Что делать пассажирам vim avia. «ВИМ-авиа» может остановить полеты уже завтра

Ввиду большого количества вопросов, поступающих в Правовую службу АТОР относительно сегодняшней сложной ситуации с чартерной перевозкой «ВИМ-Авиа», приводим здесь ответы на самые актуальные из них.

В первую очередь просим вас сохранять спокойствие и найти в себе силы конструктивно решать сложившуюся ситуацию. Изменение планов на отдых - всегда неприятно, но неразрешимых ситуаций не бывает.

АВИАКОМПАНИЯ ЗАКРЫЛАСЬ И ТЕПЕРЬ НИКТО НИКУДА НЕ ПОЛЕТИТ?

Ничего подобного не происходит. «ВИМ-Авиа» официально распространила заявление о том, что для стабилизации своего расписания, авиакомпания отменяет ряд чартерных рейсов. Изменения коснутся периода с 1 по 15 июня 2017 г. В дальнейшем компания планирует осуществлять свою деятельность по плану. Подробнее о заявлении «ВИМ-Авиа» можно прочитать здесь.

МЫ КУПИЛИ ТУР, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИТ ПЕРЕВОЗКА «ВИМ-АВИА». ЧТО НАМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

Если вы приобрели турпродукт с билетами «ВИМ-Авиа» в турагентстве или у туроператора и ваш вылет должен состояться в период с 1 по 15 июня 2017 г., то, в первую очередь, не надо паниковать. Для туроператоров ситуация такая же внезапная, как и для вас, но все компании делают все возможное, чтобы заменить перевозку «ВИМ-Авиа» на рейсы других авиакомпаний.

Все изменения в туре будут незамедлительно передаваться в турагентства, поэтому вас следует держать связь со своим агентом. Пожалуйста, наберитесь терпения и, если ваш выезд запланирован на более поздние даты, не требуйте немедленных ответов на ваши вопросы, дайте компаниям возможность спокойно найти замену отмененному рейсу «ВИМ-Авиа».

У МЕНЯ ТУР С ЧАРТЕРНЫМ РЕЙСОМ «ВИМ-АВИА», ВЫЛЕТ - ЗАВТРА. КУДА МНЕ ОБРАЩАТЬСЯ?

Обращайтесь к своему турагенту, у него будет вся оперативная информация от туроператора. Также актуальную информацию по ближайшим вылетам вы сможете найти на сайтах туроператоров. Если туроператор не сможет подобрать вам альтернативную перевозку в этот короткий промежуток времени, вы можете приобрести авиабилет самостоятельно и уже после отдыха заняться возмещением средств за отмененный рейс, обратившись в «ВИМ-авиа».

ВАЖНО! Обязательно предупредите агента (туроператора) о своих самостоятельных решениях, чтобы убедиться, что наземное обслуживание (размещение в гостинице) для вас будет сохранено. Обсудите, как вы будете добираться из аэропорта в отель, сохранится ли групповой трансфер для вас или вам будут предложены альтернативные варианты.

У МЕНЯ ТОЛЬКО БИЛЕТ НА ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС «ВИМ-АВИА», Я САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК, КАК БЫТЬ МНЕ?

Вы также будете пересажены на другой рейс. Но если вы приобретали билет через агентства по бронированию и продаже авиабилетов, вам придется держать связь с ними, потому что у туроператора ваших контактов точно нет, вы ему их не предоставляли. Поэтому вам следует связаться с компанией, в которой вы приобрели авиабилет и договориться об информировании вас о заменах рейса.

МЫ С СЕМЬЕЙ НЕ ВЫЛЕТЕЛИ СЕГОДНЯ НА ОТДЫХ. В АЭРОПОРТУ НАМ ПОСТАВИЛИ НА БИЛЕТ ШТАМП «РЕЙС ОТМЕНЕН». ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Если ваш билет был приобретен в составе тура, обратитесь к своему турагенту, он является вашим связующим звеном с туроператором. Сейчас туроператоры ведут переговоры и с руководством «ВИМ-Авиа», и с другими авиакомпаниями о заменах рейсов.

