Что разделяет пролив. Как называется пролив между Азией и Америкой? Берингов пролив между Азией и Америкой - географическая победа Российской империи

В процессе изучения водного мира люди сталкиваются с нюансами определения различных его элементов, порой путая один с другим. Речь идет о таких тонких понятиях, как протока или пролив. Что такое особенное их отличает от иных водных образований? Давайте разбираться.

Значение слова пролив

Начнем с определения. Изучим само слово пролив. Оно образовано приставкой и корнем. Последний созвучен со словом «лить». Если соединим, то получим протоку, связывающую два водоема.

То есть перемычку, по которой мировой океан выравнивает уровень воды в своих резервуарах. Понятно, что природа естественным образом заботится о том, чтобы получился пролив. Что такое должно происходить в природе, чтобы гармония не нарушалась, можно понять на опыте. Лучше всего проводить его на пляже. Сделайте две небольших горки с углублениями посредине. Одно наполните водой. Посмотрите, что произойдет. Вода постарается найти дорогу к «уровню океана», подмоет преграду и устремиться во второе углубление. Только следует учесть, что все это должно происходить не на суше, а в толщах воды, так как только небольшие кусочки материков или островов ограничивают «пролив». Что такое происходит там, в толщах океана, рассмотрим на примерах.

Какими они бывают

При классификации проливов используют две однозначные характеристики: что соединяют и чем ограничены. Если с первым признаком не все так просто - протока может быть образована одним водоемом, то по второму принято ориентироваться. Будем и мы отталкиваться от него.

Материк-материк. Такой пролив ограничивает земли, принадлежащие большим образованиям. Например, Он небольшой сам по себе. Соединяет Черное и Азовское моря. А краями его служат материковые земли.

Остров-остров. В этом случае пролив - это узкий водоем, который образован сравнительно небольшими участками суши. Как пример можно рассмотреть Бонифачио. По его берегам расположены острова Сардиния и Корсика. Третий вид проливов, понятно, расположен в границах материк - небольшой участок суши. Например, Мозамбикский. Его воды омывают с одной стороны Мадагаскар, с другой - Африканский континент.

Судоходство

С точки зрения использования человечество интересует, насколько глубок пролив. Что такое преимущество (да еще с естественным течением) удобно для судов, известно еще с давних времен, когда не было двигателей. Тогда мореходы старались использовать проливы для более удобного передвижения. Ныне перед капитанами стоят иные задачи. Они стараются сократить путь, используя любое преимущество морского простора. В этом смысле проливы различаются по глубине (не в каждый может зайти океанический лайнер), а также по способу образования. К их числу относят некоторые искусственные каналы. Их два: Суэцкий и Коринфский. Надо отметить, что естественные и искусственные проливы играют огромную роль в мировой экономике.

Кроме того, известно, что узкие протоки, в основном во внутренних морях, имеют и политическое значение. Тот, кто их контролирует, может влиять на обстановку в регионе.

Залив и пролив

В чем разница между этими элементами мирового океана, далеко не так понятно, как кажется с первого раза. Каждый из них расположен рядом с сушей, может связывать между собой моря и океаны. Только пролив - это пространство, ограниченное двумя участками суши, с разных сторон. В отличие от него, залив выходит на просторы мирового океана большим участком. То есть, он контактирует с сушей всего с одной стороны, часто - дугой. Остальное пространство вливается в воды того образования мирового океана, что расположено поблизости.

Рекорд

Самый длинный Мозамбикский пролив расположен в Индийском океане. Сам по себе он больше многих морей. Его размеры: длина - 1670 км, ширина - 925 км. Глубина его также впечатляет - около 3 км.

Проливы представляют собой водные перемычки, соединяющие соседние водоёмы и, наоборот, разделяющие отдельные участки суши. Каналы, созданные руками человека, также формально можно причислить к проливам, но там всегда цель - соединить водоёмы, подать куда-то воду, но не разделять сушу (это входит в обязанность оборонительных рвов, заполненных водой). Проливы имеют важнейшее значение для морского судоходства как сугубо мирного, так и военного. Благодаря им корабли могут значительно сокращать свои маршруты, но только если эти проливы пригодны для судоходства, а не слишком мелкие, узкие или заполненные опасными рифами.


