Самые страшные кораблекрушения в истории человечества. Крупнейшее кораблекрушение в мирное время за всю историю Кораблекрушения самые

В результате индустриализации и развития промышленности в начале XX века, в ведущих странах мира началось крупномасштабное строительство кораблей с большим водоизмещением на паровых двигателях. На воду спускались огромные пассажирские суда, вместимость которых измерялась тысячами мест.

Паровые двигатели позволяли совершать дальние путешествия по миру. Замена деревянного корпуса стальным сделало материалы более дешевыми и прочными, тем самым обеспечивая кораблестроение всеми необходимыми ресурсами. Но несмотря на улучшение качества судостроения, корабли тонули не реже, чем в 18 или XIX веке, только масштаб кораблекрушений был глобальнее за счет количества жертв. Эта статья расскажет вам про самые крупные морские катастрофы в истории.

На 10 месте по количеству жертв находится подводная лодка «Курск», затонувшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Причиной является взрыв торпеды в торпедном отсеке, однако, по неофициальной версии «Курск» был атакован ВМС США - подводной лодкой «Мемфис». Существует мнение, что российское правительство сознательно скрыло нападение американцев, чтобы избежать международного конфликта. Жертвами стали 118 человек. Не выжил никто.

Столкновение лайнера «Адмирал Нахимов»

9 место. Столкновение советского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев» 31 августа 1986 года в Черном море. Оба капитана были осуждены. Капитан корабля «Петр Васев» доверившись системе автоматизированной радиолокационной прокладке курса (САПР), не менял направление и скорость вплоть до нахождения критического расстояния от «Адмирала Нахимова». Другим немаловажным фактором является то, что капитаны кораблей никак не могли установить связь друг с другом до договориться кто кому должен уступить. Сухогруз протаранил пассажирский пароход под углом в 110 градусов. За 8 минут «Адмирал Нахимов» погрузился под воду. Погибло 423 члена экипажа.

8 место занимает «Новороссийск» - советский линкор, полученный СССР за счет репарации из итальянского военного флота. 29 октября 1955 года корабль «Новороссийск» был потоплен, подорвавшись на мине в Черном море, однако, существует версия, засекреченная Советским союзом, по которой линкор взорвался в результате действия итальянских диверсионных групп. Итальянское правительство не хотело оставлять гордость национального флота в руках врага, поэтому подстроили диверсию на «Новороссийске». В результате катастрофы погибло 604 члена экипажа.

На 7 месте находится американский корабль «Истленд» затонувший 24 июля 1915 года на озере Мичиган. Туристическое судно было рассчитано на 1000 пассажиров, однако, на борт было продано 2500 билетов. После того как капитан приказал отдать швартовый, корабль медленно повалился на правый борт, пассажиры начали паниковать. Переполненный пассажирский пароход повалился на левый борт, от переполненного груза в виде лишних полторы тысячи пассажиров. Погибло 845 человек. По решению суда виноват оказался механик, неравномерно заправивший балласты.

6 место занимает паром «Эстония», затонувший 28 сентября 1994 года в Финском заливе. В 1:15 на пароме оторвался носовой визор, в результате чего вода стала попадать в грузовой отсек. За 35 минут «Эстония» полностью затонула. Жертвами трагедии стали 852 человека.

Кораблекрушение парохода «Эмпресс оф Айрленд

На 5 месте кораблекрушение гигантского парохода люкс класса «Эмпресс оф Айрленд» который столкнулся с грузовым кораблем, наполненный углем, 29 мая 1914 года. Корабль «Сторстад» протаранил пассажирский лайнер в правый борт под углом в 35 градусов. Пробоина составила пять метров в глубину «Эмпресс оф Айрленда». После столкновения Капитан пассажирского корабля прокричал в рупор командиру грузового судна: «Дайте полный ход вперед», но капитан «Сторстада» сказал: «Двигатели на полную мощность работают назад, ничего не могу сделать». Через несколько минут грузовой корабль отошел назад, вынув носовую часть из борта «Эмпресс оф Айленда», и вода хлынула через пробоину площадью 30 кв. м. Пароход затонул. Погибло 1012 пассажиров.

