Как выглядит самолет ту 204. Места с определенными неудобствами

Ту-204 – это советский и российский узкофюзеляжный среднемагистральный самолет, разработка которого началась в ОКБ Туполева еще в середине 70-х годов прошлого века. Первый полет эта машина совершила только в начале 1989 года.

Данный самолет предназначался для замены устаревшего Ту-154, разработанного еще в 60-е годы.

Самолет Ту-204 стал родоначальником целого семейства пассажирских и грузовых машин. В зависимости от модификации он может перевозить 164-215 пассажиров на расстояние до 5920 км. Выпуск Ту-204 был развернут на ульяновском заводе «Авиастар» и Казанском авиазаводе (КАПО). Всего с момента начала серийного производства было изготовлено 83 самолета различных модификаций. В 2007 году стоимость одного авиалайнера составляла 35 млн долларов.

В настоящее время пассажирский самолет Ту-204 активно эксплуатируется, причем не только в России. Он совершает регулярные рейсы по всему миру, включая страны Евросоюза, Северную и Южную Америку. Авиалайнер прошел все необходимые сертификации, он полностью соответствует требованиям ИКАО. Машина отвечает всем современным требованиям, касающимся уровня шума, выброса вредных веществ и безопасности, а по надежности и экономичности она не уступает лучшим зарубежным аналогам.

В настоящий момент крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является правительственный авиаотряд «Россия», на балансе которого находится 12 самолетов. Два авиалайнера использует северокорейская компания Air Koryo, еще три – кубинская «Кубана».

Последней и наиболее продвинутой модификацией самолета является авиалайнер Ту-204СМ, который впервые поднялся в небо в 2010 году.

История создания Ту-204

Работы по созданию нового пассажирского самолета, который в будущем получил наименование Ту-204, начались еще в далеком 1973 году. Очень много времени ушло на определение концепции будущей машина, ее схемы и компоновки. Первым был проект самолета с двумя двигателями в хвостовой части, который был очень близок к конструкции серийный машин Ту-134 и Ту-154. Однако уже через несколько лет концепция была изменена, теперь рассматривался самолет похожий по своей компоновке на американские лайнеры MD-10 и L-1011. По этому проекту был проделан значительный объем работ, конструкторами было предложено несколько вариантов как по конструкции планера, так и по силовой установке будущего авиалайнера. Интересной была идея «семейственности»: разработчики на основе одной базовой модификации самолета предлагали создать и ближнемагистральный лайнер для замены Ту-134 и Як-42, и среднемагистральные машины с дальностью полета до 4 тыс. км.

В августе 1981 года было принято правительственное постановление о создании среднемагистрального самолета Ту-204 с тремя двигателями Д-90.

В этом же году министром авиапромышленности СССР был назначен Силаев. Он потребовал создать пассажирский самолет, который бы по своим характеристикам и уровню комфорта не уступал новейшему на тот момент среднемагистральному Boeing 757. В очередной раз была изменена схема самолета, теперь он стал двухдвигательным. Новое техническое задание было утверждено только в конце 1983 года, а в 1986 году вышло постановление Совмина СССР, согласно которому испытания машины должны были начаться в 1988 году, а эксплуатация лайнера – уже в первые годы следующего десятилетия.

Вскоре определились и местом серийного производства: им должно было стать Ульяновское авиационное объединение. В 1987 году на предприятии началась подготовка к выпуску машины. Уже в 1988 году был изготовлен первый прототип самолета, 2 января 1989 года опытный образец Ту-204 наконец-то поднялся в воздух.

Результатом проведенных испытаний стали значительные доработки самолета, а также внесение ряда усовершенствований в процесс его производства. В это время из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране финансирование программы стало сжиматься, а в начале 90-х годов оно было практически полностью остановлено. Только личное вмешательство премьер-министра Черномырдина позволило найти средства и завершить программу испытаний. Это случилось в 1993 году, но еще до завершения сертификации самолета «Авиастар» приступил к серийному выпуску Ту-204. Российский сертификат летной пригодности машина получила только в 1995 году.

Эксплуатация Ту-204

Пассажирскому самолету Ту-204 не повезло. Мало того, что эта машина очень долго создавалась, так и первые ее шаги в небо выпали на очень тяжелый для страны период. В 90-е годы резко упал жизненный уровень рядовых россиян, авиаперелеты могли позволить себе очень немногие. Соответственно, значительно упал пассажиропоток и доходы авиаперевозчиков. Кроме того, на российский рынок массово хлынули поддержанные импортные машины.

Уменьшение темпов производства привело к недостатку запасных частей и комплектующих для Ту-204, что еще более увеличило стоимость его эксплуатации.

Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туполевцы разработали несколько новых модификаций машины: Ту-204-120, Ту-204-200 и Ту-204-300. В новых самолетах авионика и ряд других систем еще советской разработки были заменены более совершенными российскими или зарубежными аналогами. В кабине пилотов появились жидкокристаллические экраны, значительные изменения были внесены в системы управления. Более комфортабельным стал салон самолета Ту-204.

