Алтарь собора сан лоренцо генуя. Кафедральный Собор (Сан-Лоренцо)

Кафедральный собор генуэзской епархии Сан Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) располагается неподалеку от площади Феррари и Герцогского дворца. Его возведение началось в 1110 году на месте погребения Святого Лаврентия и папы Сикста II, которые согласно легендам приняли мученическую смерть вблизи собора. Так это или нет, достоверно не известно, но под основанием крупнейшей ныне в Генуе церкви действительно покоятся стены и фундамент древнеримского храма, а также дохристианские саркофаги, а они прямое доказательство того, что когда-то здесь было кладбище.

Строили собор на протяжении трех веков на деньги, вырученные Генуэзским флотом за участие в Крестовых походах. Само собой, за столь долгий срок собор не раз перестраивали и реставрировали и снаружи, и внутри. Это объясняет смешение трех стилей: ренессанс, готического и романского.

История строительства и архитектурные особенности собора
Художественный внешний вид Сан Лоренцо отличается ассиметричностью: французские мастера, работающие над фасадом в стиле французской готики, планировали возвести на фасаде две колокольни. Однако Giovanni da Gandria предложил на месте незавершенной левой башни сделать лоджию, что и было воплощено в жизнь в 1477 году. В 1522 г. Pietro Carlone была достроена правая колокольня в ренессансном стиле, в ней разместились 7 колоколов. Сегодня эта шестидесятиметровая башня признана второй по высоте в провинции Лигурия.

Фасад собора состоит из трех порталов (трех больших ворот), возведенных в первой четверти XIII и кардинально отличающихся от общего стиля собора. Центральный портал получил название «Ворота Святого Лаврентия». Боковым, менее помпезным, дали имена Святого Готтарда и Святого Иоанна. Все три портала стилистически выделяются, ведь работая над ними, французские мастера пытались внедрить элементы готического стиля.

Полукруглое поле фронтона центрального портала содержит изображение Христа, перед которым стоит Лаврентий. Барельефы боковых порталов украсили львами мастера школы Бенедетто Антелами в 13 веке. В 1840 году были установлены еще два льва (автор Карло Рубатто): они охраняют лестницу, ведущую к порталам.

Облицован собор Сан Лоренцо черным и белым мрамором, выложенным чередующимися полосами.

Внутри собор три нефа, разделенных колоннадами. Колонны и венчающие их части были возведены из полихромного мрамора в 13 веке взамен тех, которые пострадали во время землетрясения. Те же, что сохранились, можно увидеть во втором ярусе: они выполнены из серого камня в романском стиле и датируются 11 веком. В 15 веке над нефом был надстроен купол. Его росписью до 1557 года занимался Галеаццо Алеси. Целиком же строительство было завершено в конце 17 века.

Собор богато украшен фресками, картинами и скульптурами авторства известных мастеров разных эпох. Так, над входом размещается фреска, изображающая Христа в окружении ангелов. На своде между нефом и алтарем располагает еще одна фреска – «Мученичество святого Лаврентия» (Ладзаро Тавароне). Особую ценность представляют фрески 13 и 14 века «Страшный суд» и «Прославление Пресвятой Богородицы».

Главная же достопримечательность Сан Лоренцо – капелла Святого Иоанна Крестителя (15 век), где хранятся частички мощей святого. Местные жители очень горды тем, что во время Первого Крестового похода их предкам удалось привезти их из Палестины (1098 год). В 1327 году святого провозгласили небесным покровителем Генуи. Некоторое время эта православная святыня хранилась в главном зале собора. Начиная с 1465 года, она находится в часовне рядом с алтарем (он украшен фреской-копией «Тайная вечеря»). К сожалению, приложится к ним невозможно: они помещены внутрь престола. Капелла украшена статуями тех времен.

Возле входа в собор, с правой стороны, располагается большой снаряд. Это память о 9 февраля 1941 года, дне, когда вся Генуя была обстреляна британским артиллерийским огнем. 381-миллиметровый бронебойный снаряд, выпущенный из «Малайи», пробил крышу храма, но не разорвался.

