Дворцы на дворцовой набережной. Прогулка по дворцовой набережной

Дворцовая набережная – практически ровесница Петербурга. В 1705 году на тогда еще болотистых речных берегах был построен дом одного из создателей Армейского флота, генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Позже именно в этом доме поселилась Анна Иоанновна. Как и сама набережная, первоначально называвшаяся Верхней, особняк был деревянным. По нему в период активной застройки определили так называемую «красную линию» для всей улицы.

В 1712 году были возведены Свадебные палаты Петра I, рядом с ними постепенно росли дома приближенных императора. Четыре года спустя здесь же воздвигли личную резиденцию царя – Зимний дворец Петра (сегодня сохранился лишь частично и находится в здании Эрмитажного театра). А в 1710-1714 годах в Летнем саду шло строительство одноименного дворца по проекту Доменико Трезини, основателя европейской школы в отечественной архитектуре. Это здание дошло до нас в почти неизменном виде и сейчас является филиалом Русского музея.

Центральные кварталы постепенно превращались в царство «каменных палат», однако лишь в середине XVIII столетия, когда по мелководью реки установили сваи и дополнительно укрепили берег землей, стало возможным сооружение обновленной набережной. Именно с Дворцовой началась история каменных улиц города, она первой была облачена в гранитные плиты в соответствии с замыслом архитектора Юрия Фельтена. Тогда же появились первые лестницы-причалы. После окончания строительства Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли за набережной закрепилось ее современное название.

Однако полвека спустя внешний вид улицы был совсем не парадным – между амбарами и сараями громоздились груды строительных материалов, предназначавшихся для возведения Генерального штаба. По приказу Николая I еще один зодчий с итальянскими корнями, Карл Росси, разработал проект реконструкции. Спуск к Неве был украшен бронзовыми скульптурами львов и вазами из полированного порфира. Последние стали подарком российскому императору от короля Швеции Карла XIV. В 1873 году и те, и другие были перенесены на Адмиралтейскую набережную, где находятся до сих пор.

С момента своего возникновения улица носила разные имена: Наличная или Каменная линия, Верхняя или Миллионная набережная, Набережная Девятого Января. С 1944 года было официально закреплено название Дворцовая набережная.

Достопримечательности Дворцовой набережной

Дворцовая набережная включена в список Культурного наследия Российской Федерации. В связи с тем, что застройка продолжалась не одно десятилетие, нельзя сказать, что стоящие здесь здания выполнены в едином архитектурном стиле, каждая эпоха имела собственную доминанту. Изначально тон задавали построенные в духе петровского барокко летняя и зимняя резиденции первого российского императора. Потом настал черед монументального рококо. Наследие этих стилей гости города могут увидеть в фасадах Зимнего дворца и Большого Эрмитажа. Но в первоначальном виде большинство памятников XVIII века не сохранились и были либо полностью снесены, как деревянный Оперный дом, на месте которого сейчас расположен особняк Бецкого, либо значительно переделаны в последующие годы, как дворец Кантемира, усилиями нескольких архитекторов превратившийся в дом Громова.

А вот образцов классицизма на Дворцовой набережной и сегодня осталось немало: Эрмитажный театр, поглотивший Зимний дворец Петра I, Мраморный дворец – первое питерское здание, полностью облицованное природным камнем, дом Салтыкова с частично сохранившимися интерьерами, уже упомянутый выше дом Бецкого, Малый Эрмитаж.

Особняк Громова и Ново-Михайловский дворец представляют архитектурную эклектику, поскольку при многочисленных переделках, инициированных наследниками или новыми владельцами, зодчие в большей или меньшей степени сохраняли черты первоначальных зданий. Отдельной строкой стоит упомянуть бывший дворец Великого князя Владимира Александровича, где ныне расположен Дом ученых. Он во второй половине XIX столетия был спроектирован первым председателем Петербургского общества архитекторов Александром Резановым в стиле флорентийского палаццо.

Интересно, что при всей неоднородности застройки Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге выглядит гармоничной и архитектурно целостной.