Однако при мелкосерийном производстве добиться серьезной рентабельности самолета очень сложно. Не менее тяжело в таких условиях создать жизнеспособную систему послепродажного обслуживания. Именно из-за этого Ту-204 не пользуется популярностью у коммерческих авиакомпаний, предпочитающих покупать импортные самолеты (новые или б/у). Хотя, по своим летно-техническим характеристикам туполевская машина ничем не уступает своим иностранным аналогам. Об этом неоднократно заявляли сами авиаперевозчики.

В настоящее время крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является специальный летный отряд «Россия», в котором используется 12 самолетов подобного типа. В 2016 году появилась информация о планах масштабной закупки грузовых Ту-204 для «Почты России», а в начале 2017 года в Министерстве обороны РФ заявили о желании заменить устаревшие Ту-154 на Ту-204. Вероятно, что эта машина попадет в государственную программу вооружений.

В 2015 году о своих планах закупки Ту-204 заявляла иранская авиакомпания Kish Air. Речь шла о партии в 15 самолетов. Позже представители ПАО «Туполев» выразили готовность начать лицензионное производство Ту-204 в Иране.

Модификация Ту-204СМ

В 2010 году состоялся первый полет самолета Ту-204СМ, который является самой современной модификацией в этом семействе машин. Именно на этот лайнер российские авиастроители возлагают наибольшие надежды.

По сравнению с базовой модификацией Ту-204-100, этот самолет имеет больший взлетный вес, новый комплекс бортового оборудования, доработанные топливную, энергетическую и гидравлическую системы. На Ту-204СМ экипаж уменьшен до двух человек (исключен бортинженер), что является общемировой практикой на самолетах подобного класса. Кроме того, данная модификация получила более совершенные двигатели ПС-90А2, отличающиеся меньшей эксплуатационной стоимостью. Также был улучшен интерьер пассажирского салона.

Серийное производство Ту-204СМ было развернуто во второй половине 2013 года.

Описание конструкции

Ту-204 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это свободнонесущий низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, которые установлены в пилонах под крылом. Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Механизация крыла Ту-204 состоит из предкрылков и двухщелевых закрылков.

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы, их доля составляет 18%.

Ту-204 стал первым отечественным самолетом подобного класса с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Самолет оснащен комплексной информационной системой сигнализации, которая выводит на экраны в кабине пилотов информацию о работе всех самолетных систем, предупреждает об отказах и неполадках, и дает рекомендации по их устранению. Также на них выводятся данные, необходимые для пилотирования самолета. Причем информация может выдаваться как в британской, так и в метрической системе единиц. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит бортовая инерциальная навигационная система, средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки, системы посадки, предупреждения критических режимов и столкновений в воздухе, а также метеорадиолокационная станция.

Топливная система самолета состоит из нескольких кессон-баков, два из которых являются расходными. Общая масса топлива составляет 35710 кг. Интересной особенностью конструкции Ту-204 является наличие системы перекачки топлива в хвостовой бак во время полета. Это позволяет сместить центр масс машины и улучшить ее аэродинамические характеристики.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПС-90А, максимальная тяга которых составляет 16 тыс. кгс.

Модификации

С момента начала серийного производства было создано большое количество модификаций самолета:

  • Ту-204. Базовая модификация. Взлетная масса машины составляет 94,6 т;
  • Ту-204-100. Самолет со взлётной массой в 103 т. Может вмещать до 210 пассажиров. Дальность полета - 4600 км;
  • Ту-204-200. Модификация с дополнительными топливными баками, что обеспечивает большую дальность полёта;
  • Ту-204-100Е. Самолёт с двигателями ПС-90А, максимальной взлётной массой 105 тонн и англоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В. Версия Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В-04. Модификация Ту-204-100В, на которую установлены двигатели, соответствующие требованиям ИКАО относительно шумности;
  • Ту-204-120. Модификация базовой модели с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 и иностранной авионикой;
  • Ту-204-300. Самолет с укороченным по сравнению с базовой моделью фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Может вместить до 162 пассажиров. Максимальная взлётная масса Ту-204-300 – 107,5 т;
  • Ту-204-300А. Модификация с максимальной дальностью до 9600 км и салоном повышенной комфортности. В нем есть душевая кабина, спутниковая связь, регулируемое освещение. Самолет вмещает до 26 пассажиров, предназначен для административных перевозок;
  • Ту-214. Модификация со взлетной массой, увеличенной до 110,75 т. На ее базе разработано несколько специальных версий, предназначенных для высшего руководства страны: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СУС (самолёт-узел связи), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор). Также существует самолёт-разведчик Ту-214Р и Ту-214ОН, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов;
  • Ту-204СМ - обновлённый вариант Ту-204.