Одним из наиболее популярных объектов для отдыха давно уже стали океанские и морские пляжи. Сюда тянутся все: и стар и млад, одинокие и семейные. По в...

1. Малый Бельт (500 м)


Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

2. Маточкин Шар (600 м)


Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

3. Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».


В старушке Европе есть множество старинных и очень живописных городов. Мы привыкли к тому, как выглядят самые красивые маленькие города Европы: немецк...

4. Дарданеллы (1,3 км)


Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента - Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы - по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

5. Магелланов пролив (2,2 км)


Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана - Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива - Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -...

6. Эресунн или Зунд (3,4 км)


Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.
Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника - освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

7. Большой Бельт (11 км)


На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него - острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.


Лучшие пляжи сочетают в себе не только мягкий шелковистый песок, ласкающее лазурное море, свежий воздух и чарующую природу, но и достаточно развитую и...

8. Сингапурский пролив (12 км)


Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной - архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

9. Малаккский пролив (15 км)


Малакский пролив отделяет остров Суматра от таиландской и малайской частей Малайского полуострова. Им соединено Южно-Китайское море, относящееся к Тихому океану, с Андаманским морем, являющимся частью Индийского океана. На южной оконечности пролива расположен порт Сингапур. Глубина Малаккского пролива не слишком велика, особенно ближе к Сингапуру. Назвали его так, возможно, в честь Малаккского султаната, который когда-то правил этим регионом. Есть и другая версия - его могли назвать в честь важнейшего в XVI-XVII столетиях порта Мелака, который ныне превратился в малазийский город Малакка. Это единственный морской пролив, где наблюдается активное отложение речного ила, хотя это и не вредит имеющемуся здесь интенсивному судоходству. В последние десятилетия у восточного берега Суматры, в акватории самого Малаккского пролива были найдены большие запасы нефти, а с началом её разработки экономическое значение пролива ещё больше возросло.


Планируя отдых на море, путешественники среди прочих условий обязательно учитывают качество пляжей. Вряд ли кому-то нравится лавировать между сотнями...

10. Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Проливы – узкие водные пространства, разделяющие участки суши и соединяющие соседние моря или океаны.

Крупнейшие проливы мира

Название

Длина (км)

Что соединяет

Мозамбикский

Воды Индийского океана

Море Баффина и Атлантический океан

Малаккский

Андаманское и Южно-Китайское моря

Гудзонов

Гудзонов залив и Атлантический океан

Макасарский

Моря Сулавеси и Яванское

Татарский

Охотское и Японское моря

Флоридский

Мексиканский залив и Атлантический океан

Северное море и Атлантический океан

Магелланов

Атлантический и Тихий океаны

Атлантический и Тихий океаны

Берингов

Чукотское и Берингово моря

Гибралтарский

Средиземное море и Атлантический океан

Мозамбикский пролив расположен между островом Мадагаскар и континентальной Африкой. Мозамбикский пролив находится на западе Индийского океана и считается одним из самых протяженных на планете. Примерная длина пролива 1670 километров, а ширина до 925 километров.

Мозамбикский пролив на севере и юге имеет глубину более 3 километров, а в средней части примерно 2,4 километра. Минимальная глубина пролива по фарватеру составляет 117 метров.

Для Мозамбикского пролива характерно устойчивое течение скоростью около 1,5 узлов, которое направлено с севера на юг. Высота приливов до 5 метров. В северной части пролива расположены Коморские острова, вдоль береговой линии которых расположено множество маленьких островов и рифов.

Береговая линия очень красива, под ногами нежный морской песок. Берег кое-где изрезан приливами и окаймлен пологими холмами, с которых открываются шикарные панорамы Мозамбикского пролива.

