Каждый пассажир самолета может везти без оплаты какое — то количество вещей. Точный объем зависит от типа самолета и правил авиакомпании. Одно из плюсов перелетов крупными компаниями с регулярным рейсами – это большая норма размера багажа. Вези бесплатно до 23 килограмм в багаже и до 7 килограмм в ручной клади.

Точный размер бесплатного багажа всегда указан в твоем билете.

Покупая билеты на регулярный рейс по скидке уточни у авиакомпании максимальный размер вещей в багаже и кабине самолета. Максимальный понимай как приблизительный. Важно, чтобы сумма трех измерений по высоте, ширине и глубине сумки пассажира была меньше суммы размеров в таблице авиакомпании.

Полет с багажом на лоукостерах

Разрешенный размер багажа у бюджетных авиалиний (Low Cost) значительно меньше обычного. Часть лаукостеров вообще не разрешают перевозить багаж без доплаты, а также сильно ограничивают пропускаемую в самолет ручную кладь.

Авиадискаунтеры строго проверяют соответствие вещей правилам и зарабатывают на невнимательных пассажирах, не прочитавших правила перевозки. Около стойки регистрации и у выхода к самолету стоят весы и рамки, в которые должна помещаться ручная кладь. Если сумка больше — придется сдать в багаж и изрядно доплатить.
В самолет бюджетной компании пропустят только с 1 местом багажа. Часть лоукостеров все же позволят пронести в салон дополнительно дамскую сумку и ноутбук. Внимательно читай правила авиакомпании.

Если твоя ручная кладь больше нормы и нечего убрать, то оформи и оплати багаж заранее онлайн до приезда в аэропорт. Регистрация багажа на стойке перед посадкой обойдется в два раза дороже. А оплата у гейта при посадке выльется в солидную сумму.

Совет! Лоу-костеры не ограничивают количество одежды на пассажире. Одевай на себя самые объемные и тяжелые вещи.

Перелет авиакомпанией дискаунтером позволяет изрядно сэкономить, но вещей бери по минимуму и внимательно читай правила перевозки багажа и ручной клади. Тогда не будет проблем и потери денег при посадке на рейс.

Провоз багажа на чартере

Нормы провоза вещей на чартерном рейсе определяются туроператором, который продает тур и является фрахтователем авиасудна. На чартерных рейсах пассажирам разрешено провозить одно место весом не более 20 кг и 10 кг для детей до 2-х лет (если отдельное место ребенку не предоставляется). Норма бесплатного провоза при перелетах чартером одинакова для бизнеса и эконом класса.

Чаще всего компании, осуществляющие чартер, суммируют вес мест на летящих вместе пассажиров. Но лучше все же поделить багаж равномерно, так как вещи весом более 30 кг компания просто не примет к перевозке без доплаты.
Норма ручной клади на чартерах — 5 кг на пассажира. На чартере не строго следят за габаритами багажа и ручной клади, незначительный перевес часто пропускают без доплаты.

Что делать с багажом, когда летишь с пересадкой

Транзитом можно лететь самолетами одной или разных авиакомпаний. Удобнее, когда пересаживаешься, не меняя компанию перевозчика:

  • в одном билете будут прописаны все перелеты,
  • сдаешь вещи в аэропорту вылета, а получаешь по прилету,
  • за перелет твоих вещей отвечают сотрудники авиакомпании.

Везешь вещи, которые нужно декларировать — в промежуточном пункте придется получить багаж и самостоятельно зарегистрировать его после досмотра на следующий рейс.

Сложнее, когда летишь самолетами нескольких авиакомпаний. Если компании являются партнерами и ты зарегистрировал багаж до конечного пункта — отличий не будет. Но когда перевозчики не связаны между собой, придется попотеть:

  • будут отдельные билеты на каждый из рейсов,
  • вещи придется получать и сдавать снова в транзитном аэропорту,
  • опоздание на стыковку и сохранность багажа — твоя головная боль.

