Почему никогда не найдут Boeing МН370, пропавший над Индийским океаном (6 фото). "Позывной — башни-близнецы"

Обломки пропавшего в марте 2014 года малазийского «Боинга» находили на территории в несколько тысяч километров друг от друга, но судьба самого авиалайнера так и не известна. По одним предположениям, капитан судна умышленно отключил систему связи самолета. Другие же выдвигают версии о причастности военных США к гибели пассажиров и членов экипажа.

Пропавший малазийский «Боинг 777», направляющийся из Куала-Лумпур в Пекин, так и не найден. Судьба 227 пассажиров и 12 членов экипажа остаётся неизвестной. Хотя это произошло 8 марта 2014 г., подробности события так и не раскрыты, и более того, продолжают будоражить общественность и «обрастать» новыми гипотезами.

Что случилось с пассажирами лайнера «МН370»

Куда пропал огромный авиалайнер и люди на его борту, остаётся неизвестным. Делать предположения об их судьбе приходится только по версиям, высказываемым различными источниками. Одни допускают вариант, что все они живы, другие называют их погибшими, так или иначе – всё это покрыто мраком.

Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского «Боинга»

Официально расследованием дела о пропавшем в марте 2014 г. малазийском «Боинге» занимаются местные власти. Однако на различных стадиях в нём принимали участие специалисты, относящиеся к другим странам. Одновременно велось определение двух причин:

  • Выяснение подробных обстоятельств аварии.
  • Причастность криминальных структур.

В соответствии с требованиями ИКАО, была организована международная группа, состоящая из экспертов крупнейших мировых компаний:

  • Inmarsat – международная компания спутниковой связи.
  • Представители гражданской авиации Китая.
  • Эксперты NTSB – национального совета по безопасности на транспорте США.
  • Сотрудники FAA – федерального управления гражданской авиации США.
  • Американская корпорация Boeing.
  • Британские специалисты от Rolls-Royce plc (изготовителя двигателей).

Обломки «Боинга» найдены у берегов Африки

Обломки пропавшего самолёта были обнаружены на восточном побережье Африки, удаленном от предполагаемого места падения более чем на 4 000 км. Всего найдено 6 элементов:

  • 29 июля 2015 года в западной части Индийского океана, на побережье острова Реюньон найдена часть крыла с маркировкой, доказывающей принадлежность детали к пропавшему лайнеру.
  • Декабрь 2015 и февраль 2016 г. обозначились обнаружением ещё двух элементов индонезийского самолёта на берегу Мозамбика.
  • 22 марта 2016 г. на пляж южно-африканского города морем выбрасывает часть обтекателя двигателя.
  • 30 марта 2016 г. элемент обшивки салона появляется на побережье острова Родригес.
  • 7 октября 2016 г. последняя находка – часть заднего крыла – обнаруживается на острове Маврикий.

Все найденные элементы соответствуют деталям пропавшего лайнера и были переданы международной группе, занимающейся расследованием дела.

Версия руководителя французских авиалиний Марка Дюгена

Предположение заключается в том, что борт был умышленно сбит американскими военными. Это было необходимо для предотвращения террористических актов, произошедших 11 сентября.

Через 40 мин. после взлёта наземный диспетчер теряет связь с лайнером в тот момент, когда он находится между воздушным пространством Малайзии и Китая. Официально объявлялось, что военные радары определили, что именно в этот момент борт меняет направление: уходит с заданного маршрута, сворачивая на запад.

Гипотеза Дюгена указывает, что американцы даже знают, где нужно искать обломки. По его версии, самолёт был сбит неподалёку от острова Диего-Гарсия, на котором располагается военная база США. Следствие умышленно заводится в тупик с целью заметания следов убийства пассажиров и членов экипажа.

Версия ФБР

Новость о причинах исчезновения «Боинга», по версии ФБР, впервые была опубликована американским журналом New York. Она основывалась на обнаруженном в доме командира экипажа симуляторе, на котором были заметны следы интенсивной работы. С одной стороны это может показаться вполне очевидным: Захари Ахмад Шаха имеющий налёт, количеством превышающий 18 000 часов, тренировался в свободное от работы время.

Несмотря на то, что история учебных полётов была удалена, специалисты смогли восстановить архив. Это позволило определить маршрут, по которому пропавший самолёт вполне мог двигаться до своего падения в океанские воды. Развалившись от соприкосновения с водой, лайнер впоследствии был «растащен» подводным течением по всему Индийскому океану.

Версия о медленной декомпрессии

Предположение о том, что самолёт пропал с радаров по причине декомпрессии, моментально была отвергнута. Причина объяснялась довольно просто:

  • При быстрой (взрывной) декомпрессии даже если самолёт разорвало на несколько частей, современное оборудование позволило бы работать системам ещё несколько секунд, которых вполне хватило бы на то, чтобы пилоты сообщили о происшествии.
  • Медленная способна незаметно убить людей, но не технику. Аналогичная ситуация произошла в 2005 г., когда по этой причине разбился рейс HCY522 авиакомпании Helios Airways. «Боинг 737», оставшийся без управления, продолжал движение на автопилоте и врезался в гору из-за того, что выработал всё горючее.

Таким образом, из-за образовавшейся декомпрессии любой формы пропавший малазийский рейс никак не должен был внезапно исчезать с экранов радаров.

Полёт «в тени» другого самолёта

Долгий поиск исчезнувшего рейса привёл к возникновению очередной версии, что малазийский лайнер мог длительное время двигаться в непосредственной близости с самолётом «Сингапурских авиалиний». Это позволяло ему скрыться от радаров и быть незамеченным от 15 минут до нескольких часов.

