В польшу на автомобиле. Штрафы за нарушения ПДД

Отзыв о путешествии с тремя детьми на своей машине по Польше. Обзор Старых городов, советы путешественникам, интересные места и фотографии.

Предисловие

В путешествие отправились вчетвером: я и три моих ребенка — два взрослых (17 и 15 лет) и один маленький (2 года). Интересы у всех разные, поэтому хотелось учесть пожелания каждого члена семьи. Бюджет для путешествия был выделен небольшой — около 30 000 рублей на 5 дней, включая дорогу, проживание, питание и развлечения.

Планировала путешествие на середину августа 2017 года, но до самого дня отъезда не были уверена в том, что поездка состоится. По этой причине гостиницы бронировала на сайте Booking, чтобы была возможность отменить заказ в последний момент. Решающим фактором при выборе отеля была цена — заказывали отдельные трехместные номера в хостелах.

Наконец, 13 августа мы все-таки собрались в путь. Наша машина — не самая экономичная Opel Vectra 1995 года. Заправили полный бак (60 литров) и взяли с собой 10-литровую канистру — именно столько бензина можно провезти с собой через границу. Приготовились к путешествию в Польшу.

Границу проходили на погранпереходе Мамоново — Гжехотки, там пришлось постоять. Никогда заранее не знаешь, сколько придется ждать, и к этому нужно быть готовым. Спустя 3 часа мы наконец-то оказались на территории Польши.

В дороге пользовалась приложением Maps.me. Периодически он строил странный путь — некоторые места можно было объехать, кое-где срезать. Тем не менее, ставлю ему 5 звезд, так как, даже прокладывая длинную дорогу, он ни разу не завел нас в неизвестную местность. Благодаря этому приложению я сэкономила часть денег, так как смогла объехать платные трассы.

Первые остановки — Оструда и Торунь

Наконец, останавливаемся в первом польском городе Оструда. Здесь проложен уникальный Эльблонгский канал, по которому плавает необычный корабль — он перемещается не только по воде, но и по суше. Набережная красивого Дрвенцкого озера, входящего в состав Мазурского поозерья, является культурным центром города — там мы подкрепились и поехали дальше.

Следующей остановкой стал город Торунь. Я со старшими детьми уже неоднократно там бывала, и мы не могли отказать себе в удовольствии хоть на пару часов заглянуть сюда. В этот раз не было времени на культурно-познавательную экскурсию, но могу порекомендовать дом-музей Коперника и музей пряников . Цены: детский билет — 12 злотых, взрослый — 17 злотых (200 и 270 рублей соответственно). В последнем музее можно самим приготовить вкусные и ароматные пряники по старинному польскому рецепту.

Мы в этот раз никуда не успели, но прогулялись по улицам старого города, находящегося в Торуне. Полюбовались уличными скульптурами, коих здесь огромное количество, и устроили пикник на берегу Вислы.

Торунь. Старый город

Двигаемся дальше. Около 22:00 приехали в забронированный Hotel Gosciniec в Влоцлавеке, трехместный номер обошелся нам в 1700 рублей. На сайте было указано, что регистрация возможна до 23:00, но мы, приехав в 22:00, застали в дверях уже выходившего администратора. Не знаю, зарегистрировал ли бы нас кто-то ещё, если бы она ушла.

Тихий и уютный Влоцлавек

Нам предоставили трехместный номер с удобными кроватями, чистым бельем и комфортной ванной комнатой. Кухня была маленькая и темная, но мы нашли все необходимое для приготовления ужина. Удобно переночевав, направились в старый город. Был понедельник, поэтому музеи не работали. Мы просто прогулялись по узким улицам. Старый город Влоцлавека лишен лоска, можно сказать, что он заброшен. Здесь практически нет туристов, что, на мой взгляд, является плюсом.

Влоцлавек — Старый город

Посетили красивый кафедральный собор и поехали дальше.

Готическая архитектура и удивительные витражи собора

Лодзь — город в городе

Следующим пунктом путешествия по Польше был город Лодзь. Готовясь к поездке, я искала различную информацию и отзывы о стране. Узнала, что главные достопримечательности города Лодзь — это торговый центр Manufaktura и улица Петрковская. Эти два места мы и посетили. Manufaktura — это действительно огромный комплекс в здании бывшей текстильной мануфактуры с магазинами, кинотеатрами, кафе, музеями и даже пляжем.

Пляж в центре Лодзя

Затем мы доехали до улицы Петрковской, пробежались по ней и помчали дальше. Лодзь производит впечатление большого промышленного города с редкими, но красивыми архитектурными островками.

Фрагменты Старого Лодзя

В Краков прибыли в 22:50. Сильно торопились в отель, так как на сайте было указано время регистрации до 23:00. Успели, но, думаю, что если бы и опоздали, нас бы все равно заселили в Dom Studencki Atol. Там нам предстояло провести три ночи, за которые мы заплатили 5300 рублей. Отель представляет собой студенческое общежитие, но мы непридирчивые туристы, которым нужен только ночлег, поэтому нас устроил такой вариант.

Небольшой недостаток — отсутствие посуды, но вахтеры нас пожалели и дали попользоваться кастрюлей. Это было очень кстати, так как дети у меня любят поесть, а путешествие, напомню, бюджетное, поэтому постоянно перекусывать в кафе не планировали. Возле хостела в двух шагах находятся Lidl и Biedronka (польские сетевые супермаркеты), а также небольшой круглосуточный магазин. Недостатка в продуктах не испытывали.

Ожившая история — Старый город Кракова

В первый день в Кракове решили отправиться в Старый город, о котором читали много восхищённых отзывов в интернете. 15 августа в Польше проходит праздник Войска Польского — имейте это в виду, если будете планировать поездку летом. В этот день все закрыто, как и в любые другие государственные праздники. Город как будто вымер, но зато в историческом центре людей очень и очень много.

Многолюдный туристический Краков

Старый город очень красив — здесь есть много интересных зданий, как сохранившихся, так и отреставрированных. Любопытные факты про это место можно узнать в информационных пунктах. Один из них находится прямо на главной площади Кракова. Совет для всех путешественников — сразу найдите информационное туристическое бюро. Оно, как правило, располагается в центре города. Там вам дадут туристическую карту, помогут построить маршрут, дадут скидочные купоны, расскажут об акциях и т. д. Во всех городах Европы я поступаю именно так, в России с этим немного сложнее. Сувениры можно купить в здании суконных рядов в самом центе города, выбор очень большой на любой вкус и кошелек.

Макет суконных рядов в Кракове

Погуляли по самому центру, зашли в костел и посмотрели на праздничную службу — это очень красивое мероприятие, повсюду стоят цветы и букеты.

Праздничная церемония

Дальше по узким улицам направились к жемчужине Кракова — Королевскому замку Вавель. По дороге перекусили — даже в центре Старого города можно сравнительно недорого поесть. В среднем чек в кафе обходится в 200-250 рублей с человека, а порции подаются очень большие — голодным не останешься.

Замок располагается на Вавельском холме, так что придется подниматься в гору. Это того стоит, ведь на вершине открывается удивительно красивый вид на город.

Вид на Краков и Вислу с Вавельского холма

Во внутренний дворик замка вход свободный, а в палаты — платный, так как там находятся экспозиции, посвящённые польским королям, и выставка живописи.

Внутренний дворик замка Вавель

Внутрь мы не пошли, а решили посетить легендарную пещеру дракона. Выстояли небольшую очередь, купили билеты в автомате (надо иметь при себе наличные деньги), заплатили три злотых с человека (примерно 45 рублей), спустились вниз и направились к машине. Совет: вечером и в праздничные дни в Старом городе можно парковаться бесплатно во многих местах. Я этого не знала, поэтому поставила машину далековато от места.

