Египет назвал вероятную причину крушения самолета А321. Версии крушения А321 свелись к двум основным Последние причины крушения 321 phorum

Поздно вечером в Кремле Президент устроил совещание с участием министров обороны и иностранных дел, начальника Генштаба, директоров ФСБ и Службы внешней разведки. Были доложены итоги расследования авиакатастрофы в Египте. Глава ФСБ подтвердил: это был теракт. На борту российского самолёта сработала бомба.

"Проведены исследования личных вещей багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 числа. В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате чего произошло, так сказать, разваливание самолета в воздухе. Чем объясняется большой разброс частей фюзеляжа самолета на таком расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт", - заявил глава ФСБ РФ Александр Бортников.

"Россия не первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями. Чаще всего без всяких видимых причин внешних или внутренних. Так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли. Убийство наших людей на Синае в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались, мы их найдем в любой точке планеты и покараем, - сказал Владимир Путин. - При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае внешней политики и политике безопасности, политике борьбы с терроризмом. Наша работа, боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена, она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно".

Президент попросил Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения и сказал, что проверит, как идет работа.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей. Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающих право государств на самооборону. Все, кто попытаются оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах. Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе", - сказал Президент.

ФСБ России уже принимает меры к розыску лиц, причастных к теракту на борту аэробуса А-321 и объявляет награду в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет задержать преступников.

Самолёт "Когалымавиа" рухнул на Синайском полуострове 31 октября. Домой, в Петербург, из курортного египетского города Шарм-эль-Шейх возвращались 217 пассажиров. Все они, а также экипаж из семи человек погибли.

СМИ назвали причиной крушения A321 «взрыв в плоскости двигателя».

Место крушения самолета А321

Фото: epa/vostock-photo

Airbus A321 рухнул над Синайским полуостровом из-за взрыва в районе двигателя самолета: об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе расследования причин катастрофы. Как сообщает РБК со ссылкой на издание Al-Masry Al-Youm, об этом заявил источник в следственной комиссии.

По словам собеседника издания, специалисты завершили расшифровку «черных ящиков», и первые результаты расследования были представлены на заседании международной следственной комиссии вечером 3 ноября.

В качестве основной причины крушения лайнера источник Airbus A321 назвал «взрыв в плоскости двигателя». При этом он подчеркнул, что причину взрыва необходимо будет установить при помощи лабораторных исследований материалов, остававшихся на телах погибших и на месте крушения.

«У следствия все еще остаются подозрения по поводу возможного теракта. Образцы, взятые с тел и обломков самолета, помогут определить, был ли взрыв результатом теракта или технической неисправности двигателя», — заявил собеседник Al-Masry Al-Youm.

Источник издания также добавил, что бортовые самописцы зафиксировали быстрое снижение высоты. «Мощность взрыва была большой, из строя вышли сразу оба двигателя, взрыв вызвал возгорание и разрушение самолета в воздухе», — рассказал источник Al-Masry Al-Youm.

Накануне египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси отверг версию крушения A321, связанную с терактом. В интервью The Telegraph лидер Египта назвал «беспочвенными спекуляциями» данные о том, что к катастрофе привела бомба в самолете или снаряд. Дальнейшие комментарии относительно инцидента, по его мнению, «преждевременны и не основаны на каких-либо должных фактах».

Раннее версию о теракте как о возможной причине крушения лайнера «Когалымавиа» отвергал и официальный представитель египетского правительства Хусам аль-Кувейш . Он подчеркивал, что все показания свидетельствуют о том, что к авиакрушению на Синайском полуострове привела техническая неполадка, а не внешнее воздействие.

В то же время авиакомпания, которой принадлежал A321, заявила, что единственной объяснимой причиной крушения лайнера могло быть внешнее воздействие. «Нет такого отказа, который мог бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе. В данном случае [в случае отказа систем] самолет разрушился бы [только] от удара о землю», — заявили в «Когалымавиа».

