Современный статус военно-морских захоронений. Традиции военных похорон Гавайи: гладь морская жаждет принять своих детей

Сброс радиоактивных отходов в море с целью захоронения (дампинг).


Сброс (dumping) - это термин, имеющий особое значение; его нельзя смешивать с засорением (загрязнением) мусором или выбросам по трубам. Сброс - это доставка отходов в открытое море и выбрасывание их в специально отведенных для этого местах. С барж, вывозящих твердые отходы, последние сбрасывают через донные люки. Жидкие отходы обычно выкачивают через погруженную в воду трубу в турбулентную кильватерную струю судна. Кроме того, некоторые отходы захороняют с барж в закрытых стальных или иных контейнерах.

Захоронение радиоактивных отходов на дне морей и океанов практикуется с момента появления атомных реакторов на судах. Первыми это сделали США в 1946г., затем Великобритания - в 1949г., Япония - в 1955г., Нидерланды - в 1965г. Первым морской могильник жидких радиоактивных отходов появился в СССР не позднее 1964г., официальных данных об этом, естественно, нет.
Радиоактивные отходы замуровывались в специальные контейнеры, которые теоретически не разрушаются морской водой и глубинным давлением.

По выработанным МАГАТЭ рекомендациям хоронить их полагается на глубине не менее 4000м, на достаточном удалении от континентов и островов, в стороне от основных морских путей и в районах с минимальной продуктивностью моря, то есть там, где не ведется промышленный лов рыбы и других морских животных.
На Западе информация о местах захоронения с указанием точных координат, глубины, массы, числа контейнеров и т.п. доступна не только специалистам, но и независимым исследователям. Расчеты официальных экспертов достаточно оптимистичны:в течение 500 лет даже при существующих уровнях сбросов на одной площадке индивидуальные дозы облучения не должны достигнуть значительных величин. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты, и на IX консультативном совещании членов Лондонской конвенции в 1985г. единый подход к проблеме захоронения на дне морей и океанов выработать не удалось.
К этой конвенции СССР присоединился 15 лет назад. Ответственным за выдачу специальных и общих разрешений на сброс радиоактивных отходов был определен (по согласованию с Минрыбхозом) Госкомгидромет СССР.

Характерна сама техника захоронения. Считается, что контейнеры не подвержены разрушению водой и давлением, полностью герметичны, и контакт их содержимого с окружающей средой исключен, хотя бы на определенный период. На практике контейнеры просто сбрасывали в воду, а если они не тонули... их расстреливали.
Существует и такая техника захоронения. Радиоактивные отходы складируются на списанных судах ВМФ и Минморфлота, и когда ставить контейнеры с отходами уже некуда, суда буксируются в океан и - с благословения Минздрава СССР - топятся.
Именно так в 1979г. буксировали баржу, загруженную твердыми радиоактивными отходами. Капитан доложил о чрезвычайном происшествии:баржа исчезла, за кормой буксира болтался пустой трос. Созданная комиссия так и не смогла добиться от капитана, когда и а какой точке он потерял баржу с секретным грузом. Однако споры в комиссии велись главным образом относительно того, кто вместе с капитаном будет отвечать за случившееся:ВМФ или Министерство судостроительной промышленности. Существовавшие в то время инструкции носили противоречивый характер, так что спорили и впрок: кому отвечать за такие происшествия в будущем. Вопрос о том, чтобы найти баржу и предупредить радиационное заражение рагиона, членов комиссии волновал куда меньше.
Не соблюдаются и норма МАГАТЭ по содержимому затапливаемых контейнеров. Как утверждают очевидцы, в одном из контейнеров находится не менее ста отработавших тепловыделяющих сборок с ядерной установки ледокола "Ленин". В 1984г. в заливе Абросимова близ архипелага Новая Земля, был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160Р/ч. После "доработки" его здесь же и затопили.
Несерьезно сравнивать с рекомендациями МАГАТЭ и глубины затопления радиоактивных отходов в районе Новой Земли. Вместо положенного минимума в 4000м, они колеблются от 18 до 370м. Между тем этот район соседствует с населенным архипелагом, близок к континенту, здесь проходят активно используемые морские пути, ведется промысел рыбы и морского зверя.
Совсем просто поступали с жидкими радиоактивными отходами: их сливали в западном секторе Баренцева моря, иногда в квадратах, где тральщики ловили рыбу. Какое уж тут согласование с Минрыбхозом! До самого последнего времени мы считали Арктический регион своим внутренним морем и хозяйничали там, как хотели или умели. Жители Новой Земли весьма обеспокоены ядерными могильниками у берегов архипелага. Пятая внеочередная сессия Мурманского областного совета в августе 1991г. потребовала открыть архипелаг и прилегающие акватории для научных исследований, в которых могут участвовать и международные эксперты, например из "Гринпис".
В 1992г. аппарат Президента России рассекретил данные о загрязнении северных и дальневосточных морей:"В 1959-1992гг. наша страна сбросила в северные моря жидких радиоактивных отходов суммарной активностью около 20,6 тысяч кюри и твердых - суммарная активность около 2,3 миллиона кюри. В морях Дальнего Востока эти величины составили соответственно:12,3 и 6,2 тысячи кюри. По мнению экспертов, потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин". Всего затоплено 12 реакторов и их частей без ядерного топлива (в том числе три на Дальнем Востоке) и семь аварийном состоянии с невыгруженным ядерным топливом (все на Севере)".
Эти данные представлены Россией в секретариат Лондонской конвенции и в Международное агентство по атомной энергии.
Несомненно, что нам или нашим потомкам предстоит огромная работа по дезактивации морей и океанов, в том числе подъем затонувших или затопленных атомоходов, а также покоящихся на незначительных глубинах контейнеров с радиоактивными отходами.

