Земля во фрайбурге. Фрайбург-в-Брайсгау, Германия: зачем ехать, чем заняться, где поесть, советы туристов

Географическая энциклопедия

- (Фрейбург) (Freiburg im Breisgau) город в Германии, земля Баден Вюртемберг. 192 тыс. жителей (1992). Химическая, электротехническая, приборостроительная, полиграфическая, текстильная, бумажная, пищевая промышленность. университет. Романско… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) команда (163) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Фрайбург - им Брайсгау, город на Ю. З. Германии. Упоминается в 1120г. как Friburg, совр. Freiburg свободный город (нем. frei свободный, вольный, Burg укрепленный город). Название связано с тем, что в этом городе действовали свобод ныз суды, формируемые… … Топонимический словарь

Фрейбург (Freiburg im Breisgau), город в Германии, земля Баден Вюртемберг. 198 тыс. жителей (1995). Химическая, электротехническая, приборостроительная, полиграфическая, текстильная, бумажная, пищевая промышленность. Университет. Городской музей … Энциклопедический словарь

Фрайбург (Freiburg) Страна … Википедия

- (Freiburg im Breisgau), город в ФРГ, в земле Баден Вюртемберг. Основан в 1120. Старая часть города, во многом сохранившая черты средневековой планировки, сильно разрушена в 1940 44 во время Второй мировой войны. Готические: собор,… … Художественная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фрайбург (значения). Город Фрайбург Freiburg im Breisgau Герб … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фрайбург (значения). Фрайбург … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фрайбург (значения). Коммуна Фрайбург Freiburg Герб … Википедия

Книги

  • Еврейские судьбы: Двенадцать портретов на фоне еврейской иммиграции во Фрайбург , Павел Полян. «К началу 1990-х гг. в еврейских общинах Германии насчитывалось не более 27–28 тысяч человек. Демографи-ческая структура их была такова, что немецкому еврейству вновьгрозило буквальное… электронная книга
  • Все девушки любят бриллианты , Анна и Сергей Литвиновы. Москвичка Таня Садовникова, умница и красавица, однажды получает невероятное письмо из Парижа. Двоюродная бабушка, княжна Фрайбург, сообщает, что в окрестностях черноморского города спрятан…

Фрайбург (Германия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Фрайбурга с описанием, путеводители и карты.

Город Фрайбург (Германия)

Фрайбург (Фрайбург-им-Брайсгау) - город на юго-западе Германии в федеральной земле Баден-Вюртенберг. Является столицей Шварцвальда и расположен на самом краю "Чёрного леса" - живописного природного массива с чистейшим горным воздухом и замечательной природой. Фрайбург часто называют драгоценным камнем Шварцвальда. Город может предложить путешественникам весь спектр ощущений и развлечений: от природных красот до достопримечательностей и памятников культуры исторического центра, походов по многочисленным пабам и ресторанов.

Расположенный в живописном уголке Баден-Вюртенберга среди виноградников на краю легендарного "Чёрного леса" на стыке трёх стран - Германии, Швейцарии и Франции, Фрайбург считается одним из самых комфортных для жизни городов Германии. Для жителей города является обычным ездить по магазинам во Франции или посещать театры Базеля или Цюриха. Несмотря на то, что Фрайбург-им-Брайсгау не является крупным туристическим центром, город является достаточно популярным местом среди молодёжи и активных людей, а также удобной точкой для изучения Южной Германии, соседних регионов и стран.

География и климат

Фрайбург расположен на стыке Шварцвальда и равнины Верхнего Рейна в юго-западной части федеральной земли Баден-Вюртенберг у западного подножия "Чёрного леса".

Климат - тёплый умеренный. Фрайбург является одним из самых тёплых городов Германии. Среднегодовая температура составляет более 11 градусов Цельсия. За год выпадает чуть более 800 мм осадков. Большая часть их приходится с мая по август. Зима очень мягкая со средней температурой 3-4 градуса со знаком плюс.

Практическая информация

  1. Население - более 200 тыс. жителей.
  2. Официальный язык - немецкий.
  3. Виза - шенгенская.
  4. Валюта - евро.
  5. Часовой пояс - +1, летом +2.

Лучшее время посещения

Фрайбург-им-Брайсгау можно посещать круглый год.

История

Фрайбург был основан в 1120 году герцогом Бертольдом Церингеном. Хотя документально зафиксировано, что первые поселения в окрестностях города были образованы в начале 11 века. Благодаря серебряным рудникам Шварцвальда Фрайбург был отнюдь не бедным городом.

В 14 веке Фрайбург становится частью владений Габсбургов. Город обязан был поставлять солдат и оказывать финансовую помощь.


В 1498 году в Фрайбурге Максимилианом I был проведён Рейхстаг. В ходе Тридцатилетней войны город был занят шведами и несколько раз переходил из рук в руки. Со второй половины 17 века на Фрайбург постоянно претендовала Франция. После Венского конгресса город вошёл в состав герцогства Баден.

