Прилетевшие с небес, «Настоящие люди. MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония Народ айны

Дальневосточные земли хранят множество неразгаданных загадок, одна из них - тайна происхождение народа айны . Древнейший народ населявший, по данным археологических раскопок и упоминаниям в старинных рукописях разных народов, земли Японии, Сахалина, Курильских островов, Камчатки, устье Амура уже 13 тыс.лет до н.э.

Русские и европейские мореходы и , посещая эти земли еще в 17 веке, были очень удивлены обнаружив поселения людей внешне очень похожих на них, а японцы наоборот, увидев первых европейцев, называли их "рыжие айны" , настолько очевидна была для них внешняя схожесть.

Айны, светлокожие обладатели более открытых глаз как у европейцев, в отличие от своих соседей ительменов, чукчей, эвенов, японцев и других народов, густых темно-русых волос, окладистой бороды, усов и повышенной волосатостью на теле, Степан Крашенинников называл их "мохнатыми курильцами", кстати название Курильские острова и курильцы, произошло от айнского "куру" или "гуру" - народ, человек , вообще в этих землях сохранилось много айнских названий: Сахалин - Сахарэн Мосири "волнистая земля" , окончания в словах "котан" и "шир" обозначают "земля", "участок земли", Шикотан - "земля Ши" , Кунашир - "земля Куна" .

Язык айну не похож ни на один язык мира, считается обособленным языком, хотя некоторые названия очень любопытны, например женщина по-айнски "мат"(ь) , а смерть - "рай" . "Айны" обозначает "настоящие люди" , "настоящий человек" в отличие от мира и , которые обладали духом - "камуи" , но были не похожи на людей, очень напоминает слова , для которого все животные были "люди" .

Айны старались жить в гармонии с и одухотворяли весь окружающий их мир. Посредником между ними и миром духов - камуи, служили инау - палочка, один конец которой расщепляли до закручивающихся волокон, ее украшали и приносили подношение, а потом просили передать свою просьбу какому-нибудь духу.

Самым главным и великим духом считается "Великий Небесный Змей", который улетая на небо забыл на земле свои палочки-инау , и чтобы не возвращаться превратил их в иву.

Одной из национальных особенностей была женская татуировка вокруг губ, похожая на усы или улыбку, а одежда украшалась спиральными рисунками.

Судя по преданиям и археологическим раскопкам, айны осколки какой-то могущественной древней цивилизации, основатели культуры Дземон и, возможно, легендарного государства Яматай, кстати на языке айнов "Я ма та и" - место, где море рассекает сушу , но потом что-то случилось и японцы заселявшие острова, застали их уже живущих небольшими разрозненными поселениями - "утари" , занимавшимися в основном охотой и рыбалкой, но еще хранившими древние традиции, никому не подчиняясь, полагаясь на свое воинское искусство и духов природы - "камуи", были доверчивы как дети, не зная и не понимая обмана, обладая исключительной честностью, как впрочем многие дальневосточные народы.

О своем происхождении айны рассказывали, что давно в далекой стране Пан , правитель хотел жениться на своей дочери, но принцесса сбежала вместе со своим верным псом за "Великое море" и основала новый народ. В другом предании говорится, что мужем принцессы стал хозяин гор - медведь, который пришел к ней в образе человека. Культ медведя был одним из основных у айнов , самый главный праздник - праздник медведя.

Противостояние японцев и айнов продолжалось на протяжении 2 тыс.лет, по свидетельству японцев, когда они пришли на острова, там жили "варвары" и самые свирепые из них были айны .

Айны были искусными воинами - "джангинами" , дрались без щитов двумя короткими немного изогнутыми мечами, хотя предпочтительней были луки с бронебойными наконечниками для стрел, пропитанными ядом "сукуру" из корня эконита и яда паука, либо боевые колотушки, которые использовали как пращу или кистень. Колчаны для стрел и мечи они носили за спиной, за что их называли "люди, из волос которых торчат стрелы".

Японцы не любили встречаться с ними в открытом бою, они говорили, что "один эмиси или эбису("варвар" так они пренебрежительно называли айнов), стоил ста человек". Предание айнов гласит, жили- были дед-айн и дед-японец, бог поселил их на этих землях и велел айну сделать меч, а японцу деньги, поэтому у айнов был культ меча, а у японцев - денег.