Возможно, вам предложат перенести даты тура или предложат иные варианты по вылету, чтобы вы смогли сохранить хотя бы часть тура. Если подобное будет невозможно или вас не устроят замены, в турагентстве вам объяснят, каким образом вы сможете оформить возврат денежных средств. Имейте в виду, что, возможно, туроператор не будет готов дать вам ответ немедленно после вашего обращения, пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Если вы купили в «ВИМ-Авиа» (в авиакассах) только авиабилет, - то за возмещением денежных средств также следует обратиться по месту покупки билета. В авиаагентстве вам подскажут, как и какое заявление вам следует подготовить и в какие сроки оно будет рассмотрено.

Обращаем ваше внимание на то, что авиабилет является вашим договором с авиакомпанией, поэтому, независимо от места и целей покупки (для самостоятельного путешествия или в составе турпродукта), вы можете напрямую обращаться в авиакомпанию «ВИМ-авиа» за возмещением денежных средств. Заявления вы можете подавать одновременно - по месту приобретения билета или тура и в авиакомпанию.

«ВИМ-Авиа» оказалась на грани банкротства. Крупная российская авиакомпания с начала года задержала около 12% своих рейсов. Причем массовые и длительные задержки вылета рейсов начались еще летом, но перевозчик объяснял это «поздним прибытием» самолетов с техобслуживания. Нарушения достигли такого масштаба, что в дело вмешались Минтранс, Росавиация, Генеральная прокуратура и Следственный комитет. Последний возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество».

По данным Ассоциации туроператоров РФ, от приостановки чартерных программ «ВИМ-Авиа» могут пострадать до 100 тыс. туристов, включая тех, кто ждет бортов для возвращения домой..

Что происходит с «ВИМ-Авиа»

Задержки рейсов компании «ВИМ-Авиа» начались еще летом, но они не были столь масштабными. Массовые переносы вылетов начались 22 сентября . Уже 23-го ситуация усугубилась: из Домодедово вовремя вылететь не смогли более десятка рейсов. Пресс-служба «ВИМ-Авиа» объяснила проблему традиционным сезонным фактором.

Из сообщения пресс-службы «ВИМ-Авиа»:

Однако в Росавиации заявили, что длительные задержки рейсов авиакомпании из аэропорта Домодедово связаны с ее «неурегулированной» задолженностью перед топливозаправочными организациями. В Минтрансе также заявили, что ситуация не совсем штатная.

Вечером 23 сентября по поручению главы СКР Александра Бастрыкина началась доследственная проверка по факту нарушения прав пассажиров. 24 сентября газета «Ведомости» сообщила, что авиакомпания обратилась в правительство за господдержкой, а пока помощь перевозчику окажет правительство Татарстана. Однако представитель президента Республики Татарстан заявил РБК, что помогать перевозчику не планируется.

По данным «Ведомостей», аэропорт Домодедово отказался обслуживать компанию в долг (500 млн руб.), что стало причиной задержки и отмены рейсов.

25 сентября стало известно, что Генпрокуратура России вынесла представление руководителю Росавиации Александру Нерадько в связи с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и с задержкой зарплат сотрудникам авиакомпании.

Вечером 25 сентября Следственный комитет России заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Пресс-служба Следственного комитета России:

С вечера 25 сентября «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов . На своей странице «ВКонтакте» авиакомпания опубликовала сообщение, что «не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования» и планирует «введение внешнего антикризисного управления». На официальном сайте «ВИМ-Авиа» такого сообщения нет.

Из сообщения авиакомпании «ВИМ-Авиа»:

Масштабы бедствия

Компания «ВИМ-Авиа», согласно данным Росавиации, по итогам первого полугодия 2017 г. занимала десятое место по пассажиропотоку . Основу деятельности авиакомпании, базирующейся в Домодедово, составляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Москвы и региональных аэропортов. В 2016 году авиакомпания перевезла 2 млн пассажиров.

По данным Генеральной прокуратуры, в январе - августе 2017 г. «ВИМ-Авиа» задержала порядка 1020 рейсов более чем на два часа, еще 209 рейсов - более чем на шесть часов.

В Российском союзе туриндустрии заявили, что сейчас с курортов необходимо вывезти от 50 тыс. до 100 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» , всего же авиакомпания имеет обязательства перед более чем 190 тыс. пассажиров. Однако выполнить их довольно проблематично.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ:

Сейчас нет свободных бортов на рынке, вернее, их очень мало. Если бы они дотянули до конца сентября, борта можно было бы поискать. Туроператоры сейчас в этой ситуации должны будут экстренно решать, что делать с туристами. Главное - туристов вывезти, потому что тур туда можно аннулировать, но, конечно, туроператоры будут вынуждены возвращать деньги.

