Что делает боцман на корабле. Хороший боцман - залог чистоты и порядка на корабле

Залог успешной работы корабля – это слаженная, профессиональная и дисциплинированная команда. Неважно, о каком судне идет речь: гражданском или военном, крупном или мелком – всё зависит от людей. Чтобы команда работала слаженно и выполняла все указания вовремя, в свое время появилась должность боцмана.

Боцман и боцман береговой – в чем разница?

Профессия боцман зародилась ещё на парусных судах во времена великих географических открытий. На первых порах главной его обязанностью было проверка и поддержание работоспособности судна. Он нес ответственность за паруса, шлюпки, снасти. И постепенно перечень его обязанностей увеличивался, поэтому в скором времени боцман стал ответственным не только за корабль, но и за дисциплину, моральный климат в экипаже.

Более того, если речь шла о больших судах, то там имелась целая боцманская команда, во главе которой стоял старший боцман. Он координировал работу своих подчиненных, отслеживал наиболее значимые моменты и сообщал о важных изменениях или возникающих неисправностях капитану.

На сегодняшний день также существует профессия боцман береговой. Данный специалист является сотрудником порта и координирует деятельность причалов. Во многом он схож с классическим боцманом, только с тем исключением, что несет ответственность за корабль и его экипаж не в море, а на пристани.

Обязанности боцмана и боцмана берегового


Достаточно часто боцмана на корабле называют драконом. Во многом данное прозвище появилось из-за того, с какой дотошностью и тщательностью боцман проводит свои инспекции.

Также в перечень его обязанностей можно включить следующее:

    координация деятельности матросов, распределение обязанностей;

    организация и проведение мероприятий по обслуживанию корабля;

    руководство ремонтными работами, приемка выполненных работ;

    составление отчетности по материалам снабжения, создание заявок;

    выявление и устранение дефектов;

    работа с грузами.

А для того, чтобы выполнять все эти обязанности боцману необходимо знать:

    принципы швартовки и буксировки;

    правила использования устройств и оборудования;

    способы проверки исправности цепей, блоков, крюков;

    правила по определению максимальной грузоподъемности такелажных устройств;

    правила работы с грузами различных характеристик и габаритов;

    способы проведения реставрационных и ремонтных работ.

Береговой боцман – это родственная специальность, представитель которой работает в пристани. К списку его должностного функционала следует отнести:

    обеспечение технического состояния причалов;

    принятие необходимых мер безопасности;

    проведение ремонтных работ;

    осуществление приема и хранения шкиперского и другого имущества;

    координация деятельности сотрудников порта.

Выполнение этого перечня обязанностей требует от боцмана берегового наличия следующих знаний:

    принцип швартования судов;

    принятая система сигналов;

    разновидности такелажных работ;

    особенности эксплуатации грузоподъемных механизмов;

    особенности составления приходно-расходной документации;

    основы плотничной, слесарной и малярной деятельности.

Требования к боцману и боцману береговому


Для того, чтобы работать в качестве боцмана необходимо иметь профильное образование, а также опыт работы либо на судне, либо на берегу в качестве матроса. Кроме того, представитель данной профессии должен пройти медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к работе.

Боцман для получения допуска к самостоятельной работе должен пройти стажировку и серию инструктажей по безопасной организации труда и подтвердить необходимый уровень знаний.

Где выучиться профессии боцман?

Любой матрос может дослужиться до боцмана, если будет показывать отличные результаты, а также пройдет дополнительное обучение.

Еще представителей данной профессии готовят в техникумах и колледжах морского транспорта. В этом случае, у будущих боцманов есть возможность еще в процессе обучения в рамках производственной практики пройти опыт работы на судне или же в порту. Зависит от того, какую из двух специальностей выбрал студент.

Разряды профессий боцман и боцман береговой

Стоит отметить, что обе специальности имеют только по одному квалификационному уровня, благодаря чему можно сделать вывод, что совершенствование внутри специальности будет мало возможным. За тем исключением, что боцман, который служит на судне, если работает в крупной компании, может достаточно часто менять типы кораблей и команды, поэтому ощущение новизны и неотточенных навыков будет достаточно долго с ним.

