Население мадагаскара. Население Мадагаскара: численность, плотность, возрастной и расовый состав Поло-возрастная структура населения

Мне кажется, что до выхода на широкие экраны мультика «», об этом райском уголке, под таким же названием, никто и не слышал. Именно после показа этого мультика на этот остров ринули толпы туристов, чем подняли экономику страны.

Для нас, как для европейцев, здесь всё очень дёшево: уровень жизни низкий, много нищих и бедных людей. Более развитыми и, можно сказать, богатыми, являются курортные зоны острова.

Даже в столице этого государства Антананариву совершенно нечего посмотреть: ни достопримечательностей, ни музеев, ни парков. Некрасивый и мрачный город, хотя очень шумный. Чего не скажешь о колорите, который он получил благодаря местному населению. Можете себе представить уровень жизни людей, если им не по карману даже уличные газеты, цена которых всего 0,10$. Вот и толпится люд у киосков, вчитываясь в заголовки прессы, чтобы быть в курсе мировых событий.

Но, такой красоты остров, где находятся дикие заповедники, необычайной красоты водопады, экзотическая флора и фауна, манит к себе туристов со всего мира в поисках приключений, как и героев вышеупомянутого мультика. Остров почти таких же размеров, как и Украина, со всех сторон омывающийся водами Индийского океана.

Он очень уникален. Только на этом острове можно запросто повстречать забавных полосатых лемуров, ручных хамелеонов, удивиться великанам-баобабам, увидеть странных людей, которые соблюдают какие-то необыкновенные запреты и поклоняются духам умерших. Упаковывайте свои чемоданы и в путь!

ТРАНСПОРТ НА МАДАГАСКАРЕ

Первое знакомство с островом у нас начинается с аэропорта, хотя всё самое интересное находится далеко за его пределами. На побережье можно добраться на туристическом автобусе, со стоимостью билета в 4$ , а также доехать туда можно и на маршрутном такси за 0,18$ . В самом городе нет остановок транспорта, поэтому любая маршрутка остановится там, где вы укажите. Вместе с водителем маршрутки работает человек, который на каждой остановке оповещает путешествующих о маршруте и о наличии свободных мест.

ПРОЖИВАНИЕ НА ОСТРОВЕ

С жильём, особенно с его стоимостью проблем вообще не будет, т.к. оно здесь очень дешёвое. Так, например, готовьтесь выложить всего 10-12$ за двух- или трёхзвёздочный отель. А бунгало так вообще стоит 5$ в сутки . Цена, как видите, приемлемая, да и услуги в номере тоже не плохие: комната с вентилятором и со всеми удобствами. В некоторых отелях есть WI-FI.

ЧТО ПОЕСТЬ НА МАДАГАСКАРЕ

Раньше на территории этого острова проживали французы, поэтому, многое из еды готовят во французском стиле. Популярностью пользуется выпечка - багет . Его, как и в Европе употребляют в разных видах: как выпечку, как жареные гренки или как сухарики.

Ну а в экзотике Мадагаскару нет равных. Ведь потребляют в желудок мадагаскарцы все то, что шевелится;) А главное, едят всё в сыром виде. То, что нельзя съесть живьём, они солят и жарят. В меню уличного общепита можно увидеть экзотические морепродукты, различных жареных жуков, листья растений, например, алоэ.

Конечно, для нас, европейцев, такая пища совсем не желательна и даже опасна. Особенно если ею питаться ежедневно. Поэтому, лучше не рискуйте и наслаждайтесь классической едой на острове. Это совсем не дорого. Порция риса обойдётся вам в 2$, тарелка морепродуктов - 10$ и дешёвые фрукты . Пребывая на острове, запомните такое правило: большие очереди в заведениях общественного питания - вкусная еда!

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА ОСТРОВЕ

Как мы уже упоминали, достопримечательностей на острове нет. Здесь одна главная достопримечательность - это природа и её обитатели . Советуем посетить Андрингитра . Это великолепный парк лемуров, территория которого больше 30 тыс. гектаров. Именно путешествуя по этому парку, вы сможете почувствовать себя одним из героев знаменитого мультфильма.

Вы навсегда запомните красоту этого Национального парка с его экзотической растительностью, пёстрыми огромными цветущими кустарниками, да и просто яркими цветами, а так же сможете услышать нереальные мистические истории от местного населения. Стоимость входного билета в парк составляет 12$. Единственное, что можно посоветовать, так это не экономить на гиде (10$). А не то придётся заночевать в компании причудливых лемуров, заблудившись в парке.