В 19 и 20 веке Фрайбург становится одним из главных городов юго-западной Германии. В ходе Второй мировой войны в 1944 был подвергнут бомбардировкам значительно повредившим северную часть исторического центра.

Как добраться

Ближайший международный аэропорт расположен в швейцарском Базеле. Хотя он предлагает гораздо меньше рейсов, чем аэропорты Франкфурта-на-Майне и Цюриха, расположенные примерно в двух часах езды на поезде. На машине Фрайбург доступен по автомагистрали А5. Если передвигаться на автобусе, то самый экономичный вариант FlixBus. Прямые железнодорожные маршруты связывают город с Берлином , Гамбургом , Цюрихом, Парижем , Миланом, Мюнхеном и другими городами.


Шопинг и покупки

Как и в большинстве европейских городов множество магазинов во Фрайбурге расположено в старом городе. В районе Kaiser-Joseph-Straße расположено несколько крупных супермаркетов. На Мюнстерплатц можно посетить фермерский рынок.


Рождественский рынок в Фрайбурге

Еда и питье

Фрайбург, как город университетский, может предложить множество пабов и достаточно недорогих уютных мест. Самыми дешёвыми заведениями являются ресторанчики с итальянской кухней и фастфуд. Из напитков обязательно попробуйте местное пшеничное пиво.

Достопримечательности

Мюнстер - крупнейший и старейший собор Фрайбурга и одна из главных его достопримечательностей. Является одним из красивейших сакральных сооружений Европы. Был основан в 12 веке. Высота башни составляет 116 метров. За полтора евро люди с хорошей физической подготовкой могут подняться на башню и посмотреть на потрясающие виды города.

Интересной особенностью старого города являются небольшие каналы, которые предназначались для борьбы с пожарами.


На Мюнстерплатц среди старинных зданий выделяется старая ратуша, построенная в 16 веке. Сейчас в ней располагается туристический информационный центр.


Новая ратуша - красивое здание в стиле эпохи Возрождения, построенное в конце 19 века на фундаменте старого исторического здания Университета.


Швабентор

Швабентор или Швабские ворота - символ Фрайбурга, одни из двух уцелевших средневековых ворот города. Были основаны в 13 веке.

Мартинтор - старейшие из сохранившихся старых городских ворот Фрайбурга. Являлись одними из первых фортификационных сооружений города и относятся к началу 13 века.


Одним из красивейших сакральных сооружений города является готическая церковь св. Мартина, основанная францисканцами в 13 веке.

Если хотите насладиться потрясающими видами Фрайбурга и подножиями Шварцвальда, то отправляйтесь на гору Шлоссберг, расположенную в 30 минутах ходьбы от старого города.

Как добраться во Фрайбург

Фрайбург считается самым южным городом Германии и насчитывает около 300 солнечных дней в году. В связи с этим Фрайбург вполне можно назвать климатическим городом-курортом. Расположенный в предгорьях Шварцвальда, Фрайбург с его чистым воздухом, благоприятным климатом и сохранившейся древней архитектурой считается одним из самых притягательных для туристов малых городов Германии.

Фрайбург расположен в Баден-Вюртемберге, на границе с Францией и Швейцарией. Удобнее всего сюда добираться из Штутгарта и Франкфурта – ближайших городов, имеющих международные аэропорты. Также добраться до Фрайбурга можно и из Карлсруэ, в этот город летают прямые рейсы из Москвы, организованные российской лоукост-компанией.

Как добраться до Фрайбурга из Штутгарта

Из всех городов Баден-Вюртемберга Фрайбург находится на самом большом удалении от Штутгарта, поскольку расположен южнее всего. Расстояние между Штутгартом и Фрайбургом составляет порядка 200 км. Добраться из одного города в другой можно на поезде или автобусе, также можно воспользоваться такси, в случае, если Вы прилетаете в Штутгарт поздно ночью, когда нет железнодорожных и автобусных рейсов.

Поездом или автобусом

Чтобы добраться из Штутгарта во Фрайбург на поезде, сначала необходимо из аэропорта Штутгарта попасть на центральный железнодорожный вокзал. Сделать это можно электричкой S2 и S3 (курсируют с 5 утра). Далее с железнодорожного вокзала Штутгарта можно добраться до Фрайбурга на поезде с небольшой пересадкой в Карлсруэ (прямых поездов нет).

Курсировать поезда начинают с 2.30 ночи и отбывают во Фрайбург каждый час. Время в пути, включая пересадку в Карлсруэ, варьируется от 2 до 3 часов. По маршруту курсируют скоростные поезда типа IC и ICE на обоих отрезках пути (Штутгарт-Карлсруэ и Карлсруэ-Фрайбург). Расписание поездов можно уточнить на ж/д сервисе . Билеты во Фрайбург можно приобрести онлайн, либо в билетных кассах ж/д вокзала Штутгарта.

