Морская прогулка и экскурсия на остров тиран. Морская прогулка и экскурсия на остров тиран Остров тиран шарм эль шейх на карте

Одним из самых привлекательных мест для дайвинга в Египте считается затонувший корабль Лара вблизи острова Тиран. Этот остров находится неподалеку от города Шарм-эль-Шейх в заливе Акаба. Он стал пристанищем для военной базы ООН и высадка на этот участок суши запрещена властями Египта. Однако подводный мир вблизи Тирана (который считается одним из красивейших в стране) целиком и полностью открыт для туристов.

Последние гавани кораблей

Следует отметить, что прибрежные территории острова стали последней пристанью не для одного затонувшего корабля. Все дело в том, что в проливе возле острова находятся 4 коралловых рифа: Гордон, Вудхаус, Томас и Джексон. Последний из них стал причиной затопления некогда кирпского судна «Лара».
Подплывая к острову Тиран, сложно не заметить поднимающиеся из воды останки затонувших кораблей «Лара» и «Луллия», потерпевших крушение в один и тот же год. Они служат своеобразным ориентиром расположения рифов Джексон и Гордон, а также отправной точкой для погружения дайверов.
Сейчас это разрушенные временем, ветром и водой каркасы некогда больших судов. В былые времена затонувший корабль «Лара» был огромной грузовой баржей с водоизмещение в 4752 тонны. Построен он был в Германии, а спущен на воду в 1956 году. В начале 80-х годов ныне затонувший корабль вблизи острова Тиран после отправления из порта Акаба налетел на риф Джексон. Существовала версия о том, что судно преднамеренно пустили на мель, чтобы получить внушительную страховку. Однако доказательств этому так и не нашлось. В середине 90-х годов затонувший корабль демонтировали и частично пустили на дно.
Глядя на затонувший корабль «Лара» вблизи острова Тиран со стороны, может показаться, что он лежит на мелководье и под его разрушенным каркасом уже не на что смотреть. Но это обманчивое впечатление. Водами пролива Акаба скрыты лестницы, гребной винт, большие секции и другие элементы огромного судна.

Таинственный подводный мир

Решив заняться подводными экскурсиями возле затонувшего корабля «Лара», следует понимать, что это место больше подходит для технического дайвинга. Для новичков, без соответствующей подготовки, подводные прогулки в этих местах могут оказаться крайне рискованными. Глубина погружения составляет от 25 до 60 метров.
Под водой у затонувшего корабля «Лара» вблизи острова Тиран открывается таинственная и пленительная картина. В обросших водорослями и ставших постоянным убежищем для морских жителей огромных элементах смутно угадывается творение человеческих рук. Морские глубины, приняв в свой плен останки судна, потерпевшего крушение, превратили их в причудливые коралловые островки. От старых, покрывшихся ржавчиной винтов и каркасов затонувшего корабля вблизи острова Тиран веет некой затерянной таинственностью. На фоне громадных элементов затонувшего корабля «Лара» человеческие фигурки дайверов кажутся крохотными.
Путешествуя под водами залива неподалеку от острова Тиран, сложно не поддаться очаровательной красоте коралловых рифов и яркому разнообразию фауны в этих местах. На северной стороне рифа Джексон, там, где находятся останки затонувшего корабля «Лара», есть возможность наблюдать за жизнью такого представителя морских глубин, как акула молот. Дайвинг с этой стороны рифа возможен только в тихую погоду. Поскольку во время сильных вол и течений погружение здесь становится опасным.
Любителям дайвинга погружение к затонувшему кораблю вблизи острова Тиран доставит массу удовольствия. А соприкосновение с тайной, сокрытой водами залива Акаба на протяжении более 30 лет, оставит в памяти неизгладимое впечатление.

Остров Тиран ежегодно привлекает множество туристов и является своеобразной визитной карточкой Египта. Остров расположен между Египтом и Саудовской Аравией, в устье Акабского залива. Тиран находится рядом с популярным курортным городом Шарм-эль-Шейх и территориально принадлежит республике Египет.

