Воронцовский дворец. Воронцовский дворец в Алупке – роскошное творение архитектуры XIX столетия, сохранившееся до наших дней Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Связью с Мальтийским орденом Петербург обязан императору Павлу I, который в 1798 году принял звание Магистра – высший религиозный чин этого рыцарского союза. Благодаря ему на российском гербе на время возник мальтийский крест, среди государственных наград появился орден святого Иоанна Иерусалимского, а Мальту император планировал сделать российской губернией. Но этим планам не суждено было сбыться из-за трагической смерти Павла I.

Между тем, полностью связи с Мальтийским орденом разорваны не были: в нем состояли Александр Суворов, Александр II, Александр III и Николай II. Увлечение воинов и монархов этим религиозным течением нашло отражение в градостроительстве, и сегодня в Петербурге можно найти места, связанные с мальтийской символикой.

Самым ярким из них, безусловно, остается Мальтийская капелла, торжественно открытая 29 апреля 1800 года. SPB.AIF.RU рассказывает о ней и четырех других «мальтийских» достопримечательностях Северной столицы.

Мальтийская капелла

Садовая улица, 26

Мальтийская капелла была построена по проекту архитектора Джакомо Кваренги и изначально задумывалась Павлом I как католическая церковь ордена мальтийских рыцарей. Она входит в состав Воронцовского дворца, в котором сегодня помещается Суворовское училище. Дворец, который Франческо Бартоломео Растрелли создавал в XVIII веке для графа Воронцова, сменил множество хозяев, и в итоге Павел I с принятием титула протектора, а затем и великого магистра ордена, отдал Воронцовский дворец мальтийским рыцарям.

Мальтийская капелла в чертеже Джакомо Кваренги. Фото: Commons.wikimedia.org

Продолжая созданный Растрелли ансамбль, Кваренги выстроил капеллу в духе ренессанса. Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн из искусственного мрамора делят внутреннее пространство капеллы на три нефа. За мраморным алтарем – запрестольный образ работы художника А.И. Шарлеманя «Иоанн Креститель» (святой пророк и предтеча Иисуса Христа Иоанн Креститель является небесным заступником и покровителем Мальтийского ордена). Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера (великого мастера) ордена.

Капеллу освятили в июне 1800 года, а год спустя Павел I был убит в Инженерном замке. Его преемник Александр I отказался от звания Великого магистра ордена, но сохранил титул его протектора. Из российского государственного герба был удален мальтийский крест. В 1803 году Александр I сложил с себя звание протектора, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».

Какое-то время капелла действовала как обычная католическая церковь. В середине XIX века к ней пристроили придел, где упокоился прах бывшего попечителя герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

В 1928 году здание Мальтийской капеллы было передано под клуб пехотной школе им. Склянского, затем Ленинградскому дважды Краснознаменному военному училищу им. С.М. Кирова, а с 1955 года оно принадлежит Суворовскому военному училищу. Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга.

Михайловский замок

Садовая улица, 2

Михайловский замок, или Инженерный замок – пример экстравагантных предпочтений Павла I. Дворец стал последним домом и местом гибели императора, в нем воплотились мечты самодержавца о «рыцарской твердыне».

Михайловский замок - мечта и погибель Павла I. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G

Дворец, который Павел упорно именовал «замком» (впрочем, он даже Зимний дворец так называл), по своему архитектурному решению был необычен для Петербурга. Возводили его в чрезвычайной спешке по проекту Винченцо Бренны и завершили к тому моменту, когда император согласился принять титул великого магистра ордена. Планировалось, что здесь будут проходить собрания и торжественные церемониалы мальтийских кавалеров. Поэтому в интерьерах так часто повторяется изображение мальтийского креста.

На центральной стене Парадной лестницы был установлен бронзовый герб Российской империи в утвержденном при Павле варианте – с крестом. Герб - единственная мальтийская реликвия в замке, сохранившаяся до настоящего времени.

Одним из спорных вопросов в истории замка остается его загадочный рыжеватый цвет. Есть красивая легенда о том, что стены были выкрашены в цвет перчатки, которую обронила на балу фаворитка императора Анна Гагарина. Вторая версия гласит, что кирпично-красный – традиционный цвет для мальтийского ордена.

Сегодня в интерьерах Инженерного замка располагается филиал Русского музея.

Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце

Дворцовая набережная, 32

Собор Спаса Нерукотворного (или Большая церковь Зимнего дворца) был заложен в 1753 года как православный дворцовый храм. Франческо-Бартоломео Растрелли выполнил его в стиле рококо. Долгие годы это был домовой храм императорской семьи.