Доехать до Фрайбурга из Штутгарта (из аэропорта, железнодорожного вокзала или автобусной станции) можно и на рейсовом автобусе. Автобусы начинают курсировать с 5 утра и осуществляют рейсы по маршруту до позднего вечера. Автобусные компании, которые занимаются перевозкой по данному маршруту, – это , Berlinienbus и DeinBus. Время в пути – около 3 часов. Большим преимуществом автобусов является отсутствие необходимости пересаживаться в Карлсруэ.

На такси

Самый дорогой, но зато круглосуточный способ добраться до Фрайбурга из Штутгарта – это воспользоваться услугами трансфера. Время в пути при переезде на такси займет порядка 2 часов 10 минут. Заказать такси можно на стойке информации в аэропорту Штутгарта, либо заранее через интернет на сайтах заказа трансферов , и других.

Как добраться до Фрайбурга из Франкфурта

Расстояние между Франкфуртом-на-Майне и Фрайбургом ещё больше – порядка 270 км. Преодолеть этот путь можно аналогично на поезде, автобусе или такси.

Поездом или автобусом

С главного железнодорожного вокзала Франкфурта ходят прямые поезда до Фрайбурга, время в пути при этом составляет от 2 часов 10 минут до 2 часов 40 минут, в зависимости от типа поезда. Поезда ходят с периодичностью 1 раз в час. Есть также варианты с пересадкой в Мангейме (короткая пересадка существенно не влияет на общее время в пути).

Если Вы планируете добираться до Фрайбурга прямо из аэропорта Франкфурта, то можно воспользоваться железнодорожной станцией Fernbahnhof, которая расположена прямо в здании аэропорта. Оттуда также ходят прямые и пересадочные поезда до Фрайбурга примерно с той же периодичностью – 1 раз в час. Расписание поездов можно уточнить на ж/д сервисе . Билеты во Фрайбург можно приобрести заранее онлайн, либо по приезду в билетных кассах ж/д вокзала Франкфурта.

Добраться до города-курорта из Франкфурта можно и на прямом автобусном рейсе, при этом время в пути увеличится до 4 с небольшим часов. Рейсы выполняют автобусные перевозчики и Berlinienbus, начиная с 04.30 утра и до позднего вечера. При покупке билета на автобус необходимо уточнять станцию отправления – это может быть аэропорт Франкфурта, его железнодорожный вокзал или центральная автобусная станция.

На такси

Время в пути на такси от Франкфурта до Фрайбурга займет около 2 часов 40 минут. Такси может стать удобным способом добраться до города, в случае, если у Вас большое количество багажа с собой, либо Вы прилетаете в ночное время, когда ни поезда, ни автобусы не ходят по маршруту. Заказать такси можно на стойке информации в аэропорту Франкфурта, либо заранее через интернет на сайтах заказа трансферов , и других.


Ed Dunens/Фрайбург

Отели Фрайбурга

Некоторые отели Фрайбурга предлагают уже включенные в стоимость завтраки, а вот парковочные места предлагаются не всегда, поскольку не каждый отель может позволить себе подземную парковку, а уличных парковок здесь почти нет, поскольку Фрайбург – город старинный с узкой городской планировкой, поэтому, если Вы арендуете авто, стоит заранее узнать о наличии парковочных мест у отеля.

Dorint An den Thermen Freiburg, 4 звезды

Отель расположен в 7 км от центра города, в тихих окрестностях, поблизости имеется автобусная остановка. Удобство расположения отеля заключается в том, что он находится в непосредственной близости от термального комплекса Keidel.

На территории отеля имеется 2 ресторана, бесплатная парковка, а также спа-зона и фитнес-центр. Стойка регистрации работает круглосуточно. Номера отеля делятся на классические, улучшенные, делюксы и джуниор сьюты. В стандартных номерах есть бесплатный вай-фай, спутниковое ТВ, мини-бар, фен, халат. Завтраки предоставляются за дополнительную плату.

Наилучшие оценки от гостей отель получил за чистоту в номерах, профессионализм персонала и удачное месторасположение. Заезд в отель осуществляется с 15.00, выезд – до 12.00. Узнать подробнее о наличии мест и стоимости проживания в отеле на конкретные даты можно на сайте бронирования Booking.com .

City Hotel Freiburg, 3 звезды

Отель идеально расположен относительно основных достопримечательностей города, поскольку находится в самом центре Фрайбурга. В отеле имеется небольшая частная парковка, где можно оставить авто (ограниченное количество мест). Для аренды места требуется предварительный заказ. Цена аренды – 10 евро в сутки.

