Что входит в архитектурный комплекс воронцовского дворца. В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня

Воронцовский дворец.

Воронцовский дворец - дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором графом Бартоломео Франческо Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золочёная резьба и другие элементы, характерные для стиля барокко.

Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы графа Михаила Илларионовича Воронцова, знатного вельможи, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну.

Строительство дворца велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Федерико Бартоломео Растрелли в период с 1749 по 1757 год.

Усадьба занимала обширную территорию между Садовой улицей и рекой Фонтанкой. Нарушив традиции городского усадебного строительства, Растрелли разместил дворец не у реки, а ближе к Садовой, отделив от неё здание оградой художественной работы.

Граница обширного двора-сада, раскинувшегося за оградой, сформирована главным корпусом дворца и его боковыми флигелями. Подобная планировка буквой "П", в России издавна называлась "покоем".

Главный трёхэтажный корпус с четырёхугольным в плане двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперёд и поставлены по красной линии улицы. Центральная часть главного фасада декорирована сдвоенными колоннами и пилястрами, окна оформлены декоративными наличниками.

Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно, Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре во времена правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века, как "Растреллиевское барокко" и "Елизаветинское барокко".

Позади главного корпуса был разбит регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки, с многочисленными бассейнами, фонтанами, аллеями подстриженных деревьев, и другими "затеями".

Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была устроена открытая терраса с видом на реку. Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, устраивавшиеся в Аничковом саду. Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.

В 1763 году М. И. Воронцов вынужден был уступить дворец казне в счёт долгов за 217.600 рублей, так как строительство требовало огромных вложений.

После вступления на престол императора Павла I в конце 1790-х годов дворец был передан Мальтийскому Ордену, здесь же разместился капитул российских орденов. Бывший Воронцовский дворец было велено называть "Замком мальтийских рыцарей". Над решётчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися лучами.


На территории усадьбы были построены два храма - православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей (архитектор Джакомо Кваренги).


Позднее в дворце разместился Пажеский корпус. Для нужд этого учебного заведения, которое размещалось во дворце с 1810 по 1918 годы, в 1827 году помещения были перестроены по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта; тогда же была утрачена прежняя барочная отделка интерьеров.

Сегодня в Мальтийской капелле проходят концерты органной музыки. Хорошо сохранилась отделка интерьеров капеллы - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Реставрация капеллы проводилась в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.

После революции здесь разместилась Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году было образовано Ленинградское Пехотное училище им. С. М. Кирова. В 1958 году здание полностью было отдано Суворовскому военному училищу.


Говоря об архитектурных памятниках Крыма, наверное, первое что приходит на ум – это Воронцовский дворец. Он находится в городе , в живописном месте между скалами и морем. Адрес Воронцовского дворца г. Алупка ул. Дворцовое шоссе 18, телефон для справок +7 3654 722 281.

Географические координаты Воронцовского дворца на карте Крыма - N 44.419861, E 34.055972.

Воронцовский дворец одно из самых роскошных сооружений на полуострове , его величественность и великолепие просто захватывают дух. А трудился над этим грандиозным проектом английский архитектор Эдвард Блор. Ему понадобилось около года, чтобы представить его графу Воронцову – владельцу этих земель. В 1828 году началось строительство Воронцовского дворца, а свой окончательный вид он обрёл только через два десятка лет. Долгое время это имение принадлежало графу Воронцову, позже у него были и другие владельцы, а в 1921 году оно перешло в государственную собственность и в стенах дворца был создан музей.


Материалом для строительства Воронцовского дворца стал диабаз, который добывали здесь же в . Дворец необычен тем, что его фасады выполнены в разных архитектурных стилях. Например, северный фасад соответствует архитектурному веянию Тюдоров. Фасад, выходящий к морю, выполнен в мавретанском стиле. А в целом всё сооружение можно назвать неоготическим. Кстати, на территории Воронцовского дворца снимались многие киноленты, в том числе по мотивам книг Шекспира. Это было связано со схожестью архитектурных композиций дворца с английским стилем того времени.


