Кафедральный собор 16 века видно космонавта. Астронавт и обезъянка на соборе в саламанке

Первое, что приходит в голову – фотошоп, но нет, астронавт настоящий. Фигурка – давно известный в мире артефакт. Она находится в испанском городе Саламанка – украшает один из кафедральных соборов. Правда не тот, который был построен в 1102 году – так называемый Старый собор (Catedral Vieja), а более поздний – Новый (Catedral Nueva), возведенный в период с 1513 по 1733 год. Разница почти в 500 лет, надо сказать, непринципиальная. И в то время космонавтов не было. И все же на стене собора он есть. Да еще в ботинках с рифлёными подошвами...

Сенсация состоялась после того, как современная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам.

.

Вот тогда-то туристы и разглядели среди мифических существ на барельефе того, кого быть там точно не может. А в результате историки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов. Хуже всего то, что специалисты никак не могут выработать единую версию случившегося и не согласовывают друг с другом свои ответы.


Впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую «художественную шалость».


Это был самый радикальный ответ – другие отвечающие не решаются заходить так далеко. Потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой свободы даётся при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.

Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию:

«Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть – епархия никогда не утвердит еретический элемент декора».

Другими словами, на боковых вратах собора нет астронавта, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Впрочем, высказывания викария ещё не самое странное в этой истории. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Он утверждает, что астронавт есть на гравюре XIX века. Но только вот гравюру общественности не предъявляли.

Кстати, фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением времени.

Возможно, именно эти противоречия подогревают интерес к истории, которая не так уж и загадочна. Ведь, в принципе, размещение неких символов, характеризующих эпоху, во время которой проводится реставрация, – весьма распространенная практика. Забавно только то, что скульптор просто выбрал космическую тематику.

Вчера я посмотрела фильм канала TuHistory о загадочных предметах из другого времени. Один из сюжетов рассказывает о странном барельефе на стене кафедрального собора в Саламанке.

Я никогда не была в Саламанке, но известно что там есть великолепные по красоте 2 кафедральных собора. Новый собор примыкает к Старому (12-14 века), и этот Новый собор тоже не такой уж и новый, он строился 2 века между 1513 и 1733 годами. И вот на входе в Новый собор среди мелких фигурок барельефов обнаружили нечто странное.

В левом ряду есть фигура напоминающая астронавта, а в правом обезьянку с мороженным. Ну если обезьянку еще как-то можно представить в виде демона со странным предметом в руке, то астронавта иначе никак не получается интерпретировать. Что бы это могло означать? Как мог скульптор 16 века так детально изобразить костюм астронавта? Было ли путешествия во времени? Сновидение будущего? Пришельцы внеземных цивилизаций?

Заинтересовавшись передачей я посмотрела материалы в интернет и в том числе на турбине.
Здесь на сайте как минимум 3 автора написали про этот феномен, хотя их заметки не привлекли особенного внимания.
Две недели в Испании. Часть 5: Саламанка

Саламанка город-университет, город- церковь...
Я для иллюстрации своих мыслей использую фото из этих заметок.

Ну если обезъяну с мороженным можно представить как демона с факелом, то космонавт совсем на демона не похож. Рассмотрим по-внимательней астронавта. Его шлем, шланги, ботинки с грязевым протектором явно из нашей эпохи.

Конечно снаружи соборов в принципе изображали демонов, химер и прочую нечисть, но строгие каноны католического консилиума 30 строго регламентировали внешний вид и предметы, которые можно было изобразить внутри и на стенах церквей. Художник или скульптор не мог просто так нарисовать картинку из кошмара своих сновидений, а должен был согласовать его с церковным советом, и тем более что это не какая-то уединенная церковь, а кафедральный собор.

Но тем не менее фигурка на стене есть, фотографии найденного феномена быстро распространились по миру и вокруг развернулись активные дебаты. Вот какие мне представились варианты:
1. Если это путешественник во времени, то он из недалекого будущего, то скоро изобретут машину времени.
2. Если эта картинка из сновидений какого-то прорицателя времен строительства собора, то как жаль что человечество утеряло эти способности.
3. Если это инопланетянин прилетевший на землю в прошлом, то почему он не попал в рассказы, или картины художников того времени?

Но все-же больше похоже на фальсификацию и подлог.
Туристы стали спрашивать про эту фигурку, гиды начали придумывать истории, отшучиваться, что все-таки сподвигло ученых провести расследование.