В 6 ст. н. э. именно здесь находилось независимое иудейское княжество Иотват (Иотав). Это иудейское княжество имело в своем распоряжении солидный флот, а также налаженные экономические отношения с Египтом, Аравией и Эфиопией. После княжество стало частью Византийской империи.

Остров сыграл историческую роль в начале конфликта 1955 года, когда Египет запретил израильским кораблям проходить через пролив Тиран. На самом острове и нескольких соседних были расположены военные базы, контролирующие пролив. Также основана военно-морская база в городе Шарм-эль-Шейхе.

На сегодняшний день единственными обитателями Тирана являются военнослужащие из военной базы ООН. Великолепная природа морского шлейфа между островом Тиран и Синайским полуостровом представлена красивейшими коралловыми рифами под названиями Вудхаус, Томас, Джексон и Гордон, названными именами британских офицеров, посвятивших немало времени их изучению. Именно эти рифы и привлекают туристов со всего мира, которые приезжают сюда, чтобы заняться дайвингом.

Подводный мир острова славится своей необыкновенной красотой и в наши дни считается одним из интереснейших в Египте. В водах острова Тиран обитает много рыбы. Сюда постоянно организуются экскурсии, одна из них имеет название «Пиратская Яхта».

Остров Тиран (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В устье Акабского залива между Египтом и Саудовской Аравией покоится необитаемый остров Тиран. Еще полвека тому назад он олицетворял собой абсолютную загадку для исследователей, но в короткий период превратился в одну из самых востребованных туристических достопримечательностей Египта.

Название острова Тиран восходит корнями к древней бедуинской легенде. Однажды арабская принцесса Санафир влюбилась в мужчину по имени Тиран. О запретной любви узнал ее отец и страшно разгневался. Влюбленных разлучили и поселили на разных островах Красного моря. Тогда отважный Тиран решил добраться до Санафир вплавь и бросился в море. Но не суждено было подвигу свершиться: Тиран погиб в окружении хищных акул. А Санафир и по сей день ждет возлюбленного. Если прислушаться, то можно услышать ее голос, доносящийся с ветром. И по-прежнему в заливе Акаба ютятся два острова - Санафир и Тиран.

Побережье острова входит в состав национального заповедника Рас-Мохаммед - наиболее живописного места Красного моря.

Издалека остров Тиран напоминает каменистую гору, выныривающую из-под тяжелых морских вод. Он практически лишен растительности и источников питьевой воды, а по периметру окаймлен непроходимым рифовым барьером. У берегов Тирана коротают век обломки затонувших кораблей - «Лары» и «Луилы», дополняя его дикий и неприступный образ. Высадка на остров запрещена и чрезвычайно опасна. Есть сведения, что отдельные части острова остались заминированными со времен израильско-египетского конфликта. Впрочем, остров не так уж необитаем: на его землях находится база миротворцев ООН с наблюдательной миссией.

А между тем экскурсии на остров Тиран остаются самым привлекательным туристическим направлением Шарм-эль-Шейха. Побережье острова входит в состав национального заповедника Рас-Мохаммед - наиболее живописного места Красного моря. Остров служит приютом для тысяч черепах и перелетных птиц. Но главная его красота скрывается в морских недрах: коралловые рифы острова Тиран входят в десятку лучших в мире мест для подводного плавания.

В Тиранском проливе насчитывается четыре коралловых рифа. Все они носят имена английских исследователей, впервые изобразивших их на карте: Джексон, Гордон, Вудхаус и Томас. За исключением рифа Гордон они представляют собой подводные отвесные скалы, целиком поросшие разноцветными кораллами. Кристально чистая вода, богатый подводный мир и причудливые полипы в совокупности образуют действительно сказочную картину.

Помимо пестрых рыбок, раковин, губок и прочей морской живности в рифах острова Тиран можно встретить и более крупных представителей морского царства. Когда море спокойно, сквозь его прозрачные толщи просматривается подводная жизнь во всем своем разнообразии. В отдельных местах рифа можно наблюдать огромных рыб, черепах и дельфинов.