4 место занимает катастрофа, случившаяся при столкновении пассажирского лайнера «Титаник» с огромной ледяной глыбой 14 апреля 1912 года. Причиной крушения корабля является недостаточная видимость и неосмотрительность капитана, который проигнорировал 7 ледовых предупреждений и приказал пустить пароход полным ходом. 23:39 смотрящий доложил с вышки о факте обнаружения айсберга прямо по курсу. Капитан приказал отклониться к левому борту, тем самым, поставив правый борт под удар. Через пробоину вода стала поступать в отсеки корабля. На судне началась паника, пассажиры третьего класса, находившиеся в нижних отсеках, не смогли найти выход из узких коридоров. В результате крушения погибло 1496 человек, 712 выживших подобрал проходящий мимо пароход «Карпатия».

На 3 месте находится паром «Йоола», затонувший у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года. Причиной крушения является перегруз судна. Корабль, рассчитанный на 580 пассажиров, вместил в себя более 2000 человек. Сильный порыв ветра перевернул перегруженный паром. «Йоола» унесла с собой на дно 1863 человека.

На 2 месте расположился французское военное судно «Монблан», столкнувшийся с норвежским кораблем «Имо» 6 декабря 1917 года в порту Галифакс. На борту «Монблана» находилось 2300 тонн мощнейшей взрывчатки химического характера. Норвежское судно протаранило в правый борт француза в результате возник мощнейший взрыв до ядерной эпохи. Полностью разрушился порт от взрыва. Погибло 1963 человека, без вести пропало 2000 человек.

1 место в рейтинге самых глобальных морских катастроф занимает паром «Дона Пас», столкнувшийся с нефтяным танкером 20 декабря 1987 года. Начинается крупный пожар, большая часть пассажиров, оказавшись в огненной ловушке, сгорели заживо на нижних палубах корабля. Восемьдесят тонн нефти вылилось в море и воспламенилось. Оба корабля потонули за 20 минут. Причиной является неопытность матроса, управлявшего паромом «Дона Пас», капитан которого смотрел телевизор у себя в каюте во время столкновения с нефтевозом. Погибло 4375 человек.

16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами.16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.

Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат.
В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…

Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь.
В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям.
На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды».
Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

"Вильгельм Густлов"

30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке.

Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.

Затопление "Вильгельма Густлова" считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически – рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.

Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.

Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.

Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.

Это был тот случай, когда живые позавидовали мертвым. Чудом спасшиеся пленники были отправлены по месту назначения – на строительство железной дороги на Суматру. Шансов выжить там было не многим больше, чем на злополучном корабле.

"Армения"

Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали "украшать" большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но...

В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.

Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану "Армении" запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось...

В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

"Донья Пас"

Гибель парома "Донья Пас"- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с "Даньей Пас" ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался "Химэури Мару". В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам. С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года "Донья Пас" ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером "Вектор". От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: "Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос ".

Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры "Доньи Пас", двое - матросы с танкера "Вектор". Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

"Кап Аркона"

"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, "Кап Аркона" погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на "Кап Арконе", в книге "The Dentist of Auschwitz" писал: "Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной ".

На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры. 350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

"Ланкастерия"

О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа "Ланкастерии" стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели "Титаника" и "Луизитании".

Лайнер "Ланкастрия" был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

По оценкам специалистов, в мире насчитывается около четырех миллионов затонувших кораблей, разбросанных по океанам, некоторые из которых насчитывают уже не одну тысячу лет. Даже цифры известных затонувших судов впечатляют.
Большое количество затонувших кораблей являются исторически значимыми и находятся под защитой ЮНЕСКО, как подводное культурное наследие. Некоторые корабли сели на мель вблизи пляжей, и постепенно гниют под действием сил природы. Некоторые из них превратились в туристические достопримечательности.
Последний раз кораблекрушение, которое привлекло большое внимание СМИ, произошло в январе 2012 года, когда круизный лайнер Costa Concordia перевернулся в водах вблизи острова Изола дель Джильо на западном побережье Италии. Опрокинутый корабль привлекал тысячи любопытных туристов. Здесь мы собрали некоторые впечатляющие затонувшие корабли, на которые стоит посмотреть, пока время не уничтожило их.