Еще одна особенность военных действий айнов - заканчивать их за "столом переговоров". Вожди воюющих сторон собирались на пир, там обсуждали условия перемирия и часто они становились родственниками. Это потом их и погубило, когда японцы на пиру просто убивали предводителей айнов, и это же привело к тому, что правящая верхушка Японии внешне отличается от остального народа, потому что среди них было много айнов.

Айны породнившись с привилегированным классом японцев, принесли с собой свою религию, культуру, воинские искусства, многие японские названия и теперь звучат на языке айнов - "Цусима" - далекий , "Фудзи" - бабушка, дух или камуй очага.

Национальная японская религия синтоизм имеет айнские корни, также как и "бусидо" комплекс воинской доблести, и ритуал "харакири", и культура и боевые искусства самураев. Изначально некоторые кланы самураев были айнскими.

Судьба остального народа айнов трагична, им пришлось пережить жестокое притеснение японцами, практически геноцид, кто-то сумел перебраться с японских островов на Курильские острова, на Сахалин и на Камчатку, под покровительство России, но в суровые времена сталинских репрессий, за одну айнскую фамилию могли отправить в Гулаг, поэтому многие меняли свои фамилии, а дети и не предполагали о своей национальной принадлежности.

Сегодня на Камчатке проживает 104 человека, которые называют себя потомками айнов и пытаются добиться признания их коренным населением, "чистых" айнов уже практически не осталость, немного потомков айнов проживает в устье Амура, сахалинские айны предпочли назвать себя японцами, это дает им право безвизового въезда в Японию, в самой Японии проживает около 20 тыс. потомков айнов.

20 век тяжелым катком прошелся по судьбам многих народов, один из них айны. Забыт язык, остались только записи наших и японских исследователей изучавших культуру айнов, а научный мир до сих пор не может разгадать загадку происхождения этого удивительного народа.

Кто знает, может это их предки жили в , а может это они заселяли в свое время единый материк , а возможно это потомки тех, кто когда-то пришел на эти земли из загадочной страны Гипербореи...

Не все знают, что японцы отнюдь не являются аборигенами Японских островов. Задолго до их появления архипелаг населяли айны, загадочное племя, вызывающее в научном мире кучу споров. Белокожие, никак не узкоглазые (а мужчины еще и с «повышенной волосатостью») уже одним своим внешним видом айны разительно отличаются от японцев, китайцев, корейцев и прочих монголоидов, живущих по соседству. Айны явно не монголоиды . Внешне они похожи не то на жителей Океании, не то на европейцев.

Основные гипотезы относительно происхождения айнов сводятся к следующему:

  1. Айны родственны европеоидам (в незапамятные времена перекочевали через всю Азию);
  2. Айны родственны жителям Океании и приплыли на Японские острова с Юга;
  3. Айны родственны палеоазиатским народам и явились на Японские острова с Севера или из Сибири.

Различия между японцами и айнами

Появившись на Японских островах около 13 тысяч лет назад, айны создали неолитическую культуру Дзёмон. Они населяли не только Японские острова, но, также и южную часть Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.

Если внешность айнов указывает на то, что между ними и японцами нет ничего общего, то их образ жизни отличается от образа жизни японцев (предки которых переселились на острова с территории Китая) еще более разительным образом.

Японцы издревле занимались возделыванием риса. Именно оттуда берут начало их коллективизм, запредельная работоспособность, стремление не выделяться из коллектива, а быть . Айны – люди совершенно иного склада. Коллективизма, при котором личные качества отдельно взятого человека нивелируются, растворяясь в общей массе, а сам человек становится своеобразным «винтиком» системы, у айнов нет и близко. Айнов с детства приучали брать ответственность на себя, им с детства прививали смелость и уверенность в себе – качества, необходимые охотнику. Земледелием айны не занимались вообще, а, вместо этого кормились за счет охоты, собирательства и рыбной ловли. Какой там рис! Айны вообще не знали, что это такое. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. они поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин.