КОЕ-ЧТО О ЛЕМУРАХ

Как вы уже поняли, лемуры являются символом Мадагаскара . Среди наиболее уникальных - это лемуры индри , поющие лемуры (хотя, назвать их поющими очень сложно, т.к. они громко кричат). К тому же здесь их считают ещё и священными животными. Местные говорят, что в них живёт дух предков. Эти лемуры очень крупные, около 6 кг веса. А встретить их можно на восточном Мадагаскаре, в горных лесах. Они - вегетарианцы. Отдают предпочтение листьям, цветам и фруктам.

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЗНАТЬ СТРАНУ

Знаете, какой самый лучший способ познать страну? Это прогулки. Не важно: пешком, на мопеде или велосипеде, или на арендованном автомобиле. Нужно много гулять! Здесь, на Мадагаскаре, лучший способ путешествия - это автостоп . Конечно, это не самый популярный способ здесь. Но, нам, «белокожим людям» здесь всегда рады, т.к. местные знают, что если приехал европеец, у него всегда есть деньги.

КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ МАДАГАСКАРА

Сам народ очень добродушный и приветливый. Ведь население очень бедное и деньгами пока не испорчено. Люди поклоняются духам предков, верят в них, совершают различные ритуалы, особенно те, которые касаются жертвоприношений, чтят свои традиции. На острове есть такие поселения, по законам которых действуют многие табу: запрет на чужеземцев в доме, вход в комнату, где проживает сестра, тоже запрещён, и самое главное - на острове запрещено убивать лемуров.

Это остров, на котором существует два мира - богатый и бедный. Для нас, туристов, это в первую очередь уникальный рай, с восхитительными бунгало, непроходимыми джунглями, с кристальным лазурным берегом Индийского океана и такой экзотической кухней. Да, климат здесь такой, что вы будете уставать от духоты и жары. Но колорит страны, его население и лемуры запомнятся вам на всю оставшуюся жизнь.

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНОГО ОТДЫХА И НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ОТ ПУТЕШЕСТВИЙ!

Уважаемый читатель, если Вы не нашли интересующую Вас информацию на нашем сайте или в интернете, пишите нам на и мы обязательно напишем полезную информацию именно для Вас

К нашей команде и:

1. получайте доступ к скидкам на аренду авто и отелей;

2. делитесь своим опытом в путешествиях, и мы заплатим Вам за это;

3. создайте свой блог или турагентство на нашем сайте;

4. получите бесплатное обучение по развитию собственного бизнеса;

5. получите возможность бесплатно путешествовать.

О том, как работает наш сайт, вы можете прочитать в статье

Собираясь в путешествие в далекие страны, многие туристы интересуются тамошним бытом, . Об есть множество интересных фактов, которые обязательно следует знать всем, кто планирует свой отдых в этой стране. Здесь уникальная флора и фауна, богатая история, берущая свое начало в глубокой древности.

Природа Мадагаскара

Весь остров является одним государством, расположенным в Индийском океане. Его часто относят к Африке, и географически это верно. Наиболее интересными фактами про Мадагаскар являются следующие:



Исторические интересные факты про страну Мадагаскар

Первые люди появились на острове более 2000 лет тому назад. За этот исторический период местные жители пережили огромное количество важных событий. Наиболее интересными из них считаются такие:

  1. Впервые остров обнаружил в XVI столетии исследователь Диего Диас из Португалии. С того времени Мадагаскар стал использоваться как важный торговый узел.
  2. В 1896 году страну захватили французы, превратив ее в свою колонию. В 1946 году остров стал считаться заморской территорией захватчиков.
  3. В 1960 году Мадагаскар получил независимость и приобрел полную свободу.
  4. В 1990 году здесь закончилось правление марксистов, и было снято вето на все оппозиционные партии.
  5. Вершина королевской горы Амбохиманга считается важной исторической на острове. Это место поклонения для аборигенов, которое является религиозным и культурным достоянием государства.

Этнические интересные факты о Мадагаскаре

Количество жителей в стране составляет почти 23 млн человек. Все они говорят между собой на официальных языках: французском и малагасийском. Традиции и культура аборигенов довольно многогранна, наиболее интересными фактами считаются:


Этническое формирование народов Мадагаскара осуществлялось в процессе переселения на остров сначала африканцев и азиатов, а позднее торговцев из Индии и Португалии и французских колонистов. Сегодняшнее коренное население Мадагаскара - результат ассимиляции этих народов. Государство Мадагаскар в настоящее время населяют 18 основных этнических групп - кланов, большая часть популяции сформирована малагасийцами.

Официальными языками Мадагаскара являются малагасийский (или мальгашский), английский и французский. Около половины населения придерживается религии, основанной на культе предков, и традиционной для данной области. Около 40% жителей страны - христиане (католики и протестанты). Часть населения пытается совместить религию предков с христианством. Немногим меньше 10% составляют мусульмане.

