Лынтупы: дворец Бишевских. Таинственные лынтупы Г.п

Лынтупы
белор. Лынтупы
Лынтупы в справочнике 24map

Усадьба Бишевских

Костёл Святого Андрея Апостола

Лынтупы (белор. Лынтупы) - городской посёлок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Тупиковая жд станция на полосы Крулевщизна -Лынтупы , автоматических дорогами связан с Поставами, городским посёлком Свирь и городом Швянчёнис Литовская Республика. Население - 1,6 тыс. человек (2010).

История

Лынтупы известны с 1459 , когда виленский воевода А. Довгирдович выстроил здесь выполненный из дерева костёл св. Андрея. В середине XVI века в Ошмянском повете ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 в составе Русской Федерации, местечко, центр волости Свенцянского уезда. В 1854 -1939 принадлежали Бишевским. В 1921 -1939 в составе Польши, в Свенцянском повете. С 1939 в составе БССР, деревня в Поставском районе. С 1967 городской поселок.

Транспорт

Через поселок проходят автодорогиР95 (Лынтупы - Сморгонь - Гольшаны) иР110 (Глубочайшее - граница Литвы). В настоящее время пассажирское жд сообщение в направлении Литвы не осуществляется.

Пограничная зона

Лынтупы находятся в пограничной зоне Республики Беларусь, заезд в коию осуществляется на основании уведомления пограничников о намерении посетить то или же же другое место в пограничной зоне и уплате гос пошлины.

Достопримечательности

  • Костел св. апостола Андрея, в том числе брама и ограда (1908-1914) .
  • Усадьба Бишевских (1907), в том числе башня-коптильня, бровар, спиртохранилище, арочный мост, парк, подсобные помещения.
  • Еврейское кладбище (XVIII в.) - практически не сохранилось.
  • Кладбище германских боец (1915-1918) - находится у ограды католического кладбища.
  • Христианское кладбище, в том числе католические часовни (XIX в.), могилы польских боец (1919-1920), каменный крест.

Прогноз погоды в г. п. Лынтупы

Лынтупы - городской поселок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка. Расположен в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Свое название поселение получило от названия реки Лынтупка, которая протекает через него. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Люди здесь жили еще в 10 веке н.э., о чем свидетельствуют 74 кургана рядом с Лынтупами, где при раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни - предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. А уже в 1459 году виленский воевода А. Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея. В середине XVI века местечко относится к Ошмянскому повету ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 года Лынтупы входят в состав России, как местечко, центр волости Свенцянского уезда. С 1854 по 1939 местечко принадлежало Бишевским. В 1921-1939 году Лынтупы входят в состав Польши. С 1939 года вновь входят в состав белорусских земель, как деревня в Поставском районе. В 1967 году получает статус городского поселка.

Однако поселок больше знаменит своими немногими достопримечательностями. Первая - усадьба и дворец Бишевских в Лынтупах, который был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного польско-российского архитектора - графа Тадеуша Растворовского. С дворцом связано несколько местных легенд.

Согласно первой молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец. Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждая комната дворца имела богатое убранство, различную цветовую гаму и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Рядом с дворцом были возведены многочисленные хозяйственные постройки, по стилю схожие с главным зданием. В его стенах было даже центральное отопление - специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух, а также канализация. Еще большую привлекательность этому архитектурному комплексу придавало то, что он располагался на острове, обрамленном 4 вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. Вокруг дворца был посажен роскошный парк из редких пород деревьев и кустарников с очаровательной летней беседкой. Во дворце имелось 2 входа - один вел в парк, а второй прямо к пруду. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Так Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.

Согласно второй легенде от дворца шло несколько потайных подземных ходов. Когда в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов.

В послевоенный период в здании дворца располагалась школа, а после ее перевода в новое здание дворец и парк были заброшены и постепенно разрушались и зарастали. Попытки реставрации не принесли удачи из-за нехватки средств и бюрократических процедур. На сегодняшний день дворец с парком выкуплены российским инвестором и их дальнейшая судьба не известна…

Вторая достопримечательность поселка - костел св. Апостола Андрея. Приход ведет свою историю с XV в. Старые приходские книги свидетельствуют, что здешние жители были очень религиозными и преданными церкви. Первая деревянная святыня под титулом св. Апостола Андрея была построена здесь около 1459 г. В хронике приходского костела Успения Пресвятой Девы Марии за 1879 говорится, что он построен вильнюсским воеводой Андреем Давгирдавичам. Костел имел 5 алтарей и амвона, действовал здесь и госпиталь. В 1640 г. Александр Черницкий построил при костеле часовню из кирпича, подарил святыни большой колокол и литургические принадлежности. Приход был многочисленный - здесь насчитывалось более 7000 верующих. В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый - кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить. Любопытно, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Также в поселке можно найти пивной завод, который построили здесь Бишевские. Он до сих пор действует, но сегодня здесь разливают воду и спирт. На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.


Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.


Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).


Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.


Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.
  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.
  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.
  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.
  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.
  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.
  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.
  8. Личный архив автора.

