Нескучный сад до революции. Нескучный сад Александринский дворец в нескучном саду

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

Адрес: Россия, Москва, Ленинский проспект (станция метро Ленинский проспект, Октябрьская)
Основные достопримечательности: Александринский дворец, Манеж, Летний домик, Охотничий домик
Координаты: 55°43"14.0"N 37°35"37.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

На правом берегу реки Москвы, в самом сердце столицы находится один из самых больших московских парков, который раньше называли Нескучным садом. Ровные липовые аллеи, красивые фонтаны, аттракционы для малышей, огромный Зеленый театр и спортивные площадки. Все, как и положено в месте, куда приходят отдохнуть от городского шума. В разных уголках парка можно заметить живописные постройки старинной усадьбы Нескучное.

Александринский дворец

История усадьбы

На сомом деле, на территории современного Нескучного сада сохранились парковые аллеи и здания, принадлежавшие трем дворянским усадьбам. Хозяином одной из них был Прокофий Акинфиевич Демидов, который, как и его знаменитый отец владел крупными горнопромышленными предприятиями. П.А. Демидов слыл страстным садоводом, любителем птиц и пчел. На территории усадьбы он выстроил для себя богатый дворец и поместил в него множество клеток с певчими птицами.

Ботанический сад Демидова появился в усадьбе в 1756 году и имел форму амфитеатра. Помимо необычных декоративных кустарников и плодовых деревьев здесь можно было увидеть экзотические для россиян пальмы. А первые растения – отростки и семена попали в московское имение из ботанического сада в Соликамске. В 1781 году академик Петер Симон Паллас целый месяц жил в усадьбе Демидова и составил по его просьбе подробнейший каталог деревьев, кустарников и трав, растущих в вокруг дома горнопромышленника.

Чудаковатость хозяина проявлялось по-разному. Он распорядился одевать сторожей ботанического сада в белые костюмы и заставлял их гримироваться под парковые скульптуры. Сторожа стояли неподвижно и «оживали» только тогда, когда кто-то из посетителей пытался сломать ветку дерева или срывал с клумбы красивые цветы. Из-за этого москвичи стали называть сад «Нескучным». Но это только одна из версий происхождения необычного названия.

Фрейлинский корпус

После смерти Демидова земли выкупила Елена Никитична Вяземская, а вслед за ней–граф Федор Григорьевич Орлов. При новом хозяине в 1806-1808 годах на территории усадьбы построили большой манеж.

С юга к демидовским владениям прилегала усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого, который приобрел эти земли в 1728 году. В середине XVIII века здесь появился красивый двухэтажный дом. Его возвел для княжеской семьи архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, известный мастер елизаветинского барокко. Потомки князя по-своему переделали усадьбу. Они устроили в ней «версальский сад», зверинец и птичник, деревянные галереи и каменный грот.

После Трубецких Нескучное сменило нескольких хозяев. Одни владельцы пытались наладить в имении производство железных и медных изделий. Другие, гонясь за прибылью, открыли на берегу Москвы первую в городе лечебницу с искусственными минеральными водами. Однако, все попытки получить доход от усадьбы терпели крах. Нескучное продолжало оставаться местом массовых гуляний и увеселений, и приходящая сюда публика развлекалась, как умела. В начале XIX века очень популярны были редкие в те времена полеты на воздушных шарах.

Летний (Чайный) домик

В самом начале царствования императора Николая I обширные земли на правобережье Москвы выкупило дворцовое ведомство, чтобы создать здесь новую летнюю царскую резиденцию. Южный участок приобретенных казной земель занимало бывшее имение Н.Ю. Трубецкого Нескучное. Оно то, как считают, и дало название всему построенному позднее дворцово-парковому ансамблю. Рядом находилась усадьба Голицыных. Север новой царской резиденции ранее принадлежал графам Орловым и состоял из нескольких участков. А в центре обширного дворцового владения оказалось старинное имение Демидова с хорошо известным москвичам ботаническим садом.