Согласно этим доводам, пилот мог продержаться до степей Туркменистана или Кыргызстана и только там покинуть своего «провожатого», направляющегося в Испанию. Экспертами такое предположение не отвергается, так как даже если бы цель на экране локатора начала «раздваиваться», военные диспетчеры могли принять это как «глюк» техники.

Посадка на военной базе Диего-Гарсия

Момент перехвата и посадки на американской военной базе вызвал много споров. Тем более, что косвенным доказательством можно назвать несколько факторов:

  • Технические характеристики взлётно-посадочной полосы оптимально подходят для того, чтобы опытный пилот спокойно посадил самолёт.
  • Размер ангаров тоже позволяет спрятать в них «Боинг 777».
  • Выходные дни, объявленные на базе на 8, 9 и 10 марта, способствуют тому, что будет меньше зрителей.

Количество приверженцев этой версии достигло такого количества, что Правительство США было вынуждено сделать официальное заявление, которое можно расценить абсурдным. Текст речи представителя содержал обязательство своей непричастности к исчезновению рейса и о том, что исчезнувший «Боинг 777» никогда не садился на военной базе острова Диего-Гарсия.

Новые технологии

Не исключено, что истина исчезновения рейса МН370 кроется в том, что среди его пассажиров были 20 научных сотрудников, связанных с производством электронного оборудования. В частности, оно затрагивало технику, предназначенную для самолётов и делающую их невидимыми для радиолокации.

Допускается предположение, что новейшая разработка и люди, создавшие её, кому-то понадобились. В результате была осуществлена грандиозная операция, разгадать которую не может целый мир.

Два года назад, 8 марта 2014 года, странным образом исчез пассажирский авиалайнер Boeing 777, принадлежавшего авиакомпании Malaysia Airlines, и следовавший из Куала-Лумпура в Пекин. Вместе с самолетом исчезли 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров). Периодически спасатели заявляют, что находят обломки пропавшего самолета. Но они ли это? И что известно о малазийском судне на сегодня?

Не там искали?

Самолёт Boeing 777-200ER перестал выходить на связь в небе над Южно-Китайским морем через 40 минут после вылета. Причем лайнер прошел полную проверку всего за десять дней до этого рейса. Изначально операция по поиску места крушения самолета проходила над этим морем, но позже переместилась в Малаккский пролив, а затем в Индийский океан, ближе к западному берегу Австралии. Такую обширную линию поиска спасатели объяснили тем, что, судя по всему, Boeing 777 после исчезновения с радиолокаторов еще более 7 часов находился в небе, сильно изменив маршрут.

Первая поисковая операция проходила в марте - апреле 2014 года. Тогда в ней приняли участие 26 стран (Малайзия, США, Сингапур, Вьетнам, Китай и др.). А поиски самолёта велись на территории площадью 7,7 млн км², что сравнимо с размером Австралии. Через 15 дней после начала поисков власти Малайзии заявили, что пропавший самолет разбился в южной части Индийского океана. К такому выводу они пришли, исходя из расчёта траектории следования по передававшимся через спутники Inmarsat раз в час сигналам о работе двигателей Rolls-Royce. Других фактов, подтверждающих это заявление, не нашлось.

В середине апреля 2014 года поиски переместили под воду, с помощью беспилотной автономной субмарины Bluefin-21. Было исследовано 340 квадратных миль морского дна, но никаких следов пропавшего авиалайнера не обнаружено и там.

Только почти через год после исчезновения самолёта, в январе 2015 года, малазийские власти официально признали погибшими всех, кто находился на борту воздушного судна. Причина смерти у каждого была указана как «несчастный случай».


Отчёт без ответа

Через года после случившегося, 8 марта 2015 года, международная следственная группа дала предварительный отчёт о результатах технического расследования. Но ни одного сведения о том, что же случилось с лайнером, отчёт не содержал. Единственное, что смогли тогда проанализировать — работу диспетчеров управления воздушным движением. Как оказалось, старший диспетчер в Куала-Лумпуре спал 4 часа после того, как «Боинг» пропал с радаров. Диспетчеры же Хошимина (Вьетнам) начали выяснять причину, почему самолёт не вошёл в их воздушное пространство не через 2 минуты, как положено, а лишь через 20.

Да и сама авиакомпания Malaysia Airlines не отличилась скоростью, которая должна быть в таких случаях. Чрезвычайная ситуация была объявлена лишь через 5 часов и 13 минут после последнего известия о лайнере. А поисковая операция была начала с существенным опозданием, хотя в таких ситуациях важна каждая минута. Ведь сами спасатели и малазийские власти не раз говорили о том, что за считанные секунду течение может подхватить обломки и унести в неизвестном направлении.

Обломки-фальшивки

Через несколько дней после исчезновения самолёта появились слухи, что якобы его обломки нашли в Южно-Китайском море. Однако управление гражданской авиации Малайзии их тут же опровергло. То, что приняли за часть авиалайнера, оказалось просто поросшая водорослями оболочка кабельной катушки.

Еще чуть позже появилась информация, что управление безопасности мореплавания Австралии обнаружило два объекта, которые могут принадлежать «Боингу». Тут же Китай заявил, что заметил большие обломки — примерно 22 на 30 метров. Вслед за ними и экипаж самолета королевских ВВС Новой Зеландии якобы обнаружил в южной части Индийского океана обломки, которые могут иметь отношение к пропавшему Boeing 777. Но ничто из этого не нашло подтверждения.

