Лынтупы - судьба станции. Лынтупы: дворец Бишевских Усадьба бишевских в деревне лынтупы

Лынтупы - это деревня Поставского района, Витебской области Беларуси. Одной из основных архитектурных достопримечательностей деревни Лынтупы является костел Святого Апостола Андрея. В некоторых источниках упомянуто, что храм освящён во имя святого Андрея Боболи, однако официальный сайт Католической церкви в Беларуси подчёркивает, что храм и приход носят имя Апостола Андрея. К слову, деревня Лынтупы впервые упоминается в 1459 году именно в связи со строительством на этом же месте первого, тогда еще деревянного костела имени Святого Апостола Андрея. Ну а современный храм был построен в 1914 году на центральной площади деревни. В советское время предпринимались попытки закрыть костел, однако прихожанам удалось его отстоять. Во многом поэтому, до наших дней этот храм дошел в хорошем состоянии. Костел также продолжает поддерживаться в отличном состоянии и в наши дни. Костел в деревне Лынтупы является достаточно интересным туристическим объектом, важным архитектурным памятником начала 20-го века, историко-культурной ценностью и интересной достопримечательностью Беларуси.

Другой важной достопримечательностью деревни Лынтупы является небольшой дворцово-парковый комплекс, расположившийся здесь. Все постройки, относящиеся к данному усадебному комплексу, были построены в начале 20-го века. На данный момент большинство построек данного комплекса относительно активно реставрируются. В состав усадебного комплекса в деревне Лынтупы входят: небольшой дворец, который является центральным зданием всего комплекса; еще один административный корпус (уже отреставрирован); очень интересная башня (данная башня служила в хозяйственных целях и была возведена, как и остальные постройки, в начале 20-го века, но выглядит она так, будто является средневековой оборонной башней, в ней даже есть бойницы); далее, множество хозяйственных построек, некоторые из которых и сейчас полноценно функционируют в составе одного из местных предприятий; несколько арочных мостов и фрагменты парка с искусственными водоёмами и небольшими каналами. Усадебный комплекс в деревне Лынтупы также является важным архитектурным памятником начала 20-го века, историко-культурной ценностью и интересной достопримечательностью Беларуси.

Г.п. Лынтупы, Поставский район Витебской области

Лынтупы - городской поселок с населением примерно 1600 человек. Через поселок проходят дороги Р95 и Р110. Имелась железнодорожная ветка в соседнюю Литовскую Республику, но сейчас это сообщение закрыто, Лынтупы стал тупиковой станцией.

Речка Лынтупка дала название поселку, сама получив его от слияния финского и балтийского корней. Птичья река – вот, что кроется под неславянским звучанием слова Лынтупы.

Биография поселка

Первое упоминание его в исторических документах - 1450 год, когда воевода Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея . Но считается, что люди здесь жили задолго до этого события, еще в 10-м веке. Об этом свидетельствуют результаты раскопок многочисленных курганов. Племена придерживались языческих верований, на скоплениях валунов отправляли культы, приносили жертвы, слагали легенды и сами постепенно становились легендами. Камень-дед, Камень-криница - почти собственные имена сохранившихся языческих валунов .

В середине 16 века населенный пункт принадлежал Великому Княжеству Литовскому, в конце 18 века перешел вместе с близлежащей территорий под юрисдикцию Российской Империи, некоторое время входил в состав Польши, с 1939 года - в БССР, а затем вошел в государственную принадлежность Республики Беларусь.

Долгая история - длинный перечень владельцев: Бучинские, Островские, Гильзены . Последние, кто владел до 1939 года - Бишевские , из которых Юзеф Бишевский построил здесь прекрасный усадебно-парковый комплекс , который и сейчас вызывает восхищение даже у искушенных посетителей.

Во время Великой Отечественной войны поселок был оккупирован и находился во власти захватчиков до 9 июля 1944 года. Скорбные достопримечательности, связанные с этим периодом, - памятники на месте расстрела евреев из гетто, организованного фашистами в Лынтупах.

Подробнее о достопримечательностях

История умеет прятать свои секреты, некоторые достижения стираются с лица земли невосстановимо, но есть истинные жемчужины, красоту и ценность которых не может скрыть беспощадное время.

Такой несомненной ценностью является Костел св. апостола Андрея (построен в 1908-1914 взамен меньшего по размеру деревянного строения). Сейчас это действующий католический храм, каждой линией соответствующий своему возвышенному предназначению, знатоки восхищаются оригинальностью канонов псевдобарочной архитектуры, заложенных в конструкцию здания, историческую ценность имеет и каменная ограда костела.

Интересна усадьба Бишевских - дом, почти дворец, построенный известным в то время архитектором Тадеушем Растворовским . Романтикой овеяно строительство усадьбы. Юзеф Бишевский любовно воздвигал его для капризной и взыскательной французской актрисы, вкладывая особый смысл в интерьер каждой комнаты: все помещения различались между собой по стилевым решениям. Сохранившиеся плитки, лепнина поражают своей изысканностью.

