Остров мертвых а беклина история создания. Остров Мертвых

Арнольд Бёклин. «Остров мертвых»

1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см. Художественных музей, Базель
1880 г. Дерево, масло. 111 х 115 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
1883 г. Дерево, масло. 80 х 150 см. Государственные музеи, Берлин
1886 г. Дерево, темпера. 80 х 150 см. Музей изящных искусств, Лейпциг.

Все в мире следует понимать как загадку.
Джорджо де Кирико

Гражданин Европы

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Арнольд Бёклин. Автопортрет. 1873 г.

Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда - во Флоренцию, затем в Цюрих... Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

У этих бесконечных переездов были веские причины: в молодости - желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее - приглашения на преподавательскую работу, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, - безденежье.

(Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.)

Такая подвижность позволила Бёклину не только много повидать и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и синтезировать в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма.

В мире фавнов и нимф

Бёклин начал с романтических пейзажей. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах...

Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное - соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Художник словно открыл окно в блаженную страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам - мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма - собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку. В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума.

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью.

Символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным - он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине - «Острове мертвых».

«Картина для грез»

Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен..

Первый вариант картины «Остров мёртвых». 1880 г.

Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.

Второй вариант картины "Остров мёртвых", 1880 г.

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).

Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г.

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Пятый вариант картины "Остров мёртвых", 1886 г.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения - от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Скалы Фаральони близ берегов Капри

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции

Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей.

Но каким бы островом ни вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное - этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим пространстве.

Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного.

"Остров мертвых" в интерьере эпохи

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

Макс Клингер. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых»

Шрифт «Бёклин»

По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате В. И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой, основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932).

Сальвадор Дали. Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы. 1932 г.

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи».

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“».

Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», - писал он в поэме «Про это» (1923). В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мёртвых»

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине 20-го в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных.

Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов - противников и антагонистов Бёклина.

Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.

Марина Аграновская

"....Скрыты причалы невидимых пристаней,


смутные тени мятущихся призраков..".


Представляете, этот остров, действительно, какой-то мистический. Два раза писала пост, и, приближаясь к концу, оба раза посты бесследно исчезали.
Начинаю попытку номер три!

Продолжаем наше путешествие по Балканским странам. Мы с вами находимся в Черногории, едем по побережью Боко-Которской бухты, направляясь к городу со странным названием - Пераст.
О неописуемой красоте Боко-Которской бухты я уже рассказывала. Да что писать! Это всё нужно видеть собственными глазами. И мне несказанно повезло, что я попала в эти края.


Смотрим не на меня, а на окружающие меня красоты. Вдали, под самой горой находится город Пераст, куда мы с вами направляемся. А прямо над моей головой расположился небольшой островок, о котором и будет мой расскаэ.


Глядя на этот островок, у меня появилось чувство чего-то очень знакомого. Именно то, что сейчас так модно называть "дежавю". Но очарованная окружающими красотами, как-то забыла об этом. Но всё-таки этот остров не отпускал меня, а по мере приближения к нему, всё более и более приковывал взор.

И наконец-то я поняла, что он мне очень напоминает известную картину швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901). "Остров мертвых." Но был ли живописец здесь, в Боко-Которской бухте?

Изучив в Интернете биографию художника, стало ясно, что он, похоже, никогда не бывал в этих краях.
Интереснейший автопортрет.Согласитесь! И очень соответствует его знаменитой картине.

Картина, действительно, знаменита и по сей день. О ней писали многие писатели,Сергей Рахманинов посвятил "Острову мертвых" очень мрачную симфоническаую поэму. Многие известные художники писали подражание этой картине, Как, например, швейцарский художник Ганс Руди Гигер , которого еще называют художником ада. Перед вами его картина "Дань Бёклину"

Думаю, что вам хорошо знакома цитата из бессмерной книги: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.
Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно »

Интересно еще и то, что художник неоднократно обращался к этой теме. Известно пять варианов картины. Один из них, правда, уничтожен. Осталась только черно-белая фотография. (Фото из Википедии).

