Самые красивые пешеходные мосты мира. Русские деревянные мосты Пешеходный мост в стиле старины дерево

10.01.2019 - 11:38

Все мы слышали о различных древних зданиях, но большинство из них сейчас просто туристические достопримечательности и не используются по назначению. Однако существует несколько мостов, построенных сотни и даже тысячи лет назад, по которым активно перемещаются люди и транспорт. Часто мосты разрушаются при бедствиях, в войнах, сгорают и взрываются, но сооружения из этого списка пережили века.

Древние римляне создали много вещей, которые выдержали непростое испытание временем. Благодаря их удивительным технологиям, сооружения, построенные в римскую эпоху, стоят и по сей день. Одно из них – мост Фабрициуса в Риме.

Мост был создан Луцием Фабрициусом в 62 году до н.э., для замены сгоревшего деревянного моста. Любопытно что за 2000 с лишним лет существования мост практически не ремонтировался.

Мост Понте Веккьо находится в итальянском городе Флоренция. Он был построен в 1345 году, чтобы заменить деревянный мост, находящийся в самом узком месте реки Арно. Он по-прежнему так же великолепен, как и века назад.

Понте Веккьо изначально использовали как место для торговых рядов – на нем размещались мясные и рыбные лавки, дабы запах убоины не тревожил горожан.

Есть версия, что именно на нем зародилось понятие «банкротство». Когда торговцу нечем было отдавать долги, прилавок, на котором он размещал свои товары („banco“), разламывался („rotto“) стражей. Эта практика стала называться „bancorotto“, ибо без прилавка торговец уже был не в состоянии что-либо продать.

Король Фердинанд I в XVIII веке запретил торговлю рыбой и мясом на мосту, и с тех пор на нем начали размещать ювелирные, а позже сувенирные лавки.

Любопытно, что во время Второй мировой войны Понте Веккьо оказался единственным мостом, не взорванным гитлеровцами во Флоренции.

Мост Риальто находится в Венеции и служит переходом через знаменитый Гранд-канал. На его месте находилось множество других мостов, деревянных, которые уничтожали пожары, и в XVI веке было решено построить каменный мост.

Его создал малоизвестный архитектор Антонио де Понте. Еще до начала строительства проект подвергался критике, а после постройки моста многие предрекали, что он скоро разрушился. Однако прошли века, а пост по-прежнему стоит на своем месте.

Русский путешественник П. А. Толстой писал про него в конце XVII века:

«В Венецы много зело мостов, каменных и деревеных, между которыми один каменной мост зело великой и широкой, которой называют италияне Ариалтом. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых продают всякие мелочные товары. За тем мостом паки великие ряды, в которых продают суды серебреные и сукна. Под тот мост могут подходить великие суды с щеглами, для того что тот мост зело высок, зделан на одном своде и работою изрядною. Венецкой народ разделяется надвое: которые живут на той стороне сего помяненнаго мосту Ариалту, где и костел сборной святаго Марка, те называются костеляны; а которые живут от тех за тем помяненным великим мостом, те называются николиоты, - и временем и вражду тайную между собою имеют. И бывают между подлым народом у николиотов с каштелянами великие кулашные бои. На том помяненном великом мосту в тех кулашных боях бывает много и смертнаго убивства».

Этот арочный каменный пешеходный мост через реку Заянде находится в иранском городе Исфахан. Мост Хаджу состоит из 24 арок, его длина составляет 133 метра, а ширина - 12 метров. Мост имеет два яруса, украшенных изразцами. Он построен в 1650 году – на фундаменте старого моста. Это сооружение выполняет сразу три функции – одновременно оно является плотиной, местом отдыха и служит для перехода через реку. Посредине моста есть павильон для правителя – шаха Аббаса II, в котором тот отдыхал, любуясь на реку.

Это мост, известный также как «Мост вздохов», находится в Йемене. Построенный в XVII веке, мост Шахара соединяет две горы над глубоким ущельем. На каждой горе имеются селения, и до постройки моста их жителям было очень сложно общаться друг с другом.