Долго копать не пришлось. Достаточно было поговорить с реставраторами. Собор был отреставрирован в 1992 году. На месте осыпавшихся неизвестных барельефов создали новые. В одном из новых было решено "выложить на стену" архитектурного памятника информацию о важном достижении 20 века - выходе человека в космос. Факт согласования эскиза не скрывали, но и не афишировали, по-просту замолчали. Так что, когда через несколько лет обнаружили астронавта - появилась сенсация.

Не знаю как четко сейчас следуют канонам Совета Тридцати при реставрации и строительстве новых церквей, но как минимум новые фрагменты должны быть чем то помечены (в Мексике, например, их окружают цепочкой мелких камней). На фото не видно никаких отличительных знаков реставрации. Наверное кому-то выгодно, чтобы сенсация продолжала жить. Так же в статье нашего коллеги autilin упоминается "ученые из местного универа раскопали эскизы 17 века и там космонавт уже был". Похоже на попытку схватить за хвост уходящую сенсацию. Возможно, что эскизы мозаики не были такими детальными, и на них было что-то похожее, но не настолько явно, и скульптор добавил "живости".

Мировой сенсации не получилось, если не считать сенсацией сокрытие факта модификации изображения при реконструкции.

У северного входа в кафедральный собор Саламанки всегда многолюдно: группы туристов задерживаются возле портала, обрамлённого скульптурами

Взгляните на фигуру астронавта, - указывает гид на небольшую скульптуру метрах в двух над порогом. - Это портрет Нейла Армстронга, ступившего первым на поверхность Луны.

Постояв на крыльце собора четверть часа, я услышал от разных гидов ещё две версии: это Джон Гленн, первый американский астронавт; Эдвард Уайт, первый из американцев вышедший в открытый космос. Во всех случаях испанские экскурсоводы ссылаются на местного реставратора, который двадцать лет назад решил поместить у входа в собор фигурку покорителя космоса. Серхио Аррела, замдиректора музея кафедрального собора, прокомментировал моё недоумение: да, действительно в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе эту маленькую художественную шалость.

Шутка архитектора или монстр?

Однако у Родриго Соланеллеса, викария собора, другая версия, он решительно отверг эту «ересь»:

Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора.

- Но как же тогда астронавт попал на стену собора?

- Поменьше доверяйте экскурсоводам, - иронично заметил падре. - Это обычный для Средних веков монстр, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество, они символизируют те исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Ещё раз вглядываюсь в скульптурное убранство северного портала. Действительно, вот правее «астронавта» типичный монстр: бородатая обезьяна с человеческим взглядом и вульгарно оттопыренным задом (см. фото). От этого чудища хочется немедленно спрятаться под церковную сень.

Что же касается спорной фигуры, пожалуй, нет - всё-таки это астронавт: классический скафандр, как в Музее космонавтики на ВДНХ; на груди - коробка какого-то прибора, и поперечные кольца дыхательного шланга реалистически прорисованы, и даже рифлёная подошва ботинок (см. фото).

Приключения монахов

Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки и одновременно руководитель Ассоциации авторов альтернативных научных концепций, уверен, что интересующая меня фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Эта его уверенность имеет строго научное обоснование: в библиотеке университета студенты господина Сансы отыскали гравюру начала XIX века с фотографически точным изображением всего скульптурного убранства собора. Так вот, «астронавт» занимает на этой гравюре то же самое место, что сегодня. А в рукописях эпохи Возрождения есть несколько упоминаний о встречах саламанкских монахов со странными существами, у которых «кожа спрятана под наружной кожей». Выходит, никакого произвола реставратора здесь нет.

Остаётся добавить, что весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 г., то есть за несколько лет до начала его реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур «астронавта» или кого-либо ещё невозможно.

Получается, странный монстр, поразительно точно совпадающий обликом с космонавтом-астронавтом, изготовлен мастерами Средневековья (максимум XVIII столетия). Другой вопрос: зачем? Может, в самом деле впечатлённые встречей с загадочными существами, имеющими «кожу, спрятанную под наружной кожей», мастера решили оставить память об этом незабываемом событии?