Арнольд Беклин был любимым художником Адольфа Гитлера . Им был приобретен один из вариантов картины "Остров мертвых". По этой ссылке вы можете рассмотреть картину, приобретеную Гитлером в большом размере и даже обнаружить на одной из скал инициалы "AG".

Как вы сами понимаете, увиденный остров очень меня заинтересовал. Тем более, что туристов туда категорически не допускали. Приехав домой, я начала собирать сведения об острове, которые оказались, увы, очень скудными.
Удалось узнать, что с 12 века здесь находился древнейший монастырь бенедиктинцев. Функционирует ли он в настоящее время - не знаю.
Фотография макета, сделанная в музее соседнего острова.

В 16 веке на острове была построена церковь Св.Юрая, которая являлась приходской церковью Пераста. Аббат монстыря, он же настоятель церкви, был убит при загадочных обстоятельствах вскоре после её постройки. Чуть позже остров подвергся набегу пиратов - монастырь разграбили, а церковь подожгли.Восстановили её, благодаря Андрию Змаевичу (1628-1694), который служил аббатом монастыря, а с 1671 года был назначен барским (город Бар) архиепископом и примасом Королевства Сербии. Запомним эту фамилию. Доктор теологии и философии, писатель, поэт, историк, просветитель, коллекционер древностей и покровитель искусства. Именно благодаря ему мы с вами сможем полюбоваться картинной галереей на соседнем островке и восхититься интереснейшими экспонатами музея.

До 1886 года здесь было кладбище, куда хоронили, в основном, мореходов - жителей Пераста. Потому, очевидно, и появилось второе название - Остров Мертвых.

Рассказываю интересную историю, а, может, и легенду.
У входа в церковь находятся две могилы, одна из них датируется 1813 годом, в ней покоится молодая девушка по имени Катица, в другой - солдат наполеоновской армии.
В 1813 году отряд французского экспедиционного корпуса занял крепость Святого Креста. Жители Перста выбили французов оттуда. Отряд обосновался на острове Св.Юрая и периодически обстреливал из пушек город Пераст. И надо же такому случиться, что ядро одной из пушек угодило в дом, где жила возлюбленная солдата, который и стрелял из этой пушки. Девушка погибла. Несчастный солдат остался на острове Св.Юрая и каждый день над округой носился звон погребального колокола. Так солдат оплакивал смерть своей невесты, которая и соединила их на веки вечные под скорбными кипарисами Острова Мертвых.

Уважаемый Dmitriy Shalaev дополнил эту легенду: "В байке с наполеоновским артиллеристом пропущена важная деталь. Пушкарь был местный - перастянин. Это существенно меняет дело! Ч еловек лупил из пушки по родному городу, по родным, знакомым, друзьям...Неудивительно, что грохнул свою даму сердца".



Закончить пост о так запомнившемся мне острове хочу стихотворением Еремея Парнова, которое он посвятил "Острову мертвых" Бёклина.
"Там в океане, окутанный тайнами,
тающий в бездне пространства туманного,
Остров, обманчиво-необитаемый,
страшный и странный, как мумия в саване.
Время на Острове замерло в ступоре,
свернуто смутным, загадочным коконом,
небо беззвездное призрачным куполом,
словно из нитей неведомых соткано...
(Остальное прячу под спойлер)
Волны тягучие, скучные, темные
к берегу катятся рострами пенными,
катятся медленно, ветру покорные,
пляж захламляя останками бренными -
бревнами скользкими, склизкими досками,
прахом судов и разбитыми веслами...
Мусор морской и китовые остовы
заперли прочно фарватеры Острова.

Скрыты причалы невидимых пристаней,
скрыты тропинки вглубь рощ кипарисовых,
только в пещерах, как искорки-признаки -
смутные тени мятущихся призраков.
Призраков тех, кто в былые столетия
предначертанья не выполнил смертного,
тех, кто в погоне за псевдобессмертием
душу замкнул вековечной омертою...

Тех, кто кинжалом, петлей и цикутою
впал в искушение в битве со временем,
намертво связан незримыми путами
с Островом Мертвых, юдолью забвения.
Жизнь коротка, и не сделано многое.
Времени мало - до Рая, до Ада ли?
Пусть лучше Богу останется богово -
нам же - невместно. Не нужно. Не надо бы...