Мы поехали в самый большой в Польше парк развлечений под названием "Энерджиландия" . Билеты стоят по 109 злотых (1744 рублей) для взрослых и 59 злотых (944 рублей) для детей до 18 лет (рост должен быть меньше 140 сантиметров). Детям до трех лет вход обойдется всего в один злотый (16 рублей). Всего это удовольствие нам обошлось в 5300 рублей.

Аттракционов здесь много, но и людей не меньше. Экстремальные развлечения пользуются популярностью, поэтому очереди большие — ждать придется не менее получаса, но оно того стоит. На территории есть кафе, но там дорого, поэтому мы брали еду и воду с собой. Было очень жарко, но в парке есть большая аквазона, в которой можно охладиться. Кроме того, повсюду стоят распылители воды, которые также хорошо освежают.

В "Энерджиландии" есть большая зона для малышей, в которой практически нет очередей. Приезжать все-таки лучше к открытию, чтобы вдоволь накататься. Мы не везде успели побывать.

Энерджиландия — сказка для детей и взрослых

Музей "Фабрика Шиндлера" в Кракове

Следующий день был последним в Кракове. Возле нашего хостела есть небольшое, но чистое озеро с большой зоной отдыха. Все утро мы провели там.

Хорошее место для отдыха и расслабления перед дальней дорогой

Затем отправились в музей Шиндлера , который находится в здании эмалевой фабрики Оскара Шиндлера. Цена билетов — 24 (взрослый) и 18 (льготный) злотых. Очередь большая, но с маленькими детьми пропускают вперед. Если есть возможность, лучше покупать билеты онлайн.

Выставка интересная — незаметно растворяешься в атмосфере исторического Кракова с 1939 по 1945 год. Аннотации в основном на польском, но, даже не зная язык, все можно понять. Еще один совет: перед посещением музея посмотрите фильм "Список Шиндлера".

Музей Оскара Шиндлера

Недалеко от музея сохранился фрагмент стены, которая отделяла гетто от основного Кракова — туда мы и направились. Эта часть города не такая красочная, как центр.

Фрагмент стены еврейского гетто

Величка. Соляные пещеры

Следующий пункт — соляные шахты в Величке. Билеты обошлись нам в 46 злотых c человека, всего заплатили 2200 рублей.

Спуск в пещеры разрешен только с гидом. Мы пошли с польским экскурсоводом, но можно выбрать и русского, но билет будет дороже. Гида ждали около получаса, после чего всем раздали наушники и сказали спускаться по лестнице вниз. Путь довольно долгий, с маленьким ребенком тяжеловато идти. В пещерах температура комфортная, обувь надо надевать удобную. Здесь мы нашли красивые залы, в которых все сделано из соли, а также соляную реку и озеро.

В конце нас ждали сувенирная лавка и ресторан. Вся экскурсия заняла у нас примерно 2,5-3 часа.

Самый большой зал

Люстра из кристалликов соли

Варшава. Отдых в ботаническом саду

Из Велички мы поехали в Варшаву. Заранее забронировали номер в Hey Chang Hostel, который обошелся нам в 1600 рублей. Отель представляет собой частный дом с отдельными комнатами, Кстати, здесь нам предоставили бесплатно отдельную кровать для маленького ребенка. С утра поехали в Аутлет, который находится неподалеку. Там много брендовых магазинов и хороший выбор товаров — отличное место для шопинга.

Варшава была для нас транзитным городом, который ранее мы не раз осматривали. На улице стояла 32-градусная жара, а сил уже почти не осталось, поэтому решили посетить только университетскую библиотеку, и совершенно не ошиблись с выбором. Это место прекрасно подходит для завершения путешествия по Польше. Вход в библиотеку бесплатный.

Интересный ландшафт на территории библиотеки

Натуралистичные арт-объекты

Прекрасный вид на город

Покинув Варшаву, отправились домой. На границе Безледы — Багратионовск опять простояли несколько часов и уставшие, но довольные вернулись домой.

Затраты на путешествие в Польшу

Подсчитаем все траты:

  1. Бензин — 5000 рублей (проехали 1500 километров, потратили 100 литров топлива).
  2. Проживание — 8600 рублей.
  3. Развлечения и музеи — 10 000 рублей.
  4. Питание и сувениры — 7000 рублей.

Польша - одна из наших ближайших Шенгенских соседей, хотя Россия и не граничит с ней непосредственно. Конечно, на первом месте в этом вопросе Финляндия, находящаяся рядом с Ленинградской областью, и имеющая прямые пограничные переходы с Россией. Это очень удобно для питерцев, многие из которых имеют финскую визу и все свои автомобильные маршруты в Европу начинают отсюда. А вот для подмосковья и более южных областей делать такой северный крюк не очень удобно. Кроме того, чтобы попасть в другие страны Европы из Финляндии на автомобиле, нужно воспользоваться паромом, а это время и дополнительные деньги. Поэтому для автотуристов центральной части России оказывается более удобным и быстрым другой маршрут в Европу - через Беларусь и Польшу (конечно, если вы предпочитаете самолет, все вышесказанное для вас совершенно неважно).

М1 в русских и белорусских традициях

Итак, если вы решили выбрать этот путь, ваш маршрут будет пролегать по знаменитой Смоленской дороге (трассе М1), идущей практически напрямую от Москвы до Бреста, расстояние до польской границы - 1060 км. Российская часть трассы длиной 455 км, по нашим меркам, достаточно неплохая: две полосы в каждую сторону, разметка более-менее присутствует, а зимой дорога опять же, более-менее, чистится. Единственный минус - масса населенных пунктов и дурацких знаков, вынуждающих местами ехать 50-60 км/час. Впрочем, даже там, где знаков нет, по нашим правилам максимальная скорость все равно всего 90 - до статуса автомагистрали М1 не дотягивает.

На своей белорусской части трасса становится явно лучше и почти достигает европейского уровня. Знаки разрешают движение на большей части этого 605-и километрового участка со скоростью 120 км/час. Но и тут есть свой минус: придорожный сервис, далеко не лучший и на российской территории, на белорусской земле практически сходит на нет. Помните, в бессмертном советском мультике «Тайна третьей планеты» некая планета «Железяка» описывалась следующим образом: «людей нет, полезных ископаемых нет, воды нет, населена роботами»? Ну, вот примерно так же пустынно выглядит трасса М1 в Беларуси.

По сути, там есть только несколько десятков АЗС, на которых, впрочем, можно заправиться за российские рубли. Придорожный общепит, и, в особенности, туалеты на стоянках выглядят так, что вы вряд ли захотите ими воспользоваться. А если даже и захотите чего-нибудь пожевать (туалеты типа «очко» бесплатны!) - то только за «зайчики» (так исторически называется белорусская валюта). А «зайчики» - только в обменном пункте. А обменный пункт, как в известном сериале, «где-то рядом»… В общем, для белорусского участка пути намного проще (и безопасней для здоровья) запастись бутербродами и кофе в термосе. Потерпите до Польши - там поедите на славу!

Из серьезных вещей следует помнить следующее. Во-первых, не расслабляйтесь сильно от того факта, что в Беларуси нет стационарных постов ДПС. Зато есть мобильные экипажи, которые, как и у нас, любят прятаться в кустах, а штрафы за превышение скорости намного серьезнее - до нескольких сотен евро, и оплачивать придется в банке, что потребует затрат времени. Во-вторых, нужно знать, что никаких дополнительных страховок или оплаты «за транзит» на границе сейчас делать не нужно. Страховка годится международная (тот самый « Green Card », который, как я надеюсь, вы уже получили), а за дороги вы заплатите 4 раза по 20-25 руб (российских) на четырех пунктах взимания платы со шлагбаумами - их вы точно не пропустите. Так что границу Россия-Беларусь просто проезжаете без остановки. Практика показывает, что не особо нарушая ПДД, выехав в 5 утра из Москвы, чтобы миновать все пробки, к 16-17 часам вы приедете на границу в Брест.