В водах Тирана

Экскурсии на остров Тиран стартуют из порта Наама Бей в Шарм-эль-Шейхе. Длительность морской прогулки в среднем составляет пять - шесть часов. Экскурсии осуществляются на небольших катерах в сопровождении опытных гидов-инструкторов. По ходу экскурсии катер делает несколько запланированных остановок. Всем желающим выдают маски, трубки и ласты для подводного плавания. А чтобы продлить время погружения, можно воспользоваться аквалангом. Базовая стоимость экскурсии - 30 - 45 USD, с аквалангом - 50 - 55 USD. В цену включены напитки и обед на катере.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Остров Тиран считается необитаемым. Он находится практически в устье Акабского залива напротив курорта Шарм-эль-Шейх. Является частью морского заповедника Национального парка Рас-Мохаммед, поэтому здесь действуют строгие правила поведения, дабы не нарушалось нормальное функционирование экосистемы. Сам остров принадлежит Саудовской Аравии, но находится в долгосрочной аренде у Египта. Соответственно, остров является пограничной зоной и местом, где гнездятся перелетные птицы и откладывают яйца черепахи.

Отсутствие на острове цивилизованных форм жизни (правда, здесь размещена наблюдательная база военной миссии ООН) способствует чистоте моря, обилию непуганной живности и прозрачности воды. Это, в свою очередь, благоприятно для любителей подводного плавания. Четыре великолепных коралловых рифа и голубые лагуны - чтобы увидеть это великолепие, из Шарм-эль-Шейха к острову проводятся регулярные экскурсии. Все, кто побывал в этом "диком" месте, обычно испытывают безудержный восторг.

Кроме собственно природы на рифах у острова Тиран есть несколько затонувших судов, уже покрытых ракушками и кораллами. Нередко здесь можно встретить и стаи дельфинов. Пешие прогулки по острову не предусмотрены.

Великолепный вид на остров Тирана открывался прямо с пляжа нашего отеля. Он приятно разнообразил вид на море. Прогулка на остров - одна из активно предлагаемых экскурсий. Завлекают на нее предложением нескольких красот: купанием с маской в открытой воде, на рифе и гигантскими черепахами, живущими у острова. Существуют два вида транспорта для этой прогулки: тихоходный двух- или трехпалубный катерок и быстроходная моторная лодка (speed boat).

В первом случае прогулка продолжается почти весь день: катер идет не менее 3-4 часов в одну сторону, потом на часок останавливается для водных процедур и столько же времени тратит на обратный путь. В условиях почти полной загрузки судна и долгой дороги это путешествие не из самых приятных. К тому же болтанка на таком катере - будь здоров! Стоит такая прогулка $40 с человека. Обед - в море, сухим пайком.

Второй вариант предполагает аренду быстроходной лодки за $200. Максимальная вместимость лодки - 8 человек. Вся прогулка укладывается в 2 часа: лодка идет 30 минут до острова и где-то в пределах часа - программа, включающая купание на рифе и короткую высадку на берег.
В литературе остров называется Тиран (Tiran). Я своими глазами видел написание названия острова как "остров Тирана" (Tirana, имя не собственное). Не буду следовать первой версии, мне ближе более поэтическое название - Тирана.
Остров, со слов местных, является запретной территорией - на нем по-прежнему расположена военно-морская база Египта. Но я встречал в Интернете и сведения о том, что остров - ничей и военная база на нем принадлежит ООН (!?) - см., например, . Мне представляется несколько фантастической идея о военной базе ООН (я раньше ничего подобного не слышал).

