Сердце вены австрия собор святого стефана. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности

В Москве - Кремль, в Берлине - Бранденбургские ворота, а что в Вене? Городским центром, символом Вены многие века служит главная католическая святыня - собор Святого Стефана (Штефансдом). Его невозможно перепутать с другими европейскими католическими соборами по очень простой причине - из двух причитавшихся ему высоких башен со шпилями достроена лишь одна. Как и в Санкт-Петербурге, Штефансдом принадлежит не христианской церкви, а городу. Что накладывает свой отпечаток на его посещение.

1. Собор строился три с половиной века, и перед нами - самая старая из построенных его частей. Это Романские башни и портал (1230-1245). А первая церковь на этом месте была построена к 1147 году, когда Юрий Долгорукий впервые в письме упомянул имя Москвы.

2. В XV веке начали возводить высокие готические башни со шпилями, но построить смогли только южную (на фото). В 1511 году строительство собора прекратилось, и северная башня осталась незаконченной.

3. На стене храма сохранились средневековые венские эталоны длины, сделанные из металлических полос. Круг на стене являлся эталоном размера выпекаемого хлеба.

4. Войдя внутрь храма, сразу бросается в глаза забор, разделяющий зал на две зоны. В первую зону может попасть любой желающий, здесь можно сесть, помолиться и поставить свечку. А вот для прохода в центральный неф и к главному алтарю надо купить билет. Также в стоимость билета может быть включено посещение музея-реликвария, подъём на северную и южную башни, а также экскурсия в катакомбы. Действует такой билет несколько дней.

5. Центральный готический неф собора посвящён Святому Стефану.

6. На одной из колонн расположена кафедра уникальной резной работы.

7.

8.

9. Автором кафедры был скульптор Антон Пилграм (1460-1516), изобразивший себя «поддерживающим» балкон на северной стене собора.

10. Южный неф посвящён двенадцати апостолам. В нём установлен один из трёх органов храма.

11. Здесь находится целое множество небольших алтарей, а также ложа для императорских особ (справа на фото).

12. Все алтари украшены скульптурами апостолов.

13.

14. Северный неф посвящён Деве Марии и венчается Нойштадтским алтарём.

15. Деталь алтаря XV века.

16. В храме похоронены многие настоятели собора.

17. А под этим пышным надгробием покоится тело Фридриха III, императора Священной Римской империи. Также в соборе похоронен знаменитый принц Евгений Савойский.

18. Главный алтарь.

19. По случаю Нового Года он был украшен ёлками и букетами цветов.

20. Скульптура Девы Марии, венчающей алтарь Святого Стефана.

21. Витражные стёкла в соборе по большей части сохранились.

22. Старинное стекло в дверях, ведущих в оду из шести капелл, пристроенных к основному помещению.

23. Огромное окно в романском стиле расположено за главным органом.

24. Главный орган собора установлен в 1960 году, предыдущий погиб при пожаре 1945 года.

25. Он украшен фигурами парящих ангелов и является крупнейшим в Австрии.

26. Орган имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб.

27. Управляется он четырьмя рядами клавиатур и педалями.

28.

29. Полюбовавшись органом, пройдём музей-реликварий собора.

30. По дороге можно рассмотреть вблизи заложенное окно на романском фасаде.

31.

32. Своды зала.

33. В реликварии собраны различные предметы, использовавшиеся в богослужениях.

34.

35.

36. Персидские стеклянные сосуды.

37. Навершие посоха архиепископа.

38.

39. Один из списков чудотворной Пёчской иконы.

40. При ближайшем рассмотрении оказалось, что нимбы украшены рельефным узором, а сама доска изъедена древоточцами.

41. Также здесь собрано значительное число ковчегов для святых реликвий.

42. На полках шкафов и в влтаре хранятся кости.

43. Есть даже целый застеклённый гроб.

44. Черепа.

45.

46. Тазовая кость.

47. Кости ног.

48. Но больше всего костей хранится под полом собора и прилегающей площади. В катакомбах - подземном кладбище в XVIII веке было погребено до 11 тысяч тел. Сейчас многие кости в беспорядке свалены в подземных казематах. Туда можно пройти с экскурсией, но фотографировать запрещено, поэтому вот фото из интернета.

49.Ещё одна возможность, которой мы не смогли не воспользоваться - подъём на башни. Винтовую лестницу, ведущую на северную башню, разобрали, а вместо неё в шахту встроили лифт с круглой кабиной.

50. Наверху попадаем на большую открытую площадку, на которой должны были возвести шпиль башни.

51. С огороженной сеткой площадки открывается прекрасный вид черепичной крыши собора.

52. Покрытие кровли состоит из 230 тысяч цветных черепиц. Ими выложены изображения гербов Австрии и Вены.

53. А также вид на готическое кружево соседней башни.

54. И на город, конечно.

55. Ещё один символ Вены - старое колесо обозрения в парке Пратер.

56. А на горизонте видно, как вращают лопастями гигантские ветрогенераторы.

57. Дымит труба мусоросжигательного завода Шпиттелау, построенного по проекту знаменитого архитектора Хундертвассера.

58. Дымят трубы электростанции Зиммеринг. при желании на фото можно разглядеть верхушку боевой зенитной башни № 5 в Аренбергапарке и купола венских газометров.

59. В этой же башне установлен главный колокол Пуммерин весом в 21 тонну. Оригинальный колокол был отлит в 1711 году и погиб при пожаре 1945 года.

60. Подъём на южную башню - только пешком по ужасно узкой винтовой лестнице. Лестница настолько узкая, что разойтись со встречными туристами очень затруднительно.