Этот мост является одной из главных туристических достопримечательностей Йемена и изображен на монете 10 риалов.

Мост Джендере находится в Турции. Он был построен во II веке нашей эры римлянами. Это один из самых длинных арочных мостов эпохи древнего Рима – его длина около 120 метров. Он опирается на две скалы и состоит из 92 камней. Мост был создан в честь римского императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей Каракалла и Гета. На каждой стороне моста есть колонны, которые возведены в честь императора и жены (с одной стороны) и их детей (с другой стороны). В настоящее время колонна в честь Гета отсутствует. Когда Каракалла пришел к власти, то он убил Гета и попытался стереть любое упоминание о нем – и колонна Гета была разрушена.

Мост Аньцзи – самый старый сохранившийся мост в Китае, построенный в 605 году нашей эры. Его название можно перевести как «безопасный переход». В то время это был самый технически совершенный мост в стране, с самой большой аркой. Интересно, что современные инженеры оценили этот мост, он даже получил награды Американского инженерного общества. Мост пережил десять наводнений, восемь войн и большое количество землетрясений, при этом ремонтировали его всего девять раз.

Мост через реку Тибр, построенный императором Адрианом в 136 году н.э., является одним из самых известных мостов в Риме и одним из самых красивых. Он облицован мраморными плитами. Этот мост ведет к замку Святого Ангела, на вершине которого находится статуя архангела Михаила. Но не только поэтому мост называют мостом Святого Ангела. В 1668 году скульптор Лоренцо Бернини украсил мост десятью ангелами. Даже спустя много лет, ангелы и мост прекрасно сохранились, что делает его прекрасной достопримечательностью.

Этот небольшой мост, сделанный из каменных плит, находится в британском парке Эксмур и соединяет берега речи Барло. Трудно сказать, когда он построен, некоторые исследователи считают, что он мог быть создан и в 3000 году до нашей эры. Существует местная легенда, которая гласит, что этот мост творение самого дьявола, который поклялся убить любого, кто осмелится пересечь его. Говорят, первоначально по мосту пустили кота, и он тут же исчез. Тогда местные жители отправили по мосту викария – мол, дьявол не посмеет тронуть священнослужителя.

Дьявол и викарий встретились на половине моста и заключили соглашение. Любой человек может пройти по Тарр Степс, но только если дьявол не принимает в этот момент на мосту солнечных ванн. Так что местные жители говорят: «Прежде чем вы решите пройти по Тарр Степс, убедитесь, что никакие демоны в этот момент не принимают солнечную ванну».

К сожалению, Тарр Степс подвергся некоторым разрушениям за долгие века. Некоторые его камни были разрушены наводнениями, но периодически мост реставрируют, так что он может прослужить еще много лет.

Пешеходный мост Аркадико в Греции является самым старым из сохранившихся арочных мостов. Предполагается, что он построен около 1300 года до н.э., то есть, он прошел через очень многое, прежде чем дожил до наших дней. Этот мост несколько шире обычных пешеходных мостов – около 2,5 метров, возможно, в древности по нему ездили колесницы. Мост сделан из огромных валунов, без какого-либо скрепляющего раствора, но остается нерушимым уже целые тысячелетия.

  • 9247 просмотров

Когда мы задумываемся о строениях, которые сохранились до наших дней, мы, как правило, вспоминаем Колизей, падающую башню в Пизе и пирамиды. Но как насчёт сооружений, которые используются - по своему прямому назначению - до сих пор?

Пока большинство древних сооружений получило вторую жизнь в качестве туристических достопримечательностей, обычный непритязательный мост может сохранять своё изначальное предназначение на протяжении веков.

Существует много мостов, которые были возведены сотни лет назад и всё так же используются в повседневной жизни в наши дни благодаря тому, что их строили на века.

В то время как старые мосты чаще всего разрушаются из-за стихийных бедствий, взрываются во время войн или сгорают в результате трагических катастроф, мосты из этого списка пережили века, относительно не изменившись.