Учитывая такой образ жизни, для айнов было жизненно необходимо сохранять природное равновесие, не допуская демографических взрывов. Крупных поселений у айнов никогда не существовало. Поселки айнов были удалены друг от друга (чтобы никто никому не мешал), по этой же причине еще в древности айны заселили все острова японского архипелага.

Противостояние народов

Но вот, когда на Японские острова стали прибывать переселенцы из Юго-Восточной Азии и Китая, а затем несколько племен из Центральной Азии, природное равновесие оказалось нарушено. Земледелие (а производство риса в особенности) позволяет производить огромное количество пищи на ограниченном участке территории. Потому колонисты стремительно размножались. Айны были вынуждены потесниться и уйти на север – остров Хоккайдо, Сахалин, Камчатка, Курильские острова. Но, японцы достали их и там. Впрочем, айны тоже не собирались уступать свою территорию. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай и северная часть острова Хонсю (главного японского острова) была очень плохо освоена японцами.

Все это время (примерно полторы тясячелетия) между айнами и японцами шли .

Вот так описывает айнов одна из японских хроник.

«Среди восточных дикарей самые сильные - эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын - не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах (на деревьях). Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу . В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить - непременно отомстят. Ещё - спрятав стрелы в волосах и привязав клинок , они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют - взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато»

Айнов было намного меньше, но, каждый их воин стоил нескольких десятков японских. Долгое время японцы проигрывали, но, в конце концов, задавили айнов численностью, а также, при помощи таких «запрещенных приемов», как подкуп вождей. Японцы подкупали айнских вождей, награждали их титулами. Но, все равно, дело продвигалось медленно. Дабы ускорить процесс, японские правители пошли на крайние меры. Они вооружали переселенцев, уходивших на север.

Таким образом, зародился класс самураев – служилое дворянство, впоследствии ставшее своего рода визитной карточкой Страны Восходящего Солнца. Но, надо сказать, что очень и очень многое, включая стратегию, тактику, боевые приемы и традиции, самураи переняли от своих заклятых соперников – айнов. На острове Хонсю уцелевшие айны были ассимилированы японцами. Правда, некоторые из них перебрались на самый северный из Японских островов, Хоккайдо (сами японцы называли его Эзо, то есть, «дикий», «земля варваров»)

Только в середине XV века крупному феодалу Такэде Нобухиро удалось основать первое укрепленное поселение на Хоккайдо. Еще два с лишним столетия ушло на то, чтобы завоевать и этот остров, и только в 1669-м году сопротивление айнов было сломлено. Сказало свое веское слово огнестрельное оружие, поставляемое японским правителям европейцами.

Дальнейшая судьба айнов трагична. Японцы фактически превратили их в рабов. Отбирали рыболовецкие снасти, собак, запрещали охотиться. В настоящее время айнов осталось не более 25 тысяч. Но и теперь они сохраняют свою самобытность.

Культура айнов

Айнский пантеон богов главным образом, состоит из «камуи» – духов разных животных, таких, как медведь, касатка, змея, орел, а также мифических персонажей, таких, как Айойна, создатель и учитель айнов. а также «унти-камуи» — женское божество, богиня очага, к которой, в отличие от других божеств, люди могут обращаться непосредственно.

До конца XIX века у айны приносили в жертву специально выращеного , которого до этого одна из женщин общины несколько лет вскармливала грудью. На это мероприятие старались пригласить как можно больше гостей, а после ритуального убийства голову медведя помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух. Каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, передаваемой по кругу, что символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.

Но, самым великим духом айны считали Небесного змея. Его чтили и боялись одновременно. Данный культ имеет общие черты с религиозными верованиями аборигенов Австралии и Микронезии, жителей Суматры, Калимантана, Тайваня и Филиппин. Айны никогда не убивают змей, поскольку считают, что, обитающий в теле змеи, злой дух, после убийства змеи покинет её тело и переселится в тело убийцы. Кроме того, айны верят, что змея может заползти спящему человеку в рот и овладеть его разумом, в результате чего несчастный сойдет с ума.

Особое место в обрядах айнов занимают так называемые «инау» . Так айны называют самые различные предметы, которые практически невозможно объединить общим происхождением. В разных случаях им даются разные объяснения. Большинство «инау» сделаны руками человека и украшены пучками длинных стружек. «Инау» – своего рода, посредники, «помогающие» айнам «договариваться» с богами.