Природа Мозамбикского пролива уникальна, только здесь можно обнаружить уникальные экземпляры рыбы целаканта, которая, как вид, в два раза старше динозавров. Здесь можно встретить самого крупного ската, который носит название манта. Именно эти уникальные виды рыб привлекают сюда большое количество дайверов.

Девисов пролив - расположен между Гренландией и островам Баффинова Земля. Пролив соединяет море Баффина Северного Ледовитого океана с водами Атлантического океана. Длина Девисова пролива составляет 632 мили (1170 км), ширина 194,5-577 миль (360-1070 км), глубина судоходной части 104 - 3730 м. В водах Девисова пролива встречаются дрейфующие льды и айсберги.

Малаккский пролив - разделяет полуостров Малакка и остров Суматра, принадлежащий Индонезии.

Северные и северо-восточные берега Малаккского пролива и находящиеся вблизи них острова относятся к Королевству Таиланд. Все остальные берега принадлежат государству Малайзия, о уже упомянутый остров Суматра и острова, прилегающие к нему, относятся к Индонезии.

Протяженность пролива очень велика, она составляет 1000 км, ширина превышает 40 км, а глубина в судовом ходу не ниже 25 м.

Судоходство в Малаккском проливе затруднено тем, что вблизи берегов находятся мели. Всё усложняется тем, что мели иногда случаются и вдалеке от берегов, а на мелях могут скрываться рифы.

Район Малаккского пролива является вулканически активным. Большинство островов в проливе имеют именно вулканическое происхождение. К наиболее крупным из них относятся Пхукет, Ланкави, Пинанг и прочие.

Гудзонов пролив - расположен между островом Баффинова Земля и полуостровом Лабрадор у северо-восточного берега Канады. Соединяет Гудзонов залив с Атлантическим океаном.

Длина Гудзонова пролива составляет 432 мили (806 км), ширина 62 - 219 миль (115 - 407 км). Глубина судоходной части 141 - 988 м. Поверхностное течение - на Юго-Востоке со скоростью 0,4 уз (0,7 км/ч). Наибольшая высота прилива достигает 7,7 м.

Макасарский пролив - расположен между островами Калимантан и Сулавеси. Этот пролив соединяет море Сулавеси с Яванским морем. Длина Макасарского пролива составляет 383 мили (710 км), наименьшая ширина 65 миль (120 км), наименьшая глубина судоходной части 930 м. Течения в Макасарском проливе муссоного характера.

Татарский пролив , разделяет Азию и остров Сахалин, а также соединяет Японское море с Охотским. Самая узкая и наиболее мелкая часть пролива, находящаяся у места впадения вод реки Амур, имеет называние пролив Мамио-Ринзо или пролив Невельского.

Татарский пролив имеет длину 633 километра, максимальная ширина пролива 342 километра, а минимальная 7,3 км. Глубина фарватера Татарского пролива в большинстве случаев весьма значительна уже около берега, минимальная глубина на фарватере пролива насчитывает 7,2 метра, вот почему Татарский пролив считается одним из максимально мелких проливов.

Берега Татарского пролива в основном гористые на юге, а севере же они пологие. Средняя температура воды в проливе в летний период колеблется около отметки в 11 градусов Цельсия. В зимние месяцы Татарский пролив сковывают льды на севере, в южной части пролив покрывают дрейфующие льды. В проливе нет крупных островов, кроме острова Монерон.

Берега Татарского пролива украшают изумрудные хвойные леса, в которых произрастает ель, пихта и лиственница, с небольшой примесью березы и ольхи.

Воды Татарского пролива богаты рыбой, здесь в большом количестве обитает сельдь, камбала и палтус.

Флоридский пролив - расположен между полуостровом Флорида и островами Куба и Багамские, соединяет воды Мексиканского залива с Атлантическим океаном. Длина Флоридского пролива составляет 350 миль (648 км), ширина -43-97 миль (80-180 км), глубина судоходной части 150-2085 м, поверхностное течение (начало Гольфстрима) - на Северо-Востоке со скоростью 2,4-3,8 уз (4,4-7 км/ч). С апреля по октябрь во Флоридском проливе возможны ураганы.