Одним из самых обсуждаемых среди пассажиров, предпочитающих быстрый и безопасный перелет на короткие и средние расстояния, является самолет ту 204. Он был разработан учеными-конструкторами в нашей стране на рубеже 1980-1990-х годов. По сути, этот самолет был выпущен, чтобы заменить морально и технически устаревший, но пользующийся популярностью у людей ту 154. Длительность полета в среднем составляет 4500 км, а максимальное расстояние дозаправок и приземлений составляет 5290 км. Первый полет был произведен 2 января 1989 года – это было испытание летных возможностей, а уже в 1996 году началось полноценное эксплуатирование этой модели самолета в гражданской авиации.

Создание проекта и конструктивные особенности

Проект самолета разрабатывался тщательно, так как нужно было соответствовать не только имеющимся в 1970 годах разработкам, но и смотреть в будущее. В этот период выходит постановление, предписывающее создание новых магистральных самолетов, способных перевозить большое число пассажиров. В 1979 году ведущим конструктором проекта утверждается Леонид Селяков. Точность расчетов гарантировалась не только знаниями специалистов, но и широким внедрением в производственный сектор вычислительной техники. Главной силовой установкой в проекте был выбран двигатель Д-90, разработанный и собранный ОКБ Соловьева.

Развитие самолетостроения требовало усовершенствования конструкции, поэтому позднее (когда ввели в эксплуатацию Боинги 757 и 767) появились два двигателя вместо одного, что усилило мощность.

Схема самолета постоянно дорабатывалась, так как основная задача воздушного судна была – соответствовать всем требованиям безопасности и отвечать возможностям того времени. Она предполагает наличие у самолета длинных крыльев, к которым и крепились двигатели. Проект с самого начала развития предполагал, что воздушное судно будет иметь большое количество технических новшеств и смелых современных на то время решений.

В число инновационных решений вошли:

  • Автоматизированная система, которой было присвоено название «Диана» (производились множество разнообразных расчетов, позволяющих поддерживать системы самолета в рабочем состоянии);
  • Использование новейших для того времени разработок и материалов (были применены в частности композитно-минеральные составы);
  • Использовалась бесшовная обшивка.

Летательный аппарат самолет ту 204 получил также улучшения в области показателей аэродинамики, они затронули зону фюзеляжа и плоскостей.

Конструктивные особенности самолета были реализованы также и в других направлениях. Основные из них:

  • Усовершенствование электродистанционной системы управления;
  • Модернизация (лучшая на тот период) электронно-цифрового регулирования режимов, отвечающих за бесперебойную работу установленных двигателей;
  • Улучшение электронно-цифровой составляющей блоков, отвечающих за все производимые системой цифровые вычисления.

Особенности: конструкторы особые требования предъявляли к показателям в плане надежности. Разработчиками было предусмотрено и внедрено резервирование системы управления самолетом, которое производится 4 раза, что исключает возникновение внештатных ситуаций, а также помогает быстро устранить возможные неполадки.

Конструктивные новшества

Автоматизированная система самолета позволила быстро и качественно произвести специалистам все необходимые расчеты, затрагивающие параметры силовых элементов воздушного судна. Измерения проводились:

  • на напряжения (чтобы исключить все возможные перепады, которые могут стать причинами неполадок);
  • на деформации (которые могут происходить в процессе эксплуатации или во время внештатных ситуаций);
  • на частоты и продолжительность производимых колебаний.

В конструкции 204-го были применены все имеющиеся на тот момент знания, поэтому самолет являлся настоящим прорывом в мире авиации тех лет. В системе защиты и безопасности были проделаны значительные работы, так в случае возможного отказа систем или двигателя было предусмотрено четырехкратное резервирование системы управления бортом, что снижало вероятность крушения.

Модификации борта

Представленные проекты подвергались значительным изменениям в результате подробных разборов на комиссиях. Именно поэтому в итоговый план борта включили системы, которые прошли доводку и осуществляли поставленные перед ними задачи с учетом замечаний представителей авиакомпаний, первыми эксплуатировавших Ту-204 в режиме исследований. Подобные действия привили к появлению более 15 различных вариаций самолета. Все они отличаются одна от другой по ряду параметров, в число которых входят силовые и летные характеристики и установки, а также:

  • Бортовая электроника (ее разнообразие, бесперебойность в работе, возможности и функции);
  • Размеры и параметры непосредственно борта.

Изменения коснулись также и такого показателя, как грузоподъемность. Так, в самой большой вариации (Ту 204-100) вес при взлете составляет 103 т, что на несколько десятков тонн больше, чем в базовой комплектации. Число пассажиров, которые могли воспользоваться услугами борта, равнялось 210.

Дополнительно бортовая модификация затронула топливные баки – самолет ту 204 имеет дополнительные емкости, что гарантировало отсутствие внештатных ситуаций в этом направлении.

Общие показатели комфорта

Немаловажное значение для полетных характеристик имеет общий комфорт, поэтому при разработке Ту 204 были проведены немалые работы в этом направлении. Первоначально перед разработчиками и инженерами ставилась нелегкая, но ответственная задача – сделать борт, который мог бы выполнять не только внутренние, но и международные рейсы.

Интерьер внутри салона и компоновка в целом продуманы отлично. Особое внимание уделялось эргономике кресел – они очень удобные даже в салоне, отведенном для эконом-класса.