10. Мост Фабриция (Pons Fabricius), Рим, Италия

Римляне построили много того, что выдержало испытание временем. Благодаря их жёсткой и эффективной методике строительства несколько важных сооружений, возведённых в римскую эпоху, стоят по сей день. Если вам захочется внимательно осмотреть и изучить плоды их ручной работы, то отправляйтесь в Рим и посетите мост Фабриция.

Мост был построен Луцием Фабрицием в 62 году до н.э., вероятно, взамен сгоревшего деревянного моста. Можно сказать, Луций приказал его построить, так как он написал это на мосту в четырёх разных местах.

В 21 году до н.э. два консула, Марк Лоллий и Квинт Эмилий Лепид, подкорректировали мост, чтобы он лучше сохранился после наводнения, произошедшего в 23 году до н.э. Правда, какие именно улучшения были осуществлены, нигде не указано.

Возможно, это была надстройка небольшой арки на мосту, которая ослабляла давление во время наводнений. Вероятно, только это и помогло мосту сохраниться на протяжении веков.

9. Понте Веккьо (Ponte Vecchio), Флоренция, Италия


Построенный в 1345 году, мост Понте Веккьо находится во Флоренции (Италия). Он был возведён взамен деревянного моста, не выдержавшего во время наводнения, поэтому до сих пор сохранился в своём первозданном великолепии.
Интересной особенностью моста Понте Веккьо (что в переводе с итальянского означает "старый мост") является сводчатая галерея с магазинчиками. Сегодня здесь продаются ювелирные украшения и различные сувениры, а изначально в пассаже находились лавки мясников. Собственно, из-за торговцев рыбой и мясников, которые торговали здесь в XV веке, на мосту всё ещё чувствуется неприятный запах.

Учитывая, что в то время Флоренция становилась столицей Возрождения, великий герцог Фердинанд I запретил на мосту продажу мяса и рыбы, приказав, чтобы на нём находились лавки лишь золотых и серебряных дел мастеров, что создавало городу привлекательный образ, способствуя увеличению потока богатых иностранных туристов.

Мост вряд ли дожил бы до настоящего времени, если бы не акт уважения, проявленного во время Второй мировой войны. Когда немецкие солдаты уходили из города, они взрывали все мосты при отступлении. Мост Понте Веккьо - единственный мост, который они не тронули, предпочтя уничтожить доступ к нему, нежели его самого.

8. Мост Риальто (Ponte Di Rialto), Венеция, Италия


Итальянский мост был возведён в 1591 году на месте разрушившегося деревянного моста. Он был спроектирован архитектором Антонио де Понте, который в условиях жёсткой конкуренции участвовал в конкурсе на лучший проект моста наряду с такими выдающимися архитекторами, как Микеланджело, Палладио, Виньола.

К сожалению, после того, как мост был построен, он не встретил восторженной реакции среди местных жителей. Со стороны критиков он получил как похвалу, так и презрительные насмешки, резко осуждавшие его дизайн - "неустойчивый и неизящный". Такое же внимание было привлечено к Эйфелевой башне после того, как она была построена.

Несмотря на критику, мост остался почти нетронутым с момента своего появления. Учитывая, что он должен был иметь 7-метровую арку, чтобы под ним могли проплывать галеры, а также быть достаточно крепким, чтобы в центре него мог разместиться ряд лавок, он должен был быть конструктивно устойчивым и прочным. Мост Риальто настолько прочен, что во время беспорядков в 1797 году с него стреляли из пушек.

7. Мост Хаджу (Khaju Bridge), Исфахан, Иран


Строительство этого моста, возведённого на фундаменте старого моста в 1667 году, началось по приказу шаха Аббаса II. В качестве моста он выполняет свою основную цель - позволяет людям переходить через реку Заянде (Zayandeh River), но он имеет и другое применение. Мост Хаджу также функционирует в качестве плотины (и имеет шлюзы), а его наиболее интересное использование имеет социальный аспект.

Несмотря на то, что мы не привыкли к мостам, которые должны использоваться, как место для общественных встреч, это не остановило шаха Аббаса II в попытке построить один из таких. Вдоль моста до сих пор можно видеть впечатляющие рисунки и узоры из керамической плитки. В середине был построен павильон, чтобы шах Аббас II и его придворные могли наслаждаться живописным пейзажем.