Весь Воронцовский дворец состоит из пяти зданий , внутри которых расположена часовня, библиотека, бильярдная, столовая, а также зимний сад. В целом, во дворце расположено 150 комнат. Наверное, у каждого посетителя Воронцовского дворца есть фотография с одним из белых мраморных львов, которые «охраняют» имение с южной стороны. Вместе они образуют «Львиную террасу». В залах современного музея представлены коллекции картин, мебели, фарфора. Все они имеют немалую историческую ценность.


Воронцовский дворец, безусловно прекрасен, однако его великолепие дополняет парк , раскинувшийся на 40 гектаров вокруг него. Этот парк достоин отдельного внимания. Изначально над созданием парка работал немецкий садовод Карл Кебах. Он оформил парк в виде амфитеатра, и очень логично разместил все его атрибуты. Здесь растёт более 200 видов представителей флоры из разных уголков земного шара.

Прогулявшись по можно увидеть очень необычное сооружение под названием «Хаос». Такое название вполне оправдано, так как сооружение состоит из огромных кусков диабаза, а высота его более 10 метров. «Хаос» находится в рамках, так называемого, Верхнего парка, которому свойственна суровость и каменистость. А Нижний парк включает в себя нежные магнолии, стройные кипарисы, фонтаны, павильоны и озёра. Сочетание несочетаемого делает Воронцовский парк поразительным и незабываемым, поэтому посетить его и Воронцовский дворец будет интересно каждому.

Воронцовский дворец на карте Крыма

Связью с Мальтийским орденом Петербург обязан императору Павлу I, который в 1798 году принял звание Магистра – высший религиозный чин этого рыцарского союза. Благодаря ему на российском гербе на время возник мальтийский крест, среди государственных наград появился орден святого Иоанна Иерусалимского, а Мальту император планировал сделать российской губернией. Но этим планам не суждено было сбыться из-за трагической смерти Павла I.

Между тем, полностью связи с Мальтийским орденом разорваны не были: в нем состояли Александр Суворов, Александр II, Александр III и Николай II. Увлечение воинов и монархов этим религиозным течением нашло отражение в градостроительстве, и сегодня в Петербурге можно найти места, связанные с мальтийской символикой.

Самым ярким из них, безусловно, остается Мальтийская капелла, торжественно открытая 29 апреля 1800 года. SPB.AIF.RU рассказывает о ней и четырех других «мальтийских» достопримечательностях Северной столицы.

Мальтийская капелла

Садовая улица, 26

Мальтийская капелла была построена по проекту архитектора Джакомо Кваренги и изначально задумывалась Павлом I как католическая церковь ордена мальтийских рыцарей. Она входит в состав Воронцовского дворца, в котором сегодня помещается Суворовское училище. Дворец, который Франческо Бартоломео Растрелли создавал в XVIII веке для графа Воронцова, сменил множество хозяев, и в итоге Павел I с принятием титула протектора, а затем и великого магистра ордена, отдал Воронцовский дворец мальтийским рыцарям.

Мальтийская капелла в чертеже Джакомо Кваренги. Фото: Commons.wikimedia.org

Продолжая созданный Растрелли ансамбль, Кваренги выстроил капеллу в духе ренессанса. Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн из искусственного мрамора делят внутреннее пространство капеллы на три нефа. За мраморным алтарем – запрестольный образ работы художника А.И. Шарлеманя «Иоанн Креститель» (святой пророк и предтеча Иисуса Христа Иоанн Креститель является небесным заступником и покровителем Мальтийского ордена). Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера (великого мастера) ордена.

Капеллу освятили в июне 1800 года, а год спустя Павел I был убит в Инженерном замке. Его преемник Александр I отказался от звания Великого магистра ордена, но сохранил титул его протектора. Из российского государственного герба был удален мальтийский крест. В 1803 году Александр I сложил с себя звание протектора, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».

Какое-то время капелла действовала как обычная католическая церковь. В середине XIX века к ней пристроили придел, где упокоился прах бывшего попечителя герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

В 1928 году здание Мальтийской капеллы было передано под клуб пехотной школе им. Склянского, затем Ленинградскому дважды Краснознаменному военному училищу им. С.М. Кирова, а с 1955 года оно принадлежит Суворовскому военному училищу. Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга.

Михайловский замок

Садовая улица, 2

Михайловский замок, или Инженерный замок – пример экстравагантных предпочтений Павла I. Дворец стал последним домом и местом гибели императора, в нем воплотились мечты самодержавца о «рыцарской твердыне».