Также были созданы все условия для обеспечения нужд пассажиров во время дальних перелетов. Улучшению подверглись оборудования и системы следующих зон:

  • бытовой (учитывается общий показатель комфорта человека во время полета);
  • санитарной (улучшены туалеты, системы поддержания чистоты: подача воды, вентиляция, предъявляются повышенные требования к качеству проводимой уборки);
  • кухонной (способы приготовления/подогревания пищи, качество сервиса).

Также на высоком уровне работает система освещения, она смонтирована таким образом, чтобы создавать спокойную и комфортную подсветку. В современных модификациях имеется развлекательный видеоцентр, который встроен непосредственно в спинку переднего кресла.

Расположение кресел

Схема, которой обладает самолет ту 204, предлагает для каждой модификации особые зоны. Она предусматривает различную внутреннюю компоновку. Важно помнить, что в зависимости от представленной у авиакомпании модели, самолетом может быть перевезено различное число пассажиров. Это правило работает для всех вариантов самолета ту-204. В зависимости от модели число пассажиров следующее (представлено максимальное число людей, которое может одновременно присутствовать на борту):

  • базовая – 210 пассажиров;
  • модель 204-100 – 194 человека (есть вариация, которая может принять только 176 пассажиров);
  • борт 204-300 – не более 157 человек.

Простор и удобство реализованы в каждом классе. Бизнес немного шире, но в эконом уюта не меньше. Такой подход проектировщиков самолета обеспечивает приемлемый уровень комфорта, который в полной мере соответствует предъявляемым мировым стандартам в области авиаперевозок. Именно к таким показателям и стремились изначально создатели самого первого самолета Ту-204. Схема салона может быть описана формулами:

  • «3 – 3» (туристический);
  • «2 – 2» в бизнес-классе.

По расположению кресел при ширине прохода по технике безопасности и для дополнительного комфорта не менее 81 см. Также важно иметь в виду, что при индивидуальном заказе воздушных бортов установленные нормативами расположение кресел и их количество не учитываются, они могут быть практически любыми. Все остальные параметры строго соблюдаются, чтобы не отступать от техники безопасности во время перелетов.

Нюансы

Значимую роль в деле совершенствования модели сыграли поступающие как на этапе облета, так и в процессе эксплуатации замечания и жалобы от пилотов или пассажиров. Самые первые ранние модификации этого самолета не были лишены негативных моментов при всей серьезности разработок и проектирования. Главный по значимости серьезный недостаток был обусловлен низким или недостаточным для выполняемых функций качеством применяемого утепляющего слоя. Первые варианты утеплителя закупали за пределами страны.

По наблюдениям специалистов во время полета, даже не слишком продолжительного, влага образовывала на высоте конденсат. Он сначала замерзал, в результате чего образовывалась ледяная корочка, а затем постепенно оттаивал. В результате чего пассажиры испытывали значительные неприятные ощущения, так как влага выпадала в салон в виде мелкого дождя.

Современные модели, выполняющие перелеты различные по времени, полностью избавлены от подобной проблемы, о чем свидетельствуют различные отзывы пассажиров. Несмотря на то, что самолет этого типа имеет все нужные для осуществления работы сертификаты, в том числе и для совершения международных рейсов, затрагивающие также такой показатель, как уровень шума, имелись некоторые нарекания к нему. Именно поэтому в современных моделях была проведена большая работа, направленная на устранение слишком громкой работы системы кондиционирования. Проблемы в этом направлении появились потому, что двигателей практически неслышно.

Другие замечания, предъявляемые к удобству и комфорту перелета, имели в большинстве случаев субъективный характер. Места пассажиров расположены в более высокой плоскости, чем основные элементы, отвечающие за полет, поэтому шум ощущается и мешает людям в меньшей степени, чем это было на ранних моделях этого самолета.

Коммерция: перспективы

Для любой авиакомпании и производителя самолета очень важна ценная коммерческая перспектива своего детища. Сегодня отечественные авиакомпании испытывают значительные трудности в том, чтобы заинтересовать современных и искушенных пассажиров в полетах на отечественных бортах, так как на фоне зарубежных они уступают по красоте и показателям комфорта. Связано это во многом с тем, что время формирования самолетного парка, основанного на отечественных бортах, оказалось очень трудным для авиастроения в стране. В те времена был кризис, а затем на рынок, занимавшийся воздушными перевозками, стали поступать самолеты зарубежных компаний. Они оказались дешевле и выгоднее на тот момент в вопросах эксплуатации и показателях безопасности для всех присутствующих на борту.

Сейчас ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Однако выгодные моменты в становлении и усовершенствовании флота пассажирских самолетов упущены. Сегодня Ту-204 активно продолжает свою модификацию и усовершенствования по разным направлениям, поэтому по большинству показателей не уступает зарубежным аналогам. Самолет имеет экономные и практически бесшумно работающие двигатели. В целом – это мощный и, как заявляют производители, выносливый вариант, способный справиться с самой сложной полетной задачей.