Перспективы карьерного роста

Во многом профессию боцман можно считать отличной стартовой площадкой для того, чтобы стать помощником капитана или даже капитаном, опять-таки, если заниматься получением необходимого образования. Данная должность позволяет не только изнутри постигнуть все процесс корабля, но и оттачивать навыки управленца и организатора.

Такая же ситуация и боцманов береговым. Его должность позволяет развивать себя в управленческом направлении.

Личностные качества боцмана и боцмана берегового

Работа боцманов требует определенного склада характера:

    ответственность;

    исполнительность;

    внимательность;

    дотошность;

    скрупулезность;

    умение наладить коммуникации;

    организаторские навыки;

    управленческие навыки.

Уровень заработной платы профессий боцман и боцман береговой

Величина оклада боцмана в среднем составляет 60 000 рублей, а может достигать 100 000 – 150 000 рублей. В это же время минимальная заработная плата боцмана берегового начинается в районе 20 000 рублей. Поэтому однозначных выводов по заработной плате сделать невозможно.

Плюсы и минусы профессий боцман и боцман береговой

В число положительных аспектов профессии можно включить:

    возможность дослужиться до должности из звания матроса;

    перспективы карьерного роста.

К числу минусов:

    сложные условия работы;

    Боцман, боцманы, боцмана, боцмана, боцманов, боцману, боцманам, боцмана, боцманов, боцманом, боцманами, боцмане, боцманах Грамматический словарь Зализняка

  • боцман - БОЦМАН, см. бот. Также см. бот Толковый словарь Даля
  • боцман - -а, м. В морском флоте: лицо младшего (старшинского) командного состава, которому подчинена команда судна по хозяйственным работам. [голл. bootsman] Малый академический словарь
  • боцман - Бо́цман/. Морфемно-орфографический словарь
  • боцман - Боцмана, м. [от гол. bootsman, букв. лодочник]. Лицо младшего командного состава в морском флоте, в обязанности которого входит содержание корабля в чистоте, наблюдение за состоянием шлюпок, такелажа и др. Большой словарь иностранных слов
  • БОЦМАН - БОЦМАН (нидерл. bootsman) - должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. На крупных военных кораблях может быть несколько боцманов, один из них - главный. Большой энциклопедический словарь
  • Боцман - (голл. bootsman, от boot - лодка, судно и man - человек) специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ - старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности... Большая советская энциклопедия
  • Боцман - Старший строевой унтер-офицер и на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • боцман - Б’ОЦМАН, боцмана, ·муж. (от ·англ. boatsman, ·букв. лодочник) (·дорев.). Старший унтер-офицер на военном судне. Толковый словарь Ушакова
  • боцман - бо́цман с 1697 г.; см. Христиани 40. Заимств. из голл. bootsman – то же, Мёлен 42; Смирнов 64, а не из англ. boatsman, вопреки Акад. Сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • боцман - орф. боцман, -а Орфографический словарь Лопатина
  • боцман - БОЦМАН, а, мн. ы, ов и (у моряков, речников) а, ов, м. На судне: лицо младшего начальствующего состава, к-рому непосредственно подчинена палубная команда. | прил. боцманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • боцман - Заимств. из голл. яз. в Петровскую эпоху. Голл. bootsmann образовано сложением сущ. boot «лодка, парусное судно» и man «человек». Ср. бот, лоцман. Этимологический словарь Шанского
  • боцман - БОЦМАН -а; мн. боцманы, -ов; (разг. мор.) боцмана, -ов; м. [голл. bootsman] Во флоте: должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды; лицо в этой должности. ◁ Боцманский, -ая, -ое. Б. свисток. Толковый словарь Кузнецова
  • Речной флот моментально стал превращаться в облезлые ржавые коробки, с нечищенными рындами и латунными звёздами, без палубных швабр, с рваными чалками, с угрожающе торчащими стальными проволоками вместо сплетённых петель на концах швартовых канатов, завязанными на узел буксирными тросами.

    Старпому, представителю командного состава, было не под силу справиться со всеми обязанностями боцмана.

    Для этого нужен специальный хозяйственный талант и множественные не ведомые другим людям знания и навыки.

    Начнём с главного

    Боцман, это единственный член команды, в обязанностях которого записано - БОЦМАН ВАХТУ НЕ НЕСЁТ!

