Саудовская аравия и египет решили построить огромный мост через красное море. Туманные очертания моста через красное море Проект моста через красное море

Президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, прибывший в Каир с пятидневным визитом, заключили соглашение о строительстве моста между двумя государствами через Красное море.

По словам короля Салмана, строительство моста будет способствовать развитию торговых отношений между двумя государствами, которые являются давними союзниками.

Известно, что президент Египта предложил назвать мост именем короля Саудовской Аравии. Предложения о строительстве переправы между двумя странами выдвигались и ранее, но так и не были воплощены в жизнь.

Президент Египта подчеркнул, что подписание соглашения открывает "новую главу" в отношениях с Саудовской Аравией.

Этот проект предложил покойный саудовский король Фахд ибн Абдель Азиз ас-Сауд еще в 1988 году, однако президент Египта Хосни Мубарак был категорически против строительства. Египетские СМИ сообщают, что Мубарак находился под давлением Израиля, который не заинтересован в установлении прямого сообщения между крупными арабскими странами.

Гигантский мост планируется построить над заливом Акаба, который разделяет восточное побережье Синайского полуострова с западным побережьем Саудовской Аравии. Он будет соединять мыс Насрани, расположенный недалеко от известного египетского курорта Шарм-эш-Шейх, с мысом Хамид на северо-западе Саудовской Аравии.

Согласно проекту, мост, протяженность которого составит 50 километров, свяжет обе страны в районе Тиранского пролива у входа в Акабский залив. По первоначальной оценке, стоимость его строительства составит около 3 миллиардов долларов.

По мнению специалистов, сооружение моста через Акабский залив принесет огромную выгоду не только Египту и Саудовской Аравии, но и всем арабским странам Северной Африки и района Персидского залива. Значительно облегчится и транспортировка грузов, и условия пассажирского сообщения, что особенно важно для сотен тысяч паломников, совершающих хадж или умру (малый хадж), к мусульманским святыням Мекки и Медины.

По предварительным расчетам, строительство моста, проезд по которому будет платным, окупится за десять лет.

В настоящее время единственная сухопутная дорога из Египта в Саудовскую Аравию лежит через территорию Израиля.

Во время визита короля Саудовской Аравии в Египет было достигнуто соглашение, в том числе, о строительстве моста через Красное море, призванного соединить два государства, сообщило информационное агентство France Presse. Об этом заявил король Саудовской Аравии Салман бин Абд аль-Азиз, выступая перед церемонией подписания 24 инвестиционных контрактов. Саудовская Аравия предоставит Египту 20 миллиардов долларов на закупку энергоносителей, что обеспечит потребность страны на пять лет. Речь идет о ссуде, а не о подарке. Еще одна целевая инвестиция - 1.5 миллиарда долларов на развитие Синайского полуострова. Эта территория является наиболее проблемной с точки зрения безопасности, так как там орудует террористическая организация «Вилаят Синай», связанная с «Исламским государством». Египетская сторона также заявила, что объем саудовских инвестиций в итоге может составить 60 млрд долларов.Саудовский монарх прибыл в Каир 7 апреля с двухдневным визитом. Он впервые посетил Египет после восшествия на престол.

С тех пор как древние египтяне удивили мир своими пирамидами, гигантомания не оставляет в покое нацию. Появляются проекты, призванные продолжить славное дело предков. К счастью обычно на это не хватает денег, но иногда их подкидывают соседи и инвесторы. Так появился Суэцкий канал, и Ассуанская плотина. Встреча президента Сиси и короля Саудовской Аравии Салманом в нечастом заграничном визите последнего оживила еще один проект планетарного уровня: строительство моста через Красное море.

На встрече руководителей Египта и КСА было принято решение о возобновлении проекта строительства моста через Красное море. Мост соединит Саудовскую Аравию и Египет, пройдя от Шарм-эль-Шейха через остров Тиран до Рас аль-Шейх Хамида на севере королевства. Это не новый проект: его собирались реализовать еще при Хосни Мубараке. Президент-исламист Мухаммед Мурси проект закрыл, так как по некоторым и вполне обоснованным расчетам он нанесет серьезный ущерб коралловым рифам Красного моря и всей морской фауне. Сейчас король Саудовской Аравии пообещал на проект 20-30 миллиардов долларов и проект оживили снова.

Место, по которому пройдет мост Египет-Саудовская Аравия

Учитывая гористый характер острова строителям придется обходить его берег по коралловым банкам. Это будет действительно крупнейшая «военная операция» против коралловых рифов за всю современную историю. Также не вполне понятно, какими средствами будет обеспечиваться доступность пролива для кораблей Израиля и Иордании.

Смысл проект моста между Египтом и Саудовской Аравией

Экономическая осмысленность проекта не угадывается. Да, Египет заинтересован в туристах. Но туристы из стран Персидского залива прибывают в Египет и без пешего перехода. У них достаточно денег для путешествия самолетом. Египтяне, в процессе Хаджа, путешествуют в королевство также самолетами (кто побогаче) и паромом из Сафаги (кто победнее). Египетские гастарбайтеры также без особых препятствий находят путь в Саудовскую Аравию. Для Египта смысл моста заметен в инфраструктурном развитии Южного Синая и получения рабочих мест. Но тридцать миллиардов можно было бы использовать и для более благих, хоть и менее заметных целей, например на ирригацию. Эта инвестиционная активность принесет реальную пользу Египту, все глубже зарывающемуся в торговый дефицит.