Как сообщал "Югополис", По их мнению, наиболее вероятной причиной крушения самолета над Синайским полуостровом стал пронос взрывного устройства на борт Airbus A321. При этом в Stratfor отмечали, что нельзя полностью исключить вероятность поломки самолета.

Самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от египетского города Эль-Ариш утром 31 октября. Все находившиеся на борту 224 человека погибли. Среди погибших были двое бортпроводников - уроженцев Кубани. Запрещенное в России «Исламское государство» в тот же день взяло на себя ответственность за авиакатастрофу, однако впоследствии власти России и египетские спецслужбы опровергли информацию о причастности террористов к крушению А321. 4 ноября боевики ИГ повторно заявили о своей причастности к падению самолета.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

По мнению экспертов, причинами разрушения пассажирского самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» в воздухе могли стать ударная волна от взрыва небольшой бомбы, оторвавшиеся детали двигателя или появившиеся в несущих конструкциях усталостные трещины, пишет газета «Коммерсантъ» в понедельник, 2 ноября.

Одной из версий авиакатастрофы самолета эксперты называют взрыв бомбы в багажном отделении, который мог привести к взрывной разгерметизации самолета из-за резкого перепада давления. Похожая ситуация произошла с самолетом Boeing 747 авиакомпании Pan American, который разбился в декабре 1988 года. Тогда эксперты долго не могли понять, что стало причиной крушения лайнера, но после того как были собраны все найденные обломки самолета, в одном из листов обшивки фюзеляжа увидели отверстие с выгнутыми наружу краями размером с арбуз. Эксперты установили, что бомбу на основе пластита заложили в небольшой транзистор и она взорвалась в чемодане одного из пассажиров в багажном отделении. Этим пассажиром, который сам не сел в самолет, был тогда террорист из Ливии.

Источник рассказал изданию, что в том числе существует версия о том, что целостность авиалайнера могла нарушить усталостная трещина, возникшая, вероятно, в шпангоуте фюзеляжа. В 2001 году самолет Airbus A321, тогда еще не принадлежавший «Когалымавиа», при посадке в аэропорту Каира ударился о полосу хвостовой частью. Это происшествие, которое называется в авиации «касание пятой», привело к нарушению геометрии конструкции и летных характеристик воздушного судна. Специалист, опрошенный изданием, считает, что после неудачной посадки самолет проверили методом неразрушающего контроля и ввели его в эксплуатацию только после исправления всех дефектов.

«Статистика безаварийного налета самолетов типа Airbus 321 составляет порядка 11-12 млн часов. Если авария все же происходит, значит, при техобслуживании или ремонте что-то недоглядели», — пояснил «Коммерсанту» эксперт.

Еще одной причиной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. При нелокализованном разрушении турбины оторвавшиеся от нее лопатки, как говорят эксперты, вылетают наружу с огромной скоростью и, двигаясь в одной плоскости, разрезают крыло и фюзеляж лайнера как диск пилы-болгарки.

Собеседники газеты отмечают, что точную причину крушения A321 будет непросто установить. Показания черных ящиков покажут, как функционировали все системы самолета, а также какие меры предпринимал экипаж. Вероятно, причину авиакатастрофы экспертам подскажут последние разговоры членов экипажа, если они успели понять и обсудить причину крушения лайнера. Однако для полного расследования необходимо собрать все обломки самолета и восстановить из них контур разбившегося лайнера.

Установлено, что А321 при падении с высоты перевернулся и «буквально упал на спину», сообщил в понедельник «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Каире. Собеседник агентства также рассказал, что экипаж не информировал наземные службы о неполадках на борту, не подавал сигналы бедствия и не запрашивал аварийной посадки. При этом источник подчеркнул, что строить какие-либо версии о причинах авиакатастрофы преждевременно.