История острова очень интересна. Мне показалась правдоподобной израильская версия, египетской версии я не нашел. Привожу цитату из статьи об истории Шарм-эль-Шейха из Электронной еврейской энциклопедии :

Остров Тиран (площадь - 59 кв. км) расположен в 7 км от побережья Синая (мыса Рас-Нусрани) при входе в Эйлатский залив; остров не заселен, не имеет источников пресной воды. Восточнее Тирана находится остров Санафир (площадь - 24 кв. км), также не заселен. Берега островов и бухт окаймлены коралловыми рифами, в связи с чем ширина так называемого Тиранского пролива, соединяющего Эйлатский залив с Красным морем (формально - 4 км), резко сужается, оставляя проход для судов не более 300 м. На острове Тиран в 5–6 вв. н. э. находилось независимое еврейское княжество, возможно, прозелитское (см. Прозелиты), именуемое в исторических хрониках Иотав или Иотват. Население занималось транзитной морской торговлей, было связано с еврейскими центрами в Аравии, Эфиопии, возможно, Египте. Княжество обладало сильным флотом. Под давлением Византии жители Тирана перешли в христианство и в 525 г. н. э. содействовали уничтожению иудейского государства Химьяр в Йемене (Южная Аравия), перевозя на своих кораблях византийские войска. В 535 г. Тиран был захвачен императором Юстинианом; по мере ослабления Византийской империи остров потерял свое значение и с 7 в., после арабского нашествия, перестал упоминаться в исторических источниках. Вплоть до 20 в. район Шарм аш-Шейха - место стоянок бедуинов.
Цитируемая энциклопедия называет залив, при входе в который находится Тирана, Эйлатским. Эйлат - самая верхняя точка залива, израильский порт, единственный выход Израиля в Красное море и Индийский океан. Арабские источники называют залив Акабским - по имени города Акаба (Иордания), тоже крайней северной точки залива. No comments.
...Моторная лодка, которая нас повезла на Тирану, была метров 7-8 в длину. Она была оснащена двумя двигателями. За капитанским мостиком - панелью управления с обычной автомобильной баранкой - на приличном расстоянии располагался кожаный диван, занимавший всю ширину лодки - от борта до борта. На диване свободно умещались четверо. На корме, на крышке моторного отделения располагались два "лежачих" места - два кожаных матраца. На корме лодки был маленький уступчик, с которого в воду откидывался водолазный трап.

Нос лодки был впечатляющим - он составлял не менее половины, а то и 2/3 ее длины. В носу находилась каюта. Времени, да и необходимости, ходить ее осматривать не было, поэтому ничего и не могу про нее сказать.

Команда лодки состояла из трех человек: капитан-рулевой, матрос и инструктор-пловец. Последний имел очень колоритную внешность: в меру кругленький арабский дядечка, высокого роста, с аккуратной недлинной бородкой - совершенно не похожий на тощих египтян-арабов (эти выглядят как мальчики). Когда он в гидрокостюме влез в лодку на причале и по-хозяйски улегся на корме, я подумал, что он - один из дайверов, которого подсадили к нам в качестве компаньона, просто понырять с лодки. А оказалось, что он - член команды. О его роли в прогулке - чуть позже...

Катер был очень мощный: он резко стартовал, мгновенно переходя в глиссирование. При движении по волне (море немного волновалось) создавалось впечатление, что сила двигателей заставляет его просто перескакивать с волны на волну.
...Второй день немного штормило. С гор дул сильный, порой шквалистый ветер. Пальмы вдоль дорог, на открытых местах, сильно клонились по ветру, пытаясь удержаться за воздушный поток щупальцами-листьями. На пляже, который был скрыт от гор обрывом, ветер особенно не чувствовался, но на море была небольшая волна - до 0,5 м. На скорости по волнам. Лодка шла на скорости, перепрыгивая с волны на волну. В эти моменты она как бы проваливалась вниз, а следующую волну разбивала своим острым носом. Я не сел на кожаный диван за спиной капитана, а расположился с инструктором на топчанах на корме. Свежий ветер дул мне в лицо, за бортом живописно пузырилось море. В какой-то момент лодка сменила курс, развернувшись немного боков к волнам. И тут началось! Волны стали заплескивать корму лодки, обдавая меня через равные промежутки времени соленым дождем. Пришлось развернуться на 180 градусов и лечь головой по курсу - так заливало только ноги.