«SS Америка»


«SS Америка» был океанским лайнером, построенным в 1940 г. После долгой карьеры, лайнер был продан в 1993 году с целью быть отремонтированным и стать пятизвездочным отелем в Пхукете (Таиланд). Именно в это время корабль был переименован в “American Star”, хотя он никогда не плавал с этим новым именем. Судно было отбуксировано из Греции в Атлантику украинским буксиром. Однако корабли попали в грозу, буксирный трос порвался, экипаж с борта «SS Америка» был спасен вертолетом, а корабль был брошен на произвол судьбы. 18 января, судно село на мель недалеко от западного побережья острова Фуэртевентура (Канарские острова).
В течение первых 48 часов после того, как корабль сел на мель, удары прибоя Атлантического океана разбили корабль. Кормовая часть рухнула и затонула в 1996 году, в то время как носовая часть осталась нетронутой. В ноябре 2005 носовая часть рухнула, и корпус начал распадаться. В 2007 году весь корабль завалился и упал в море. По состоянию на март 2013 года, этот корабль виден только во время отлива.




Обломки «Американской звезды» (SS Америка) в июле 2004 года.


«Первооткрыватель мира»


«Первооткрыватель мира» было большим круизным судном, построенном в 1974 году и осуществляло периодические рейсы в Антарктику и полярные регионы, чтобы позволить своим пассажирам любоваться ледовыми торосами и айсбергами. Судно имело двойной корпус, что обеспечивало защиту от незначительных воздействий. Но все же судно 30 апреля 2000 налетело на риф и пробило корпус возле Соломоновых островов. Капитан направил корабль в залив Родерик и посадил его на мель, чтобы избежать затопления. Команда и пассажиры эвакуировались и позже корабль был разграблен местными жителями.






«Средиземноморское небо»


Круизный лайнер «Средиземноморское небо» первоначально назывался «Нью-Йорк» и был построен в 1952 году в Ньюкастле (Англия). Свой последний рейс корабль совершил в августе 1996 года.
Из-за финансовых проблем владеющей компании, «Средиземноморское небо» был арестован в 1997 году в Патрах. Два года спустя он был отбуксирован в Элеузусский залив в Греции, где он и был заброшен. В конце 2002 года, корабль начал заполняться водой и начал наклоняться. Для того, чтобы остановить его затопление, он был отбуксирован на мелководье. В январе 2003 года «Средиземноморское небо» опрокинулся набок, где он остается в ожидании своей участи.








«МВ Captayannis»


Captayannis был греческой баржей для перевозки сахара-сырца. Она затонула на реке Клайд (Шотландия) в 1974 году после столкновения с нефтеналивным танкером. Танкер не понес никакого ущерба, но его якорные цепи продырявили Captayannis так, что судно стало заполняться водой. Капитан Captayannis попытался вывести корабль в неглубокие воды и он сел на отмель. Корабль перевернулся на следующее утро, и лежит там до сих пор.
Хотя этот корабль находится в относительно мелких водах, никогда не проводилось никакой попытки спасти остатки судна. Через некоторое время Captayannis стал местом обитания морской фауны и птиц.




BOS-400


BOS-400 – французская плавучая платформа, которая села на мель в Маори Бей в Южной Африке во время шторма, буксируемая российским буксиром 26 июня 1994 года. BOS-400 был самый большой плавучим краном в Африке. Буксир был зафрахтован для буксировки BOS-400 из Республики Конго в Кейптаун (Южная Африка). Однако во время шторма буксирный канат порвался и платформу выкинуло на мель, где она находится и по сей день.






«La Famille Express»


Корабль «La Famille Express» потерпело кораблекрушение в южных водах Теркс и Кайкос в Карибском море. Судно было построено в 1952 году в Польше и большую часть жизни проходил службу в Советском военно-морском флоте как «Форт-Шевченко». В 1999 году корабль был продан и переименован в «La Famille Express». Обстоятельства крушения четко не известны, за исключением того, что он сел на мель во время урагана Фрэнсис в 2004 году. Сейчас судно является большой местной достопримечательностью и привлекает большое количество туристов.




«HMAS Защитник»


«HMAS Защитник» был большой канонерской лодкой, приобретенной правительством Южной Австралии в 1884 году, в целях защиты побережья от возможной «русской угрозы» 1870-х годов. «HMAS Защитник» служил во время боксерского восстания, I и II мировой войнах. В июле 1943 года «HMAS Защитник» был реквизирован для военной службы в ВМФ США. На пути к Новой Гвинеи корабль был поврежден при столкновении с буксиром. Корпус впоследствии сел на мель вдали от побережья штата Квинсленд. Его ржавеющие останки еще видны и по сей день.