В номерах отеля имеется всё необходимое: телевизор, рабочий стол, телефон, бесплатный вай-фай, фен. Завтраки включены в стоимость номера. Заезд в номера осуществляется с 15.00, отъезд должен производиться до 11.00.

Максимально высоко гости отеля оценили месторасположение, профессионализм персонала и чистоту в номерах. Узнать подробнее о наличии мест и стоимости проживания в отеле на конкретные даты можно на сайте бронирования Booking.com .

Hotel Rappen am Münsterplatz, 3 звезды

Отель расположен в центре Фрайбурга, в непосредственной близости от Соборной площади, а из окон отеля виден сам собор. В отеле нет собственной парковки, но можно воспользоваться услугами общественной парковки за дополнительную плату.

В отеле имеются одноместные и двухместные номера, а также семейные апартаменты. В номерах есть плоский телевизор, телефон, фен, полотенца. Завтраки включены в стоимость номера. На всей территории отеля предоставляется бесплатный вай-фай. Помимо этого, в отеле имеется своя терраса и ресторан.

Заезд осуществляется с 15.00, выезд – до 11.00. Наивысшие оценки гости оставили ресторану за месторасположение и чистоту в номерах. Узнать подробнее о наличии мест и стоимости проживания в отеле на конкретные даты можно на сайте бронирования Booking.com .


Jeremy Keith/Фрайбург

Достопримечательности Фрайбурга

Отправной точкой для осмотра Фрайбурга считается площадь , где сконцентрированы основные исторические достопримечательности. Главной достопримечательностью здесь считается собор Святой Девы Марии , самое помпезное здание города, имеющее высоту 116 метров и 16 колоколов внутри. Фрайбургский кафедральный собор, а именно так его ещё называют, построен в стиле готики с элементами романской архитектуры.

Вероятно, именно из-за стиля, а не только из-за своих размеров, здание производит такое грандиозное впечатление. Дата строительства собора относится к средневековью (1330), кроме того, собору удалось уцелеть во время бомбардировок Второй Мировой Войны, поэтому здание является аутентичным и единственным в своем роде памятником истории и архитектуры.

Помимо собора, на площади Мюнстерплатц расположено ещё несколько интересных зданий, таких как старая и новая ратуши (1559 и 1901 года постройки соответственно), рыночный дом (1532). На соседней площади – Августинерплатц – также расположено историческое здание Августинский музей , в котором собрана замечательная коллекция скульптур, икон и витражей. От обеих площадей отходят узкие улочки старого города, прогулявшись по которым, можно встретить ещё одну местную достопримечательность – башни Фрайбурга . Всего их насчитывается три (Мартинс Тор, Брайзахер Тор и Швабен Тор), и они разбросаны по разным местам города.


esclarabunda/Мюнстерплатц

Университет Фрайбурга, Ботанический сад, дендрарий Гюнтерсталь

Университет Фрайбурга, наряду с университетом Гейдельберга, считается одним из старейших учебных заведений Германии и давно уже стал самостоятельной местной достопримечательностью. Университетские помещения представляют собой исторические памятники, любопытные и для туристов. Например, университетская библиотека расположена в здании постройки начала 20 века в неоготическом стиле, а институт лингвистики и отдел истории в особняке 19 века в районе Хердерн.

Любопытным является и университетский ботанический сад, основанный еще в начале 17 века. В саду собрана гигантская коллекция растений, кустарников, цветов из разных уголков земли, именно поэтому посещать ботанический сад Фрайбурга интересно в любое время года.

Фрайбургский дендрарий также является собственностью университета. Здесь Вас ждет большое ботаническое разнообразие, редкие породы деревьев, которые были завезены со всего мира. Внутри дендрария проложены специальные пешеходные маршруты, которые позволяют исследовать место наилучшим образом. Вход в дендрарий Гюнтерсталь свободный, посещать его модно круглогодично.


Artep/университет Фрайбурга

Что посмотреть в окрестностях

Фрайбург, как и многие южнонемецкие города, находясь в окружении шварцвальдских гор, имеет живописные окрестности. Полюбоваться на город с высоты птичьего полета можно с многочисленных смотровых площадок, а по совместительству и горных вершин соседствующих возвышенностей. Бояться здесь особенно нечего, горы в Шварцвальде невысокие, к тому же повсеместно работают фуникулеры и канатные дороги для тех, кто сомневается в своих силах.

Ещё одной хорошей идеей может стать посещение из Фрайбурга местного парка развлечений – Европа-парка, который считается одним из самых крупных парков аттракционов Европы и по посещаемости уступает разве что парижскому Диснейленду.