Музей кафедрального собора
Собирать ценные артефакты в единую коллекцию начали собирать еще в 12 веке. Их число постоянно росло во многом благодаря пожертвованиям аристократии и купцов Генуи. Однако не все их можно увидеть сегодня: из-за нехватки денежных средств многие были проданы еще до открытия музея. Сокровищница изначально размещалась в трех шкафах ризницы, и каждый посетитель храма мог рассмотреть экспонаты во время службы.

В столь стесненных условиях сокровищница находилась до конца Второй мировой войны. Franco Albini, которого пригласили спроектировать отдельное помещение для размещения актефактов, предложил разместить сокровищницу в подземном помещении храма.

Пол в сокровищнице выполнен из черного морского камня, а стены потолок – из серого камня.

Сегодня в музее хранятся более 500 артефактов, среди которых «Священная чаша» из полупрозрачного материала светло-зеленого цвета. Долгое время реликвию отождествляли с Тайной вечерей, полагая, что из нее пил Христос. На самом же деле ваза сделана из византийского хрусталя примерно в 9-10 веке. Кроме этого, в залах сокровищницы можно увидеть реликварии с прядью волос пресвятой Богородицы, серебряную статую Св. Лаврентия, в груди которой хранятся частички его мощей, крест Заккария с вкраплением дерева креста, на котором был распят Христос, честные руки Иакова Зеведеева и праведной Анны.

Информация для туристов
Как добраться: выйти на станции метро San Giorgio, или доехать автобусом № 42 до Piazza San Lorenzo.
Координаты для навигатора: 44°24"27"СШ, 8°55"53"ВД

Кафедральный собор Сан-Лоренцо является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь святого Лаврентия недалеко от площади Феррари, Герцогского дворца и престижных отелей Генуи .

Адрес: Piazza San Lorenzo, Генуя.

Часы работы: 08:00 – 12:00 и 15:00 –19:00.

Строительство Кафедрального собора Генуи

Работы по возведению собора велись в период с 12 по 14 века, освятили его в 1118 году, хотя здание было только начато. В первой четверти 13 столетия пристроили готические порталы, колонны для нефа соорудили в 14 веке. Спустя много лет после окончания строительства храма, в 16 веке, построили одну из башен по бокам фасада.

Согласно находкам археологов, которые были проведены в месте расположения храма, тут есть кладбище ранних христиан, основанное в эпоху Древнего Рима. Есть легенда, согласно которой в 3 веке недалеко от места собора, остановился святой Лаврентий и папой Сикстом II во время их поездки в Испанию. После их смерти тут возвели капеллу, а потом церковь.

Внешнее оформление здания храма

Экстерьер храма отличается ассиметричным оформлением, по бокам фасада возвышаются две башни, разные по структуре. Изначально предполагалась симметрия, однако левую не закончили, на вершине ее усеченного объема соорудили галерею. В правой колокольне расположено семь колоколов.

Фасад собора украшен три портала, соорудить которые пригласили мастеров из Франции, они выделяются на общем фоне, что свидетельствует о том, что храм хотели превратить готический храм по образу готических соборов во Франции. Одновременно с этим полихромное оформление порталов полностью соответствует архитектурной традиции Генуи.

На центральном портале есть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам находятся рельефы, которые интерпретируют дерево Ессея.

К фасаду здания ведет широкая лестница, бока которой оформлены двумя каменными львами, их изготовил скульптор 19 века Карло Рубатто. Еще два льва возвышаются на центральных кортфорсах, которые разделяют фасад на три части. Эти львы выполнены мастерами школы скульптора Италии, Бенедетто Анталами, который творил на рубеже 12-13 веков.

Еще два романских портала находятся в самом соборе, один из них соорудили в 1130 году на северном фасаде здания, он выполнен в честь святого Иоанна, украшен рельефами в стиле Космати. Второй портал содержит рельефы в пизанском стиле, его построили в 12 веке.

Декор Кафедрального собора изнутри

Интерьер храма украшают нефы, разделенные колоннами, причем сами колонны и их арки изготовили в 13 веке, они заменили романскую конструкцию, пострадавшую в результате землетрясения. Во внутреннем тимпане главного портала находятся фрески византийского мастера 14 века, имя которого неизвестно, они изображают сцены «Вознесения Богоматери» и «Страшного суда».