Первые реальные обломки самолёта Boeing 777 были обнаружены спустя полтора года поисков, в июле 2015 года. Причём, сделано это было не спасателями, а уборщиками на острове Реюньон, расположенном в Индийском океане. А это более чем в 4000 километрах западнее от проведения глубоководных поисков, на которые, кстати, было потрачено больше 50 млн долларов. Обломком оказалась часть крыла самолёта, длиной около 2, 5 метра и покрытая ракушками на поверхности.

Позже, уже после исследования острова малазийцами, в августе 2015 года, обнаружен еще ряд предметов воздушного судна. Тогда же подтвердились предположения: найденный обломок точно принадлежал «Боингу».

Следующие известия о самолёте были от местных жителей Филиппин в октябре 2015 года. Якобы подростки на охоте за птицами наткнулись на обломки самолёта с флагами Малайзии и человеческие тела рядом. Осмотр территории власти Филиппин взяли на себя и тут же опровергли эту информацию.

Еще через полгода мир снова заговорил о малазийском авиалайнере. В январе этого года на юге Таиланда были обнаружены обломки, которые могли бы принадлежать пропавшему «Боингу». Жители провинции Накхонситхаммарат обнаружили большой изогнутый металлический предмет на берегу океана. Но ни власти, ни эксперты не подтвердили, что данный обломок действительно имеет отношение к лайнеру. Оказалось, что заводской номер детали, номера связки проводов и болтов не совпадают с номерами самолета Boeing 777.

Конец поискам

А неделю назад, 2 марта 2016 года, появились новые сведения о пропавшем Boeing 777. Фрагмент из металла длиной около метра был найден у берегов Мозамбика. Предположительно это горизонтальный стабилизатор — крыловидная часть, прикрепленная к хвосту самолёта. Пока на то, что этот обломок принадлежит «Боингу», указывает лишь территория: в той же части Индийского океана в июле прошлого года был найден обломок крыла. Находку будут изучать представители Австралии и Малайзии, а также «международные специалисты».

Получается, что по факту только три сравнительно небольших обломка из всех находок могли реально принадлежать исчезнувшему самолёту. Причем ни тел погибших, ни чемоданов с вещами, ни черного ящика за два года поисков не было обнаружено. И это при том, что прочесано более 80 тысяч квадратных километров при общей зоне поиска в 120 тысяч километров.

По сообщению Международного координационного поискового центра, в июне 2016 года подводные поисковые работы будут свернуты. Но если за два года ясности, что же произошло с несчастным Boeing 777-200, нет, то вряд ли она появится еще за четыре месяца отведенного на поиски времени.

В начале года начались новые поиски. Малайзийское правительство подписало договор с одной из американских фирм, которая выделила судно, способное осуществлять глубоководные исследования. Договор составлен довольно интересно: нет результата - нет оплаты. Если в течение 90 суток данное судно не найдет ничего, то малайзийцы не заплатят ни цента. Если что-то будет найдено, то поисковиков ждет награда в 70 миллионов долларов. Притом что поиски этого самолета уже обошлись в 160 миллионов. Они стали самыми дорогими за всю историю гражданской авиации.

- И самыми загадочными...

О да. Ведь поисковое судно тоже исчезло...

- Вот это поворот!

Спокойно! Оно нашлось через трое суток: кто-то отключил на нем системы слежения (как на самолете, который они искали). Зачем - не ясно.

- Что конкретно они ищут?

Прежде всего «черные ящики». Надежда, правда, только на регистратор технических параметров. На речевом, похоже, ничего нет - каждые два часа запись идет поверх старой. За семь часов полета аудио было стерто трижды.

Шел по границе

- Тревогу подняли не сразу?

Ее подняли только через 5 часов, когда борт не пришел по расписанию в Пекин . Очень интересное место исчезновения радиолокационных меток. Это границы районов полетной информации Малайзии и Вьетнама .

- То есть граница секторов ответственности диспетчеров. Каждый думал, что самолет находится в чужой зоне?

Не совсем так. При окончании радиосвязи с малайзийским диспетчером экипаж попрощался. И диспетчер Малайзии был совершенно уверен, что борт перешел на управление к вьетнамскому центру. Вьетнамский же диспетчер 18 минут ждал, когда «Боинг» выйдет к нему на связь.

- Но ведь по международным правилам он должен был объявить особый режим уже через 7 минут!

Бывает, что радиостанции не хватает диапазона действия. Это ежедневно повторяющаяся ситуация. Но и через 18 минут тревогу не подняли. Вьетнамский диспетчер просто позвонил малайзийскому и спросил: «А где же ваш борт? Почему мы его не наблюдаем?» Диспетчеры Малайзии позвонили в производственно-диспетчерскую службу своих авиалиний - у них должна быть прямая связь с пилотами. Технари ответили: все нормально, самолет уже над Камбоджей . Но установили они это гипотетически - просто прикинув по часам, где он должен быть. В общем, так и гадали, пока Пекин не поднял тревогу. Искать начали в точке, где пропала связь... И лишь через несколько суток подняли информацию с военных локаторов, установив, что самолет не упал, а в момент пересечения воздушной границы просто вырубил связное и опознавательное оборудование. Но «Боинг» оставался в воздухе, потому на радаре имелась соответствующая метка. По ней невозможно было определить эшелон и скорость, только траекторию движения. И тут поняли, что ни в Камбодже, ни во Вьетнаме борт не был. После отключения связи он развернулся обратно в сторону Малайзии, пересек ее, взял курс на северо-запад , дошел до Андаманского пролива и там исчез из поля зрения военных локаторов. Причем шел он точно по воздушной границе Малайзии и Таиланда .

Управление извне

- Все эти данные говорят о злом умысле?