Интересный момент: спиральный орнамент, очень распространенный у айнов, также широко распространен у маори, жителей Новой Зеландии, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура, а также многих народностей Океании. (Кстати, спираль – ничто иное, как изображение змеи). Вряд ли это может являться случайным совпадением и, скорее всего, между этими народами имели место определенные контакты. Но, откуда берет начало эта спираль? Кто первым стал применять спиральный орнамент, а кто перенял его и сделал своим?

Вообще, искусство айнов, их песни, танцы, сказания, орнамент, резьба по кости и деревянная скульптура удивительно красивы и талантливы, тем более, для народа, долгое время жившего в изоляции.

К началу новой эры айны по своему развитию пребывали в стадии неолита, но, тем не менее, культура айнов оказала огромное влияние на культуру их завоевателей и могильщиков японцев. Айнские элементы легли как в основу синтоизма – древней религии Страны Восходящего Солнца, так и в формировании сословия самураев.

Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.

Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «благородный человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Известный собиратель и исследователь народов Тихоокеанского региона Б.О. Пилсудский в отчете о командировке 1903-1905 годов писал об айнах: «Приветливость, ласковость и общительность маукинских айнов вызывали во мне сильное желание познакомиться ближе с этим интересным племенем».

Русский писатель А.П. Чехов оставил такие строки: «Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и даже интеллигентный».

В собрании айнских устных легенд «Юкар» сказано: «Айны населяли Японию за сотни тысяч лет до того, как пришли дети Солнца (т.е. японцы. — Авт.)».

Айны почти полностью исчезли. Они остались только на юго-востоке острова Хоккайдо, который ранее назывался ими Эдзо. До сих пор айны отмечают Медвежий праздник и почитают его героя Jajресупо, аналогично общеславянскому медвежьему празднику Комоедица (Масленица), посвященному медведю Велесу и возрождению Солнца (Ярило).

От айнов на Японском архипелаге остались почти все географические названия. Например, вулкан на северо-востоке острова Кунашир на языке айнов называется Тятя-Яма, буквально «Отец-гора».

Как и в Европе, южные завоеватели, японцы, называли в свое время представителей северной цивилизации айнов «варварами». Но, несмотря на это, большую часть своей культуры, религиозных представлений, военного искусства и традиций японцы переняли именно у айнов. В частности, самурайское сословие средневековой Японии переняло у айнов обряд «сеппуку» («харакири») — ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, истоки которого уходят в глубокую древность — к языческим культам айнов.

Более того, согласно японской исторической традиции основателем древнеяпонской империи Ямато был принц Пикопоподэми (Дзимму). На гравюре ХIХ века Дзимму имеет внешние черты айна!!!

Сирэтоко - полуостров на востоке японского острова Хоккайдо. На языке народа айну означает «край земли».

Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию – Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны – европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…

Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?

Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.В I тысячелетии до н. э. на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно.

Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов. Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо. По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок. Современные айны живут на юго-востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени – культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.

Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.

Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров — европеоидной.

Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.

В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) — 1868-1912 гг. — они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.

Самураями в широком понимании этого слова в феодальной Японии называли светских феодалов. В узком понимании этого понятия — это военное сословие мелких дворян. Так что получается, что самурай и воин это не совсем всегда одно и тоже.

Считается, что понятие самурая зарождалось в VIII веке на окраинах Японии(юг, север и северо-восток). В тех местах происходили постоянные стычки между императорскими наместниками, расширяющими империю, и местными аборигенами. Жестокие войны на окраинах проходили до IX века и все это время власти этих провинций всеми силами пытались устоять под гнетом постоянной опасности в дали от центра империи и ее войск. В таких условиях они были вынуждены самостоятельно вести оборону и создавать собственные военные формирования из мужского населения. Важным моментом становления самурайства был переход от призывного формирования дружины к постоянному профессиональному войску. Вооружённые слуги защищали своего хозяина, а взамен получали кров и пищу. Одним из главных причин, склонивших весы в пользу именно профессионального войска, стала внешняя угроза в лице коренных жителей Японских островов – айнов. Хоть угроза и не была смертельной, даже в самые кризисные моменты своей истории Империя Восходящего Солнца оставалась сильнее разобщённых племён, но большие трудность приграничным районам, а так же дальнейшему продвижению на север, создавала. Для борьбы с айнами возводят замки Идзава, Тага-Тага-но дзё и Акита, строится большое число укреплений. Но призыв из-за боязни мятежей отменён и чтобы укрепления не стояли пустыми и хоть как-то выполняли свою функцию, необходимы воины. Кто как не профессиональные военнослужащие могли справится с этим лучше всех?