Как добраться

На Дворцовой набережной функционируют пристани для теплоходов. Рядом расположены остановки по маршруту сразу нескольких автобусов и троллейбусов. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», но в теплое время года не составит труда прогуляться от станций «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Оправдывает свое название: здесь находится почти десяток крупных дворцов, в которых жили важнейшие деятели русской истории XVIII — XIX веков: отпрыски дома Романовых, крупные вельможи, деятели культуры. Мы выбрали самые популярные.

1. Летний дворец Петра Первого

Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках.

Скромность вообще была присуща петровским постройкам. Например, во дворце Марли вовсе не было главного зала, а Летний дворец мало чем напоминал резиденцию императора огромной страны. Роскошь - это у Меншикова. Петр старался избегать излишеств и пользовался только самым необходимым. Вот и получались все дворцы тех времен небольшими и тесноватыми. Формально дворец прописан в Летнем саду, но находится в нескольких метрах от Дворцовой набережной.

Адрес: Летний сад, 2

2. Дворец принца Ольденбургского (Дом Бецкого, Университет культуры и искусств)

До 1770-х годов тут находилось здание театра, в котором постоянно выступала итальянская труппа: на ее выступления, как правило, ходили придворные Елизаветы Петровны. После смерти императрицы и отъезда итальянцев здание работы Растрелли снесли, а в 1784 - 1787 годах тут построили дом для Ивана Бецкого, который тут проводил занятия для воспитанников своих учебных заведений, а также постепенно собирал коллекцию произведений искусства. Там же жил Иван Крылов, который открыл в здании типографию и печатал свои журналы.

Второе название дом получил, когда в него в 1830 году заселился принц Петр Ольденбургский. При нем архитектор Стасов надстроил и реконструировал здание. Его сын, Александр Ольденбургский, продал здание Временному правительству за крупную по тем временам сумму (1,5 миллиона рублей). В 1962 году здесь разместили Ленинградский библиотечный институт, а здание Дома Бецкого соединили с соседним Домом Салтыковых. Теперь тут находится Университет культуры и искусств, знаменитый «кулек».

Адрес: Дворцовая набережная, 2

3. Мраморный дворец

До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, потом здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Потом тут был Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

Адрес: Миллионная улица, 5/1

4. Ново-Михайловский дворец

Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого (после Мариинского и Николаевского). Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма. Кроме того, в строительстве Ново-Михайловского дворца применяли редкие по тем временам металлические конструкции.

Михаил Николаевич не успел сразу насладиться красотой дворца, потому как буквально после заселения в 1862 году был вынужден отправиться наместником на Кавказ. Вернулся он домой только в 1881 году, когда его назначили председателем Государственного совета. В последние годы он обычно никуда не выходил из дворца и задумчиво сидел у окон первого этажа. Прохожие порой замечали его и отдавали честь. После его смерти здание перешло в руки его сына Николая Михайловича. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

Адрес: Дворцовая набережная, 18

5. Дворец Владимира Александровича

Владимир Александрович - третий сын в семействе императора Александра Второго. Архитектором дворца выступил Месмахер, который вскоре построит еще один великокняжеский дворец (будущий Дом музыки на Мойке). Получилось скромное эклектичное здание, из-за своей кладки немного не вписывающееся в ансамбль Дворцовой набережной.

Впоследствии, решением Петроградского совета, дворец великого князя превратили в Дом ученых. Здесь бывал Герберт Уэллс, здесь работал (в качестве председателя совета) академик Вавилов. Во время Блокады тут размещался госпиталь. В настоящий момент здесь находятся десятки разнообразных научных секций по самым разным направлениям.

Адрес: Дворцовая набережная, 26

6. Малый Эрмитаж

Несмотря на то, что это здание работы Фельтена и Валлен-Деламота является самым маленьким в эрмитажном ансамбле, именно тут находятся одни из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа: в том числе, и Павильонный зал, Часы с павлином, а также знаменитые Висячие сады. Сперва там находился «Зимний сад», но потом, когда из домашней резиденции здание превратилось в музей, концепцию пришлось сменить. Смотреть на этот сад можно только из окна.

Адрес: Дворцовая набережная, 30

Главный петербургский дворец, один из важнейших музеев мира, хранилище сотен шедевров художественной культуры - уже пятый по счету. Первый построили при Петре, второй - тоже, третий повелела возвести Анна Иоанновна, четвертый - временный - построил Растрелли, пока возводил новый для Елизаветы Петровны. В нынешний заселилась только Екатерина Вторая: Елизавета не дожила до окончания строительства, Петра Третьего свергли незадолго до сдачи дворца.

