Верховный суд признал законным провоз в самолетах личных вещей сверх нормы ручной клади. Лоукостер «Победа» проиграл суд по вопросу провоза ручной клади

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Верховный суд (ВС) России отклонил иск авиакомпании "Победа", требующей частично отменить правила перевозки ручной клади, которые позволяют пассажиру брать в салон сверх нормы в 5 кг цветы, рюкзак, дамскую сумочку и некоторые другие вещи, передает корреспондент ТАСС.

"В удовлетворении иска авиакомпании отказать", - гласит решение суда. Ответчиками по иску выступали Минюст и Минтранс.

Как заявили гендиректор "Победы" Андрей Калмыков и адвокат Генрих Падва, авиакомпания обжалует решение. "Мы, конечно, будем это решение обжаловать, поскольку видим неисполнимость таких правил, - сказал Калмыков. - Но если решение вступит в силу, то после обжалования мы будем вынуждены пересмотреть наши правила". По его словам, "график оборота воздушных судов изменится", что приведет к повышению стоимости билетов.

По словам адвоката, компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Предыстория

Судебные тяжбы по делу начались весной. Авиакомпания после изменения законодательства о провозе ручной клади и введения обязательного бесплатного провоза минимум 5 кг багажа ввела свои правила: они не привязаны к весу клади, однако ограничивают габариты до 36х30х27 сантиметров в трех измерениях.

В апреле "Победа" проиграла суд с прокуратурой по вопросу соблюдения пункта 135 Федеральных авиационных правил. Согласно этому пункту, пассажиры, помимо установленной нормы бесплатного провоза багажа, в ручную кладь могут взять с собой на борт дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, детское питание, верхнюю одежду, костюм в портпледе, лекарства, устройство для переноса ребенка, трости, костыли, ходунки, кресло-коляску, роллаторы и купленные в магазинах duty free товары. В мае "Победа" подала в Верховный суд РФ иск с требованием признать частично недействительными новые правила провоза ручной клади в самолетах, которые были приняты осенью 2017 года.

"Победа" просила убрать из перечня бесплатных для провоза вещей дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, оставив в перечне все остальные пункты. При этом сумка, рюкзак и другие вещи допущены к бесплатной перевозке, если они соответствуют указанным компанией габаритам. Минтранс же настаивал на том, чтобы отложить рассмотрение дела. По словам его представителей, ведомство сейчас разрабатывает другой законопроект, который перенесет весь перечень из ФАП-135 в ФАП-133.

Позиции сторон

В суде на стороне "Победы" помимо Калмыкова и Падвы, выступал руководитель юридического отдела Алексей Танкевич. Авиакомпания мотивировала свой иск тем, что разрешение на пронос сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров.

В ходе заседания суда представители "Победы" для наглядности во время объяснений своих требований по отмене бесплатного провоза части предметов, продемонстрировали калибратор для определения габаритов багажа. Калмыков, доказывая позицию компании, объяснил, что лоукостер заказал специальное исследование у Boeing (его копия есть у ТАСС), в котором производитель пришел к выводу, что для безопасной перевозки 189 пассажиров на борту (максимальная загрузка самолета "Победы"), каждый пассажир может положить на верхнюю полку одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях.

При этом, отметил Калмыков, "Победа" не может просить пассажира убрать ручную кладь под стоящее впереди кресло: компоновка самолета максимально плотная и под сиденьем есть место только для ног пассажира. "Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние [для ног] - 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет",- сказал он.

Калмыков также добавил, что при сущесвующих правилах не может обеспечить безопасность пассажиров. Более того, Калмыков в ходе заседания заявил, что нынешние требования к ручной клади разработаны без учета пассажировместимости самолетов и их типов. По его словам, сейчас требования одинаковые и к узкофюзеляжным самолетам и к широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетам.

В свою очередь юристы Минтранса сообщили суду, что правила выработаны в согласовании с авиакомпанией и с учетом жалоб пассажиров. "При разрешении на провоз перечня вещей сверх нормы учитывалось, что некоторые вещи нельзя взвесить, а другие - это предметы предметами первой необходимости в ходе полета", - отметила юрист.

Генпрокуратура в суде поддержала Минтранс, сочтя, что оспариваемый пункт правил соответствует закону. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.