Большинство населения Мадагаскара живет в сельской местности, в городах проживает менее четверти населения страны. Наибольшая плотность населения - в центральной части острова и на его восточном побережье, средняя плотность составляет около 22 чел. на кв. км.

редняя продолжительность жизни в Республике Мадагаскар невелика - 56,5 лет, поэтому больше половины населения острова - молодежь в возрасте до 20 лет, до 65-летнего возраста доживает менее 4%. Прирост населения в стране стабилен и составляет около 3%.

Размер населения:
21 281 844 (оценка июля 2010.)

Поло-возрастная структура населения:

0-14 лет:
43.5 % (Мужчины 4,523,033/Женщины 4 460 473)

15-64 лет:
53.5 % (Мужчины 5,483,684/Женщины 5 557 098)

65 лет и старше:
3 % (Мужчины 280,677/Женщины 348 591) (оценка 2010 года)

Средний (медианный) возраст:
Общий:
18.1 лет

Мужчины:
17.8 годы

Женщины:
18.3 годы (оценка 2010 года)

Темпы роста/уменьшения населения:
2.993 % (оценка 2010 года)

Показатель (коэффициент) рождаемости:
37.89 населения рождений/1,000 (оценка 2010 года)

Показатель (коэффициент) смертности:
7.97 смертей/1,000 населения (оценка июля 2010.)

Показатель чистой миграции:
0 мигрантов (ов)/1,000 население

Урбанизация:
Городское население:
29 % общей численности населения (2008)

Показатель (коэффициент) урбанизации:
3.8 Годовой показатель % изменения (2005-10 гг.)

Численное соотношение полов:
На момент рождения:
1.03 мужчины (ы) / Женщины

К 15-летнему возрасту:
1.01 мужчины (ы) / Женщины

15-64 лет:
0.99 мужчины (ы) / Женщины

65 лет и старше:
0.8 Мужчины (ы) / Женщины

В общем населении:
0.99 мужчины (ы) / Женщины (оценка 2010 года)

Показатель (коэффициент) младенческой смертности:

52.84 смертельных/1,000 живорождения

Мужчины:
57.69 смертельных/1,000 живорождений

Женщины:
47.84 смертельных/1,000 живорождений (оценка 2010 года)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (средняя продолжительность жизни):
В общем населении:
63.26 лет

Мужчины:
61.27 лет

Женщины:
65.3 годы (оценка 2010 года)

Общий показатель (коэффициент) плодовитости (полное потомство женщины за детородный период):
5.09 родившейся/женщины детей (оценка 2010 года)

Коэффициент распространённости ВИЧ/СПИДа среди взрослого населения:
0.1 % (оценка 2007 года)

Число людей, живуших с диагнозом ВИЧ/СПИД:
14 000 (оценка 2007 года)

Число людей, умерших от ВИЧ/СПИДа:
меньше чем 1 000 (оценка 2007 года)

Национальность:
малагасиец, малагасийка

Государственный язык:
Малагасийский, английский, французский

Этнические группы:
Aнтaйфacи, Aнтaймypy, Aнтaйcaкa, Aнтaмбaxyaкa, Aнтaнкapaнa, Aнтaнycи, Aнтaндpyи, Бара, Бeцилey, Бeцимиcapaкa, Бeзaнyзaнy, Beзy, Maxaфaли, Mepинa, Масумбики, Caкaлaвa, Cиxaнaкa, Taнaлa, Цимиxeти

Религиозный состав населения:
местные верования 52 %, христиане 41 %, мусульмане 7 %

Языковой состав населения:
Английское (официальное), французское (официальное), малагасийское (официальное)

Уровень грамотности населения:
Определение:
Человек в возрасте 15 лет и может читать и писать

В общем населении:
68.9 %

Мужчины:
75.5 %

Женщины:
62.5 % (оценка 2003 года)

Ожидаемая продолжительность обучения (от начального до высшего образования):
10 лет

Мужчины:
10 лет

Женщины:
10 лет (2008)

Расходы государства на образование:
2.9 % ВВП (2008)

Вариант № 6

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Коренное население Мадагаскара называло лемурами души мёртвых, по ночам возвращавшиеся в мир живых и приносящие несчастье и смерть.

2) Европейцы, встретив на Мадагаскаре животных со светящимися в темноте глазами, назвали их лемурами, и название это прижилось.

3) Европейцы, попавшие на Мадагаскар в XVI веке, впервые встретили там безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами - лемуров, или "маки", как их называли аборигены.