P.S. В этот раз я была благоразумнее и всё время копировала написанное.Поэтому попытка, вроде бы удалась. Но самое удивительное то, что у меня получилось, как у известного героя - всю ночь он не спал и сочинял письмо возлюбленной.А утром обнаружил, что эти строчки давным-давно были написаны А.С.Пушкиным. Так и у меня. Выискивая подробности про картину "Остров мертвых" и его создателя и собираясь уже загружать готовый пост в журнал, обнаружила интереснейшую статью замечательной

Поздравляем великолепную пятерку, из которых в Латвии на данный момент проживают только двое, если не ошибаюсь!

Сначала рассказ о картинах, а потом о месте, ради которого угадайка задумывалась. Особо впечатлительным людям под кат лучше не заглядывать... Кстати, к вопросу о том, много ли мы помним о событиях, происходивших менее ста лет назад.


Прежде чем дать ответ на угадайку, хочу показать, какой логический ряд образовывали предложенные в тот раз фотографии, на какие мысли должны были наводить.

Фото №3 и 4 в посте-угадайке были такими:

Многие узнали, где это находится - в России, в Выборге, в парке Монрепо.
Капелла Людвигсбург была построена между 1822 и 1830 годами по проекту английского архитектора Ч.Х. Тэтама. С этого времени остров превратился в семейный некрополь баронов Николаи и получил название Людвигштайн. Остров на литографии Ж. Жакотте (1840):

Официальное название места - остров Людвигштайн и капелла Людвигсбург. Неофициально остров называют Островом мертвых:

Сейчас сухопутной дороги на выборгский Остров мертвых нет, что окружает некрополь дополнительной завесой тайны:

Картины №6 и 7 в посте-угадайке - это Арнольд Бёклин, картины "Остров мёртвых", самые известные работы швейцарского живописца, графика, скульптора; одного из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века:

Художником было создано пять (возможно, шесть) вариантов картины на эту тему. Все они были написаны в Италии в течение нескольких лет и отличались друг от друга деталями в композиции и по цветовой гамме, до наших дней сохранилось четыре, которые ныне находятся в Базеле, Нью-Йорке, Берлине и Лейпциге.

«Остров мертвых» - самое известное и загадочное полотно Бёклина, ставшее иконой символизма. Таинственный остров с входом, напоминающим ворота кладбища, словно вырастает из темной глади морской воды. Композиция полотна строго продумана: ритмичным вертикалям кипарисов и мраморных скал с узкими пещерами противопоставлена горизонталь моря. Лодка с гребцом и закутанной в белое фигурой медленно приближается к острову.
Возможно, картина восходит к античной традиции, описанной другом Ницше филологом Э.Роде: любимцев богов и героев хоронят на островах, а массам достается подземное царство. Одно бесспорно - «Остров мертвых» это поэтическое размышление об историческом ходе времени, его скоротечности, об одиночестве человека в мире.

На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Стикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся круговом движении . Мозаичный фрагмент с этой картины сохранился на Введенском кладбище (колоннада на могиле Георга Лиона и Александры Ивановны Рожновой, 1910-е гг., мастерская "Роб.Гвиди СПб"). Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера).

Немецкий художник Макс Клингер в начале XX века исполнил по картине «Остров мертвых» знаменитую гравюру, которая сделала этот сюжет Бёклина всемирно известным:

В 1908 г. С.В. Рахманинов написал к картине "Остров мёртвых" симфоническую поэму ("Остров мёртвых" Op. 39.). Позже, все еще будучи под впечатлением от картин Бёклина, он приобрёл свою виллу "Сенар" в Швейцарии только из-за сходства с картиной. Композитор даже распорядился взорвать скалы на берегу озера, чтобы еще более усилить сходство реального пейзажа с картиной Бёклина. Одна из репродукций висела над кроватью Ленина в Цюрихе.

Картины №8 и 9 - это работы Ханса Руди Гигера, швейцарского художника, представителя фантастического реализма, наиболее известного своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». В угадайке были две его работы по мотивам все той же картины Бёклина:

Итак, шесть картин в угадайке называются "Остров мертвых", и, казалось бы, латвийское место тоже должно было бы так называться. Однако...