Горные вершины Шлоссберг, Роскопф, Шаунисланд, канатная дорога и фуникулер

Горные вершины Шлоссберг, Роскопф, Шаунисланд расположены в ближайших окрестностях Фрайбурга, со смотровых площадок наверху открываются живописные пейзажи на природу края и на сам город. На Шлоссберг можно подняться на специальном фуникулере, на Роскопф и Шаунисланд по самой длинной в Германии канатной дороге. Канатные дороги весьма распространены в регионе Шарцвальд, т.к. являются самым удобным способом осмотреть вершины гор и живописные окрестности.


topdog5757/окрестности Фрайбурга

Европа-парк в Германии – известнейший развлекательный парк, в который стремятся попасть не только туристы из Германии, но и туристы со всей Европы. Тематически парк разделен на несколько секторов: страна приключений, королевство Артура и минипутов, сказочный лес Гримм, а также пострановое разделение – Германия, Франция, Англия, Греция, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Италия, Австрия, Португалия, Россия, Швейцария, Скандинавия, Испания. В секторе «Россия», например, можно найти так называемые «русские горки»! Всего же на территории парка более 120 различных аттракционов, перепробовать все не хватит и дня.

Парк открыт ежедневно с 9 утра до 6 вечера в летнее время, и с 11 утра до 7 вечера в зимнее время года. Стоимость взрослого билета составляет от 55 евро, детского – от 47. Билеты приобретаются единоразово и действуют в течение всего дня, т.е. нет необходимости покупать билет на каждый аттракцион отдельно. Билеты можно приобрести в кассах у входа (может быть очередь), а можно заранее в режиме онлайн на официальном сайте Европа-парка.

Добираться до Европа-парка удобнее всего из Фрайбурга, поскольку расстояние между городом и парком развлечений составляет всего 40 км. Фрайбург является ближайшим крупным городом в окрестностях парка. Первый вариант добраться до Европа-парка – это доехать до станции Рингсхайм (Ringsheim) на поезде и оттуда сесть на специальный шаттл № 7231, которые довозит посетителей прямо до главного входа Европа-парка. Региональные поезда Фрайбург-Рингсхайм ходят каждые полчаса с главного вокзала Фрайбурга. Время в пути – 30 минут. Уточнить актуальное расписание поездов можно на сайте европейских железных дорог Raileurope .

Второй вариант – это воспользоваться автобусом. Автобусы компании ходят с автобусной станции Фрайбурга до остановки Европа-парк Руст (Europa-Park Rust) 4 раза в день. Время в пути – 30 минут. Этот способ является более дешевым, тогда как преимущество поезда в том, что он ходит чаще.


Jeremy Thompson/Европа-парк

На юге Германии является Фрайбург. Численность населения порядка 200 тысяч. Из них около 30 тысяч студенты. Поэтому этот город называют еще самым молодым. Город был заложен в 1120 году на основе замка на Шлосберг. В середине XV века был открыт первый университет. За свою историю он пережил множество осад и разрушений. Его захватывали австрийцы и французы. В середине XIX века была построена железная дорога. Во время Второй мировой войны город был вновь разрушен в результате бомбардировок. Не пострадал только собор Мюнстер. Город расположен на границе с Францией и Швейцарией. Благодаря своей красоте, экологии и климату он стал заветной мечтой каждого второго немца.

Фрайбург - Мекка немецких туристов


Современный Фрайбург стал местом паломничества туристов. Ежегодно его посещают более 3 миллионов гостей. Отсюда начинается дорога в знаменитый Шварцвальд. В самом городе можно гулять по историческим улочкам, посещать кафе и бары, наслаждаться местной кухней. Знакомство с городом начинается с посещения собора Мюнстер , еще издали завидев пирамиду его башен. Собор начинался строиться в позднероманском стиле, однако в моду в это время пришла французская готика и архитектура собора изменилась. Он отделан яркими витражами XII-XIV веков, которые создавали местные ремесленники. Над собором 116-метровая резная башня, поднявшись на которую можно любоваться всем городом. А также здесь есть не совсем соборные фигурки. Одна из них представляет собой голый зад. Легенда гласит, что он обращен в сторону жилища горожанина, который не пожертвовал ни пфенинга на строительство собора. Собор отличается большим нефом и прекрасными стрельчатыми арками.

Затем начинается осмотр здания городского совета. Его главный вход выполнен в стиле Возрождения. Над входом 2 льва, держащие городской герб. На площади Мюнстерплатц в начале XVI века был построен торговый двор. Сейчас в его четырех помещениях проводятся различные мероприятия. На улице идет строго регламентированная торговля. С одной стороны торгуют местным товаром. С другой – заморским.

По всем улицам устроены канавки, в которых журчит бегущая с гор прозрачная вода. Согласно поверью каждый, кто наступит в канавку, тот обязательно женится или выйдет здесь замуж.

После памятника Бертольду Шварцу, европейскому изобретателю пороха появляется знаменитый отель «У красного медведя». Местные жителя абсолютно уверены в том, что это самый старый отель в Германии. Не согласиться с этим – кровно обидеть фрайбургцев. В здешнем пансионате на Вальтштрассе учились и жили сестры Марина и Анастасия Цветаевы. В память об этом на его стене установлена мемориальная доска.

