Кто построил каменный памятник. Кто построил Стоунхендж – люди или …? Каменные розы пустыни

На Дону обнаружен Стоунхендж

Донская земля хранит немало тайн. Есть у нас такие места, о которых ходят самые невероятные легенды. Некоторые из них - настоящие загадки для исследователей... Десять лет назад в донской степи, в 120 километрах от Ростова, были найдены огромные стоячие камни, отдалённо напоминающие своим расположением британский древний храм Солнца - Стоунхендж. Находку тут же прозвали донским Стоунхенджем, а место, где стоят камни, Долиной камней...

Впрочем, в отличие от британского сооружения донское состоит не из кромлехов (глыб, увенчанных поперечными камнями), а из вертикально стоящих больших камней, так называемых менгиров. Согласно результатам геологической экспертизы, возраст камней минимум 7 тысяч лет до н.э. Таким образом, донские мегалиты гораздо древнее британских и прочих известных в наше время. И, по мнению исследователей, это даже позволяет предположить, что мегалитическая культура зародилась на Дону, перейдя позднее в традицию изготовления скифских каменных баб.

Стоят эти камни в Октябрьском (сельском) районе Ростовской области, вблизи кургана Каменный у хутора Керчик-Савров, в долине речки Керчик, одного из притоков реки Аксай. Целые каменные аллеи менгиров тянутся с запада на восток...

Это первая такая находка в Ростовской области. Раньше древние каменные сооружения - мегалиты, кромлехи и дольмены обнаруживали только в Закавказье и в Сибири.

Самое удивительное, что эти менгиры не из известняка или другой породы, широко распространённой в наших степях, а из кварцита, - рассказывает донской краевед Александр ЛУДОВ, нашедший странные камни в донской степи. - Мы можем только догадываться об истинном назначении и прежних формах мегалитов. В течение многих веков и до наших дней люди растаскивают древние камни для своих нужд, но даже за столь долгий срок не удалось уничтожить все сооружения.

НЛО в Долине камней

Пока исследователи изучают находку, пытаясь доказать различные гипотезы появления загадочных каменных сооружений в виде гигантских аллей, кругов и квадратов (наряду с известными круговыми менгирами найдены и камни, установленные по периметру квадрата), местные жители выдвинули собственную версию происхождения мегалитов - инопланетную.

Впрочем, жители хутора Савров о загадочных камнях говорят неохотно, считая, что в них что-то нечисто. Дело в том, что хуторяне иногда видят в тёмное время суток в небе над Долиной камней... НЛО. Многие даже днём боятся ходить туда в одиночку. Хотя страх перед камнями необъясним: ничего плохого здесь ни с кем не случалось.

Каждое утро, ещё затемно, встаю доить корову, - рассказывает жительница хутора Таисия Меретикова. - И вот однажды увидела, как возле подстанции летит длинная штучка со светящимися окнами, не похожая ни на самолёт, ни на вертолёт, ни на что другое. Бесшумно пролетела и скрылась за лесополосой. Говорят, это была летающая тарелка. А там кто знает...

Такие наблюдения бывают здесь довольно часто, но уфологи в отличие от археологов и геологов пока не заинтересовались таинственными камнями. Зато богатая фантазия туристов, приезжающих посмотреть на менгиры, успела породить слухи о том, что Долина камней была когда-то аэродромом древней цивилизации. Может быть, и внеземной. Мол, иначе какой смысл в гигантских каменных аллеях, хорошо видимых с высоты птичьего полёта?

Древняя обсерватория?

Есть и более земные версии происхождения донского Стоунхенджа. По одной из них, стоячие камни являются своеобразной обсерваторией древних. Их использовали как календарь, по которому люди следили, когда распахивать землю, сеять, собирать урожай, отмечать праздники и т. п. Возможно, древние наблюдали за падающими от менгиров тенями, определяя таким образом время и дату.

Астрономическую версию подсказывает и геометрия выложенных на земле из менгиров фигур - круга и квадрата. Ещё в древних космогонических теориях квадрат олицетворял планету Земля, а круг - саму Вселенную.

По другой версии, подобные камни устанавливали в так называемых местах силы. Не зря ведь люди до сих пор проявляют интерес к различным мегалитам - кромлехам, менгирам, дольменам, искренне веря в их положительную энергетику и целительные силы. Возможно, это место - древнее капище, а менгиры - каменные идолы, которым поклонялись наши предки.