При наличии стыковки закладывай побольше времени на прохождение оформления и передвижение по аэропорту. Заранее ознакомься со схемой аэропорта и продумай свой путь в месте стыковки. Путешествуй только ручной кладью.

Когда летим без багажа

Все больше самостоятельных путешественников выбирают перелет без сдачи вещей в багаж. Лететь с ручной кладью — лучший способ экономить время и деньги и получать только положительные эмоции от перелета.

Экономь время

Регистрация и досмотр багажа отнимает время, как и стояние в очереди на оформление. Путешествуй с ручной кладью и регистрируйся на рейс до прибытия в аэропорт — не стой в очереди и не теряй время.

Еще одна потеря времени — получение багажа. Ожидание багажа после прилета самолета может занять до 1,5 часов в зависимости от аэропорта прибытия. Если с собой только ручная кладь, можно отправляться по своим делам сразу после выхода из самолета и прохождения паспортного контроля.

Наслаждайся перелетом

Страшный кошмар путешественника — потеря твоего чемодана авиакомпанией. Конечно, чаще всего вещи находятся, но этот неприятный опыт не стоит переживать. А как же страхи, что чемодан повредят при погрузке или вскроют и украдут что-нибудь ценное.
Когда твои вещи путешествуют рядом в салоне самолета — никаких судорожных переживаний и волнений не будет. Удобная и вместительная сумка, которую берешь в ручную кладь гарантирует отсутствие лишних волнений.

Избегай лишних трат

Перевес - частое и неприятное для путешественников явление, которое грозит дополнительными тратами. Кроме того, летая без багажа, можно легко передвигаться лоукостерами с их невероятно низкими ценниками.

Главная сложность при перелете с ручной кладью — умение отказаться от лишних вещей. Учись отправляться в путь, имея минимум поклажи. Это особенно пригодится при стыковках и сложных маршрутах. Бери все вещи с собой в самолет и твоя мобильность позволит посетить больше мест за одно путешествие.

Что можно брать в самолет в ручную кладь

Летишь с багажом — бери в кабину только нужное в полете: любимую книжку, гаджеты, документы и теплый джемпер. Ценные и хрупкие предметы лучше тоже держать при себе. Но если путешествуешь исключительно с ручной кладью — проверь, какие вещи паковать, а какие придется оставить дома.

Стандартная “перелетная” сумка не должна превышать 1,15 метров суммарно по всем измерениям или быть не более 55х40х20 сантиметров. Разрешенный вес зависит от перевозчика, но редко может превышать 10 кг на одного пассажира. Если габариты не соблюдены — придется оформлять багаж.
Требования лоукостера к размерам полетной сумки могут значительно отличаться. Не хочешь доплачивать — прочитай и выполни все условия бюджетного перевозчика.

Список разрешенных в самолете вещей

  • Продукты: в самолет можно заносить любые твердые продукты питания. Не пытайся пронести жидкости, желе и кремы объемом более 100 мл. Еду и питье ребенку в разумных количествах бери с собой и не обязательно помещать в пластик, но потребуется предъявить при досмотре. Будь готов к дополнительным расспросам и просьбам открыть и попробовать содержимое.
  • Лекарства: в разумных количествах бери любые не жидкие лекарства, лучше если они в первоначальной упаковке и с инструкцией. При большом количестве медикаментов или если средства содержат наркотические вещества, имей при себе рецепт и справку от лечащего врача, чтобы не возникло проблем на таможне.
    Объем жидких лекарств и спреев должен быть менее 100 мл. А вот аэрозоли и шприцы везти нельзя.
  • Техника: перечень устройств, которые можно везти самолетом зависят от требований безопасности страны. Обычно не возникает проблем при перевозке телефона, ноутбука, планшета, фотоаппарата и плеера. Также можно брать мелкие бытовые приборы (электробритва, электрическая зубная щетка и фен). При возникновении подозрений, служба досмотра может потребовать включить устройство и продемонстрировать его работу.
    Везешь технику в ручной клади — помни, что авиакомпания ограничивает количество вещей в кабине на одного пассажира и их размер.
  • Документы и ценные вещи: паспорт и все документы, необходимые в путешествии (брони отелей, билетов и проката автомобиля), а также ценности лучше взять в салон самолете. Если багаж будет утерян, все необходимые для пребывания в стране документы будут на руках.