В город раньше можно было войти через Швабские ворота. Сейчас на них висит изображение с очень интересным сюжетом, который до сих пор рассказывают гостям и туристам. Один богатый, но не очень умный купец решил купить город, уплатив за него 2 бочки золота. Когда бочки открыли, то там вместо золота оказался песок. Это жена купца из жадности заменила золото на камни и песок. О дальнейшей судьбе супруги легенда умалчивает. Однако местным жителям этого показалось мало, и они утверждают, что здесь когда-то учился Ломоносов, хотя на самом деле этого не было. А вот Эразм Роттердамский действительно здесь учился и преподавал.

Фрайбург известен и как место проведения различных фестивалей. Праздник вина отмечается возле собора. Фестиваль музыки проводится за городом. Фестиваль электронной музыки Sea of Love проводится у озера.

Видео о Фрайбурге


Достопримечательности Фрайбург

Уникальность города начинается прямо с железнодорожного вокзала. Все достопримечательности словно выстроены в линейку и следуют одна за другой, что особенно удобно для туристов. После вокзала перед глазами вырастает здание городского театра, фасад которого украшает лепнина. Напротив установлен мемориальный камень на месте разрушенной синагоги. Рядом с красным зданием университета установлена конная статуя, являющаяся композиционным центром фонтана Бертольда. Самая юная достопримечательность города – Музей современного искусства. Даже здание говорит о современном содержании экспозиции. Albert-Ludwigs-Universitaet Freiburg является одним из старейших университетов Германии. Сюда со всего мира едут те, кто хочет усовершенствоваться во владении немецким языком. По своим усилиям на сохранение природных ресурсов город входит в первую десятку городов Европы. В районе Фаубан запрещено автомобильное движение. Здесь можно передвигаться только на велосипедах.

Красота окружающих город пейзажей известна на весь мир, а климат Фрайбурга считается самым благодатным во всей Германии. Нигде больше нет столько солнечных дней, сколько их здесь. Несколько горнолыжных курортов, знаменитых термальных источников, хрустальных горных озер – все это Фрайбург. Венчает все это самый большой в Европе аквапарк. Но излюбленным местом проведения отпусков является Шварцвальд – черный лес. Зимние лыжные трассы, буйно цветущие весной леса, навевающие прохладу озера. Более половины деревьев – хвойные. Этот лес покрывает горный массив с множеством деревушек из сказок Гофмана. Здесь хорошо обустроенные курорты с минеральными источниками.

Добраться до Фрайбурга из-за отсутствия международного аэропорта можно прилетев в Базель или Франкфурт-на-Майне. Оттуда автобусом менее часа езды. Кроме того из Москвы до Фрайбурга можно доехать и комфортным поездом.

Сегодня при строительстве и покупке жилья в России практически никто не задумывается о стоимости содержания дома, его влиянии на окружающую среду и в целом о жизни дома в будущем. Тема экологического строительства поднимается достаточно редко, даже присваивать классы энергоэффективности стали относительно недавно.

Пока жители и девелоперы ни финансово, ни культурно не заинтересованы думать о завтрашнем дне, поэтому экологическое строительство остаётся исключением в жилье и офисах бизнес-класса. Тем временем не так далеко от вас с нами устойчивое жильё стало нормой и существует с прошлого столетия. Далее текст и фотографии Марии Мельниковой:

Фрайбург — небольшой город на юго-западе Германии, расположенный между Базелем, Страсбургом и Штудгартом. Фрайбургский университет, где учились Эразм Роттердамский и Мартин Хайдеггер, — это и главная городская достопримечательность, и главный работодатель, и причина постоянного прироста городского населения.

Возможно, именно высокая доля студентов и университетских работников объясняет тот факт, что Фрайбург стал один из пионеров экологического движения. Все началось в 70-ые годы XX века с протестов жителей против строительства атомной электростанции. В последующие 40 лет город планомерно внедрял экологические идеи: например, в 1977 открылся , в 1994 построили первый в мире дом, который производил больше энергии, чем потреблял, в 2014 запустили индустриальную зону с минимальным экологическим следом , а в 2017 даже отказались от одноразовых стаканов для кофе. Во Фрайбурге реализовали , которые легли в основу политики устойчивого развития в Европе и в мире.

А еще Фрайбург заслуженно носит звание “столицы экологического строительства”. В 90-ые в ответ на острую нехватку жилья началось строительство крупного жилого массива Ризельфельд (Rieselfeld). Параллельно стал развиваться район Вобан (Vauban) на землях, откуда съехала французская военная база. Оба района создавались с учетом ключевых принципов экологического девелопмента, но в реальности они получились совершенно разными.


Районы расположены на окраинах города. Но туда ходит трамвай, а сам Фрайбург небольшой по площади, поэтому в этом случае принцип “развитие окраин — это не экологично” не применяется.