Если вы когда-либо смотрели «научно-познавательные» передачи на Рен-Тиви, снятые в стиле винегрета (обо всём и не о чём), то вы наверняка видели «доказательства», показывающие наличие современных технологий в древности, как результат контакта людей с пришельцами с других планет, все эти «чудесатости» легко рассыпаются как только начинаешь разбираться во всём этом.

Одним из известных подобных «свидетельств» является фотография фигуры космонавта, высеченного на испанском соборе 16-го века в Саламанке.

Этот собор, известный как Catedral Nueva (Новый собор), имеет на фасаде северного входа современную фигурку того, что выглядит как астронавт в скафандре.

Фигурка, в скафандре в комплекте с трубками, дыхательным аппаратом, шлемом и сапогами на толстой подошве, показывает изображение того, как выглядит человек в космосе.

Фотографии этого космонавта циркулируют в Интернете уже много лет, вызывая многочисленные дебаты. Есть и скептически настроенные комментаторы которые полагают, что фото — фальшивка, другие — что астронавт был добавлен в фотошопе, в то время как сторонники диковинных теорий заговора говорят о вторжении/посещении инопланетян в далёком прошлом.

Однако, как и в случае с большинством подобных фотографий, есть более реальный и понятный сюжет, стоящий за резьбой на фасаде Catedral Nueva (Нового Собора). И это вовсе не касается пришельцев с других планет.

Испанский город Саламанка – один из старейших университетских городов мира и в нем, до сегодняшнего дня, сохранилось немало исторических памятников. Особое внимание привлекает вышеупомянутый Новый собор, который был построен между XVI и XVIII столетиями.

Строительство этого собора началось в 1513 году и продолжалось до 1733 года.

Это второй по величине собор в Испании по размерам, а его колокольня высотой 93 метра также является одной из самых высоких в этой стране. Что касается архитектурного стиля, в котором выполнено строение, то он включает в себя элементы сразу нескольких направлений: готика, ренессанс, барокко.

Официальной датой открытия считается 1733 год, когда собор был освящен. В 1887 году королевским декретом ему был присвоен статус национального памятника. В 1988 году старый город Саламанки, на территории которого расположен Новый Собор, был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Известно, что строительство Catedral Nueva началось в 1513 году по приказу короля Фердинанда, состоявшего в браке со знаменитой королевой Изабеллой.

Сводчатые каменные потолки внутри собора и стены украшены многочисленными статуями,

картинами.

Гордость любого католического собора это богато украшенный орган.

Catedral Nueva (Новый собор) за свою почти 500 летнюю историю буквально наполнен до «потолка» различными витражами, статуями, фресками, склепами и пр. как на религиозную тематику так и отображающую исторические события прошедших веков.

Но один элемент в оформлении выглядит неуместно и крайне несвоевременно. У северного входа собора, взгроможденный высоко среди декоративных резных фигурок, находится крошечный современный астронавт, плавающий в космосе, которого можно рассмотреть только вооружившись хорошей оптикой.

На протяжении столетий собор понёс серьёзный ущерб, который в конечном итоге потребовал инициирования проекта восстановления. Один из художников, Джеронимо Гарсиа, который отвечал за работу над проектом, решил добавить включения элементов современности. Во время реставрации собора Catedral Nueva, в 1992 году и был добавлен этот «инопланетный» космонавт, фигуру которого (как и многие другие) изготовил мастер по имени Мигель Ромеро. Как видите, автор сего шедевра хорошо известен)) Испанский художник Jose Miguel Alguer Romero, личность довольно не заурядная, хорошо известная в Испании, вот пару работ для понимания его стиля.


До 1992 года нет не одного сообщения о присутствии этой фрески-космонавта на соборе, не в одном источнике!

Реставрация проведённая в 1992 году была приурочена к католическому форуму Las Edades del Hombre проведённому 1993 году, показ соборов организованный этим фондом — это своеобразная религиозная пропаганда для священного искусства Кастилии и Леона (Испания). Инициатива исходит от популярных писателей этой страны — Хосе Хименеса Лозано и Хосе Величиа, они смогли привлечь как частные так и гос.средства.

Фонд просуществовал с 1988 — 2016 гг., за это время отреставрировали несколько самых красивых соборов Испании.

Согласно традиции, при реставрации соборов мастера частенько добавляли что-то из своей современной эпохи, как символ того времени, когда проводятся восстановительные работы. В данном случае реставратор(ы) выбрали фигуру космонавта.