4) Коренное население Мадагаскара называет кошачьих лемуров - зверьков с огромными светящимися в темноте глазами - словом «маки».

5) Попав на Мадагаскар в XVI веке, европейцы встретили там лемуров, безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами, которых местные жители называли «маки».

(1)Коренное население Мадагаскара называет кошачьих лемуров, безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными, широко раскрытыми глазами, словом «маки», современное же название - «лемур» - было дано европейцами. (2)В Древнем Риме лемурами называли души умерших, которые не нашли покоя в царстве мёртвых и возвращаются по ночам в мир живых, принося несчастье и смерть. (3)С падением Рима мистические лемуры канули в небытие, <...>, когда в XVI веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромнымии светящимися в темноте глазами, то вспомнили римские суеверия о призраках умерших и дали «маки» своё собственное название, которое прижилось.

Задание 2

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

Вероятно

Например

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОБСТВЕННЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СО́БСТВЕННЫЙ, -ая, -ое.

1. Принадлежащий кому-чему-н. по праву собственности. С. дом.

2. Свой, личный. Видеть собственными глазами. В собственные руки. Чувство собственного достоинства (чувство уважения к самому себе). По собственному желанию.

3. Находящийся в непосредственном ведении, распоряжении, подчинении кого-чего-н. С. корреспондент.

4. Буквальный, настоящий. В. собственном смысле слова.

5. Свойственный только кому-чему-н., без посторонних добавлений (спец.). С. вес тела.

6. собственно, вводн. Выражаясь точнее, в сущности. Я, собственно, и не спорю.

7. собственно, частица. Выражает ограничение: без чего-н., другого, постороннего. Волжскую систему составляют собственно Волга и её притоки.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАвидно (сказуемое)

докумЕнт

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.

Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАСИВШЕ

две СЕДЬМЫХ

около ПЯТИСОТ страниц

много ВИШЕН

ПОСАДИ дерево

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Собор Василия Блаженного имеет не только богатый декор, но и необычную общую композицию.

2) Я искренне восхищался и любил эту картину Сурикова, от неё исходила неведомая сила.

3) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимали реформы.

4) Уставшие от долгой прогулки, нам хотелось поскорее добраться до лагеря.

5) В 1871–1872 годах выходит шестой роман Достоевского с вызывающим символическим названием «Бесы».

6) Увидев эту поляну, ты не сможешь забыть её.

7) На собрании группы обсуждались вопросы посещаемости и то, что нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

8) Горький мог ярко изобразить быт босяков, так как хорошо знал жизнь этих людей изнутри.

9) Вопреки ожиданий служба в полку была полна неожиданностей, зачастую приятных.

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

при..ритет

зап..реть

сп..ртовой (раствор)

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..цельный, ра..кол

не..глядный, з..ходил

пр..обрёл, пр..белый

раз..скать, на..скось

пре..стать, о..бойный

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

милост.. вый

замш..вый

продл..вать

коч..вать

отта..вший

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

завис..щий

не кле..тся (они)

трепл..т (они)

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К полуночи все гости разъехались, Мария осталась одна, но теперь ей было уже (НЕ)ТАК грустно.

Новый знакомый Натальи Петровны оказался человеком далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.

Ещё (НЕ)ОБСТАВЛЕННАЯ мебелью комната казалась пугающе огромной, чужой и холодной.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от нашего дома находилась берёзовая роща, и я мог дни напролёт гулять там.

Максимка, (НЕ)ДУМАЯ об опасности, бросился на помощь другу.

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.

А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В)СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО)КРУГ было покрыто водой.

(НЕ)ЧТО изменилось в его облике, хотя одет он был ТАК(ЖЕ), как и прежде.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в золочё(3)ом пенсне.

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходство так и различие.

3) Жизнь во всех её проявлениях очень интересовала И. Репина и ему претило равнодушие западных художников к общественным проблемам.

4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества

Задание 16

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хорошая погода в горах установилась (1) видно (2) надолго и радовала всех. Внизу было (3) видно (4) долину, а ароматы трав чувствовались даже высоко в горах.

Задание 18

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Давно было известно (1) что (2) если бросить в море кусок несвежего мяса (3) акулы в этом месте не появляются (4) ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Когда человек взрослеет, у него портится зрение.

2) В детстве даже одуванчики волшебным образом могли стереть всякую неприятность.

3) Детство неповторимо.

4) Сделать мир по-детски ярким невозможно.

5) В детстве и рыба крупнее ловилась...

(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом... (7)Потом становится грустно.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

(12)В сердце всё больше пустот - как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!

(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи - стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться - самая надёжная примета.

(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился - выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков - настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.

(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас - всякая мелкота!