Зимний дворец стал свидетелем практически всех главных событий истории России после XVIII века. Вокруг него строились памятники главным военным победам страны, здесь жили почти все российские императоры, именно здесь было совершено одно из самых громких покушений на императора (Халтурин взорвал бомбу прямо под столовой, Александр Второй не пострадал), возле него расстреляли мирную демонстрацию в «Кровавое воскресенье», здесь заседало Временное правительство и здесь же его свергли большевики. Наконец, возле Зимнего дворца проходили одни из самых массовых митингов 1991 и 1993 годов за демократию. Теперь рядом с Эрмитажем чаще проходят концерты и фестивали уличных видов спорта.

Адрес: Дворцовая набережная, 32

Мост построили в 1856 году: купечеству была необходима прямая связь с Биржей и Торговым портом. При изготовлении конструкции использовали наплавной Исаакиевский мост. Затем его модернизировали и назвали Дворцовым. Постоянный мост появился в 1916 году, хотя задумывался ранее. Постройке мешали самые разные события: сначала - наводнение, затем - Первая мировая война. В 1917 году мост переименовали в Республиканский, но в 1944 году вернули его первоначальное название. Чугунные решетки установили лишь в 1939 году. В 2013 году этот архитектурный памятник был реконструирован.

Дворцовый мост

Своим названием сад обязан тому, что ранее именно здесь разводили дворцовый караул. Сад был разбит в 1896 году и отделял царскую резиденцию - Зимний дворец - от проезжей части. Планировкой занимался архитектор Николай Крамской, по проекту которого сад приподняли над улицей примерно на метр. В нем появился фонтан и саженцы деревьев. Ограду сада выполнили в стиле растреллиевского барокко: узор из листьев дополнили эмблемой императорской семьи и государственным гербом. В 1920 году ограду демонтировали и установили в . В 2008 году был восстановлен первоначальный облик фонтана. Сейчас сад – отличное место для отдыха в центре. Летом здесь можно спрятаться от солнца, а зимой - полюбоваться разноцветными гирляндами, украшающими ветви деревьев.

Зимний дворец 0+

Главная резиденция русских императоров меняла свой облик пять раз. Началось строительство при Петре I, а закончилось – при Петре III. Современный барочный облик зданию придал Бартоломео Растрелли.

В этом месте произошло множество решающих для страны событий: здесь революционер Степан Халтурин пытался убить императора Александра II, тут расстреляли демонстрацию рабочих в 1905 году, чуть позже во дворце заседало Временное правительство, смещенное большевиками. В течение 20 лет в Зимнем дворце функционировал музей Революции, закрывшийся в 1941 году. Сейчас дворец - главное здание Эрмитажа, хранящее множество культурно-исторических ценностей и предметов искусства.

пл. Дворцовая, д. 2

Музей был построен Юрием Фельтеном и Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом в 1775 году. Миниатюрная галерея таит в себе множество известных экспонатов: это и Часы с павлином, и Павильонный зал, и Висячий сад. Первоначально здесь выставлялись уникальные произведения искусства, приобретённые Екатериной II. Посмотреть их могли лишь избранные - недаром слово «эрмитаж» переводится как «место уединения». Лишь с 1852 года Эрмитаж стал доступен для публики.

Дворцовая наб., д. 36

Музей сооружен в 1787 году архитектором Юрием Фельтеном. Построенное в стиле классицизма здание поражает своим интерьером: комнаты расписаны позолотой, украшены цветными камнями и искусной лепниной. Сейчас здесь располагаются административные помещения и экспонируются произведения итальянской живописи XIII-XVIII веков. Через пять лет после возведения здания к Большому Эрмитажу были пристроены лоджии Рафаэля, в которых находятся копии фресок художника.

Среди знаменитых объектов внутри - Театральная и Советская лестницы. Первая соединяет между собой этажи Большого Эрмитажа и позволяет пройти в Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля. Вторая лестница появилась из-за необходимости собственного входа в помещение, где заседал Комитет министров и Государственный совет. Архитектор Андрей Штакеншнейдер отделал лестницу мрамором, а вестибюль украсил красными порфировыми колоннами.