Граница

Пограничный переход Брест-Тересполь отнюдь не единственный между Беларусью и Польшей, но самый большой. Было время, когда на автомобиле в очереди на этом переходе можно было простоять несколько суток, а проход без очереди, организуемый местными бандитами, стоил 100 долларов, а потом и 100 евро. Но тогда между Польшей и Беларусью был безвизовый режим, и граждане активно зарабатывали на этом, перемещая через границу бензин и сигареты. Сейчас для белорусов, как и для всех остальных, необходима шенгенская виза, а стоимость ее получения свела этот «бизнес» практически на нет.

Так что, в зависимости от дня недели и времени суток, сейчас вы простоите на этом пограничном переходе от получаса (повезло!) до часов 3-4. Лучше всего переходить границу в выходные или праздничные дни, а также в районе 2-3 часов ночи - тогда очереди минимальны. Если вдруг на этом переходе образовался не сдвигающийся с места затор, можно попробовать другой переход - Домачево, он всего в 50 километрах южнее Бреста. Там очереди обычно меньше, но меньше и пограничников, так что выигрыша во времени может и не получиться. К тому же в Домачево не пропускают автобусы и микроавтобусы.

Все, что можно и нельзя провозить через границу Польши, вы легко найдете на специальных сайтах, например, или .

Максимальное внимание таможенники обычно уделяют спиртному (максимум 1 л крепких напитков или 2 л вина) и сигаретам (200 шт, или 1 блок). Нельзя провозить бензин или дизельное топливо в канистрах - только то, что в баке. Если везете канистры, перед границей перелейте все их содержимое в бак. Висящие на границе объявления гласят, что нельзя провозить мясные и молочные продукты, так что употребите свои бутерброды, по возможности, на территории Беларуси - все равно в Польше еда лучше и дешевле. На вопрос «Что везете?» наилучший ответ - «только личные вещи». Иногда вас могут попросить открыть тот или иной чемодан или сумку.

А вот то, что иметь на границе нужно обязательно: паспорт с визой на каждого пассажира, свидетельство о регистрации транспортного средства («техталон»), оформленный на водителя (доверенности здесь не прокатят), права, страховку на машину (« Green Card »).

Очень часто спрашивают про денежные средства (помните, необходимо 300 злотых или 75 евро на день пребывания?), так что надо будет показать валюту и/или кредитные карточки. Очень редко, но бывает, что спрашивают приглашение или его копию. В этом случае отвечаем, что оригинал приглашения, как и полагается, в посольстве, а копию желательно взять с собой (спросите ее в той фирме, что будет помогать вам с визой).

В машине могут проверить наличие аптечки, знака аварийной остановки и, (внимание!) , светоотражающих жилетов на всех пассажиров, так что запаситесь ими заранее, стоят недорого. На машине должен быть приклеен знак « RUS » в белом овале. Бывает, что проверяют работу всех световых приборов - замените лампочки, если надо, заранее. Могут не пропустить автомобиль, если на ветровом стекле большие трещины, мешающие обзору.

Категорически запрещены шипованные шины и любые антирадары или радар-детекторы! Даже за простое наличие в машине неиспользуемого антирадара предусмотрен очень большой штраф с конфискацией оного.

Едем по-польски

Итак, надеюсь, вы перешли (точнее, переехали) границу за разумное время, и оказались на территории Польши. Первое, что вы должны сделать - включить ближний свет фар и не выключать его здесь больше никогда, пока двигаетесь. Это требование местных ПДД, за нарушение которого вас тут же остановит любой полицейский. Стационарных постов дорожной полиции здесь, как и во всем цивилизованном мире, нет, но мобильных патрулей много, и очень часто они, вполне в русских традициях, прячутся в укромных местах и отлавливают нарушителей.

Краткое мигание встречного автомобиля дальним светом здесь может говорить вам две вещи: во-первых, как и у нас, «впереди засада полиции», а во-вторых, «у тебя не горят фары», так что если вам моргают все встречные машины, проверьте, включен ли ближний свет.

Следующая важная вещь - скоростной режим. На границе вы увидите плакат, примерно подобный вот этому:


Здесь показана допустимая максимальная скорость в разных ситуациях, и мы можем увидеть массу отличий от российских правил. Ограничение скорости в населенных пунктах (здесь это называется «Зона застройки») в Польше зависит от времени суток: 50 км/час с 5 утра до 11 вечера, и 60 км/час - в ночное время. Вне населенных пунктов, как и у нас, лимит - 90 км/час, однако если дорога имеет по две полосы в каждом направлении вне зоны застройки, или установлен специальный знак, то 100 км/час. Четырехполосная дорога со специальным знаком за городом дает вам возможность разогнаться до 120, а автомагистраль - аж до 140 км/час. Впрочем, автомагистралей в Польше мало и все они платные.

Есть очень существенное отличие в том, где начинается и кончается зона ограничения скорости в населенных пунктах. У нас мы привыкли к знакам типа «название на белом фоне», после которого устанавливается ограничение вплоть до такого же знака, но перечеркнутого красной линией. В Польше знаки названий населенных пунктов имеют зеленый фон (см. рисунок ниже), и никак не влияют на скоростной режим.


На скоростной режим, напротив, влияют только знаки «зона застройки» (силуэт города на белом фоне) и «конец зоны застройки» (он же, перечеркнутый), причем эти знаки установлены совсем те там, где знаки названия населенных пунктов на зеленом фоне, то есть эти пары знаков сосуществуют абсолютно отдельно друг от друга! А поскольку в Польше одна деревня следует вплотную за другой, и большинство дорог проходит через центры населенных пунктов, нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить зоны начала и конца ограничения скорости - полицейские не дремлют!

Вообще, в Польше
масса креативных дорожных знаков, отличающихся от наших, но большинство из них понятно без объяснения. Единственный знак, систематически вгоняющий в ступор иностранных в одителей, вот этот.

Сходство с черепом и скрещенными костями вполне оправдано. В переводе это означает «черное место», т.е место, на котором постоянно происходят аварии. И хотя формально знак ничего от вас не требует, он сообщает, что на этом месте столько-то человек погибло (zabitych ) и столько-то ранено (rannych ), Может быть, есть смысл сбросить скорость?

Ну, а вот такой знак максимально понятен. Видимо, так много машин опрокинулось на этот несчастный дом на обочине, что местные власти решили придумать новый знак «осторожно, опрокидывание на дом».

Несмотря на помощь Евросоюза и активное строительство новых автомагистралей, большинство дорог в Польше остаются узкими и двухполосными. Фактически, на данный момент почти достроены платные автострады Варшава-Франкфурт-на-Одере (до границы с Германией) и Варшава-Краков. Эти дороги уже полностью соответствуют евростандартам, но вот все остальные… Все остальные проходят через города и прочие населенные пункты, и если на них есть достаточно широкие асфальтированные обочины - это уже хорошо. К тому же часто эти дороги нуждаются в ремонте, и тогда встречные потоки едут всего по одной полосе, разделяемые временным светофором. Получаются пробки, как на фото ниже:


Этика на дороге

Понятно, что новые дороги по всей стране сразу не построишь, а ездить как-то надо уже сегодня, и поэтому среди водителей-профессионалов сформировался определенный кодекс поведения на дороге. Хотя он работает практически во всех странах, особенно ярко его действие проявляется на узких польских дорогах.

Вот, например, вы пытаетесь на двухполосной дороге, в условиях ограниченной видимости, обогнать большой грузовик. Во-первых, вы должны внимательно смотреть на знаки и разметку. В Польше никто не устанавливает знаки, чтобы «срубать бабло», поэтому они из врагов становятся вашими союзниками. Если вы видите с вашей стороны прерывистую линию - значит, вы будете видеть встречный поток, если же с вашей стороны сплошная - не пытайтесь идти на обгон, если конечно, вы не собираетесь покончить жизнь самоубийством прямо здесь и сейчас. Хотя после России в это сложно поверить, разметка действительно соответствует дорожной ситуации!