Обозреватели угадывают в проекте скорее политико-символический смысл, столь важный в арабской культуре.

КСА сколачивает коалицию для борьбы с шиитами, т.е. с Ираном. Видимый символ единства в этом вопросе крупнейшей арабской страны и богатейшего нефтяного экспортера — упомянутый мост. Стоит ли этот символ тридцати миллиардов решает престарелый король Аравии, о котором злые языки распускают слухи медицинского характера.

О символическом значении символов

Хорошо помнится история другого символа, кстати имеющего куда большее значение, чем мост через море. Это

8 апреля, Египет и Саудовская Аравия подписали соглашение по делимитации морской границы между государствами, в соответствии с которым находившиеся под управлением Каира спорные острова Тиран и Санафир, на входе в стратегический залив Акаба КСА, в Красном море отошли Эр-Рияду.

Нынешний прорыв в переговорах произошел после 11 дипломатических раундов переговоров, которые длились в общей сложности шесть лет. Есть все основания полагать, что, если бы не тяжелейшее финансовое положение Египта, то вопрос о передаче островов еще долго бы оставался нерешенным. Согласно коммюнике кабинета министров, такой шаг «позволит обеим сторонам извлечь выгоду из исключительной экономической зоны». Подписанный документ должен быть еще ратифицирован парламентом.

Надо ли говорить, что на такой спорный шаг вызвал в Египте более чем противоречивые отклики. Часть экспертов и оппозиционные движения уже поставили под сомнение законность передачи Каиром островов под юрисдикцию Саудовской Аравии, заявив, что подобный отказ от принадлежащей египетскому народу собственности и ресурсов противоречит конституции.

Между тем, определение официального статуса островов совпало с подписанием еще одного важного соглашения - строительства крупнейшего через Красное море, как раз через два переданных под саудовскую юрисдикцию острова. При этом договор о строительстве переправы вошел в большой пакет межгосударственных сделок объемом 20 миллиардов долларов.

Предполагается, что он свяжет Шарм-эш-Шейх и Рас-Хамид (север Саудовской Аравии, что позволит проезжать из Египта в королевство за 20 минут. Идея такого моста обсуждается еще с 1988 года, причем в разное время этот мост был и просто автомобильным, и железнодорожным, и смешанным. По нынешнему замыслу мост будет иметь порядка 32 километров в длину и более 80 метров в высоту. Ориентировочная стоимость этого сооружения оценивается примерно в 3-4 млрд долларов США, и строить его планируется примерно семь лет. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси сказал, что мост будет назван в честь короля Сальмана.

В тоже время, однозначного мнения и целях и задачах этого проекта в экспертной среде не существует. Более того, сама концепция моста между двумя странами подвергается, в общем-то, логичной критике. В том числе и чисто экономический аспект. С точки зрения товарооборота между странами мост, безусловно, будет облегчать транспортировку грузов, но настолько ли двусторонний товарооборот значим, для подобного рода масштабных инвестиций, вопрос дискуссионный. По оценке многих аналитиков, по крайней мере, не настолько, чтобы строить мост.

Тогда в чем суть этого проекта? С экономической стороны проект строительства моста себя не вполне окупает. Есть еще теоретическая история налаживания скорого пути для совершающих хадж, и превращение АРЕ в некую транзитную с этой точки зрения страну. Но это очень условная выгода в силу квотирования паломников, и развитой системы воздушного транспорта, которым паломники традиционно пользуются. С военной точки зрения, каких либо очевидных стратегических выгод, также не просматриваться.

Очень многое указывает на то, что речь идет о своего рода «дымовой завесе» по прикрытию фактической продажи островов Тиран и Санафир. Необходимость чем-то мотивировать передачу двух спорных островов перед оппозицией и населением стоит очень остро. Это должны быть некие глобальные и долгосрочные перспективы, и мост как раз удовлетворяет этим требованиям. В таком случае, подписание подобного соглашения выступило в качестве своего рода индульгенции для египетского президента А.Ф,ас-Сиси.

Вторая причина – для жителей Северного Синая подобный проект сулит создать не менее 300 тыс. рабочих мест в течение ближайших пяти лет. Тем самым создается некая альтернатива обычному для этих мест занятию - контрабанде всего и вся, в том числе и оружия в сектор Газа.

На первый взгляд все выглядит более-менее гладко, но вот просчитывает ли А.Ф.ас-Сиси политические последствия для своей личной популярности внутри страны - это вопрос. Высший совет вооруженных сил страны раскололся по этому вопросу и в конце концов большинством голосов рекомендовал президенту воздержаться от передачи островов.

Кроме того, по оценкам биологов, строительные работы и бурение приведут к угнетению коралловых рифов, которые очень чувствительны к чистоте воды, что нарушит уникальную экосистему Красного моря. Это в свою очередь может ударить по туристическому сектору — одной из самых приоритетных и прибыльных экономических отраслей Египта.

Необходимо понимать, что такого рода территориальные уступки, задевают некую обостренную национальную гордость египтян, которые считают себя до сих пор главной движущей силой в регионе.

Соответственно, если в ближайшее время египетский президент не сможет подтвердить эти ожидания конкретными делами, то саудовских денег может и не хватить для того, чтобы сдержать социальные протесты. Остаются вопросы и в отношении реальности реализации этого проекта. Слишком уж «зыбучими» выглядят пески, на которых суждено зиждется этому «Колоссу» современного Ближнего Востока.

Публикации по теме