(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне

нравится и кажется важным.

(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным?

(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?

(По А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) - русский писатель, автор книг для детей и юношества, журналист, общественный деятель.

Источник текста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 4.

Спрятать текст

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–5 представлено повествование.

2) В предложениях 9–11 перечислены происходившие события.

3) Предложения 24–25 содержат описание.

4) Предложения 28–34 содержат рассуждение.

5) В предложениях 20-22 содержится повествование.

Задание 23

Из предложения 20 выпишите синонимы.

Задание 24

Среди предложений 27–37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25 № 5

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«А. Лиханов пишет о том, что ему близко и дорого: это очень личные и поэтому очень эмоциональные размышления. Не случайно в тексте появляется синтаксическое средство - (А)_____ (предложения 4, 23, 27). Хотя писатель не навязывает нам свою точку зрения, мы не можем остаться безучастными к тому, о чём говорит А. Лиханов. Троп - (Б)_____ (в предложениях 8, 36) и синтаксический приём - (В)_____ (предложения 9-10) - создают ощущение причастности каждого к поднятой проблеме. Не позволяет читателю остаться равнодушным и другой приём - (Г)_____ (предложения 29-31)».

Список терминов:

1) метафора

2) синтаксический параллелизм

4) восклицательные предложения

6) диалектизм

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) риторическое обращение

Вариант № 2217089

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых верно пе-ре-да-на ГЛАВ-НАЯ ин-фор-ма-ция, со-дер-жа-ща-я-ся в тек-сте. За-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

1) Ко-рен-ное на-се-ле-ние Ма-да-га-ска-ра на-зы-ва-ло ле-му-ра-ми души мёртвых, по ночам воз-вра-щав-ши-е-ся в мир живых и при-но-ся-щие не-сча-стье и смерть.

2) Ев-ро-пей-цы, встре-тив на Ма-да-га-ска-ре жи-вот-ных со све-тя-щи-ми-ся в тем-но-те гла-за-ми, на-зва-ли их ле-му-ра-ми, и на-зва-ние это при-жи-лось.

3) Ев-ро-пей-цы, по-пав-шие на Ма-да-га-скар в XVI веке, впер-вые встре-ти-ли там без-обид-ных жи-вот-ных с длин-ны-ми пу-ши-сты-ми хво-ста-ми, цеп-ки-ми ла-па-ми и огром-ны-ми гла-за-ми - ле-му-ров, или "маки", как их на-зы-ва-ли або-ри-ге-ны.

4) Ко-рен-ное на-се-ле-ние Ма-да-га-ска-ра на-зы-ва-ет ко-ша-чьих ле-му-ров - зверь-ков с огром-ны-ми све-тя-щи-ми-ся в тем-но-те гла-за-ми - сло-вом «маки».

5) Попав на Ма-да-га-скар в XVI веке, ев-ро-пей-цы встре-ти-ли там ле-му-ров, без-обид-ных жи-вот-ных с длин-ны-ми пу-ши-сты-ми хво-ста-ми, цеп-ки-ми ла-па-ми и огром-ны-ми гла-за-ми, ко-то-рых мест-ные жи-те-ли на-зы-ва-ли «маки».


<...>

Ответ:

Какое из при-ведённых ниже слов (со-че-та-ний слов) долж-но быть на месте про-пус-ка в тре-тьем пред-ло-же-нии?

Таким об-ра-зом

К сча-стью,

По-сколь-ку

Вот по-че-му


Ответ:

Про-чи-тай-те фраг-мент сло-вар-ной ста-тьи, в ко-то-рой при-во-дят-ся зна-че-ния слова СОБ-СТВЕН-НЫЙ. Опре-де-ли-те зна-че-ние, в ко-то-ром это слово упо-треб-ле-но в тре-тьем (3) пред-ло-же-нии тек-ста. Вы-пи-ши-те цифру, со-от-вет-ству-ю-щую этому зна-че-нию в при-ведённом фраг-мен-те сло-вар-ной ста-тьи.

СО́БСТВЕН-НЫЙ , -ая, -ое.

1. При-над-ле-жа-щий кому-чему-н. по праву соб-ствен-но-сти. С. дом.

2. Свой, лич-ный. Ви-деть соб-ствен-ны-ми гла-за-ми. В соб-ствен-ные руки. Чув-ство соб-ствен-но-го до-сто-ин-ства (чув-ство ува-же-ния к са-мо-му себе). По соб-ствен-но-му же-ла-нию.

3. На-хо-дя-щий-ся в не-по-сред-ствен-ном ве-де-нии, рас-по-ря-же-нии, под-чи-не-нии кого-чего-н. С. кор-ре-спон-дент.

