Вестибюль станции китай город. Станция метро «Китай-город»: история и современное описание

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.

Станция «Китай-город»

Станция была открыта для пассажиров 3 января 1971 года в составе Таганско-Краснопресненской линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Ногина (до 05.11.1990).

Нынешнее название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.

В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Впрочем, такая пересадка возможна только при неизменном направлении движения (с юга на север, с севера на юг); в противном случае приходится переходить по лестничному переходу в параллельный зал; попасть в лестничный переход можно из центральных частей залов. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова).

Станция «Китай-город » расположена в районах Басманный и Тверской на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

Ст.м. Китай-город September 4th, 2015

Станция "Китай-город" первая станция Московского метрополитена с кросс платформенной пересадкой. Это крайне удобно, если вы едете с севера на юг ли наоборот с юга на север и вам надо перейти с Калужско-Рижской линии на Таганско-Краснопресненскую. Для этого достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Тот факт, что поезда на обоих платформах едут в одну сторону меня завораживал еще в детстве. Стоишь у двери, поезд заезжает на станцию и с другой стороны поезд тоже едет в ту же сторону с такой же скоростью. Они вместе останавливаются. После этого правда толпа сломя голову бежит на другую сторону платформы, чтобы запрыгнуть в поезд, такое ощущение, что это самый последний поезд.
По сути "Китай-город" это две станции, две платформенные части, но из-за того, что поделить их ну совершенно никак не возможно будем смотреть их как одно целое но в рамках как Ралужско-Рижской, так и Таганско-Краснопресненской линий.

ТТХ станции. Странно, что пишут про 1970 год, во всех других источниках - 1971 год. В полную силу станция заработала после открытия участка "Баррикадная" - "Китай город" в 1975 году.

Вот интересные кадры со строительства.

Удивительно, что находящаяся в самом центре "Площадь Ногина" побывала даже конечной Калужского радиуса, после того, как в 1971 году был открыт участок от "Октябрьской" до "Площади Ногина", потом через год достроили северный участок и линия приобрела свое нынешнее название "Калужско-Рижская".

Вот уже почти готовая станция. Урны! Урны на станции. Эх. Теперь такого не делают. Что угодно ставят на новых станциях ИНФОSOSы, вот недавно даже поставили на ст.м. "Проспект Мира" туалет, а урны ставить все еще боятся.

Открытие станции. Перерезают ленточку. В зале "Гармошка"

А вот зал "Кристалл". Тут очень модная в 70-е отделка с чеканкой по верху колонн. Очень она мне отчего то запомнилась еже с детства.

Подуличник с прикольными перильцами по верху парапета. Тут же старое название не только станции, но и улицы Варварка.

Выход у Политехнического музея и крутейшие советские транспаранты.

1. У станции 11 (!!!) выходов в город. 6 из северного вестибюля и 5 из южного. Спускаемся со стороны Новой площади.

2. У станции два подземных вестибюля. Мы сейчас направляемся в северный. Перед входом гермозатвор за этими полосатыми дверями.

3. Забавно что станцию в 1990 году переименовали в "Китай-город", хотя формально все выходы со станции находятся за пределами китайгородской стены, огораживающей непосредственно Китай-город от Белого города. Логичнее было бы назвать станцию "Площадь Варварские ворота", уж если хотели привязать название к названию местности наверху, тем более, что площадь Ногина наверху переименовали обратно в площадь Варварские ворота.

4. В самом вестибюле еще старые валидаторы. На полу асфальтовое покрытие. А вот потолок оформлен очень неплохо, чем-то перекликается со ст.м. .

5. Спускаемся вниз. Станция с кросс платформенной пересадкой. Если тут пойти направо, то выход на платформу с поездами которые идут на юг, а если пройти дальше, то с поездами идущими на север. Станция первая в московском метрополитене с кросс платформенной пересадкой с Калужско-Рижской на Таганско-Краснопресненскую линию. И если вы едете с юга на север или наоборот, то, как я уже говорил, чтобы перейти на соседнюю ветку достаточно просто перейти на другую сторону платформы. Удобно, но те, кто не часто пользуется этой пересадкой, путаются. Между двумя этими залами расположен гермозатвор.