Я уверен в этом.

- И злоумышленник находился на борту?

А вот в этом до конца уверенным быть нельзя.

После теракта 11 сентября 2001 года фирма «Боинг» задумалась, как не позволить террористам, захватившим кабину самолета, натворить трагических дел. Так был придуман автопилот, которым можно управлять извне.

- Самолет в этом случае превращается в гигантский дрон?

Примерно. Система внешнего управления была разработана, опробована...

- ...и установлена на данный самолет?

А вот здесь еще одна загадка. Узнать, был ли такой автопилот именно на том «Боинге», не удалось. Мы внимательно изучили объемный доклад расследователей. Там не одна сотня страниц. И ни слова об автопилоте. Хотя очень многие журналисты этот вопрос задавали. Но фирма так и не ответила.

Но если на данном «Боинге» стояло дистанционное управление, кто-то мог его взломать и увести самолет туда, куда ему необходимо?

Это одна из версий.

Странности командира

Давайте рассмотрим другую версию. У следователей возникло много вопросов по поводу командира воздушного судна - Захарии Ахмад Шаха...

Слишком много фактов, которые не могут быть простым совпадением... Вообще человек, который угнал этот «Боинг», не был похож на террористов 11 сентября, которые обладали лишь азами управления. Этот угонщик имел огромный опыт пилотирования. Естественно, подозрение сразу пало на капитана. Чтобы отключить все следящее оборудование, надо знать, как это сделать. Надо знать, что «Боинг» можно «спрятать», если идти точно по границе Таиланда и Малайзии...

- А еще в подвале у Шаха нашли профессиональный авиасимулятор!

Ну в этом-то я не вижу никакого криминала. Есть летчики, настолько влюбленные в профессию, что им мало летать в воздухе. Они постоянно совершенствуются, создают себе сложные ситуации на тренировках, чтобы быть готовым к ним в реальности...

- Капитан «Боинга» какие-то очень странные полетные ситуации проигрывал...

Вы правы. Удалось восстановить некоторые файлы, которые он стер на компьютерном симуляторе. Несколько файлов касались полетов над Индийским океаном и посадки на пять разных островов... В отчете они не названы. Но многие специалисты сходятся во мнении, что одним из них мог быть остров Диего-Гарсия, где расположена американская военная база с огромным аэродромом. И там есть ангары, в которых легко можно спрятать «Боинг-777».

- Странно...

Не то слово! А не странно, что за несколько дней до отлета в последний рейс капитан Захария стирает всю информацию со своего симулятора? Кроме того, любимой дочери, которая живет в Австралии , опять же незадолго до полета он переводит значительную сумму - якобы для покупки дома.

Есть еще странный факт. Этот человек был мусульманином. И за год перед исчезновением самолета порвал с исламом. Об этом мало кто знает.

- Перешел в другую веру?

Скорее стал атеистом - по многим причинам. Здесь что важно? В других религиях, как нам удалось выяснить, этот переход не настолько трагичен и болезнен, как у мусульман. Для мусульманина порвать с Аллахом - это колоссальный стресс. И если человек порывает со своей религией, то явно его внутреннее состояние не является безоблачным. На это наслоились проблемы в семье - все шло к разводу. И, наконец, скорая потеря работы маячила на горизонте: он планировал уволиться. А, как я уже говорил, человек был очень влюблен в свою профессию - недаром у него стоял авиасимулятор дома. Три потери сразу - семья, работа, вера. Мало кто выдержит. Ну и в довесок - разочарование политического плана. В интернете есть фотография капитана в футболке, на которой написана дата выборов в Малайзии и фраза: «Демократии больше нет». У пилота, кстати, был дальний родственник, который как раз являлся одним из руководителей местной оппозиции. И которого власти сильно обидели: этот человек попал под суд за гомосексуализм. И вроде как были разговоры, что так его убрали конкуренты политические. Возможно, эту обиду на власть разделял и капитан.

- Достаточно, чтобы подозревать пилота...

Пожалуй! Но и это еще не все! Когда расследователи изучали тренировки капитана на авиасимуляторе, то, кроме уже указанных маршрутов в Индийский океан, были еще более странные... Он намеревался пролететь над центральной частью Куала-Лумпура . Там расположена высокая телебашня и знаменитые малайзийские башни-близнецы Петронас. Так вот, ник этого капитана на тренировках звучал как «Башни-близнецы-777».

- Он что, планировал таран, как в 2001 году в США?

Об этом страшно говорить, но данную версию тоже нельзя сбрасывать со счетов. Судя по восстановленной информации тренажера, он рассматривал два варианта - полет в Индийский океан и полет в центр Куалу-Лумпура.

- В итоге, похоже, выбрал океан...

Борт - меньше иголки

- Почему самолет не нашли до сих пор? Или это как искать иголку в стоге сена?

Если сравнивать размеры самолета с площадью поисков, то сравнение с иголкой некорректно. Самолет в данном случае - гораздо меньше иголки. Да, есть системы слежения, спутники, радары, но все это направлено на области постоянных маршрутов. Никто не ставит задачу отслеживать перемещения самолета в южной части Индийского океана, где не летает никто. Бесполезно и дорого.

- Но шанс, что найдут бортовые самописцы, все-таки есть?

Шанс есть. Борт, можно уже определенно сказать, разломился на отдельные составляющие при контакте с водой, поскольку флаперон (часть крыла. - Ред.) нашли на побережье острова Реюньон и потом еще находили обломки на побережье Африки и близлежащих островов. Точно установлено, что эти фрагменты принадлежат именно пропавшему «Боингу-777». Значит, самолет просто упал. Скорее всего, из-за того, что закончилось топливо. Из пассажиров к тому времени, скорее всего, в живых никого не осталось.