Как мы видим, необходимость в услугах самураев возрастает, что не могло не сказаться на их численности. Ещё одним каналом появления самураев, кроме вооружённых слуг крупных землевладельцев, были поселенцы. Им приходилось буквально отвоёвывать землю у айнов и власти не экономили на вооружении поселенцев. Эта политика принесла свои плоды. Проживающие в непосредственной близости от неприятеля, «адзумабито» (люди востока) оказывали тому довольно эффективное противодействие. Здешний самурай это уже не грабитель, посланный даймё, что бы забрать последнее, а скорее защитник.

Но айны были не только внешней угрозой и условием для консолидации и становления северных самураев. Определённый интерес представляет и взаимное проникновение культур. Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов, например харакири – обряд ритуального самоубийства, ставший впоследствии одной из визитных карточек японских самураев, изначально принадлежал айнам.

Для справки: Крепью Славяно-Арийского войска были характерники (Характерники — буквально: владеющие центром хара. Отсюда «харакири» — выпускание жизненной силы через центр хара, находящийся в области пупка, «к ири» — к Ирию, Славяно-Арийскому Небесному Царству: отсюда же и «знахарь» — знающий хару, c восстановления, которой должно начинаться любое лечение). Характерников в Индии до сих пор именуют махаратхами — великими воинами (на санскрите «маха» — большой, великий; «ратха» — рать, войско).

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи — потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев — айны — до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство. . . .

Валерий Косарев

Где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.

Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек».

С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Япония - это не только японцы, но и аины. По сути два народа. Очень жаль, что мало кто знает о втором.

Легенда гласит, что божество дало аину меч, а японцу деньги. И это имеет отражение в реальной истории. Аины были лучшими воинами, нежели японцы. Но японцы были хитрее и брали доверчивых как дети аинов хитростью, перенимая при этом их воинскую технику. Харакири также пришло к японцем от аинов. Культура дзёмон, как теперь доказано ученными, тоже создавалась аинами.

Изучение Японии невозможно без изучения обоих народов.

Народ айны большинством исследователей признается аборигенами Японии, они населяют японский остров Хоккайдо и русские Курильские острова, а также о. Сахалин.

Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.

Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров - европеоидной.

Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.

В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) - 1868-1912 гг. - они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи - потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев - айны - до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство.

Айны (айну) - загадочное племя, из-за которого учеными разных стран сломано великое множество копий. Они белолицые и прямоглазые (мужчины к тому же отличаются сильной волосатостью) и по своему внешнему облику разительно отличаются от других народов Восточной Азии. Они явно не монголоиды, скорее тяготеют к антропологическому типу Юго-Восточной Азии и Океании.

Айны в традиционных костюмах. 1904 год

Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. Их орнамент, резьба и деревянная скульптура удивительны по красоте и выдумке; их песни, танцы и сказания прекрасны, как всякие подлинные творения народа.

Каждому народу свойственна неповторимая история и самобытная культура. Науке в большей или меньшей степени известны этапы исторического развития того или иного этноса. Но в мире существуют народы, происхождение которых остается загадкой. И в наши дни они продолжают волновать умы ученых-этнографов. К числу таких этносов в первую очередь относятся айны - аборигены Дальневосточного региона.

Это был интереснейший, красивый и здоровый от природы народ, поселившийся на Японских островах, южном Сахалине и Курилах. Сами себя они называли различными племенными именами - «соя-унтара», «чувка-унтара». Слово «айну», которым их привыкли называть, - не самоназвание этого народа. Оно означает «человек». Эти аборигены выделены учеными в отдельную айнскую расу, сочетающую во внешнем облике европеоидные, австралоидные и монголоидные черты.