С этого момента территорию Нескучного сада стали обустраивать, как единый архитектурно-парковый комплекс. Регулярные парки отдельных дворянских усадеб постепенно засадили новыми деревьями и кустарниками и превратили в пейзажные. Известный архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин пышно декорировал двухэтажное здание орловского манежа и придал ему торжественный вид.

Демидовский или как его стали называть Александрийский дворец также переделали в традициях позднего ампира и оборудовали в нем покои для императора и просторные залы для приема гостей. Тогда же по проекту Е.Д. Тюрина к главному дворцу достроили два больших корпуса – Фрейлинский и Кавалерийский, а также небольшое здание гауптвахты. От Калужской улицы к главному входу во дворец вела парадная подъездная дорога. Она брала начало от красивых ворот, которые украшала аллегорическая скульптура «Изобилие».

Охотничий домик. Здесь проводятся съемки передачи "Что? Где? Когда?"

В 1917 году царскую усадьбу национализировали. Потом Нескучный сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Год за годом здесь возводили много новых построек и павильонов, а также меняли ландшафт- разбивали аллеи, укрепляли берег реки и делали новые насаждения. Поэтому современный парк очень сильно отличается от того, каким он был 100 лет назад.

Какие постройки сохранились в Нескучном саду

В «демидовской» части парка сохранился Александрийский дворец, построенный в середине XVIII века в стиле классицизм и реконструированный 1830-х годах под императорскую резиденцию. По бокам роскошного дома расположены маленькие колоннады, которые поддерживают аккуратные полукруглые балкончики. Слева и справа от центрального входа можно увидеть камерные статуи собак. В 1930 году на площади перед дворцом появился красивый чугунный фонтан, который до этого времени украшал Лубянскую площадь. А построили этот фонтан в конце XIX века по проекту талантливого скульптора Ивана Петровича Витали.

Бывший манеж. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана в Нескучном саду

В наши дни дворец занимает Президиум Российской Академии Наук, и осмотреть здание внутри, к сожалению, нельзя. На террасе, где когда-то рос знаменитый ботанический сад, сегодня стоит большой Зеленый театр, в котором могут разместиться до 15 тысяч зрителей.

От одного из владельцев усадьбы – графа Федора Орлова в парке осталось двухэтажное здание манежа, построенное в начале XIX века. С 1936 года в нем расположен один из самых известных минералогических музеев страны, носящий имя академика А.Е. Ферсмана. Уникальные музейные коллекции начали свою историю в 1716 году и до сих пор привлекают немало посетителей.

От орловской усадьбы остался также Летний (или Чайный) домик. Он был возведен в 1796 году и сегодня является самой старой из усадебных построек. Живописное двухэтажное строение в стиле классицизм украшает стройная колоннада, а по бокам от него сделаны одноэтажные пристройки. Рядом оборудована небольшая площадка и стоят лавочки, на которых любят отдыхать посетители парка.

Малый (Гротескный) мости

От усадьбы князя Н.Ю. Трубецкого в Нескучном саду сохранился небольшой аккуратный охотничий домик-ротонда, построенный в середине XVIII века. В нем гостеприимный хозяин любил проводить время с друзьями. В современной истории это старинное здание прославилось, как место съемок телепередачи «Что? Где? Когда?». На память о княжеской усадьбе Нескучное остался также большой овраг с запрудой да несколько аллей старого регулярного парка.

Нескучный сад для отдыха

Парковая зона давно облюбована москвичами для прогулок и досуга. Гости Нескучного сада могут пройтись по дорожкам мимо нескольких прудов, полюбоваться на переброшенные через овраги живописные мостики и покормить почти ручных белок. Многие любят просто посидеть на лавочках в тени деревьев и посмотреть на курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Некоторые места Нескучного сада похожи на густой лес. На территории бывших дворянских усадеб растут дубы, клены, тополя, липы и березы, а летом здесь разбивают много цветников. Для детей в парке построены игровые площадки и аттракционы. Для любителей лошадей существует Центр развития конного спорта.

Они покидали дворец навсегда, ехали по широкой подъездной аллее в последний раз - и где-то в глубине души предчувствуя это, глядели в окошки кареты, каждый со своей стороны. Сергей Александрович скользил взглядом по заснеженным кронам деревьев, а Елизавета Федоровна вдруг порывисто оглянулась, стараясь разглядеть двух каменных псов, охранявших вход в здание Александринского дворца. Место, где она была очень счастлива...