6. В торце бюст Ногина. Слава богу его не демонтировали, а оставили тут стоять. Хорошая, качественная работа архитектора А.П. Шлыкова.

7. Спуск на платформу.

8. Южный вестибюль тоже подземный. Тут всегда отчего то бывает много голубей. Особенно летом. Оттого весь пол загажен птичьим пометом. Но в последнее время я вижу, что голубей в переходах почти не стало, наверное как-то удалось отвадить этих птиц от спуска в переход.

9. Тут окошечки касс, которые теперь не работают. А ведь вынести кассы из вестибюля - это как раз таки модный тренд, многие современные станции делают именно так. Прозрачные окна закрыли чем то выкрашенным в ужасный синий цвет. Сейчас в переходах вовсю идет ремонт, может быть и тут сделают что то поприличнее. Все таки одна из самых центровых станций, всякие туристы ходят и наверное удивляются отчего тут такой ужас.

10. Входные двери. Линия витража идет сплошной ниткой. Посередине вход в вестибюль.

11. Слева выход из зала западной платформы "Кристалл".

12. Двери старые, может во время реконструкции их поменяют на новые нержавеющие.

13. Кассы находятся как раз напротив входных дверей.

14. Валидаторы старые, а вот будка дежурного уже новая из блестящей нержавейки.

15. С другой стороны выход из зала восточной платформы "Гармошка".

16. На каждую платформу из южного вестибюля ведет эскалатор.

17. Еще раз, очень милая подсветка потолка.

18. Спускаясь на платформу "гармошка" можно увидеть олдскульную будку дежурного у эскалатора.

19. На кристальной платформе уже не такая прикольная будка. И там и там старые эскалаторы. Хотя проблем у пассажиров, когда дойдет до их замены, быть не должно. Можно перекрыть один спуск, поменять оборудование, а потом выполнять работы на другом спуске. Перед входом на платформу традиционный гермозатвор.

20. Интересно, что станция имеет два зала (по сути это две станции) с различной архитектурой. Конструктивно обе колонные станции глубокого залегания. Но художественное оформление различное. Причем какой-либо особой теме оно не посвящено. Начнем с западной станции. Платформа "Кристалл". Название получила из-за характерной формы отделки колонн и чеканки оформления карниза. Чеканкой же оформлены и вставки на путевой стене.

21. Отделка путевой стены, пола и колонн - светлый, приятный глазу камень. Колонны реально очень круто сделаны, сложная такая форма, действительно навевает мысль о каких то кристаллических структурах.

22. На самом деле пассажиропоток через станцию "Китай-город" довольно значительный, но бывают и моменты, когда почти никого на платформе нет.

23. Кроме всего прочего, крутейший чеканный карниз скрывает светильники, которые дают свет на станции. Как всегда такой прием позволяет отказаться от болтающихся светильников на потолке.

24. Пространство между колоннами забрано такими вот решетками.

25. Через них видны светильники.

26. Еще раз взглянем на "кристаллический" зал.

27. Соседняя платформа "Гармошка", чтобы перейти на нее с предыдущей можно воспользоваться переходом в центре зала, а также переходом в торце со стороны северного вестибюля. Это вид со стороны эскалаторов. Тут также перед платформенной частью гермозатвор.

28. Здесь колонны отделаны в стиле, действительно чем то напоминающем меха гармони. Карниза над колоннами никакого нет, и соответственно светильников за ними, тут светильники на потолке. По середине платформы переход на западную платформу, к поездам, следующим на юг.

29. Над путями в боковых частях платформы светильники не симметричные, они светят только в одну сторону.

30. Колонны, кстати отделаны камнем разного цвета, поглядите на предыдущие пару фото.

31. В целом эта платформа конечно проигрывает по крутизне отделки соседней.

32. Кстати на путевой стене такие вот факелы с советской символикой. Всегда думал, что это в честь олимпиады, но это совсем не так. Станции открылись задолго до Олимпиады-80.

33. На путевой стене можно различить оставшиеся отверстия от букв с предыдущим названием станции "Площадь Ногина".