Пролив Ла-Манш - английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Магелланов пролив – пролив между архипелагом Огненная Земля и континентом Южная Америка. Оба берега Магелланова пролива находятся на территории государства Чили. Протяженность пролива составляет 575 км, а глубина повсеместно превышает 20 м.

Берега в северо-восточной части Магелланова пролива очень крутые, извилистые, над водами нависают скалы, возможны сходы ледников. Северо-восточные же берега, напротив, более пологие. Воды на северо-западе глубже, чем на северо-востоке.

Мореплавание в Магеллановом проливе не слишком распространено, это связано с опасностями, скрытыми в его глубинах. Посреди пролива случаются мели и подводные скалы. Так же в проливе дуют мощные западные ветры. Скорость течений, создаваемых приливами, достигает 25 км/ч.

Пролив впервые был пройден в 1520 г. Первооткрывателем считается Магеллан, именно он стал историческим первопроходцем. Хотя существуют версии, по которым пролив был открыт значительно раньше. Тогда Огненная земля относилась к Неведомой Южной земле, а Магелланов пролив назывался «проливом всех Святых».

Пролив Дрейка северным берегом которого является архипелаг Огненная Земля, а южным – Южные Шетландские острова, относящимися к Антарктиде, объединяет Тихий океан и Атлантический океан.

Ширина пролива повсеместно превышает 820 км. Это позволило проливу Дрейка получить званием широчайшего пролива в мире.

Пролив Дрейка является невероятно опасным для мореплавателей по нескольким причинам. Во-первых, в проливе часто встречаются айсберги, особенно на юге. Во-вторых, там случаются шторма небывалой силы, зачастую высота волн превосходит 15 м, а шквальный ветер налетает со скоростью 35 м/с. В-третьих, в проливе Дрейка протекает очень сильное течение – «Течение Западных ветров», которое является циркумполярным.

Самая южная точка Южной Америки с невероятно холодным климатом располагается именно в проливе Дрейка. Это острова Диего-Рамирес. Но, поскольку, до них не так-то просто добраться, туристы обычно посещают мыс Горн.

Первопроходцем пролива был англичанин Фрэнсис Дрейк, в честь этого мореплавателя, покорившего буйные воды в 1578 г, и был назван пролив.

Берингов пролив - расположен между максимально восточной точкой Азии, называемой мыс Дежнёва, и наиболее западной точкой материка Северная Америка – мыс Принца Уэльского, разделяя Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки.

Наверно, сложно обнаружить на Крайнем Севере ландшафт с более жесткими погодными условиями, чем Берингов пролив. В летний период здесь температура практически никогда не поднимается выше нуля градусов. Здесь дуют сильные ветра, которые приносят с океана моросящий дождь, снег, а по проливу движутся льдины.

В самом узком месте ширина Берингова пролива составляет 86 километров, а минимальная глубина фарватера насчитывает 36 метров. Берингов пролив является местом обмена вод между Северным Ледовитым океаном (Чукотское море) и Тихим океаном (Берингово море). В центре Берингова пролива находятся острова Диомида. Именно здесь проходит граница часовых поясов и линия смены дат.

На безжизненных берегах Берингова пролива раскинулась неприветливая тундра и вечная мерзлота. Берега Берингова пролива в основном высокие скалистые, очень сильно изрезаны, здесь большое количество бухточек.

В холодных чистых водах Берингова пролива живут 60 видов рыб, максимально распространены камбала, палтус, горбуша, треска, кета и чавыча. Здесь обитают в большом количестве мидии, баланусы, осьминоги, крабы и креветки. Берингов пролив стал домом для морских котиков, тюленей, серых китов и кашалотов. На скалистых берегах пролива живут птицы, объединяющиеся в птичьи базары.