В левом нефе видна капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 15 веке. Капеллу оформляют статуи известных мастеров Италии 15-16 веков. С правой стороны расположена капелла святого Себастьяна, обрамленная двумя статуями 16 века. Левую капеллу в глубине правого нефа украшают фрески Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма 16 века.

В правом нефе можно увидеть бомбу, которая пробила крышу собора в феврале 1941 года во время бомбардировки, она тогда не взорвалась. В подземелье находятся сокровища Кафедрального собора.

Прогуливаясь по городу не забудьте посетить и Старый порт Генуи, который является одним из самых больших на территории Средиземноморья.

Март 12th, 2013

Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из главных достопримечательностей Генуи , для православных туристов иногда становящаяся главной целью поездки в Италию или паломничества в Лигурию. Но о православных реликвиях – в следующей статье, пока же о самом соборе.

По существующей легенде, именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Святой Лаврентий, мало известный на территории России, но широко почитаемый в Италии. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. Именно факту гибели на этом месте святого обязан собор своим именем.

Строительство кафедрального собора Святого Лаврентия началось в XII веке и продолжалось ни много, ни мало целых три столетия. Результат несомненно таких усилий стоил сполна. Фасад выполнялся в основном французскими мастерами и сегодня поражает сплетением светлого и тёмного мрамора и изяществом рельефов и скульптур.

Над главными воротами можно различить фигуру Христа — Судьи, а снизу – мучения святого Лаврентия , изжаренного, напомню, живьём на железной решётке. Кстати, по одной из версий, падающие в ночь Святого Лаврентия звёзды — ни что иное, как искорки от костра, на котором произошли мучения.

Собор Святого Лаврентия , как сокровищница, полон картин и фресок известных мастеров различных эпох. Приглушённый свет, к сожалению, не позволяет запечатлеть их и разглядеть мельчайшие детали, но тем больше интриги заключает в себе каждый уголок церкви.

Для того, чтобы разглядеть в левом нефе капеллу Святого Иоанна Крестителя с ракой, в которой хранятся частички мощей святого, необходимо опустить несколько монеток в урну справа. На залитом светом возвышении капеллы тут же появятся из тени и полумрака статуи пророков по бокам, мраморный балдахин 1541 года и за ним, у самой станы, рака в виде храма с мощами Иоанна Крестителя.

Справа от капеллы Иоанна Крестителя помещается вход в сокровищницу собора, где хранятся уникальные православные реликвии. О них – речь в следующей статье.

В правом нефе собора, в затемнённом углу, посетители недоумённо останавливаются около предмета, совсем не свойственного для убранства церкви (хотя что уж там, стоит вспомнить …). А именно, около огромного снаряда времён Второй Мировой. В 44-м Генуя значительно пострадала от бомбардировок британских истребителей. Во время одной из служб в кафедральном соборе Святого Лаврентия бомба проломила крышу и… упала на мраморный пол собора, не разорвавшись. Посчитав случившееся чудом Господнем, а храм – Святым местом, священнослужители решили оставить снаряд как символ силы Божьей.

В центральном нефе обратите внимание на свод собора с фреской Лаццаро Тавароне, изображающей святого Лаврентия . Не пропустите также красивейший орган, деревянные хоры и статую Мадонны около центрального алтаря.

На выходе остановитесь на мгновение и поднимите глаза – в тимпане скрыта великолепная фреска начала XIV с Деисусом, где Христос изображён на троне с двумя ангелами по бокам.

Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo ). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих .

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это .

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был (Filippo Brunelleschi) . Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо . Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Что посмотреть

Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого , появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.

Старая Сакристия

Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.

Новая Сакристия

В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».

Капелла принцев (Cappella Dei Principi)

Восьмиугольное помещение Капеллы принцевимеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.

Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)

Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.


Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).

  • Время работы: ежедневно, кроме понедельника.
  • Стоимость входа: 3,5 евро. Не стоит забывать, что церковь действующая, и в воскресенье можно посетить мессу бесплатно.
  • Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.

    Как же попали останки самого величайшего из смертных - Иоанна Крестителя в этот город?

    Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

    Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.

    В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа - крещение Господа нашего Иисуса Христа.

    Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.

    За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

    В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».

    В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая - святому апостолу Иакову Зеведееву.

    В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же - реликварий с власами Пресвятой Богородицы.

    В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.

    Публикации по теме