Свое название поселение получило от названия реки, которая протекает через него в Поставском районе – Лынтупка. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Впервые в летопись Лынтупы попали в 1385 году. Однако люди здесь жили еще в 10 веке н.э. Доказательство тому – 74 кургана рядом с Лынтупами. При раскопках были найдены ножи, шила, наконечники копьев, топоры, браслеты, перстни – предметы, которыми пользовались балтийцы в 10 веке н.э. Место со скоплением больших валунов на этой территории служило для жертвоприношения, моления и поклонения богам. До сих пор ходит множество легенд о валунах: «Камень-дед», «Камень-криница» и другие.

В 1908 году на месте старого сгоревшего деревянного костела во времена правления шляхтичей Бишевских начали строить новый – кирпичный храм. Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 году костел закончили строить.

Примечательно то, что в Лынтупах никогда не строили православную церковь, и до сих пор ее здесь нет. Напротив костела на центральной площади Лынтупов стояла только синагога.

Бишевские построили здесь пивной завод, который до сих пор действует. Правда, сегодня здесь разливают воду и спирт.

Дворец Бишевских в Лынтупах был построен в 1907 году Юзефем Бишевским по проектам известного архитектора Тадеуша Растваровского. Он был построен в стиле позднего итальянского ренессанса. Каждое помещение отличалось своей уникальной цветовой гаммой и выделялось богатым убранством. Были покои китайские, мавританские, японские. Здесь провели центральное отопление и канализацию.

Вокруг дворца был выкопан пруд. Поэтому казалось, что здание находится на острове. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. В прилегающем парке были высажены множество экзотических растений. Также в парке был построен амфитеатр, где организовывались музыкальные вечера. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.

Про само строительство дворца Бишевских в Лынтупах в народе ходит легенда о романе Юзефа Бишевского с парижанкой, которая потребовала для себя дворец. Юзеф построил дворец, но даме он показался не самым лучшим, и уехала к себе в Париж, так и «растоптав» настоящую любовь.

На данный момент здание дворца стоит в лесах. Объект выкуплен российским инвестором, и дальнейшая судьба дворца пока не известна, сообщили в программе .

На окраине Лынтупов находится древнее кладбище, где захоронены и Бишевские и другие шляхтичи, а также и простые селяне.

Александр Лукашенко: больше всего меня настораживает, что устранение ключевых проблем идёт слишком медленно

Smart-билеты. LWO и Белинвестбанк запустили оплату по QR-коду в общественном транспорте в Могилёве