Эту логическую линию нарушило фото №5 в том ряду:

Это тоже остров, но на сей раз в Минске. И называется он вот как:

Обустроен он был вот по какой причине (см. п.3):

Если предыдущие фото - это просто некрополи, то здесь - мемориал воинской славы:

И отсюда возвращаемся к фото №2 - логический ряд подвел нас к тому, что это остров, тематически связанный со смертью и, предположительно, воинской славой:

Так и есть - это Остров Смерти на реке Даугава (Западная Двина) в Латвии. Вы ничего не замечаете на этом фрагменте?

На максимальном увеличении при съемке с противоположного берега реки становится заметен обелиск на берегу Острова Смерти:

По-латышски остров называется Наавес сала:

Фотографии обелиска на острове, сделанные в конце 1920-х годов и в 1934-м. На переднем плане памятник Неизвестному стрелку, установленный скаутами в 1930 году:

Вы уже поняли, что этот обелиск каким-то образом связан с Первой мировой войной. Обелиск павшим воинам на Острове Смерти.
Линия фронта в 1914-1917 годах. Остров Смерти расположен в верхней части линии фронта, приблизительно в 20 с небольшим километрах по реке от Риги:

Во время Первой мировой войны, во время отступления русских войск, т.н. Искульский плацдарм (от о. Доле до устья реки Огре) или «Остров смерти» - стал местом подвига двух рот российской армии, преградивших путь противнику к переправе, он затем удерживался в течение двух лет, а обе стороны несли большие потери. В те времена остров на самом деле был еще полуостровом.

Оборона русскими войсками и латышскими стрелками укрепленного участка на левом берегу Даугавы напротив Икшкиле («Остров Смерти»), в то время как основные силы находились на правом ее берегу:

Схема на латышском языке. Перевожу подписи к ней:
- окопы российских войск
- окопы немецкой армии
- ограда из колючей проволоки
- временный мост
- место переправы на лодках
- место переправы на кораблике:

Место сражений Первой мировой войны - полуостров площадью 2 квадратных километра - в 3,5 км на запад от железнодорожной станции Икшкиле. С марта 1916 г. 3-й Курземский и 2-й латышский стрелковый батальон помогали русским частям защищать этот небольшой плацдарм, который российская армия при отступлении осенью 1915 г. на правый берег Даугавы, сохранила за собой на левом берегу реки. Укрепления интенсивно обстреливались днем и ночью. Части обороняющихся сменялись практически каждые три недели. Обстрел места на фото того времени:

Пешеходный мост с Острова смерти во время его обстрела немецкой артиллерией летом 1916 года:

Телефонный кабель, связывавший защитников плацдарма с противоположным берегом. На заднем плане наплавной деревянный мост:

Русские солдаты в левом секторе обороны Острова Смерти в ноябре 1916 года:

Похороны на Братском кладбище в Вецпельши павших в ночной битве 4-5 июля 1916 г. на Острове Смерти воинов 3-го Курземского латышского стрелкового батальона:

Мы подходим к самому главному, из-за чего остров получил свое название. Видите на фото ниже, что солдаты в траншеях находятся в противогазах?

25 сентября (8 октября по новому стилю) 1916 г., когда на позициях находились русские части, немецкие войска провели газовую атаку на Острове смерти, которая явилась первым случаем масштабного применения такого рода оружия в Латвии во время Первой мировой войны. Отравились около 1400 солдат и офицеров (по др. сведениям ок. 2000), не имевших противогазов. Погиб почти полностью находившийся в этом месте Каменецкий пехотный полк, бойцы которого приняли ужасную мучительную смерть от отравляющего газа.

Срочно на помощь были переправлены латышские стрелки. Хотя у них были противогазы, однако полностью от отравления они не спасали. Было отравлено газом 120 стрелков из 2-го Рижского батальона, который 8 дней выдерживал атаки немцев на Острове. Защищая этот плацдарм, пала большая часть латышских бойцов (оба батальона потеряли 167 человек), потому стрелки это место назвали Островом Смерти (Nāves sala).

