Остров пасхи гипотезы. Неразгаданные тайны острова пасхи

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Остров Пасхи - одно из самых изолированных мест в мире. Клочок земли площадью 164 квадратных километра и материк разделяют 3,5 тысячи километров, а ближайший обитаемый остров Питкэрн находится в 2200 километрах от острова. Открывшие в 1722 году остров голландские мореплаватели обнаружили на нем людей, по уровню технического развития находящиеся на стадии каменного века, и сотни огромных статуй, над происхождением и предназначением которых ломает головы не одно поколение ученых. Мы же решили разобраться, почему прекратилось строительство каменных великанов и куда пропали коренные жители острова.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй. Высота их варьируется от 2-х до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн. Большинство статуй было высечено в каменоломнях вулкана Рано Рараку из крупноблочного тахилитового базальтового туфа или туффита. Но несколько статуй были сделаны из другого камня, такого как трахит, красная базальтовая пемза, базальт и муджиерит. 255 статуй размещены на церемониальных и погребальных платформах аху. 45 % всех моаи (397 каменных изваяний) сосредоточено в районе вулкана Рано Рараку, при этом часть из них так и не вырублена до конца.

Считается, что для рапануйцев статуи олицетворяли богов, от которых зависела погода и урожай. Рядом с идолами они жгли костры и устраивали танцы, чтобы задобрить своих покровителей.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй.

Строительство истуканов сказывалось на лесных ресурсах острова. Перемещение статуй с помощью камней, веревок и бревен и ритуальные костры рядом с ними привели к обезлесению острова. Высаживанием новых деревьев никто не занимался. Когда запасы древесины окончательно истощились, на острове начался голод Между «длинноухими» поселенцами из Перу и «короткоухими» полинезийцами началась война. Статуи сбрасывали с пьедесталов, больше не веря в их силу. Предполагается, что ввиду недостатков ресурсов на острове начал развиваться каннибализм.

Процесс самоуничтожения некогда изолированной экосистемы и ее коренных жителей усугубили мореплаватели. После открытия голландцами остров превратился в место паломничества моряков, мечтавших своими глазами увидеть «первобытных» людей и гигантские каменные изваяния. Для острова и его жителей контакт с цивилизацией стал не менее губительным, чем междоусобные войны.

Изолированная экосистема превратилась в место паломничества моряков.

С собой моряки завозили неизвестные ранее островитянам болезни и невиданные для них предметы. Высаживающиеся на остров вместе с моряками крысы уничтожали последние семена пальм. В 19 веке многих рапануйцев забрали в рабство. В результате и без того малочисленное население острова к 1877 году сократилось до 111 человек.

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, - это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » - «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» - предполагаемого внушительного материка - они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием - «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега Чили он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?

Остров Пасхи - крохотный клочок лавы, своими очертаниями напоминающий наполеоновскую треуголку, на тысячи миль вокруг объят океаном, небесным простором и тишиной. Если, разумеется, не брать в расчет крики чаек и монотонный ритм океанского прибоя. Как писала неутомимая исследовательница острова Кэтрин Раупледж, "живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами нашего восприятия".

Повсюду на острове следы ушедшего прошлого - в длинных коридорах бесчисленных пещер, усыпанных осколками обсидиана; на склонах вулканов, покрытых остатками исчезнувшей культуры; в глазницах каменных великанов, одни из которых лежат, уставившись в зенит, другие же возвышаются над островом, устремив взгляд в неведомую даль.

Кто-то из известных математиков заметил, что жизнь на земле представляет собой необъятное царство приблизительных величин. Кажется этот тезис достаточно убедительно демонстрирует наши представления об острове Пасхи. Так что когда заходит речь о происхождении острова, истоках его древней цивилизации, о назначении таинственных каменных колоссов и о многом другом, что составляет многочисленные его загадки, всегда полезно помнить об относительности тех знаний, которыми научный мир на сегодняшний день располагает.

Интерес к этому крохотному вулканическому образованию, затерявшемуся в океанском безбрежье, со временем ничуть не ослабевает. И число публикаций об этом месте растет год от года. Трудно сказать, становимся ли мы от этого ближе к истине, но несомненно другое: остров Пасхи умеет озадачивать и удивлять.

Подобное ощущение возникло у Тура Хейердала перед лицом волнующей неизвестности, когда он изучал загадочный остров, где жители "не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекообразные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины, и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова..."

Неутомимая тяга древних жителей острова к вытесыванию огромных каменных фигур, самая большая из которых высотой с семиэтажный дом и весом 88 тонн, принесла свои плоды: на острове их насчитывается многие сотни. Говорят примерно о тысяче маои (местное название изваяний. - Прим. авт.). Но очередная археологическая экспедиция всякий раз открывает все новые и новые статуи.