Ризельфельд — идеально спланированный эко-район

Ризельфельд расположен на западной окраине Фрайбурга, на территориях, которые более 100 лет занимала канализационная инфраструктура. Для баланса между застройкой и природными территориями из 320 гектар освободившейся земли под застройку отвели только 70, а оставшиеся 250 гектар превратились в охраняемый природный заповедник.

Идеи для застройки Ризельфельда разрабатывались с помощью серии архитектурных конкурсов 1991-1992 гг. Крупные жилые массивы Фрайбурга, построенные в XX веке, чаще всего имели линейную или открытую планировку, поэтому идея о создании района с квартальной застройкой и приватными дворами для того времени была революционной. Главной осью нового района стала коммерческая улица с трамвайной веткой. В центре расположена небольшая площадь, за которой начинается парк. Вокруг этих пространств сконцентрирована основная инфраструктура района — школы, церковь, культурный и спортивный центры, необычные по своей архитектуре. Размеры кварталов — 70 на 130 метров, в центральной части застройка пятиэтажная, а на окраинах встречаются таунхаусы.

При создании района большое внимание уделялось экологическому планированию. Была реализована сложная процедура очистки почвы. Ориентация застройки содействует энергоэффективности, энергопотребление зданий не превышает 65 кВт на кв.м. в год. Во многих домах используются альтернативные источники энергии — солнечные батареи, тепловые насосы и камины. Реализована система сбора и очистки дождевой воды, район пронизывает сеть озелененных пространств, связанных с окружающими природными территориями.

Для управления развитием района администрация Фрайбурга создала отдельную проектную команду с участием компании Kommunalentwicklung LEG из Штудгарта, которая специализируется на развитии городской инфраструктуры. Данная команда координировала деятельность коммерческих девелоперов.

В 2015 году строительство района было завешено. Сегодня здесь проживает 10,5 тысяч человек и расположено около тысячи рабочих мест. В районе действует несколько ассоциаций жителей, в культурном центре ежемесячно проводятся разнообразные события. Казалось бы, район соответствует всем принципам комфортной городской среды, к которым мы стремимся сегодня — человеческий масштаб, активные первые этажи, разнообразные фасады, качественные и зеленые общественные пространства, безопасные улицы. Но все-таки чего-то не хватает. Особенно явно это ощущается, если сравнить Ризельфельд со вторым новым экорайоном Вобан.

Вобан — люди создают место

Судьба района Вобан складывалась несколько иначе. Городские власти не думали об этой территории как о жилой, возможность для ее застройки появилась только в 1992 году, когда французская армия освободила территорию площадью 40 гектар на юго-востоке города, застроенную зданиями “барачного” типа.

Инициатива пришла со стороны жителей — в 1993 году, когда земля еще принадлежала федеральному правительству, студенческие ассоциации выступили с инициативой превращения нескольких “армейских бараков” в жилье для студентов и заключили официальный арендный контракт. В 1994 году организация Independent Housing Project LLC (SUSI GmbH), также созданная жителями Фрайбурга, выкупила несколько зданий у федерального правительства и запустила процесс их реновации. Пока город занимался вопросами выкупа земельного участка, группа заинтересованных горожан создала ассоциацию Форум Вобана(Forum Vauban e.V.) для обсуждения вопросов использования этой территории для решения проблемы доступного жилья во Фрайбурге. Организаторами ассоциации выступили только 7 человек, но спустя 2 месяца уже 60 человек встречались на регулярной основе, а в 2003 году число активных участников превысило 400 человек.


Таким образом, с самого начала жители были активно включены в процесс развития территории. Форум Вобана стал связующим звеном между жителями и городской администрацией, эта независимая структура организовывала обсуждение принципов развития района, работала с инициативными группами, которые были готовы совместно строить многоквартирные жилые здания (в Германии такие группы носят название Baugruppen). С 1996 по 2000 год каждую неделю проходило около 4 встреч, посвященных тому или иному вопросу развития района. На регулярной основе действовали тематические рабочие группы.

Для управления развитием территории городская администрация организовала Совет по развитию района (Vauban city planning council), куда входили представители Форума Вобана и разных департаментов городской администрации.

В результате, большая часть зданий в Вобане построена частными группами жителей и жилищными кооперативами, а не профессиональными девелоперами. Сегодня в районе проживает около 5,5 тысяч жителей. “Кооперативный дух” района заметен невооруженным глазом — здесь много городских огородов, самодельных приключенческих детских площадок, семейных кафе, а коммьюнити-центр заполнен даже днем в будний день. Двух- и трехэтажные дома причудливые и не похожие друг на друга, прилегающие к ним участки выглядят “по-дачному”, некоторые постройки до сих пор напоминают сквоты. Первоклассники самостоятельно добираются домой из школы и строго смотрят на чужаков, прогуливающихся по району. Социальный контроль здесь действительно работает, по статистике, Вобан — самый безопасный район Фрайбурга.