На снимке: на недавно отреставрированном соборе вандалы испортили лицо этой достопримечательности.

Подобные дополнения при каждой реставрации соответствуют местным традициям, хотя есть и такие специалисты, которые критически относятся к таким инициативам. Ещё один необычный рельеф расположен очень близко к астронавту и находится у того же самого входа в «Новый» кафедральный собор.

Это фигура фавна, который отличается от других, потому что в левой лапке он держит вафельный стаканчик с тремя шариками мороженого. Фавн, который любит мороженое - это ещё один пример фантазии реставраторов из 1992 года. (следы вандализма здесь тоже заметны)

Подобные шуточки от реставраторов встречаются не только в Испании. Во Франции, при восстановлении в 1993-95 гг. католической Вифлеемской часовни, являющейся жемчужиной готической архитектуры позднего средневековья, главный архитектор Франс Гвенело Конгнард поручил резчику по камню Жану-Луи Буазелю, изготовить 28 фигурок горгульий, четыре из которых он сделал уж очень далёких от привычных монстров прошлых веков, они явно напоминают персонажей из Голливудских фант. х/ф и японских аниме. Эти современные монстрики полюбились местным жителям и привлекают туристов.

Подобных примеров масса. Вот ещё один: при строительстве Вашингтонского собора в 1980-х гг., расположилась высоко на северо-западной башне Собора, голова Дарт Вейдера из «Звёздных войн», голова была вылеплена Джейном Карлором Карпентером, и высечена из камня Патриком Дж. Плункеттом.

Объяснение того, почему испанские реставраторы выбрали именно космонавта, состоит в том, что он был символом 20-го века, к тому же в разгар реставрационных работ, в 1992 году НАСА объявила что зачислила в отряд астронавтов — испанца Майкла Лопес-Алегрия, он родился в р-не Мадрида, не далеко от этого собора, испанцы очень гордились этим событием, все СМИ Испании писали в то время об этом. Майкл Лопес-Алегрия родился 30 мая 1958 года в Испании, считает себя кастильцем, эмигрировал в Калифорнию в детстве. Является выпускником Гарвардского университета. Вступил в ВМС США, где получил степень бакалавра в области системотехники в 1980 г., окончил Военно — морскую академию США, состоял в эскадрильи воздушной разведки 2-го флота (VQ-2) в роте — «Испания».

Майкл Лопес-Алегрия — испано-американский астронавт; ветеран трех миссий «Шаттл» и одной миссии на Международной космической станции (МКС) . Он известен тем, что за свою космическую карьеру выполнил десять выходов в космос, в настоящее время занимает второе место по сумме продолжительности выхода в открытый космос, имеет третье место по продолжительности прибывания в космосе среди астронавтов НАСА (215 суток на МКС) Лопес-Алегрия во время выхода в откр. космос в скафандре «Орлан», устанавливает на корпус МКС российский прибор БТН-М1 (детектор нейтронов) — 26 февраля 2007г.

Человеку свойственны поиски необъяснимого и загадочного. И даже когда объяснение загадочному явлению уже найдено, всегда находятся люди, которые продолжают верить в «чудесную» природу явления.

Классическим примером такой загадки является старинный кафедральный собор в провинциальном центре Саламанка , расположенном в автономном сообществе Кастилия и Леон и с 1985 года входящем в список наследия ЮНЕСКО. Сам храмовый комплекс (один из двух в городе) состоит из двух соборов - старого (Catedral Vieja, XII век) и нового, позднеготического Catedral Nu e v a de la Asunción de la Virgen (Новый кафедральный собор Успения пресвятой Девы), строившегося в XVI и XVIII веках.

Но не всех прибывающих сюда туристов манит красота старинного храма. Многие по приезду сразу же устремляются к северному входу в новый собор, где на портале у «дверей пальмовых ветвей» (Puerta de Ramos ), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте можно отчетливо разглядеть фигуру… современного космонавта в полной «боевой» экипировке - скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название - «Святой космонавт».

Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени «дверей пальмовых ветвей» один из реставраторов - некто Мигель Ромеро - проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других - более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие - покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версии разнятся. В качестве каменного персонажа фигурируют первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин, первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.

Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы, согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.

В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.

Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.

Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну. В конце концов, зачем переубеждать людей, которым так хочется верить в чудо.

Публикации по теме