Захоронение РАО в морях с объектов Северного флота и Мурманского морского пароходства
Начиная с 1959 года, Северный флот регулярно производил захоронения радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Затапливались твердые и жидкие радиоактивные отходы, атомные реакторы, в том числе с невыгруженным топливом. Кроме того, в Баренцевом и Карском морях захоранивались РАО атомного ледокольного флота Мурманского Морского пароходства (ММП). Согласно последним оценкам, суммарная активность всех радиоактивных материалов, захороненных в Баренцевом и Карском морях, составила 38450 ТБк. ВМФ затапливали РАО также в Японском море, Тихом океане, Белом и Балтийском морях.

Жидкие радиоактивные отходы
Контурные воды реакторов и другие ЖРО сливались в моря с 1959 года. Последнее захоронение, ЖРО в море было осуществлено 1 ноября 1991 года. Эта практика может быть возобновлена, если не будет найдено приемлемого решения. Согласно требованиям к сбросу ЖРО, установленным ВМФ СССР в 1962 году, удельная активность для долгоживущих радиоизотопов не должна превышать 370 Бк/л, для короткоживущих – 1850 кБк/л. Соблюдались ли эти требования - неизвестно.

Анализ практики захоронения ЖРО в морях показывает, что наиболее высокоактивные отходы захоранивались в трех районах северной части Баренцева моря. ЖРО с меньшей концентрацией радионуклидов затапливались недалеко от побережья Кольского полуострова. На карте 1 представлены районы захоронения ЖРО в Баренцевом море.

С 1959 по 1991 гг. в Белом море были захоронены ЖРО удельной активностью 3,7 ТБк, в Баренцевом море – 451 ТБк, в Карском море – 315 ТБк. ЖРО активностью 430 ТБк были слиты в море в результате аварий в хранилищах отработавшего ядерного топлива, на подводных лодках и атомном ледоколе «Ленин». Суммарная активность жидких радиоактивных отходов, захороненных в Белом, Баренцевом и Карском морях – 880 ТБк (23771 Ки).

С 1987 года ЖРО с атомных подводных лодок Северного флота перерабатывались на танкере «Амур», оборудованном очистной установкой. После очистки вода сливалась за борт. С начала эксплуатации «Амур» переработал и слил в моря 975 тонн ЖРО.

ЖРО также захоранивались с плавтехбазах с проектным номером 1783А (класса «Вала») и со спецтанкера ММП «Серебрянка».

Твердые радиоактивные отходы
Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. В основном, ТРО упакованы в металлические контейнеры. Эти ТРО являются средне- и низко-активными и состоят из загрязненных металлических частей реакторных отсеков атомных подводных лодок, одежды и оборудования, использованного для работ с ядерными установками. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркуляционные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Часть ТРО помещали на суда и лихтеры и затапливали вместе с ними.

В период с 1965 по 1991 гг. твердые радиоактивные отходы были затоплены в 8 разных районах вдоль восточного побережья Новой Земли и в Карском море. Районы затопления в Карском море представлены на карте 2. В этих районах затопление ТРО производили Северный флот и суда технического обслуживания ММП.

