Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Остров пасхи и каменные статуи моаи Вес каменных изваяний на острове пасхи

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Моаи
Загадки Острова Пасхи

(из цикла "На задворках планеты" )

Моаи (статуя, истукан, идол [с рапануйского языка]) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи , принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением в период с 1250 по 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Таких аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики , установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку , взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.


Месторасположение погребальных площадок аху на острове

Сейчас восстанавливают процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также окончательного погребения их под завалами камня. Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку . Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием (скоплением рыхлых продуктов выветривания горных пород) со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.


Каменоломня и статуи на склоне Рано Рараку

Большинство моаи (834 или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе каменоломни вулкана Рано Рараку . Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио (в бухте Анакена ) и из других месторождений; 13 - из базальта; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као . Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго , известная как Хоа-Хака-Нана-Иа . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао . Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.


Cтатуя Хоа-Хака-Нана-Иа высотой 2,42 м. Вид спереди и сзади

Если говорить о весе моаи, то в очень многих публикациях он сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/ куб.см), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше и из которых статуи сделаны(меньше 1,4 г/куб.см, редко 1,7 г/ куб.см). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро на аху Те-Пито-Те-Кура , высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики . Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран. Cамые высокие статуи острова находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку . Из них самая большая - Пиропиро , 11,4 м.


Аху Тонгарики

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.


Крупнейшая статуя - El Gigante, размером около 21 м в Рано Рараку

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.
Тип 1 - четырёгранные, иногда плюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал - желтовато-серый туф Рано Рараку .
Тип 2 - длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа , первоначально двуглавый. Два других незаконченных - в карьерах Туу-Тапу . Материал - красная пемза.
Тип 3 - единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку . Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
Тип 4 - представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне , в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия .


Справа - один из образцов моаи раннего периода. Слева - Базальтовая статуя раннего периода, моаи Хава, из Британского музея на экспозиции в Ливерпуле

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским». Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа , также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro - изображение на спине, напоминающее набeдренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао . Хоа-Хака-Нана-Иа , кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.


Статуя среднего периода с реконструированными глазами


Позднейшие статуи Среднего периода в Рано Рараку

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а , который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана ). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955-1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих », получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих ». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.


Фотоиллюстрация из книги Тура Хейердала «Тайна острова Пасхи» 1959 г

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана , лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв на видео.


В 2012 американские исследователи успешно повторили эксперимент с 5 тонной «шагающей» статуей


Когда появились и как называются статуи на острове Пасхи? Были ли они созданы обычными людьми или пришельцами из Космоса? Для каких целей установлены каменные изваяния? Дать точные ответы на эти вопросы мечтают многие историки.

Легенда гласит…

Единого мнения о том, каким образом появились на острове идолы, не существует ни среди историков, ни среди фольклористов. Одна из легенд гласит, что вождь клана Хоту Мату`а прибыл на этот остров в поисках новой земли. После его смерти кусок суши был разделён между детьми, а затем и другими потомками первооткрывателя. Обитатели острова уверены в том, что в каменных статуях находится особая энергетика, принадлежавшая предкам. Изваяния считаются своеобразным талисманом острова. Они притягивают благополучие и процветание.

В 50-х годах прошлого века норвежский путешественник Тур Хейердал представил свою версию появления статуй. Их создателями были названы представители племени «длинноухих». Такое прозвище эти люди получили потому, что оттягивали себе уши с помощью тяжёлых украшений. «Длинноухие» хранили секреты возведения и перемещения каменных лиц. Основное население острова – «короткоухие» – не было посвящено в эти тайны, что заставляло людей придумывать всевозможные мифы.

Загадочные моаи

Не каждый знает, как называются статуи на острове Пасхи. Их название – моаи («идол», «статуя»). Каменные изваяния возникли не одновременно:

  • Ранний период. Идолы этого периода могут быть разделены на 4 типа. Среди них есть экземпляры, выполненные в полный рост, а также не имеющие туловищ. Некоторые моаи изображают людей, сидящих на коленях.
  • Средний период. Статуи, возведённые в это время, считаются улучшенным вариантом более ранних изваяний. Каменные лица неестественно вытянуты. Такая вытянутость обусловлена стремлением создать более высокую фигуру. Когда-то считалось, что моаи воспроизводят лица европейцев. Однако если присмотреться к идолам внимательнее, можно заметить, что перед нами лица жителей Полинезии. Об этом свидетельствуют широкие азиатские носы идолов.

Образованному человеку необходимо знать не только, как называются статуи на острове Пасхи. Важно также иметь сведения и о создателях этого уникального памятника. Известная пословица утверждает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Путешествие на остров поможет ближе познакомиться с каменными идолами.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

На раннем этапе развития цивилизации для людей по всему миру было характерным устанавливать мегалитические сооружения. Вспомним хотя бы Стоунхендж в Великобритании, многочисленные дольмены или фаллосоподобные глыбы. Но из этого ряда древних мегалитов выделяются те, которыми славится остров Пасхи. Статуи, установленные там, с самого начала поразили европейцев. И продолжают изумлять до сих пор. Ведь их тайна так и не разгадана до конца. Кроме того, не раскрыт вопрос о том, откуда прибыли на этот маленький клочок суши, затерянный посреди Тихого океана в трех тысячах километров от материка, первые люди. В этой статье мы коротко расскажем о секретах острова Пасхи. Ведь эта земля просто переполнена достопримечательностями.

