Приднепровская железная дорога. Крым железнодорожный

Приднепровская железная дорога - это транспортная линия, которая обслуживает юго-восточную часть украинской территории. В частности, она проходит по Запорожской и Днепропетровской областям. Обслуживание распространяется и на части Херсонской и Харьковской территорий. До марта 2014-го эта ж/д структура выполняла задачи по перевозке пассажиров и грузов по АР Крым и Севастополю. Начальник Приднепровской железной дороги - А. С. Борецкий, гл. инженер - А. Г. Лашко, первый зам. начальника - О. В. Щепетков.

Исторические сведения

Свое существование структура начала в далеком 1873 году, 15 ноября. Именно в этот день на станцию Нижнеднепровск (ранее Екатеринослав) прибыл первый пассажирский состав. Отправным пунктом было Синельниково. Этот первый поезд состоял из двух вагонов. С течением времени за счет повышения объемов каменноугольной добычи на Донбассе, разработки железнорудных бассейнов Криворожья, а также благодаря активности М. О. Поля (известного общественного деятеля) было принято решение продолжать строительство ж/д путей на государственные средства.

Развитие в военные годы

Во время Второй Мировой Приднепровская железная дорога была разрушена практически полностью. Во время боевых действий и при освобождении территорий России от оккупантов работники станций осуществляли обслуживание перевозок, снабжение фронта, а также восстановительные работы на путях и ремонт В военных операциях приняли участие тысячи железнодорожников, огромное их количество вело подпольную деятельность.

Реконструкция

После войны началось активное восстановление разрушенных оккупантами объектов по всей стране. Не стала исключением и Приднепровская железная дорога. Она была не только восстановлена, но и реконструирована. Были отстроены не только новые станции Приднепровской железной дороги, но и обновлены здания вокзалов, а в некоторых районах сооружены новые. Были возведены крупные мосты, прочие различные искусственные конструкции. Вместе с этим на электрическую тягу было переведено меридиональное основное направление от ст. Лозовая до Запорожья. Электрификация была проведена на всех главных широтных направлениях и пригородных участках. Чуть более 30 % грузооборота, таким образом, осталось за паровозной тягой. Весь остальной объем этих операций выполняются электрической. Порядка 85 % дороги было оснащено автоматическими блокировочными установками. Более 95 % участков оборудованы централизацией сигналов и стрелок электрического типа. Кроме основных, были сооружены новые сортировочные станции. Эти объекты оснащены современными техническими комплексами автоматизации и механизации. Для осуществления ремонтных работ на путях и поддержания полотна в должном состоянии применяются высокопроизводительные агрегаты.

Приднепровская железная дорога сегодня

Общая протяженность путей составляет больше 3250 км. Из всего этого количества электрифицированными являются свыше 58 %. Более 83 % путей оборудовано автоматическими регулировочными системами. В составе структуры находится четыре дирекции по перевозкам. Транспортная деятельность осуществляется 244 станциями, 19 из которых - участковые, 67 - грузовые, 7 - пассажирские и 4 - сортировочные. Рельсовое полотно связывает Криворожский железнорудный бассейн и Донбасс за счет наличия двух широтных линий: Пятихатки - Верховцево - Днепропетровск - Синельниково - Чаплино и Тимково - Кривой рог - Апостолово - Запорожье - Камыш - Заря. Приднепровская железная дорога обеспечивает обслуживание таких крупных промышленных центров, как Днепродзержинск, Никополь, Павлоград, Новомосковск и прочие.

Грузооборот

Согласно отчетам и статистическим данным, деятельность, которую осуществляет Приднепровская железная дорога, отличается большим удельным весом приема и отправки грузов. Следует, однако, отметить, что оборот структуры сравнительно невысок в целом. Это связано с относительно небольшой дальностью перевозок. В основном транспортируются марганцевая и кокс, черный металл. В качестве груза часто выступают машины, промышленные товары и оборудование, стройматериалы, зерно, флюсы.