Историческая проблема, возникающая в связи с айнами, - это вопрос их расового и культурного происхождения. Следы существования этого народа обнаружены даже в местах неолитических стоянок на Японских островах. Айны - это древнейшая этническая общность. Их прародители - носители культуры «дземон» (дословно «веревочный орнамент»), насчитывающей почти 13 тысяч лет (на Курильских островах - 8 тысяч лет).

Начало научному изучению дзёмонских стоянок было положено немецкими археологами Ф. и Г. Зибольдами и американцем Морсом. Полученные ими результаты значительно разнились между собой. Если Зибольды со всей ответственностью утверждали, что дзёмонская культура - творение рук древних айнов, то Морс был осторожнее. Он не соглашался с точкой зрения своих немецких коллег, но в то же время подчеркивал, что дзёмонский период существенно отличается от японского.

А что же сами японцы, которые называли айнов словом «эби-су»? Большинство из них не соглашалось с выводами археологов. Для них аборигены были всегда только варварами, о чем свидетельствует, например, запись японского хрониста, сделанная в 712 году: «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».

Но как свидетельствуют археологические раскопки, предки этих «дикарей» задолго до появления на островах японцев создали там целую культуру, которой может гордиться любой народ! Именно поэтому официальная японская историография предпринимала попытки соотнести создателей дзёмонской культуры с предками современных японцев, но никак не с айнами.

И все же большинство ученых сходятся во мнении, что культура айнов была настолько жизнеспособна, что оказала влияние на культуру своих поработителей - японцев. Как указывает профессор С. А. Арутюнов, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии - синтоизма.

Так, например, айнский воин - джангин - имел два коротких меча, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и дрался ими, не признавая щитов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»). Первый был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» - ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав харакири, или сэппуку (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука).

Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: «Давным-давно, после того как эта страна была создана Богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу - деньги». Далее объясняется, почему у-айнов был культ мечей, а у японцев - жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство.

Шлемов айны не носили. От приироды они имели длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема. О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Считают, что праяпонцы переняли у них практически все. Вообще-то айны сражались не только с японцами.

Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» - низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами, завоевывали и вытесняли их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман.

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири - земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. На Курилы и Сахалин они пришли уже в XIII-XIV веках. Следы их пребывания находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае.

Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «Сахарэн Мосири» - «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»). Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался Эдзо) японцам потребовалось более двух тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 годом до н. э.).

Существует достаточно фактов культурной истории айнов, и, казалось бы, можно с высокой степенью точности вычислить их происхождение.

Во-первых, можно предположить, что в незапамятные времена всю северную половину главного японского острова Хонсю населяли племена, являющиеся или прямыми предками айнов или стоящие по своей материальной культуре очень близко к ним. Во-вторых, известны два элемента, которые составляли основу орнамента айнов, - спираль и зигзаг.

В-третьих, не подлежит сомнению, что исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существования души у любого существа или предмета. И наконец, достаточно хорошо изучены общественная организация айнов и способ их производства.

Но оказывается, что фактологический метод не всегда оправдывает себя. Например, доказано: спиральный орнамент никогда не был достоянием одних лишь айнов. Он широко использовался в искусстве жителей Новой Зеландии - маори, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура.

Что это - случайное совпадение или следы существования определенных контактов между племенами Восточной и Юго-Восточной Азии в какой-то отдаленный период? Но кто был первым, а кто перенял открытие? Также известно, что поклонение медведю и его культ были распространены на обширных территориях Европы и Азии. Но у айнов он резко отличен от ему подобных у других народов, ибо только они вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

Айны и культ медведя

Особняком стоит и язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в родстве ни с каким другим языком, но сейчас некоторые ученые сближают его с малайско-полинезийской группой. А языковеды обнаружили в языке айнов латинские, славянские, англогерманские и даже санскритские корни. К тому же этнографы до сих пор бьются над вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды.

Платье-халат, выделанное из волокон древесины и украшенное традиционным орнаментом, одинаково хорошо смотрелось на мужчинах и на женщинах. Праздничные белые халаты шились из крапивы. Летом айны носили набедренную повязку южного типа, зимой шили себе одежды из меха. Лососевые шкуры использовались ими для изготовления мокасин до самых колен.