Один из исследователей острова Пьер Лоти так описывал свои впечатления о каменных великанах: "К какой же человеческой расе относятся эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражавшими не то презрение, не то насмешку. Вместо глаз лишь глубокие впадины, но под аркой широких благородных надбровий они, кажется, смотрят и мыслят. По обеим сторонам щек выступы, изображавшие или головной убор, похожий на чепец сфинкса, или оттопыренные плоские уши длиной от пяти до восьми метров. На некоторых надеты ожерелья, инкрустированные кремнем, другие украшены высеченной татуировкой".

Статуи, которые описал Пьер Лоти, ряд исследователей острова относят к наиболее древним. Но помимо этих, существуют изваяния иного рода. "Каждый день мы находим статуи другого стиля - других людей, - писал Франсис Мазьер, посетивший остров с научной экспедицией в середине 60-х годов прошлого века. - Обращенные спиной к морю, поставленные на гигантские погребальные платформы из камня - аху, они как бы следят за жизнью острова. У них и только у них открытые глаза. На головах этих статуй огромные красные цилиндры из красного туфа".

Экспедиция Тура Хейердала обнаружила бородатую фигуру в сидячей позе. Она не была похожа на прочие островные изваяния, вызвав массу размышлений по поводу своего происхождения.
Французский же исследователь Франсис Мазьер стал обладателем человеческой фигурки из дерева, которая по характеру исполнения разительно отличалась от всего виденного им на острове ранее. Это подвигло исследователя высказать предположение, что данная фигурка не имеет никакого отношения к полинезийским традициям и принадлежит иной расе.

Сюрпризы поджидают исследователей в лабиринтах островных пещер. В одной из них обнаружены наскальные фрески. Одна из них напоминает пингвина с хвостом кита. Другая изображает голову неизвестного существа. Это голова бородача с глазами насекомого. На его черепе ветвятся оленьи рога. Островитяне называют его "человек-насекомое".

Но какие народы создавали безглазых великанов у подножия вулкана Раку-Рараку? Кто является творцом исполинов, что стоят вдоль побережья? Чья рука нарисовала в одной из пещер голову "человека-насекомого"? "Местные жители не могут объяснить ничего, - писал Франсис Мазьер. - Они рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда ничего не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов".

Современному туристу, посетившему остров, как правило, в качестве "экзотического блюда" преподносят историю о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих". Еще в ходу легенда о прибытии на остров Хоту-Матуа - вождя предков нынешних островитян. "Земля, которой владел Хоту-Матуа, называлась Маори и находилась на Хиве... Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду".

В этих историях, возможно, сохранились отзвуки каких-то давних событий. Их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории острова. Даже назначение статуй не ясно.

Джеймс Кук полагал, что каменные истуканы сооружены в честь погребенных правителей и вождей острова. Профессор Метро думал, что изваяния изображают обожествленных людей. Американский ученый Томсон считал, что статуи являются портретами знатных людей, а другой исследователь острова, Максимилиан Браун, - что они изображают своих творцов. О том, что в виде каменные фигуры - это изображения богов, говорила Кэтрин Раупледж. Адмирал Роггеван, не высказываясь определенно, заметил лишь, что местные жители перед статуями разводят огонь и, садясь на корточки, склоняют головы.

Среди западных исследователей бытует "соревновательная" версия о назначении статуй. Согласно ей племена, жившие на острове, враждавали между собой за право быть первыми. И якобы престиж в этой неустанной борьбе завоевывался в том числе и количеством статуй, вытесанных каждым племенем-соперником. Таким образом, статуи по этой версии даже не цель, а лишь средство самоутверждения людей.

Вряд ли с подобной трактовкой согласился бы "абориген" острова старик Веривери, некогда поведавший Франсису Мазьеру, в знак особого доверия, следующее: "Все маои (статуи) Раку-Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Именно поэтому острову и дали название Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли... Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров..."

Остров Пасхи, Пуп Земли.... Но это не единственные названия острова. Наш соотечественник Миклуха Маклай записал следующее местное название - "Мата-ки-те-Ранги". Джеймс Кук зафиксировал сразу несколько: "Ванху", "Тамареки", "Теапи". Полинезийцы именовали остров "Рапануи", а островитяне и до сих пор называют его "Те-Пито-о-те-Хенуа".

Многие, кто посещал остров, обращали внимание на режущую глаз диспропорцию между гигантскими статуями, каменоломнями, имеющими поистине циклопический размах и скромных размеров жилыми постройками местных жителей.