- Кто же их убил?

Возможно, тот, кто захватил управление. Он мог умышленно разгерметизировать самолет на большой высоте - просто сбросив давление в салоне. В таком случае количество кислорода в воздухе уменьшилось настолько, что люди стали массово терять сознание, а позже - погибать из-за гипоксии.

- Но тогда и угонщик должен был погибнуть!

А вот он мог быть в сознании до последнего момента. Есть еще одна странность. Перед отлетом капитан попросил заправить до отказа кислородную систему «Боинга». Это те баллоны, которые питают кислородные маски при аварийной ситуации.

- Это кислород и для экипажа, и для пассажиров?

Ничто не мешало не пустить кислород пассажирам, а оставить только для себя. Технически это возможно.

- То есть угонщик собирался лететь куда-то очень долго?

Возможно. Но пока мы точно можем сказать только одно. Кто-то целенаправленно увел самолет в самый медвежий угол Индийского океана, очень профессионально спланировав эту спецоперацию. Кто, зачем, почему? Ответы на эти вопросы сейчас и ищут на дне океана...

В ТЕМУ

Другие версии пропажи MH370

✔ Угон спецслужбами третьего мира с целью захвата летевших этим рейсом 20 китайских и малайзийских специалистов, разрабатывавших микрочипы для военной техники.

✔ Угон террористами-камикадзе для атаки военной базы США , где был сбит на подлете.

✔ Столкновение с НЛО .

✔ Похищение инопланетянами.

✔ Провал во времени (как в Бермудском треугольнике).

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Самые загадочные исчезновения самолетов

2003 год. «Боинг-727». В аэропорту Луанды (Ангола ) аэробус без пассажиров внезапно вырулил на взлетную полосу и, не выходя на связь с диспетчерами, пошел на взлет. Удачно оторвавшись от земли, он вскоре скрылся из виду. На борту в это время находились два человека - авиамеханик Бен Падилья и пилот частных легкомоторных самолетов Джон Мутанту. Однако никто из них не умел управлять самолетами такого класса. Оба спеца пропали без вести. Как и сам аэробус.

1979 год. «Боинг-707». Грузовой самолет исчез с радаров через полчаса после вылета из Токио в Рио. На борту находились 153 картины художника Манабу Мабе стоимостью около двух миллионов долларов. До сих пор ничего не известно о самолете, картинах и шести членах экипажа. Одна из версий - воздушное ограбление.

1962 год. Super Constellation. Военно-транспортный самолет перевозил армейский персонал из Вьетнама в США. Таинственно исчез над Тихим океаном в районе Гуама . Без вести пропали 96 пассажиров и 11 членов экипажа.

ЕСТЬ ВЕРСИЯ

Пропавший малайзийский Боинг угнали на американскую военную базу?

Свою версию «загадки века» высказал президент Института научных исследований третьего тысячелетия Илья Белоус

В конце июля 2015 года на французском островке Реюньон в западной части Индийского океана нашли обломки малазийского Боинга-777.Того самого, что 8 марта 2014 г вылетел из Малайзии в Китай и бесследно исчез. На борту было 239 человек. Эта катастрофа уже становится тайной века, покрытой мраком вод. А французский эксперт Жан Серра и вовсе назвал ее «самой большой загадкой во всей истории мировой авиации".

XXI век – эпоха тотальной оцифровки всех сфер человеческой жизни: от здоровья до развлечений. Неверного мужа выдает телефон, потерявшегося ребенка – специальный браслет, угнанную машину – GPS-трекер. Тем более удивительно, что в 2014 году с лица земли бесследно исчез самолет, на борту которого находились 239 человек.

Это был регулярный международный рейс, совершаемый «Малазийскими авиалиниями» дважды в день.

В ночь на 8 марта на борт «Боинга» 777 поднялись 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет вылетал из Куала Лумпур, Малайзия, чтобы через 5 часов и 34 минуты приземлиться в Международном аэропорту Пекина.

Подготовка к полету прошла без эксцессов: проблем не было ни с пассажирами, ни с багажом, ни с экипажем. Самолет взлетел вовремя – в 00:35 по местному времени – набрал высоту и лег на стандартный курс.

В 01:06 диспетчер получил автоматический отчет о местоположении борта, согласно которому тот двигался строго по курсу. В отчет была включена информация о количестве топлива – 43 800 кг при прогнозируемом расходе в 37 500 кг.

В 01:19 капитан корабля Захарий Шах вышел на связь с диспетчерским центром «Лумпур Радар». Диспетчер предупредил экипаж самолета о том, что они покидают зону его ответственности, и должны связаться с диспетчером из соседнего диспетчерского центра «Хо Ши Мин». Но на связь с диспетчерами из «Хо Ши Мина» рейс MH370 так и не вышел.

Установлено, что «Боинг» 777 пропал с радаров диспетчерского центра «Лумпур Радар» в 01:20 ночи, то есть через полторы минуты после последнего сеанса связи. Примерно в это же время самолет исчез с радаров диспетчерского центра «Хо Ши Мин», с которым он должен был выйти на связь.

Сотрудники обоих центров попытались засечь «Боинг» при помощи сигнала с запасного транспондера, который есть на всех самолетах, но оказалось, что он был отключен в ту же минуту, когда борт исчез с радаров обоих центров – то есть, в 01:20.

Последние данные, полученные от «Боинга» 777, говорили о том, что он двигался строго по курсу на рекомендованной высоте со скоростью 842 км/час, что соответствовало норме.