В наши дни в павильоне располагается кафе и художественная галерея. В павильоне было установлено каменное сиденье, сидя на котором шах Аббас II наслаждался видом на реку. Это место по-прежнему находится там же, но уже в виде остатков былой славы.

6. Мост Шехара (Shaharah Bridge), Амран, Йемен


Мост Шехара (или "Мост вздохов", как многие его называют), построенный в XVII веке, находится на высоте 200 метров и соединяет собой две горы - Джебель-аль-Эмир (Jabal al Emir) и Джебель-аль-Фаиш (Jabal al Faish).

Местным жителям, чьи дома располагались на склонах обеих гор, было трудно добираться друг к другу в гости, так как для этого им предстояло сначала спуститься с одной горы и подняться на другую. Мост возвели для того, чтобы соединить две деревни по обеим сторонам глубокого ущелья, тем самым экономя время и усилия местных жителей.

Это был не просто опасный район для транспортных средств. Учитывая, что это был единственный въезд в город Шехара, мост должен был быть укреплён, чтобы отражать атаки турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают способ разрушить мост в любой момент, изолировав жителей от опасности.

Сегодня мост Шехара является главной туристической достопримечательностью и по-прежнему служит местным жителям в качестве действующего моста.

5. Мост Джэндэрэ (Cendere Bridge), Эскикале, Турция


Также известный под названием Сэвэран, мост был возведён во II веке силами четырёх городов Коммагенского царства. Мост построен в честь римского императора Септимия Севера (Septimius Severus), его жены Юлии и их двоих сыновей - Каракаллы и Геты. Будучи одним из самых древних, он также является вторым самым длинным мостом, построенным римлянами.

С каждой стороны моста возвышаются по две колонны, олицетворяя собой членов императорской семьи: Севера и Юлию с одной стороны и Каракаллу и Гету - с другой. Если вам случится побывать на мосту Джэндэрэ, то вы увидите, что колонна, олицетворяющая собой Гету, отсутствует.

Всё потому, что Каракалла убил Гету из-за постоянного соперничества, как говорят, прямо на руках у матери. Более того, Каракалла зашёл так далеко, что приказал убить всех друзей и союзников Геты, а в качестве окончательного удара по наследию Геты он приказал уничтожить любое упоминание о брате, чтобы его имя было стёрто из истории - в том числе и колонну, символизирующую Гету.

4. Мост Аньцзи (Anji Bridge), Шицзячжуань, Китай


Мост Аньцзи, возведённый в 605 году, является старейшим мостом в Китае. Мост, название которого в переводе с китайского языка означает "Мост безопасной переправы", можно сказать, был построен на века.

Он был спроектирован, чтобы стать одним из лучших в мире. В то время он считался технически прогрессивным, так как имел самую большую арку. Учитывая, что он по-прежнему является достаточно прочным, очевидно, что мост Аньцзи, будучи очень амбициозным сооружением, построен не в ущерб своему внешнему виду.

Между прочим, мост прошёл гораздо больше, чем просто проверку временем. Ему удалось выстоять после 10 наводнений, 8 войн и бесчисленного количества землетрясений, а ремонтных работ для него потребовалось всего 9 раз за весь задокументированный срок службы.

3. Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), Рим, Италия


Построенный по приказу императора Адриана в 136 году, мост Святого Ангела - один из самых известных в Риме и один из самых красивых.

В какой-то степени император построил мост ради собственного тщеславия, так как его основное предназначение - соединить весь город с мавзолеем Адриана, замком Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Одно из наиболее красивых усовершенствований моста произошло спустя много столетий после смерти императора. В 1668 году итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) украсил мост по всей длине десятью статуями ангелов, две из которых он создал лично. Каждый из ангелов держит в руках символ распятия Иисуса Христа. Даже сейчас, по прошествии нескольких веков, мост и ангелы по-прежнему стоят, являясь знаменитой и прекрасной достопримечательностью.