Согласно Белой книге в Карском море затоплено 6508 контейнеров с ТРО, из них 4641 были затоплены Северным флотом. По документам ММП в море было затоплено 11090 контейнеров. Пароходство захоронило 1867 контейнеров отдельно и 9223 контейнера были помещены на суда и лихтеры и затоплены вместе с ними.

Во время первых операций по захоронению РАО в 60-х годах многие контейнеры не тонули, оставались на поверхности. Команда, выполнявшая операцию по захоронению, в качестве решения проблемы, с корабля расстреливала контейнеры для облегчения процесса затопления. Это происходило в заливе Абросимова на юго-восточном побережье Новой Земли. Более того, поступали сообщения о контейнерах, плавающих в Карском море. Один из них был найден на побережье Новой Земли. Позднее, проблема была решена тем, что контейнерам с РАО изначально придавали отрицательную плавучесть (нагружали камнями).

Помимо ТРО, затопленных в заливах вдоль восточного побережья Новой Земли, в Баренцевом море, у острова Колгуев, было захоронено судно «Никель». Судно было загружено 18 объектами объемом 1100 м3 с удельной активностью 1,5 ТВк.

Всего затоплено 31534 м3 ТРО с суммарной активностью около 590 ТБк: 6508 контейнеров, 17 судов и лихтеров и 155 крупногабаритных объектов.

Захоронение атомных реакторов
В Карском море было захоронено 13 реакторов с атомных подводных лодок. Шесть реакторов были захоронены с невыгруженным отработавшим ядерным топливом. Все реакторы были сняты с АПЛ, потерпевших серьезные аварии. Реакторы были настолько повреждены, а уровень радиоактивности высок, что выгрузить ядерное топливо не представлялось возможным. Реакторы были затоплены с невыгруженным топливом. Кроме того, три реактора с атомного ледокола «Ленин» были также захоронены в море.

Реакторы хранились от года до 15 лет со момента аварии, после чего их захоранивали в Карском море. 5 из реакторов, вырезанных из АПЛ, были заполнены твердеющей смесью на основе фурфурола, чтобы предотвратить выход радиоактивности в морскую среду. По оценкам российских проектантов ЯЭУ, такое заполнение предотвратит контакт ОЯТ с морской водой на сроки в несколько сотен (до 500) лет. Поскольку информации о техническом состоянии захороненных реакторов очень мало, большая неясность существовала с оценкой их суммарной активности. Весьма приблизительные расчеты были сделаны российскими экспертами на основе данных, приведенных в Белой книге, где суммарная активность реакторов с АПЛ с невыгруженным топливом оценивалась в 85 ПБк. Более поздние расчеты показывают, что активность - 37 ПБк.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды . Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов.

Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышаеся мутность воды. Наличие органических веществ чпсто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода.

Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод , содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса . У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества.

При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

В некоторых районах городские отходы не затопляются с барж, а сбрасываются в океан по специальным трубам; в других районах их сливают в накопители на суше или используют в качестве удобрений, хотя содержащиеся в стоках тяжелые металлы могут вызвать в отдаленном будущем неблагоприятные последствия. Широкая гамма промышленных отходов (растворители, используемые в фармацевтическом производстве, отработанные кислоты титановых красителей, щелочные растворы предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, металлический кальций, слоистые фильтры, соли и хлористые углеводороды) сбрасываются время от времени в разных местах.

Какой ущерб наносит морским организмам сброс подобных материалов? Мутность, появляющаяся при сбрасывании отходов, как правило, исчезает в течение суток. Сбрасываемый во взвешенном состоянии грунт покрывает грязью обитателей дна в виде тонкого слоя, из-под которого многие животные выбираются на поверхность, а некоторые замещаются через год новыми колониями таких же организмов. Илы бытовых отходов с высоким содержанием тяжелых металлов могут быть токсичными, особенно когда при соединении с органическими веществами образуется среда с пониженным содержанием кислорода; в ней могут существовать только немногие живые организмы. Кроме того, ил может иметь высокий бактериологический показатель. Очевидно, что промышленные отходы в больших объемах опасны для жизнедеятельности океана и поэтому не должны сбрасываться в него.