Так выглядел собор изнутри до 1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Сюда в декабре 1799 года были доставлены три древние реликвии госпитальеров: частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя, — врученные Павлу I в октябре в Гатчине. В память об этом событии в 1800 году Священный Синод установил 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Сегодня десница Иоанна Крестителя хранится в монастыре в черногорском городе Цетинье.

С 1918 года собор — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Каменноостровский проспект, 83

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, или Иоанновская церковь, была построена в 1778 году по проекту Юрия Фельтена при инвалидном доме моряков Балтийского флота. Это здание в стиле псевдоготики можно издали принять за католический костел благодаря нехарактерной для православных храмов архитектуре: стены из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. О готике напоминают стрельчатые зарешеченные окна, узкий козырек над входом, деревянный иконостас.

За церковью некоторое время действовало мальтийское кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / IKit

Во времена Павла I церковь была передана Мальтийскому ордену, и при ней устроили кладбище мальтийских кавалеров. Погост закрыли после вступления Александра I на императорский престол. В 1807 году останки кавалеров перенесли на Смоленское кладбище. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему. Здесь крестил двух своих детей Александр Сергеевич Пушкин.

Церковь была закрыта 15 марта 1938 года, а в ее разоренных интерьерах размещались разные организации. Она была возвращена приходу в 1989 году, в ноябре 1990 в ней возобновились богослужения. Сегодня храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа.

Дворец Кантемира

Миллионная улица, 7

В Петербурге на Миллионной улице более 40 лет прожил выдающийся итальянский дипломат Юлий Литта, мальтийский кавалер и самый молодой генерал в истории России – чин ему пожаловали в 26-летнем возрасте. Такое внимание к итальянцу объяснялось желанием Екатерины II укрепить связи с мальтийским орденом.

Литта появился в Петербурге сначала в качестве опытного морского офицера, а затем посланника Мальтийского ордена при русском дворе. Кстати, именно он привез в Россию «Мадонну» Леонардо да Винчи, которая красуется сегодня в Эрмитаже под условным названием «Мадонна Литта».

У дома, где жил Литта, одновременно три адреса. Фото: Commons.wikimedia.org / Helvin spb

Дом за Мраморным дворцом имеет сразу три адреса: Миллионная улица №7, Мраморный переулок №1 и Дворцовая набережная №8. В 1715 году на этом участке по воле молдавского аристократа Дмитрия Кантемира Франческо-Бартоломео Растрелли выстроил дворец в стиле барокко. В 1743 году на верхнем этаже была устроена церковь великомученика Феодора Стратилата. Позже здесь жили граф Алексей Бестужев-Рюмин, граф Владимир Орлов, граф Павел Скавронский. Вдова Скавронского Екатерина Васильевна вышла замуж за Литта, который и обосновался с ней во дворце. Для них архитектор Луиджи Руска перестроил один из корпусов дворца в стиле классицизма. После смерти Юлия Литта особняк перешел в ведение министерства финансов, а сейчас его занимают Морской Регистр Российской Федерации и Институт Культуры.

Говоря об архитектурных памятниках Крыма, наверное, первое что приходит на ум – это Воронцовский дворец. Он находится в городе , в живописном месте между скалами и морем. Адрес Воронцовского дворца г. Алупка ул. Дворцовое шоссе 18, телефон для справок +7 3654 722 281.

Географические координаты Воронцовского дворца на карте Крыма - N 44.419861, E 34.055972.

Воронцовский дворец одно из самых роскошных сооружений на полуострове , его величественность и великолепие просто захватывают дух. А трудился над этим грандиозным проектом английский архитектор Эдвард Блор. Ему понадобилось около года, чтобы представить его графу Воронцову – владельцу этих земель. В 1828 году началось строительство Воронцовского дворца, а свой окончательный вид он обрёл только через два десятка лет. Долгое время это имение принадлежало графу Воронцову, позже у него были и другие владельцы, а в 1921 году оно перешло в государственную собственность и в стенах дворца был создан музей.


Материалом для строительства Воронцовского дворца стал диабаз, который добывали здесь же в . Дворец необычен тем, что его фасады выполнены в разных архитектурных стилях. Например, северный фасад соответствует архитектурному веянию Тюдоров. Фасад, выходящий к морю, выполнен в мавретанском стиле. А в целом всё сооружение можно назвать неоготическим. Кстати, на территории Воронцовского дворца снимались многие киноленты, в том числе по мотивам книг Шекспира. Это было связано со схожестью архитектурных композиций дворца с английским стилем того времени.