Апелляция обязала «Победу» изменить правила провоза ручной клади. Апелляционный суд пришел к выводу, что авиакомпания не имеет права взимать с пассажира дополнительные деньги за перевозимый в салоне багаж весом менее 10 кг. Тем не менее «Победа» продолжит оспаривать это решение, поскольку считает, что в стоимость билета включен лишь ограниченный набор вещей, которые можно провезти без доплаты.


Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал решение предыдущей инстанции, согласно которому лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») обязана изменить список вещей из ручной клади, которую пассажир имеет право провезти без доплаты.

Поводом для судебных разбирательств, стартовавших еще в начале года, послужила проверка Ространснадзора на основании обращения депутата Госдумы Алены Аршиновой. Депутат сообщила, что представитель авиакомпании обязал ее доплатить 2 тыс. руб. за провоз в салоне самолета «дамской сумочки в виде рюкзака» весом до 9 кг. Но ответчик заявил, что Федеральные авиационные правила (ФАП) предписывают бесплатный провоз только ограниченного набора вещей, в том числе дамских сумок и портфелей, а про «рюкзаки в ФАП ничего не сказано». Кроме того, в законодательстве четко не указаны ограничения по весу и размеру, настаивают в компании. Поэтому исходя из правил работы «Победы» сейчас в стоимость билета лоукостера включена только возможность провоза до 10 кг багажа при условии, что тот будет сдан в багаж, а не пронесен на борт самолета. В противном случае за каждое место багажа в салоне нужно платить от 999 руб. до 2 тыс. руб. (€25–35 для международных рейсов).

Рассматривавшая дело в суде первой инстанции судья Екатерина Аксенова, комментируя слова заявителя, назвала различие между дамской сумочкой и небольшим рюкзаком «игрой формулировок». Она также уточнила, что при входе в салон самолета в руках у госпожи Аршиновой был только «рюкзачок». Суд указал в решении, что «установив к включенному в провоз такой вид багажа, как “дамская сумочка”, “Победа” оставила за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит ФАП».

В пресс-службе «Победы» “Ъ” сообщили, что продолжат оспаривать указанное решение.

Отметим, что правила одного из крупнейших европейских лоукостеров - британской авиакомпании EasyJet - не ограничивают вес ручной клади, если она соответствует определенным размерам и пассажир в состоянии разместить ее на багажной полке без посторонней помощи. Ирландский лоукостер Ryanair включает в стоимость билета два места ручной клади определенных габаритов, вес одного не должен превышать 10 кг.

Елизавета Кузнецова


Как «Победа» объявила о введении платы за провоз товаров беспошлинной торговли


Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в ноябре 2015 года объявила о введении платы за провоз пакетов Duty Free на международных рейсах. Стоимость услуги составила в среднем 700 руб. Между тем условия перевозки «Победы» вызвали вопросы у Роспотребнадзора.

Почему «Победу» не ждут в Европе


Дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа» в июле столкнулся с трудностями при выходе на зарубежные маршруты. Немецкая Lufthansa заблокировала идею «Победы» продавать дешевые комплексные билеты Fly&Bus с доставкой пассажиров в Цюрих, а в австрийском Инсбруке лоукостер не добился слотов от Austrian Airlines. Опасения конкурентов оправданны: после начала полетов «Победы» в Бергамо Alitalia прекратила полеты оттуда в Москву. Впрочем, в России у «Победы» схожие сложности: развитие внутренних направлений несет риски конкуренции с другими авиакомпаниями группы «Аэрофлот».

Так называемая бюджетная авиакомпания " " вынуждена была отказаться от имевшихся долгое время в ее правилах на провоз бесплатных предметов ручной клади. Перевозчик убрал со своего сайта описания портфеля и дамской сумочки, а также снял ограничения на размер этих предметов. Аналогичные указания были разосланы представителям "Победы" в различных аэропортах, сообщает соб.корр. сайт.

Однако прежние объявления с недействительными описаниями и ограничениями все еще имеются на стойках регистрации по крайней мере части аэропортов, в том числе в московском Внуково. Шаблоны для измерения портфелей и сумочек также все еще не демонтированы. В случае конфликтных ситуаций пассажирам следует ссылаться на информацию сайта "Победы".