Таким образом, схема салона ту 204 и условия комфорта, предоставляемого пассажирам, соответствуют самым строгим международным стандартам. Сегодня в воздушных перевозках задействованы более 40 таких машин.

Видео

Ту-204 - это советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный специалистами ОКБ Туполева. Самолет изначально разрабатывался для замены на авиалиниях своего предшественника - Ту-154. Производство самолета было развернуто в 1990 году на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, начиная с 1996 года, модификация Ту-214 также производилась на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани. На основе базового варианта Ту-204 в нашей стране было создано примерно 20 различных модификаций самолета, которые отличаются друг от друга летно-техническими характеристиками, назначением, составом оборудования и типом двигателей. В семейство самолетов Ту-204/214 сегодня входят пассажирские, грузовые, специализированные и VIP-модификации.

Самолет, который должен был стать не менее массовым, чем старичок Ту-154, не смог повторить его судьбу. Всего в нашей стране было произведено 1026 самолетов Ту-154 различных модификаций. Ту-204, который должен был сменить его на тех же авиалиниях, выпустили всего 77 единиц (с начала серийного производства в 1990 году). При этом на 1 января 2015 года эксплуатировалось только 42 самолета данного семейства, что даже меньше количества до сих пор эксплуатируемых Ту-154 (60 единиц), большая часть из которых принадлежит ВВС России - 19 самолетов. Столь печальное положение дел во многом связано с моментом появления самолета, который совпал с развалом СССР. Вместе с исчезнувшей страной в упадок пришла и гражданская авиапромышленность. Доходы населения рухнули, как результат катастрофические падение объемов авиаперевозок пассажиров внутри страны.


Стоит отметить, что пассажирский авиалайнер Ту-204 являлся качественно новым поколением отечественного авиастроения. При разработке данного самолета конструкторы старались учесть все возможные требования современного авиастроения, а также международных стандартов. Конструкторы изначально позаботились о том, чтобы их самолет получился экономичным и не шумным, соответствуя при этом всем международным экологическим требованиям. Изначально разработчики самолета из ОКБ Туполева считали, что машина будет такой же успешной, как и Ту-154 и заменит его в авиапарке перевозчиков. Однако в 1990-е годы авиаперевозки в России сократились очень значительно, что в свою очередь привело к малому заказу новых российских пассажирских самолетов. Проблемы 90-х годов прошлого века помешали осуществить все задуманные планы, которые касались данной машины, и продолжают сказываться до сих пор уже в XXI веке.

В настоящее время главным заказчиком данных самолетов является летный отряд «Россия» Администрации президента. В парке отряда находится 12 самолетов этого типа, еще 3 машины (Ту-214СР) заказаны. Всего же различными государственными структурами и авиакомпаниями, в том числе и иностранными, заказано около полусотни самолетов данного типа. Среди наиболее крупных коммерческих компаний, заказчиков данных машин Туполева можно выделить компанию Red Wings, которая уже имеет парк из 10 самолетов данного класса (2 на хранении) и сделала заказ еще на 10 самолетов в самой современной модификации Ту-204СМ. Среди иностранных эксплуатантов самолета - Египет, Куба и КНДР.

создания и конструктивные особенности

Еще в первой половине 1970-х годов в КБ Туполева решили разработать комплексную программу дальнейшего развития в стране пассажирской авиации. Предполагалось создать открытую унифицированную базовую конструкцию магистральной машины, на основе которой в будущем можно было бы обрести всю гамму магистральных самолетов, начиная от ближнемагистральных и заканчивая дальнемагистральными самолетами, от самолетов малой пассажировместимости до огромных аэробусов, предназначенных для транспортировки по воздуху сотен пассажиров. Исследования в этом направлении велись несколько лет, после чего в КБ решили сосредоточиться на создании базовой конструкции современного среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204, который бы отвечал всем требованиям, которые предъявлялись самолетам конца XX и начала XXI века.

К середине 1980-х годов в КБ окончательно сложился облик нового авиалайнера, самолет решено было делать в двухдвигательном варианте. Первоначально машина должна была получить три двигателя, как и Ту-154, но от этой схемы было решено отказаться, остановившись на варианте с двумя двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями лайнера. Для КБ Туполева такая схема компоновки двигателей была применена на тот момент времени впервые. Самолет должен был перевозить 212-214 пассажиров на трассах протяженностью примерно 3500 км. Изначально в КБ Туполева были заданы очень высокие требования к данному проекту как по эксплуатационным и по летным, так и по экономическим характеристикам.

Создаваемый самолет должен был отвечать всем мировым стандартам и успешно конкурировать с иностранными аналогами. Высокого технического уровня при создании нового пассажирского самолета удалось добиться за счет тщательной отработки аэродинамического совершенства машины, особенно крыла лайнера, использования высокоэкономичных ТРДД с большой степенью двухконтурности, получения за счет новейших технологий и материалов высокого весового совершенства конструкции авиалайнера и отдельных его узлов и агрегатов. Все это в совокупности позволяло конструкторам достичь в 1,5-2 раза лучшей топливной эффективности Ту-204, по сравнению с его предшественником - пассажирским лайнером Ту-154.