Из школьного учебника:
В 1916 г. на левом берегу Даугавы, у Икшкиле, латышские стрелки в течение нескольких месяцев обороняли участок суши, который называли "Остров смерти". Ночью через Даугаву на лодках доставляли боеприпасы, а обратно вывозили раненых и погибших. Немцы постоянно обстреливали окопы стрелков из пушек и минометов, применяли и боевые отравляющие газы.
Г. Курлович, А. Томашун "История Латвии", 5 класс. Рига, "Звайгзне", 1992 г.

На фото - 240 русских солдат из 173-го Каменецкого пехотного полка, погибших от немецкой газовой атаки, в короткое время перед захоронением у Карамурского фольварка в сентябре 1916 года:

Фотографии разрушений на Острове Смерти:

Особенно кровавые бои развернулись в 1916 году, когда русские войска, чтобы облегчить положение французской армии под Верденом и на Сомме, начали наступление на Северном фронте. На суше наибольшая тяжесть легла на дивизии 43-го корпуса генерала В.Г.Болдырева, защищавшие Икскульский плацдарм. В крутой излучине Двины, напротив Икшкиле, с апреля по сентябрь 1916 года на левом берегу реки стойко держали укрепления перед мостовой переправой сибирские и латышские стрелки. Их били снарядами, травили газами. Они стояли насмерть. Это место бойцы прозвали: «Остров смерти», и братские могилы его защитников напоминают сегодня о тех страшных потерях, что понесла тогда российская армия.

В защите плацдарма латышские стрелки принимали участие до октября 1916 г., а русские войска до июля 1917 г., когда по решению вышестоящего начальства отступили и столь долго защищаемый плацдарм сдали врагу.
Неподалеку от Икшкиле среди поля находится большой холм - ставший местом последнего упокоения офицеров и солдат этого полка. Там большая группа братских могил, в каждой из которых похоронено 75 или 50 человек.

27 июля 1924 г. Президент Латвийской Республики Янис Чаксте открыл памятник защитникам Острова Смерти (автор - архитектор Эйжен Лаубе). В другом источнике говорится, что это памятник павшим латышским стрелкам (поняли разницу?):

Собственно, три латвийские звезды на памятнике об этом и говорят...

Как и надписи о сынах Латвии, защищавших Отечество:

Памятник в сентябре 1937 года:

После Второй мировой войны памятник был поврежден, потом восстановлен.

До строительства водохранилища Рижской ГЭС здесь был полуостров, теперь – остров, к которому добраться можно только на лодке. Обелиск виден слева от красной точки:

Редкие экскурсии на лодках бывают и в остальной части острова, где были расположены окопы, старые места захоронений и карьеры гипсового камня. Говорят, еще в шестидесятые годы 20 века в его песчаных дюнах достаточно было копнуть разок-другой, чтобы набрать пригоршни гильз, ржавые штыки, патронные ленты, каски времен Первой мировой, винтовочные затворы… Место вокруг обелиска было не столь заросшим, как сейчас:

На левом берегу реки есть указатель к месту, но до острова можно добраться только на лодке:

Кстати, многих сбивает с толку, что всюду написано, что посмотреть на остров можно только со стороны Икшкиле. Так вот - на этой спутниковой карте цифрой 1 показан Остров Смерти, красной точкой примерное местоположение обелиска. Икшкиле - цифра 3 на карте, которая ясно показывает, что со стороны города обелиск не виден. Он виден со стороны цифры 2 - это поселок Саулкалне:

И вот, изучив карту, мы и поехали сразу в Саулкалне. Справа от местного детского сада есть дорога к берегу Даугавы. Собственно, вот она и видимый на горизонте Остров Смерти. Если присмотреться, заметно даже место обелиска:

Эта же дорога, если смотреть со стороны Даугавы обратно:

Казалось бы, причем тут Бёклин из угадайки?

После невероятного успеха у современников картины "Остров мертвых" в бессмертии творчества Бёклина, казалось, никто уже и не сомневался.
Два самых известных поздних полотна Арнольда Бёклина – "Война" (1896) и "Чума" (1898) - словно предвосхитили бурную и драматичную историю XX столетия. Тема смерти в них обретает поистине драматическое звучание. На иллюстрациях ниже два варианта "Войны".