Напомним, что "Победа" более года в нарушение федеральных авиационных правил (ФАП) требовать от пассажиров, чтобы бесплатно провозимые портфель, компьютерная или дамская сумочка были не более 75 сантиметров по сумме трех измерений. Она также отказывала в бесплатной перевозке тех портфелей и сумок, которые были более 75 сантиметров (а это большинство портфелей и значительная часть компьютерных сумок), либо не подходили под сочиненные самой компанией определения этих предметов (это затрудняло провоз необычных дамских сумок и тому подобного). При этом заявления и письма регуляторов в лице Ространснадзора и Минтранса о незаконности такой практики не останавливали "Победу".

В феврале 2016 года Ространснадзор после жалобы пассажира выдал "Победе" инспекторское предписание о прекращении нарушений, однако авиакомпания обжаловала его в арбитражном суде. Суд первой инстанции (дело №А40-123705/2016) подтвердил правоту регулятора в июле 2016 года, апелляционная инстанция - в октябре, кассационная инстанция - в феврале 2017 года. Тем не менее "Победа" обратилась в Верховный суд, который в конце мая отказал компании в рассмотрении жалобы на решения нижестоящих судов, не найдя нарушений в решениях последних. Исчерпав тем самым возможности обжалования, "Победа" вынуждена была изъять из своих правил перевозки незаконные требования.

К сожалению, на решение этого не самого сложного вопроса потребовались почти полтора года судебных разбирательств, дошедших до Верховного суда. Фактически многомесячные обжалования позволили "Победе" использовать их как повод для того, чтобы почти полтора года не исполнять предписание регулятора и ФАП. Не исключено, что именно такое оттягивание исполнения решения (а не отмена его) и было реальной целью авиакомпании, поскольку позволяло все эти 16 месяцев продолжать взимать с пассажиров лишние сборы за ручную кладь, основываясь на незаконных положениях правил перевозки "Победы". При этом не вполне ясно, почему судебное решение, вступившее в законную силу в октябре 2016 года после решения апелляционного суда, было исполнено перевозчиком только в мае 2017 года.

В решении суда первой инстанции, подтвержденном затем вышестоящими судами, в частности, говорится: "Установив в Правилах провоза личных вещей и багажа в пассажирском салоне самолета на рейсах ООО "Авиакомпания "Победа" такой вид багажа как "дамская сумочка"(бесплатно), общество оставило за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит пункту 135 ФАП-82." Суды также указали, что правила авиакомпании не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с установленными ФАП гарантиями.

В настоящее время текст правил "Победы" исправлен, из него изъяты указанные судами положения, не соответствующие ФАП. Новый текст, размещенный на странице выбора багажных опций системы бронирования, фактически повторяет формулировку ФАП и гласит: "в салоне самолёта бесплатно перевозятся следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель (один из этих предметов), папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребенка."

Вместе с тем не урегулированным до конца остается еще один рассмотренный в этом деле случай расхождения правил "Победы" (и ряда других авиакомпаний) с требованиями ФАП. Это касается права пассажира на провоз 10 килограмм багажа бесплатно. Пункт 122 ФАП устанавливает, что "нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира". Это положение фактически предоставляет право пассажиру решать, провозить ли эти 10 килограмм в салоне самолета или сдать их как зарегистрированный багаж, хотя и не говорит об этом прямо. Однако ряд российских авиакомпаний трактуют это иначе: "Победа" требует непременно сдавать эти 10 килограмм в багаж, а "Сибирь" (S7 Airlines), UTair и некоторые другие перевозчики, наоборот, требуют, чтобы пассажир брал их с собой в салон. Между тем арбитражные суды с мнением всех этих перевозчиков не согласны.

В частности, в том же деле "Победы" против Ространснадзора суды всех инстанций пришли к выводу, что авиакомпания не имела права брать с обратившейся с жалобой пассажирки 2000 рублей сбора за провоз ручной клади, так как эта кладь весила лишь 9 килограмм и могла быть провезена бесплатно в салоне, а не только в багажном отсеке. В другом деле №А40-219359/2016, разбиравшемся в 2016 году после жалобы пассажира на авиакомпанию "Сибирь", арбитражный суд решил, что пассажир имел право настаивать на сдаче такого предмета в багаж вместо провоза его в салоне, как требовала "Сибирь". В частности, суд указал, что если такой предмет при весе в пределах 10 килограмм превышает по своим габаритам допустимые для ручной клади размеры или содержит запрещенные в ручной клади предметы, то требование везти его только в салоне нарушает право пассажира на его бесплатную перевозку.