Новый Эрмитаж, построенный по проекту Лео фон Кленце в 1851 году, находится за зданием Большого Эрмитажа. Известный своим портиком с десятью атлантами, музей был создан специально для публичных посещений. Первоначально в нем располагались залы русской и западноевропейской скульптуры, теперь здесь функционирует Рыцарский зал с богатой коллекцией доспехов и оружия. Также любопытным экспонатом является Большая Колыванская ваза из зеленой яшмы весом 19 тонн.

Дворцовая наб., д. 34

Зимняя канавка

Канавку прорыли в 1719 году и назвали Старым Дворцовым каналом. Она соединяет Неву и Мойку и простирается на 228 метров. Несмотря на то, что канал такой короткий, через него переброшены несколько мостов. Эрмитажный мост стал родоначальником каменного строительства в городе: до него все мосты конструировались исключительно из дерева. Он был построен в 18 веке, как и 1-й Зимний мост. 2-й Зимний мост был возведен в середине 20 века, но сделан в стиле двух предыдущих. Здания Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра соединяются арочной конструкцией, поддерживающей переход-галерею. Со стороны набережной это выглядит очень красиво: канавка протекает под аркой, исчезая в перспективе.

набережная Зимней канавки

Эрмитажный театр

Первоначально здесь находился . В 1787 году на его месте Джакомо Кваренги построил роскошный театр в античном стиле. Эрмитажный театр предназначался для императорской семьи и высшей знати: помимо опер и спектаклей здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались любительские постановки. Камерный зал расположен амфитеатром и рассчитан на 250 человек. Внутреннее пространство театра обрамляют мраморные колонны, статуи Аполлона и муз искусства, портреты великих музыкантов и поэтов. С 1990 года на сцене театра дают выступления труппы «Русского балета», Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского, камерного Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театра балета Л. Якобсона.

Дворцовая наб., д. 34

Ранее на месте дворца стоял особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом - Дмитрия Волконского, в котором чуть позже размещалось французское посольство. В 1872 архитектор Александр Резанов воздвиг дворец, предназначавшийся третьему сыну Александра II, Владимиру. Здание построено во флорентийском стиле, украшено большими венецианскими окнами и родовыми гербами. Его называли «Малым императорским дворцом» потому, что отделка интерьеров поражала воображение: в декоре залов гармонично переплетались разные архитектурные стили. Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись.

В первой трети 20 века во дворце был открыт Дом ученых, где проходили заседания, круглые столы, открытые лекции, диспуты. Сейчас здесь функционирует несколько десятков научных секций, занимающихся вопросами техники и науки. Также в этом месте снимают исторические фильмы, устраивают выставки и презентации.

Дворцовая наб., д. 26

Дворец был возведен для семьи великого князя Михаила, сына Николая I. Архитектор Андрей Штакеншнейдер создал здание в стиле эклектики, совмещая веяния различных архитектурных направлений. При постройке применялись металлические конструкции, что было новшеством того времени. В 1911 году здесь открылся музей, экспозиция которого рассказывает о жизни и деятельности князя Михаила, долгое время бывшего наместником на Кавказе. На данный момент во дворце располагается Институт истории материальной культуры и большая библиотека, хранящая множество восточных рукописей.

Дворцовая наб., д. 18

Мраморный дворец (Русский музей) 0+

Это первый дворец Петербурга, облицовка которого выполнена из натурального камня. В работе над внешней отделкой и внутренним убранством здания Антонио Ринальди применил более 30 сортов мрамора. Многие из них представлены в Мраморном зале. Кованая решетка и мраморные вазы украшают парадный вход во дворец. Ранее на месте дворца находился Почтовый двор, а затем зверинец, где проживал слон.

Дворец предназначался графу Орлову, но он в нем так и не поселился - граф скончался за два года до окончания строительных работ. Екатерине II пришлось выкупить дворец у его наследников. Какое-то время здесь квартировался фаворит императрицы Станислав Понятовский, а потом здание перешло во владения князей Романовых. Здесь проживал внук Екатерины II, великий князь Константин Павлович, затем сын Николая I, Константин, и наследники его рода.