Арнольд Бёклин (нем. Arnold Böcklin; 16 октября 1827, Базель, Швейцария - 16 января 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем - фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т. д. («Тритон и Нереида», 1873-1874).
Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX в. репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля.

Смерть-всадница на фоне осеннего пейзажа.

Остров мертвых

Остров св. Георгия (Island of St. George), или Остров мертвых (Island of Dead), расположен вблизи небольшого городка Боко-Которского залива Пераста (Perast), знаменитого своей мореходной школой, в которую российский император Петр Великий отправлял на обучение морскому делу сыновей русских дворян. Остров мертвых со своей кипарисовой рощей очень живописен. Он имеет естественное происхождение, в отличие от знаменитого соседнего острова Богородицы на Рифе (Island of Our Lady of Rock), насыпаного искусственно.
На Острове мертвых находится Бенедиктинское Аббатство Св. Георгия (Abbey of St. George), в честь которого остров получил название. Аббатство впервые упоминается в 1166 году в документах, описывающих освещение церкви св. Трифона (St Tryphon) в Которе. Однако, по мнению историков, орнамент на церкви Аббатства свидетельствует о более раннем его происхождении – 9-м веке. Старая церковь св. Георгия сохранилась мало. Остров постоянно был под огнем захватчиков. Землетрясение 1667 года разрушило потолок и апсиду. Позже была построена простая церковь.Надгробные плиты на церковном кладбище представляют собой уникальное собрание геральдических эмблем. Здесь хоронили знаменитых капитанов Пераста. Кладбище оставалось местом погребения до 1866 года, затем в северной части города построили новое кладбище.
Одно время в церкви хранились картины, датированные 1327–1457 годами; последние полотна написаны Ловро Маринов Добришевичем (Lovro Marinov Dobricevic), известным живописцем из Котора.В 14–16 веках Аббатство св. Джорджа находилось под юрисдикцией Котора. В 1535 году группа перастцев убила назначенного Котором аббата острова, тем самым добившись для города независимости от Которского господства и отлучения от Католической церкви. В 1571 году пират Карадоз (Karadoz) сжег дотла город вместе с Аббатством острова. В 1603 году жители Пераста отреставрировали церковь. В 1634 году патронаж острова был передан Сенату Венеции (Senate of Venice). Именно под венецианским контролем Пераст достиг наивысшей степени расцвета. В 1812 году Аббатство было занято французами, а в 1814 году – австрийцами.Остров св. Джорджа вдохновил немецкого романтика и живописца Альфреда Боклина (Alfred Bocklin) написать его знаменитую картину "Остров Мертвых"¹. На шедевре изображена похоронная лодка, подплывающая к острову.
С островом мертвых связана печальная легенда, согласно которой французский солдат, стреляя из пушки в сторону Пераста, попал в дом своей возлюбленной и убил ее, а затем лег вместе с нею в гроб.Остров мертвых закрыт для официальных посещений, однако, часто на нем можно видеть местных жителей или туристов, желающих прикоснуться к старым стенам или побродить по древнему кладбищу.


________________
У Бёклина есть, как минимум, шесть вариантов этой картины.
На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Сикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся уговом движении. (Robert Walker)

Сальвадор Дали - Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Беклина в час вечерней молитвы

Toteninsel , Max Klinger

Гигер

* На кладбищах

Маяковский "Про это ":
Обои,
___стены
_______блекли...
____________блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
_____на город разросшийся
_______________________ Беклин
Москвой расставил "Остров мертвых".

Существует одноименный фильм 1945 года.