Михайловский замок - мечта и погибель Павла I. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G

Дворец, который Павел упорно именовал «замком» (впрочем, он даже Зимний дворец так называл), по своему архитектурному решению был необычен для Петербурга. Возводили его в чрезвычайной спешке по проекту Винченцо Бренны и завершили к тому моменту, когда император согласился принять титул великого магистра ордена. Планировалось, что здесь будут проходить собрания и торжественные церемониалы мальтийских кавалеров. Поэтому в интерьерах так часто повторяется изображение мальтийского креста.

На центральной стене Парадной лестницы был установлен бронзовый герб Российской империи в утвержденном при Павле варианте – с крестом. Герб - единственная мальтийская реликвия в замке, сохранившаяся до настоящего времени.

Одним из спорных вопросов в истории замка остается его загадочный рыжеватый цвет. Есть красивая легенда о том, что стены были выкрашены в цвет перчатки, которую обронила на балу фаворитка императора Анна Гагарина. Вторая версия гласит, что кирпично-красный – традиционный цвет для мальтийского ордена.

Сегодня в интерьерах Инженерного замка располагается филиал Русского музея.

Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце

Дворцовая набережная, 32

Собор Спаса Нерукотворного (или Большая церковь Зимнего дворца) был заложен в 1753 года как православный дворцовый храм. Франческо-Бартоломео Растрелли выполнил его в стиле рококо. Долгие годы это был домовой храм императорской семьи.

Так выглядел собор изнутри до 1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Сюда в декабре 1799 года были доставлены три древние реликвии госпитальеров: частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя, — врученные Павлу I в октябре в Гатчине. В память об этом событии в 1800 году Священный Синод установил 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Сегодня десница Иоанна Крестителя хранится в монастыре в черногорском городе Цетинье.

С 1918 года собор — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Каменноостровский проспект, 83

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, или Иоанновская церковь, была построена в 1778 году по проекту Юрия Фельтена при инвалидном доме моряков Балтийского флота. Это здание в стиле псевдоготики можно издали принять за католический костел благодаря нехарактерной для православных храмов архитектуре: стены из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. О готике напоминают стрельчатые зарешеченные окна, узкий козырек над входом, деревянный иконостас.

За церковью некоторое время действовало мальтийское кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / IKit

Во времена Павла I церковь была передана Мальтийскому ордену, и при ней устроили кладбище мальтийских кавалеров. Погост закрыли после вступления Александра I на императорский престол. В 1807 году останки кавалеров перенесли на Смоленское кладбище. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему. Здесь крестил двух своих детей Александр Сергеевич Пушкин.

Церковь была закрыта 15 марта 1938 года, а в ее разоренных интерьерах размещались разные организации. Она была возвращена приходу в 1989 году, в ноябре 1990 в ней возобновились богослужения. Сегодня храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа.

Дворец Кантемира

Миллионная улица, 7

В Петербурге на Миллионной улице более 40 лет прожил выдающийся итальянский дипломат Юлий Литта, мальтийский кавалер и самый молодой генерал в истории России – чин ему пожаловали в 26-летнем возрасте. Такое внимание к итальянцу объяснялось желанием Екатерины II укрепить связи с мальтийским орденом.

Литта появился в Петербурге сначала в качестве опытного морского офицера, а затем посланника Мальтийского ордена при русском дворе. Кстати, именно он привез в Россию «Мадонну» Леонардо да Винчи, которая красуется сегодня в Эрмитаже под условным названием «Мадонна Литта».

У дома, где жил Литта, одновременно три адреса. Фото: Commons.wikimedia.org / Helvin spb

Дом за Мраморным дворцом имеет сразу три адреса: Миллионная улица №7, Мраморный переулок №1 и Дворцовая набережная №8. В 1715 году на этом участке по воле молдавского аристократа Дмитрия Кантемира Франческо-Бартоломео Растрелли выстроил дворец в стиле барокко. В 1743 году на верхнем этаже была устроена церковь великомученика Феодора Стратилата. Позже здесь жили граф Алексей Бестужев-Рюмин, граф Владимир Орлов, граф Павел Скавронский. Вдова Скавронского Екатерина Васильевна вышла замуж за Литта, который и обосновался с ней во дворце. Для них архитектор Луиджи Руска перестроил один из корпусов дворца в стиле классицизма. После смерти Юлия Литта особняк перешел в ведение министерства финансов, а сейчас его занимают Морской Регистр Российской Федерации и Институт Культуры.