Сбрасывание отходов в океан как таковое еще нуждается в тщательном исследовании. Располагая надежными данными, можно по прежнему разрешать сбрасывать в море такие материалы, как грунты, но следует запретить сброс других веществ - например, химикатов. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. Глубоководные участки дна моря можно выделить для этой цели на основании таких же критериев, как и при выборе мест для городских свалок - удобства их использования и малой биологической ценности.

Интересные факты


Самые радиоактивные места. Топ 10.

10. Хэнфорд, США

У Американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населяющих Сибирь, существовал обычай отправлять умершего в ладье вниз по реке, которая несла свои воды в море или океан. Люди верили, а в некоторых уголках света и по сей день верят, что такой способ отправки близкого в последнее далекое земное путешествие поможет душе быстрее вознестись к богам. А родной дом, в котором жил усопший и где остались жить его близкие, таким образом будет защищен от злых духов.

Отражение этих верований мы находим и в египетской культуре, и в мифологиях других культур в виде концепции изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. По религиозным представлениям египтян, под землей находился иной мир, который назывался Дуат. Он изобиловал ужасными огненными озерами, ядовитыми змеями и чудовищами. Чтобы усопший смог преодолеть препятствие, строились специальный погребальные лодки. По образу ладьи, на которой бог Солнца совершал плаванье. Под навесом устанавливали саркофаг с мумией. Ладью окрашивали в зеленый цвет - цвет прорастающих колосьев, символ воскресения из мертвых в загробном мире.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II

Ритуалы похорон восходят, прежде всего, к этнокультурной традиции определенного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом деятельности умершего. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Веками людей хоронили вдали от родных берегов. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы поднимают доску. Раздается всплеск". По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Френсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. в знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишить умершего "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль.

Сегодня захоронение тела в море используется не столь часто. Если смерть случается на пассажирском судне, то тело сохраняется в специальном холодильнике, которым оборудуются все современные пассажирские лайнеры. На военных кораблях и подводных лодках, находящихся в длительном плавании, может использоваться кремация. Для этого устанавливаются специальные печи, работающие на солярке. И все же ритуал захоронения в море продолжает существовать во многих частях света. Хотя есть страны, где такое погребение запрещено, например в Нидерландах. Но даже в этой стране немало людей, которые выбирают для себя именно этот способ погребения. Как правило это те, чья жизнь так или иначе была связана с морем. Тела голландцев, выбирающих морское захоронение, доставляют в Великобританию английским судном, поскольку на голландском корабле, буровой платформе или воздушном судне вступают в силу законодательные предписания этой страны.

В Великобритании морское захоронение узаконено. Ежегодно таким образом прощаются с 15-20 умершими европейцами. Здесь можно "предать тело морю" в местечке Newhaven или близ острова Wight. Перед погружением в гробу делаются отверстия для проникновения в них морской воды. Затем с помощью стальных канатов к днищу гроба прикрепляют бетонную плиту.

В Англии существует ряд ограничений: тело умершего не может быть бальзамировано из-за опасности выделения ядовитых веществ, пагубно влияющих на морских обитателей, в частности мидий. Английские инструкции по погребению в море предусматривают также предоставление в обязательном порядке справки об отсутствии у умершего СПИДа или вируса гепатита.

В России погребение в воде тоже разрешено законом. Вот что сказано в законе "О погребении и похоронном деле": погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В США законом разрешается прямое захоронение тела на морской глубине. При этом тело покойного может быть захоронено минимум за 150 миль от ближайшего берега, за пределами государственных границ. Но у такого способа захоронения есть свои недостатки. Нередки случаи, когда тела выносились на берег морскими течениями или рыболовные траулеры поднимали со дна моря гробы. Поэтому в качестве альтернативы прямому захоронению тела в морских водах существуют другие способы. Например, развеивание праха после кремации над морской гладью или захоронение урны с прахом на морском дне. Предлагается в Соединенных Штатах и еще один способ захоронения праха усопшего, который, кроме всего прочего, используется для восстановления природных рифов. Прах смешивается с цементом и отливается в форму диаметром около одного метра. Он представляет собой пустотелую полусферу с отверстиями. К полусфере крепится бронзовая табличка с именем усопшего, датами рождения и смерти, эпитафией. Похоронное бюро передает искусственный риф природоохранной организации, которая погружает подводный памятник на глубину около 100 метром на расстоянии 12 миль от берега. Искусственные рифы в течение нескольких дней населяются мелкими обитателями морских глубин, в течение трех месяцев на них поселяются колонии полипов. Таким образом, искусственные рифы используются для создания новой среды обитания морских организмов и помогают восстановлению экосистемы морского дна.