Пассажирские перевозки

До недавнего времени большое количество составов перевозили граждан из России в Украину. Очень хорошо развито пригородное сообщение. На его долю приходится больше 85 % всех пассажирских перевозок. Однако из-за незначительной дальности часть пригородного сообщения составляет лишь четверть от общего пассажирооборота.

Реформирование

На сегодняшний день все подразделения структуры задействованы в выполнении отраслевых и государственных программ по развитию транспортной сети. Деятельность направлена в первую очередь на усиление безопасности и повышение надежности перевозок, улучшение объемных и качественных показателей. Сравнительно недавно реформированию подверглось управление Приднепровской железной дороги. Так, Крымский, Запорожский и Криворожский участки были реорганизованы в Дирекции ж/д перевозок.

Использование современных технологий

Особое значение в информатизации структуры имеет подключение к Интернету. Приднепровская железная дорога, официальный сайт которой dp.uz.gov.ua, использует новейшие достижения в области коммуникаций и мировой опыт при решении многих вопросов. Кроме того, присутствие структуры в сети Интернет позволяет более тесно и быстро взаимодействовать с клиентами. На страницах сайта можно найти всю необходимую информацию по услугам, предоставляемым организацией.

Все кто со мной общается, прекрасно знают, что каждый год в первой половине августа, я отдыхаю в Крыму на берегах Черного моря. Но кроме отдыха на пляже, экскурсий, дайвинга, все же нахожу время, для съемки на ж.д. Пусть это далеко не первостепенная задача, но пока ЭР1 и ВЛ8 в эксплуатации терять такой возможности нельзя.
1 августа фирменный поезд "Тургенев" доставил меня в столицу Крыма Симферополь. Оставив вещи в камере хранения, как обычно решил выйти на перегон и немного поснимать подвижной состав.
Сразу скажу, в данном отчете выложено большинство, но не все фотографии, впрочем и снимал я выборочно.
Выйдя на перегон в 2-3 километрах от станции Симферополь стал ждать первого поезда. Долго ждать не пришлось.


ЧС2-584.Повезло вдвойне: во первых поезд должен был пройти значительно раньше, но опаздывал, а во вторых прошел под ЧС2 из ТЧ Кривой Рог.
Ожидаю из электропоезда из Урожайной. Через 20-25 минут из-за поворота показалась ЭР1


ЭР1-199 сообщением Урожайная - Симферополь. Честно говоря, меня эта машина немного достала, поскольку преследует, чуть ли не каждую вылазку.
Так, если мне не изменяет память, то вслед за этим электропоездом, или за Джанкойским должен пройти грузовой поезд.
Посмотрим...Подождем очередную ЭР1


ЭР1-117 сообщением Джанкой - Симферополь. Вот это совсем другое дело: данной ЭРки у меня нет в коллекции.
Но вот уже слышен свисток ВЛ8 да и на предвходном светофоре зеленый. Ждем с нетерпением


ВЛ8-1389 с грузовым поездом. Хорошо! Очень хорошо!


ЧС2-473. Вот что это за поезд, разглядеть не успел, столь короткие поезда мне прежде не попадались.
Далее я несколько поездов пропустил и заснял только очередную ЭР1 из Евпатории


ЭР1-190 сообщением Новоалексеевка - Симферополь


ЧС2-480 с поездом №203 Москва - Симферополь.
Ну ладно, пожалуй достаточно.
На обратном пути заснял следующий обратно электровоз ЧС2-584 с секцией 2ТЭ116


2ТЭ116-1501А. Данный тепловоз приписан к ТЧ Симферополь.
Ну и напоследок, еще один отКВРенный ЧС2 с поездом