Гибралтарский пролив - расположен между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки; соединяет Атлантический океан со Средиземным морем. Длина Гибралтарского пролива составляет 32 мили (59 км), ширина 7,5 - 23,7 мили (14 - 44 км), глубина судоходной части - 338 м. В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 км атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 км средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 км обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря.
По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.
Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.

Какие проливы мира (каналы, проходы) являются наиболее значимыми для международного морского судоходства?

Глобальные морские маршруты и Стратегические морские Проходы имеют узкие места — проливы.

Пространство пролива имеет ограниченные возможности, но эти проходы позволяют избежать обходных путей. Эти морские маршруты, шириной в несколько километров, иногда становятся обязательной точкой прохода — почти все они занимают стратегические места, но имеют физические ограничения (берега, ветры, морские течения, глубины, рифы, льды и политические границы).

Большинство морских транспортных движений проходит вдоль берегов континентов. Международные морские маршруты вынуждены проходить через определенные места, каналы и проливы. Эти маршруты, как правило, расположены между крупными рынками Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Здесь проходят самые активные коммерческие контейнерные перевозки.

Важность этих крупных рынков в обмене полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, основные маршруты включают потоки сырья, а именно минералы, зерно, продукты питания, а самое главное нефть.

Наиболее важные стратегические морские проходы (узкие места) зачастую находятся рядом с политически нестабильными странами, увеличивая риск, связанный с пиратством. Или случаи, когда доставка идёт в условиях войны.

Эксплуатационные характеристики заокеанским каналов и проходов существено воздействуют на глобальные тенденции торговли.

На Панамский канал, Суэцкий канал, Малаккский пролив и Ормузский пролив приходится четыре наиболее важных стратегических морских пассажей в мировом грузовом обращении.

Их постоянная доступность для глобальной морской циркуляции обусловлена тем, что глобальная система торговли сильно зависит от их использования, особенно в северном полушарии.

1. Суэцкий канал

Суэцкий канал представляет собой искусственный водный путь около 190 км в длину, проходящих через Суэцкий перешеек на северо-востоке Египта. Он соединяет Средиземное море с рукой Красного моря.

2. Панамский канал

Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны через Панамский перешеек, от Кристобаль на Limon-Бей, до Карибского моря, к Бальбоа, на Панамском заливе. Его эксплуатационные характеристики — длина 82 километра, глубина 12,5 м (39,5 футов), ширина 32 метров (106 футов).

3. Малаккский пролив

Малаккский пролив — один из наиболее важных стратегических проливов мира. Он поддерживает большую часть морской торговли между Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом, на долю которого приходится 50000 судов в год. Около 30% мировой торговли и 80% Японии, Южной Кореи и Тайваня. Его измерения 800 км в длину, от 50 до 320 км в ширину (2,5 км в самом узком месте) и минимальной глубиной 23 метра (около 70 футов). Он представляет собой самый длинный пролив в мире, используемый для международной навигации — транзит длится примерно 20 часов.

4. Ормузский пролив

Ормузский пролив образует стратегическую связь между нефтяными месторождениями в Персидском заливе, который является морским тупиком Оманского залива и Индийского океана. Он имеет ширину от 48 до 80 км, но навигация ограничена двумя каналами в 3 км шириной, каждый из которых используется исключительно для входящего или исходящего трафика. Циркуляция в / из Персидского залива, таким образом, весьма ограничена: значительное количество танкеров и контейнеровозов с трудном проходят по узким каналам. Кроме того, острова, которые осуществляют контроль над проливом, оспариваются между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.

5. Баб-эль-Мандебский пролив

Пролив Баб- эль-Мандеб контролирует доступ к Суэцкому каналу. Это стратегическая связь между Индийским океаном и Красным морем. Он от 48 до 80 км шириной, но навигация ограничена двумя 3 км в ширину каналами для входящего и исходящего трафика. Значительная величина движения танкеров делает навигацию трудной по узким каналам. Закрытие этого пролива будет иметь серьёзные последствия — заставит делать объезд вокруг мыса Доброй Надежды. Проливу требуются дополнительные пространства для танкеров. Баб-эль-Мандебский пролив является ключевым звеном торгового пути из Европы в Азию.