Ещё одна загадка донского Стоунхенджа - строгая направленность врытых камней по частям света, - говорит Александр Лудов. - Основная масса менгиров ориентирована по направлению восток - запад.

Есть даже версия о том, что это сложнейшие инженерные сооружения неизвестного назначения. Ведь кварцит - необычный камень. Он способен излучать ультразвуковые волны.

В дни весеннего и осеннего равноденствия излучения кварцитовых камней активизируются и камни как бы начинают петь песни в ультразвуковом диапазоне переменной частоты, - рассказывает Александр Лудов. - Возможно, именно из-за этих особенностей кварцит выбран камнем культовых сооружений. Впрочем, что знали древние о свойствах камня, с какой целью устанавливали менгиры и кромлехи, остаётся загадкой.

Серьёзные исследования донских мегалитов ещё не начались, а гипотезы происхождения камней множатся с каждым днём. Пока учёным удалось установить лишь примерный возраст археологического памятника.

Если удастся доказать столь древний возраст строений, эта находка станет мировой сенсацией и сможет претендовать на звание самых древних мегалитов на планете, - говорит председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.

Возможно, со временем выяснится, с какой целью были построены на донской земле загадочные сооружения. Пока ясно лишь, что перед нами ещё одна нераскрытая тайна человеческой цивилизации. Но успеют ли её разгадать? К сожалению, эта находка, как и многие памятники древней культуры, находящиеся под открытым небом, беззащитна перед вандалами. С годами камней становится всё меньше и меньше. Возможно, скоро от донского Стоунхенджа останутся одни воспоминания...

Место падения метеорит а

В Каменском районе Ростовской области также были обнаружены необычные камни.

Большой камень - место в нескольких километрах от Каменска-Шахтинского. Рельеф местности тут необычный: оплавленная, будто вспененная земля, причудливые камни, гроты и маленькие кратеры, будто на Луне…

Здесь много необъяснимого: например, абсолютно круглые сквозные отверстия длиной полметра и больше в камнях, след человеческой стопы, отпечатанной в камне…

Прямо среди поля - большой участок, похожий на лунную поверхность с кратерами. Местами вздымаются каменные образования, напоминающие крошечные вулканы. Каменная пена застыла в причудливых формах: маска для Хэллоуина, каменная ватрушка, абсолютно круглый шар… По степи рассыпано много таких круглых камней диаметром от 10 до 30 сантиметров. А ещё - причудливые камни с очертаниями черепахи, сфинкса, крокодила… Есть тут и площадь, как будто выложенная каменными плитами правильной формы. Настоящая игра природы.

Эзотерики называют Большой камень местом силы и приходят сюда медитировать. Некоторые считают, что когда-то здесь приземлился НЛО - он-то и оплавил камень, а отверстия в камнях насверлили пришельцы, беря пробу грунта. Однако учёные объясняют, что все эти причудливые геологические образования появились в результате падения метеорита… почти 50 миллионов лет назад. Точнее, даже двух - большой Каменский и Гусевский поменьше. Сохранился даже 25-километровый остаток метеоритного кратера. Аномальная зона давно привлекает внимание учёных и описана в научных трудах.

Правда, обычных туристов куда больше интересуют легенды о пришельцах и причудливая поверхность местности.

п.с. От себя добавлю, что я был в этих местах, видел менгиры лично. Вообще интересное место.

Каменный кромлех в 130 километрах на юго-запад от Лондона внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является, пожалуй, главной достопримечательностью Великобритании. Визитная карточка старой Англии не намного моложе древнеегипетских пирамид и не менее сложна в исполнении. Причем, ответ на вопрос, кто построил Стоунхендж, до сих пор остается для ученых загадкой.

Невозможное возможно – доказано временем

В попытках разгадать одну из главных исторических загадок тысячелетий – Кто построил Стоунхендж? – профессиональные ученые и просто любители древностей обращают внимание на огромные размеры мегалитов. Приезжающие к памятнику туристы узнают, что первые глыбы оказались на месте кромлеха уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и не могут поверить, что в эпоху технологического несовершенства это сооружение было воздвигнуто человеческими силами. Поэтому теории о вмешательстве сил «инородных» – от инопланетян до живших на земле до потопа гигантов – по сей день находят своих почитателей.