В течение 17 лет здесь функционировала Российская Академия истории материальной культуры, затем работал Центральный музей имени Ленина. В 1996 году дворец становится филиалом Русского музея. В экспозиции представлены работы зарубежных художников XVIII - начала XIX века. Время от времени здесь проходят выставки работ современных мастеров.

У стен Мраморного дворца долго стоял бронеавтомобиль «Враг капитала». Машину установили в память о Ленине, выступившем на броневике подобной модели в 1917 году. Сейчас здесь находится авторства Паоло Трубецкого, работавшего над ним в начале 20 века. Ранее он стоял на Знаменской площади, неподалеку от современного Московского вокзала. Памятник был создан как дань памяти основателю Сибирского пути. Скульптура запечатлела не знакомый по парадным картинам облик императора, а истинное портретное сходство. В 1919 году на памятнике появилось ироническое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». Также он был задействован в празднике, посвященном десятилетию Октябрьской Революции. Памятник поместили в клетку, украсили серпом, молотом и эмблемой «СССР». С 1937 года монумент покоился в Русском музее и был возвращен городу лишь в начале 90-х годов.

ул. Миллионная, д. 5/1

Троицкий мост

Изначально был наплывным мостом, названным Троицким в честь находящейся неподалеку площади. Постоянный разводной мост был сооружен в начале 20 века в честь двадцатипятилетия со дня бракосочетания Александра III и Марии Федоровны. Решетки и фонари оформлены в стиле модерн архитекторами Рене Патульяром и Винсентом Шабролем, гранитные колонны с бронзовыми рострами и орлами на вершинах - Амандусом Адамсоном. Троицкий мост пережил две реконструкции. По легенде, именно над этим архитектурным памятником Валерий Чкалов пролетел во время своего знаменитого беспосадочного полета по маршруту Москва - Северный полюс.

Троицкий мост

Территория принадлежала графу Александру Воронцову, который отрекся от собственных прав. По решению соседа, генерал-фельдмаршала Николая Салтыкова, здесь был разбит сад. В 1818 году государство выкупило участок, и на этом месте была создана площадь, над планом которой работал Карл Росси.

В центре площади установили бронзовый памятник полководцу Александру Суворову, над которым работал Михаил Козловский. Первоначально он стоял на Марсовом поле. Суворов изображен в аллегорическом образе бога войны Марса. Это был первый в стране памятник некоронованной особе, воздвигнутый по указу Павла I в честь победоносного похода полководца в Италию.

Был возведен в 1788 году Джакомо Кваренги в стиле классицизма и принадлежал купцу Гротену. Дом сменил еще нескольких хозяев и по повелению Екатерины II был куплен государством и презентован Николаю Салтыкову в качестве благодарности за воспитание Константина Павловича, любимого внука императрицы. Частым гостем дома был Александр Суворов, именно здесь фельдмаршалом армии назначили Михаила Кутузова. До Октябрьской революции дом арендовали различные зарубежные посольства. Несмотря на то, что здание несколько раз перестраивалось, в Белом зале и вестибюле уцелели прекрасные интерьеры. Сейчас здесь располагается Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Дворцовая наб., д. 4

Первоначально здесь произрастала еловая роща. Чуть позже Доменико Трезини выстроил павильон для Петра I, где царь проводил часы отдыха. В 1750 году Бартоломео Растрелли воздвиг на освобожденном пространстве Оперный дом, где давали выступления европейские труппы. Долгое время здание арендовал итальянский театр. Через 22 года Оперный дом был снесен, и началось строительство особняка личного секретаря Екатерины II, Ивана Бецкого. Среди гостей чиновника были Дени Дидро и Иван Крылов. Именно здесь баснописец занялся издательской деятельностью и выпускал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

В 1830 году особняк был выкуплен государственной казной и презентован принцу Ольденбургскому. Архитектор Василий Стасов заново отделал здание. Сын принца Ольденбургского продал особняк Временному правительству за 1,5 миллиона рублей. После Октябрьской революции внутренние покои были разбиты на коммунальные квартиры, затем в бывшем дворце появился музей и кружок имени Салтыкова-Щедрина. Во второй половине 20 века особняк соединили с домом Салтыкова, поэтому здесь также располагается крыло Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Одно из старейших зданий города было построено в 1714 году. Доминико Трезини создал барочный дворец, очень простой и скромный внутри. Снаружи здание декорировано барельефами, изображающими события Северной войны. Во дворце 14 комнат и 2 кухни. Дворец строился для отдыха Петра I летом. После смерти царя здесь проживали сановники, а при Александре I дворец стал общедоступным. В 1934 году в нем открыли музей. В середине 20 века была произведена большая реставрация. Сейчас здание является филиалом Русского музея.

