Президент рфизменения в воздушный кодекс в связи с присоединением рф к монреальской конвенции.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. В заключении договора воздушной перевозки пассажира не может быть отказано пассажиру, если он внесен перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, в случае, если этот пассажир возвращается в Российскую Федерацию из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с Российской Федерацией является воздушная перевозка, либо подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (передаче или приему Российской Федерацией в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии) при условии, что единственным способом транспортного сообщения между Российской Федерацией и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка, либо направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника пассажира, внесенного в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, или обратно, что подтверждается документально.

7. Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки пассажира и которые указаны в пункте 6 настоящей статьи.".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Внесены изменения, которые касаются использования беспилотных воздушных судов.

Теперь сверхлёгкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и меньше не подлежат обязательной сертификации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами (). Соответствующие изменения внесены в , Воздушного кодекса РФ. Указанной выше сертификации, согласно новшествам, подвергаются беспилотные авиационные системы. Но не все. Исключение составляют системы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат лётной годности выдаётся на основании:

  • сертификата типа;
  • акта оценки конкретного судна на его соответствие требованиям к лётной годности такого рода судов и требованиям в области охраны окружающей среды.

В связи с тем, что формулировки, содержащиеся в понятийном аппарате (), были некорректны, в них внесены соответствующие изменения. Также в эту статью добавлены новые термины - «пилотируемое воздушное судно », «беспилотное воздушное судно », «беспилотная авиационная система ». Такого же рода правки внесены в , Воздушного кодекса РФ.

Согласно изменениям, государственной регистрации подлежат следующие типы воздушных судов ():

  1. беспилотные, если максимальная взлётная масса судов более 0,25 килограмма;
  2. пилотируемые гражданские, кроме сверхлёгких судов с массой конструкции более 115 килограммов;
  3. государственные.

Порядок регистрации судов, указанных в первом пункте, устанавливается Правительством РФ.

Отражённые во втором пункте суда, за исключением сверхлёгких судов с массой конструкции более 115 кг, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (приказ Минтранса России от 05.12.2013 № 457 ) или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Сверхлёгкие суда, речь о которых шла в предыдущем предложении, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации, - приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 № 287 .

Порядок регистрации судов, указанных в третьем пункте, определяется уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, - приказ Министра обороны РФ от 28.11.2002 № 460 .

В связи с указанными изменениями поправлена и .

В кодекс добавлена новая статья, регламентирующая права командира беспилотного судна ().

В отражена информация о том, кто должен организовывать поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов .

Меры по обеспечению авиационной безопасности расширены - лицам, осуществляющие приём, отправку или обслуживание воздушного судна, необходимо исключать возможность несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам ().

29 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция Воздушного кодекса РФ. Теперь пассажиры, купившие невозвратные билеты на самолет, утратили право бесплатного провоза багажа. Кроме того, законодатели уточнили требования к перевозке ручной клади и ответственности за нее перевозчиков.

29 сентября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 228-ФЗ , который внес поправки в ряд статей Воздушного кодекса РФ, связанных с перевозкой на воздушных суднах багажа и ручной клади. Законодатели отменили бесплатный багаз для невозвратных билетов, а также обязали перевозчиков установить нормы провоза багажа и ручной клади на других категориях билетов.

Багаж

В силу новой редакции статьи 103 Воздушного кодекса РФ , которая регулирует порядок оформления договоров воздушных перевозок, предусмотрено, что перевозчик в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Кроме того, законодатели конкретизировали нормы провоза бесплатного багажа. В новой редакции статьи, в частности, сказано:

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

При заключении договора на приобретение невозвратных билетов перевозчик теперь имеет право не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа — также провоз этого багажа. Кроме того, в статье теперь сказано, что срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Обязанность информировать пассажиров о нормах провоза багажа возложена на перевозчиков.

В частности, в пункте 1.1 данной статьи сказано:

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Порядок такого информирования об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен быть установлен федеральными авиационными правилами.

Новая редакция статьи 104 Воздушного кодекса РФ предусматривает прекращение договора воздушой перевозки по инициативе перевозчика, если пассажир отказался оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира. Кроме того, прекращение договора возможно, если в ручной клади или багаже пассажира есть предметы, запрещенные к перевозке на самолете.

Ручная кладь

Нормами новой редакции статьи 85 Воздушного кодекса РФ определено, что в рамках предполетного и послеполетного досмотра может быть проверена ручная кладь пассажиров и экипажа в соответствии с нормами Федерального закона "О полиции", если этого требуют нормы безопасности.