  • Косметика: сыпучие и сухие косметические средства вези без проблем, а вот с жидкой косметикой сложнее: общий объем жидких веществ в твоей ручной клади не должен быть более 1 л, а объем одного флакона не выше 100 мл. Если условия не соблюдается, придется выбросить любимые средства на досмотре или вернуться на стойку регистрации и сдать в багаж. Аэрозоли и емкости под давлением брать в полет запрещено, замени их сухими средствами.
  • Предметы гигиены: в самолете действует запрет на колющие и режущие предметы, не зависимо от их размера, поэтому маникюрные ножницы, расчески с острой металлической ручкой и опасные бритвы пронести не получится. Пасту бери в тюбике объемом менее 100мл, чтобы избежать проблем.
  • Детские принадлежности: авиакомпании разрешают брать в самолет без доплат детскую прогулочную коляску или люльку переноску для ребенка. Они оформляются как ручная кладь и сдаются персоналу при входе в салон.

Как везти в самолете товары Duty Free

В зоне торговли без пошлин или во время полета на международном рейсе можно купить продукцию Duty Free. С твердыми товарами проблем не возникнет, а вот перевозя жидкости (духи, алкогольные напитки и т.д.) нужно быть в курсе правил:

  • продукция Дьюти фри должна быть особым образом запечатана и упакована;
  • не вскрывай упаковку до прибытия в пункт назначения и прохождения контроля;
  • распакованную в аэропорту бутылку могут запретить взять на рейс.

Купив алкогольные напитки в Duty Free, узнай таможенные требования на вывоз и ввоз крепких напитков в стране назначения. Покупая в Duty Free при сложном маршруте, узнай правила провоза товаров в стране транзита и требования перевозчика.

При возврате в Россию бесплатно можно провезти не более 3 л алкоголя на пассажира. При транзите через Шенгенскую зону, алкоголь потребуют сдать в багаж. А при вылете из аэропортов США в кабине самолета разрешат провозить только алкоголь, купленный в американском Duty Free.

Не все лоукостеры разрешают везти пакет с Дьюти фри без доплат, он считается отдельным местом и провоз придется оплачивать.

Что запрещено везти в самолете

В самолете запрещено провозить любые опасные вещества или предметы, которые могут навредить другим пассажирам. Это все виды оружия и похожие на оружие игрушки, радиоактивные, ядовитые, едкие вещества и газы под давлением. Таможенная служба также имеет свои ограничения, они касаются денег, украшений, алкоголя, табака, различных ценных вещей и предметов искусства.

Обычно бюджетным путешественникам не приходит в голову паковать что то из этого списка, но на табличках в аэропорту встретишь именно такой перечень запрещенных веществ.

Правила провоза жидкости в самолете

В самолете разрешат взять максимум 1 литр жидких веществ, кроме того все средства просят разлиты в отдельные емкости размером 100 мл. Причем, жидкости это только вода, но и любые кремообразные и желеобразные средства.

Обрати внимание, везти жидкости в контейнерах размера больше 100 мл, заполненных частично запрещено. Если 50мл шампуня будет упаковано в бутылку 400 мл — на досмотре придется расстаться со средством.

  • запасись миниупаковками, лучше с указанием объема на упаковке;
  • распредели все жидкие и кремообразные средства по контейнерам;
  • упакуй все средства в один прозрачный пакет, лучше размером 20 на 20 сантиметров;
  • проверь, что общий объем не более 1000 мл (10 контейнеров).

Где взять правильные контейнеры объемом в 100 мл? Оставь миниупаковки, которые дают при заселении в отелях: у тебя будет шампунь, средство для душа и крем. Купи миниатюры косметических средств или дорожный набор косметики, в нем объем средств 50 -100 мл. В продаже есть универсальные упаковки контейнеров для путешественников, останется только налить свои любимые средства и собрать багаж.