В АТОР утверждают, что оплата всех перелетов может стоить не менее 10 млн долларов.

Ростуризм сегодня создал оперативный штаб в связи с прекращением авиакомпанией «ВИМ-Авиа» выполнения программ чартерных перелетов. Сейчас агентство совместно с туроператорами составляет список туристов, которым требуется помощь в возвращении домой.

Решение о судьбе самой авиакомпании будет принято до конца недели, пишет RNS со ссылкой на Росавиацию. Сейчас ведомство рассматривает несколько вариантов, в числе которых введение антикризисного управления и отстранение руководства от контроля за экономической деятельностью. Продолжается работа с кредиторами «ВИМ-Авиа».

Что делать туристам

Как рассказал сайт глава Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, от проблем с «ВИМ-Авиа» пострадает не очень большое количество туристов. В основном это те, кто должен был вылетать в отпуск из Москвы, а не из Екатеринбурга, либо самостоятельные туристы.

Михаил Мальцев, глава Уральской ассоциации туризма:

Дело в том, что первый инцидент с авиакомпанией произошел еще в июне. У нас было два крупных туроператора, которые перевозили клиентов «ВИМ-Авиа». Они оказались достаточно дальновидными либо так сложились обстоятельства, что всю остальную программу эти туроператоры осуществляли на других авиакомпаниях. В данной ситуации наши уральцы могут пострадать лишь в случае, если они вылетали через московский авиаузел.

По словам Мальцева, ситуация с «ВИМ-Авиа» - это классический случай, когда включается в работу Ассоциация туроператоров «Турпомощь».

Михаил Мальцев:

По словам исполнительного директора УАТ, если вы купили турпакет, то поводов для беспокойства нет : это забота туроператора - найти вам нового перевозчика. «Те, кто приобретал турпакеты, полностью защищены. С этой проблемой туроператоры справятся, - уверяет Мальцев. - Если же вы взяли былет как обычный турист, неорганизованный, то вашу судьбу будут решать в зависимости от того, как будет складываться судьба авиакомпании».

Несмотря на уверения, что все будет хорошо, сотни туристов не могут вовремя вылететь за рубеж и вернуться обратно.

Инструкция, что делать, если ваш рейс задерживается

Во-первых, вы можете отказаться от полета и получить свои деньги обратно . Даже если ваш билет был невозвратным. В случае задержки по вине авиакомпании отказ от полета считается вынужденным, поэтому перевозчик обязан вернуть деньги.

Во-вторых, вы можете претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков . Клиент авиакомпании может подать перевозчику претензию по поводу возмещения понесенных из-за задержки рейса убытков (например, если человек опоздал на поезд и у него сорвались экскурсии, которые были оплачены заранее). К претензии нужно приложить копии документов, которые подтверждают, какие понесены убытки. Предъявить ее можно в аэропорту как пункта отправления, так и пункта назначения. Если речь идет о задержке внутренних перевозок, претензию можно подать в течение полугода со дня задержки рейса.

В-третьих, с авиакомпании можно взыскать штраф . Если причиной стал не форс-мажор, то перевозчик обязан оплатить вам 25% МРОТ (при МРОТ 8862 руб. - это 2215 руб.) за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета.

В-четвертых, в случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с дошкольником (до семи лет). И позаботиться о вашем багаже : организовать его хранение в соответствующих камерах. Если ваш вылет откладывается более чем на два часа, вам должны предоставить возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма. Также авиакомпания должна обеспечить пассажира прохладительными напитками.

В-пятых, при задержке рейса на четыре часа вы можете рассчитывать на обед или ужин . Затем горячим питанием вас обеспечивают каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов - в ночное. При задержке рейса на шесть часов ночью и восемь часов днем вы имеете право на гостиницу . Доставить вас к отелю и обратно также должны представители авиакомпании.

Помните, что для получения всех этих «бесплатных благ» вы должны сами обратиться к представителям авиакомпании. Подойдите к стойке регистрации и получите справку с указанием времени задержки рейса или поставьте на билет специальный штамп. Этим вы документально подтвердите факт задержки. И главное: собирайте чеки на все эти услуги.