61. Обитатели башни.

62. Наверху попадаем в небольшую комнату с сувенирным магазинчиком.

63. Стены комнаты украшают как надписи XIX века.

64. Так и более новые, оставленные нашими соотечественниками. Как мы помним, Вену освобождали именно совесткие войска.

65. Отсюда виды на город ещё более захватывающие.

66. Вена очень ровный по этажности город, лишь в нескольких местах было разрешено построить высотки.

67. Дворец Бельведер.

68. Купол церкви Святого Петра.

69. Миноритенкирхе и городская Ратуша.

70. Церковь Святого Михаила, Хофбург и парламент Австрии.

71. С башни видно город вплоть до самых окраин.

72. На этом всё. Кто дочитал до конца - молодец!

Друзья, здравствуйте! Собор Святого Стефана в Вене — один из самых известных храмов в Европе, не оставляющий равнодушным ни одного человека. Ошеломил этот грандиозный собор и меня во время знакомства с достопримечательностями Вены. Более того, я одолела 343 ступени, чтобы подняться на смотровую площадку самой высокой соборной башни и увидеть Вену с высоты. Охотно поделюсь своими впечатлениями с вами.

Ровесники этого храма, которых мне уже довелось увидеть и в , и в , и в ошеломляют не меньше, но главный собор Вены значительно превосходит их по высоте, так как его башня взметнулась к небу на 137 метров.

Возводился собор Святого Стефана в несколько этапов, начиная свою историю с более ранних романских церквей. Великое культовое сооружение, которое является не только , но и национальным символом Австрии, требует пристального внимания, поэтому в данной статье:

  1. Где располагается собор Святого Стефана
  2. Из истории возведения храма
  3. Внешний осмотр культовой достопримечательности
  4. Подъем на смотровую площадку готической башни собора

Где находится собор Святого Стефана

Отмечу, что в Вене есть несколько объектов, которые воспринимаются туристами как главные. Некоторые думают, что все они находятся в пределах одной площади, поэтому тут потребуется уточнение.

Абсолютно все гости Вены хотят увидеть собор Святого Стефана, и городскую ратушу. Эти достопримечательности расположены недалеко друг от друга, но все же, не рядом. Если взять за точку отсчета дворцовый комплекс Хофбург, то от него к городской ратуше нужно идти через в одну сторону, а к Святому Стефану – в противоположную, через один из дворов Хофбурга.

Чтобы дойти до храма от Михайловских ворот Хофбурга, выходящих на Михаэлерплац, достаточно прогуляться по одной из центральных улиц исторической Вены — Kohlmarkt, а потом свернуть на не менее известную пешеходную улицу . И очень скоро ваш взгляд остановится на высокой готической башне:

Да, вы приближаетесь к знаменитому венскому собору, который занимает всю центральную часть одноименной площади. Stephansdom – так называют австрийцы свой Кафедральный собор.

История собора Святого Стефана

Первая небольшая приходская церквушка в романском стиле появилась на этом же месте в XII веке, а в следующем столетии ее расширили и построили западную стену с порталом. Несмотря на то, что церковь Св. Стефана несколько раз страдала от разрушений, многократно достраивалась и перестраивалась, западная романская стена частично сохранилась и в современной версии собора:

В начале XIV века, во времена правления Альберта I и Альберта II церковь опять решили дополнить, но теперь уже в восточном направлении. Так появились хоры, которые до сих пор составляют восточную часть собора и называются Альбертовы хоры:

А в 1359 году Рудольф IV положил начало грандиозной перестройке собора в стиле готики. Перестройка подразумевала сохранение западного романского фасада и Альбертовых хоров, а южная и северная стороны сооружения должны были расширить внутреннее пространство, поэтому их стали возводить снаружи стен действующей в то время церкви.

Строительство начали с южной башни и завершили ее возведение только в 1433 году:

Высота башни 136, 44 м. Поэтому рассмотреть ее всю, стоя у стен собора практически нереально. Вот моя попытка сфотографировать южную часть Stephansdom:

Есть башня и c северной стороны собора, которая появилась позднее. Работы по возведению этой колокольни начались в 1450 году, потом приостановились в начале XVI века, и завершили строение только в 1579 году ренессансным куполом.

Уже в XX веке в послевоенные годы, когда и Вену, и собор восстанавливали после разрушений, северную колокольню перестраивали еще раз, так как ее верхняя часть обрушилась вместе с колоколом «Пуммерин».

Внешний осмотр собора

Только что мы смотрели на Св. Стефана с его невероятно высокой башней с южной стороны. Продолжаем обходить собор в направлении Альбертовых хоров и обратим внимание на детали сооружения. На стенах собора размещено несколько панно, отражающих библейские сюжеты.

Если отойти на небольшое расстояние, то за счет крутого наклона кровли, можно прекрасно рассмотреть гербы, ее украшающие. Выглядит кровля великолепно и завершается со стороны хоров вот такой пирамидой:

230 тысяч штук цветной черепицы было использовано для кровли собора, но не понапрасну.

И наконец, я нашла точку, из которой хотя бы относительно можно увидеть почти весь собор:

Отсюда хорошо видна северная башня, под куполом которой находится колокол «Пуммерин». «Гудящий» означает его название. Колокол отлили в 1951 году вместо того, который пострадал в военные годы. Его вес превышает 21 тонну, и звонит он только по особым праздникам несколько раз в году. Кроме «Гудящего» на колокольне установлено еще 22 колокола, и каждый из них звонит в предназначенное время.

На северной башне есть обзорная площадка, на которую можно подняться лифтом.