«Эвангелия»


«Эвангелия» - это торговое судно, построенное тем же судостроительным заводом, что и «Титаник» и спущено на воду 28 мая 1942 года с названием «Империя силы». Позже она имела несколько имен и в итоге была названа «Эвангелия».
В 1968 году, во время ночного густого тумана корабль плыл невероятно близко к береговой линии и сел на мель рядом с Костинешть. Некоторые утверждают, что «Эвангелия» была преднамеренно разрушена владельцем, чтобы получить страховую компенсацию. Гипотеза подтверждается тем, что во время этой катастрофы, хотя туман и был очень густой, зато море было невероятно спокойным и практически все оборудование корабля работало отлично.




«SS Махено»


Кораблекрушение судна «SS Махено» является наиболее знаменитым кораблекрушением у острова Фрейзер в Австралии… Построенный в 1905 г. «SS Махено» был одним из первых турбинных пароходов. Она совершал регулярные рейсы по маршруту между Сиднеем и Оклендом, пока во время Первой мировой войны не был переоборудован в корабль-госпиталь.
В 1935 году он был проданы в Японию на металлолом. Во время буксировки в Японию, корабль попал в сильный шторм и с восемью людьми на борту пропал. Корабль был найден спустя 3 дня, выброшенным на берег у берегов острова Фрейзер, его экипажу пришлось разбить лагерь на берегу острова. Попытки снять его с мели не увенчались успехом и в конечном счете он был выставлен на продажу, но покупателей не нашли.






«Санта-Мария»

Санта-Мария была испанским торговым судном. Во время последнего рейса на его борту находились спортивные автомобили, продукты питания, медикаменты, машины, одежда и др. 1 сентября 1968 года корабль проходил возле островов Зеленого мыса на пути в Бразилию и Аргентину, когда сел на мель. После того, как местный буксир неудачно пытался спасти корабль, он был оставлен. Весь ценный груз был перегружен и увезен. Обломки «Санта-Марии» с тех пор стали символом Боа Виста и Кабо-Верде.




«Димитриос»


«Димитриос» (прежнее название - «Klintholm»), - это небольшой, длиной 67 метров грузовой корабль, построенный в 1950 году. Он был выброшен на пляж Валтаки в префектуре Лакония в Греции 23 декабря 1981 года.
Существуют слухи, что корабль использовался для контрабанды сигарет между Турцией и Италией. Он был намеренно выброшен командой на мель на пляже Валтаки, примерно в 5 километрах от порта Гифио, а затем подожжен, чтобы скрыть доказательства контрабанды сигарет.


«Олимпия»


Это был торговый корабль, который был выброшен на берег близ города Катапола, на острове Аморгос в Греции. В 1979 году он направляясь из Кипра в Грецию был захвачен пиратами. После неудачной попытки вытащить корабль из залива, он был оставлен там и стал одним из наиболее популярных туристических мест.



11/07/2011

Утонувший теплоход «Булгария» унес жизни десятков человек, и заставил лишний раз задуматься о безопасности речного и морского транспорта. Большинство людей знакомы разве что с трагедией «Титаника», о которой снято много фильмов и рассказано немало историй.


Н о, как ни странно, не «Титаник» унёс на дно самое большое количество человеческих жизней. В этом рейтинге список самых страшных кораблекрушений за всю историю и основан он на погибших при этих катастрофах. Стоит отметить, что все эти катастрофы произошли в мирное время.

1. Донья Пас - 4 375 погибших




Пассажирский паром, зарегистрированный на Филиппинах. Затонул 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». При этом погибло примерно 4 375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время. Паром был построен в 1963 году на японской верфи «Ономити Дзосэн», Ономити, и назывался «Химэури Мару». «Химэури Мару» принадлежал компании «Рюкю Каиун Каиса», курсировал по японским водам, вмещая 608 пассажиров. В 1975 году судно было продано «Sulpicio Lines», филиппинскому оператору пассажирских паромных перевозок, и получило название «Don Sulphico», а позднее «Doña Paz». За месяц до столкновения паром ремонтировался в доках. Во время столкновения Дона Паз дважды в неделю выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила—Таклобан—Катбалоган—Манила—Катбалоган—Таклобан—Манила.