"В глаза бросалась явная непропорциональность аху с низвергнутыми статуями по сравнению с остатками домов. Статуи возвышались над деревней, устремив на нее свой взгляд. Обращенные спиной к морю эти великаны, казалось, призваны были поддерживать мужество людей-пленников затерянной в океане земли". Так писал Франсис Мазьер. Ему же принадлежат и эти строки:
"Стены каменоломни, выдолбленные в форме кратера, расположены на очень крутом склоне, и надо было проделать огромную работу, не только для того, чтобы изготовить из него цилиндры (головные уборы маои. - Прим. авт.). И здесь, как и всюду на острове, кажется, будто обычные человеческие масштабы не устраивали тех, кто работал в этом карьере".

Между тем Рапануи трудно назвать идеальной обителью для реализации титанически энергоемких фантазий. Начать с того, что пищевые и водные ресурсы на острове ограничены. Пресная вода, основным источником пополнения которой на протяжении веков являются дожди, лишена многих необходимых организму минеральных солей - это результат фильтрации воды во время ее прохождения сквозь губчатые вулканические породы острова. Употребление такой воды, по мнению специалистов, приводило к серьезным заболеваниям.

Само добывание пищи требовало, судя по всему огромных энергозатрат. И ее, конечно же, не хватало. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на острове относительно недавно был развит каннибализм. Жертвами людоедов, как донесли свидетельства, стали даже два перуанских купца.
Большинство ученых пришли к выводу, что первая, неизвестная нам цивилизация, являвшаяся творцом маои, других колоссов, была впоследствии уничтожена и ассимилирована второй миграцией, закат которой наблюдается на Рапануи по крайней мере последние триста лет.

"На острове можно обнаружить следы доисторического народа, - делает выводы Франсис Мазьер, - присутствие которого мы начинаем все больше ощущать и который заставляет пересмотреть все данные о времени и этике, навязываемые нам сейчас наукой..."

Вернемся в наши дни. В начале 60-х годов минувшего века мощной приливной волной, проникшей на 600 метров в глубь острова, некоторые маои были отброшены на расстояние до 100 метров. Работы по восстановлению статуй начались сравнительно недавно - не было соответствующей подъемной техники. Лишь после того как японская компания Tadano пожертвовала 700 000 долларов и доставила на остров мощный кран, дело пошло. В этом году были подняты многие опрокинутые цунами маои. Но возникает вопрос: каким образом древние жители острова передвигали каменных великанов, самый маленький из которых весит не менее 35 тонн? Все гипотезы, возникшие вокруг этой проблемы, можно условно разбить на три категории. Фантастические апеллируют к инопланетному могуществу. Рационалистический подход уповает на использование островитянами всякого рода веревок, воротов, лебедок, катков... Существует даже версия, согласно которой статуи передвигались по дороге в несколько километров, покрытой пюре из батата, что делало ее скользкой.

Имеется также гипотеза мистического характера. По мнению островитян статуи передвигались посредством духовной силы-маны, которой обладали вожди их далеких предков. "А что если в определенную эпоху, - задается вопросом Франсис Мазьер, - люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленным бататом".
Разумеется, можно предполагать что угодно, но перед лицом колосса высотой в 22 метра обычная логика становится бессильна.

Остров Пасхи иногда сравнивают с осколком лавы, на которой без переходных ступеней возникло самое оригинальное искусство и самая таинственная в мире письменность. Последнее - факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось. На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие. Так что даже крохотный остров Пасхи заимел своего Герострата.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Равно как и попытка объяснить назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия - еще одно название острова - их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

Рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. На нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. "Как люди могли соорудить аху с маои там, - размышляет Франсис Мазьер, - куда мы не можем подойти даже на лодке? Там, куда невозможно подняться по скале? Какая масса перенесла сюда этих многотонных великанов? Здесь равно бессильны и теория использования подстилки из батата, и теория деревянных катков!"

Был ли остров Пасхи когда-то частью более обширной территории суши? Вокруг этого вопроса в научном мире и по сей день не утихают споры. Во второй половине XIX века уже хорошо известные в то время ученые Альфред Уоллес и Томас Гексли выдвинули гипотезу, что население Океании, к нему относятся и жители острова Пасхи, является остатком "океанической" расы, жившей на ныне потонувшем континенте.
Академик Обручев, в целом поддерживал данную теорию. Он считал, что когда континент начал постепенно уходить под воду, население возвышенных территорий стало высекать каменные статуи и расставлять их в низинах, в надежде, что это умилостивит богов и остановит наступление моря. Иногда этот континент фигурировал в научных гипотезах как Пацифида, порой как Лемурия.

Современный научный мир, за небольшим исключением, такого рода гипотезы воспринимает с большой долей скепсиса. Но с другой стороны история знает немало примеров, когда, на первый взгляд, совершенно безумная идея на поверку оказывалась истинной. Вспомним хотя бы классический случай с гипотезой о "камнях, которые падают с неба". В 1790 г. в Гасконии упал метеорит. Был составлен протокол, подписанный тремястами очевидцами, который и был отослан во Французскую академию наук. Но "высокий ареопаг" назвал все это глупостью, поскольку науке было хорошо известно, что камни с неба падать не могут. Но это так, к слову.