Экологические ценности — не пустое слово для жителей, ходят слухи, что если пройтись по улице с пластиковым пакетом из большого супермаркета, можно поймать множество неодобрительных взглядов, а таксисты часто интересуются у жителей Вобана, как они вообще там живут.

Как и Ризельфельф, Вобан соответствует принципам экологического девелопмента, только экология здесь порой более даже радикальная — есть много домов с нулевым потреблением энергии, за парковку у дома нужно заплатить 18 тысяч евро, все большие деревья при строительстве были сохранены, выделены игровые улицы, на которых можно ездить только со скоростью 7 км/час, а дома увиты зеленью так сильно, что фасад иногда даже не видно. Также у района есть собственная когенерационная электростанция, работающая на биогазе с рекордным КПД 96% .

Интересно, что приватных территорий и дворов тут практически нет (только небольшие садики у домов), а общественные пространства делятся на публичные и полу-приватные. Структура застройки скорее линейная, в чем-то наследующая старый план застройки военной базы.

Вобан прославил Фрайбург на весь мир, о районе написали на главной странице Нью-Йорк Таймс, ему была посвящена экспозиция на Экспо в Шанхае. В Вобан приезжают мэры городов со всего мира, их главный вопрос — нужно ли учить людей экологическому образу жизни до переезда в эко-район или они автоматически начинают вести себя экологично после того, как переедут сюда?

Ответ жителей Вобана — “learning by planning”. Именно в процессе обсуждений, планирования, совместной работы “строительных групп” они стали тем сообществом, которое создает это место. Вобан уникален, потому что таким его сделали жители. В сообществе существует опасение, что когда старые жители будут заменяться новыми, дух района будет потерян. Поэтому в 2010 организация ‘Quartiersarbeit’, которая пришла на смену Форуму Вобана, запустила серию воркшопов ’Vauban 10 plus’, посвященных обсуждению дальнейших планов развития района, в том числе его адаптации для подрастающих детей и нужд старшего поколения.

Вобан vs Ризельфельд

У районов примерно одинаковая плотность населения, 150 и 140 человек на гектар соответственно, но структура застройки и характер места совершенно разные. Идеально спланированный Ризельфельд кажется пустынным и безликим, а Вобан — уютным, живым и необычным.

Интересно, что предыдущему мэру города Ризельфельд нравился больше, чем Вобан. Мол и здания там симпатичнее, и общественные пространства не самодельные, и церковь красивая, и вообще как запланировали, так все и сделали. Но Вобан уж точно обошелся городу дешевле — здесь нет уникальных архитектурных сооружений, ряд инфраструктурных объектов жители создали самостоятельно, а трамвайную ветку туда протянули только в 2006. Несмотря на эти “недостатки” район всегда был более привлекательным, чем Ризельфельд, в котором до сих пор продаются квартиры.

Также есть мнение, что именно благодаря тому, что городские власти были заняты созданием Ризельфельда, в Вобане удалось реализовать полноценное участие горожан  —  у властей просто не было достаточно времени на сопротивление планам жителей.

Исследователи отмечают, что люди, принимающие решения, часто фокусируются на технических аспектах экологического девелопмента, таких как уменьшение энергии, использование эко-материалов и озеленении, забывая о важности социального капитала и социальных связей. А ведь социальная составляющая — важный элемент понятия “sustainability”, без которого место не станет действительно устойчивым. Но развить социальные связи куда сложнее, чем построить дома. И району Вобан повезло, что нашлись люди, которые сделали его таким уникальным.

Сегодня российские девелоперы начинают задумываться о том, как содействовать развитию социальных связей между жителями комплекса, закладывают в проекты городские огороды и коммьюнити-центры. Но, наверное, настоящее сплочение происходит только когда жители “строят район вместе”, т.е. непосредственно участвуют в планировании и строительстве своих домов и создании необходимой инфраструктуры (“построить дом” как базовая задача человека в народной мудрости). Но в условиях современных городов подобных примеров практически нет. И, пожалуй, Вобан является одним из самых масштабных реализованных проектов, доказывающих преимущества такого подхода.


Мастер-план, занявший 1 место на конкурсе (FELIXX + CITYFÖRSTER)

P.S. : Сейчас Фрайбург приступает к планированию еще одного нового района Dietenbach , площадью около 100 гектар. Интересно, по какому пути пойдет его развитие? Пока что городская администрация провела конкурс и выбрала концепцию, по типологии скорее напоминающую Ризельфельд. Идет активный процесс общественных обсуждений.

Интересно, появятся ли у жителей инициативы, подобные тем, что были в Вобане? И будет ли городская администрация содействовать этому процессу?

Дополнительная информация.

Публикации по теме