Во-вторых, вы пошли на обгон, но обгоняемый грузовик почему-то включил левый поворотник. Этим он показывает вам: «не высовывайся, есть встречные машины», ему-то с его высокой посадкой все видно очень хорошо. Если же он, наоборот, включил правый указатель поворота, это означает: «давай, встречная полоса впереди чистая». Как правило, в этом случае он прижмется вправо, насколько будет позволять ширина дороги. Обогнав этот грузовик, не забудьте поблагодарить его коротким включением «аварийки», во всех странах это означает «спасибо».

Точно также должны делать и вы. Если вам в хвост пристроился автомобиль, явно пытающийся ехать быстрее вас, прижмитесь насколько возможно вправо и включите правый указатель поворота, показывая готовность уступить дорогу. Еще более сложные действия потребуются от вас при обгонах на более-менее широких двухполосных дорогах, на которых есть большие обочины с каждой стороны (рисунок ниже). Реально, на такой дороге по ширине могут разъехаться три автомобиля, и именно это обычно и делают поляки. Если пытаются обогнать вас, примите максимально вправо и включите правый поворотник. Если вы видите, как кто-то пытается сделать такой маневр на встречной полосе, также примите вправо, освобождая середину дороги обгоняющему автомобилю. При этом не следует забывать, что на обочинах могут находиться припаркованные автомобили, в которые вы можете смачно врезаться, выполняя все эти действия в духе «уступите дорогу».


Так что внимание, аккуратность и вежливость - это те три «кита», на которых зиждется безопасное вождение в Польше. Смиритесь с тем, что средняя скорость по стране составит 45-55 км/час. Быстрее в тамошних условиях вы сможете попасть разве что в списки zabitych в каком-нибудь очередном czarny punkt.

И напоследок про алкоголь. Как и в России, в Польше реализуется принцип «нулевой терпимости» к алкоголю за рулем. Все, что выше 0.2 промилле, относится к серьезным административным правонарушениям, а выше 0.5 - к криминальным, то есть уголовным. Поэтому полное воздержание от алкоголя за рулем будет правильным решением.

P . S . А причем тут фото аистов, вынесенное в начало этой статьи, спросите вы? При том, что в Польше аисты - это такой же почти священный символ, как кошки в Египте или коровы в Индии. Гербы многих польских населенных пунктов содержат изображение аиста. Если аисты свили гнездо у вашего дома - для поляков это очень хорошая примета, и вы увидите множество таких аистиных гнезд, проезжая через эту небольшую страну, по праву гордящуюся своей историей и культурой. Но об этом - в следующий раз.

Мобильностью! Машина всегда доступна и не потребуется ожидать прихода автобуса или поезда, приобретать билеты, привязывать свой график к расписанию общественного транспорта и т.п.

Путешественник может самостоятельно выстраивать маршрут, изменять его, нет привязки к пересадкам и прочим неудобствам .

В целом поездка на автомобиле в Польшу обходится на 10-15% дешевле поезда или автобуса. Экономия по сравнению с авиаперелетом еще более значима.

Главное требование к машине – техническая исправность. Особое внимание таможенники обращают на работу фар (ближний свет должен быть включен круглосуточно!), поэтому лучше запастись дополнительными лампочками.

Могут возникнуть проблемы с очевидным нарушением целостности автомобиля – были случаи, когда путешественников разворачивали при пересечении польской границы из-за внушительных трещин на лобовом стекле или повреждений кузова. Исправлением этих недочетов нужно озаботиться до поездки.

При зимнем путешествии следует знать, что шипованная резина на территории Польши запрещена ! Не разрешается и применение различных «антирадаров» и аналогичного оборудования.

Кроме требований законов Польши и ЕС, есть и аргументы здравого смысла: предстоит проехать не одну тысячу километров, а значит необходимо провести все регламентные работы и полное техническое обслуживание своего автомобиля.

Что подготовить для поездки на собственном транспорте?

Стандартный набор, состоящий из аптечки и огнетушителя, аварийного знака и запасного колеса. Очень важно проверить состояние сроков годности ! Просроченные медикаменты или огнетушитель таможенники посчитают непригодными и могут не пропустить автомобиль.

Есть и еще требования, знакомые водителям не так хорошо. Польские нормы запрещают выходить из автомобиля в темное время за городской чертой без жилета со светоотражающими полосами. Поэтому наличие таких жилетов будут проверены на таможне.

Есть два важных момента, связанных с этим:

  1. Количество жилетов должно ровняться числу пассажиров . Эти аксессуары должны присутствовать и для грудных детей, и для людей с ограниченной мобильностью.
  2. Жилеты необходимо расположить в салоне автомобиля . Наличие их в багажнике не засчитывается и вызывает вопрос: «Как вы собираетесь дойти до багажника, если покидать авто без жилета нельзя?».

Еще один момент о зимней резине . Шипы запрещены, но в случаях заснеженных дорог разрешается использовать на автомобиле цепи.

Документы на авто

Весь общепринятый пакет документов, разумеется, обязателен:

  1. Права. Причем если национальные документы не признаются за рубежом, следует озаботиться получением удостоверения международного образца. Белоруссия, Польша, Россия и Украина являются подписантами Венской конвенции 1968 года о признании национальных прав, поэтому замена удостоверений не требуется.
  2. Регистрационное свидетельство автомобиля.
  3. Если управление происходит по доверенности – соответствующие документы.
  4. Страховка на автомобиль международного стандарта.

Документы для пассажиров

Список необходимого может варьироваться в зависимости от цели путешествия в Польшу, но всегда обязаны включать:

  • с правильно оформленной и действующей в данный момент визой;
  • , если едете на работу;
  • для каждого из въезжающих.

Где можно пересекать границы границу с Польшей на машине?

С территории Украины попасть в Польшу можно через 5 автомобильных пограничных переходов (в паре первый н.п. Украины, второй – Польши):

  • Ягодин – Дорогуск;
  • Смильница – Кросценко;
  • Шегини – Медыка;
  • Рава-Русская – Гребенне;
  • Краковец – Корчева;
  • Устилуг – Зосин.

Легковой транспорт пропускают в Польшу на всех переходах, для большегрузного есть ограничение : Устилуг пропускает только автомобили до 3,5 тонн.

Для Белорусов

Из Белоруссии автотранспорт выезжает через пункты:

  • Домачево - Словатичи;
  • Берестовица - Бобровники;
  • Козловичи - Кукурыки;
  • Брест - Тересполь;
  • Песчатка - Половцы;
  • Брузги - Кузница Белостоцкая.

Обратите внимание, пересечение белорусско-польской границы через в Козловичах возможно исключительно для грузовых автомобилей .

Русским

У России граница с Польшей только через эксклав Калининградской области. Если путешественники проживают в данном регионе, то решить вопрос несложно через автомобильные пункты:

  • Багратионовск - Безледы;
  • Мамоново - Гроново (до 6,5 тонн);
  • Мамоново II - Гжехотки;
  • Гусев (Озёрск) - Голдап.

С других территорий пересечение российско-польской границы возможно через Белоруссию или Украину.

Итак, выясним как пересечь границу.

Начинается процедура пересечения границы с тривиальной очереди из автомашин.

Необходимо дождаться подхода таможенника со стороны отправления.

Выдача талона, проверка машины и документов

Таможенник уточнит количество пассажиров и обязательно выдаст контрольный талон – документ, в котором будут указаны параметры автомобиля, людей, дата и время. Талон понадобиться на всех этапах прохождения границы, поэтому обязательно нужно проверить правильность его заполнения.

Все отметки в документ вносятся сотрудниками таможенных служб – ни водитель, ни пассажиры ничего в нем не заполняют.