Был задуман как регулярный парк и личная резиденция царя. В 1704 году начались официальные ландшафтные работы. В течение 15 лет сад приобретал желаемый облик. В него начинали пускать посетителей, делали это выборочно и по воскресеньям. Композицией Летнего сада занимался Жан Батист Леблон, а Бартоломео Растрелли создал деревянный дворец для Анны Иоановны, каскад «Амфитеатр» и фонтан «Коронный». Сад заполнили венецианские скульптуры, став, наряду с фонтанами, его главным украшением. Позже наводнение разрушило фонтаны и павильон «Грот», которые было решено не восстанавливать. Ограда появилась в 1784 году, а в 1855 году здесь был установлен памятник Крылову. Постепенно сад приобрел черты пейзажного английского парка и полностью открыл двери для публики. В 2012 году закончилась реконструкция Летнего сада, планировке которого придали первоначальный вид.

наб. Кутузова, д. 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Дворцовая набережная изначально называлась Верхней набережной. Строилась она в глубине участков, ведь в начале XVIII века болотистые берега Невы ещё не был укреплёны. Проходила она в середине квартала между Миллионной улицей и набережной Невы. В связи с расширением земельных участков, уже в 1716 году она была смещена к северу. По мелководью реки побили сваи и устроили дошедшую до наших дней набережную.
В апреле 1707 года выходит указ, согласно которому начинается строгий регламент отвода участков под застройку. Первоочередным при этом становилось служебное и имущественное положение просителей. В этом же указе устанавливались размеры земельных наделов. Узкая сторона каждого надела выходили на сторону берега Невы. Предназначались участки только лицам, имеющим отношение к Адмиралтейскому ведомству.
Застройка современной Дворцовой набережной. Что на левом берегу Невы, началась еще с первых лет существования Петербурга. В 1705 году здесь появился первый дом, принадлежавший генералу-адмиралу Ф.М. Апраксину, в 1707 году отстроили Кикины палаты. Уже к середине 1710-х годов проводились работы по укреплению береговой линии Невы на участке дворцовой набережной. Берега укрепляли деревянными стенками, вдоль набережной появлялись пристани. Таким образом, удалось отодвинуть русло реки не менее чем на восемьдесят метров. В тридцатые годы XVIII века вместо дома Апраксина был построен Зимний дом для императрицы Анны Иоанновны. Со второй половины XVIII столетия набережная именуется Миллионной.
К шестидесятым годам миллионную набережную переодели в гранит, здесь появились полукруглые спуски к Неве. Но так как строительные работы архитектора Игнацио Росси выполнялись некачественно, позже набережную пришлось перестроить по проекту Ю.М. Фельтена. В результате, берег Невы «отодвинулся» еще на двадцать метров.
На набережной находился Почтовый двор (на месте современного Мраморного дворца) из-за чего ее часто называли Почтовой. В шестидесятые годы XVIII века появились Эрмитажный мост и Верхне-Лебяжий мост, которые соединяли Дворцовую набережную с набережную Кутузова.
К концу XVIII века на территории Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге уже появляется масса интересных зданий. Это и здания Эрмитажа, и Эрмитажный театр, и Мраморный дворец, и дом Салтыковых, и многие другие. В XIX веке здесь были построены дворцы Ново-Михайловский и Великого князя Владимира Александровича, служебный корпус Мраморного дворца.
После 1917 года набережная стала набережной 9-го января.
Дворцовая набережная соединяется с Васильевским островом разводным Дворцовым мостом, который появился тут в начале XX века. С Петроградской стороной набережная соединяется Троицким мостом, возведенном тут на рубеже XIX – XX веков.

Публикации по теме