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо…

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? «Народная газета» попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море
Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища
Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая «мертвая зона», где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?
Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком
Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для «Народной газеты Сочи» один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами…

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни
Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

– Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море, – пояснил Александр Мамлай, – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.

Предать тело воде – один из самых давних способов отпускать умершего в последний путь.

Практика водного погребения издавна существовала в различных культурах: преимущественно тех, чья жизнь проходила рядом с морем или океаном. Морские викинги спускали на воду и отправляли в путь свои знаменитые ладьи-драккары с покойным и необходимой для загробной жизни утварью на борту. Более распространённой у народов, населявших территорию современной Европы была практика обертывать тела почивших членов экипажа судна плотной тканью и предавать пучине.

Захоронение в море сегодня

Многие причины, толкавшие некогда людей на предание умерших воде, сегодня канули в прошлое. Раньше могилой умершего моряка или пассажира по определению становилась вода – тело нельзя было сохранить, что неизбежно влекло риск заражения всех на борту. В наши дни тело помещают в морозильную камеру, которая обязательно есть на всех кораблях.

Возможность же погребения тела в море по-разному регулируется законодательством разных стран.

Великобритания – "владычица морей" – можно

На территории бывшей "владычицы морей" погребение в море разрешено законом. Каждый год несколько десятков британцев выбирают подобный путь отойти в мир иной. Для морского погребения предусмотрены специальные места, наиболее популярны из которых Нью-Хейвен и остров Уайт.

Гроб предварительно просверливают, чтобы обеспечить доступ циркуляции воды. В качестве дополнительного груза стальными верёвками снизу прицепляют бетонный швеллер. Но не всё просто: нельзя, например, пропитывать тело бальзамирующим составом, поскольку это может отравить морские организмы (особенно уязвимы мидии).

Требуются медицинские документы, подтверждающие, что покойный не был болен ВИЧ, гепатитом и другими инфекционными заболеваниями.

Нидерланды – воды много, хоронить нельзя

В Нидерландах, несмотря на морское прошлое этого государства, захоронение в море запрещено. Впрочем, желающих упокоиться именно таким образом, довольно много – чаще всего это те, кто провёл на воде большую часть жизни.

В итоге, тела транспортируют в Великобританию – причём только на корабле под британским флагом, поскольку все плавательные средства Нидерландов находятся под юрисдикцией этой страны и подпадают под действия её законов.

Гавайи: in the abundance of water, the dead is thirsty

Коренные жители Гавайских островов по-прежнему предают своих умерших воде в силу древних традиций, связывающих их промысел и быт с океаном. Но в наши дни эта традиция понемногу начинает разрушаться.

Австралия – нельзя, но если хочется, то можно

В Австралии погребение в море запрещено, но не жёстким образом: обряд можно провести, если получить специальное разрешение.

США – можно и на дне моря

В США закон допускает погребение тела прямо на дне моря, но за пределами территориальных вод государства – минимальная дистанция от побережья 240 км. Зачастую, однако, останки подхватывало придонными течениями и выбрасывало на сушу, или их случайно захватывали сетями рыболовные суда. Это привело к тому, что всё больше связанных с водной стихией людей завещают развеять их прах над морем, либо предать захоронению в воде урну с пеплом.

Новый тренд похорон – прах в основание рифа

Ещё одни способ предания морю, ориентированный на экологию, становится популярен в последние годы: речь идёт захоронение праха в основании искусственного рифа.

Прах помещается в искусственную полусферу с пустотами, которая опускается к основанию рифа (на глубину около ста метров и расстоянии 20 км от побережья) и закрепляется. Ставится табличка с именем, датой рождения/смерти покойного и эпитафией.

Заказ на “рифовые похороны” принимает ритуальное агентство, которое поручает операцию подводного захоронения экологам. Через три месяца на подводных могильных сооружениях начинают расти коралловые полипы.

Россия – только военные моряки в чрезвычайных обстоятельствах

Устав ВМФ РФ предписывает хоронить погибших и умерших военных моряков на суше. Предание морю разрешено лишь тогда, когда доставить тело на берег невозможно.

Умершего заворачивают в парусиновую ткан и зашивают края, к ногам крепят груз, покрывают флагом ВМФ, на который кладут фуражку.