А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня.

Варианты ответа:

A) Строгановский
B) Таврический
C) Воронцовский
D) Аничков

Правильный ответ на вопрос - C) Воронцовский

Католическая часовня входит в комплекс Воронцовского дворца Санкт-Петербурга. Построенный по проекту знаменитого Растрелли, отличается изысканной архитектурой.

Воронцовский дворец за долги отошел к казне во второй половине 18 века. Павел приняв шефство над Мальтийским Орденом, передал его рыцарям. В Ордене были как католики, так и православные. Для католиков была построена отдельная Католическая Капелла. Для православных рыцарей Храмом служила домовая церковь. А Мальтийский Крест как символ Ордена.
Хотя по сути, виды креста это уже человеческая фантазия. Православный, Католический, Мальтийский - не суть. Христиане поклоняются не форме Креста и даже не самому Кресту - а силе распятого на кресте Христа.

Тип здания Церковь Архитектурный стиль классицизм Автор проекта Джакомо Кваренги Основатель Павел I Первое упоминание Строительство - годы Дата упразднения Статус Объект культурного наследия РФ № 7810648002 Состояние не действует Сайт Римско-католическая церковь Иоанна Крестителя на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Мальтийская капелла - католическая церковь ордена мальтийских рыцарей , построенная Джакомо Кваренги в конце XVIII века . Капелла входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге (пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада).

История

Воронцовский дворец был возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в -1757 годах для канцлера графа М. И. Воронцова . Строительство и отделка дворца потребовали столь больших капиталовложений, что в 1763 году граф Воронцов за долги был вынужден уступить его российской казне. До 1770 года здание пустовало, а позже стало использоваться как гостевой дом. В разное время дворец занимали принц Генрих Прусский , принц Нассау-Зиген и граф И. А. Остерман . После восшествия на престол Павла I и принятия им титула протектора, а затем и Великого Магистра Мальтийского ордена Воронцовский дворец был предоставлен мальтийским рыцарям, которые были вынуждены искать убежища после захвата Наполеоном Бонапартом острова Мальта в 1798 году .

Капелла в XX и XXI веке

Архитектура и убранство

Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн из искусственного мрамора делят внутреннее пространство капеллы на три нефа . Над боковыми нефами устроены хоры . Плоскости стен обогащены декоративными арками, скульптурами ангелов, мальтийскими крестами и гипсовыми гирляндами. Плафон церкви состоит из полуциркульных коробовых сводов , покрытых росписью, состоящей из растительных орнаментов и розеток, и гипсовыми гирляндами.

Алтарная часть представляет собой апсиду с колоннами, расположенными вплотную к стенам. В центре находится мраморный алтарь, за которым находился запрестольный образ Иоанна Крестителя (святого покровителя Мальтийского ордена) работы А. И. Шарлеманя , созданный художником в 1861 году . Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гроссмейстера ордена . Слева под мраморной доской с надписью об основании и торжественном освящении церкви - кресло епископа и несколько табуреток. Здесь же перед алтарной преградой находились скамьи для посольства с бархатными подушками. В средней части зала находились 14 деревянных скамей с подушками, обтянутыми красным сукном.

Запрестольный образ находился в Мальтийской капелле до 1928 года, потом был передан в Музей религии и атеизма , а оттуда в 1932 году попал в Государственный Русский музей . Полотно хранилось в фондах Русского музея без подрамника и рамы, намотанным на барабан, в результате чего получило многочисленные повреждения. В феврале 2006 года руководство Русского музея приняло решение о передаче запрестольного образа в Мальтийскую капеллу на временное хранение. Реставрация полотна проводилось в мастерских Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи . В сентябре 2007 года образ был возвращен на свое историческое место.

Напишите отзыв о статье "Мальтийская капелла"

Примечания

Литература

  • . (официальный сайт)

Ссылки

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Мальтийская капелла

– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.

Публикации по теме