Но, если учесть, что высота северной башни 68 метров, то ее обзорная площадка находится не так уж высоко. Поэтому мы поднимемся на южную башню… хотя там и нет лифта.

Продолжаем осмотр северной стороны здания. И теперь перед нами готическая стена:

Я сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но мне эти готические башенки почему-то напомнили базилику в Барселоне. Это, должно быть, недопустимо, потому как творчество Антонио Гауди исключает прямые линии и острые углы, которые составляют основу готики. Но мне, дилетанту, это сходство так и приходит на ум, когда я смотрю на эту часть стены венского собора.

А мы завершаем обход грандиозного Stephansdom и поворачиваем к тому романскому фасаду, где располагается главный вход в собор. Верхняя часть фасада претерпела изменения и сейчас его украшает пара элегантных башен.

Находясь у входа, воспользуемся возможностью и посмотрим, как собор Святого Стефана выглядит внутри. Войти можно только на небольшую площадку в начале зала, далее установлена решетка. Поскольку в зале не было туристических групп, вероятно, экскурсии в собор предусмотрены только в определенное время. Не осведомлена в этом вопросе, поэтому не стану утверждать, а продемонстрирую тот зал, который видит каждый вошедший в собор:

В соборе установлено три органа. Можно только представить, какая здесь акустика, и как звучит музыка Моцарта и других австрийских талантов. В соборе часто проходят концерты духовной музыки.

Очень хотелось бы посетить концерт в Stephansdom, но пока это в будущем, а в настоящем у нас другое посещение – мы идем к южной башне собора.

Смотровая площадка готической башни Св. Стефана

Мы намерены подняться на смотровую площадку самой высокой башни собора. Конечно же, она находится далеко не на макушке башни, но выше всех составляющих сооружения. У входа прикреплена предельно информативная табличка:

Оплатив вход, мы стали подниматься по старинной винтовой каменной лестнице в довольно узком цилиндре башни. Движение затрудняется тем, что спускаются посетители все по той же лестнице и многие проходящие далеко не худенькие и стройные…

Если в Белой башне в после современной реставрации можно спокойно ходить по винтовой лестнице целой группой, а в Праге при подъеме на обзорную вышку Петршин предусмотрены отдельные лестницы для подъема и для спуска, то подъем на башню венского собора – это своего рода испытание. Признаюсь, подъем утомил, пока мы добрались до первой площадки, где можно отдышаться:

Это небольшое помещение, где есть возможность постоять в сторонке, и в котором, на радость поднимающихся, светло)) После небольшой передышки еще один рывок – и мы оказываемся в маленьком зальчике, который и служит смотровой площадкой. Здесь могут оказать первую помощь тому, кто не рассчитал свои силы, и кого подкосили многочисленные ступени:

Но главное, ради чего поднимаются на такую высоту посетители, это виды Вены с ее куполами и башнями и горной грядой на горизонте:

В панораме с южной стороны выделяются купола на площади Марии Терезии, а ближе к собору расположен Хофбург. На фото его можно узнать по многочисленным скульптурам и золотым шарам на фронтоне.

Мы прошлись по периметру помещения и выглянули в каждое окно, чтобы рассмотреть Вену со всех сторон, а потом спустились все по той же винтовой лестнице, которая на обратном пути показалась в два раза короче))

Но и на этом мы не остановились, а еще прогулялись вокруг собора, пока наше внимание не привлек магазинчик, где продают фирменные венские сладости. Особенно заинтересовали конфеты «Моцарт». Где же их и покупать, как не в Вене!

В завершение скажу, что в столице Австрии много достопримечательностей, но Кафедральный собор Святого Стефана производит, пожалуй, самое сильное впечатление. Соберетесь вы покорить южную башню или ограничитесь осмотром, но Stephansdom заставит вас неоднократно восхититься. Друзья, желаю и себе, и вам, оказаться однажды на концерте в этом грандиозном соборе.

Ваш euro-проводник Татьяна

Собор святого Стефана - главный собор Вены. Про него решил написать отдельный пост, так как там много чего интересного внутри. Как и многие европейские соборы он строился и перестраивался много раз и вобрал в себя множество стилей, сообразно эпохам, пролетавшим за его стенами. И сейчас собор недостроен. Северная башня должна была быть такой же, как и южная, но она была достроена лишь на половину. Не хватило денег. На самом деле это не такой уж редкий случай. Вот в Малаге, например тоже стоит собор с одной башней и недостроенной второй. "Однорукая дама" называют свой собор жители Малаги. Тут та же история. На обе башни, кстати, можно забраться - там смотровые площадки, также можно спуститься в мрачные катакомбы, где в средневековье захоранивали умерших горожан. Но обо всем по порядку.

1. Сейчас Собор святого Стефана - это крутейший готический собор. Удивительно, что он не пострадал в последнюю войну и бомбардировки его обошли стороной. Однако, справедливости ради, такие приметные сооружения служили при бомбардировках отличным ориентиром для авиации и их оставляли нетронутыми, для возможности ориентироваться на плане города. Аналогичным образом уцелел и Кёльнский собор, хотя остальной город превратился в руины.

2. Готические соборы радуют меня своей монументальностью и.... готичностью. На стенах такие вот замечательные штуки.

3. А вот этот товарищ Иоанн Капистран удостоен такой скульптуры, за то, что призывал идти крестовым походом на турок и еретиков. Говорят был довольно суров к иноверцам.

4. Рядом с собором его уменьшенная копия из бронзы - красота.