2. Тарр Степс (Tarr Steps), Эксмур, Англия


Тарр Степс (известное как "мостки") представляет собой переправу из плит на каменной опоре. Учитывая конструкцию моста, сложно сказать, когда он был построен: предполагается, что в период с 3000 года до н.э. до времён Средневековья. Первое документальное описание моста было сделано во времена Тюдоров, то есть, по крайней мере, в конце XV века.

О Тарр Степс ходит легенда, будто он был построен самим дьяволом, поклявшимся убить каждого, кто осмелится его пересечь. Тогда местные жители, желая проверить теорию, отправили по нему кота. Кот испарился. Затем они отправили через мост викария, чтобы он встретился с дьяволом на середине моста. После того, как они договорились, дьявол сказал, что мостом может пользоваться любой, но если он захочет использовать это место для принятия солнечных ванн, то запрет на пользование мостом будет возобновлён. Так что если захотите пройти по мосткам Тарр Степс, сначала убедитесь, что на вашем пути не лежит загорающий дьявол.

К сожалению, Тарр Степс является небольшим исключением среди мостов, простоявших нетронутыми на протяжении веков. Учитывая, что груда камней является не лучшим фундаментом, некоторые из них с течением времени были снесены в результате наводнений. По этой причине все камни были пронумерованы, чтобы в подобном случае их можно было установить обратно туда, где они и лежали, дабы мост сохранил свою аутентичность. Несмотря на то, что некоторые камни уже несколько раз устанавливались обратно, технически он по-прежнему является тем же мостом.

1. Мост Аркадик (Arkadiko Bridge), Арголина, Греция


Этот мост является древнейшим из сохранившихся арочных мостов, который по-прежнему используется по своему прямому назначению. Предполагается, что он был построен в период Греческого бронзового века, в 1300-1200 г.г. до н.э.

Во времена Микенской цивилизации мост являлся частью военной дороги, которая пролегала между городами Тиринф (Tiryns) и Эпидавр (Epidauros). Ширина моста составляет почти 2,5 метра, что является гораздо шире, чем у обычных пешеходных мостов. По мнению историков, мост был спроектирован таким образом, чтобы по нему могли проезжать колесницы.

Что делает его ещё более впечатляющим, это то, что он был полностью сооружён из известняковых камней без использования какого-либо связующего вещества. Это значит, что мост Аркадик исключительно благодаря мастерству его строителей простоял три тысячелетия, начиная со времён Микенской цивилизации, и сохранился до наших дней.

Древний шумерский город Гирсу расположен примерно на полпути между современными городами Багдад и Басра на юге Ирака. Он является одним из самых ранних известных городов мира с историей по меньшей мере в пять тысяч лет. Гирсу был столицей королевства Лагаш, священного мегаполиса в честь шумерского героического бога Нингирсу, и продолжал оставаться его религиозным центром после того, как политическая власть переместилась в город Лагаш.


Именно в Гирсу было впервые обнаружено доказательство существования шумерской цивилизации в виде тысяч клинописных табличек с реестрами хозяйственных, административных и коммерческих вопросов города. Более пятидесяти лет раскопок этого мега-археологического объекта выявили некоторые из самых важных памятников шумерского искусства и архитектуры, в том числе 4000-летний мост, построенный из кирпича, который является самым старым мостом, обнаруженным в мире на сегодняшний день.


Гирсу был впервые исследован командой французских археологов в 1877 году еще до того, как были изобретены современные методы раскопок и консервации. Французы также не очень стремились следовать протоколу и уделяли мало внимания сохранению архитектурных памятников. Затем охотники за сокровищами разграбили множество артефактов и продавали их коллекционерам. По оценкам, от 35 000 до 40 000 экспонатов были разграблены из Гирсу и впоследствии появились на рынке, в противовес 4000 официальных французских находок. Вне всяких сомнений, это один из самых уникальных мостов мира.

