Что такое успенский собор. Успенский собор - историко-архитектурный шедевр московского кремля

Современный статус

Архитектура

Интерьер

Некрополь Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I:4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещен в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895-1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах - узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля - Успения Богоматери - формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV - сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора - митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена - совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303-1325 годах, великий князь Владимирский в 1319-1322 годах, князь Новгородский в 1322-1325 годах - могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) - мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне - в Елоховской церкви.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45"03.6"N 37°37"01.9"E

Московский Кремль - древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля , в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором - им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен - на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора - он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного . Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке...

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

... и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус

Введение

Тема моего реферата актуальна тем, что на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль - отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения. По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли. Сначала немного о памятнике архитектуры…

Строительство Успенского собора

"СердцеМосквы"

В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

Во второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции - Московского Кремля.

В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру в Москву, которая тем самым становится центром православной Руси. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

Великий князь дает поручение русскому послу в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства - Успенского собора - подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция "Москва - третий Рим", согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим - Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму - 10 рублей в месяц - болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

Строительство московского Успенского собора в Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов. Во внешнем облике собора повторены наиболее характерные формы древнерусской архитектуры в содружестве с необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. "Яко един камень!", - так говорили летописцы. Интерьер Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом. Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций "Семи вселенских соборов", расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

Сохранившийся до наших дней величественный иконостас уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе.

Икона "Спас Ярое Око" из иконостаса Успенского Собора

В наши дни Успенский собор - сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства - икона "Святой Георгий" XII века, "Спас ярое око" - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного - "Мономахов трон". Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

В юго-западной части собора находится шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха Гермогена.

Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.


Успенский собор. Вид с юга.Май 2001 г.

На протяжении многих столетий в ризнице Успенского собора хранились русские святыни, многие из них теперь можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Строившийся для проведения парадных церемоний и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее - коронации императоров. В соборе совершался ритуал "поставления" (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея "Московский Кремль", где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.

(рус. Успенский собор; англ. Dormition Cathedral)

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Успенский собор Московского Кремля – одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Это старейшее, полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор, на месте нынешнего, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года, на месте прежнего деревянного храма, был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси –Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, от древности и от многих пожаров, грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». Строительство нового собора, огромных для того времени размеров, было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора, с требуемой прибавкой в 1,5 сажени, составляла примерно 40 м, ширина – 34 м и высота – около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши, и туда были помещены мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Собор часто страдал от пожаров. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. И в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Семен Толбузин, за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц, уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти. В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Так, сообщается, что итальянский мастер велел «изнова рвы копати», глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке «колеса» (блоки), в результате чего «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети». Здесь, в 1498 году, Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки), в обход своего старшего сына Василия, от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI века, Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 году, по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV, в 1547 году, царским венцом.

Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV века, когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры. В 1486 году, накануне своей смерти, верейский князь Михаил Андреевич дал «к Пречистой соборной церкви на Москву, протопопу и священником, в Ерославском уезде, свое село Татаренки в Заечкове со всем, что к тому селу исъстарины потягло по своей души, после своего живота». Интересно, что этот вклад был условным – оговаривалось, что если бы Великому Князю потребовалось это сельцо, то он мог забрать его себе, дав протопопу и священникам Успенского собора за него 60 рублей. Помимо прямых земельных вкладов собору жертвовали и деньги, с условием покупки на них земли.

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора, и в 1630-х годах размер достиг максимума. Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов, в 1598 году, дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца Лжедмитрия I, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор «со оружием и дреколием», как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и «извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позорища многими позоры». Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство, 21 июля 1605 года, патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

После избрания в 1606 году, на Красной площади, Василия Шуйского его сторонниками царем, он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы, с остатками своего войска, Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе, в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора, и московских жителей специально привезенный из Старицы, бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 годах.

В 1624 году, угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены, с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному рисунку («вспарушенной» конфигурации), с армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так, в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского – из 11-ти). Из патриаршего казенного приказа выдавались свечи и церковное вино. Причем до 1675 года свечные огарки поступали в пользу причта, но после стали отдаваться назад, в патриарший казенный приказ, где их перетапливали на свечи.

В 1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим, дошедшим до нас, образцом фресковой живописи на территории Кремля. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами. В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. Собор из противоаварийных соображений был связан в уровне пять сводов дополнительными связями.


В XVII веке (а вероятно и ранее), дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. С 1654 году дворы Успенских соборян были «обелены» (освобождены от налогов), но в начале XVIII века Петр I, несмотря на свою жалованною грамоту, взимал с дворов «банные» деньги, в размере 1 рубля с каждой бани.

В 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников. Ближайшее заведование Успенским собором и его духовенством принадлежало московской Синодальной Конторе, начало которой, как самостоятельного учреждения, было положено указом Петра I от 19 января 1722 года. 24 мая 1721 года Синод издал указ о том, чтобы «в Москве к соборным и знатным приходским церквам» рукополагать в священники и дьяконы учеников московских «Славено-Латинска диалекта школ». От духовного лица, которое хотело сделаться протодьяконом Успенского собора, кроме того требовалось «громогласие». Для того чтобы избрать вполне достойного протодьякона, отличающегося «громогласием» иногда устраивали состязание между несколькими кандидатами в церкви двенадцати апостолов.


Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября 1812 года, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся до 8 сентября, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что поселившийся в нем, со своей гвардией, Наполеон должен был на время оставить его. Раки святителей московских – Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено, осталась только рака святого митрополита Ионы и часть риз на иконах, находящихся на третьем ярусе иконостаса, с правой стороны. Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так, они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчовых облачений. Насколько было велико опустошение собора видно из того, что на его возобновление издержано было 192 135 рублей 54 копейки.

Собор был отреставрирован и заново освящён 30 августа 1813 года, епископом Дмитровским Августином (Виноградским). 2-го февраля 1818 года для Успенского собора были установлены новые штаты, по которым священно- и церковно-служители стали получать следующее содержание: протопресвитер – 2000 рублей, сакелларии по 950 рублей, четыре пресвитера по 850 рублей, протодьякон 1000 рублей, 4 дьякона по 750 рублей, псаломщики и пономари по 150 рублей. В 1822 году император Александр I даровал некоторым служителям дополнительное содержание: сакеллариям «как хранителям Ризы Господней и святыни собора вообще» и двум пресвитерам, приставленным к мощам святого Петра митрополита – по 250 рублей, псаломщикам и пономарям по 150 рублей.


Первым старостой Успенского собора 29 января 1817 года, стал московский, 2-й гильдии, купец Сергей Федорович Болдырев. В обязанности старост входило заведование церковным хозяйством собора совместно с сакеллариями, под высшим наблюдением протопресвитера.

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.

В конце XIX - начале XX века была произведена реставрация Успенского собора. Новые откосы, чтобы меньше повредить роспись стен, делались не каменными, а алебастровыми по проволочной сетке. По найденным остаткам восстановлены валики окон второго яруса, а по аналогии – и окон абсид. Восстановлены и валики окон малых барабанов, но здесь, из-за малой толщины стенок, не перелицовывали кладку, а сделали профиль только из штукатурки. Много споров вызвал вопрос о покрытиях собора. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около 3 аршинов от вершины, в кладке обнаружены железные ушки, для растяжек к нему. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.


Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917 года. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы. 20 ноября 1918 года собор был обследован архитектором Московского дворцового управления, академиком И.В. Рыльским, а сметы на реставрацию составлены архитектором В. Марковниковым. Одна из пояснительных записок, относящихся к реставрационным работам в Кремле, сообщает, что «работами 1917- 1918 годов было почти все исправлено, и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Последняя, перед закрытием храма, служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии – епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. В период конца 10-х - начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон.

На протяжении 1930 -1940-х годов, из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего, упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом, из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 год было сдано 1219 предметов). Состояние собора резко ухудшилось, протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. Лишь в 1946 году начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе. Обследование стенописи в интерьере собора показало, что в центральном барабане пробоина (1917 г) не была оштукатурена, часть росписей была расчищена и вновь записана в 1914-1917 годах (северный неф). В южном нефе закончены главы и своды, а на стене и столбах живопись была лишь расчищена. Комиссия приняла решение провести только консервационные работы, при которых вся поверхность настенной живописи была укреплена, промыта и приведена в экспозиционный вид. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости восстановить отопление и электроосвещение в соборе, что было сделано лишь в 1949-1950 годах.

В 1954 году, после долгого перерыва, организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский (экскурсовод Н.В. Гордеев) и Благовещенский (экскурсовод Е.И. Сергеева) соборы, а с 20 июня 1955 года Кремль открывается для свободного доступа посетителей. В феврале 1960 года он был передан в ведение Министерства культуры СССР.

В 70-х годах начинается комплексное исследование памятника на основе программы, утвержденной Ученым советом Музеев Кремля еще в сентябре 1964 года. Оно предусматривало выяснение технического состояния ограждающих конструкций здания, его фундаментов, сводов, подпружных арок и связей, а также причин, вызывающих повышенную влажность и засоленность кладки, что вызывает повреждение и разрушение стенописи в соборе. В течение 1974-1976 годов, была проведена цементация фундамента по периметру здания и у восточных пилонов, для предотвращения его осадки. Новая система кондиционирования воздуха обеспечила поддержание стабильных параметров температуры и влажности в соборе, необходимых для создания оптимальных условий сохранения памятников в его интерьере.

Успенский собор сегодня - величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники поражаются величеством и высотою, светлостью и пространством собора.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный – на четыре, западный и восточный – на три. Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Наиболее ответственные элементы здания – подпружные арки, своды и барабаны сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см). Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14,5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Нижний свет Успенского собора состоит сейчас из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий. Новым, в композиции Успенского собора, было, также, применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.


Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Своды Успенского собора представляют особый интерес – двенадцать равновеликих частей были перекрыты: пять – барабанами, семь – крестовыми сводами. В архитектуре великокняжеской Москвы, крестовые своды были применены Аристотелем, по-видимому, впервые, хотя домонгольская Русь их знала. Как средний, так и угловые барабаны, в соборе, расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Диаметр же центрального барабана, приблизительно на метр, превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного, широко расставленными стройными круглыми столбами.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 годов (над ними работала группа из 150 художников, во главе с царскими изографами – Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым), и грандиозный иконостас 1653 года, созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII веков, в Успенском соборе, является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов, в период собирания русских земель. Особенно интересна огромная композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене собора.

Царское моленное место – Мономахов трон, было создано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. Квадратное в плане сооружение, со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчано затейливым шатром, с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах, на стенках, иллюстрировано «Сказание о Князьях Владимирских», повествующее о привозе, на Русь, царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен святой Петр, и до 1700 года, собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках - мощехранительницах. Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон – является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Публикации по теме