5. А вот и северная башня. Видно, что этот обрубок, выстроен только до половины. Сверху приделали небольшую башенку и теперь там смотровая площадка. Теперь уже башня скорее всего не будет достроена и собор не примет вид, задуманный архитектором изначально.

6. Внутри все еще интереснее. И хотя собор святого Стефана уступает по масштабу и богатству отделки Севильскому кафедральному собору, но все равно впечатляет.

7.

8. В соборе красивые росписи, скульптуры. Вообще внутри он довольно неплохо украшен.

9. Главное украшение - высокие стрельчатые окна и арки.

10. Собор действующий - люди сюда приходят помолиться, зажигают свечи. Во время служб туристов не пускают.

11. Потрясающий орган.

12. Девушка даже рот открыла от красоты органа, который находится аккурат над главным входом.

13. В католических соборах меня радует обилие скульптур. Действительно, что не собор - просто музей изящного искусства. Есть из камня, а тут вот из дерева.

14.

15.

16.

17. Интерьер собора создает особую атмосферу. От стен веет стариной. Тяжелые темные стены давят.

18. Снова скульптуры.

19. На башни собора можно подняться и увидеть Вену с высоты. На южную башню надо подниматься пешком, а вот на северную едет лифт. Табличка перед лифтом предупреждает, что с рюкзаками нельзя. Но это наверное относится к большим туристическим, меня с рюкзаком пустили.

20. Наверху смотровая площадка огорожена такой вот крупноячеистой сеткой, которая не дает человеку упасть, но совершенно не мешает фотографировать.

21. В колокольне висит огромный колокол. Кстати в 1945 году в соборе произошел пожар и висевший тогда там огромный колокол Пуммерин, влекомый обломками крыши сорвался вниз, разбился и уничтожил много деталей интерьера.

22. Так как северная башня не выше конька кровли собора, то увидеть отсюда можно только то, что лежит севернее собора. Вдалеке виднеются Альпы. Кстати именно водой, стекающие с Альп питается местный водопровод. Воду можно пить прямо из крана.

23. Потрясающая по крутоте черепичная крыша.

24. На крыше гербы Австрии и самой Вены.

25. На площади перед собором въезд на подземную парковку. Очень здорово обыграли и вписали в архитектуру старой площади.

26. Тут видно, что башню просто достроили до какого-то уровня и остановились. Как будто ножом срезана верхушка.

27. Прямо напротив собора домик со старой черепичной крышей.

28. Тут за монетку можно поглядеть в бинокль. На что смотреть тут же отмечено на панораме.

29. Смотровая площадка организована довольно грамотно.

30.

31. Вдали слева труба с блестящим золотым шаром. Как вы думаете что это? Это мусоросжигательный завод.

32. Готичные элементы на башне.

33. Внизу стоят фиакры - коляски, запряженные лошадями. Они катают туристов по центру города - очень атмосферно.

34. На шпиле петушок.

35. После подъема наверх, пришло время спуститься вниз. Там, за дверью внизу находятся катакомбы, где сотнями лет захоранивали жителей Вены. Там сейчас находится огромное костехранилище. Довольно жуткое место. Там даже фотографировать не разрешают. Но мы все же попробуем.

36. Внизу есть небольшая часовенка.

37. Совсем простенькая.

38. Тут же фрагменты скульптур из оформления, как я понял, собора. Наверное остатки, спасенные после пожара 1945-го, хотя не уверен.

39. Сами катакомбы - это вот такие вот тоннели с кирпичными сводами. в тоннелях сделаны камеры в которые захоранивали людей. Ну то есть по сути их складывали штабелями. Когда места стало не хватать, и зловонный запах гниющих тел стал невыносим, кости отчистили от плоти и с немецкой педантичностью сложили штабелями.

40. Вот, что внутри одной камеры. Жутковато. В катакомбах Святого Стефана по разным оценкам погребены до 10000 человек.

41. Сейчас камеры замурованы, но кое где оставлены такие вот окошки.

42.Выход из катакомб на улицу. Предостерегающий знак.

43. Ну и совсем чуть чуть вечернего собора.

44. Романские башни и портал. Как стемнеет в собор можно тоже попасть, но мы если честно ограничились дневным посещением.

Собор Святого Стефана в Вене является символом города и всей Австрии. Сложно пройти мимо этого величественного сооружения, оказавшись в центре Вены. Перед поездкой в столицу Австрии мною были изучены в большей степени места, которые можно посетить с детьми, но о стандартных достопримечательностях я знала только в общих чертах. Во-первых, их очень много, чтобы знать все и сразу. Во-вторых, я не долюбливаю заезженные места, потому стараюсь их избегать за редкими исключениями. Вот и в собор Stephansdom мы совсем не собирались, но он находится в сердце австрийской столицы, более того, гордо возвышается над всеми постройками вокруг, потому сложно его не заметить. А оказавшись рядом, восхищаешься его высокими башнями в готическом стиле, каждой его деталью. Вход в Собор Святого Стефана совершенно бесплатный, так почему бы нам не зайти туда, правда? ;)

Прежде католические соборы я видела только в Гоа, где португальцы оставили свое христианское наследие. Там они маленькие, светлые и ажурные. Здесь же темные залы с огромными мозаичными окнами, высоченные потолки, арки…

Впечатления самые невероятные! Грандиозность сооружения потрясает. И это выстроено сотни лет назад? Как они строили такую мощь?

Сложно представить какое впечатление такой храм производил на людей в средние века, когда жизнь проходила в маленьких домиках. А тут такое величие. Несомненно цель была одна — заставить трепетать перед Богом. Уверена, она была достигнута. Даже я, не фанат религии, тем более католической, выдохнула при входе в Штефансдом и завороженно вертела головой во все стороны.