6. Пролив Гибралтар

Гибралтарский пролив на полуострове между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Гибралтар представляет собой обязательную точку прохода между Пиренейским полуостровом и побережьем Африки. Пролив имеет длину около 64 км и ширину от 13 до 39 км. Под британским контролем с момента его завоевания у Испании в 1704 году, Гибралтарский пролив стал формальной уступкой по договору Утрехт (1713 г.). Во время Второй мировой войны, Гибралтар блокировал доступ к Атлантике для итальянских и немецких флотов в Средиземном море. Он представляет собой главную стратегическую крепость этого региона.

7. Пролив Босфор

Прохождение Босфора имеет длину 30 км при ширине всего в 1 км в самом узком месте. Пролив Босфор соединяет Чёрное море со Средиземным. Его доступ был предметом двух конфликтов, война Крыма (1854) и битва Дарданелл (Галлиполи, 1915). Проход был закреплён за Турцией после Конвенции Монтре в 1936 году, который признал контроль Турции над Босфором, но предоставил свободный проход в мирное время для любого коммерческого судна без досмотра.

8. Магелланов пролив

Обнаружил этот проход в 1520 году португальский исследователь Фердинанд Магеллан. Магелланов пролив разделяет Южную Америку от архипелага Огненной Земли. Его длина составляет 530 км, а ширина от 4 до 24 км. Засекреченный в течение более одного столетия, пролив обеспечил превосходство Португалии и Испании в азиатской торговле специями и шелками. При строительстве Панамского канала в 1916 году, а затем при создании североамериканского трансконтинентального моста в 1980 — е годы, этот проход потерял большую часть своего стратегического значения.

Берингов пролив расположен между Евразией и Северной Америкой, составляя 86 км вширь между крайними точками этих континентов (мысом Дежнёва и мысом Принца Уэльского соответственно).

Пролив граничит на севере с Чукотским морем, входящим в Северный Ледовитый океан; на юге – с Беринговым морем, являющимся частью Тихого океана. Средняя глубина колеблется от 30 до 50 метров.


Берингов пролив на карте мира

Географическое положение Берингова пролива и его протяжённость, которая соединяет Западное и Восточное полушария, впечатляет. Однако не менее интересно как образовался пролив и, самое главное, почему он так называется? Чтобы узнать это необходимо обратиться к истории.

Интересный факт: С конца XIX века учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски.

Сухопутный мост

На месте Берингова пролива во время последнего этапа ледникового периода образовался сухопутный мост (Берингов перешеек), который простирался примерно на 1600 км с севера на юг. Это произошло из-за того, что в ледниковый период плейстоцена большое количество воды скапливалось в ледниках Арктики, что привело к падению уровня моря и появления суши на шельфе. В течение тысяч лет поднялось морское дно многих межледниковых мелководных морей, в том числе Берингова пролива, Чукотского моря на севере и Берингова моря на юге. После окончания последнего цикла ледникового периода, когда ледники начали таять, уровень моря поднялся и сухопутный мост ушёл под воду. Таким образом на месте сухопутного моста образовался пролив и путь из Азии в Америку закрылся.


Исторический регион Берингия

Травянистая степь, включая сухопутный Берингов перешеек, протянувшийся на сотни километров на евразийский и североамериканский континенты, назвали Берингия . Во время ледникового периода эта территория не оледенела, поскольку представляла собой дождевую тень и юго-западные ветры Тихого океана потеряли влагу над оледеневшем Аляскинском хребте.

Люди (палеоиндейцы) и животные мигрировали из Азии в Северную Америку через Берингов перешеек около 25 тысяч лет назад и основали поселения изначально в Берингии, а затем заселили американские континенты. Современная территория Берингии включает Берингов пролив, Чукотское море, Берингово море, Чукотский и Камчатский полуострова, а также Аляску.