Следующий этап – польская таможня . В принципе, процесс идентичный (проверка машины, документов, отметка в талоне), однако контроль может быть более тщательным, а, следовательно, занять больше времени.

Проверка багажа

Очень важно знать, что разрешается для ввоза в Польшу, а что категорически запрещено. Наличие запрещенных вещей (продуктов) может стать основанием для запрета на въезд .

На что обратить внимание?

После прохождения всех проверок обязательно нужно проверить правильность заполнения документов, личных данных пассажиров и транспортного средства.

Как показывает практика, нередки случаи, когда таможня забывает ставить штампы о въезде-выезде. Это необходимо проконтролировать.

Уже упоминалось о некоторых особенностях ПДД Польши, но стоит остановиться на этом подробнее:

  • Необходимо наличие жилетов со светоотражающими элементами.
  • Движение должно сопровождаться зажженным ближним светом, но в светлое время суток допускаются ходовые огни.
  • Использование передних противотуманных фар допускается исключительно при дожде или тумане.
  • Задние противотуманные огни разрешается включать при видимости до 50 м (иначе штраф 100 зл.).
  • Скоростной режим в черте города ограничен 50 км/ч., но с 11 вечера до 05 утра предел увеличивается до 60 км/ч.
  • За пределами жилых массивов допустимая скорость чаще всего до 90 км/ч., но есть и дороги с ограничениями до 100-140 км/ч.
  • Штрафы за превышение скоростного режима составляют около 115 зл., за нарушение более чем на 10 км/ч. При превышении на 50 км/ч. и более грозит лишение прав до 3 месяцев.
  • На некоторых трассах скорость ограничивается в двух пределах. К примеру, не более 140 км/ч., но и не менее 40 км/ч.
  • 200 зл. придется отдать за обгон на зебре (пешеходном переходе). Такой же штраф накладывается за обгон справа, нарушение разметки (две сплошные) и препятствие движению общественного транспорта.
  • 300 зл. стоит выезд на перекресток, движение на котором затруднено.
  • Неправильная парковка обойдется в 400 зл., а занять место, предназначенное инвалиду, оценивается в 800 зл.
  • Не пропустить пешехода оценивается в 350 зл.
  • Не пристегнутый ремень – в 100 зл.
  • Разговор по телефону без hands free – 200 зл.
  • Перевозка детей разрешается только в специальном кресле на заднем сидении – штраф 150 зл.

Существует мнение, что в Польше допускается небольшое количество алкоголя за рулем . Действительно, допустимая норма – 0,2 пром.

Однако даже незначительная доза спиртного может показать большие результаты!

Санкции за нарушения серьезные :

  • для интервала 0,21 – 0,5 пром., штраф 5 000 злотых и лишение прав от трех лет;
  • для больших показателей – 10 000 и лишение на тот же срок.

Платные автобаны в Польше

Скоростные автобаны удобная, но платная возможность перемещаться на своем автомобиле. Средние расценки составляют 20 грошей за 1 км . Оплата взимается при въезде на трассу (платный участок) – наличными в злотых, евро или долларах, а также кредитными картами.

Другой способ взимания платы – оплата на съезде с платного участка. В этом случае, при въезде водитель обязан получить специальный чек, сохранить его до выезда и на его основании произвести оплату в конце маршрута.

На сегодня действуют три автобана :

  • А1 Гданьск-Торунь (29,90 зл. за весь маршрут);
  • А2 Вашава-Свецко (78,90 зл. за всю протяженность пути);
  • А4 Згожелец- Краков (36,20 зл. за всю магистраль).

Автомобильная поездка в Польшу удобна и проста. Если изучить все детали прохождения границы и правила поведения внутри страны, удастся неплохо провести время, не отвлекаясь на проблемы.

Мы рассказали вам обо всех нюансах этого процесса. Но если какие-то детали остались непонятными – спрашивайте в комментариях и оставляйте свои отзывы.

Вконтакте

Когда мы ездили в Польшу на машине , в эту удивительную и неординарную страну, нам удалось посмотреть многое, хотя увидеть все достопримечательности и вдоволь насладиться ее атмосферой невозможно. Поэтому в данной статье будет только наш небольшой опыт, который, надеюсь, будет полезен читателям данного ресурса.

Живем мы на границе с Польшей, в г. Бресте, поэтому интерес наш к этому краю очень объясним. Особо привлекательными для всех туристов и для нас, в частности, являются такие города, как Варшава и Краков — две столицы, но проводить свой отпуск только в городе не хотелось, поэтому город Закопане с его горами и озерами мы в своем выборе не смогли обойти стороной. И конечно же, хотелось посмотреть, как живут обыкновенные среднестатистические города в этой республике. Для этого мы выбрали городок, сравнимый с белорусским Брестом и по площади, и по количеству населения — город Радом, что в ста километрах от Варшавы. Таким образом и «родился» наш маршрут поездки в Польшу на машине , а именно: Брест-Варшава-Радом-Краков-Закопане. Но любое путешествие в страны шенген-зоны начинается с получения визы.

Как получить визу в Польшу

Получить туристическую визу в Польшу совсем несложно. Первое, что Вам нужно сделать — зарегистрировать дату подачи документов и заполнить бланк визовой анкеты на сайте консульства. Следующие шаг — собрать документы для подачи. Их перечень не отличается от других стран-участников шенгенской зоны: паспорт, заполненная анкета, доказательство наличия средств, медицинская страховка и документы, подтверждающие цель Вашего визита в страну. У нас была бронь от booking.com . Визу на руки получите через 10 рабочих дней, т.е., в среднем, через 14 календарных.

Какие сюрпризы ждут Вас на границе и после ее пересечения?

Главный сюрприз на белорусско-польской границе — это очереди и дотошные пограничники. Простоять на автомобильном переходе 8 часов — весьма возможная перспектива, поэтому лучше захватить с собой еды.

Дороги же в Польше хорошие, соответствуют европейским стандартам. Только если они располагаются за городом, обычно имеют две полосы, т.е. только твоя и встречная. Но удобству передвижения это не мешает: все двигаются со скоростью потока, скоростной режим не нарушают, обгонять, в большинстве случаев, нет смысла. Также польские дороги во многих местах оснащены фото- и видиорегистраторами, так что лихачить в Польше не советую: может ударить по кошельку очень конкретной суммой. Учтите также, что уже на подъезде к Кракову, а точнее уже за километров 100 от него, начнется холмистая, а местами даже гористая, местность, есть и так называемые «серпантины». Такой дорога будет до самого Закопане. Стоимость же литра бензина в Польше — 5 злотых (1,7 доллара).

Что же касается мест, где можно остановиться, то Польша — просто рай придорожного сервиса. Поэтому после того, как пересекли границу, можете и поесть, и отдохнуть в любом мотеле. Единственная особенность заключается в том, что если попадете Вы сюда в праздничный день, то все будет закрыто. Такой у них принцип: если праздник, не работает никто. Поэтому чтобы не оказаться в неловкой ситуации, перед поездкой сверьтесь с календарем государственных праздников Польши.

Что представляет из себя Варшава

Варшава, как почти любой столичный город, довольно высокомерна. Особенно к русскоговорящим туристам. Может быть, поэтому столица Польши не произвела на меня сильного впечатления. По моему мнению, только два места здесь достойны того, чтоб тратить на них свое время: Королевский дворец и Национальная библиотека.

Кстати, все парковки в историческом центре города платные, а эвакуаторы работают прямо-таки отлично: оставили машину в неположенном месте — через пять минут там ее уже не нашли, старайтесь помнить об этом во избежание неприятных ситуаций. Стоимость парковки зависит от времени, на которое Вы оставляете автомобиль. В среднем, за 6 часов парковки отдадите около 30 злотых (10 долларов).