Где расположен остров Пасхи

Статуи «моаи» были первыми, кто встретил в 1722 году европейских мореплавателей. Корабль под руководством капитана Якоба Роггевена причалил к неведомым берегам в Страстную Неделю, поэтому было решено назвать остров в честь наступающего праздника. Сами же туземцы именовали свою землю Те-Пито-о-Те-Хенуа, Рапа-Нуи и Мата-Ки-Те-Ранге. Но слово Пасха (Pascua) было более привычным для уха европейцев, и на всех картах мира остров значится именно так. Расположен он в восточном уголке Тихого океана и представляет собой треугольник суши с длиной грани не более двадцати четырех километров. Остров имеет вулканическое происхождение, поэтому он горист. Наивысшая точка - 539 метров над уровнем моря. Административно земля эта принадлежит Чили, хотя и удалена от ближайшего города Вальпараисо на три тысячи шестьсот километров. Остров Пасхи имеет чудесный климат, располагающий к размеренному отдыху. Воды у его берегов круглый год прогреты до + 24 градусов, а пляжи усыпаны интересным розоватым песком. Но главная достопримечательность, привлекающая многочисленных туристов на остров Пасхи, - статуи.

История открытия исчезнувшей цивилизации

Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.

Таинственный народ

Статуи острова Пасхи, фото которых являются визитной карточкой этой чилийской провинции, - не единственная загадка сих мест. Еще первые мореплаватели описывали, что обнаружили среди аборигенов представителей трех рас. Тут были и темнокожие, и азиаты и люди с совершенно белой кожей. Дж. Кук догадался привезти с собой на остров полинезийца, который худо-бедно сумел пообщаться с местными жителями. Они рассказали, что двадцать два поколения тому назад их предводитель Хоту Матуа прибыл сюда. Но откуда - они не смогли толком сказать. Аборигены также объяснили, что каменные статуи на острове Пасхи - это изображения не богов, а их бывших правителей, души которых продолжают заботиться о потомках. Откуда же приплыли на затерянный островок его первые обитатели? В научном мире выдвигалось немало гипотез. Высказывались мнения, что аборигены - выходцы из Египта, Индии, Скандинавии, Кавказа и даже исчезнувшей Атлантиды. Тур Хейердал предпринял удачную попытку доплыть до островов Полинезии от берегов Перу на примитивном плоту, но это еще не доказывает ацтекского происхождения жителей Рапа-Нуи.

Остров Пасхи: статуи

Моаи не зря вызвали ажиотаж среди исследователей и породили столько научных гипотез. Ведь не само наличие мегалитических скульптур было странным, а то, что существующее примитивное общество никак не могло их создать. Прежде всего, впечатляют размеры каменных истуканов. Высота большинства из них - около десяти метров, а вес составляет в среднем пятнадцать тонн. Самая огромная статуя достигает параметров в 21 метр и 90 тонн. Как могли люди, занимающиеся охотой и собирательством, высечь их из твердой горной породы и доставить к месту назначения? Все это породило эзотерическую гипотезу, что на остров Пасхи статуи привезли пришельцы из космоса. Не менее интересен и внешний вид моаи. Длинноухие, с плоскими скулами - они не похожи ни на одну из человеческих рас. Некоторые истуканы украшены имитацией татуировок или ожерелий. У других на голове красуется странный головной убор из камня.

Что показали раскопки

Некоторую ясность в вопрос о происхождении моаи внесли современные исследования. Оказалось, что истуканы не принадлежат к цивилизации, существовавшей тысячи и даже миллионы лет назад. Устанавливали их с Х по XVI столетие. А высекались они в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. И большая часть статуй так и осталась в каменоломне. Еще некоторое количество разбилось при перевозке. Транспортировались изваяния с помощью канатов и платформ с вращающимися роликами. Начинались работы с лица и головного убора. Глазницы истуканов были заполнены белым кораллом и черным обсидианом. А вот туловища статуй с острова Пасхи были более стилизованными.

Загадочные таблички

Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках - до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.

Другие достопримечательности

Чем еще способен удивить путешественника остров Пасхи? Статуи (раскопки обнаружили еще около 300 штук, присыпанных вулканическим аллювием) - не единственная достопримечательность этого затерянного кусочка суши. Взять хотя бы постаменты, на которых установлены эти каменные идолы. Считается, что это могильные плиты, на которые ритуально водружались от одной до нескольких статуй. В административном центре Ханга-Роа можно ознакомиться с историей острова Пасхи. Также рекомендуется посетить крепость Ау Тахаи. Современный остров Пасхи - это райский уголок, уставленный роскошными отелями.

Публикации по теме