Кстати, на обратном пути, когда я уже сидел на носу лодки, корму захлестывало так, что инструктор даже надел маску с трубкой, чем несказанно всех повеселил. Выглядело это очень занятно: бородатый человек в гидрокостюме сидит на воздухе в маске с трубкой. Он и сам веселился от души.
Первая остановка по программе была у останков советского (я не ошибся - советского) судна, севшего на риф. К моменту этой остановки мы уже чуть-чуть обогнули остров с левой стороны - эта часть берега не была видна с нашего пляжа. Морской бинокль я с собой не брал, но уверяю, что останки судна с берега не видны.

На трубе корабля шутники от руки намалевали гордую надпись "ВМС". Может быть, может быть... Почему бы и нет?

Второе судно, которое вскорости показалось перед нашим глазами, было американским. Не знаю почему, но все мы как один рассмеялись - он американца не осталось практически ничего. М-да, думаю, что смех был вызван генетической гордостью: а наши то останки больше и останистей ... Хм-хм.

На фотографии американского корабля (справа) очень хорошо видно, что он стоит практически в центре кораллового рифа. Вода над рифом имеет другой цвет - она более светлая и более зеленая.

[Планирую изучить вопрос об истории этих судов и дописать вскорости эту заметочку.]
Чуть дальше, когда риф с американским кораблем оказался у нас за спиной, нам открылась целая флотилия катеров, обслуживающих дайверов. Они очень живописно стояли рядком, носами в одну сторону - в сторону рифа. Наш капитан нашел достаточный промежуток между катерами, вошел в него и сбросил обороты двигателя. Стало понятно, что вот именно здесь нам и предстоит заняться снорклингом (snorkling). Осязаемо большое расстояние до кромки рифа, открытая вода и волнение на море не создавали атмосферу радости и счастья...

До этого момента я плавал с маской на пляже и в парке Ras Mohammed. И там и там это было прибрежное плавание: на пляже так вообще выходили в море с понтона, в Ras было посложнее - приходилось выходить в море с рифа, но риф был у берега. Тут я понял некоторую разницу в прибрежном плавании и плавании в открытой воде. Давно-давно А.О., вернувшись с каких-то островов в Атлантическом океане, рассказывала мне о сильнейшей энергетике океана, мощь которой реально, физически ощущается на океанском берегу. Теперь я верил ее рассказу на все 100!

Последний раз я плавал в ластах давно, очень давно - когда я был совсем ребенком. У меня был полный комплект: полностью резиновые ласты, маска и трубка. Все это мне купили бабушка и дедушка перед первой моей поездкой на море. Я с ужасом смотрел на ласты, которые мне предложили надеть...

Экипировавшись - маска ласты - я аккуратно сошел в воду. Качало. До рифа было очень далеко. Я сделал несколько энергичных движений ногами и руками, опустил голову в воду и понял, что все не так страшно, как это рисовалось с борта лодки. Волнение как-то успокоилось - я его просто не замечал, я мог быстро и свободно плыть, риф, казавшийся недостижимым, оказался совсем рядом - в каких-то десятках метров.

Внизу все было красиво: высокая стена рифа, поросшая причудливыми и разноцветными кораллами, множество рыбок, снующих в разные стороны. То, что открывается взору на пляже не может сравниться с красотой и разнообразием этого рифа в открытом море! Рыбки, которые на пляже были представлены одиночными экземплярами, здесь плавали целыми стаями. Разнообразие кораллов было фантастическим! Их размеры поражали воображение. Если у пляжа глубина моря была 6 метров, то здесь дно скрывалось за темнотой водной толщи... Описывать все это великолепие бесполезно, это надо видеть!
Я выпрыгнул в море первым, Д.Б. немного припозднился. Дядечка-инструктор приплыл вместе с ним. В его обязанности входило подстраховывать нас: он плыл параллельно нашему курсу и, надо признаться, не особенно заботился нашей подстраховкой. Скрестив на груди руки, он работал ногами в ластах и любовался подводной жизнью рифа. Его манера плыть в ластах подсказала мне правильный способ плавания, я перестал грести руками и поплыл в его манере. Оказалось, что ноги в ластах с лихвой компенсировали скорость, сообщаемую телу руками.