Иными словами, суды трактуют ФАП в пользу права пассажира самому выбирать способ провоза 10 бесплатных килограмм. К сожалению, ни один суд, разбирая все эти частные случаи, не сформулировал это право пассажира прямым текстом, ограничиваясь лишь указаниями на неправомерность действий перевозчиков в конкретных случаях жалоб. Нет прямой формулировки и в самих ФАП, что и провоцирует авиакомпании трактовать этот пункт по-разному.

Пока этот момент не урегулирован окончательно судами (или пока не изменятся сами ФАП), пассажиры "Победы" могут бесплатно провозить 10 килограмм сдаваемого багажа плюс бесплатно брать с собой в салон любые предметы из вышеприведенного списка, включая портфель или компьютерную или дамскую сумку, верхнюю одежду, папку для бумаг, печатные издания, компьютер, фотоаппарат, видеокамеру, зонтик, букет цветов и прочее. Следует помнить, что некоторые пассажиры "Победы" в свое время жаловались на придирки отдельных представителей перевозчика к футлярам или чехлам для компьютера, фотоаппарата или видеокамеры и требования оплаты провоза этих предметов. Не вполне ясно, прекращена ли уже эта странная практика. Сайт "Победы" содержит по этому поводу туманную формулировку "Не рекомендуется помещать портативный компьютер, камеру и фотоаппарат в чехлы и иные емкости".

Кроме того, пассажирам стоит помнить про прочие аспекты путешествий на рейсах "Победы": платность более 10 килограмм и части , отсутствие питания на борту (а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь). При покупке на сайте "Победы" в билет по минимальному тарифу "Стандарт" компания по умолчанию включает , для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Выбор места , а для стимулирования покупки этой услуги "Победа" летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и на иное место. Год назад это привело к громкому скандалу: "Победа" семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете - после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей за смену места. С тех пор "Победа" еще и как минимум вдвое этот дикий сбор за возможность сидеть вместе в самолете.

Верховный суд России, где рассматривался иск авиакомпании «Победа» по поводу изменения правил провоза ручной клади, встал на сторону потребителей, а не перевозчика. В результате за пассажирами сохранили право проносить в салон самолета сумки, рюкзаки, портфели свыше установленной нормы ручной клади в 5 кг. «Победа», впрочем, не сдается и обещает обжаловать вынесенное Верховный судом решение.

Дело началось с приказа Министерства транспорта, который вступил в силу в ноябре 2017 года: ведомство посчитало, что при регистрации на авиарейс нет необходимости взвешивать дамские сумочки или портфели, вынеся их за рамки термина «ручная кладь». В «Победе» с этим мнением не согласились. Представители компании указывали, в частности, на то, что наличие сумок и рюкзаков может сказаться на безопасности, а также – что Минтранс, вынося свое решение, не принял во внимание пассажировместимость самолетов.

Генеральный директор авиакомпании Андрей Калмыков , обосновывая в суде возражения «Победы», сообщил, что перевозчик заказал экспертное исследование у компании Boeing, и получил следующее заключение: для того, чтобы безопасно перевезти 189 пассажиров (это максимальная загрузка самолетов, которые использует «Победа»), каждый пассажир может взять с собой одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях. Причем находиться эта ручная кладь должна только на верхней полке. Убрать ее под впереди стоящее кресло невозможно.

«Конструкция конкретно наших воздушных судов такова , – пояснил господин Калмыков, – что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние – 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет» .

На данный момент, напомним, действуют следующие правила перевозки вещей в салоне самолета.

Пассажир, не зависимо от типа билета, с которым он путешествует (возвратный, невозвратный, с багажом, без багажа) имеет право взять с собой в салон самолета ручную кладь весом до 5 килограммов. Некоторые авиакомпании допускают и больший вес.

Сверх этой установленной нормы пассажир может пронести с собой дамскую сумку, мужской портфель или рюкзак (вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик), портплед, верхнюю одежду, детское питание и коляску, букет цветов, а также лекарства.