Айнов поочередно причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже европейцам. Сами же айны считали себя прилетевшими с небес: «Было время, когда первые айны спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой, рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей» (из айнского предания). И действительно, жизнь этих удивительных людей была полностью связана с природой, морем, лесом, островами.

Они, занимаясь собирательством, охотой, рыбной ловлей, соединили знания, умения и навыки многих племен и народов. Например, как таежники, ходили на охоту; собирали дары моря, как южане; били морского зверя, как жители севера. Айны строго хранили секрет мумифицирования усопших и рецепт смертельного яда, добываемого из корня растения аконит, которым пропитывали наконечники своих стрел и гарпунов. Они знали, что этот яд быстро разлагается в теле убитого животного и мясо можно будет употреблять в пищу.

Орудия и оружие айнов были весьма походки на те, которыми пользовались и другие сообщества предисторических людей, живших в аналогичных климатических и географических условиях. Правда, они обладали одним существенным преимуществом - у них был обсидиан, которым богаты Японские острова. При обработке обсидиана грани получались более гладкими, чем у кремня, так что наконечники стрел и топоры дзёмонцев можно отнести к шедеврам неолитического производства.

Из оружия самыми главными были лук и стрелы. Высокого развития достигало производство гарпунов и удочек, изготовлявшихся из оленьих рогов. Словом, и орудия, и оружие дзёмонцев типичны для своего времени, и несколько неожиданно лишь то, что люди, не знавшие ни земледелия, ни скотоводства, жили довольно многочисленными сообществами.

А сколько загадочных вопросов породила культура этого народа! Древние айны создавали удивительную по красоте керамику ручным лепным способом (без какого-либо приспособления для верчения посуды, а тем более гончарного круга), украшая ее причудливым веревочным орнаментом, и загадочные статуэтки догу.

Керамика культуры дзёмон

Все делалось вручную! И все же керамике дзёмона отводится особое место в примитивной керамике вообще - нигде контраст между отполированностью ее орнамента и крайне низкой «технологией» не выглядит разительнее, чем здесь. К тому же айны были едва ли не самыми ранними земледельцами Дальнего Востока.

И вновь вопрос! Почему же они утратили эти навыки, став лишь охотниками и рыболовами, сделав по сути, тем самым в развитии шаг назад? Почему самым причудливым образом у айнов переплетаются черты разных народов, элементы высокой и примитивной культур?

Будучи от природы народом очень музыкальным, айны любили и умели веселиться. Тщательно готовились к праздникам, из которых самым главным был медвежий. Айны обожествляли все вокруг себя. Но особенно почитали они медведя, змея и собаку.

Ведя на первый взгляд примитивную жизнь, они дали миру неподражаемые образцы искусства, обогатили культуру человечества ни с чем не сравнимыми мифологией и фольклором. Всем своим видом и жизнью они как бы отрицали устоявшиеся представления и привычные схемы культурного развития.

У женщин айнов на лицах можно было увидеть татуировку-улыбку. Культурологи считают, что традиция рисовать «улыбку» — одна из старейших в мире, ей следовали представители народности айну долгое время. Несмотря на все запреты со стороны японского правительства, даже в ХХ веке айну делали татуаж, считается, что последняя «правильно» татуированная женщина умерла в 1998 году.

Наносили татуировки исключительно женщины, считалось, что этому обряду научила предков айну прародительница всего живого — Okikurumi Turesh Machi, младшая сестра Бога-творца Okikurumi. Передавалась традиция по женской линии, рисунок на тело девушки наносила ее мать или бабушка.

В процессе «японизации» народности айну в 1799 году был введен запрет на татуирование девочек, а в 1871 году в Хоккайдо провозглашен повторный строгий запрет, поскольку считалось, что процедура слишком болезненная и негуманная.

Для айну отказ от татуировок был неприемлемым, поскольку считалось, что в таком случае девушка не сможет выйти замуж, а после смерти обрести покой в загробной жизни. Стоит отметить, что обряд действительно был жестоким: впервые рисунок наносился девочкам в семилетнем возрасте, и позже «улыбку» дорисовывали на протяжении нескольких лет, завершающий этап – в день вступления в брак.