Первое место, которое я советую Вам посетить, — это Королевский дворец. Он находится на одной из двух площадей старого города — на Замковой. У данной достопримечательности есть постоянно обновляемый официальный сайт (http://www.zamek-krolewski.pl), который я бы советовала Вам посетить перед поездкой: тут Вы сможете найти информацию о предстоящих мероприятиях. Экспозиция во дворце постоянная, из всех залов больше времени уделите Рыцарскому, Мраморному и Тронному. У каждого экспоната стоят таблички с описанием на двух языках: польском и английском. Вход стоит 22 злота (7 долларов). Выходной день в Королевском дворце — понедельник, в воскресенье он работает с 11 до 16, в остальные дни — с 10 до 16.

Выйдя из дворца, прогуляйтесь к другой площади — Рыночной. Там Вы найдете много объектов общественного питания, многие из них очень колоритны. В более дорогих попробуйте татар — национальное польское блюдо, которое готовится из сырого мяса с добавлением грибов, масла, лука, маринованного огурца и сырого яйца. Блюдо это должно быть из свежайшего мяса высокого качества. Я его попробовала в ресторане «Барбакан» (Barbakan), и ничуть не жалею. Если Вы не готовы к таким экспериментам со своим желудком, повара ресторана предложат Вам другие блюда как польской, так и европейской кухни. В среднем, здесь обед Вам обойдется в 20 долларов. Должна отметить, что поляки готовят очень вкусно, а порции у них такие же большие, как у болгар — славянское гостеприимство, видимо.

В минутах 10 ходьбы от Рыночной площади находится Национальная библиотека Польши. Ее я бы советовала посетить по двум причинам: фонд этой библиотеки богат старыми книгами, а поисковые системы в ней одни из самых эффективных в мире, так что найти какую-нибудь древнюю книгу, о которой Вы давно мечтали, вполне реально тут; вторая причина — это шикарный сад, разбитый на крыше — один из самых больших в Европе. С мостиков сада открывается чудесный вид на город. Одним словом, Национальная библиотека действительно поражает.

Если Вы решите посетить другие места в польской столице, учтите цены на вход: Лазенковский дворец — 10 злотых (3 доллара), 13 злотых (4 доллара), дворец Вилянув — 20 злотых (7 долларов).

Останавливаться в каком-либо отеле Варшавы я бы не советовала: очень дорого, лучше заночевать в пригороде. Мы выбрали для этих целей город Радом.

Как живет польская глубинка

На ночлег мы устроились в апартаментах Fantazja, двухместный номер которого обошелся нам в 22 доллара. Внешне это место не впечатляет, однако номера довольно уютные, а очень сытный и разнообразный завтрак включен в стоимость.

В Радоме мы решили отправиться на шоппинг и не пожалели об этом: здесь есть большой торговый центр «Солнечная галерея» (Galeria s?oneczna), где Вы можете найти магазины таких марок, как Zara, CCC, NewYorker и многие другие. Цены на брендовые вещи в два-три раза ниже, чем у нас. В городе есть небольшой парк и старый костел за ним. Это все достопримечательности Радома.

Одним словом, польский городок оказался тихим, чистым и уютным местом. Здесь, наверное, хорошо растить детей и жить счастливой семьей, выезжая на уикэнд в Варшаву или Краков, в который и мы как раз отправились.

Краков — древняя столица Польши

Когда попадаешь в Краков, сразу понимаешь, какой город должен быть в Польше столицей. Он очаровывает тебя, покоряет с первого взгляда, а после — не хочет отпускать.

Главная достопримечательность Кракова — Вавельский замок. По периметру он окружен высокой каменной стеной. Недалеко от входа стоит железная статуя дракона — символа Кракова, сфотографируйтесь тут обязательно. За этой статуей есть нора, в которой по легенде и сидел этот дракон. Вход туда платный, однако ничего внутри нет, просто нора, так что если заплатите за визит в нору (стоит это около доллара) — просто выбросите деньги на ветер. Вместо этого посетите лучше другие экспозиции: личные и рабочие апартаменты королей, сокровищницу, часовню (где похоронены многие польские короли и последний президент Польши). Советую также приезжать сюда в будние дни, тогда здесь меньше туристов. Цены на вход в разные отделения замка довольно высокие (от 10 до 20 долларов), однако оно того стоит.

Когда вдоволь нагуляетесь по Вавелю, посетите суконные ряды на площади Старый рынок, здесь Вы можете выбрать по довольно доступной цене украшения из янтаря, который считается символом Польши. Рядом, кстати, стоит один из пяти в мире памятник Адаму Мицкевичу. Прогулявшись далее по улицам Кракова Вы найдете множество удивительных и древних храмов, которые, несомненно, впечатлят Вас. Поэтому для визита в Краков нужно отводить целый день, а если любите городскую культуру, то и два.

Останавливаться на ночлег в Кракове, как и в Варшаве, очень дорого. Выберите себе какой-нибудь мотель за городом.

Закопане

Закопане — это тот город, который встретит Вас радушно. Тут есть все, что нужно для хорошего отдыха: горы, свежий воздух, озера, местный колорит. Кстати, о нем. Коренных жителей этой местности называют горцами. Многих из них Вы можете видеть в национальных одеждах в ресторанчиках, исполняющих свои древние песни.

Обязательно возьмите в Закопане себе экскурсию в горы по какому-нибудь маршруту, сложность его выбирайте в зависимости от Вашей физической подготовки. Однако обязательно побывайте в Долине Пяти озер. Это высокогорные озера удивительной красоты. Есть недалеко здесь и дом, где можно остановиться для отдыха или чтобы переждать непогоду — местные жители называют его «хрониско», пребывание в нем бесплатно. Сами в горы не ходите, рискуете потеряться, к тому же, тут водятся медведи. Средняя стоимость экскурсий — 70 злотых (22 доллара). Также покатайтесь на лошадях по проложенным дорожкам, на подъемнике поднимитесь в горы (это стоит 28 злотых (9 долларов)), просто насладитесь природой.

Отели здесь все хороши, без исключения. Средняя стоимость двухместного номера колеблется от 70 до 120 долларов.

Одним словом, Польша — очень колоритный край. За 10 дней пребывания в этой республике, мы как будто побывали в трех разных странах, в которых по какой-то причине говорят на одном языке. И мы искренне благодарны Польше за это, как и за фонтан эмоций, переживаний и чувств, которые она нам подарила.

Голумбиевская Виктория Беларусь,
Брест, 23 года

Польский микс: 2-недельный маршрут от Кракова до Гданьска

Замки, пустыни, порты, маяки, пещеры, озера – это путешествие по югу и северу Польши оказалось ярким коктейлем из противоположностей, способных полностью изменить впечатление об этой стране!

Путешествия бывают разными, как и блюда: одни – пресные, другие – острые, третьи – экзотические. Рецепт нашего неповторим: дружная компания, на лету меняющиеся планы, желание новых впечатлений и, конечно, колоритная страна.

Всё началось с того, что мы решили навестить друзей, а заодно и разнообразить впечатления. Планы были грандиозные – проехать вдоль всего Балтийского побережья Польши на машине, посетив с десяток маяков, загорать на пляжах, открывать новые горизонты, потом увидеть Варшаву и ехать домой отдохнушими. Но планы имеют свойство меняться без ведома их владельцев. Поэтому по приезду к друзьям было решено отправиться не на север, а на юг – в Краков. Эта идея была единодушно одобрена, и мы отправились в путь на машине.

Юг. Бескиды. Краков

От до несколько часов езды, и вот мы на месте. Жилье арендовали через airbnb и, припарковав машину, пошли пешком к старому городу. Весь исторический центр по периметру окружён аккуратным парком с велосипедными дорожками и местами для отдыха в тени деревьев. Зашли мы в город со стороны Щепанской площади у Дворца искусств, и сражу же, попали на световое представление – множество фонтанов подсвечивались и создавали атмосферу праздника. Полюбовавшись светящимися струями, мы направились к сердцу Старого города – площади Рынок.