Телефоны, книги, фотоаппараты, ноутбуки в салон можно проносить только при условии, что они спрятаны в ручной клади.

Кроме того, пассажир может бесплатно пронести в салон покупки из дьюти-фри – но в соответствии с габаритами и ограничениями по весу, которые каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Верховный суд рассмотрел иск авиакомпании "Победа". Лоукостер группы "Аэрофлот" требовал признать незаконным пункт правил перевозки ручной клади, обязывающий перевозчика принимать на борт вещи сверх нормы в 5 кг – рюкзаки, дамские сумки, букеты и костюмы в портпледе. Пассажиры злоупотребляют, нормы были приняты без учета технических характеристик самолетов, а вещи в салоне просто некуда класть, настаивали представители перевозчика.

Суть спора

Ответчиками в споре выступали Минтранс и Минюст. Компания требовала признать незаконным п. 135 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденный приказом Минтранса в октябре 2017 года. Оспариваемый пункт содержит список предметов, которые можно взять на борт сверх нормы бесплатной ручной клади, которая сегодня составляет 5 кг. В список включили рюкзак, дамскую сумку, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты в количестве, необходимом для полета, специальные костыли, трости, ходунки, роллаторы и другие техсредства реабилитации, складную кресло-коляску и товары, купленные в duty free. Все, за исключением "социально значимых предметов" - лекарств, детского питания, переноски и медоборудования - не должно перевозиться бесплатно, считают в "Победе".

составляет минимальный вес ручной клади пассажира авиарейса. Остальное обозначено как ручная кладь "сверх нормы".

Позиция заявителей, которых, кроме представителей самого авиаперевозчика, представлял в суде адвокат Генрих Падва, сводилась к тому, что Минтранс неправомерно вторгся в сферу правового регулирования Воздушного кодекса и самовольно установил обязанность перевозчика принимать вещи сверх бесплатной нормы ручной клади, установленной пп. 2.1 п. 2 ст. 106 ВК и п. 133 ФАП-82. Такая обязанность федеральным законом не предусмотрена, настаивали представители"Победы".

Кроме того, они обратили внимание суда на то, что оспариваемый пункт противоречит п. 133 тех же правил. У перевозчика возникают взаимоисключающие обязанности: с одной стороны, он должен провозить ручную кладь, вес и габариты которой позволяют безопасно разместить ее в салоне (п. 133 ФАП-82), с другой - принимать дополнительные к ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности разместить их безопасно - за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82), при том что с учетом габаритов самолета сделать это невозможно.

Минтранс расширил норму

Тем временем за неделю до рассмотрения дела Минтранс решил окончательно разрешить вопрос о ручной клади и представил законопроект, предлагающий изменить п. 133 ФАП. Согласно законопроекту , текст которого опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов, предлагается полностью исключить взвешивание предметов, которые можно брать на борт сверх ручной клади (сверх предусмотренных законом 5 кг), в числе которых - женские сумочки, портфели, букеты цветов и т. д.

Другими словами, предлагается исключить бесплатный провоз сумок, портфелей и других вещей из п. 135 ФАП как провоз "сверх нормы" и сделать перевозку указанных предметов частью этой бесплатной нормы для перевозчика.

В норму бесплатного провоза ручной клади предлагается также не включать вес рюкзака, запакованных товаров из duty free и устройств для переноса ребенка (детской люльки, автокресла для детей до 2 лет, коляски и т. д.). При этом перевозчик может ограничить вес и габариты этих вещей, чтобы была возможность безопасно разместить их в салоне. Так что их придется взвешивать. Согласно действующей редакции правил, при норме ручной клади не менее 5 кг исключения при взвешивании не предусмотрены.

ШТРАВОВАТЬ ЗА ОВЕРБУКИНГ

предложил Минтранс. Штрафы предлагается взимать в пользу пассажиров. Легализовать овербукинг министерство отказалось.

Представители Минтранса ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что законопроект, непосредственно касающийся оспариваемых положений, на стадии рассмотрения. Но председательствующий судья отклонил ходатайство, согласившись с прокурором и заявителем, что оспариваемые обстоятельства это никак не меняет.