4. Бук-валь-ный, на-сто-я-щий. В. соб-ствен-ном смыс-ле слова.

5. Свой-ствен-ный толь-ко кому-чему-н., без по-сто-рон-них до-бав-ле-ний (спец.). С. вес тела.

6. соб-ствен-но, вводн. Вы-ра-жа-ясь точ-нее, в сущ-но-сти. Я, соб-ствен-но, и не спорю.

7. соб-ствен-но, ча-сти-ца. Вы-ра-жа-ет огра-ни-че-ние: без чего-н., дру-го-го, по-сто-рон-не-го. Волж-скую си-сте-му со-став-ля-ют соб-ствен-но Волга и её при-то-ки.


(1)Коренное на­се­ле­ние Ма­да­га­ска­ра на­зы­ва­ет ко­ша­чьих лемуров, без­обид­ных жи­вот­ных с длин­ны­ми пу­ши­сты­ми хвостами, цеп­ки­ми ла­па­ми и огромными, ши­ро­ко рас­кры­ты­ми глазами, сло­вом «маки», со­вре­мен­ное же название - «лемур» - было дано европейцами. (2)В Древ­нем Риме ле­му­ра­ми на­зы­ва­ли души умерших, ко­то­рые не нашли покоя в цар­стве мёртвых и воз­вра­ща­ют­ся по ночам в мир живых, при­но­ся не­сча­стье и смерть. (3)С па­де­ни­ем Рима ми­сти­че­ские ле­му­ры ка­ну­ли в небытие, <...>, когда в XVI веке пер­вые ев­ро­пей­цы по­па­ли на Ма­да­га­скар и встре­ти­ли не­боль­ших зверь­ков с огром­нымии све­тя­щи­ми­ся в тем­но­те глазами, то вспом­ни­ли рим­ские суе­ве­рия о при­зра­ках умер­ших и дали «маки» своё соб­ствен­ное название, ко­то­рое прижилось.

Ответ:

В одном из при-ведённых ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в по-ста-нов-ке уда-ре-ния: НЕ-ВЕР-НО вы-де-ле-на буква, обо-зна-ча-ю-щая удар-ный глас-ный звук. Вы-пи-ши-те это слово.

про-из-вЕ-ден

не-кро-лОг

об-ли-лАсь

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Охотском море завершилась СПАСИТЕЛЬНАЯ операция МЧС по выводу судов из ледового плена.

Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

Леша ОДЕЛ младшую сестрёнку, и они отправились встречать папу с работы.

Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой.

В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.

Ответ:

В одном из вы-де-лен-ных ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в об-ра-зо-ва-нии формы слова. Ис-правь-те ошиб-ку и за-пи-ши-те слово пра-виль-но.

по ИХ же-ла-нию

в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

КРА-СИ-ВЕЙ-ШИЙ пей-заж

ПРО-ПО-ЛО-ЩИ бельё

пара БО-ТИ-НОК

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Спортсмены, которые будут выступать на чемпионате мира, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе.

2) А. И. Куинджи в картине «Березовой роще» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

3) Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.

4) Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.

5) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.

6) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

7) Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

8)Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье.

9) Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная не-про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

рест..ври-ро-вать

парад..ксаль-ный

скл…нение

выч..тать

Ответ:

Опре-де-ли-те ряд, в ко-то-ром в обоих сло-вах про-пу-ще-на одна и та же буква. Вы-пи-ши-те эти слова, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

не..до-ро-вый, в..пышка (света);

пр..влечь, пр..сесть;

контр..гра, вз..грать;

в..езд-ная (виза), прем..ера;

от..дви-нуть, прин..лечь.

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква И.

удо-ста..вать

отво..вав

локт..вой

угр..ватый

дешев..нький

Ответ:

Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква У.

хохоч..т (они)

слыш..т (они)

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

Иван Ива-но-вич слу-шал сына с на-пряжённой и (не)до-уме-ва-ю-щей улыб-кой.

Тема со-чи-не-ния (не)рас-кры-та.

Да-ле-ко (не)чёткий план раз-ви-тия про-из-вод-ства кри-ти-ко-ва-ли в ми-ни-стер-стве.

Это место (не)за-ня-то.

Ни-ко-му (не)нуж-ные све-де-ния.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Вода Бай-ка-ла! Тихо опу-сти-лось солн-це за горы, вы-бро-си-ло (В)ВЕРХ про-щаль-ный зелёный луч, и Бай-кал ТО(ЖЕ) мгно-вен-но от-ра-зил в себе неж-ную зе-лень.