Если бы не эти белые инсталляции, главный зал собора выглядел бы как в прошлые века. Тут волшебная акустика и звуки органа просто-таки проникают в тебя. Воистину гении просчитывали все это и строили подобные храмы.

В этом зале я впервые услышала вживую монашеские католические песни. Думаю, многие слышали этот стиль в разных западных песнях, т.к. продюсеры используют иногда подобные нарезки в современных произведениях. Самой первой песней, в которой я услышала такие монашеские песнопения это, конечно, «Sadeness» от Enigma. И вообще у Энигмы был целый альбом в подобном стиле. Если вы не помните, тогда послушайте и сразу все поймете. И вот такие же мужские голоса разбивались о все своды Собора Святого Стефана и проникали в самое нутро, до мурашек и до слез.

Но хорошие впечатления были не от всего. Помимо всей мощи, которая так и давит на сознание, делая тебя маленьким человечком перед огромными божественными силами, еще и каждая деталь храма напоминает о греховности твоей жизни. Все скульптуры на стенах с ужасно страдальческими серыми лицами, картинки со страшными муками в геенне огненной. Не люблю в религиях, особенно в католицизме, эти попытки запугивания простых смертных «рабов божьих».

Но это лирическое отступление и, честно скажу, после этого древнего собора, после старинных церквушек на Пути Сантьяго , после главного храма в Сантьяго-де-Компостела с его средневековым колоколом, раздающимися во всех концах города, я прониклась большой симпатией и уважением к католическим храмам. Вынуждена признаться, что о Боге и о вечном в них действительно отлично думается.

Свечку зажечь можно за 0,75 евро. Не совсем дешево, хотя для Австрии вполне нормально, но главное, что свечки настоящие — огонь живой. Не выношу современную моду на специальные автоматы, куда нужно кидать монетку, чтобы зажглась лампочка в виде свечки. Это даже не смешно, а по правде более чем отвратительно, очередное изобретение Ватикана, как в свое время индульгенции.

Хоть вход в Собор Святого Стефана Вены бесплатен, но деньги там есть на что потратить. Помимо свечек с деньгами можно расстаться в сувенирном магазинчике, где продаются разные милые штучки на венскую тематику и всяческие монетки или открытки с изображением Собора.

А еще здесь проводятся различные экскурсии для посетителей. Мы выбрали подъем на Северную башню за 5,5 евро.

За такую же цену можно наоборот спуститься в катакомбы, дабы посмотреть на захоронения тысяч человек, среди которых множество австрийских правителей за последнее тысячелетие. В основном это представители династии Габсбургов. Но мне с ребенком смотреть на останки трупов, пусть даже и весьма знаменитых, вовсе не хотелось (да и без ребенка мне это мало интересно), потому я предпочла подняться ближе к небу, нежели спускаться в подземелье.

Башня Собора Святого Стефана довольно высокая, поднимались мы туда на лифте. Виды с обзорной площадки просто потрясающие! Подумать только, что это столица Австрии! Такой миниатюрный и низкорослый городок =)

В другую сторону также, высотных зданий в Вене практически нет. Внизу видна площадь. На ней толпятся коняшки)

Здесь можно взять тур по Вене в карете. Обойдется это в 55 евро за 20 минут поездки. Хотя на мой взгляд намного интереснее воспользоваться Трипстером, взяв какую-нибудь необычную от местных жителей. Все-таки увидеть город глазами людей, живущих в нем, это бесценный опыт.

Лошадки чистенькие и ухоженные, но свои естественные нужды справляют прямо на дорогу. Конечно, чистоплотные австрийцы убирают все по мере возможности, но от запаха это избавляет лишь частично. В связи с чем не только площадь, но и сам собор насквозь пропитаны ароматом конного навоза.

А ведь в прошлые столетия карет и лошадей на улицах Вены было в разы больше, знатные миазмы, наверное, наполняли воздух. Чего только не повидала столица Австрии, в какие только столетия не стояла. Удивительно, что впервые на этом месте собор был построен аж в 1137 году! Впоследствии он достраивался и расширялся, изменял свой вид с романского на готический, и в конце концов к 1511 году приобрел свой современный вид.

Во времена Второй Мировой войны Собор Святого Стефана в Вене сильно пострадал от пожара, который устроили, как ни странно мародеры, а не немецкие или советские солдаты. Из-за огня обрушилась крыша, с башни упал огромный колокол, сильно повредив весь храм. К 1948 году силами добровольцев Собор был восстановлен, но реставрационные работы ведутся до сих пор.

Могу с уверенностью сказать, что Собор Святого Стефана не зря является символом Вены. Более величественное и грандиозное сооружение, являющееся при этом и древним наследием, я прежде не видела. Понимаю, что мой опыт маловат и по нему судить невозможно, но уверена, что окажись вы в Вене, то ни за что бы не пожалели, если бы увидели этот собор воочию.

Штефансдом (Stephansdom) - информация для посетителей

Собор Святого Стефана часы работы

Собор работает ежедневно с 6.00 до 22.00 часов. В воскресенье и праздничные дни с 07:00 до 22:00.
. Экскурсии по катакомбам каждые полчаса или 15 минут, продолжительность около 30 минут в 10:00 — 10:30 и в 13.30 — 16.30 часов ежедневно кроме воскресения.
. Лифт к колоколу «Пуммерин» на Северную башню — ежедневно с 08.15 до 16.25 часов (январь – июнь и сентябрь – декабрь); ежедневно с 08.15 до 18.00 (июль и август).
. Подъем на Южную башню ежедневно с 09.00 до 17:00 часов.
. Вечерняя экскурсия с осмотром чердачного помещения по субботам в 19:00 (только с июля по сентябрь).