Весь Воронцовский дворец состоит из пяти зданий , внутри которых расположена часовня, библиотека, бильярдная, столовая, а также зимний сад. В целом, во дворце расположено 150 комнат. Наверное, у каждого посетителя Воронцовского дворца есть фотография с одним из белых мраморных львов, которые «охраняют» имение с южной стороны. Вместе они образуют «Львиную террасу». В залах современного музея представлены коллекции картин, мебели, фарфора. Все они имеют немалую историческую ценность.


Воронцовский дворец, безусловно прекрасен, однако его великолепие дополняет парк , раскинувшийся на 40 гектаров вокруг него. Этот парк достоин отдельного внимания. Изначально над созданием парка работал немецкий садовод Карл Кебах. Он оформил парк в виде амфитеатра, и очень логично разместил все его атрибуты. Здесь растёт более 200 видов представителей флоры из разных уголков земного шара.

Прогулявшись по можно увидеть очень необычное сооружение под названием «Хаос». Такое название вполне оправдано, так как сооружение состоит из огромных кусков диабаза, а высота его более 10 метров. «Хаос» находится в рамках, так называемого, Верхнего парка, которому свойственна суровость и каменистость. А Нижний парк включает в себя нежные магнолии, стройные кипарисы, фонтаны, павильоны и озёра. Сочетание несочетаемого делает Воронцовский парк поразительным и незабываемым, поэтому посетить его и Воронцовский дворец будет интересно каждому.

Воронцовский дворец на карте Крыма

Одно из интереснейших зданий в Петербурге — это Мальтийская католическая капелла, скрытая от глаз горожан и туристов за фасадом Суворовского училища.

Как появилась Мальтийская капелла в Петербурге

К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовывает на территории Российской империи новое главное приорство ордена. Госпитальеры нуждались в покровителе, поскольку их изгнал с Мальты Наполеон.

Император Павел очень благоволил к мальтийцам. На территории России он предоставил членам Ордена «все те отличия, преимущества и почести, коими знаменитый Орден пользуется в других местах». Было организовано три командорства, руководитель Главного Приорства в России был введен в состав Государственного Совета. Всячески поощрялось вступление в него русских дворян.

В 1799 году командорским крестом император Павел пожаловал полководца Александра Суворова. Госпитальеры открывают в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, который выпустил немало военачальников. Пажеский корпус впоследствии стал Суворовским училищем. Именно тогда на территории военного училища появляется католическая (Мальтийская) капелла.

Однако, заигрывание Павла с католической церковью, его сближение с Римом не нравилось РПЦ (Российской православной церкви) и вся политика императора в отношении иностранного религиозного ордена явилась еще одной, среди множества других, причиной убийства его в Михайловском Замке в Петербурге в ночь на 13 марта 1801 года.

Новый император Александр I в первые же месяцы своего правления (1 августа 1801 года) отказался от титула гроссмейстера Ордена и повелел убрать мальтийский крест с государственного герба.

Однако в Петербурге остались и Пажеский корпус (сейчас с здании базируется Суворовское училище) и Мальтийская капелла. В последнее время она служила как концертный зал. Так что для того чтобы посмотреть на это, необычное для наших широт здание, нужно купить билет на концерт.

p.s. К сожалению, в настоящее время капелла на ремонте и концерты не идут. Но экскурсии проводят. Официальный сайт капеллы:

А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня.

Варианты ответа:

A) Строгановский
B) Таврический
C) Воронцовский
D) Аничков

Правильный ответ на вопрос - C) Воронцовский

Католическая часовня входит в комплекс Воронцовского дворца Санкт-Петербурга. Построенный по проекту знаменитого Растрелли, отличается изысканной архитектурой.

Воронцовский дворец за долги отошел к казне во второй половине 18 века. Павел приняв шефство над Мальтийским Орденом, передал его рыцарям. В Ордене были как католики, так и православные. Для католиков была построена отдельная Католическая Капелла. Для православных рыцарей Храмом служила домовая церковь. А Мальтийский Крест как символ Ордена.
Хотя по сути, виды креста это уже человеческая фантазия. Православный, Католический, Мальтийский - не суть. Христиане поклоняются не форме Креста и даже не самому Кресту - а силе распятого на кресте Христа.

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.

Публикации по теме