После этого пишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы. К заявлению необходимо приложить все чеки, справку о задержке рейса и билет. Будьте готовы к тому, что отстаивать свои права придется в суде. Правда, если учесть, что финансовое положение «ВИМ-Авиа» «достаточно плачевно», получить возмещение будет трудно, даже если пассажир выиграет суд.

Росавиация начала внеплановую проверку "ВИМ-Авиа", которая за последние дни задержала десятки рейсов. Перевозчика также проверяют прокуратура и Следственный комитет. Со вторника Домодедово – базовый аэропорт "ВИМ-Авиа" отказался обслуживать авиакомпанию в долг, в частности, снабжать топливом. По данным "Ведомостей", перевозчик должен воздушной гавани около 500 млн рублей. Ранее против "ВИМ-Авиа" возбудили дело из-за долгов по зарплате более чем на 200 млн.

В Российском союзе туриндустрии пояснили, что компания продавала слишком много билетов и не может обеспечить столько полетов.

"У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Как только произошел сбой по их летной программе (по их объяснениям – какие-то борта не вышли из ремонта), все посыпалось. Как говорится, жадность фраера сгубила", – сказал председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Когда летом полетная программа начала "сыпаться", туроператоры сильно пострадали, добавил он.

У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Это объясняется одним простым словом – жадность.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров посоветовал клиентам перевозчика, которые купили билеты на ноябрь-декабрь, сдать их.

"Если будет принято решение о приостановки работы "ВИМ-Авиа", тем, кто покупал билеты на ноябрь-декабрь, лучше сдать билеты сейчас. А тех, кто купил билет на ближайший месяц, скорее всего, перевезут другие компании. Думаю, что пассажиров не бросят, а передадут другой компании, которая их перевезет. "Трансаэро" была огромной, в сложной ситуации оказались 2 млн пассажиров. "ВИМ-Авиа" значительно уступает ей по объему", – считает он.

По словам эксперта, если авиакомпания в летнем сезоне не заработала денег, шансы пережить зиму у нее минимальные. "Все будет зависеть от готовности правительства пойти на какие-то меры поддержки, например, предоставить гарантии по кредитам, и от готовности кредиторов дать деньги под эти гарантии. Еще один важный момент – сможет ли руководство компании предложить всем сторонам некую программу выхода из сложной ситуации, в которую бы все поверили. Если программа выхода из кризиса будет реальной, перевозчик сможет какое-то время просуществовать", – пояснил он.

Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что осень – сложный период для всех перевозчиков. "В августе-сентябре объемы перевозок еще большие, продолжается высокий сезон, перевозчики работают по летнему расписанию, а продажи уходят в зимнее расписание – их объемы сокращаются. У любой компании этот период напряженный и требует дополнительного финансирования", – сказал он.

Ранее в Минтрансе заявили, что "ВИМ-Авиа" могут . В ведомстве отметили, что компания регулярно задерживала рейсы в течение всего отпускного сезона, и в сентябре все повторяется. По данным Генпрокуратуры, с начала года компания задержала около 12% своих рейсов.

В минувшую субботу перевозчик не выполнил по расписанию более десятка рейсов. Накануне были задержаны пять рейсов "ВИМ-Авиа" в Анталью из Домодедово и Пулково.

В нескольких аэропортах - настоящий коллапс. Люди сутками не могут вылететь к месту назначения из-за многочисленных задержек рейсов. Причем представители «ВИМ-авиа» практически ничем пассажирам не помогают.

В аэропорту Анадыря они живут уже почти трое суток. Из-за отмены или задержки рейсов авиакомпании «ВИМ-авиа» заложниками ситуации оказались почти 500 пассажиров. Первый самолет в Москву запланирован только на воскресенье, а должен был вылететь еще во вторник. Причем питание, по словам пассажиров, предложили лишь сегодня.

«Проживание происходит за свой счет, питание происходит за свой счет. Представитель авиакомпании разводит руками и говорит, что я могу сделать, ведь я не могу дозвониться до Москвы», - рассказывает мужчина.

Дозвониться до авиакомпании действительно невозможно, это не удалось сделать и нам - номер все время занят. Непростая ситуация не только в Анадыре: на маршруте Магадан - Москва один-два дня опоздания, в Екатеринбурге более чем на 12 часов были задержаны два рейса в Турцию, в Уфе - вылет в Сочи.