Цены на экскурсии в Собор Святого Стефана в Вене

В соборе есть общий билет для посещения всех его закоулков стоимостью 17,90 евро для взрослого и 4,90 евро для ребенка. Во время нашего посещения на эти билеты были скидки — 13,90 и 2,90 евро. Но не уверена, что скидки есть всегда, потому написала изначально обычную полную стоимость. Брать такой билет несомненно выгоднее, но если вы не хотите посещать все подряд, то проще взять билет только куда-то в одно место (чертой делятся цены на взрослого и ребенка):
. Тур по кафедральному собору с гидом — 5,5 евро/2 евро
. Тур по кафедральному собору с аудиогидом — 4,5 евро/1,5 евро
. Катакомбы с гидом (группа) — 5,5 евро/2 евро
. Северная башня (подъем на лифте) — 5,5 евро/2 евро
. Южная башня (подъем по ступеням) — 4,5 евро/1,5 евро

Собор Святого Стефана Вена как добраться

Собор находится на площади Stephansplatz. Одноименная станция метро Stephansplatz (ветки U1 и U3) выходит прямо напротив главных ворот храма, потому не найти или не заметить его просто невозможно:) Ну и просто гуляя по центру, рядом с Венской оперой и Альбертиной, вы без труда заметите башни Собора Святого Стефана, которые возвышаются словно колючие кактусы над всеми домами. Мы именно так его и приметили, и шли на эти башни.

Собор Святого Стефана на карте

Если вы планируете поездку в Вену, то рекомендую также почитать мою статью об аренде квартиры в Вене посуточно , в которой я описываю не только наш опыт как снять квартиру в Вене, но и делаю обзор отелей Вены с удобной картой и возможностью подбора отеля в выбранном вами диапазоне цен. Это очень удобно, а главное поможет сэкономить ваши средства, ведь австрийская столица весьма дорогой город.

Или «Stephansdom» – одно из самых красивых сооружений культа и архиепископская резиденция, а еще, это один из самых известных туристам символов австрийской столицы. Величественное, сто тридцати шестиметровое сооружение в смешанном романско-готическом стиле – «Штефансдом» стоит на одноименной площади Святого Стефана, точнее «Stephansplatz», и является обязательной к посещению достопримечательностью, входящей в любую ознакомительную экскурсию по городу.

Этот чудесный собор имеет очень долгую историю. Первую романскую церковь начали строить еще в 1137 году по приказу маркграфа Леопольда Четвертого в честь австрийского небесного покровителя - Святого Стефана. Стефан Первомученик был самым первым страдальцем, убитым за христианскую веру. В тридцатые годы первого века он был приговорен судом к ужасной смерти - побитию камнями, за его проповедь, прочитанную в городе Иерусалиме. Здание возводили на протяжении десятилетия, и в 1147 году его торжественно освятили. Но собор простоял недолго, потому что в 1258 году выгорел в сильнейшем пожаре. Очень интересен тот факт, что до двухтысячного года считалось, что венский Собор Святого Стефана строился на пустом месте, и даже, вне городской черты, но, семнадцать лет назад, когда мастера вели работы по установке в здании новой отопительной системы, раскопав землю в подвале на глубину в два с половиной метра, они наткнулись на старинные захоронения, которые, после проведения радиоуглеродного анализа, датировали четвертым веком. Данное открытие позволило ученым предположить, что раньше здесь было не чистое поле, а стояло древнейшее культовое сооружение.

На выгоревших руинах церкви построили новое здание, его освящение прошло двадцать третьего апреля 1263 года. И об этом событии до сих жива память служителей собора, ведь каждый год, в эту дату происходит трехминутный перезвон соборных колоколов. В 1304 году, находившийся в то время у власти герцог Альберт, приказал увеличить размеры сооружения, расширив его с восточной части, исполнение его приказа продлилось вплоть до 1340 года.

А уже в 1359 году при следующем герцоге Рудольфе Четвертом началось строительство нового здания католического Собора Святого Стефана, но уже не в романском, а в готическом стиле. Южную сто тридцати шестиметровую башню строили целый век и завершили к 1433 году. Северную башню начали возводить в 1450 году: заложили ее фундамент, возвели постройку на высоту около семидесяти метров, но в 1511 году ее строительство остановили и больше не возобновляли. Разве что в 1556 году тут произвели установку колокольни. Длительное время эта церковь являлась обычным приходским храмом, но в 1469 году была признана «кафедральным собором», а в Вене появилась собственная епархия.

Венский кафедральный собор Святого Стефана благополучно простоял много веков, и даже пережил грозные годы Второй Мировой войны, выстоял во время начала наступательной операции, производимой советскими войсками, но пострадал от грабительских действий австрийских мародеров, которые не только украли из него бесценные украшения, предметы искусства и предметы оправления культа, но стали инициаторами умышленного поджога соседних магазинов на площади Штефансплац, огонь поглотил их, а затем перекинулся и на крышу древнего собора. Кровля была значительно повреждена, с Северной башни рухнул самый большой соборный колокол «Пумеринн», который был отлит в 1711 году, а металлом для него послужили сто восемьдесят турецких пушек, захваченных во время сражений с неприятелем. Были уничтожены красивейшие соборные хоры, старинный орган, деревянные декоративные элементы интерьера.