Му-зы-ка Шо-пе-на бе-ре-ди-ла вос-по-ми-на-ния. От её зву-ков, ТАК(ЖЕ) как и в дет-стве, пе-ре-хва-ты-ва-ло горло и хо-те-лось, ЧТО(БЫ) люди были счаст-ли-вы.

Ан-дрей Рублёв был (ПО)ИС-ТИ-НЕ вы-да-ю-щим-ся ма-сте-ром древ-не-рус-ской жи-во-пи-си, об-ла-да-ю-щим са-мо-сто-я-тель-ной твор-че-ской ма-не-рой. Од-на-ко из-вест-но о нём не-мно-го: (ОТ)ТОГО далёкого вре-ме-ни со-хра-ни-лась лишь ми-ни-а-тю-ра, на ко-то-рой запёчатлён ху-дож-ник.

Если бы при-ро-да ТО(ЖЕ) могла чув-ство-вать бла-го-дар-ность к че-ло-ве-ку (ЗА)ТО, что он про-ник в её жизнь, пре-вознёс и вос-пел её, эта бла-го-дар-ность вы-па-ла бы на долю При-шви-на.

ЧТО(БЫ) вы могли зво-нить из Рос-сии в Ев-ро-пу по мо-биль-ной связи, (НА)СЧЁТ надо по-ло-жить не менее пя-ти-сот руб-лей.

Ответ:

Ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых пи-шет-ся НН.

Де-лав-шие за-мас-ки-ро-ва(1)ый под грабёж обыск за-бра-ли толь-ко то, что на-хо-ди-лось в столе, про-чие бу-ма-ги остав-ле(2)ы со-вер-ше(3)о не-тро-ну-ты-ми.

Ответ:

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ за-пя-тую.

1) В XV веке при-ме-ня-ли как тяжёлые пушки для осады кре-по-стей так и лёгкие ору-дия в по-ле-вых сра-же-ни-ях.

2) Слово вы-ра-жа-ет мысли и может слу-жить для со-еди-не-ния и раз-де-ле-ния людей.

3) Ми-ке-лан-дже-ло изоб-ра-жал людей с мо-гу-чим телом и силь-ной волей сме-лых и не-укро-ти-мых спо-кой-ных и ре-ши-тель-ных.

4) В лу-ка-вом озор-ном и не-обык-но-вен-но ли-рич-ном го-ло-се рус-ской ба-ла-лай-ки слы-шит-ся ско-мо-ро-шья удаль пер-вых му-зы-кан-тов на Руси.

5) В силу сте-че-ния об-сто-я-тельств после ре-во-лю-ции Куп-рин ока-зал-ся в эми-гра-ции и почти два-дцать лет страст-но стре-мил-ся вер-нуть-ся в Рос-сию.

Ответ:

Когда на село (1) рас-по-ло-жен-ное в до-ли-не (2) легла ши-ро-кая про-хлад-ная тень от горы (3) за-кры-ва-ю-щей запад (4) народ со-брал-ся у белой ста-рин-ной церк-ви.

Ответ:

Рас-ставь-те все не-до-ста-ю-щие знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Аг-ро-но-мы часто ис-поль-зу-ют не-ко-то-рые ка-че-ства живых ор-га-низ-мов в своих целях. Так (1) на-при-мер (2) в сель-ском хо-зяй-стве одни виды ор-га-низ-мов слу-жат для за-щи-ты уро-жая от вред-но-го воз-дей-ствия дру-гих (3) то есть (4) яв-ля-ют-ся свое-об-раз-ной био-ло-ги-че-ской стра-жей.

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Для ловли про-то-пте-ров жи-те-ли Су-да-на ис-поль-зу-ют спе-ци-аль-ный ба-ра-бан (1) с по-мо-щью (2) ко-то-ро-го (3) из-да-ют-ся звуки (4) па-да-ю-щих дож-де-вых ка-пель.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Ответ:

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

1) Внеш-ний вид стра-ны, лицо стра-ны долж-ны быть пред-ме-том за-бо-ты го-су-дар-ства.

2) Пей-заж, ланд-шафт стра-ны со-вер-шен-но не за-ви-сят от пред-став-ле-ния че-ло-ве-ка о кра-со-те.

3) Хо-зяй-ствен-ная де-я-тель-ность че-ло-ве-ка во мно-гом опре-де-ля-ет ланд-шафт и пей-заж стра-ны.

4) Ланд-шафт стра-ны мно-гое рас-ска-зы-ва-ет об от-но-ше-нии об-ще-ства к че-ло-ве-ку, при-ро-де.

5) Не-об-хо-ди-мо со-здать ве-дом-ство по охра-не внеш-не-го вида земли.


(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин

Вариант 4.