2. Взрыв в Галифаксе - 1 950 погибших




Взрыв в Галифаксе — взрыв, произошедший в четверг, 6 декабря 1917 года в гавани города Галифакс. В результате сильного взрыва французского военного транспорта «Монблан», загруженного взрывчаткой, произошедшего в результате столкновения «Монблана» с норвежским кораблем «Имо», порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли в результате взрыва, под обломками зданий, и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения.

3. Йоола - 1 863 погибших




Сенегальский государственный паром, который опрокинулся у берегов Гамбии 26 сентября 2002. Катастрофа привела к гибели по меньшей мере 1863 человек. 26 сентября 2002 г., паром Йоола отплыл из Зигиншора в районе Казаманс в одну из своих обычных поездок в столицу Сенегала Дакар. Во время рейса судно, предназначенное для перевозки около 580 пассажиров, вместило в себя около 2000 человек. По пути корабль перевернулся в результате сильного ветра у берегов Гамбии. Подробные отчеты показывают, что это произошло менее чем за пять минут.

4. Султана - 1 800 погибших




Пароход «Султана», плававший по реке Миссисипи был уничтожен в результате взрыва один из четырёх котлов 27 апреля 1865 года. Это привело к величайшей морской катастрофе в истории Соединенных Штатов. Погибли примерно 1800 человек из находившихся на борту 2400 пассажиров. пароход затонул недалеко от города Мемфис, штат Теннеси.

5. Титаник - 1 517 погибших




«Титаник» - британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», один из трёх судов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Катастрофа «Титаника» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов.

6. Императрица Ирландии - 1 012 погибших




«Эмпресс оф Айрленд» - канадский пассажирский лайнер, заложенный на стапелях верфи Гован, недалеко от Глазго (Шотландия). Спущен на воду в январе 1906 года, проходил ходовые испытания до 27 июня 1906 года. Один из самых больших судов своего класса, принадлежавший компании «Канадиан пасифик стимшип компани». Совершал рейсы между Англией и Канадой. Комфортабельность помещений, высокая скорость судна, а также прекрасный сервис на борту лайнера снискали ему популярность среди желающих пересечь Атлантический океан. Во время своего очередного рейса 29 мая 1914 года, «Эмпресс оф Айрленд» столкнулся с норвежским углевозом Стурстадт на реке Святого Лаврентия и через 14 минут затонул на глубине более 40 метров. Он вез на борту 1477 человек (420 членов экипажа и 1057 пассажиров).

7. Эстония - 852 погибших




Паром «Эстония» был построен в 1979 году в Германии на судоверфи «Meyer Werft» в городе Папенбург. «Эстония» затонула в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года. При этом погибло 852 человека из 1049 находившихся на борту. Паром был изначально построен для компании «Viking Line» и был назван «Viking Sally». Он должен был курсировать между Турку, Мариехамном и Стокгольмом. В 1986 году его продали компании «Silja Line» и переименовали в «Silja Star», оставив его на прежнем маршруте. В 1991 г. паромом стала управлять компания «Wasa Line», которая полностью находилась в собственности «Silja Line», и паром, теперь под именем «Wasa King», стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео. В январе 1993 г. для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и принадлежащая эстонскому государству «Estonian Shipping Company» («Эстонская судоходная компания», сокращённо — «ESCO») создали совместное предприятие «Эстлайн» («EstLine A/S»), которое приобрело паром «Wasa King», переименовав его в «Эстония» («Estonia»).

8. Истланд - 845 погибших




Это было пассажирское судно, базирующееся в Чикаго. Оно использовалось для экскурсий по Великим Озёрам. Судно затонуло 24 июля 1915 года в результате стихийного бедствия. Это стало самой большой катастрофой-кораблекрушением в районе Великих Озёр.

9. Биркенхед - 460 погибших




Биркенхед - паром, построенный специально для Королевского Флота. Он был разработан в качестве фрегата, но позднее предназначался для перевозки войск. 26 февраля 1852 при транспортировке войск, судно разбилось недалеко от берегов Кейптауна в Южной Африке.