Храм начали восстанавливать сразу по завершению войны, причем, деньги на восстановление национального достояния передавали все земли Австрии, и благодаря их помощи, уже к концу 1948 года Собор Святого Стефана был частично открыт, там стали проводить богослужения. К 1952 году он был открыт полностью, правда, эпизодические реставрационные работы тут проводят и сейчас.

Катакомбы и гробницы Собора Святого Стефана в Вене

Многие туристы удивляются, когда узнают от гидов, что с самого начала существования данный собор окружало кладбище, причем, оно находилось тут со времен правления римлян. На нем хоронили представителей всех слоев общества, как аристократов, так и бедняков. Штефансплац являлась местным кладбищем вплоть до 1732 года, пока герцог Карл Шестой не запретил хоронить здесь людей из-за вспышки чумы в городе. Захоронения есть внутри собора. С его внешней стороны находятся несколько надгробных плит, правда, почти все они чисто символические, потому что тела погребены под землей в катакомбах. Тут находится место упокоения для семьи Габсбургов, в том числе строителя данного собора Рудольфа Четвертого, а еще герцога Фридриха Второго, принца Евгения Савойского. Совершенно удивительно и даже шокирующе, что под главной достопримечательностью Вены – Собором Святого Стефана, в самом центре города, располагается кладбище, которое занимает всю территорию под восточной частью здания и уходит под соседние дома рядом с храмом, расположенные на площади. В катакомбах Собора Святого Стефана на сегодняшний день упокоены останки одиннадцати тысяч человек.

Но, вернемся к герцогскому склепу Габсбургов. Он находится под алтарем, тут стоят семьдесят восемь контейнеров из бронзы, хранящие сердца и внутренние органы представителей династии Габсбургов. Склеп возвели в 1365 году, по указу герцога Рудольфа Четвертого, который задумался о месте своего будущего захоронения еще при жизни.

Особенно впечатляет туристов надгробие императора Фридриха Третьего, оно даже является некоей достопримечательностью собора. Этот правитель очень много сделал для своей страны, он сыграл важную роль в воссоединении соседних земель, создав основы возникновения империи Габсбургов. Такой выдающийся император, коронованный в Риме самолично Папой, был достоин самого великолепного надгробного памятника. Эту гробницу создавали в течении сорока пяти лет по проекту Никласа Герхерта ван Лейдена, причем, работа началась за двадцать пять лет до смерти Фридриха. Саркофаг сделан из красного мрамора, в верхней его части находится лежащая фигура императора Фридриха Третьего в регалиях для коронации, окруженный гербами австрийских домионов, кроме того, надгробие украшают двести сорок резных фигур.

Гробница австрийского принца Евгения Савойского располагается в часовне «Крест» при соборе. Этот человек стал не менее выдающейся личностью Австрии, он являлся талантливым военачальником, который дослужился высочайших государственных постов императорского двора Вены. Евгений Савойский сыграл важную роль в спасении империи Габсбургов от захвата французами, остановил натиск османов, освободив центральную часть Европа от ига турков. А еще, он был щедрым меценатом.

В подвальной части расположены епископские захоронения, и самое последнее погребение в этом отдельном склепе датируется 2014 годом, когда хоронили девяносто восьмилетнего кардинала Франца Кенига. Проректоров и прочие церковные чины хоронят на Центральном кладбище Венского пантеона – «Зентральфрифхофе».

В катакомбы собора есть специальная отдельная экскурсия, деньги за нее нужно отдавать лично в руки гиду на выходе из помещения катакомб. Экскурсии идут на немецком или английском языках, но для наших соотечественников на руки выдают информационные бланки, где, тоже самое написано на русском языке. Это довольно захватывающая и даже мистическая экскурсия.

На сегодняшний день венский Собор Святого Стефана – популярнейшее туристическое место, он привлекает гостей города своими гигантскими размерами и внешним великолепием. Сооружение в длине имеет почти двести метров, в ширине – чуть больше шестидесяти метров, в высоте – сто тридцать шесть метров и оборудовано двадцатью тремя колоколами. Его покрывает красивая кровля из разноцветной черепицы, где отчетливо просматривается узор – огромные гербы города Вены и Австрии. Стены собора выложены из грубого обтесанного камня, их украшают интересные скульптуры, в которых проработаны даже мельчайшие детали, а порталы покрывает сплошной изысканный узор, в виде растений, птиц, людей и даже чудовищ. Около Собора Святого Стефана, всегда стоят повозки, запряженные лошадьми, и здесь легко почувствовать себя жителем Вены семнадцатого века, а закрепить это ощущение, можно, совершив поездку в такой коляске по историческому центру города.

Произведения искусства Собора Святого Стефана в Вене

«Исполинские ворота» - одно из самых примечательных произведений искусства в позднероманском стиле. Ворота привлекают своим роскошным оформлением, выполненным в технике скульптурного узора. Их продольный неф украшают великолепные витражи, середины четырнадцатого века, в готическом стиле. Великолепен свод ворот в виде сетки, которая, опирается на колонны. Исполинские ворота были созданы в 1240 году.

Витражи Собора Святого Стефана – здание собора украшают великолепные витражи, особенно они роскошны, когда вы находитесь внутри помещения, а сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы для этого собора в 1340 году, но они хранятся в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий. Из оригиналов, тут есть пять витражей пятнадцатого века. На всех витражах изображены самые разные сцены из Библии. Самые красивые витражи располагаются непосредственно над соборным алтарем.