В 1987 году в Ульяновске на местном авиазаводе началась подготовка к выпуску первого Ту-204. Первый прототип данной модели был готов в 1988 году, а в 1989 году самолет впервые поднялся в небо. Полный комплекс испытаний самолета был завершен уже после развала СССР в 1993 году. При этом ульяновская компания «Авиастар» не стала дожидаться конца испытаний и приступила к производству Ту-204 еще в 1990 году. В январе 1995 года новый пассажирский самолет получил сертификат Российской Федерации о летной годности. Первый полет авиалайнера состоялся по маршруту Москва - Минеральные Воды.

При создании самолета Ту-204 было организовано тесное сотрудничество между многими отечественными научными центрами. Благодаря такому сотрудничеству, самолет получил большое количество преимуществ над своими аналогами того периода времени. Одной из главных особенностей самолета стали высокоэффективные крылья, обладавшие сверхкритическими профилями, а также вертикальные поверхности, которые позволяли повысить аэродинамику на концах консолей. В то же время весь фюзеляж пассажирского самолета был изготовлен с использованием новых высокопрочных сплавов алюминия, а соединение деталей корпуса самолета осуществлялось при помощи клепки.

При конструировании самолета были широко использованы современные композиционные материалы, их доля составила примерно 18%. Помимо этого данная модель пассажирского самолета стала первой в России, в которой была реализована система электродистанционного управления. Данная система в состоянии произвести автоматическую посадку самолета даже в самых сложных метеоусловиях. А для более комфортной работы экипажа воздушного судна была применена система, получившая название «темная кабина». Данная система позволяет уменьшить нагрузку на летчиков.

В самолете Ту-204 был использована отечественная система авионики, применено 6 дисплеев. На экраны этих дисплеев выводится вся необходимая для пилотов информация: о состоянии полета и всех функциональных деталях лайнера. Данная система может в автоматическом режиме проводить диагностику всего оборудования на борту, а также обеспечивает самолету спутниковую связь. Коснулись инновации и конструкции крыла авиалайнера. В крыле появились двухщелевые закрылки, а также предкрылки, которые идут вдоль передней кромки крыла самолета. По новым технологиям было изготовлено и шасси лайнера.

Позаботились конструкторы и о системе снабжения воздухом всего салона летательного аппарата, она получилась отлично продуманной. Основной задачей данной системы является отбор и последующее охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Данная система в состоянии автоматически поддерживать на борту самолета оптимальную температуру воздуха. Особенностью системы является то, что воздух, который поступает в среднюю часть самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.

На данный момент времени наиболее совершенной модификацией самолета является Ту-204СМ. Пассажирский самолет Ту-204СМ превосходит своих предшественников из семейства Ту-204 по летно-техническим и навигационным характеристикам, при этом он полностью соответствует мировым требованиям по экономичности, эксплуатационной технологичности и комфортабельности, включая требования четвертой Главы норм ИКАО по уровню шума самолета на местности. Кроме того на авиалайнере Ту-204СМ была реализована концепция под названием «электронный борт», которая подразумевает существенную степень автоматизации процессов управления летательным аппаратом на всех этапах полета, что позволило уменьшить экипаж с трех до двух человек (убрали бортмеханика), как на других современных самолетах аналогичного класса. По сравнению с базовыми вариантами самолета, в Ту-204СМ на 10-12% удалось улучшить топливную экономичность и эксплуатационную технологичность. Воздушное судно в состоянии находится в воздухе до 9 часов без дозаправки, перевозя 194 пассажира на дальность до 4,8 тысяч километров.

Пассажирам авиалайнера Ту-204СМ был обеспечен отличный уровень индивидуального комфорта: в салоне используются шумопоглощающие конструкции, которые обеспечивают низкий уровень шума в полете, имеются просторные багажные полки. На самолете имеются видео- и аудиосистемы, предназначенные для развлечения пассажиров в полете, светотехническое и осветительное оборудование с применением светодиодов. По мнению экспертов, именно Ту-204СМ является наиболее конкурентоспособной и удачной моделью в линейке данных машин. При этом он вполне может поспорить со своими иностранными аналогами - Аэрбас A320/321 и Боинг 737.

Возможный контракт с Ираном

Интерес к самолету Ту-204СМ в свое время проявлял Иран. В апреле 2014 года появилась информация о том, что ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) может продолжить свои переговоры с Тегераном по поводу поставок пассажирских лайнеров Ту-204СМ. Об этом в частности говорил президент ОАК Юрий Слюсарь в рамках II Съезде авиапроизводителей, который прошел в Ульяновске. Юрий Слюсарь пояснил, что с того момента, когда стороны обсуждали данный проект прошло уже достаточно времени. Сейчас нам необходимо его актуализировать, расставить новые акценты. Мы надеемся, что имеющиеся преимущества, в том числе, технологической кооперации, которые мы в свое время предлагали Ирану, а также возможность импортонезависимости оставят этот проект привлекательным для наших иранских партнеров. Президент Объединенной авиастроительной корпорации уточнил, что речь идет о поставках российских пассажирских лайнеров с возможностью сборки, кастомизации и производства отдельных узлов и деталей на иранском авиазаводе в городе Исфахан. При этом в планах поставка в Иран до 5 самолетов Ту-204СМ ежегодно, ведутся переговоры о поставке данных пассажирских лайнеров и с Кубой.