Позже стало известно, что с экипажем пропавшего «Боинга» пытался связаться капитан другого самолета, пролетавшего неподалеку. С этой просьбой к нему обратились из диспетчерского центра, сообщив, что рейс «Малазийских авиалиний» перестал выходить на связь. Первая попытка наладить связь с MH370 была предпринята в 01:30, то есть через 11 минут после разговора капитана с диспетчером из «Лумпур Радар» и через 9 минут после исчезновения самолета с радаров. По словам пытавшегося наладить связь капитана, он слышал какое-то «бормотание» и статические помехи.

Единственным, кто продолжал видеть малазийский «Боинг», был военный спутник. Он же и зафиксировал, что в 01:22 самолет повернул направо, а затем совершил неожиданный разворот налево, сойдя с курса и полетев практически в обратную сторону.

«Боинг» продолжал удерживать высоту, пересекая малазийский полуостров со скоростью 919 км/час. Данные с военного спутника подтвердили в аэропорту Султан Измаил Петра, радары которого засекли «неопознанный борт», летевший через их зону ответственности с 01:30 до 01:52 ночи.

Военный спутник Малайзии продолжал отслеживать рейс MH370 до 02:22, пока тот не покинул зону его действия. За это время «Боинг» долетел до острова Пенанг, после чего снова изменил направление, начав двигаться в сторону Севера.

Страны, мимо которых пролетал пропавший «Боинг», с неохотой делились данными, собранными их военными спутниками в ночь исчезновения самолета. Со временем следователям сообщили, что Индонезия не получала сигнал с рейса MH370, несмотря на то, что он пролетал неподалеку от северной части Суматры. Не исключено, что власти страны решили не раскрывать эту информацию, боясь рассекретить возможности своих военных спутников.

Аналогичные заявления поступили от Таиланда и Вьетнама, где сообщили, что видели пропавший «Боинг» до 01:21 ночи, после чего он пропал с их радаров. Позже власти Таиланда сообщили, что в ту ночь их военный спутник все же зафиксировал сигнал от неизвестного самолета, но последний не содержал идентификационных данных, поэтому утверждать, что он принадлежал малазийскому «Боингу», нельзя.

Об отсутствии информации по MH370 сообщила и Австралия. Несмотря на то, что самолет двигался в обратную сторону, Канберра все же проверила данные со своих спутников, но не обнаружила никаких следов пропавшего «Боинга». Позже стало известно, что австралийская загоризонтная радиолокационная станция с радиусом действия в 3 000 км в ту ночь была отключена.

На этом странности не закончились. В 02.29 ночи спутниковая система связи (ССС) самолета, до этого не реагировавшая на запросы с земли, внезапно подключилась к наземной станции компании Inmarsat, послав запрос о входе в сеть. Это значит, что по какой-то причине ССС отключалась от сети, а в 02:29 подключилась обратно. После этого наземная станция, к которой подключилась ССС самолета, отправила ей несколько запросов. Запросы были автоматическими – станции Inmarsat отправляют их раз в 60 минут, если за это время от самолета не было никаких сигналов. Той ночью Inmarsat отправила 5 таких запросов – каждый из них был зафиксирован ССС самолета, что свидетельствует об исправности бортовых систем. Кроме этих запросов ССС самолета зафиксировала два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра – это были вторая и третья попытка выйти на связь с экипажем. Несмотря на то, что сигналы достигли самолета, пилоты на эти звонки так и не ответили.

В 08.19 утра ситуация повторилась – ССС самолета отправила второй запрос на подключение к сети Inmarsat. То есть, незадолго до этого системы самолета снова были отключены. Вход в сеть был успешным, но когда час спустя станция Inmarsat отправила очередной автоматический запрос на «Боинг», тот уже не ответил.

Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского Боинга?

Операция по поиску пропавшего «Боинга» стала крупнейшей в истории авиации. Изначально она велась в водах Южно-Китайского и Андаманского морей, над которыми самолет пролетал около 2 часов ночи. Позже, после детального анализа сеансов связи со станцией Inmarsat, зона поисков сдвинулась в южную часть Индийского океана.

Операция длилась три года и завершилась только в январе 2017. За это время было обыскано 120 000 км.кв. морской поверхности.

Обломки Боинга MH370 найдены у берегов Африки

Первый обломок пропавшего самолета был найден в конце июля 2015 года на берегу острова Реюньон, расположенного в западной части Индийского океана – за 4 000 км от поисковой зоны. В сентябре 2015 года французские следователи сообщили, что обнаруженный на обломке серийный номер принадлежит самолету, совершавшему рейс MH370. Также было установлено, что обломок является частью флаперона – разновидности управляющих поверхностей крыла самолета, объединяющих в себе функции закрылков и элеронов.

После обнаружения обломка были обысканы все пляжи Реюньона. Следователям удалось обнаружить куски чемодана, который мог находиться на борту «Боинга», бутылку из-под китайской минеральной воды и упаковку малазийских чистящих средств.

В 2016 году были найдены еще несколько обломков MH370, в том числе на пляжах Мозамбика, а также на островах Маврикий, Родригес и Пемба. Вероятно, они были принесены океанскими течениями.

Версии исчезновения малазийского Боинга

В ходе расследования были рассмотрены самые разные версии – от наиболее вероятных до почти фантастических.

Изначально упор делался на терроризм, однако проверка членов экипажа и пассажиров самолета не выявила никаких подозрительных связей, подтверждающих версию о теракте. Следователи установили, что как минимум два человека на борту использовали для покупки билетов краденые паспорта. Однако позже было доказано, что, несмотря на неоднозначность ситуации, эти пассажиры были беженцами, а не террористами.