Эта картина в свою очередь вдохновила Рахманинова на написание оперы "Остров мертвых" .
Симфоническая поэма появилась под впечатлением от черно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Позднее композитор вспоминал: «Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде».
Поэма «Остров мертвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн Рахманинов использовал редкий размер - пять восьмых . Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20-25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/fa/b_fa4a7dcf6b9e60d4b2b28983c84a6453.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Этот вариант картины Арнольда Бёклина хранится в Эрмитаже

Слухи о том, что в Эрмитаже хранится трофейная картина из собрания Гитлера, преувеличены


Есть загадки, над которыми ломать голову приходится из века в век. В Эрмитаже таких немало, но даже среди них выделяется история, связанная с картиной знаменитого швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — одной из любимейших вещей Сальвадора Дали, Сергея Рахманинова и... Адольфа Гитлера.

В основе сюжета — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса. Души простых смертных такой чести не удостаиваются.

На полотне запечатлен мифологический кормчий Харон, который перевозит через реку смерти души усопших. Остров, куда направляется его лодка, — полукруглая, напоминающая амфитеатр скала, где среди склепов растут только кладбищенские кипарисы. Собственно, и все. Если не считать того, что эта мрачно-прекрасная картина толкнула Сальвадора Дали на написание собственного полотна «Истинное изображение «Острова мертвых» Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы», нашему великому композитору Рахманинову навеяла симфоническую поэму «Остров мертвых», а американскому писателю-фантасту Роджеру Желязны — одноименный роман.

Картина Бёклина многократно отразилась и в кинематографе, но это позже, а в начале двадцатого века прекрасные немецкие репродукции «Острова мертвых» стали обязательным украшением не только европейских домов, но и, по меткому свидетельству художника Петрова-Водкина, «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Арсений Тарковский пишет о картине как о безвозвратно ушедшей примете дореволюционного времени: «Где «Остров мертвых» в декадентской раме?/ Где плюшевые красные диваны?/ Где фотографии мужчин с усами?/ Где тростниковые аэропланы?»

В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX — начала XX вв. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого. Наконец, Гитлер был так очарован этим мистическим сюжетом, что картина нашла место в его рейхсканцелярии. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Это не репродукция. Дело в том, что Бёклин писал картину с 1880 по 1886 годы в нескольких вариантах, каждый раз меняя сюжет, размеры, технику исполнения, цветовую гамму изображения, но сохраняя основу композиции. Первая версия хранится в музее Базеля, вторая в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке, третья, «гитлеровская» — в Берлине, четвертую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса, но, говорят, она была утрачена в годы Второй Мировой войны, пятая хранится в музее Лейпцига, наконец шестая — в нашем Эрмитаже.

Но есть и другой взгляд. Так заведующий сектором живописи XIX-XX веков и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Борис Асварищ, с которым мы встретились в его кабинете с чудесным видом на Неву, считает, что было не шесть, а пять картин. Когда я прошу его прокомментировать слух о том, что в Эрмитаже как раз картина из личного собрания Гитлера, попавшая сюда как трофей, он очень сердится, называет это «чушью собачьей».

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мертвых»

«Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, — поясняет искусствовед. — Бёклин написал четыре ее варианта. Пятый был написал совместно с сыном художника. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов — кажется, третий. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». — «Труд»), и здесь она осталась. Она была в частных руках, и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» — есть такой музейный термин. Поэтому мы ее выставляем. Вот и вся история».

На мой вопрос о причинах мегапопулярности бёклинского полотна Борис Асварищ ответил: «Когда люди живут сыто, они очень любят рассуждать о смерти и подобных материях. На этом интересе «Остров мертвых» и всплыл». В своей статье, посвященной картине Бёклина, Борис Асварищ пишет так: «В европейской жизни не было другого автора, вызывавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем обожествленного буквально всем континентом, а сразу после смерти почти мгновенно преданного забвению».

Бёклин умер в 1901 году. Между тем сохранился документальный кадр, на котором Адольф Гитлер и Вячеслав Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры на фоне «Острова мертвых». За спиной фюрера видна фигура в белом хитоне в лодке, просветы над силуэтами горы, верхушки кипарисов...

Интересно, что сейчас знаменитую картину в Петербурге не увидеть. «Экспозиция западноевропейской живописи XIX-XX вв. переезжает в Главный штаб Эрмитажа, — рассказал Асварищ. — Частично она уже переехала и открыта». Хранитель пообещал, что в течение лета экспозиция будет открыта полностью.

Остров мертвых ,

Публикации по теме