Стоит отметить, что контракт на поставку пассажирских авиалайнеров, собираемых на ульяновском авиазаводе, был заключен между лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» и авиакомпанией Iran Air Tour в 2009 году. Однако планы сторон были нарушены после того, как Госдеп США ввел санкции в отношении Ирана. Американский производитель авиационных двигателей компания Pratt & Whitney, которая является одним из акционеров Пермского моторного завода, производящего двигатели ПС-90А2 для самолета Ту-204СМ, заявила, что продажа самолетов Ту-204СМ с совместно созданными двигателями ПС-90А2 Ирану невозможна. В феврале 2014 года Юрий Слюсарь, который тогда еще занимал пост заместителя министра промышленности страны, отметил, что интеллектуальные права на двигатели ПС-90А2 были выкуплены у американской компании.

Интересные факты

Пассажирский самолет Ту-204 является одним из немногих самолетов, которому на практике пришлось подтвердить возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100, принадлежавший авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт-Новосибирск, в сложных метеорологических условиях выработал весь запас топлива за 17 километров до аэропорта Омска, где он сумел совершить успешную посадку с двумя неработающими на тот момент двигателями. При этом никто из пассажиров воздушного судна не пострадал, а сам самолет вскоре снова был возвращен в эксплуатацию.

Крыло и оперение самолета Ту-204/214 мало подвержены нарастанию льда и не оснащены противообледенительной системой. Среди всех современных магистральных самолетов Ту-204 является единственной машиной, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В результате проведения испытаний была подтверждена абсолютная безопасность совершения полетов на Ту-204 без подобной системы на несущих поверхностях, были получены европейские и российские сертификаты.

Летно-технические характеристики (Ту-204СМ - Airbus А321 - Boing 737-900):

Количество пассажиров: 176-194 - 185-220 - 177-189.
Длина самолета: 46,1 м - 44,51 м - 42,11 м.
Ширина фюзеляжа: 3,8 м - 3,95 м - 3,76 м.
Размах крыла: 41,8 м - 34,1 м - 35,8 м.
Площадь крыла: 182,4 м2 - 122,6 м2 - 124,6 м2.
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4200 км - 4000 км - 4996 км
Максимальная взлетная масса: 105 т - 85 т - 85,1 т.
Крейсерская скорость: 850 км/ч - 840 км/ч - 925 км/ч.
Потолок: 12 200 м - 12 000 - 12 500 м.
Длина ВПП: 1950 м - 2090 м - 2400 м.
Топливная эффективность: 19,25 г/пасс.км - 18,5 г/пасс.км - 22,4 г/пасс.км (галлонов на пассажиро-километр).
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/tu-204
http://svpressa.ru/post/article/109040/?rintr=1
http://www.airwar.ru
http://www.tupolev.ru
http://www.boeing.com

Ту-204 (Tu-204) схема салона.