Второй наиболее вероятной версией случившегося был отказ систем, ставший причиной крушения самолета. Но тот факт, что ССС на борту самолета продолжала обмениваться данными со станцией Inmarsat, эту версию опровергал – чтобы ССС продолжала работу, ей нужно электричество. Тот факт, что в 08:19 система послала запрос на вход в сеть, указывает на то, что в это время самолет был исправен и продолжал свой полет.

Именно эти сеансы связи и навели следователей на мысль о наиболее вероятной причине исчезновения самолета. Напомню, что в период с 01:19 по 02:29 самолет был полностью недоступен. ССС на его борту не реагировала на автоматические запросы и сигналы с земли, а также не зафиксировала вызов с другого самолета, пытавшегося связаться с экипажем MH370 по просьбе диспетчеров. Но в 02:29 она внезапно отправила запрос на вход в систему Inmarsat. Такой запрос отправляется в нескольких случаях: а) проблемы с питанием, б) сбой программного обеспечения, в) отключение критических систем, отвечающих за работу ССС или с) потеря связи из-за слишком большой высоты.

После этого самолет ответил на 5 автоматических запросов с наземной станции Inmarsat, отправленных каждый час, а также зафиксировал два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра. По мнению следователей, это указывает на то, что причиной отправки запроса стало отключение питания.

В 08.19 ситуация повторилась – самолет снова отправил запрос на вход систему. Это значит, что в какой-то момент борт опять оказался обесточен. А уже в 09:15 «Боинг» перестал выходить на связь.

Большинство экспертов, работавших над делом, считают, что причиной исчезновения и вероятного крушения самолета стала неконтролируемая медленная декомпрессия самолета. Медленная декомпрессия – это падение давления воздуха в закрытом пространстве (например, салоне самолета), вследствие его разгерметизации. Иногда воздух уходит настолько медленно, что узнать о проблеме можно только после появления первых признаков гипоксии (удушения).

Причиной неконтролируемой декомпрессии может быть человеческий фактор (усталость, невнимательность), усталость материала, отказ систем или внешнее воздействие.

Медленная декомпрессия чаще всего возникает во время набора высоты. Вероятно, именно это и произошло с MH370, экипаж которого перестал выходить на связь всего через 38 минут после вылета из аэропорта.

По версии следователей, экипаж сошел с курса и отключил питание самолета, находясь в бреду из-за нехватки кислорода. Час спустя им, каким-то образом, удалось восстановить питание, после чего спутниковая система связи принялась слать сигналы станции Inmarsat. Вероятно, примерно в это же время экипаж окончательно потерял сознание, а самолет продолжил полет на автопилоте.

6 часов спустя, а именно в 8 утра, у пропавшего «Боинга» закончилось топливо. Его нехватка привела к отключению всех систем, в том числе ССС. Самолету понадобилось время, чтобы запустить аварийную авиационную турбину, которая восстановила питание некоторых критических систем, в том числе – спутниковой системы связи. Как только питание было восстановлено, ССС снова связалась со спутником, послав запрос на вход в сеть. Однако в это время самолет, вероятнее всего, уже свалился в штопор, быстро приближаясь к поверхности Индийского океана.

Следователям понадобилось время, чтобы расшифровать данные со станции Inmarsat, подтвердившие, что самолет продолжал свой полет вплоть до 8 утра. Если бы эта информация была расшифрована раньше, зону поисков сдвинули бы в сторону, и тогда, вероятнее всего, родственникам 239 человек, навсегда оставшихся в марте 2014 года, было бы кого оплакивать.

Летом 2014 года главу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлера спросили, какой случай из его практики был наиболее сложным. Мистер Тайлер, проработавший IATA к тому времени более 35 лет, заявил: «Это MH370».

Исчезнувшие

В XXI веке человечество привыкло к жизни в ситуации тотального наблюдения, когда уровень техники, казалось, навсегда исключили саму возможность бесследного исчезновения современного пассажирского авиалайнера.

Но история рейса MH370 доказала - даже новейшие электронные системы оказываются бессильны перед сознательным вмешательством в их работу человека, преследующего свои цели.

В ночь на 8 марта 2014 года пассажирский авиалайнер Boeing 777, принадлежавший авиакомпании Malaysia Airlines, и выполнявший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин, исчез при входе в воздушное пространство Вьетнама.

«MH370, работайте с Хошимином, 120,9, спокойной ночи», - сказал диспетчер.

«Спокойной ночи, MH370», - эти слова экипажа стали последней весточкой от 239 человек — 12 членов экипажа и 227 пассажиров.

Среди тех, кто исчез вместе с самолетом, был и россиянин — 43-летний предприниматель Николай Бродский из Иркутска, возвращавшийся домой из отпуска.

Последнее путешествие с отключенными транспондерами

В первые часы после исчезновения отрабатывали трагичную, но обыденную версию: самолет потерпел крушение из-за ошибки экипажа или технической неисправности.

Но никаких следов крушения найти не удалось, зато стало известно, что вскоре после последнего выхода экипажа на связь кто-то на борту отключил устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные.

Анализ данных радиолокационных станции позволил установить - после отключения транспондеров лайнер изменил курс. Отклонившись на сотни километров от маршрута, в последний раз он был зафиксирован при прохождении путевой точки MEKAR на воздушной трассе № 571 северо-западнее острова Пулау-Перак на высоте 10 900 метров.

Дальнейший маршрут самолета рассчитывался на основе данных о работе двигателей «Rolls-Royce», которые терминалы лайнера передавали через спутники Inmarsat наземным службам.