Утром 31 октября российский пассажирский Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение над Синайским полуостровом во время полета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На борту самолета находились 224 человека, все они погибли. Причины катастрофы устанавливаются. Черные ящики А321 были обнаружены в субботу на месте крушения, в воскресенье специалисты в Египте их расшифровку. В МАК заявили, что авиалайнер в воздухе.

Сейчас пристальное внимание уделяется результатам обработки черных ящиков. Сообщается, что найдены оба, но один, где как раз содержатся переговоры летчиков, поврежден, требуется особая осторожность в процессе извлечения данных. Ранее неназванные источники информировали, что разговоры пилотов не указывают на какую нештатную ситуацию, скажем, технические неисправности, правда, говорилось о каких-то странных шумах, но конкретной информации на этот счет пока нет.

Судя по всему, поиски на месте авиакатастрофы близятся к своему завершению. Обломки самолета и останки тел погибших разбросаны на большой территории. Более 30 квадратных километров уже тщательно обследовали, как заявлялось, при необходимости район падения будет проверяться вплоть до сантиметра. К концу сегодняшнего дня глава МЧС Владимир Пучков поставил задачу закончить работы , как и было запланировано.

Александр Агафонов , директор департамента пожарно-спасательных и специальных формирований МЧС РФ: «Основные усилия сегодня были сосредоточены на труднодоступных районах, в том числе с применением беспилотного летательного аппарата. С утра после убытия МАК было принято дополнительное решение на дообследование крупных сгоревших обломков самолета».

Британские власти, не дожидаясь окончания расследования, сделали свои поспешные выводы и приняли меры. Версия о взрывном устройстве выдвигалась среди прочих с самого начала расследования. Власти Египта и России просили дождаться окончания следственных действий. Пока достоверных подтверждений диверсии не было.

Египетские власти категорически утверждают, что пронести бомбу на борт невозможно, мол, аэропорт Шарм-эш-Шейха славится своей надежностью. Египтяне с недовольством восприняли сообщения из США и Великобритании об внутри «Исламского государства» (организация запрещена в РФ), которые свидетельствуют о взрывном устройстве.

Подозрения, как пишут СМИ, падают прежде всего на обслуживающий персонал, который мог быть подкуплен или завербован. Англичане в связи с этим уже предпринимают конкретные меры. Сразу после катастрофы они для своих авиакомпаний из Египта в Великобританию. В результате экстренного обсуждения решено прекратить рейсы также из Великобритании на египетский курорт, а гражданам страны рекомендовано туда не ездить.

Филип Хэммонд , министр иностранных дел Великобритании: «На заседании чрезвычайного комитета под председательством премьер-министра мы тщательно изучили информацию о катастрофе российского лайнера на Синае и пришли к выводу, что с большой вероятностью причиной крушения стало взрывное устройство на борту, поэтому мы отменяем все рейсы национальных перевозчиков в Шарм-эш-Шейх» .

Ежегодно в Египте отдыхает 900 тысяч британцев. На курортах сейчас застряли по меньшей мере 2 тысячи человек из Соединенного Королевства, и пока неизвестно, как они должны добираться на родину. Как передает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев , английские специалисты на месте проверяют египетские меры безопасности. Сообщается, что отстранен от должности прежний директор аэропорта в Шарм-эш-Шейхе. Правда, он остался помогать новому руководителю.

Египту, в туристической отрасли которого занято очень много людей, важно сохранить имидж. В российских СМИ сообщается, что до сих пор следователи не нашли каких-либо следов минно-взрывного характера, так что версия взрыва остается по-прежнему лишь одной из версий.

На сегодняшний день уже опознаны 58 жертв крушения, в том числе все члены экипажа. . Генетические экспертизы займут много времени, возможно, процесс затянется на месяцы.

Сегодня в Санкт-Петербурге начинаются похороны жертв, которых 100-процентно идентифицировали. Власти передают опознанные тела близким. Также с сегодняшнего дня начинаются денежные выплаты семьям погибших.

Публикации по теме