Дрейфующий лёд в Беринговом проливе

Интересный факт: С октября по июль поверхность Берингова пролива покрыта дрейфующим льдом, толщина которого в среднем – 1,2-1,5 м. В некоторых районах лёд остаётся весь год. Температура воды в Беринговом проливе зимой составляет около 2-3 °C ниже нуля, а летом поверхностный слой воды достигает от 7 до 10 °C выше нуля. Зима в регионе – сезон сильных штормов.

Острова в Беринговом проливе

На территории Берингова пролива, являющегося в древности сухопутным мостом, в современной географии суша представлена островами. Острова Диомида, находящиеся в центральной части Берингова пролива, включают два скалистых острова, которые отдалены друг от друга на 4 км: Малый Диомид (о. Крузенштерна), относящийся к США, и Большой Диомид (о. Ратманова), являющийся территорией России. Между островами Диомида, которые лежат посреди пролива, простирается граница между Россией и США и, кроме того, Международная линия перемены дат.

Американский остров Фэруэй находится менее чем в 15 км к юго-востоку от островов Диомида. В южной части Берингова пролива расположен остров Святого Лаврентия.

Открытие пролива


Семён Иванович Дежнёв открыл Берингов пролив в 1648 г.

В 1648 г. экспедиция русского мореходца и исследователя Семёна Ивановича Дежнёва впервые проплыла через Берингов пролив. Семён Дежнёв обошёл восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва), обнаружил острова Диомида, добрался до реки Анадырь. Основал Анадырский острог. Однако результаты экспедиции С. И. Дежнёва не стали достоянием общественности. Изначально она оставалась неизвестной и маршрут мореплавателя не использовался. Семён Дежнев считается первооткрывателем Берингова пролива. Пройдя его по всей длине (с севера на юг).

Исследования Витуса Беринга

Витус Ионассен Беринг

В 1725 г. датский морской офицер, пребывающий на русской военно-морской службе, картограф Витус Ионассен Беринг был назначен царем Петром I капитаном Первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Целью которой было найти новые неисследованные земли, нанести их на карту и установить, не сходятся ли побережья Азии и Северной Америки. В 1728 г. Беринг в поиске североамериканского побережья, направляясь с Камчатского полуострова на север, пересёк пролив и обнаружил Чукотское море. Мореплаватели получили доказательства того, что евразийский и североамериканский континенты не связаны сушей.


В. И. Беринг и А. И. Чириков

Таким образом, Витус Беринг исследовал Берингов пролив и доказал, что Азия и Северная Америка отделялись морем. Во Второй Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) Берингу удалось достичь североамериканского побережья и открыть острова Алеутской гряды.

Интересный факт: Английский навигатор и первооткрыватель Джеймс Кук в конце XVIII века дал проливу имя Беринга, выразив восхищение точностью карт, составленных во время плаваний Витуса Беринга. Кроме Берингова пролива, имя Витуса Беринга носят названия и других природных объектов: Берингово море, ледник Беринга, остров Беринга, мыс Беринга, а также Берингов перешеек и исторический регион Берингия.


Маршруты экпедиций Витуса Беринга

Таким образом, Берингов пролив, расположенный между Чукотским полуостровом и Аляской, в 1648 г. открыл русский исследователь Семён Дежнёв. Пролив назвали именем датского картографа, офицера русского военно-морского флота Витуса Беринга, который в 1728 г. переплыл пролив, вышел в Чукотское море и доказал, что Азия и Северная Америка не имеют сухопутной связи.

Во время последнего цикла ледникового периода на территории Берингова пролива существовал сухопутный мост (Берингов перешеек), который появился из-за снижения уровня Мирового океана и скапливания воды в арктических ледниках. Эта историческая область суши, известная как «Берингия», стала первым путём заселения людьми Америки.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Публикации по теме