Расцвет минойской цивилизации. Минойская (крито-микенская) цивилизация

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до 1100 года до н.э., период более чем 1500 лет.

Минойский период делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 - 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 - 1750 до н.э.)

Новодворцовый период (1750 - 1490 до н.э.)

Последворцовый период (1490 - 1100 до н.э.)

Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на культуру, о существовании которой до этого было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.

Минотавр - наполовину человек, наполовину - бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции.

Эванс в начале прошлого века нашел руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно украшены фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой, имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для первых посетителей и, возможно, этот факт породил миф о знаменитом лабиринте.

То, что не подходило для выращивания зерновых культур, было идеально для лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино - главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю минойцы установили культурные связи с другими странами. Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией. Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках изображались корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее во время шторма. Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону. Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. - с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены сценами битв или военных подвигов и не описывали боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы - цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть. Вместо этого в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах. Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными, одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной росписи характерно изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены совершают сложные и рискованные прыжки через быка.

Возможно, Гомер интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 - 1200 до н.э.), население на острове достигло 250.000 человек и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени - из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс - крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века.

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ.

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи. Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир. Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб. Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце... вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного.

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе. Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это являлось вдохновляющим фактором в создании образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита. Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который может быть ее сыном.

Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно - от землетрясений. Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени - как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что прерывается плавное развитие общества на острове. Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены. На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда все, что было ранее, казалось незначительным. В 70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини. Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна создала огромное цунами, которое сильно ударила по густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть. Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья...

«Минойская цивилизация, зародившаяся на острове Крит ещё в период позднего неолита, в первой половине IV тысячелетия до н. э. является, по сути, колыбелью общеевропейской, получившей распространение в гораздо более поздний период. Да и на самом Крите того времени, собственно до цивилизации, в прямым смысле этого слова, было ещё очень далеко. В этот период, здесь формировалась древнейшая на острове протокультура минойского типа, лишь только делавшая в сторону собственно цивилизации, свои первые шаги.»

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца , ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии . А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б., Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение. С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н. э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён. А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э. То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации , главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка , что нашло отражение и в греческой мифологии. Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос , тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии. Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах. Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности. В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции , Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта. Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова. Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая. В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы. В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования. Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются. Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно "минойцами ”, а так называемая ранняя протоминойская культура , задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет. Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова. Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо. Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса , у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства. Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй. Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство. И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств , ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат. О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие. Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму , приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний. Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки .

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим. Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу. Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте , на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа. В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации , землетрясение 1700 г. до н. э. было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э. правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.

Сатур Великий , ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, - он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом. Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, - критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря , и даже часть континентальной Греции. Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации . Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э. произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла. Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации , но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.

Кносс снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе. В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским , безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э. последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.

Раннеминойский период (XXX–XXIII). Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города, а также частная собственность. На Крите начинают править первые цари (басилеи ), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест .

Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.

В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов» . «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье – с Кипром и сирийскими царствами. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени (XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов» , когда критские государства переживают максимальный расцвет.

Активно развивается судостроительство – начинается период вла­ды­чес­тва Крита на море, талассократия . Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим . Имя Миноса носили все представители царской династии.

На Крите строится сеть дорог – один из первых показателей роста производства. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

Крито-ми­кен­ская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее видеографическое . С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А . Оно представляло собой слоговую письменность , в которой знак означал слог. Письмо А до сих пор не расшифровано. С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б . Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички.

Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин , находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера . Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну – цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы. К этому происшествию восходит загадка Атлантиды .

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции – критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

Цивилизация возникла 41 в. назад.

Цивилизация остановилась 36 в. назад.

Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой.

Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., конец так называемой эпохи ранней бронзы.

В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

В середине XV столетия на Крит обрушилась катастрофа. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Э ту цивилизацию приводит в своём каталоге Тойнби.

К рит долгое время оставался самым большим островом Эгейского архипелага и лежал на пересечении важнейших морских путей эллинского мира. Каждое судно, идущее из Пирея в Сицилию, проходило между Критом и Лаконией, а суда, идущие из Пирея в Египет, неизбежно проплывали между Критом и Родосом.

Н о если Лакония и Родос действительно играли ведущую роль в эллинской истории, то Крит считался заброшенной провинцией.

Д ревнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

В озникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой.

М инойцы - народ, населявший Крит в древности.

Н азвание «минойская» было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Минос.)

В ремя возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., конец так называемой эпохи ранней бронзы.

В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

С амый первый из всех критских дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе. По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита - царя Миноса.

Г реки называли дворец Миноса «лабиринтом». В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

П одвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем.

П рирода острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Так, на Крите часто происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. Если добавить к этому частые в этих местах морские штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии, то жизнь минойцев покажется нам не столь уж спокойной и безоблачной.

Д ля того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». В произведениях критского искусства (статуэтках и печатях) богиня предстает нам в различных своих воплощениях.

Р елигия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др.

Н а Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной».

Ц ари Кпосса не просто жили и правили - oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца, место, где царь- жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела,- это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора.

У нас есть все основания считать, что в критском обществе уже сложились характерные для раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Так, можно предполагать, что земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты.

В се эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к оменту гибели дворца (конец XV в. до н.э.) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о6разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй.

Г одами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани.

Т орговые морские экспедиции в те времена были сопряжены с большим риском и затратами. Государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие.

Р асцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством.

О б этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита.

Г реческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.

П редание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. начинается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на о-ве Родос и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета.

В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия.

О т этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены.

Г реческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о-ве Фера (Санторин) в южной части Эгейского моря

Д ругие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население.

Д ействительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа.

П олнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы - растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля - превращаются в абстрактные графические схемы.

В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений.

С удя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце.

Н аконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А).

Э ти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства.

++++++++++++++++++++

Публикации по теме