1 /1


Один и тот же город может быть абсолютно разным в зависимости от времени суток. Полюбоваться всеми его красотами в дневное время рекомендуем на познавательной экскурсии . Нас Краков встречал жёлтыми огнями фонарей в опустившихся на город сумерках, звуками джазового оркестра на Главном Рынке, стуком копыт и скрипом карет от экипажей. Разноголосая толпа туристов не спеша перемещалась по улицам, перетекая от одного ярко освещённого здания к другому. Мы тоже последовали их примеру и нырнули в Суконные ряды – центральное сооружение площади. Это историческое здание несколько раз преображалось и достраивалось при разных правителях, но всегда имело одно предназначение – торговля. Вот и сейчас здесь торгуют сувенирами и товарами народного промысла, от кожаных сумок до янтарных украшений. Разнообразие такое, что голова идёт кругом и всё хочется купить. Выйдя наружу, сразу перед глазами появится Мариацкий костёл с башнями, который ночью выглядит как старинный замок. На площади полно кафе и ресторанов, где обязательно нужно попробовать журек или пироги (то есть, вареники и какой-нибудь вкусный десерт). Вот так мы провели весь вечер, гуляя по узким улочкам старого города и рассматривая старинные дома.

На второй день мы отправились снова в старый город, но уже с северной стороны, где расположен Барбакан, некогда служивший защитным сооружением. Он был соеденён с городом мостом, теперь там находится филиал исторического музея. Вошли мы в город сквозь северные ворота и направились в центр. Днём Рыночная площадь выглядела совсем по- другому: ярмарка, раскинувшаяся почти на всей территории, шум, музыка изо всех кафе. Мы поспешили заглянуть внутрь Мариацкого костёла: для туристов есть отдельный вход, для прихожан отдельный. В храме многолюдно, но не шумно, много воздуха внутри – этот эффект создаётся высокими сводами, огромный центральный неф расписан как звёздное небо – на тёмно-синем фоне золотые узоры, свет льётся сквозь высокие окна, освещая всё великолепие и пышность. Если подождать, то можно увидеть, как открывают огромный алтарь резного дерева. Костёл впечатляющий, но на него обязательно нужно взглянуть и с другой стороны.

Поднимаемся по крутым ступеням городской Ратуши, заодно можно посмотреть экспозицию старинной одежды, которая выставлена на одном из этажей (Ратуша является филиалом исторического музея Кракова). Как таковой смотровой площадки нет, просто на верхнем этаже открыты окна, но виды всё равно прекрасные. Вся Рыночная площадь и костёл как на ладони, купола базилик, а внизу зонтики кафе и ярмарочные палатки выглядят как мозаика. Вдали виден Вавельский замок, как раз нам туда. А можно подробно узнать обо всех выставках, времени работы и адресах подразделений исторического музея Кракова.

1 /1

До Королевского замка от Рыночной площади идти порядка 10-15 минут по пешеходной улице Гродска, но нам спешить не хотелось, ведь на каждом шагу попадались какие-нибудь достопримечательности – например, костёл Андрея Первозванного – или просто красивые исторические здания. Сам замок – это целый архитектурный комплекс, включающий в себя около двух десятков сооружений, но основные, конечно, Королевский дворец и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава, над входом в который висят огромные кости, говорят, что мамонта. Вход на территорию замка и в собор – бесплатный, а во внутренние помещения, где находятся разнообразные выставки, нужно приобретать билет. Вавельский замок стоит на одноимённом холме на берегу Вислы и оттуда открывается прекрасный вид на современную часть города и реку. Кстати, спустившись вниз, можно прокатиться на круизном кораблике по реке с обзорной экскурсией, и это позволит взглянуть на город под другим углом.

Мы не случайно оказались в Кракове и именно в Вавеле, а потому, что это первый из 16-ти замков в цепи оборонительных сооружений. Так называемый Путь Орлиных гнёзд – маршрут, проходящий сквозь воеводства Малопольское и Селезию. Король Казимир III Великий возвёл эти замки для защиты границ и торговых путей. А такое причудливое название они получили из-за своего расположения на холмах и скалах, будто орлиные гнёзда. Чтобы не сбиться с пути и не пропустить ни одного замка, мы воспользовались сайтом и осмотрев первый замок, не теряя времени, отправились к следующему.

Познать все тайны и легенды Кракова можно на : почему дракон стал символом города, что нужно обязательно попробовать из местной еды и каким образом наказывали женщин в средневековье. Все ответы на вопросы узнаете там!

Замок Кожкев

В 13 километрах от Кракова близ маленького села Кожкев расположился замок. Он был возведён в 14 веке, отреставрирован, и в наши дни используется как место торжеств. В многочисленных залах проводятся свадьбы и различные мероприятия. В наш приезд как раз активно шла подготовка к свадьбе и один из залов со старинными гобеленами превратился в банкетный.

1 /3

Внутри во многих залах стены не оштукатурены, а оставлена голая кирпичная кладка и украшены рогами животных. Место очень колоритное, но замок может быть закрыт во время торжеств. На Кожкевский замок можно отвести 1- 1,15 и этого будет достаточно.

Ойцовский национальный парк и Ойцовский замок

К следующему замку, точнее, к его руинам мы прибыли уже во второй половине дня. Машину оставили на парковке, рядом кассы и информационный центр, где вам дадут карту и подскажут маршрут.

1 /1

Сам Ойцовский замок находится на высокой скале и большая часть его разрушена. До наших дней в хорошем состоянии дожили ворота и пару башен, остальное только в виде фундаментов и рвов, но вид со скалы открывается чудесный на изумрудные холмы и долину. В национальном парке есть несколько маршрутов, отличающихся длительностью и сложностью. Идя по асфальтированной дороге, встречаешь скалы удивительной формы, будто из земли вырастает плавник акулы или остриё ножа, у кого какие вызывают ассоциации эти причудливые изваяния природы. Самая известная скала – булава Геркулеса – 25 метровое скальное образование в окружении леса. Вход на тропу сквозь скальный каньон – узкий вход, раскрывающийся изумрудной долиной. Прекрасное место чтобы дышать полной грудью чистейшим воздухом и идти вперёд.

1 /1

В парке есть пещеры, но мы туда не стали спускаться, температура там не выше 16 градусов, а после жаркого дня и активного похода без тёплой одежды в них мы рисковали заболеть. Зато мы вышли на высокую обзорную площадку, откуда виден весь парк. На Ойцовский замок и парк стоит потратить 5-6 часов, чтобы не спеша прогуляться, а если спускаться к пещерам, то лучше оставить для него отдельный день.

Замок Рабштын

К вечеру мы добрались к городку Олькуш, что в 45 километрах от Кракова. Неподалёку располагалось село Рабштын с замком, следующим в нашем маршруте. Мы осмотрели руины замка, которые частично реставрированы.

1 /2

Башня-ворота в хорошем состоянии, на информационных табличках прочли, что внутри находится небольшой музей и проводятся разные исторические фестивали. На ночлег решили остановиться где-то поблизости. Оказалось, что местные жители сдают своё жильё туристам по невысокой цене. Мы поселились на втором этаже частного дома прямо под замком, а со двора были видны руины.

Меня разбудили комары, назойливо жужжа над ухом, спать я уже не могла и решила сходить прогуляться. Раннее утро, время до рассвета тихое-тихое, я вышла из дома и пошла по мощёной дорожке. Посёлок стоит в низине вокруг горы и лес, только небольшая поляна и пастбище у замка. Подошла к стенам, видно как туман поднимается с холодной травы, будто призрак, который боится света.

1 /3

С холма хорошо видны дальние горы и вот первые лучи солнца, сначала несмело, вкрадчиво, светят на замок, на лес, на посёлок, на поляну. Потом всё выше и выше оранжевый диск солнца поднимается над вершинами деревьев, всё ярче лучи, белые стены замка как бы просыпаются ото сна, роса блестит на свежей траве, туман поднимается над лесом, испаряется и таинственная дымка исчезает. Я никогда не встречала рассвет в горах, это было так просто и одновременно сказочно, что я ничуть не пожалела о раннем пробуждении.