ЧС2-425 с поездом Киев - Симферополь
Урожай неплохой, но пора заканчивать. Жаркое южное солнце, да и море зовет!
Забрав вещи из камеры хранения, я отправился к месту отдыха, и уже через 3,5- 4 часа находился на пляже Мисхора, предварительно разместившись в пансионате "Актер" и пообедав.
7 августа я прибыл в Симферополь, чтобы сделать кое какое дело, ну и воспользовавшись случаем поснимать на ж.д. На сей раз решил выбраться на перегон в районе станции Остряково (поселок Гвардейское), предварительно добравшись на электропоезде ЭР1, тем более на ЭР1 мне еще ездить не довелось. Конечно, от ЭР1 мало что осталось родного, все они в свое время прошли ремонт с продлением ресурса, но тем не менее.
Ехать мне довелось на ЭР1-33, на данный момент это самый старый электропоезд ЭР1-33, построенный в 1959 году Рижским Вагоностроительным заводом. Салон после ремонта, правда уже ничем не отличается от ЭР2 поздних выпусков, разве что лавки деревянные.
Добравшись до Остряково, отправился на перегон Остряково - Симферополь - Грузовой. Вот тут то и подтвердились мои опасения: солнце светило таким образом, что идеально можно было снять поезда на Симферополь, но чтобы снять встречные надо было ждать часа- 2,5 - 3, а у меня всего 3 часа, до обратного электропоезда. Тем не менее, в надежде на лучшее вышел на перегон. По расписанию сейчас должен пройти электропоезд Евпатория - Симферополь, и вот похоже и он за поворотом. Да какой! ЭПЛ2Т-032, единственная ЭПЛ2Т в Симферополе.


ЭПЛ2Т-032 "Крым - жемчужина Украины". Вообще, я не люблю когда опоры КС перекрывают часть электропоезда, ладно грузовой или ПДС, где важен локомотив, а не вагоны, но здесь...Впрочем, для начала сгодится и такое.
Впрочем следующий электропоезд я не снимал по этой причине во-первых, а во-вторых это была надоевшая ЭР1-199.
Поезда с Симферополя перли один за другим, а со стороны Остряково - ничего! Так прошло минут 35. Но вот, наконец ПДС едет под ЧС2


ЧС2-086 с поездом Ивано-Франковск - Симферополь. Вообще в расписаниях обозначен как Черновцы - Симферополь, но по факту из Черновцов там всего 4-5 вагонов, да и в Симферополе его объявляют как Ивано-Франковский
Тот факт, что он прошел под ЧС2 ранних выпусков, конечно порадовал.
Буквально через 5-7 минут прошел еще один ПДС


ЧС7-117 с поездом №257 Москва - Севастополь. Кстати именно ЧС7-117 тянул поезд №234 Севастополь - Москва, на котором я возвращался обратно из Крыма в Москву.
И опять тишина....
В итоге за оставшееся время, снял лишь обратный проход ЭПЛ2Т, и один ПДС под Симферопольским ЧС2


ЧС2-399 с поездом №256 Симферополь - Львов.
Добравшись до пл.1450 км дождался обратного электропоезда, это был электропоезд ЭР1-190, который я снимал еще в Симферополе неделей ранее. В отличии от ЭР1-33, при проведении ремонта в электропоезде сохранили родные деревянные рамы, но не более....ну или почти. Приехав в Симферополь заснял напоследок салон вагона ЭР1-19006, в котором я ехал.


Салон ЭР1-190


Это невероятно, но после ремонта в новый салон повесили заводские таблички, которые довольно хорошо сохранились. В ЭР1-33 они выглядят еще лучше.
На этом не слишком результативная вылазка была завершена
В день отъезда 16 августа, я еще разок поснимать.
Заснять электропоезд на Евпаторию я не успел, поскольку автобус из Ялты опоздал на 20 минут, и оставалось только проводить ЭПЛкув кривой перед станицей. Но буквально через 3 минуты послышался тифон Т-9 свидетельствовавший о приближении электровоза ВЛ8. А место с точки зрения съемок просто никакое: справа разграфиченные стены гаражей, да и освещение фиговое. Солнце правда спряталось в тучи, в стороне от Симферополя шел дождь. Тем не менее решил попробовать снять. Результат ниже


ВЛ8М-1361 ВЛ8М-1360 с грузовым поездом.
Далее выкладываю несколько фотографий ПДСов снятых в тот день


ЧС7-185 с поездом №176 Харьков - Симферополь. Снять этот поезд, было одной из главных задач в эту вылазку.