Мост Гирсу был впервые обнаружен в 1920-х годах. В то время его интерпретировали как храм, плотину и регулятор воды. Только недавно структура была идентифицирована как мост через древний водный путь. Начиная с раскопок почти столетие назад мост оставался открытым и подвергался постоянному воздействию, без каких-либо усилий сохранения достопримечательности.


Современное арабское название Гирсу - Телло, и это место в настоящее время используется Британским музеем при финансовой поддержке правительства Великобритании для обучения иракских археологов управлению культурным наследием и практическим навыкам работы на местах.

Согласно недавнему заявлению музея, восстановление 4-тысячелетнего моста будет частью учебной программы.

Мост U Bein пересекает озеро Таунтоме и по праву считается достопримечательностью Мьянмы. Самый длинный и древний мост на планете полностью смонтирован из местного дерева – тика. На закате, когда его изящную конструкцию пронизывают лучи заходящего солнца, мост выглядит непередаваемо прекрасно. «Водная дорога» построена в 1850 г и имеет длину 1200 м. Она связывает город Мандалай, являющийся 2-м по размерам в Мьянме, и столицу – Амарапуру.

При строительстве моста использовались деревянные стволы, которые остались от бывшего королевского дворца. Всего на создание моста пошло 1086 бревен, при чем каждое из них пронумеровано при помощи специальной таблички. Однако время не пощадило некоторые стволы, и они подверглись гниению. На их место были поставлены конструкции из бетона.

Полноводность озера подвержена значительным колебаниям в зависимости от сезона. В дождливый период – с июля по август, Таунтоме сильно разливается и тогда мост обретает важнейшее значение для местных жителей. В холодное время года, не питаясь дождями, озеро обретает весьма скромные размеры.

Мост на фоне заходящего солнца – захватывающее зрелище, по достоинству оцененное туристами. Увидеть его в Мьянму приезжает множество людей. Популярность моста стала дополнительным источником доходов для местного населения, которые помимо продажи сувениров, подрабатывают тем, что вывозят туристов в лодках на середину озера, откуда сооружение выглядит наиболее живописно и производит невероятное впечатление.

Статья про пешеходный деревянный мост через канал Фоша в Трогире. Пролетное строение состоит из двух дубовых двухшарнирных арок пролетом 25 метров с возможностью простого демонтажа. Все элементы из массивного дуба и соединены обычными столярными соединениями. Все это сделано чтоб вписать мост в атмосферу древнего города.

Трогир это небольшой исторический хорватский город на Адриатическом побережье. Примерно 20 км к западу от Сплита. Благодаря своиму богатому архитектурно-культурному наследия, исторический центр города включен в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Исторический центр города находится на небольшом острове, около 400 м в длину и 200 м в ширину, соединенном с материком небольшим каменным арочным мостом с северной стороны. Южная сторона связана сталежелезобетонным разводным мостом с островом Ciovo.
Новый деревянный мост перекинут через канал Форса и связывает старый город Трогира с парковкой на материке. Он расположен в 600 м к западу от существующего каменного моста.
По заданию требовался деревянный мост в традиционный стиле со съемным пролетным строением обеспечивающий пропуск маломерных судов под мостом. Для согласования с архитектурой старого города было разрешено применять только природные деревянные элементы и традиционные столярные соединения.

Арочная схема моста была выбрана, как одна из старейших естественных несущих систем в истории строительства. Кроме того, арка позволяет осуществлять навигацию малых судов по каналу и элегантно выглядит.
Пролетное строение состоит из двух ветвей двухшарнирных арок 480х680 с постоянным радиусом 21.7 м, пролет 25 метров. Ветви арок расположены по бокам сечения, и связаны между собой деревянными поперечными балками через 0.8 м с двухслойным дощатым настилом.


Выбранная двухшарнирная схема арочного пролетного строения не восприимчива к осадке основания. Фундаменты массивные железобетонные скрыты под лестницей входа. Шарниры между арками и фундаментом изготовлены из листовой стали.
Стрелка арок 4 м, что обеспечило судоходный габарит 4.5 м. Такая стрелка была выбрана исходя из баланса эстетических, пешеходных, навигационных и технических требований.
Ширина прохода 3 м, полная ширина моста 4.16 м. Расстояние в свету между ветвями арок 3.2 м. Несущие элементы сделаны из массивого дуба на традиционных соединениях. Перила стальные с дубовым поручнем, сделаны максимально прозрачными.