«26 часов в аэропорту в ожидании моря. Вылет был запланирован на 31 мая на 3:50. В итоге, сегодня 1 июня, 5 часов утра, а у нас нет информации, когда мы полетим. Воды нет, еды нет, сидим в отстойнике. Представители на контакт не выходят», - пишут в соцсетях пассажиры.

170 человек повисло в аэропорту. На табло рейс стоял без изменений. Во время регистрации девушки так и не открыли посадку. Так называемый представитель компании сказал, что об отмене рейса знали еще утром. На вопрос, почему не написали на табло и не оповестили пассажиров, сказал, что это не в его компетенции.

О причинах коллапса перевозчик написал в соцсетях. Многочисленные сбои в расписании объяснили затянувшимся ремонтом воздушных судов.

Задержки рейсов авиакомпании вызваны поздним возвратом с планового технического обслуживания трех широкофюзеляжных воздушных судов, прибытие которых в «ВИМ-авиа» ожидали более десяти дней назад.

Чтобы войти в график, «ВИМ-авиа» отменила все свои чартерные рейсы до середины июня. По словам представителей Росавиации, для разъяснения ситуации с систематическими задержками в ведомство были вызваны топ-менеджеры перевозчика. По их словам, все скрытые дефекты, выявленные при техобслуживании самолетов, уже устранены.

«Компании понадобится еще несколько суток для того, чтобы полностью войти в расписание. На сегодняшний день авиакомпания скорректировала чартерное расписание, практически полностью передав чартерных пассажиров другим авиакомпаниям, и ликвидирует задержки по регулярному расписанию», - сообщил официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

«Конечно, для «ВИМ-авиа» это просто так не пройдет, насколько мне известно, уже было предупреждение со стороны Росавиации, что если не прекратятся эти задержки, будет поставлен вопрос о лишении лицензии этой авакомпании, то есть это ликвидация авиакомпании», - отметил председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Смирнов Олег.

Транспортная прокуратура начала проверку в отношении «ВИМ-авиа». Подобное именно с этим перевозчиком происходит не впервые - год назад компания уже была оштрафована за нарушение прав пассажиров. В аэропорту Симферополя людей, рейсы которых были задержаны почти на сутки, не то что не разместили в гостиницах за счет перевозчика, как того требует законодательство, не предоставили даже самого необходимого - еды и воды.

С 22 сентября компания «ВИМ-Авиа» задержала более 20 рейсов. В июне авиаперевозчик уже срывал чартерную программу, тогда на рейсы других перевозчиков были переведены 220 тыс. человек.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов. Об этом говорится в сообщении Росавиации.

Действующее законодательство в части перевозок предусматривает гарантии защиты прав пассажиров в таких случаях, как отмена, задержка рейса, указанного в билете, замена типа воздушного судна, изменение маршрута перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В случае отказа от исполнения обязательств по перевозке пассажир вправе отказаться от услуг перевозчика и возвратить в полном объеме денежные средства за билет, либо ожидать исполнения перевозчиком своих обязательств. В последнем случае, перевозчик обязан обеспечить максимальную комфортность ожидания, а именно:

Что обязан предпринять перевозчик

1| предоставить место в комнате матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
2| гарантировать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
3| обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
4| обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
5| разместить в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
6| доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
7| организовать хранение багажа.

Указанные услуги авиаперевозчик должен оказывать без взимания какой-либо дополнительной платы.

В случае отмены рейса по инициативе перевозчика и невозможности в дальнейшем осуществить перевозку пассажира, последнему обязаны возвратить уплаченные за билет денежные средства.

Вместе с тем на практике наиболее проблемным является вопрос реального возврата денежных средств пассажиру. Некоторые авиакомпании довольно часто прикрываются длительным рассмотрением обоснованности заявления пассажира о возврате денежных средств либо отказывают в возврате по формальным причинам, что порождает необходимость обращаться в судебные органы за защитой своих прав. Наиболее надежным способом избежать подобной ситуации является осторожность пассажира: стоит еще на стадии покупки билетов проверить информацию о компании - насколько она платежеспособна, какие отзывы про нее есть, значится ли она в электронных картотеках судов.



Публикации по теме