В случае смерти офицера на флаг рядом с фуражкой кладут крест-накрест кортик и ножны. Ордена и медали размещают подле гроба на специальных подушечках, но в пучину не отправляют. Погребение проходит при участи почетного караула.

Церемония прощания с телом на воде по уставу ВМФ России

Перед тем, как тело будет опущено в воду или отдалится от судна на катере/шлюпке, передаётся сигнал "Большого сбора", когда все члены корабля размещаются на палубе сверху. Звучит траурный марш, потом - тройной залп из ружей (холостыми). После 1-го залпа экипаж поёт гимн Российской Федерации. Плоскость, на которой был размещён усопший, подносят к борту, начинают поднимать под углом, тело соскальзывает в воду и погружается.

Кормовой флаг приспускают на половину высоты. Вновь приподнимут его тогда, когда тело предано воде, а катер или шлюпка, осуществлявшие погребение на расстоянии менее 350 метров от судна.

В судовой журнал заносятся координаты места погребения, которые впоследствии передают семье умершего.

Возможно, вам будет интересно:

Военные похороны - это ритуал, который направлен на погребение тела военного умершего, существующий практически во всех странах мира.

В этой статье мы поделимся с вами интересной информацией про традиции военных похорон в России и других странах. Приятного чтения!

Традиции военных похорон в России


Во время захоронения военных траурная музыка является обязательным обрядом. Во время проведения церемонии звучат патриотические произведения. Погибшему солдату или воину отдается честь. Музыка выступает в качестве благодарности за его заслуги.

Традиции похорон в России можно разделить на два периода - Имперский и современный.

В Имперском периоде похороны проходили по разному для разных людей, в зависимости от их чина. В отличие от обычных похорон, военные похороны происходят с отданием воинских почестей погибшим.

В качестве таких воинских почестей выступали:

  • почетный эскорт или караул;
  • выходная форма одежды всех участников данного мероприятия;
  • использование государственной или военной символики;
  • незначительный спуск государственного флага;
  • незначительный спуск государственных и военных атрибутов;
  • прикрепление к гробовой крышке головного убора, в зависимости от чина, который занимал умерший военный, орденов и оружия;
  • накрывание гроба полотном флага, которое соответствует чину военного;
  • использование тягача, как катафалки;
  • салют;
  • отличное от других место захоронения погибшего военного.

В настоящее время военные похороны проходят в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

В данный момент почестей достойны следующие граждане:

  • солдаты, погибшие в результате защиты Родины, а также граждане, погибшие в результате прохождения воинской службы;
  • служившие на протяжении 20 лет и более;
  • Граждане, которые получили звание героя Советского союза;
  • Граждане, которые получили звание героя российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы;
  • Граждане, участвующие в военных действиях, а также ветераны военных действий;
  • Граждане, занимавшие государственные должности в стране;
  • лица, получившие некоторые заслуги перед Отечеством.

Хоронят военных людей в форме и с наградами на груди. При захоронении военного применяется почетный эскорт от отделения до роты. Так же к гробу идет почетный караул и военный оркестр. В зависимости от принятого решения начальником гарнизона, гроб с телом везут на специальной машине или лафете.

Гроб покрывают флагом государтва и прикрепляют головной убор, впрочем, это точно также, как и в Имперский период.

Перед захоронением флаг, оружие и головные уборы снимаются и отдаются самым близким родственникам умершего. Позади гроба идут военнослужащие граждане, которые несут почетные награды и медали погибшего. Каждый орден крепится к отдельной подушечке, а медали могут быть расположены по несколько штук на одну подушечку.

В случае, когда организация военного оркестра невозможна, вместо него приглашают сигнального барабанщика. Если местом захоронения военного будет служить другой населенный пункт, то гроб с телом умершего военнослужащего сопровождается до черты города.

Таким образом, отличие военных похорон от обычных заключается в отдании военных почестей. Все почести, которые отдаются военным умершим разделяются на несколько категорий, среди них:

  • Отдание военных почестей, которые символизируют выражение скорби. В этом случает незначительно спускается государственный флаг или воинская атрибутика.
  • Военный эскорт и караул, который означает уважение к погибшему солдату. Также все участники мероприятия надевают парадно-выходную форму и гремит салют.
  • Отдание почестей, которые показывают честь военного погибшего и его государственную принадлежность. Сюда относится применение воинской атрибутики во время ритуала, например, прикрепление к гробу оружия или головных уборов.

Публикации по теме