С другой стороны, существовали и реконструкции XX века, которые доказали, что создать подобный проект при условии достаточного количества человеческой силы и вполне примитивных орудий реально. Сложность для строителей Стоунхенджа заключалась в том, что им приходилось издалека перетаскивать огромные каменные глыбы на место современного нахождения памятника, поскольку вблизи таких горных пород не было. В декабре 2011 года в лондонском издании «The Independent» появилось сообщение о том, что ученые наконец-то нашли первоисточник камня из первого круга кромлеха. Им оказалось семидесятиметровое обнажение скалы на севере Пембрукшира, в 220 километрах от Стоунхенджа.

Три фазы строительства

Сегодня ученые рассматривают Стоунхендж не как один памятник, а выделяют в нем как минимум три фазы. Исследование четырех мезолитических ям неподалеку от современной автостоянки для туристов, показало, что уже за 8000 лет до нашей эры недалеко от Стоунхенджа существовал рукотворный комплекс, который, возможно, имел ритуальное значение. Но первый культурный слой появился на этом месте гораздо позднее, уже в 3100-3000 годах до нашей эры. Круговой ров и канаву диаметром около 110 метров древние строители Стоунхенджа заполняли костями оленей, быков и в некоторых местах кремниевыми орудиями. Носители этой культуры предположительно были выходцами с континентальной Европы и занимались скотоводством, земледелием, обработкой камня.

В 3000 году до н.э. на месте первого Стоунхенджа появляется «вторая фаза». Ее первооткрывателем стал антиквар Джон Обри, который в XVII веке обнаружил несколько небольших в диаметре лунок. Позднее, уже в начале XX века другой исследователь Стоунхенджа, полковник Уильям Хоули, положил начало полной реконструкции этого комплекса. В её результате выяснилось, что 56 лунок (которые в честь первооткрывателя получили название лунок Обри) окружали Стоунхендж по периметру за земляным валом и были наполнены останками дерева. В некоторых из них находились также следы кремации. Поэтому к астрономической или «религиозной» версии добавилась еще одна теория о предназначении Стоунхенджа – использование его как места захоронения.

Кто и для чего построил Стоунхендж

Попытки выяснить, кто и для чего построил Стоунхендж, предпринимались на протяжении всей английской истории Нового и Новейшего времени. Иногда исследователи приходили к неожиданным выводам. Например, в XVIII веке биограф Ньютона и исследователь Стоунхенджа и других мегалитических комплексов Уильям Стьюкли заключил, что Стоунхендж с опорой на знания о земном магнетизме построили друиды . Позднее эту версию отвергли, поскольку, как выяснилось, Стоунхендж был построен намного раньше эпохи появления кельтского жречества.

Третья фаза Стоунхенджа в несколько этапов формировалась с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. Она также содержала концентрические круги и останки кремированных тел, поэтому версии о погребальном и (или) астрономическом использовании памятника до сих пор остаются наиболее ходовыми. Основная научная проблема долг заключалась в том, континентальное или островное происхождение имеют культуры создателей этого комплекса. Точные физические методы исследований показали, что часть камней была принесена на монумент с гор Пресли в юго-западном Уэльсе, а часть – с северного Пембрукшира.

Сегодня доподлинно известно, что Стоунхендж строился долгое время в несколько этапов и представителями разных культур, поэтому вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки построил Стоунхендж. Одними из последних строителей этого древнего памятника были представители Уэссекской археологической культуры Бронзового века. Она находит параллели в Хилверсюмской археологической культуре на севере Нидерландов, представители которой также использовали нехарактерную в те времена для северной Европы кремацию для захоронения мертвых. Уэссекские строители Стоунхенджа имели тесные торговые контакты с континентальной Европой. В их курганах археологи находят артефакты из Прибалтики, Германии, Франции. Развитая торговля подтверждала очевидный факт обладания уэссексами развитой социальной организацией, необходимой для строительства Стоунхенджа.

Ксения Жарчинская


Строить из камня люди начали в незапамятные времена, что совершенно понятно: этот строительный материал человечеству подарила сама природа! Сегодня мы восхищаемся монументальными творениями ушедших поколений: любуемся каменными замками и резиденциями, загадочными храмами и усыпальницами, не прочь отправиться за тридевять земель, чтобы сделать селфи на фоне какого-нибудь старинного чуда. Компания «Геомастер» составила собственный рейтинг построек, которые не могут не впечатлять.

1. Великие пирамиды в Гизе.