10. Мэри Роуз - 400 погибших




Мэри Роуз (Mary Rose) — трёхпалубный флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Эта массивная каракка была спущена на воду в Портсмуте в 1510 г. Название получила, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров. Во время Итальянских войн караккой «Мэри Роуз» командовали адмиралы-братья Эдвард и Томас Говарды. В 1512 г. «Мэри Роуз» приняла участие в нападении на Брест. В 1528 и 1536 гг. её модернизировали: число орудий было увеличено до 91, водоизмещение доведено до 700 тонн. В 1545 г. французский король Франциск I высадился на острове Уайт. Англичане направили в пролив Солент на защиту острова 80 кораблей во главе с «Мэри Роуз». Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, неожиданно стала крениться и затонула вместе с адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам. Кстати, остатки этого корабля были найдены, и теперь они хранятся в морском музее города Портсмут.

optopus.ucoz.ru , фотография с сайта pajamasmedia.com

Наткнулся вот на такую печальную тему. У нас у всех на слуху трагедия «Титаника», но на самом деле это далеко не самое крупное кораблекрушение.

Как правило, крушения судов не относят к категории техногенных катастроф, но именно этот рекордный по числу жертв случай заслуживает места в ряду самых страшных рукотворных трагедий человечества. Наиболее крупные катастрофы на море, сопровождавшиеся многотысячными жертвами, происходили во время Второй мировой войны (мы еще поговорим о самом крупном вообще кораблекрушении по числу жертв), а в мирное время произошло всего одно сравнимое по последствиям крушение, которое стало крупнейшим за всю историю — столкновение филлипинского парома «Донья Пас» с танкером. Эта трагедия унесла больше жизней, чем куда более известное крушение «Титаника».

Давайте вспомним про это подробнее …



Объект: пассажирский паром «Донья Пас» (MV Doña Paz). Водоизмещение — 2062 тонны, длина — 93,1 м, максимальная ширина — 13,6 м, рассчитан на перевозку 1518 пассажиров. Построен в Японии, спущен на воду 25 апреля 1963 года, с 1975 года (по 1981 год — под именем MV Don Sulpicio, с 1981 — под именем MV Doña Paz) эксплуатировался филлипинским оператором Sulpicio Lines.

Место крушения: пролив Таблас, близ острова Мариндуке, Филиппины.

Жертв: в катастрофе погибло 4386 человек, из них 4317 пассажиров парома «Донья Пас» и 58 членов экипажа, а также 11 членов экипажа танкера «Вектор». Спасти удалось только 24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера. Такое число жертв делает это крушение крупнейшим из происходивших в мирное время за всю историю.

Хроника событий

Вследствие отсутствия связи хронология событий построена со слов редких очевидцев и время наступления ключевых событий определено приблизительно.

Достоверно известно, что «Донья Пас» в 6.30 утра вышла из порта Таклобан и направилась в Манилу, а примерно в 22.00 — 22.30 судно проходило по проливу Таблас неподалеку острова Мариндуке. В это время погода была ясная, на море было незначительное волнение, поэтому угроз судоходству в этом районе не было. Но в Манилу паром так и не пришел, потерпев крушение где-то в проливе.

Примерно в 22.30 произошло столкновение парома с танкером «Вектор», который транспортировал около тысячи кубометров бензина и других нефтепродуктов. При столкновении прогремел один или два взрыва, танкер сразу дал течь, на поверхность моря вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул. Вскоре огонь охватил и «Донью Пас».

На борту парома началась паника, команда не предпринимала никаких действий по спасению пассажиров. Многие люди прыгали за борт, однако большинство из них вскоре погибло от пламени. Часть пассажиров не рискнули покидать горящее судно, однако помощь так и не пришла.

Примерно в полночь «Донья Пас» пошла ко дну, унося с собой пассажиров и всякую надежду на спасение. Около 2.00 затонули останки танкера.

О катастрофе стало известно только к шести часам утра , власти направили на место крушения спасателей, однако поисково-спасательные работы продолжались не больше одного дня — всего было спасено 26 человек.

В течение нескольких дней после катастрофы на берег выбросило останки 108 человек. Все они имели следы ожогов, и почти все были объедены акулами, которых очень много в этих морях. Еще тысячи человек так и не были обнаружены, что в последующем затрудняло точный подсчет количестве жертв и выяснение причин катастрофы.

Вопрос о количестве жертв и расследование дела о крушении

Сразу после кораблекрушения возникла неразбериха с определением количества погибших. Изначально расследование опиралось на количество официально зарегистрированных пассажиров парома «Донья Пас» — исходя из этого, на борту судна находилось 1525 пассажиров и 58 членов экипажа.