34. Все, едем дальше. Раз уж мы в зале восточной платформы, то, соответственно поедем на север.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Оба зала «Китай-города» - колонные станции глубокого заложения (глубина - 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова - Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (восточный станционный зал) , Л. В. Малашонка (западный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы) . Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия , находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину , А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу .

«Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой : для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую . Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская », «Третьяковская », «Парк Победы », «Кунцевская » и «Петровско-Разумовская ». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост » и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская »), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская » и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская »).

Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны , по три в каждом зале . В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм , вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл» ). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами , которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором , полы - кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей .

Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов - «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен - белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита .

Метро «Китай-город» - это, пожалуй, одна из самых интересных станций столичной подземки. В южном вестибюле можно увидеть подлинный фрагмент белокаменного фундамента, который некогда принадлежал древней башне Китай-города, а внутреннее помещение располагается на том же месте, где давным-давно был построен Белый город.

Кроме этого, ценителей истории заинтересует надпись, выполненная рукой Ее можно обнаружить, если спуститься в подземный переход у входа в Политехнический музей.

Метро «Китай-город». Общая информация и история

Расположенное между «Таганской» и «Кузнецким мостом», «Китай-город» метро является важным пересадочным узлом столичного метрополитена. Станция считается кроссплатформенной. Это означает, что в этом месте пересекаются сразу две ветки: Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская. Кроме того, заметим, что это первая точка такого рода в Москве, и изначально она создавалась как опытная.

Станция метро «Китай-город» начала свою работу в январе 1971 года, став составной частью двух радиусов, Калужского и Ждановского. Хотя нельзя не отметить, что изначально высадка пассажиров производилась в одном зале, а посадка в другом. И только спустя пять лет, перед самым Новым годом, обе стороны заработали полноценно.

История названия этого места весьма интересна. До 1990 года данный транспортный узел носил название «Площадь Ногина».

На момент принятия решения о переименовании у администрации города было уже несколько рабочих вариантов. В конце концов отдали предпочтение «Китай-городу» в честь близлежащего района столицы. Данный топоним фигурировал уже в древних записях XVI века. Он не имеет никакого отношения ни к Китаю, ни к жителям Поднебесной. Лингвисты считают, что это название уходит корнями в монгольский или тюркский языки. Однако по другой версии слова «кит» или «кита» могли означать строение, возведенное по принципу плетня.

Метро «Китай-город». Как оно выглядит изнутри?

С одной линии на другую можно попасть через станционный зал. Данная станция колонного типа считается глубокой. Она заложена на 29 м, и имеет три свода. Станции проектировались группой архитекторов и оформителей под руководством А. Стрелкова. Художественным дизайном занимались Х. Рысин и Д. Бодниек.

На сегодняшний день станцию украшают необычные алюминиевые чеканные карнизы, которые расположены непосредственно под колонами. Также на серых мраморных путевых стенах посетители могут увидеть вставки из металла, изображающие серп, молот и зажженный факел. Стальные колоны отделаны желтым и серым мрамором.

У этой станции нет наземных вестибюлей, поэтому попасть на поверхность можно только при помощи на Ильинские или Варварские ворота, Солянский тупик и

Метро «Китай-город». Что можно посмотреть в окрестностях?

Вообще, с уверенностью можно сказать, что «Китай-город» - метро, которое может похвастать своим уникальным и весьма удачным месторасположением в историческом центре города.

Самыми известными памятниками культуры и архитектуры считаются Церковь Троицы и Гостиный Двор. Любители музеев, как правило, с удовольствием посещают Исторический и Политехнический музеи. Тем, кто стремится познакомиться поближе со столицей, обязательно рекомендуется заглянуть в Музей Коллекция уникальнейших кукол мира привлечет внимание как взрослых, так и маленьких посетителей.

Благодаря особенностям месторасположения станции, в ее окрестностях можно отметить очень развитую инфраструктуру. Неподалеку работают несколько школ и детских садов, как государственных, так и частных, целый ряд медицинских заведений, множество магазинов. Особой популярностью пользуются выставочные залы и библиотека.

На станции можно встретить много студентов, и в этом нет ничего удивительного, так как именно на станцию «Китай-город» следуют те, кто уже учится или только собирается поступить в РГГУ, ЛМГУ и другие столичные ВУЗы.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...