По нормам статьи 106 Воздушного кодекса РФ в число услуг и льгот, которые предоставляются пассажирам, входит бесплатный провоз ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна. устанавливает ответственность перевозчика, в том числе, за сохранность ручной клади. При условии, если не будет доказано, что утрата, недостача или повреждение (порча) ручной клади произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо у пассажира был умысел. Нормами статьи 119 Воздушного кодекса РФ определен порядок и размер возмещения за порчу или утрату ручной клади.

По требованию статьи 133 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и ручной клади в соответствии с федеральным законом.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Воздушный кодекс
Российской Федерации в связи с присоединением Российской
Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил
международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года

Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации


15 ноября 2017 года 22 ноября 2017 года

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6244; 2012, № 25, ст. 3268; 2013, № 23, ст. 2882; 2016, № 1, ст. 82; № 22, ст. 3095; № 28, ст. 4558; 2017, № 31, ст. 4777) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 105 изложить в следующей редакции:

3. Билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, могут быть оформлены в электронной форме (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. В случае оформления электронного перевозочного документа на воздушную перевозку пассажира пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора воздушной перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. В случае оформления электронного перевозочного документа на перевозку груза, почты перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать квитанцию на перевозку груза, почты, позволяющую идентифицировать груз, почту и содержащую информацию из электронного перевозочного документа о перевозке груза, почты.»;

2) пункт 2 статьи 117 изложить в следующей редакции: «2. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна. Порядок исчисления продолжительности периода посадки пассажира на борт воздушного судна и периода высадки пассажира с борта воздушного судна устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.»;

3) статью 118 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках определяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.»;

4) статью 124 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках определяются в соответствии со статьей 127 настоящего Кодекса.»;

5) статью 127 изложить в следующей редакции:

«Статья 127. Особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках

1. Вслучае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза при международных воздушных перевозках лицо, управомоченное на получение багажа, груза, при обнаружении таких недостачи или повреждения (порчи) должно предъявить претензию к перевозчику в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа с момента обнаружения таких недостачи или повреждения (порчи), но не позднее семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа, груза претензия должна быть предъявлена к перевозчику в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа, груза в распоряжение лица, управомоченного на их получение.

2. Если утрата багажа при международных воздушных перевозках признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении двадцати одного дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.

3. Если утрата груза при международных воздушных перевозках признана перевозчиком или если груз не прибыл по истечении семи дней со дня, когда он должен был прибыть, грузополучатель вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой груза.

4. Порядок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках почты определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.»;

6) дополнить статьей 127 1 следующего содержания:

«Статья 127 1 . Срок рассмотрения претензии к перевозчику

Перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.»;

7) статью 128 изложить в следующей редакции:

«Статья 128. Начало течения срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза и почты, а также с просрочкой их доставки

Течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза и почты, а также с просрочкой их доставки начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка багажа, груза или почты, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в в части провоза багажа

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2005, N 13, ст.1078; 2007, N 1, ст.29; N 50, ст.6244; 2011, N 7, ст.901; 2012, N 25, ст.3268; 2013, N 23, ст.2882; 2014, N 16, ст.1836; N 30, ст.4254) следующие изменения:

1) в статье 85 :

а) в пункте 1 слова "в том числе вещи, находящиеся при пассажирах" заменить словами "ручная кладь";

б) в абзаце первом пункта 2 слова "в том числе вещей, находящихся при пассажирах" заменить словами "ручной клади";

2) в статье 103 :

а) пункт 1

"1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.";

б) в пункте 1_1 слова "возврата уплаченной по договору воздушной перевозки" заменить словами "о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате", после слов "пассажира об условиях" дополнить словами "договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях", после слов "пассажиров об условиях" дополнить словами "договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях", после слов "информации об условиях" дополнить словами "договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях";

3) в пункте 2 статьи 106 :

а) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) бесплатного провоза багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в случае заключения договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа;";

б) дополнить подпунктом 2_1 следующего содержания:

"2_1) бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна;";

4) в пункте 1 статьи 107 :

а) подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;";

б) в подпункте 7 слова "вещах, находящихся при пассажире" заменить словами "ручной клади";

5) в статье 118 :

б) в пункте 2 слова "находящихся при пассажире вещей" заменить словами "ручной клади", слова "этих вещей" заменить словами "ручной клади";

6) в статье 119 :

а) в наименовании слова "вещей, находящихся при пассажире" заменить словами "ручной клади";
слова "вещей, находящихся при пассажире," заменить словами "ручной клади";

7) в статье 133 слова "находящимся при этом пассажире вещам" заменить словами "ручной клади".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
29 июля 2017 года
N 228-ФЗ



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 30.07.2017,
N 0001201707300001

Публикации по теме