Однако, как позже выяснилось, паром всегда ходил перегруженным, многие билеты продавались без регистрации за сниженную цену, а детей почти никто и никогда не регистрировал. Поэтому эксперты вскоре стали называть все большие цифры — 2000, 3000 и даже 4000 пассажиров. По рассказам выживших и очевидцев, наиболее соответствует действительности последняя цифра — многие пассажиры обитали в переполненных каютах, кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе.

Лишь позднее — в 1999 году — было установлено, что паром в тот трагический день взял на борт 4341 пассажира, и большинство из них погибло в катастрофе.

Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя почти тридцать лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто, и никто не понес вины за случившуюся трагедию.

Причины катастрофы

Здесь следует говорить о двух группах причин: о причинах кораблекрушения, и о причинах, которые привели к такому количеству жертв. Ведь даже при крушении более известного «Титаника» жертв было втрое меньше!

Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.

В октябре 1988 года совет, собранный для расследования катастрофы, сделал официальное заявление, в котором возложил вину за столкновение на экипаж танкера «Вектор». В ходе следствия было выяснено, что судно не имело лицензии и было фактически немореходным. Также на танкере не было опытного впередсмотрящего и специального навигационного оборудования, поэтому появление парома «Донья Пас» было полной неожиданностью, и экипаж «Вектора» не смог предотвратить столкновение.

Предполагалось, что часть вины лежит и на экипаже парома, так как в момент катастрофы на капитанском мостике находился только один из членов экипажа (и, вероятно, это был не капитан судна), а остальная команда занималась своими делами. Но в последствии эта версия не нашла должного подтверждения, поэтому с команды и оператора (компании Sulpicio Lines) были сняты все обвинения.

Если же рассматривать причины, которые привели к огромному количеству жертв, то здесь одинаковая вина лежит на экипажах обоих судов и на их владельцах.


Во-первых, на пароме было практически втрое больше пассажиров, чем допускалось (4341 против максимально допустимых 1518) — при столкновении и последующем пожаре на судне началась паника и давка. Пожар на судне и горящая вода закрывали все пути к спасению, поэтому очень многие пассажиры нашли свое последнее пристанище в каютах и коридорах парома.

Во-вторых, большое количество людей погибло в огне как на пароме, так и в море — вследствие разлива нефтепродуктов с танкера «Вектор» вода буквально горела и не давала спасения. Кроме того, воды в проливе кишат акулами, что также рождало страх в людях и лишь отчаяние заставляло их покидать судно.

В-третьих, на пароме были спасательные жилеты, однако они все были спрятаны под замком, и даже если бы кто-то из членов команды открыл склад с жилетами, их вряд ли хватило бы на всех. Но жилеты, как и люди, нуждающиеся в них, ушли на дно.

В-четвертых, команда парома «Донья Пас» не предпринимала никаких попыток к организации спасения людей, эти люди не были готовы к возникновению чрезвычайной ситуации. Профессионализм команды парома до сих пор вызывает вопросы.

Наконец, в-пятых, паром и танкер не были оборудованы элементарными средствами связи — даже самой простой радиостанцией! Поэтому в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь, и филлипинские власти узнали о страшной катастрофе лишь утром. Понятно, что по прошествии такого времени спасти кого-то было просто невозможно, и это промедление стало для многих пассажиров «Доньи Пас» смертельным.


Абсолютно пренебрежительное отношение к безопасности судов и непрофессионализм экипажей, возможность получить дополнительную выгоду и экономия на всем — все это лежит в основе страшного кораблекрушения, которое стало самым крупным в мирное время.


По масштабам морских катастроф Филиппины прочно заняли лидирующее положение. В 1987 году в результате столкновения с танкером идет на дно пассажирский паром «Дона Пас» компании «Сулписио лайнз». Администрация компании тогда объявила, что на судне находилось 1583 пассажира и 60 человек экипажа. Впоследствии выясняется, что там на самом деле было 4341 пассажир, из которых уцелело только 24. Менее чем через год гибнет паром «Дона Мэрилин», а с ним более трехсот пассажиров и матросов. Через семь недель после этой трагедии мир узнает о гибели парома «Розалия» с 400 пассажирами, а еще через короткое время — еще одного парома с его 50 жертвами. Но никому не известно, сколько в действительности исчезло в морских пучинах вокруг Филиппин более мелких судов и суденышек и находившихся на них людей.


И еще про крушения, вот например и . А вот еще и

Публикации по теме