Дом являлся центром парковой композиции. Под парком здесь следует понимать, кроме насаждений еще и систему водоемов - 4 пруда. С некоторых ракурсов кажется, что они окружают здание. Парк не просто имеет пейзажный характер: в некоторых местах были созданы изумительные ландшафтные картины. Авторы проекта вдоволь поиграли с перспективой, симметрией, осями и аллеями, создав из отдельных элементов единую композицию. В нее органично вписываются псевдоготическое здание коптильни, павильон, арочный мост, замечательная лестница.

Но не сумел хозяин этой красоты покорить сердце вероломной красавицы, отчаявшись, почти не пользовался покоями в собственной усадьбе, а тут и обстоятельства сложились так, что в 1939 году он вынужден был бежать, вызвав к жизни еще одну легенду - о спрятанном кладе.

Легендами и гармонией, историческими и эстетическими изысками пронизана атмосфера белорусского городского поселка, поэтому и сам населенный пункт привлекает и удерживает внимание интересующегося человека.

Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.


Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.


Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).


Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.


Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.
  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.
  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.
  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.
  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.
  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.
  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.
  8. Личный архив автора.

Лынтупы - городской поселок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка. Расположен в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Свое название поселение получило от названия реки Лынтупка, которая протекает через него. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Люди здесь жили еще в 10 веке н.э., о чем свидетельствуют 74 кургана рядом с Лынтупами, где при раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни - предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. А уже в 1459 году виленский воевода А. Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея. В середине XVI века местечко относится к Ошмянскому повету ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 года Лынтупы входят в состав России, как местечко, центр волости Свенцянского уезда. С 1854 по 1939 местечко принадлежало Бишевским. В 1921-1939 году Лынтупы входят в состав Польши. С 1939 года вновь входят в состав белорусских земель, как деревня в Поставском районе. В 1967 году получает статус городского поселка.

Однако поселок больше знаменит своими немногими достопримечательностями. Первая - усадьба и дворец Бишевских в Лынтупах, который был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного польско-российского архитектора - графа Тадеуша Растворовского. С дворцом связано несколько местных легенд.

Согласно первой молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец. Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждая комната дворца имела богатое убранство, различную цветовую гаму и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Рядом с дворцом были возведены многочисленные хозяйственные постройки, по стилю схожие с главным зданием. В его стенах было даже центральное отопление - специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух, а также канализация. Еще большую привлекательность этому архитектурному комплексу придавало то, что он располагался на острове, обрамленном 4 вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. Вокруг дворца был посажен роскошный парк из редких пород деревьев и кустарников с очаровательной летней беседкой. Во дворце имелось 2 входа - один вел в парк, а второй прямо к пруду. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Так Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.

Согласно второй легенде от дворца шло несколько потайных подземных ходов. Когда в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов.

В послевоенный период в здании дворца располагалась школа, а после ее перевода в новое здание дворец и парк были заброшены и постепенно разрушались и зарастали. Попытки реставрации не принесли удачи из-за нехватки средств и бюрократических процедур. На сегодняшний день дворец с парком выкуплены российским инвестором и их дальнейшая судьба не известна…

Вторая достопримечательность поселка - костел св. Апостола Андрея. Приход ведет свою историю с XV в. Старые приходские книги свидетельствуют, что здешние жители были очень религиозными и преданными церкви. Первая деревянная святыня под титулом св. Апостола Андрея была построена здесь около 1459 г. В хронике приходского костела Успения Пресвятой Девы Марии за 1879 говорится, что он построен вильнюсским воеводой Андреем Давгирдавичам. Костел имел 5 алтарей и амвона, действовал здесь и госпиталь. В 1640 г. Александр Черницкий построил при костеле часовню из кирпича, подарил святыни большой колокол и литургические принадлежности. Приход был многочисленный - здесь насчитывалось более 7000 верующих. В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый - кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить. Любопытно, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Также в поселке можно найти пивной завод, который построили здесь Бишевские. Он до сих пор действует, но сегодня здесь разливают воду и спирт. На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Белорусские поселки и села в большинстве своём оставляют приятное впечатление. Конечно, и здесь полно заброшенных деревень, но более-менее крупные населённые пункты выглядят вполне прилично. Впрочем, есть и исключения. Я остался немного поражённым после посещения посёлка Лынтупы. Вряд ли здесь был белорусский президент Александр Лукашенко, возможно, после его визита произошли бы положительные изменения. Достопримечательностей здесь не так много, но они есть. И в целом посёлок достоин лучшего. Но обо всём по порядку.