    Когда-то в молодые годы отработав первую практику на т/х Котовск и перейдя на второй курс в речном училище, я сдавал экзамены.

    Прочитав в билете вопрос - "обязанности боцмана", я громко отрапортовал не сходя с места - "Боцман вахту не несёт"!

    Преподы переглянулись, сверкнули начищенными пуговицами на флотских кителях и самый старый сказал:

    Я думаю этого достаточно! Не стоит товарищи тратить время на выслушивание этого курсанта.


    Председатель экзаменационной комиссии поставил мне пятёрку и вручил зачётку.

    Дело в том, что по всем предметам связанным с флотом у меня было 5 баллов, в том числе и по лоции, судовождению, ТУК, судостроение и пр.
    Я с удовольствием перечитывал учебники по этим предметам, как художественную литературу по несколько раз и чуть ли не наизусть знал каждую главу. Ну и конечно же, как и все дерзкие мальчишки имел привычку устраивать на лекциях диспуты на тему пройденного материала.


    Особо любил по изгаляться над преподом по ДВС. Этот вредный, шепелявый старикашка, как нам тогда казалось, постоянно ходил в кителе с нашивками капитана и с ромбиком о высшем образовании. Может он когда-то и был неплохим судовым механиком, но, как преподаватель свой предмет знал отвратительно, это и вызывало у всех курсантов постоянные насмешки и издёвки.


    Что бы не сидеть на занудной лекции два часа, я придумал для себя простую отмазку. В начале первой лекции, как только препод появлялся в классе, я поднимал руку и предлагал сделку, я рассказываю, то что он задавал и следующую лекцию по плану, а он отпускает меня с лекций.
    За 20 минут, я выкладывал всё что знал по данным темам и уходил по своим делам. Если вдруг препод был не в духе и не отпускал меня, то я каждую минуту поднимал руку и задавал каверзные вопросы, на которые он не всегда мог ответить. Поэтому ему было проще отпустить шалопая и не мотать нервы два часа.


    Боцман должен знать

    Производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину.

    Боцман наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля и в случае обнаружения ржавчины даёт команду к немедленной покраски.

    Дело здесь, не только в эстетике, но и в том, что судно начинает ржаветь ещё при строительстве, находясь на открытых стапелях, под атмосферными осадками. Такова уж доля конструкционной стали и вообще материалов на основе железа. Если ржавчина уже образовалась - остановить процесс коррозии крайне трудно и не всегда удается. Лучше его предупреждать и заранее защищать металл.

    Судно покрывается грунтом ещё в процессе постройки. Грунт - это краска с особой прилипчивостью к металлу. Одним из лучших грунтов считался свинцовый сурик, да ещё на натуральной олифе.

    Боцман - повелитель кисточек и валиков, хранитель малярной кладовой с запасами краски, растворителей и грунтов.


    Из 366 страниц справочника боцману 55 посвящены окрасочным работам.

    На самом же деле всё происходит гораздо проще и практичнее - волик в руки и погнал, 100 метровку по палубе

    Справочник боцмана: перед окраской поверхность должна готовиться, тщательно (!) ликвидируются очаги коррозии, удаляются загрязнения, пыль, влага, по возможности избавляются от старой краски, а при слое её в 1 мм, она удаляется полностью. Лучшее качество покраски - при работе кистью.

    На самом же деле все покрасочные работы выполняются валиком, за исключением трудно доступных мест. Длина судна - 110 метров, ширина чуть менее 20. Высота борта до ватерлинии около трёх. Время ограничено несколькими часами, стоянки на рейде, в портах такие работы запрещены, экологи тут же отыграются.

    Так что кисточкой размахивать некогда. один матрос по палубе разливает краску, а второй следом её размазывает и раскатывает валиком.


    Но не меньше страдает от ржавчины и то, что находится на уровне палубы и выше.

    Всё оттого, что при погрузках угля, зерна, цемента или металлолома судно покрывается толстым слоем пыли, дышать невозможно. После выхода в рейс его обмывают из пожарных шлангов, забортной водой, а после выгрузки, скажем, через неделю, моют снова и процесс идёт по кругу. И руководит этим всё тот же боцман.