Три шубы и безразмерная сумочка

В ходе заседания заявители снова изложили свою позицию. Они подчеркнули: в ст. 106 ВК указано, что пассажиры имеют право на бесплатный провоз ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с ФАП, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации самолета. Больше всего вопросов вызвало именно утверждение требований.

Представитель авиакомпании, гендиректор Андрей Калмыков, подчеркнул, что характеристики их самолетов никто не учитывал, хотя предлагаемые "Победой" нормы по объемам ручной клади основаны на рекомендации, представленной компанией Boeing: вещи можно размещать только на полках, а под креслами - нельзя, и превышение норм по объемам багажа скажется и на безопасности, и на комфорте пассажиров. Минтранс заявил, что согласование требований было проведено рабочей группой, включающей в том числе перевозчиков и пассажиров, и исходили из "усредненных параметров" воздушного судна. При этом составлялись нормы по ручной клади с учетом того, что вещи можно класть на багажные полки и под впередистоящее кресло. В самолетах "Победы" такой возможности нет. Вопрос судьи о том, как ФАП должны применяться к "Победе" с учетом баланса интересов сторон, так и остался без ответа.

Только у вас проблемы, у других перевозчиков претензий нет, - указали представители Минтранса.

Только у нас такая плотная компоновка самолета, - возразил Андрей Калмыков.

"Мы исходили из того, что часть вещей нельзя взвесить, но они могут понадобиться в полете, до или после, букет - для романтиков, верхняя одежда - добежать до трапа в холодную погоду <...>", - объясняла представитель Минтранса и подчеркивала, что решение по списку обязательных предметов - коллегиальное.

Но в "Победе" так не считали. От букета представители "Победы" предложили отказаться, сославшись на возможную аллергию пассажиров. "Пассажиры должны заранее предупреждать о проблемах со здоровьем", - возразила представитель Минтранса.

Одним из главнейших критериев законодательного акта является определенность. Он должен был сформулирован так, чтобы его трактовали однозначно. П. 135 ФПА можно трактовать как угодно. <...> Если говорить о балансе удобства пассажиров и безопасности движения, приоритет - безопасность, и она при этих нормах не соблюдена. Эта норма вредна и перевозчику, и гражданам.

Генрих Падва, адвокат

Также в "Победе" пожаловались на то, что размеры дамской сумки или портфеля нигде не регламентированы, в портпледе, размеры которого не уступают багажной сумке, можно провозить много одежды, и проконтролировать это нет возможности, а пункт, касающийся бесплатного провоза верхней одежды, приводит к злоупотреблениям, например на итальянских рейсах. "Пассажиры везут по три шубы, ссылаясь на то, что это верхняя одежда", - негодовал Калмыков. Вопрос о верхней одежде вызвал бурную дискуссию: представителю авиакомпании пришлось отдельно пояснять: одежду, которая на пассажире, учитывать никто не будет: ее и так никто не взвешивает. "Если это одежда пассажира - никто не против, но сегодняшние нормы позволяют провозить дополнительные вещи. Мы за то, чтобы установить четкие и понятные правила. А для социально значимых вещей у нас есть отдельная полка, и если место закончилось - мы бесплатно перевезем всё в грузовом отсеке, пассажир должен предупредить об этом за сутки", - убеждал суд Андрей Калмыков.

В Минтрансе заявили, что с проблемой дополнительной верхней одежды столкнулись впервые и "готовы к диалогу".

Свести на нет злоупотребления со всех сторон - неисполнимая задача, все возникающие на практике вопросы надо решать участникам ситуации, - заметила представитель Минтранса.

Почему не указать в ФАП, что надо исходить из норм перевозчика? Перевозчику нужны хотя бы минимальные инструменты для контроля за ручной кладью, - возражали в "Победе".

Представитель Минюста поддержала позицию Минтранса, признав при этом, что требования ФАП должны быть разработаны в соответствии со ст. 106 ВК.

Тем не менее , выслушав аргументы сторон, отказал "Победе" в удовлетворении требований. Генрих Падва заявил, что "Победа", вероятно, оспорит вынесенное ВС решение. Гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков заявил, что, если решение все же ступит в законную силу, авиакомпании придется искать выход, например размещать ручную кладь "сверх нормы" в багаже, поскольку разместить её на полках нет физической возможности - это небезопасно. В итоге это может сказаться и на стоимости авиабилетов.

Публикации по теме