Смолень

В Смолень мы приехали к обеду и сразу направились к замку. Вся территория в зелени и идти было приятно, хотя день был жаркий. Ещё совсем недавно Смолень был в упадке, но сейчас его реставрируют и можно пройти вдоль массивных стен крепости и посмотреть на окрестности с высоты, как и другие укрепления на пути Орлиных Гнёзд он находится на высоком холме. По каменной лестнице поднимаемся на башню, вполне вероятно, что раньше она была дозорной. Вид с башни во все стороны – замок доминирует над равнинами и небольшими холмами, поля как лоскутные одела, раскинулись кругом и только вдали видны предгорья укрытые лесом.

Во дворе замка есть глубокий колодец, а с противоположной стороны – подземелья. В своё время Смолень был неприступным укреплением, а теперь стал интересным местом с богатой историй и пышной природой. Для посещения и экскурсии достаточно 2-2,5 часа.

Огродзенец

Нашим последним пунктом на Пути Орлиных Гнёзд стал Огродзенец в городе Подзамче. Мы с удовольствием провели в этом чудесном месте полдня и остались довольны. Тем более что рядом организован парк развлечений, где будет не скучно ни детям, ни взрослым. Замок очень красив, несмотря на полуразрушенное состояние его белоснежные башни и массивные стены создают впечатление сказочного городка.

1 /2

Сейчас ведутся работы по его реконструкции. Но туристов внутрь пускают, вход платный, в стоимость входит ещё и посещение башни с экспозицией орудий пыток. Сооружение находится на возвышенности и как бы вырастает из скал. Можно долго ходить по узким мрачным коридорам с окнами-бойницами, забираться на галереи, карабкаться на башни. И вот тут стоит задержаться и полюбоваться пейзажем. Замок обнесён оборонительной стеной, которая в одном месте плавно перетекает в скалы. Вся территория в мягкой травке, где можно поваляться и отдохнуть после экскурсии. Нагулявшись по замку и окрестностям, мы направились в парк развлечений. А тут уж каждый выбирает, что душе угодно: и адреналин-парк на деревьях, и познавательный тематический парк Занимательная физика, где можно на себе ощутить влияние её законов на разный снарядах, саночная трасса как для бобслея, только не с такими крутыми поворотами, и подземелье с призраками.

1 /1

Для детей есть парк миниатюр и аттракционы. Выбрать развлечения и мероприятия, посмотреть цены можно на сайте . В Огродзенце проводятся фестивали и рыцарские турниры, так что можно спланировать ещё и интересный исторический досуг. Так что скучно не будет. Домой мы выдвинулись ближе к вечеру и только к полуночи были на месте.

Север. Балтика. Гданьск

Пару дней передышки и мы двигаемся на Север. Тут уж моя душа хотела развернуться на полную, и Куршскую косу посетить, и Хельскую, и вообще все-все маяки вдоль побережья. А не тут-то было – всего осталось четыре дня и пришлось выбирать самое интересное и компактно расположенное. Маршрут был таков: Гданьск-Сопот-Хель-Славиньский национальный парк.

Все автомагистрали в отличном состоянии и бесплатные, вдоль всего пути на север ведутся строительные работы новых автострад. Выехав из пригорода Варшавы, в мы добрались к вечеру. Припарковались у исторического центра, после 6 вечера парковка бесплатная. Пройдя, буквально сто метров, вышли на пешеходную улицу Длугу, на ней и параллельной Пивной улице сосредоточенна масса достопримечательностей, что делает прогулку насыщенной. Сразу восхищает фантазия, с которой оформлены фасады и фронтоны домов. Впечатление, что это пряничные домики с сахарной глазурью на Рождество выстроились в ряд в праздничной витрине и ждут, когда их выберут и положат в корзину.

1 /2

Пышность архитектуры связана с тем, что город был богатым и важным морским портом и с середины 14 столетия входил в Ганзейский союз, объединяющий более 300 городов Балтики. Его населяли купцы и торговцы, которые соревновались в роскоши и красоте оформления своих домов – взглянёшь и не найдёшь двух одинаковых. Тут и драконы на крышах, и кони, и водосточные трубы в форме рыб, и статуи как в музее украшают фасад дома. Отличный вид на ровно расчерченные улицы и залив открывается с Ратуши, что находится на Длугом Тарге, а также с колокольни церкви Девы Марии. По этим же улицам можно выйти сквозь Зелёные Ворота к набережной.

1 /3

Вечером город одевается в яркие огни, создавая особенно уютную атмосферу, и всё это отражается в медленной Висле. Все кафе и рестораны зовут заглянуть и попробовать вкуснейшие рыбные блюда национальной кухни. В этот вечер мы просто гуляли и любовались видами города. Для большего впечатления можно подняться в кабинке колеса обозрения, что на Острове Складов, возле Морского музея. Но мы очень устали и поехали спать.

Жильё снимали на одну ночь с парковкой за 100 злотых (меньше 25 евро) в новом районе Гданьска и остались очень довольны. Утром мы снова вернулись в старый город, но уже целенаправленно шли к набережной. Там у старого Журава, портового крана и по совместительству городских ворот, попробовали вкуснейший копчёный овечий сыр с клюквенным джемом. Такое сочетание даёт очень пикантный вкус и хочется слопать с десяток таких сырков. Для полноты картины решили прокатиться на пиратском галеоне, что стоял у пристани по Висле к устью.

1 /2

Стоимость экскурсии – 40 злотых с человека (меньше 10 евро). На борту есть гид, который и на русском неплохо говорит, а внутри кафе. Нам с мужем захотелось перекусить и мы заказали польский борщ. То, что это не украинский борщ, я знала, но такого обмана не ожидала: в бордовой водичке болтались четыре пельмешки – и это всё блюдо. Галеон не спеша проплыл вдоль доков и портовых верфей, экскурсовод попутно рассказывал историю Гданьска. Самые красивые виды у самого устья на море.

Осмотрев Гданьск с воды, мы отправились в королевский Оливский парк. Это великолепный ботанический парк с аббатским дворцом и Оливским собором. В жаркий день было приятно гулять в тени деревьев и любоваться ухоженными клумбами. В парке несколько небольших водоёмов, соединённых каскадом водопадов. В летнее время проходят концерты – мы застали один из таких, оркестр исполнял произведения Шопена на открытой сцене. Множество уютных и укромных уголков парка располагают к отдыху на лужайке или на лавочке. В прудах плавают утки и лебеди, тенистые аллеи зовут прогуляться и если у вас достаточно времени, то стоит провести здесь полдня точно.

1 /2

Гданьск, Сопот и Гдыня – знаменитое Трёхградье на Балтике. И мы не могли оставить без внимания прекрасный Сопот. Он не такой пышный, как Гданьск, а наоборот какой-то расслабленный, курортный, но не менее интересный. На него у нас было только полдня, поэтому напишу, что успели увидеть на бегу. На главной пешеходной улице Героев Монте-Кассино много кафешеr и баров, но самое интересное видишь, пройдя в сторону набережной. Там выстроен Кривой Домик, невероятный, кажется, приплясывающий под весёлую мелодию. Смотришь и не веришь, что такое возможно выстроить. Стены и углы не хотят подчиняться строгой геометрии, и выпрыгивают за пределы ровных линий, кажется, что смотришь на отражение в кривом зеркале. Внутри ничто не выдаёт его «кривости», но все линии плавные, чем-то даже архитектуру Гауди напоминают. Ближе к морю стоит маяк, который украшает городской пейзаж. Он не действующий, но колоритный, ещё и из-за того, что в основе имеет квадратную форму в отличие от обычных циллиндрическихмаяков.

Публикации по теме