Начало января 1905-го выдалось суетным и горьким. В первые дни года государь подписал прошение великого князя Сергея Александровича об отставке с должности генерал-губернатора Москвы, но командующим войсками Московского военного округа оставил. Князь с семьей покинул губернаторский особняк на Тверской и переехал в резиденцию в Нескучном саду, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и определить, как жить дальше. Но спустя неделю случилось Кровавое воскресенье - и вечером 9 января они, снова спешно собравшись, отправились в Кремль. Теперь безопасно было только там. А Александринский дворец - свидетель счастливых лет - остался позади.

Вот растаяли очертания белоснежного фасада с чудесными полукруглыми балконами на изящных колоннах, резными арками перед окнами третьего этажа - все давно уже называли дворец «маленьким Версалем». Скрылись из виду роскошные въездные ворота, украшенные скульптурами - аллегориями изобилия. Отныне всему этому предстояло жить только в памяти.

Четырнадцать лет назад, в 1891 году, когда великая княгиня Елизавета Федоровна перешагнула порог своего нового дома, она постаралась побольше узнать о его истории. Ей вообще было свойственно желание как можно полнее постичь свою новую родину, ее веру, культуру и язык. Вот и теперь она старалась запомнить бесчисленные русские фамилии всех тех людей, которые строили этот прекрасный особняк или обитали здесь. Трубецкие и Демидовы, Голицыны и Орловы, Сериковы и Вяземские…

ПОДРОБНЕЕ

Ей рассказали о том, что когда-то три аристократические усадьбы, принадлежавшие разным семьям, в конце концов объединили в одну, под общим названием «Нескучное», - Елизавета Федоровна повторяла трудное слово раз за разом, пытаясь добиться верного произношения. Имена собственные давались ей труднее всего - взять хотя бы князя Трубецкого, давшего усадьбе это диковинное название: он устраивал здесь разнообразные увеселения в далеком XVIII столетии. А прекрасный Александринский дворец, оказывается, назывался сначала Демидовским, и там, говорят, все сплошь было уставлено клетками с певчими птицами - владелец, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, был человеком эксцентричным, славился коллекциями минералов и картин, гербариями и редкой библиотекой, слуг обряжал шутами, да что там, по комнатам свободно бегали кролики, обезьяны и кошки…

А ботанический сад, разбитый им в усадьбе, считался лучшим в России и одним из первейших в Европе… Зато легкой для запоминания оказалась фамилия графа Федора Орлова. Тот, приобретя усадьбу, постарался придать ей респектабельности - это при нем появились прелестные Чайный и Ванный домики, гроты, ротонды и мостики. Брат же его, легендарный Алексей Орлов-Чесменский, напротив, привнес сюда дух безудержных развлечений - от маскарадов и фейерверков до катаний на лодках и кулачных боев.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

«Садовое кольцо. Манеж. Арбат.
Так много шума, и так много прозы.
Мне больше нравится Нескучный сад,
Его осины и его березы» (Сергей Бозин)

Нескучный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка Горького.

Это крупнейший парк в историческом центре Москвы. Вместе с природным заказником «Воробьевы горы» и партерной частью ЦПКиО им. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.

Недалеко от входа с Ленинского проспекта недавно установили скульптуру «Осень» из мастерской Вучетича. Томно закинутая за голову рука лично мне напомнила позу обезьяны, которая левой рукой чешет правое ухо.

Смотреть в парке особо нечего, просто пробежимся по главным достопримечательностям. Перед нами «Охотничий домик» - ротонда середины XVIII века, где с 1990 года снимается телеигра «Что? Где? Когда?»

Где-то в зарослях мы обнаружили вот таких кариатид. Кариатиды - это бабы-атланты, которые за неимением рук держат какую-то тяжелую хреновину на башке.

Ротонда в честь 800-летия Москвы. Открытия памятника состоялось в 1951 году, ротонда представлены в виде небольшой белокаменной беседки, которая внутри украшена барельефами, с изображениями важных исторических событий, связанных с городом и страной.