Одной из достопримечательностей г.п. Лынтупы (Республика Беларусь, Витебская обл., Поставский р-н) является усадьба Бишевских (местные жители произносят, как Бушевских). Она была построена в 1907-м году по проекту известного в то время польско-российского архитектора – графа Тадеуша Растворовского.
Одна из местных легенд рассказывает историю строительства этой усадьбы. Молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису (кажется, она была танцовщицей). Француженка пообещала выйти за него замуж при условии, что он построит для нее великолепный дворец. Бишевский, по возвращению в Лынтупы, выполнил условие возлюбленной – построил двухэтажный каменный дворец. Каждая комната дворца имела богатое убранство, отличалась цветовой гаммой и имела свое название (например, китайская, мавританская...). В его стенах было даже центральное отопление – специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух. Рядом с дворцом были возведены хозяйственные постройки (дом для прислуги, кухня, погреб...), причем каждая из них была украшена под стать главному зданию. Весь этот комплекс зданий находился на острове, который был обрамлен четырьмя большими выкопанными вручную прудами и соединенными между собой каналами. Вокруг дворца был заложен парк из редких пород деревьев и кустарников. В парке была выстроена летняя беседка, где проходили музыкальные вечера. На праздники ворота усадьбы открывались и в парк пускали всех желающих. Дворец имел два входа с колонами. Вход с одной стороны вел к мосту в парк, а вход с другой стороны на каменную набережную ближайшего пруда. На этой набережной были ступеньки, позволявшие спуститься прямо к воде (например, что бы покататься на лодке).
Капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила старания нашего земляка – сказала, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Убитый горем Юзеф поселился недалеко от дворца в маленьком деревянном домике на территории нынешнего спиртзавода, а в новеньком дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Вот такая, не веселая история появления на северо-западе Беларуси этого уникального усадебно-паркового комплекса, памятника неразделенной любви.
А, что за дворец и без клада? Вторая легенда, связанная с усадьбой Бишевских – именно о кладе. Из усадьбы уходило несколько подземных ходов. Например, один из них вел прямо в костел, который находится в центре местечка (примерно в 500 метрах от усадьбы). В подтверждение этому, однажды на территории парка, в сторону костела, появился провал в земле – наверно не выдерживал старый кирпичный свод хода. Так вот, когда в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пан Бишевский бежал. При этом отъезжал в спешке и по этому все нажитое добро оставил дома. Большинство ценностей (например, дорогая посуда) были спрятаны в одном из подземных ходов. Однажды, в советское время из подвала дворца прогнали старика, который простукивал стены в одной из его комнат. Так, что, возможно проходя по парку, мы топчемся по фамильным ценностям пана Бишевского.
К сожалению, сегодня дворец находится в плачевном состоянии, и каким он был можно лишь догадываться, глядя на старые фотографии, остатки украшений на стенах и фрагменты плитки на полу. В советское время на территории усадьбы размещалась Лынтупская средняя школа. Во дворце размещались кабинет директора, школьная библиотека, актовый зал, старшие классы, а в подвале – школьная столовая. Один из четырех прудов был засыпан – на нем было школьное футбольное поле. Первого сентября 1992-го года школа переехала в новое здание, а усадьба была заброшена.
Только в июне 2006 года научно–методический совет управления по охране историко–культурного наследия Министерства культуры принял решение отнести усадьбу Бишевских к историческим ценностям. Но по сей день табличка "Гiстарычная каштоўнасць. Ахоўваецца дзяржавай" там так и не появилась.
В решении Поставского районного Совета депутатов от 15 декабря 2006 г. № 176 "О Программе социально-экономического развития городского поселка Лынтупы на 2006 - 2010 годы" было записано: "С целью развития материальной базы отдыха и туризма городского поселка предусматривается произвести реконструкцию памятника архитектуры – дворцово-паркового комплекса "Усадьба Бишевского", разработать экскурсионный маршрут, на что прогнозируется направление инвестиций в сумме 2 млрд. рублей". Обидно, но причина реконструкции усадьбы – это не забота о наших исторических ценностях, а банальная жажда пополнить районную казну в надежде "увеличения объема реализации туристических услуг на 10%". Это благое решение и добило здание дворца. Первых выделенных денег хватило только на то, что бы составить проект реконструкции, начать ломать здание и возвести несколько стен из силикатных блоков. Затем в районе нашелся другой, уже прибыльный проект, на который и ушли все деньги. Дело в том, что с 1996 года в городе Поставы проходит "Международный фестиваль народной музыки "Звенят цимбалы и гармонь"". И когда это увеселительное мероприятие стало популярным и начало приносить доход, все деньги были пущены на ремонт достопримечательностей самого райцентра. А усадьба Бишевских, как и многие другие исторические объекты, была брошена на произвол судьбы. Со временем она превратилась в общественный туалет, свалку мусора и место для пьянок.
В конце 2009 года Министерство культуры утвердило список заброшенных усадеб и дворцов, которые являются историко-культурными ценностями и могут быть переданы инвесторам. Документ за подписями министра культуры и министра спорта и туризма называется "План действий по передаче неиспользуемых усадеб, находящихся в сельской местности и малых городских поселениях, субъектам агроэкотуризма". В списке усадеб, включенных этот в перечень, значится 46 объектов, в том числе и усадьба Бишевских. Одной из первых ласточек была продажа за 105 тысяч долларов бизнесмену из России дворцово-паркового комплекса в д. Краски Волковысского района. Так, что возможно единственная возможность спасти усадьбу Бишевских – это продать ее богатенькому иностранцу. Остается только надеяться, что новый хозяин усадьбы будет такой же добрый, как пан Бишевский и будет, хоть на праздники, разрешать лынтупчанам погулять в своем парке.

Начнем нашу экскурсию по усадьбе Бишевских с дворца. Перед вами вид на дворец из парка. На переднем плане фотографии подставки под статуи львов (львы снесены давно, наверно, как уродующие школу и не соответствующие идеалам мирового пролетариата).

Тот же вид, только поближе – перейдя из парка по мостику через канал.

Обходим дворец слева.

На первом этаже в овальной комнате была школьная учительская (извините, мои знания о назначении комнат дворца ограничиваются ее советским периодом).

Вот эта сторона на немецкой открытке времен Первой мировой войны (1915-1916 гг). Немцам повезло – территория была ухоженная, так что можно было делать хорошие снимки. А сейчас все заросло настолько, что подобный снимок сделать не реально (если только глубокой осенью, когда опадет вся листва).

Вот эта лестница, по которой дамы в роскошных платьях в сопровождении кавалеров выходили к пруду погулять по набережной или покататься на лодках.

В центре стены дверь черного хода, через который в панское время ходила прислуга, а в советское время все. Оба парадных входа были перекрыты: прихожую входа с парка занимал гардероб, а в прихожей входа со стороны пруда был актовый зал.

Развернувшись на 180 градусов можно увидеть главный мост, по которому когда-то въезжали на территорию усадьбы.

В некоторых местах он прохудился уже настолько, что через трещины можно увидеть воду.

С боку есть и большая дыра. Радует, что раньше строители были хорошие – строили прочно, на века. Ведь, когда строили мост, ни кто не знал, что по нему будут ездить трактора!

Вид на дворец с другого берега пруда (перейдя по мосту).

Тот же вид на еще одной немецкой открытке.

На ней видна каменная набережная пруда, от которой теперь остались только жалкие остатки

густо поросшие деревьями и кустарниками.

А вот фрагмент перекосившихся ступенек, по которым спускались к воде

Публикации по теме