Помимо характерной татуировки-улыбки, на руках у айнов можно было увидеть геометрические узоры, они также наносились на тело в качестве оберега.

Одним словом, загадок с течением времени становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. Известно точно только одно, что их жизнь на Дальнем Востоке была исключительно трудной и трагической. Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», их взорам открылось безбрежное величественное море и многочисленные острова.

Но больше завораживающей природы изумлены они были обликом туземцев. Перед путешественниками предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на кого угодно: на мужиков из России, на жителей Кавказа, на цыган, но только не на монголоидов, которых казаки и служилые люди привыкли видеть всюду за Уральским хребтом. Землепроходцы окрестили их «мохнатыми курильцами».

Сведения о курильских айнах русские ученые почерпнули из «записки» казачьего атамана Данилы Анцыферова и есаула Ивана Козыревского, в которой они извещали Петра I об открытии Курильских островов и о первой встрече русских людей с аборигенами тамошних мест.

Это произошло в 1711 году.

«Оставив байдары сохнуть, пошли берегом на полдень и к вечеру увидели то ли дома, то ли чумы. Держа пищали наготове - кто знает, что там за люди, - направились к ним. Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного - волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы».

Несколько дней покорители Дальнего Востока через толмача пытались склонить «мохнатых курильцев» под государеву руку, но те отказались от такой чести, заявив, что никому ясак не платили и платить не будут. Только и узнали казаки, что земля, на которую они приплыли, остров, что на полдень за ним лежат другие острова, а еще дальше - Матмай, Япония.

Через 26 лет после Анцыферова и Козыревского Камчатку посетил Степан Крашенинников. Он оставил после себя классический труд «Описание земли Камчатки», где, помимо других сведений, дал подробную характеристику айнов как этнического типа. Это было первым научным описанием племени. Век спустя, в мае 1811 года, здесь побывал знаменитый мореплаватель Василий Головнин.

Будущий адмирал в течение нескольких месяцев изучал и описывал природу островов и быт их жителей; его правдивый и красочный рассказ об увиденном высоко оценили как любители словесности, так и ученые специалисты. Отметим и такую деталь: переводчиком у Головнина служил курилец, то есть айн, Алексей.

Нам неизвестно, какое имя носил он «в миру», но его судьба - один из многочисленных примеров контакта русских с курильцами, которые охотно обучались русской речи, принимали православие и вели с нашими пращурами оживленную торговлю.

Курильские айны, по свидетельству очевидцев, были очень добрыми, приветливыми и открытыми людьми. Европейцы, посещавшие в разные годы острова и обычно кичившиеся своей культурой, предъявляли высокие требования к этикету, однако они отмечали характерную для айнов галантность манер.

Голландский мореплаватель де Фриз писал:
«Их поведение в отношении иностранцев настолько просто и искренне, что лучше не могли бы вести себя образованные и вежливые люди. Являясь перед чужестранцами, они одеваются в свои лучшие платье, произносят простительно свои приветствия и пожелания, склоняют голову».

Возможно, именно это добродушие и открытость не позволили айнам противостоять пагубному влиянию людей с Большой земли. Регресс в их развитии наступил тогда, когда они оказались между двух огней: теснимые с юга японцами и с севера - россиянами.

Современные айны

Случилось так, что эта этническая ветвь - курильские айны - оказалась стерта с лица Земли. Ныне айны проживают в нескольких резервациях на юге и юго-востоке о. Хоккайдо, в долине реки Исикари. Чистокровные айны практически выродились или ассимилировались с японцами и нивхами. Сейчас их всего 16 тысяч, и численность продолжает резко сокращаться.

Жизнь современных айнов разительно напоминает картину жизни древних дзёмонцев. Их материальная культура на протяжении минувших столетий изменилась столь незначительно, что эти изменения могут не приниматься в расчет. Они уходят, но жгучие тайны минувшего продолжают волновать и тревожить, распалять воображение и питать неиссякаемый интерес к этому удивительному самобытному и ни на кого не похожему народу.

Публикации по теме