В качестве пакета отлично подойдет Zip-Lock, который продается в любом магазине канцтоваров. И еще, объем жидких средств летящих вместе путешественников не будет суммироваться.

Как не потерять багаж при перелете

Боишься потерять багаж при перелете — прими меры до полета, снижающие вероятность потери:

  1. Удаляй использованные багажные бирки после перелета. Работник аэропорта легко допустит ошибку, если чемодан обвешан старыми бирками и наклейками, и отправит багаж по другому маршруту.
  2. Оставь при себе ценные и необходимые вещи. Если заменить вещь не просто - бери ее в кабину, ведь перевозчик не отвечает за потерю.
  3. Промаркируй чемодан снаружи, укажи город, фамилию и контакт, лучше на английском языке. Внутрь сумки также положи листочек с контактами, и просьбой вернуть багаж.
  4. Сделай фото сумки внутри и снаружи, сохрани список всех ценных вещей, отлично если сможешь обосновать их стоимость, предъявив чек.
  5. Демонтируй внешние ремни на время полета - они зацепятся на транспортировочной линии, и чемодан застрянет.
  6. Запакуй багаж в пленку, воспользуйся упаковкой в аэропорту или замотай самостоятельно. Упаковка в стрейч защитит от взломщиков и повреждения при перевозке.
  7. Выбирай неброские модели или купи специальный чехол. Люксовые чемоданы привлекают лишнее внимание, дорогие сумки могут стащить с целью кражи.
  8. Установи на кодовый замок и смени код: это защитит сумку от раскрытия при падении и расхождении молнии и отпугнет или по меньшей мере затормозит грабителей.
  9. Застрахуй свой багаж от потери: если чемодан потеряют — сумму ущерба возместит страховая. Чтобы сделать это без лишних хлопот воспользуйся одним из магазинов для покупки страховок онлайн

Почему теряется багаж:

  • 50% багажа теряются из-за сбоев и несогласованности в работе аэропорта,
  • 15% сумок не загружают в самолет из-за потери или отсутствия багажной бирки,
  • 15% остаются на багажной ленте — их просто не забирают пассажиры,
  • 20% багажа пропадают другими способами по различным причинам.

В какое место попадают наши пропавшие чемоданы

При регистрации на сумку вешают специальную бирку с маркировкой, десятизначный штрихкод содержит полную информацию о багаже:

  • 6 последних цифр — уникальный идентификатор багажа
  • 3 цифры в середине — обозначение номера рейса
  • первая цифра — класс багажа.

Бирка — это справочник, позволяющий системе аэропорта направлять багаж по правильному маршруту, двигаясь по транспортировочной ленте чемодан попадает в нужный пункт: багажный отсек самолета или в зону выдачи багажа. Если бирки нет, возникает неполадка на линии или штрихкод считывается неправильно — сумка попадает в потерянный багаж или летит по неправильному маршруту.

Куда пропадают чемоданы в аэропорту:

    1. В далекие дали: если в маркировке бирки допущена ошибка- чемодан полетит в свое путешествие: другой город, страна, континент, — чем больше аэропорт, тем экзотичнее может быть маршрут чемодана.
    2. В отчаянную неизвестность: бирка порвана или неплотно наклеена и теряется при прохождении чемоданом транспортной ленты, такие сумки без опознавательных знаков оседают в зоне невыясненного багажа.
    3. К чемоданным сыщикам. Если чемодан потерялся или остался не забранным с транспортной ленты (да, такое тоже бывает) и бирка на нем цела- в дело вступают чемоданные сыщики. Пробивая штрихкод во внутренней системе,они находят все данные о владельце и связываются с ним,чтобы обрадовать новостью о находке.
    4. В международный розыск. World Tracer System — международная система розыска багажа, в которой участвуют большинство аэропортов мира. Система автоматизирована и сама ищет пропавший багаж, сопоставляя маршрут следования, цвет, размер и вес сумки в течение 100 дней, нужно только оформить электронное заявление по специальной форме.
    5. На вскрытие и досмотр: если хозяин багажа не объявился в течение 5 суток, чемодан вскрывают,ведь личные вещи могут помочь в поиске владельца. Если по прошествии 2 недель так и не нашелся хозяин сумки- ее отправляют на склад хранения.
    6. На аукцион: как только истекает 100 дней или 3 месяца хозяина потерянного багажа перестают искать. Все такие сумки попадают на специальную распродажу, где их продают не вскрывая. Начальная цена очень низкая, а содержимое будет сюрпризом для покупателя.Такого рода аукционы довольно популярны в Европе и Америке, ведь всегда есть шанс купить чемодан с ценностями внутри.