ЧС7-299 с поездом №172 "Схiдний экспрес" Симферополь - Днепропетровск


ЧС7-308 с поездом №310 Симферополь - Одесса


ЧС2-656 с поездом Симферополь - Харьков. Номер второго электровоза ЧС2-655. Сразу скажу, что это не система, второй электровоз просто перегоняется в горячем состоянии.
Ну и напоследок заснял еще один ЧС2 с малым номером.


ЧС2-063 с поездом №562 Симферополь - Киев.
После этого я вернулся на вокзал, и дождавшись поезда №234 отправился в Москву. Вот так вот!

Приднепровская железная дорога пролегает на юге Украины. Управление дороги в Днепропетровске. Эксплуатационная длина дороги (1990) - 3255 км. В состав дороги входит одна из старейших линий на юге страны Лозовая-Александровск (Запорожье) с ветвью на Нижнеднепровск у Екатеринослава, сданная в эксплуатацию в 1873.

Приднепровская железная дорога связывает Донбасс с Криворожским железорудным бассейном двумя широтными линиями Чаплино-Синельниково-Днепропетровск-Верховцево-Пятихатки и Камыш-Заря-Пологи- Запорожье-Апостолово-Кривой Рог- Тимково. Дорога обслуживает крупные промышленные центры: Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск и др., а также с.-х. районы.

Работа Приднепровской железной дороги характеризуется высоким удельным весом отправлений и прибытий грузов. Однако грузооборот дороги сравнительно невелик нз-за небольшой дальности перевозок. В 1990 грузооборот дороги составил около 88 млрд. т-км. В перевозках грузов преобладают железная и марганцевая руды, каменный уголь, кокс, чёрные металлы, промышленные товары, машины, оборудование, строительные материалы, флюсы, зерно. Грузонапряжённость перевозок 27 млн. т-км/км. В пассажирских перевозках Приднепровской железной дороги значительную долю составляет перемещение пассажиров в Крым и обратно по линии Лозовая-Запорожье-Мелитополь-Джанкой и далее к местам массового отдыха и лечения: Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия. Интенсивный пассажирообмен существует с Московской, Донецкой, Одесской, Юго-Западной, Северо-Кавказской, Октябрьской, Львовской железными дорогами. Пассажирооборот составляет (1990) около 12 млрд. пасс-км. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом на определённом этапе способствовало создание морской паромной переправы между ст. Крым и ст. Кавказ через Керченский пролив. К 1990 паромные перевозки намного сократились из-за отсутствия паромов нужного класса. На Приднепровской железной дороге хорошо развито пригородное пассажирское движение (св. 85% всех отправлений пассажиров), но из-за небольшой дальности доля пригородных пассажирских перевозок от суммарного пассажирооборота составляет ок. 25%.

В годы Великой Отечественной войны дорога была сильно разрушена. В ходе боёв и освобождения территории от противника железнодорожники осуществляли снабжение фронта, обслуживание перевозок, восстановление пути и подвижного состава. Тысячи железнодорожников участвовали в боевых операциях, вели работу в подполье. В послевоенные годы Приднепровская железная дорога была не только восстановлена, но и реконструирована, построены новые вокзалы, ж.-д. станции, искусственные сооружения, в т. ч. крупные мосты через Днепр. Главное меридиональное направление Лозовая - Запорожье - Симферополь - Севастополь переведено на электрическую тягу; электрифицированы основные широтные направления и пригородные участки. Электрической тягой выполняется 77% всего грузооборота, остальное - тепловозной. До 85% участков дороги оборудованы автоматичической блокировкой, до 95% - электрической централизацией стрелок и сигналов. Построены крупные сортировочные станции, оборудованные современные техническими средствами механизации и автоматизации. На погрузочно-разгрузочных работах применяются средства механизации. Высокопроизводитительные путевые машины используются для текущего содержания и ремонта пути.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...