Каждая ветвь арки состоит из 4 дубовых брусьев 240х340 мм, собранных в сечение 480х680 мм. Объединение сечения ветви выполнено болтами и шипами из нержавеющей стали. Поперечные балки выполняют роль шпонок между брусьями. Болты из стали прочностью 360 МПа: горизонтальные – 20 мм, вертикальные – 24 мм. Болты установлены в просверленные отверстия на эпоксидной смоле, контактные поверхности дубовых брусьев также покрыты эпоксидной смолой. Эпоксидная смола с заполнителями невосприимчива к изменениям влажности древесины и погодных условий. Болты затянуты с усилием 12 кН для 20 мм и 15 кН для 24 мм. В расчете составного сечения арки взяты только болты, шипы и поперечные балки в роли шпонок, эпоксидная смола не учитывалась.
В продольном направлении брусья арки соединены косым стыком на длинне 1 м. Рис. 5 с. Передача продольного усилия обеспечена шипами из нержавеющей стали. Стыки разнесены по длине, в каждое сечение попадает только один стык. Поперечная балка присоединена к арке в средине продольного стыка брусьев. Осевое расстояние между стыками брусьев в полуарке 3.2 м, т.е. 1.6 м в арке в целом.


Чтобы избежать гнутья прямых брусьев, были потрачены большие усилия на поиски дубов с естественной кривизной. Малые отклонения кривизны от проектной были приняты так, что бы исправление первоначального искривления бруса как можно меньше влияло на уменьшение несущей способности ветвей арки и пролетного строения в целом. Большинство брусьев 7.4 м длиной и только два бруса длиной 8.5 м. Изогнутый поручень был также сделан из естественно кривых дубов.
Общую жесткость пролетному строению придают поперечные балки 220×220 мм вместе с двухслойным перекрестным дощатым настилом. Они защемлены по оси ветвей арок и консольно выступают на 0,25 м за плоскость арок (рис. 5b). Сечение поперечной балки в соединении уменьшено до 120х140 мм, связь поперечной балки и ветви арки обеспечена винтами. Сечение нетто поперечных балок способно передавать изгиб, крутильную и поперечную силу. Расположение поперечных балок по оси дает возможность ветвям арок служить бордюром пешеходного прохода.


Дощатый настил выполнен из двух перпендикулярных слоев 30-ти мм строганных досок набранных в паз. Первый слой досок продольный, второй – поперечный. Продольные доски прибиты к поперечным балкам гвоздями с разбежкой через 2.4 м, так в одной секции прибито 50 % досок. Второй слой соединен гвоздями у поперечных балок и короткими металлическими зажимами между поперечными балками. Дополнительно два слоя настила склеены эпоксидной смолой.
Продольные и поперечные усилия переданы от деревянных арок бетонному фундаменту через гальванизированные опорные шарниры (рис. 5e). Верхний балансир шарнира охватывает пяту арки металлической обоймой, нижний балансир зафиксирован в бетонном фундаменте 4-мя стержнями 32х1400 мм. Балансиры опорного шарнира связаны через палец 50 мм.

Особого внимания и много времени потребовала правильная сушка древесины. Сушка производилась в сушильной установке с непрерывным мониторингом изменений влажности в глубине сечения каждой ветви арки и регулированием температуры и влажности воздуха. Сушка древесины прошла с высоким качеством, на элементах завершенного моста появилось лишь несколько трещин. Рис. 6 показывает изменения влажности по высоте сечения ветвей арки во время сушки. Температура и влажность изменились от 32 до 36°C и от 50 до 56 %, соответственно.