Что делать, если авиакомпания потеряла багаж

  1. проверь в зоне выдачи негабаритного багажа: нестандартные чемоданы, лыжи, коляски или спортинвентарь будут ждать не на транспортной ленте а в специальной зоне выдачи.
  2. обратись в Lost & Found: в каждом аэропорту есть служба, которая занимается розыском багажа. Ее легко найти по указателям Lost & Found. Покажи багажную бирку, документ удостоверяющий личность и заполни заявление. Важно подробно описать сумку и сообщить особые приметы.
  3. уведоми авиакомпанию: не будет лишним подойти к стойке авиакомпании в аэропорту и уточнить у них порядок действий, если багаж потерялся на чартере — начни с этого пункта.
  4. прошло 3 недели, а чемодан не найден — пора подать заявление авиакомпании на денежную компенсацию за потерянные вещи. Тут пригодятся фото содержимого, опись вещей и сохраненные чеки.
  5. пришел отказ от авиакомпании — идем в суд,в таких делах судья обычно встает на сторону пассажира, перевозчику придется компенсировать материальный и моральный ущерб.

Чемодан найден в другом городе или стране — авиакомпания обязана транспортировать его за свой счет и доставить багаж бесплатно по адресу, указанному пассажиром — это международное правило, которое соблюдают все перевозчики.

Если чемодан потерян и ты оказался в чужой стране без всех своих вещей — обратись в компанию перевозчика за компенсацией. Многие международные авиакомпании, выделяют в таких ситуациях небольшую сумму на вещи первой необходимости.

Как везти в самолете спортинвентарь: лыжи, сноуборд, снаряжение.

Если ты относишься к активным путешественникам, то не раз сталкивался с вопросами как везти лыжи или дайвинговое оборудование, можно ли бесплатно лететь со сноубордом и сколько стоит провоз серфа. Все эти вопросы рекомендуем решать на этапе или сразу после покупки билета, в аэропорту это будет кратно дороже и, в худшем случае, закончится пропуском рейса.
Не так уж важно зимняя экипировка или летняя, вопрос перелета со спортивным оборудованием предлагаем решать по простому и эффективному алгоритму:

  1. попробуй уложиться в стандартный багаж: если размер вещей позволяет втиснуться в стандартные размеры и вес — пакуемся и летим;
  2. ищи билеты у компаний, перевозящих спортивное оборудование бесплатно: такие акции часто проводят авиакомпании в сезон на популярных направлениях;
  3. заранее сообщи авиаперевозчику, что летишь со спортинвентарем, указав габариты и вес;
  4. аккуратно и надежно упакуй снаряжение, лучше пользуйся специальными чехлами для перевозки;
  5. не забудь, что спортивные принадлежности выдают в зоне негабаритного багажа, а не на транспортной ленте;
  6. путешествовать со своим спортивным оборудованием редко бывает дешево, но впечатления того стоят.

Наш главный совет при перелете: соберите багаж, уберите лишнее и еще раз уберите лишнее!

Итак, из этой статьи узнаешь: можно ли бесплатно везти чемодан размером со слона, почему пену для бритья придется оставить на досмотре, как везти на курорт лыжи, почему стоит научиться летать без вещей, где искать пропавший чемодан и кто такие чемоданные сыщики.

Публикации по теме