Несмотря на то, что температура воды была +21-22 градуса, ее нельзя было назвать парным молоком. В какой-то момент, наверно, минут через 15-20 такого плавания, наступало лавинообразное охлаждение тела, становилось некомфортно и хотелось немедленно вылезти из воды. Что мы и сделали.

Мы высадились на берегу о. Тирана. Это было чудное место! Во все стороны простирался очень оригинальный "пляж": плато, устланое утрамбованным песком пополам с глиной, на которой сверху лежали маленькие, но острые и неприятные на ощупь (ступней!) камешки. Я вылез из лодки на берег без тапочек и очень сильно об этом пожалел! Ходить по берегу было еще туда-сюда, а вот возвращение на лодку, причаленную к камню, одной стороной лежащем на суше, а второй стороной оброненным в море, - было сущим адом! Камень был не гладким, а щербатым и если бы не помощь Дашки, о плечо которой я опирался, то не знаю как бы мне удалось вернуться на лодку по суше (по камню).

Весь берег был выложен каменными автографами: во-видимому, каждый приплывающий на остров Тирана считал своим долгом увековечить свой визит, к тому же ровное плато-пляж и бесчисленное количество камешков более-менее подходящего размера (это они так режут ступни ног!) давали в распоряжение жаждующих все средства и возможности.

На сколько хватало глаз - все было испещрено надписями. В зависимости от свободного времени кто-то выкладывал каменный "автограф" буквами высотой метра два, а кто-то мельчил маленькими буковками, не более полуметра высотой. В-основном, как мне удалось разглядеть, люди оставляли для потомков (хи-хи!) свои имена: я прочитал несколько итальянских имен.

Русские, посетившие до нас остров Тирана, отметились своей фантазией, упорством и уважением к себе и другим людям: огромная надпись-автограф, выложенная не самыми мелкими камешками и имеющая не самую скромную высоту букв, содержала в себе квинтэссенцию умника, оставившего на острове слово "х..й". Где вы вандалы советских времен, оставлявшие в неподобающих местах целомудренное "здесь был Вася"? Нет... "Иных уж нет, а те далече".
...Выброс адреналина в кровь был явно не достаточен, я это чувствовал. Некоторая склонность к авантюрам, разумному риску и управляемому экстриму взяли свое - я запросился на нос лодки. Капитан дважды меня переспросил: я уверен? И еще не менее трех раз предупредил о том, что я сам буду нести ответственность за свою безопасность. Я не возражал...

Капитан сбросил ход и дал мне возможность перебраться на нос лодки. Я сел на палубу и подсунул ноги под низенькое ограждение по периметру. (Да простят меня яхтсмены - не знаю я как это все называется правильно и по-морскому!) Больше держаться было не за что. Лодка стала набирать ход.

Ощущения неповторимые! На море - волна, она идет точно перпендикулярно курсу лодки. Лодка, взобравшись на волну, оказывается над открывающимся за полной "провалом" и с силой падает в него. Мне, сидящему на самом носу лодки, представляется, что под носом лодки провал не менее пяти метров. В какой-то момент подул сильный ветер, водны набрали силу. Я понял, что просто ногами мне уже не удержаться: качка была такой силы, что попытки удержаться на лодке только усилиями своих ног могои окончиться плачевно. Пришла пора немного съехать к носу лодки и взяться за поручни-перила руками. И во время! Капитан несколько раз резко менял курс, подставляя волнам бок лодки. Эти маневры были резкими и неожиданными, и требовали от меня наклонов корпусом в сторону, противоположную повороту. Руки, вцепившиеся в поручни, еле выдерживали центробежную силу поворота....

Интересность моему положению на носу лодки придавал еще и тот факт, что штурвал держала в руках моя Дашка...
Ссылки

Публикации по теме