Алтари Собора Святого Стефана не менее прекрасны. Один – это главный алтарь. Он расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле, и сделан из великолепного черного мрамора. Этот алтарь был создан выдающимся мастером Йоганном Якобом Поком, а на нем висят картины «Святой Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии», которые написал Тобиас Пок. Другой резной алтарь в готическом стиле со створками, который называется Винер-Нойштадским, подарил Собору Святого Стефана император Фридрих Третий в 1447 году, он привез его из церкви «Нойклостеркирхе» города Нойштадта.

Скульптуры Собора Святого Стефана – их здесь очень много, в основном, данные произведения искусства относятся к четырнадцатому-пятнадцатому векам. Особо впечатляет прекрасная статуя Мадонны в готическом стиле, созданная в 1320 году, она стоит рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги». Если вы зайдете в залу, расположенную при северной башне, то увидите оригинальную скульптуру «Бог зубной боли», внешнюю часть соборных хоров украшает ее точная копия.

Кафедра Собора Святого Стефана – это наиболее великолепный памятник позднеготического стиля Средневековья. Ее, в 1515 году создал Николаус Герхардт. Кафедра стоит на одной из колонн, по высоте она равняется четырем метрам, это великолепный образчик искусной резьбы по камню начала шестнадцатого века. Кафедра оформлена статуями четырех церковных учителей: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. А себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака», прямо у подножия этой кафедры. Перила лестницы, поднимающейся на кафедру, украшает узор из жаб и ящериц из мрамора, которые чередуются, тем самым являются символом постоянной борьбы добра со злом.

Пёчская икона Девы Марии – главная священная реликвия Собора Святого Стефана в городе Вене. Она является чудотворной, а начало своей истории ведет с 1676 года. Эту икону заказал написать в честь своего освобождения из османского плена венгр Ласло Шигри, житель села Пёч. Икона была создана и помещена местной церквушки. Но с 1696 года у Пёчской иконы начали происходит различные чудеса исцеления. Экскурсоводы рассказывают, что согласно легенды, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, который происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в Собор Святого Стефана в Вену, а в Пёч оставил копию иконы, и тем не менее, даже список с нее является чудотворным, поэтому с давних пор в небольшое поселение, которое теперь называется Мариапёч, до сих пор приезжает много паломников. Икона с Пётчской Мадонной в Соборе Святого Стефана расположена в правом нефе около Певческого портала.

Колокола Собора Святого Стефана - это действующий собор, поэтому там имеется колокольня, расположенная внутри северной башни. В ее звоннице двадцать три колокола, но используются лишь двадцать, причем, каждый из них выполняет свою роль. Крупнейший колокол в Европе, который занимает второе место по размеру после колокола Кельнского собора, называется «Новый Пуммерин», он весит двадцать одну с половиной тонну и звонит одиннадцать раз за год, по самым большим праздникам: самый длинный его звон – десять минут. Одиннадцать колоколов собора располагаются внутри южной башни, и звонят каждый день во время проведения служб.

Орган Собора Святого Стефана – их три, и все они великолепны. Органы устанавливались в Штефансдоме в разные годы, вместо оригинального органа, сгоревшего в пожаре. Самый большой соборный орган имеет четырехрядную клавиатуру, десять тысяч трубок. Но на службах, чаще всего, играет средний орган, расположенный около алтаря. У него пятьдесят пять трубочных рядов. Кстати, в этом венском соборе постоянно проходят концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.

Адрес Собора Святого Стефана в Австрии: город Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

На метро: по линии U1, U3, доехать до остановки «Stephansplatz», расположенной в сотне метров от здания собора.

Часы работы Собора Святого Стефана: работает с шести утра до десяти вечера, с понедельника по субботу; - с семи утра до десяти вечера в воскресенье.

Собор туристы могут посещать самостоятельно или в экскурсионной группе с гидом. Если вы выбрали самостоятельное ознакомление с достопримечательностью, то в этом вам поможет аудиогид на русском языке.

Цена входных билетов и экскурсий в Собор Святого Стефана:

Экскурсия в катакомбы – получасовая, проводится с понедельника по субботу, с десяти утра до половины двенадцатого дня, затем с половины второго дня до половины пятого вечера; в воскресенье – с половины второго дня до половины пятого вечера. Цена взрослого билета в катакомбы Собора Святого Стефана – пять евро, для ребенка – два евро.

Экскурсия на Южную Башню собора и ее смотровую площадку - можно попасть с девяти утра до половины шестого вечера. Вход располагается снаружи справа. На смотровую площадку нужно подняться по триста сорока трем ступеням. Цена билета: для взрослого – четыре евро, для подростка от пятнадцати до восемнадцати лет – два евро, для ребенка от шести до четырнадцати лет – полтора евро.

Экскурсия на Северную башню Собора Святого Стефана с посещением смотровой площадки. Площадка работает с девяти утра до половины шестого вечера и с семи до половины десятого вечера. Цена взрослого билета- пять евро, детского – два евро. Вход на Северную башню находится внутри собора, в левой части. На Северную башню можно подняться на лифте.

Экскурсия с гидом по собору – с индивидуальным гидом экскурсию можно совершить с девяти утра до половины двенадцатого дня, с часу дня до половины пятого вечера, с понедельника по пятницу; - в субботу, воскресенье и по праздникам - с часу дня до половины пятого вечера. Если вы хотите присоединиться к постоянной экскурсии, которая проводится в соборе регулярно с понедельника по субботу, она проводится в течении получаса на английском языке, то приходите сюда к половине одиннадцатого, цена такой экскурсии – пять евро с каждого человека.

Вечерние экскурсии, совмещенные с прогулкой по крыше: детский билет – четыре евро, взрослый – десять евро.

Публикации по теме