Среднемагистральный двухмоторный пассажирский самолет Ту-204 (Tu-204) совершил свой первый полет 2 января 1989 года и послужил базовой моделью для множества модификаций. Среднемагистральный авиалайнер Ту-204-100 совершил первый полет 25 марта 1993 года и поступил в эксплуатацию в 1996 году. Ту-204-100 является одним из крайне немногих реактивных пассажирских авиалайнеров, которые на практике доказали возможность безаварийной посадки со всеми выключенными двигателями (14 января 2002 года). Авиалайнер Ту-204-100 способен перевозить 210 пассажиров со скоростью 830-850 км.ч. на расстояние в 4600 километров. Авиалайнер с англоязычной кабиной экипажа и уменьшенным расходом топлива Ту-204-100Е способен перевозить 176-194 пассажиров со скоростью 810-850 км.ч. на расстояние в 4600 километров. Ту-204-100В – модернизированный авиалайнер Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа, который способен перевозить 210 пассажиров со скоростью 810-850 км.ч. на расстояние в 4600 километров. Для расширения рыночных свойств самолета Ту-204-100, в 1992 году была создана модель авиалайнера Ту-204-120, которая была оснащена зарубежной авионикой и двигателями RB.211-535E4 (Rolls Royce). Ту-204-120 способен перевозить 196 пассажиров со скоростью 820-850 км.ч. на расстояние в 4600 километров. 21 марта 1996 года выполнил свой первый полет авиалайнер Ту-204-200. Поступивший в эксплуатацию в 2001 году авиалайнер Ту-204-200 является модернизированным Ту-204-100 с увеличенной (вместимость до 35700 кг.) емкостью баков для топлива. Дальность полета с максимальным запасом топлива у Ту-204-200 равняется 6890 км. (с максимальной коммерческой нагрузкой 3460км). Авиалайнеры Ту-204-200 выпускающиеся в Казани имеют обозначение Ту-214. В 2005 году воздушный флот авиакомпании «Владивосток Авиа» пополнился первыми серийными авиалайнерами Ту-204-300 (схема салона на 142 места в двух классах). По сравнению с базовыми моделями, авиалайнер Ту-204-300 имеет укороченный на 6 метров фюзеляж и благодаря этому максимальная вместимость салона составляет до 156 мест (схема салона Ту-204-300 156 мест в эконом классе). Ту-204-300 способен перевозить 156 пассажиров со скоростью 810-850 км.ч. на расстояние в 6400 километров. Ту-204-300А – авиалайнер для осуществления авиаперевозок VIP класса, который был выпущен на базе Ту-204-300 в 2009 году. Способный провести в воздухе более 12 часов, авиалайнер Ту-204-300А предназначен для перевозки 26 пассажиров (типовая схема салона Ту-204-300А) на расстояние 9600 километров. 29 декабря 2010 года выполнил свой первый полет авиалайнер Ту-204СМ, который был спроектирован на базе авиалайнеров Ту-204-100 и Ту-204-300. Благодаря глубокой модернизации Ту-204-100 и Ту-204-300, авиалайнер Ту-204СМ получился вполне конкурентоспособным по всем параметрам в своем классе и является серьезным конкурентом для авиалайнеров производства Airbus и Boeing. Авиалайнер Ту-204СМ способен перевозить 166-215 пассажиров (типовая схема салона Ту-204СМ для салона на 194 места в одном классе или на 176 мест в двух классной компоновке салона) со скоростью 830-850 км.ч. на расстояние в 4800 километров. Авиалайнер Ту-204СМ соответствует всем требованиям безопасности полетов, в том числе ICAO, P-RNAV и ETOPS (ETOPS-120). Установка новых, более экономичных двигателей ПС-90А2 привела к обеспечению высокой эксплуатационной экономичности и увеличению межремонтного ресурса. После прохождения Ту-204СМ сертификации в мае 2013 года, на данный тип воздушного судна сразу же нашелся покупатель (и далеко не один). Стартовым заказчиком на авиалайнер Ту-204СМ стала авиакомпания Вим-Авиа. Был подписан контракт на поставку пяти (с опционом на еще пять самолетов) Ту-204СМ для лизинговой компании «Ильюшин Финанс и Ко». Авиакомпания Red Wings подписала меморандум о намерениях покупки 10 самолетов в период 2014-2016 г.г. Также, авиалайнер Ту-204СМ вызвал интерес у авиакомпаний "Трансаэро", "Башкортостан", "ЮТэйр", "Cubana de Aviacion" и Корпорации гражданской авиации Республики Куба. У авиалайнера Ту-204СМ есть все шансы на то, что в скором времени вс данного типа будет использоваться для выполнения и на линиях средней протяженности.

Пассажирские модификации авиалайнера Ту-204 (Tu-204):

  • Ту-204-100 Вместимость салона до 210 пассажиров. Дальность полета (схема салона Ту-204-100 на 210 пассажиров) 4600 км.
  • Ту-204-100Е Уменьшенный расход топлива. Англоязычная кабина экипажа. Вместимость салона до 176-194 пассажиров. Крейсерская высота полета 11,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-100Е на 194 пассажира) 4600 км.
  • Ту-204-100В Модернизированная версия Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа. Вместимость салона до 210 пассажиров. Крейсерская высота полета 12,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-100В на 210 пассажиров) 4600 км.
  • Ту-204-120 Авиалайнер оснащенный авионикой и двигателями импортного производства. Вместимость салона до 210 пассажиров. Крейсерская высота полета 12,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-120 на 196 пассажиров) 4600 км.
  • Ту-204-200 Модернизированная версия Ту-204-100 с увеличенной емкостью топливных баков, благодаря чему, максимальная дальность полета с максимальной топливной загрузкой составила 6890 километров. Вместимость салона до 210 пассажиров. Крейсерская высота полета 12,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-200 на 210 пассажиров) 4600 км.
  • Ту-204-300 Модернизированная версия Ту-204-100 с укороченным на 6 метров фюзеляжем. Максимальная дальность полета с максимальной топливной загрузкой составила 7370 километров. Вместимость салона 142-156 пассажиров. Крейсерская высота полета 10,1-12,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-300 на 156 пассажиров) 6400 км.
  • Ту-204-300А Модернизированная версия Ту-204-300 для осуществления авиаперевозок VIP класса. Вместимость салона 26 пассажиров. Крейсерская высота полета 10,1-12,1 км. Дальность полета (схема салона Ту-204-300 на 26 пассажиров) 9600 км.
  • Ту-204СМ Глубокая модернизация Ту-204 с новыми двигателями и электроникой. Максимальная дальность полета с максимальной нагрузкой составила 4200 километров. Вместимость салона 166-215 пассажиров. Крейсерская высота полета 10,6-12,2 км. Дальность полета (схема салона Ту-204СМ на 215 пассажиров) 4800 км.













Публикации по теме