Три главные пирамиды (Хеопса, Микерина и Хефрена), охраняемые Великим Сфинксом, – лишь часть огромного некрополя, расположенного на пустынном плато близ Каира. Памятники окружены не только вниманием со стороны туристов, но и многочисленными загадками. Например, как удалось людям без современных технических приспособлений возвести такие гигантские объекты? На сооружение только пирамиды Хеопса ушло 2,5 миллиона каменных блоков, большинство из которых весит около 2,5 тонн каждый .

2. Мачу-Пикчу

Легендарный город, укрытый в сердце Анд, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Поселение цивилизации инков, основанное в середине XV века, как и египетские пирамиды, хранит немало тайн. Одна из них – внезапное исчезновение всех жителей в 1532 году. Спустя века мы восторгаемся четкой планировкой города, вмещавшего в себя дворцовые постройки, храмы, хранилища и другие общеполезные помещения. Здания сложены из тщательно обработанного камня, тесно подогнанных друг к другу плит. А еще инкские строители знали толк в террасировании.

3. Стоунхендж

Расположенный в 130 километрах от Лондона Стоунхендж – идеальная с геометрической точки зрения композиция. В связи с чем исследователи полагают, что место было не только площадкой для совершения ритуалов, но также могло служить древней обсерваторией и календарем. Памятник представляет собой комплекс кольцевых и подковообразных каменных и земляных конструкций. Наиболее крупные глыбы Стоунхенджа весят до 50 тонн каждая.

4. Каменные круги Гебекли-Тепе

«Пузатый холм» (так с турецкого языка переводится название Гебекли-Тепе) является древнейшим из крупных мегалитических построек мира. Его возраст – 12 тысячелетий. Храмы в виде кругов, расположенные на вершине горного хребта на юго-востоке Турции, сооружены из обработанных шлифованием и плотно уложенных камней. Диаметр окружностей – 30 м, внутри каждой – T-образная каменная скульптура с вырезанными на ней рисунками животных и птиц.

5. Курган Ньюгрейндж

Величественный курган, 11-метровый в высоту и достигающий 85 метров в диаметре, находится в Ирландии. Возраст памятника – 5000 лет. Стены объекта сложены из крупного кварца, крыша земляная. Потребовавший проведения некоторых работ по реконструкции снаружи, курган прекрасно сохранился внутри. Единственный вход ведет в комнату с крупными монолитами, алтарем и стенами , украшенны ми узорами из колец и спиралей. Ньюгрейндж знаменит тем, что во время зимнего солнцестояния рассветные лучи солнца проходят во внутреннюю комнату через узкую щель. Строители рассчитали все до миллиметра: луч падает прямо на алтарь, а потом освещает стеновые ниши.

6. Мегалитические храмы Мальты

Одно из любимейших мест отдыха туристов давно известно как ареал сосредоточения памятников всемирного наследия. На Мальте обнаружены 23 святилища, возведенные из местного известняка. Лучше всех сохрани лись Хагар Квим, Джгантия, Т а р ш ьен и Мнайдра. Над сим великолепием с троители начали работать на Мальтийском архипелаге 7000 лет назад, и трудились они на совесть. Древние храмы дошли бы до нас в лучшем состоянии, если бы крестьяне впоследствии не разбирали их «по камешкам» для сельскохозяйственных нужд.

7. Сокровищница Атрея

Сокровищница Атрея (она же Гробница Агамеменона) – подкурганная купольная гробница ульевого типа, находящаяся в греческих Микенах. Сооружение построено из больших камней без применения кладочного раствора. Предположительно, усыпальница использовалась для захоронения царя Атрея либо его преемников. Греки полагали, что в гробнице сложены несметные сокровища правителей, поэтому она и стала называться сокровищницей. Какие богатства там были в реальности, неизвестно, поскольку еще в древности место подверглось разграблению.

Строить из камня – строить на века!

Наш обзор древних построек (который, кстати, можно продолжать и продолжать) – свидетельство колоссальной надежности технологий каменного строительства. Натуральный камень выдерживает натиск дождей, ветров, солнца и, к слову, дарит чисто эстетическое наслаждение смотрящему. Сотрудники «Геомастер» продолжают славные традиции «коллег» из прошлого и строят объекты из габионов и камня любой сложности. Ваше личное «чудо света» будет возведено в рекордные сроки! Для этого просто доверьте строительство нам!

КАМЕННЫЕ БАБЫ - СКИФСКИЕ СТАТУИ?

Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи. Называли этих молчаливых идолов «болванами», «балбалами», «мамаями», «маяками», однако чаще всего — «каменными бабами». Откуда и как они появились? Какому народу принадлежат? В честь кого установлены, и что символизируют?

Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

Скифские скульптуры, как правило, датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.

По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Например, половецкие статуи изображают как женщин, так и мужчин-воинов в сидящей и стоящей позе. Обязательным атрибутом каждой статуи является чаша со священным напитком в руках, прижатая к животу. На статуях тщательно изображены со всеми деталями прическа, одежда, украшения и оружие. Священный характер половецких баб не подлежит сомнению. Они стояли группами по две-три и больше на курганах и возвышенностях, которые служили капищами.


Каменные бабы из коллекции Днепропетровского исторического музея

Коллекция древних каменных изваяний, или “каменных баб”, как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине — 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.

В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI — IV вв. до н.э.

Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи — 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием — “бабы”, (от тюркского “вава” — предок, дед).

Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол — антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.

Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это — запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.

В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра — грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, “скифского Адама” — Таргитая.

Но все же “тон задают”, как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII — первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак — Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.

В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского “палван” — богатырь, атлет), балбалы (“бал-бал” — камень с надписью).

Д.И.Яворницкий в статье “Каменные бабы”, опубликованной в “Историческом вестнике” в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как “мамай”, “марьины камни”.
Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: “Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни”.

Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.

Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.

Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния “курганских народов”, посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.

Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.

Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.

Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения — аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.

Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, — 150 лет!

Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй.

Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 — 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.

Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона — лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь - говорила Л. Н. Чурилова, старший научный сотрудник Днепропетровского исторического музея, ещё в 1999 г.

Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.

«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах… » — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных сказателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений…

Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обелиски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хортица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую…

Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.

Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения космических пришельцев в камне. Действительно некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище большая голова - шлем без шеи.

Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.

Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены двумя немного закругленными линиями. Такое впечатление, что показаны не сами руки, а деталь (рукава) какого-то необычного костюма. Скульптура принадлежит к сарматскому времени. Есть «космические» статуи и более раннего периода. Например, исследователи выделяют отдельную группу стел-статуй медного века так называемого нестандартного вида. В них нечетко выделена большая голова, не показаны плечи. Такое впечатление, что поверх тела находится некая защитная оболочка. Неудивительно, что степняки видели в этих скульптурах небесных богов, некогда посетивших Землю.

Наиболее загадочны самые древние каменные статуи, относящиеся к 4 - 3 тыс. до н.э. Ноги на них почти никогда не высекались. Вместо них в нижней части отчетливо видны отпечатки стоп (иногда они заткнуты за пояс). А вот какой смысл вкладывали в их изображение древние скульпторы энеолита (медного века), мы можем лишь догадываться.

Как и о том, почему на степных курганах так много встречается каменных статуй, похожих на высеченный из камня фаллос.

На первой карте Российской империи — «Книге Большему Чертежу» — при обозначении дорог в южных степях древние каменные идолы отмечены как «каменные девки». В обличьях каменных скульптур действительно было что-то женственное, поэтому сначала путники, бродячие торговцы, казаки, а потом и ученые стали называть их «бабами».

Больше всего сохранилось каменных баб половцев (некоторые средневековые авторы называли их команами или кипчаками). «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу», — отмечал голландский монах Bильгельм Рубрук, побывавший в украинских степях в 1250 г. по пути в Монголию.

Древние Боги.

В них найдено самое большое количество половецких изваяний — более двухсот. Это вполне оформленные, стоячие или сидячие скульптуры из песчаника, известняка, гранита или мела. Почти на всех — дорогая одежка, украшения, оружие, бытовые предметы. Руки большинства статуй сложены под большим обвислым животом.

Вроде не оставляют сомнений в том, что это женщины и рельефные выпуклые груди и косы, и некоторые другие детали. Но поскольку те же женские «элементы» обозначены и на мужских статуях, исследователи склоняются к мысли, что большинство половецких «баб» все-таки принадлежит к «мужицкому» роду-племени. Они устанавливались в честь вождей представителей знати великих воинов. Кстати на тюркских наречиях слово «баба» означает отец.

Впрочем и особую далеко не второстепенную роль женщин в жизни диких кочевников тоже отрицать нельзя. Не зря гордое воинственное племя амазонок тоже родом из южных степей.

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Публикации по теме