Одни из барельефов изображает Московское вооруженное восстание и организацию первых боевых дружин пролетариата в Москве, а еще один взятие Кремля Красной Гвардией и утверждение в Москве власти Советов.

Именно здесь в прежние времена собиралась группировка толкинистов «Эгладор», и вся беседка была расписана их эльфийскими надписями, как-то: «Арвен Ундомиэль», «Кирдык Саурону», «Спартак-чемпион», «Здесь был Вовик», «Жопа».

Если написать на бумаге свое имя и имя любимого, сложить несколько раз и закопать в землю вблизи ротонды-беседки и фонтана, то любимый непременно обратит на тебя внимание. А если здесь же на рассвете три раза громко крикнуть на Восток: «Не летите, назгулы!», то они и в самом деле не прилетят.

Андреевский и Елизаветинский пруды в последний раз чистились тогда, когда Исилдур обломком Нарсила отрубил палец Всеобщего Врага и завладел Кольцом Всевластия. А может, еще раньше.

Ниже мы видим Летний (Чайный) домик графа Орлова. В 1796 году граф Алексей Григорьевич Орлов разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего.

Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроен ещё один «Ванный» павильон и романтический «таинственный» грот.

Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

Ванный павильон и грот я не снимал, первый заколочен и упакован в зеленую ткань, а второй загажен до невозможности. Зато Чайный домик выглядит аккуратно, а внутри мы обнаружили даже пианину.

С пианинами в парке вообще все в порядке. Несколько лет назад недалеко от домика было устроено кладбище пианин.
- Люськ, а Люськ, я тебе пианину купил! Куда ставить будем?
- Дык сразу в Нескучном саду, так вся братва делает.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года.

А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный.

Под Летним домиков между Елизаветинским прудом и набережной мы видим статую «Ныряльщица» Ивана Шадра, прежде всего знаменитого своей скульптурой «Девушка с веслом».

У ног «Ныряльщицы» пристроили две скульптуры «Пионеров», которые в народе называются «Рыбачки».

Рыбачок в красном галстуке, и, судя по взрослому лицу, многократный второгодник, взирает на рыбу с нескрываемым омерзением.

В Нескучном есть несколько «Гротескных» мостиков. Три мостика идут вниз от «Манежа», в котором помещается Минералогический музей имени А. Ферсмана и друг за другом пересекают овраг.

Говорят, что влюблённые, прошедшие по мосту взявшись за руки, никогда не расстанутся, а те из них, кто, стоя на нём ещё и поцелуются - будут жить вместе в постоянном мире и согласии. А если древний изношенный мост под ними рухнет, то и умрут в один день.

Белки здесь настолько ручные, и настолько любят позировать фотографу, что очень трудно потом выбрать из пятисот фотографий одну самую интересную.

Над Нескучным на огромную высоту вздымается здание Российской академии наук.

Академию делит на две равные части словно след от гигантской пилы.

У ее подножия расположился крохотный Андреевский монастырь.

Это самый неудобный для фотосъемки монастырь из всех, которые я знаю. Он не виден ниоткуда.

Около монастыря настроили всяких элитных домов, в которые въехали нужные стране люди.

Стоит отметить виртуозную остроумную работу местных садовников - вся территория вокруг этих домов заросла «Борщевиком гигантским» - одним из самых ядовитых растений средней полосы.

От Метромоста нас отделяют только Андреевские пруды, на удивление чистые. Вокруг теперь понаставили укромных лавочек, на которых можно целоваться, курить, пить напитки прямо из горла и даже ругаться матом.

Ну а мы спустимся к настоящей воде, к Москве-реке.

Когда-то давным-давно мы после школы ездили сюда купаться и ныряли прямо вот с этого места.

Был такой понт: выплыть на фарватер и под визг напуганных девушек в последний момент увернуться от огромной баржи. Слева мы видим здание МГУ.

Ну а справа, очень далеко, мы видим высоченного «Петра» Церетели и еще дальше - колокольню Ивана Великого в Кремле.



Публикации по теме