    С какими звуками у вас ассоциируются морские специальности:
    Механики - с грохотом дизелей наверняка.
    Сварщик - шипение электрической дуги.
    Штурман - возможно, с шорохом разворачиваемых лоцманских карт и непрерывный бубнёж на мостике различных переговорных устройств на нескольких волнах сразу, особенно, вблизи порта.


    Боцман - грохот якорной цепи при постановке на якорь или ритмичное щёлканье звеньев этой цепи о клюз при подъёме якоря.


    Покрасочные работы ведутся не только снаружи. К примеру красить настил машинного отделения в красивый зелёный цвет "любимое" занятие мотористов, они представляют себя на зелёной лужайке.
    Или переборки в белый, словно среди берёз. Или дизеля в цвет слоновой кости. И всё это под чутким руководством боцмана.

    Сделать морскую швабру

    Для опытного боцмана это совсем не трудно. Швабры делают из пеньковых тросов. Для палубных швабр берут несколько концов бывшего в употреблении, но не изношенного троса длиной около 2 м и распускают на каболки.


    Рукоятку для швабры (швабренник) изготовляют длиной 100-120, диаметром 4-5 см. Конец рукоятки, к которому крепят каболки, делают закругленным, на расстоянии 5 и 15 см от него располагают две зарубки по окружности. На другом конце иногда просверливают отверстие для штерта.


    Каболки распущенного троса укладывают на палубе пучком, а поверх укладывают рукоятку, второй от конца зарубкой посередине. Затем каболки располагают вокруг рукоятки и перевязывают на второй зарубке выбленочным узлом. Подвесив швабру вертикально, каболки перевязывают выбленочным узлом с наружной стороны на нижней зарубке и аккуратно их расправляют.

    § 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

    Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

    В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

    Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

    Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

    Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

    В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

    Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

    Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

    Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

    Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

    Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

    Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

    Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

    Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

    Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

    Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

    На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

    На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

    Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

    Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

    Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

    Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

    В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.

    УТВЕРЖДАЮ
    __________________ (___________________)
    (подпись) (фамилия, и.о.)
    Генеральный директор ___________________
    (название организации)
    "___"____________ ____ г.
    (дата утверждения)
    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    Должность Боцман

    Статус Подчиняется старшему помощнику

    Капитана; является начальником
    палубной команды
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, клинкетных дверей и их приводов (кроме МКО); рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики); спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств, оборудования и устройств своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
    ОБЯЗАННОСТИ
    1. Соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания технических средств своего заведования, уметь управлять ими, обеспечивать своевременные проверки и испытания судовых устройств и их деталей, осуществлять профилактику и ремонт.
    2. Проводить инструктаж по правилам техники безопасности при производстве палубных работ с лицами, назначенными на такие работы.
    3. Составлять планы судовых работ, распределять подчиненных и обеспечивать безопасность работ.
    4. Обеспечивать готовность к действию спасательных средств, аварийно-спасательных и противопожарных средств индивидуального и коллективного пользования; следить за постоянной готовностью спасательных плотов и шлюпок, их укомплектованностью, надлежащим техническим состоянием спускного оборудования.
    5. Подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать сроки и качество ремонтных работ.
    6. Обеспечивать получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения, вести установленную документацию.
    7. Обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, лично участвовать в работах по креплению, погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
    8. Следить за чистотой и порядком в жилых помещениях и столовой команды, производить ежедневные обходы судна.
    9. Обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом, безопасность при работах с повышенной опасностью.
    10. Готовить и устанавливать кранцевую защиту судна.
    11. Следить за исправным состоянием водяной палубной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев, ватервейсов, сточных отверстий.
    12. Проверять готовность судна к выходу в море, надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по-походному палубных устройств, грузов и т.д.; проверять готовность судна к шторму, борьбе с обледенением.
    13. При стоянке судна следить за креплением швартовных тросов, кранцевой защитой, установкой и вооружением трапов, сходен и переходов, наличием щитов на отливных и шпигатных отверстиях, крысиных щитков, соответствующего освещения.
    14. При проходе судном узкостей, входе и выходе из порта, подходе к месту якорной стоянки, в сложных условиях плавания и при швартовных операциях проверить и подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника.
    Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.
    С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять
    _______________ (________________________)
    (подпись) (фамилия, и.о.)

Публикации по теме