Ответ:

Какие из пе-ре-чис-лен-ных утвер-жде-ний яв-ля-ют-ся вер-ны-ми? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

1) В пред-ло-же-ни-ях 1-4 пред-став-ле-но рас-суж-де-ние и опи-са-ние.

2) В пред-ло-же-ни-ях 6-8 пред-став-ле-но по-вест-во-ва-ние.

3) Пред-ло-же-ния 8-10 со-дер-жат эле-мен-ты рас-суж-де-ния.

4) Пред-ло-же-ние 17 со-дер-жит объ-яс-не-ние вы-ска-зан-но-го в пред-ло-же-нии 16 суж-де-ния.

5) В пред-ло-же-ни-ях 13-14 со-дер-жит-ся опи-са-ние.


(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.

Вариант 4.

Ответ:

Из пред-ло-же-ния 7 вы-пи-ши-те тер-мин.


(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.

Вариант 4.

(7)Это плохо, если душа спит, если она от-вле-че-на, за-глу-ше-на по-боч-ны-ми об-сто-я-тель-ства-ми, ин-те-ре-са-ми, шу-ма-ми, ко-ры-стью или иными со-об-ра-же-ни-я-ми, если она мерт-ва или, ска-жем точ-нее, на-хо-дит-ся в ле-тар-гии.


Ответ:

Среди пред-ло-же-ний 1-5 най-ди-те такое(-ие), ко-то-рое(-ые) свя-за-но(-ы) с преды-ду-щим при по-мо-щи опре-де-ли-тель-но-го и ука-за-тель-но-го ме-сто-име-ний. На-пи-ши-те номер(-а) этого(-их) пред-ло-же-ния(-ий).


(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.

Вариант 4.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.


Ответ:

Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

«По-свя-щая текст про-бле-ме со-зда-ния пей-за-жа и ланд-шаф-та стра-ны, В. Со-ло-ухин уже в пер-вом пред-ло-же-нии, ис-поль-зуя такой прием, как (А)_____ , срав-ни-ва-ет ра-бо-ту ху-дож-ни-ка над пей-заж-ной кар-ти-ной с со-зда-ни-ем ланд-шаф-та целым на-ро-дом. Этот же приём по-вто-ря-ет-ся в ше-стом пред-ло-же-нии. Ис-поль-зуя мно-го-чис-лен-ные (Б)_____ (пред-ло-же-ния 4, 7, 14, 17), автор ста-ра-ет-ся точ-нее опи-сать то или иное яв-ле-ние. Ключ к по-ни-ма-нию про-бле-мы,по-став-лен-ной ав-то-ром, на-хо-дит-ся в пред-ло-же-ни-ях 7-12. (В)_____ («душа спит, она мерт-ва») в 7-м пред-ло-же-нии за-став-ля-ет чи-та-те-ля по-но-во-му взгля-нуть на при-выч-ные вещи. Текст про-ник-нут ав-тор-ским по-ни-ма-ни-ем про-бле-мы. Не-рав-но-душ-ное от-но-ше-ние к тому, о чём пишет автор, по-сто-ян-но подчёрки-ва-ет точно вы-ве-рен-ная лек-си-ка, на-при-мер, «опрят-ность, при-бран-ность, оду-хо-творённость», а также (Г)_____ («ко-неч-но», «в первую оче-редь»)».

Спи-сок тер-ми-нов:

1) срав-ни-тель-ный обо-рот

2) ли-то-та

3) кон-текст-ные ан-то-ни-мы

4) ряды од-но-род-ных чле-нов

5) оли-це-тво-ре-ние

6) со-по-став-ле-ние

7) ввод-ные слова и кон-струк-ции

8) про-сто-реч-ная лек-си-ка

9) ри-то-ри-че-ское об-ра-ще-ние

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.

Вариант 4.

(4)Но, ко-неч-но, в первую оче-редь, и не-боль-шие де-ре-вень-ки и сёла с вет-ла-ми, ко-лод-ца-ми, са-ра-я-ми, бань-ка-ми, тро-пин-ка-ми, са-да-ми, ого-ро-да-ми, за-ло-га-ми, пряс-ла-ми, рез-ны-ми на-лич-ни-ка-ми, конь-ка-ми, кры-леч-ка-ми, яр-мар-ка-ми, са-ра-фа-на-ми, хо-ро-во-да-ми, по-ко-са-ми, пас-ту-шьи-ми рож-ка-ми, сер-па-ми, це-па-ми, со-ло-мен-ны-ми кры-ша-ми, ма-лень-ки-ми еди-но-лич-ны-ми по-ля-ми, ло-шад-ка-ми на па-хо-те...


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?

(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности - это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

(17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

Публикации по теме