Поскольку мост подвергнут выветриванию, защита деревянных элементов сооружения очень важна, чтобы гарантировать эксплуатационную надежность и долговечность деревянного моста. Поэтому, после подгонки и контрольной сборки, все элементы отпескоструили, чтобы удалить все непрочные слои древесины. После этого все деревянные элементы опустили в ванну с консервирующим составом против грибков, насекомых, влажности и другого вредного воздействия. Пропитывание бесцветным фунгицидом проведено единичным погружением. Затем нанесли покрытие стойкое к выветриванию, за два погружения. Широкие трещины были дополнительно увлажнены и залиты жидким строительным раствором с прочным пластичным герметиком. Последний слой защиты, выполненный в цеху, состоял в погружении элементов в защитный матовый лак.
В процессе окончательной сборки все контактные деревянные поверхности были покрыты эпоксидной смолой и заполнены все винтовые отверстия. Винты и шипы перед установкой также опускали в эпоксид. После завершения сборки моста в местах повреждения защитный слой был восстановлен, и дополнительно вся конструкция покрыта слоем лака. В дальнейшем планируется каждые два года покрывать древесину как минимумом двумя слоями защитного лака.


Некоторые расчетные положения
Мост был рассчитан и спроектирован в соответствии с Еврокодами . Конструкция была смоделирована пространственными элементами арок, поперечных балок и дощатого настила . Настил выше поперечных балок не был включен в расчет несущей способности моста и тем увеличивает запас прочности. Работа настила была учтена только при расчете горизонтальных смещений путем увеличение поперечной изгибной жесткости арки.
Для продольных стыков элементов ветвей арки был принят коэффициент трения 0.6 при расчете жесткости (перемещения) и 0.5 при проверке напряженного состояния. Рассмотрены все симметрические и асимметричные схемы загружения пешеходной нагрузкой 5 kN/m2. Ветровая нагрузка принята от скорость ветра в 180 км/ч в направлении оси моста и вертикально. Эффект колебаний влажности был смоделирован как однородное изменение температуры ±30 °C по длине элементов, и неоднородное изменение ±10 °C по высоте сечения деревянных элементов.
Горизонтальный интервал расчетных элементов арки 20 мм. Ускорение основания для сейсмического расчета 0.25 g. Сейсмические силы вычислены методом суперпозиции, используя первые 20 форм свободных колебаний. Принятое значение коэффициента работы 2.0. Навал судов принят как 100 kN статических боковых горизонтальных сил в короне арки. Изгибающие моменты, крутящие моменты, продольные и поперечные усилия всех загружений для поперечных балок в соединении с аркой, сечением нетто поперечной балки 0.12х0.14 м.
Несущая способность пролетного строения значительно выше, потому что настил не включался в расчет. Вертикальные перемещения арки малы из-за её жесткости. Отсутствуют проблемы с вибрацией под пешеходной нагрузкой, т.к. расчетная частота первой формы колебаний моста составляет 3.5 Гц .


Строительство и Заключение
Основание под фундаментами было усилено по технологии «jet-grouting», нагнетание в почву жидкого вяжущего под высоким давлением. Опора забетонирована «насухо» с откачкой просочившейся воды из котлована.
Все деревянные конструкции моста были сделаны на заводе (рис. 7), и проведена контрольная сборка арок и поперечных балок (рис. 8). Затем пролетное строение полностью собрали на площадке у моста (рис. 9). После, все пролетное строение было поставлено на опорные шарниры автокраном (рис. 10). И, наконец, сооружены каменные лестницы подходов, перила с дубовым поручнем, и другие отделочные работы. Завершенный мост показан на
рис. 11 и 12.








Рис. 11. Завершенный мост. Фасад


Рис. 12. Завершенный мост.

Заказчик: Администрация Трогира
Проектирование: Профессор Jure Radnic PhD, «Radnic d.o.o.», Split
Строительство:
Пролетное строение: «Naprijed Sinj d.o.o.», Sinj
Фундамент
И каменная лестница: «Point d.o.o.», Split
Технический контроль: «Kozina projekt d.o.o.», Trilj

Показатели моста
Дубовый лес, м3 38.0
Бетон, м3 112.0
Арматура, т 11.2
Стоимость, тыс. EUR 300.0
Дата сдачи, июнь 2006

Публикации по теме