На основе этих сообщений, а также с помощью расчетов возможной траектории полета следственная группа пришла к выводу, что Boeing 777 с момента исчезновения находился в воздухе еще 7 часов. Самолет закончил свое последнее путешествие в южной части Индийского океана, упав после израсходования всех запасов топлива.

Находка господина Ферье

В январе 2015 года все, кто находился на борту рейса MH370, были признаны погибшими в результате «несчастного случая».

Две масштабные поисковые операции с участием представителей нескольких стран не привели, по сути, ни к чему.

29 июля 2015 года сотрудник бригады по уборке пляжей на французском острове Реюньон Николя Ферье обнаружил обломок двухметровой длины, похожий на часть крыла самолёта. Обломок был найден недалеко от города Сен-Андре.

Этим обломком оказался элерон-закрылок пропавшего «Боинга» - его принадлежность самолету подтвердили эксперты.

Николя Ферье признался, что ранее находил чемоданы, набитые вещами, и кресло, похожее на авиационное или автобусное. Все это он сжег, посчитав обычным мусором. Ферье признался, что не смотрит телевизор и не слушает радио, поэтому ничего не знал о поисках MH370.

Остров Реюньон находится в 4000 километров от предполагаемого района падения самолета, но специалисты Австралийского бюро по безопасности на транспорте (ATSB) подтвердили, что обломки в результате длительного дрейфа могло принести к Реюньону.

Позднее были найдены и другие обломки. Так, в декабре 2015 и феврале 2016 года на побережье Мозамбика нашли фрагмент створки обтекателя направляющей закрылка и панель правого горизонтального хвостового стабилизатора.

Весной 2016 года на пляже Моссель-Бей (ЮАР) и побережье острова Родригес (Республика Маврикий) были обнаружены сегменты обтекателя двигателя и фрагмент обшивки внутрисалонной двери R1. На острове Маврикий нашли и фрагмент задней кромки крыла.

Находки несколько остудили пыл любителей мистики и конспирологии - «Боинг» не похитили агенты спецслужб, он не улетел вместе с инопланетянами и не провалился в параллельный мир.

«Противоправное вмешательство»

Самолет потерпел крушение, но его причины непонятны до сих пор.

Кто и зачем отключил транспондеры? Почему лайнер изменил курс? Что он искал вдали от основных авиатрасс?

Итоговый отчет Международной следственной группы, опубликованный летом 2018 года, занимает 1500 страниц. Следствие так и не установило, что именно произошло с лайнером, однако имеющиеся свидетельства «неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи и самолёт был вручную развёрнут».

Жизнь летчиков, стюардесс и пассажиров MH370 была изучена под микроскопом. Установили, что 53-летний Захари Ахмад Шах, командир судна , один из наиболее опытных пилотов авиакомпании, имел дома самодельный авиатренажёр-симулятор полётов. Появилось подозрение, что он с его помощью отрабатывал навыки, необходимые для угона самолета и направления «Боинга» по незапланированному маршруту.

Впрочем, следователи пришли к выводу, что ничего криминального в действиях Захари Ахмад Шаха не было, и его увлечение авиасимулятором вовсе не означает, что он вынашивал некие зловещие планы.

Второй пилот Фарик Абдул Хамид, как выяснилось, нарушал должностные инструкции. Была найдена фотография, на который бравый летчик приглашает в кабину симпатичных пассажирок. Но эти шалости никак не могли повлиять на трагический исход полета в ночь на 8 марта 2014 года.

Следствие поначалу очень внимательно отнеслось к личностям двух иранцев, оказавшимся на борту по фиктивным документам. Но затем было установлено, что 18-летний иранец Пурия Нур Мохаммад Мердад и 29-летний иранец Сейед Мохаммед Реза Делавар, покинув родину, стремились добраться до одной из развитых стран, где хотели обосноваться. Никаких связей с террористическими группировками у пассажиров с чужими паспортами обнаружено не было.

Собственно, отсутствие после исчезновения Boeing 777 каких-либо заявлений и требований со стороны террористов говорит о том, что к пропаже МH370 они тоже отношения не имеют.

Пилот-безумец или разгерметизация?

В марте 2015 года 27-летний второй пилот авиалайнера Airbus A320-211 авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц сознательно спровоцировал крушение самолета, что привело к гибели всех 150 человек, находившихся на борту.

Такие случаи, пусть и нечасто, но имели место в истории мировой авиации и раньше.

Мог ли кто-то из пилотов рейса MH370, либо кто-то другой, находившийся на борту, совершить нечто подобное?

Теоретически такое можно себе представить. Но зачем злоумышленнику понадобился этот странный 7-часовой перелет в никуда? Почему никто из пассажиров или членов экипажа не попытался поднять тревогу? Что вообще происходило на борту самолета в его последние часы?

В августе 2005 года авиалайнер Boeing 737-31S авиакомпании HeliosAirways, совершавший рейс HCY522 по маршруту Ларнака—Афины—Прага, перестал выходить на связь через 17 минут после взлета. Самолет продолжал полет до полной выработки топлива, после чего врезался в гору в 40 километрах к северу от Афин. Жертвами крушения стали 115 пассажиров и 6 членов экипажа. Как выяснилось впоследствии, причиной трагедии стала разгерметизация.

Возможно, что и рейс MH370 последние часы летел разгерметизированным, когда вмешаться в его судьбу уже не мог никто из находившихся на борту. Но в эту версию плохо вписывается сознательный разворот «Боинга» и отключение транспондеров.

Спустя пять лет после случившегося последняя тайна рейса MH370 остается нераскрытой.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...