Попасть в Лынтупы на общественном транспорте очень тяжело. Автобусы из райцентра Поставы (или ещё откуда либо) туда не ходят, так как до сих пор дорога не заасфальтирована. В не самые крупные белорусские населенные пункты проложены лишь так называемые "гравейки" - грунтовки, покрытые щебнем. Ездить по ним можно, правда, для велосипедистов это ужасное испытание. Вот и до Лынтуп цивилизация в виде проложенного асфальта ещё не дошла. И это в XXI веке. Два раза в сутки до Лынтуп ходит дизель-поезд из Постав. Экскурсий в Лынтупы тоже не бывает, говорят, имеющиеся там достопримечательности и их состояние вряд ли понравятся туристам. Да и везти людей несколько километров по щебню, наверно, не совсем солидно. Ничем мне и не помогли в отделе туризма курортного посёлка Нарочь. Сказали, мол, туда езжайте только на такси. Я знал, что Лынтупы находятся в приграничной зоне Республики Беларусь, и для посещения этой местности нужно оплатить специальную пошлину. Чтобы не нарушать закон, я спросил в отделе туризма, где же можно её оплатить. Внятного ответа так и не получил –информационная помощь предоставляется там только по Нарочанскому краю, находящемуся в Минской области. Лынтупы, хоть и не очень далеко от Нарочи, но это Поставский район Витебской области. Местный таксист согласился довезти меня до Лынтуп и обратно за 2000 российских рублей. Он сам для себя оплатил пошлину в банке, а мне сказал, что беспокоиться не нужно.
Судьба не совсем благосклонно отнеслась к Лынтупам. Некогда крупный железнодорожный узел, а теперь забытый всеми уголок сегодня находится на самом краю страны и совсем не развивается. Конечно, туристической Меккой посёлок вряд ли когда-нибудь станет: всё-таки в округе полно более интересных населённых пунктов. Но в целом очень жалко местных жителей, которые проживают в таком запустении. У Лынтуп достаточно интересная история, и сюда можно привлечь туристов в будущем.
Таксист высадил меня и остался ждать в центре посёлка рядом с костёлом святого апостола Андрея. Красивый храм, украшающий Лынтупы, был построен в 1908-1914 гг. На информационном стенде сообщается, что храм освящен во имя св. Андрея Боболи, но официальный сайт белорусской католической церкви подтверждает, что всё-таки костёл носит имя апостола Андрея, а главный праздник отмечается 30 ноября (память святого апостола Андрея, у православных - 13 декабря).




В классическом белорусском местечке на главной площади всегда стоял костел, православная церковь и синагога. Вот только в Лынтупах церкви никогда не было. Синагога располагалась прямо напротив костела, однако здание не сохранилось. Кстати, местные жители никогда не отличались веротерпимостью, и постоянно случались стычки между католиками и иудеями.


Далее по плану было посещение бывшей усадьбы Бишевских. Усадебный комплекс был построен в конце XIX – начале ХХ века. Главное здание усадьбы построено по проекту архитектора Тадеуша Растворовского в 1907 году. Местная легенда гласит, что молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в красивую парижанку. Она пообещала выйти за него замуж, но при условии, что он для нее построит дворец. Условие было выполнено, панский дворец действительно очень красивый. Но капризная француженка стараний шляхтича в итоге не оценила.


Долгое время усадьба находилась в ужасном состоянии. Многие постройки обветшали и стали разрушаться. За старым парком никто не ухаживал, а пруды и каналы заросли тиной. Однако совсем недавно усадебный комплекс выкупили россияне и там начались реставрационные работы.


Лебеди на пруду. Кстати, Лынтупы в переводе с балтского языка означает «птичья река».



Лынтупы раньше имели статус местечка, теперь это поселок городского типа. Хотя нынешний статус не совсем подходит для данного населенного пункта. Здесь нет многоэтажной застройки, более того, показалось, что тут до сих пор не знакомы с таким благом цивилизации, как канализация. Даже у здания местной администрации стоит деревянный туалет. Еще с позапрошлого века в Лынтупах работает пивоваренный завод, теперь производящий спирт. Правда, местные сказали, что после недавнего пожара он не работает на полную мощность.



Обязательно нужно рассказать о железнодорожной станции Лынтупы. Были времена, когда поселок был крупным транспортным узлом. В конце XIX века была построена ветка Пабраде-Крулевщизна. Во время Первой Мировой войны была построена узкоколейка от Лынтуп до Кобыльника (ныне – деревня Нарочь), затем разобранная и заново восстановленная в 20-е годы. Ветка была закрыта в 1960 году, и от нее мало что осталось. Был также участок железной дороги от Лынтуп до Швенченеляя (ныне – Литва), он просуществовал чуть дольше. После распада СССР сообщение с литовским Пабраде прекратилось, хотя по этой ветке проходил поезд Витебск-Гродно. Теперь Лынтупы – это тупиковая станция, куда приходят два пригородных поезда в день.







Памятник инженеру Болеславу Яловецкому, уроженцу этих мест и строившему железные дороги здесь же более ста лет назад.


Интересно ли будет туристам в Лынтупах, не знаю. Лично мне понравился населенный пункт, чем-то поселок меня привлек. И хочется надеяться, что сюда все-таки когда-нибудь приедет Александр Лукашенко и что-нибудь придумает. Ну не должен поселок со столь богатой историей (а в его окрестностях есть еще древние курганы и огромные камни-валуны, про которые ходит множество легенд). Надеюсь, сюда проложат асфальтовую дорогу, усадьба будет отреставрирована, а местные жители не будут жаловаться на безработицу и отсутствие перспектив.





Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...