В последнее время наибольшее распространение имеют две гипотезы: гипотеза американского происхождения полинезийцев и полинезийской культуры (к которой ряд ученых относит и цивилизацию Рапануи) и гипотеза заселения островов Полинезии с запада. Тур Хейердал доказывал, что Полинезия была заселена двумя миграционными волнами. Первая прибыла с южно-американского побережья Тихого Океана (местоположение современного Перу). Переселенцам андского происхождения Полинезия и обязана появлением каменных статуй и иероглифического письма. Вторая волна пришла в начале нашего тысячелетия с северо-западного побережья Северной Америки. Одно время на слуху была версия о викингах, приплывших в незапамятные времена на остров Пасхи и обосновавшихся там. В некоторых версиях историю цивилизации острова пытаются трактовать с позиции этногенеза: якобы первопоселенцы, обладавшие высоким уровнем пассионарности, единственные во всей Полинезии знали письменность. Но постепенно, век за веком, шло рассеивание изначального уровня пассионарности, что в конечном итоге привело к обекурации и угасанию культуры...

Станут ли наши знания об острове Пасхи более точны? Во всяком случае ряд исследователей, например наши соотечественники Ф. Кренделев и А. Кондратов, уповают на это в своей книге "Безмолвные стражи тайн". "Загадки острова Пасхи - это одна из самых животрепещущих и актуальных проблем современной геологии, - пишут они. - Можно надеяться, что данные, полученные геофизиками, геологами, океанологами, вулканологами и другими представителями точных наук, смогут по-новому осветить давно известные факты и помочь найти решение проблем, над которыми безуспешно бились этнографы, археологи, историки".

Надо сказать, сегодня "точные науки" привнесли ряд интересных данных в проблематику эволюции острова. Рапануи расположен в уникальном, с точки зрения геологии, месте. Под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана. К острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов. Что дает лишний повод задуматься о символическом названии острова. Это действительно своеобразный "Пуп Земли".

Сегодня основным богатством жителей Рапануи, безусловно, является таинственное прошлое их маленького островка. Именно оно привлекает сюда ученых со всего света, именно поэтому два раза в неделю в местном аэропорту приземляются самолеты с туристами. В такие часы жизнь острова, неспешная и монотонная, как океанский прибой, оживает. Небольшое здание аэровокзала наполняется разноязычным многоголосьем: кто-то ищет гида, кто-то предлагает машину в аренду, кому-то нужна гостиница... Но проходят считанные часы, и снова над островом воцаряются тишина и покой. Количество автомобилей здесь можно сосчитать на пальцах. И они тоже подчиняются общему ритму неспешного существования. В этих краях скорость 50 километров в час выглядит как непростительное лихачество. Вдоль дорог время от времени встречаются знаки, ограничивающие скорость до 30 километров.

Остров Пасхи не слишком торопится в будущее. Современность - авиасообщение, интернет, телефонная связь - имеет здесь ограниченную сферу влияния. Истинными хозяевами острова по-прежнему являются безмолвные каменные стражи, прочно удерживающие свои тайны в надежно сомкнутых устах.

В основу публикации легли российские и зарубежные материалы об острове Пасхи.

Наша любимая компания Pandora представила очень интересную и необычную серию "Pandora Shine" этой весной. "Pandora Shine" — это новая линия ювелирных изделий, которая состоит с стерлингового серебра 925 пробы и 18-ти каратным золотым покрытием.

Эта коллекция создана в рамках "Pandora Spring 2018". В апреле появилось еще больше украшений в весеннем стиле ко дню Матери 2018 года. И все эти украшения Вы можете наблюдать уже на сайте.

"Pandora Shine" — новая линия Пандора

"Pandora Shine " — это первая новая линия "Pandora" с момента запуска коллекции "Pandora Rose" еще в 2014 году. Компания Пандора вложила много сил и ресурсов для ее создания и для удовлетворения вкуса даже самого требовательного клиента. Как говорилось выше, данная коллекция выпущена с настоящим золотым покрытием, которое достигает 18-ти карат. Из-за этого покрытия украшения выглядят очень дорого, блестяще и роскошно. Компания представила наборы также ювелирных украшений, поскольку это новая коллекция и подобрать под данный насыщенно желтый цвет изделие с прошлой коллекции практически невозможно. Но она представила широкий выбор новых украшений на любой вкус и стиль. Тематика коллекции состоит из мотивов весны, а именно пчел, меда и пчелиных сот. Шармы, браслеты Пандора , серьги, подвески и кольца представлены исключительно в этих стилях. Вы не найдете изделие, которое бы не напоминало данную тематику. Все изделия выполнены с гравировкой пчелиных сот и некоторые из них украшены камнями циркония.

Публикации по теме