Путешествие на крильон. Сахалинская обл

Напоминает рыбу. Левую оконечность хвостового плавника занимает полуостров Крильон. С востока он омывается водами залива Анива, с запада - Татарским проливом, с юга - проливом Лаперуза отделяется от Японии.

Южное положение полуострова, а также проходящая вблизи его западного побережья ветвь теплого Цусимского течения определяют особенности климата этого района. Крильон - самая теплая часть Сахалина. По физико-географическому районированию Крильонский полуостров находится в подзоне южной темнохвойной тайги, обогащенной представителями более южных областей. Поэтому видовая насыщенность растительного и животного мира одна из самых высоких на Сахалине.

Нас интересует часть полуострова, обращенная к заливу Анива. В этот залив впадают реки: Урюм, Тамбовка, Ульяновка, Кура, Найча и Могучи – общая нерестовая площадь их составляет около 600 тысяч квадратных метров , или почти треть от полного нерестового фонда рек залива. Наиболее массовый вид лосося – горбуша, нерестится также сима, сохранилась изолированная популяция осенней кеты. Но главная ценность этого уголка – одна из последних на юге острова популяций сахалинского тайменя.

Полуостров и мыс Крильон были названы так Лаперузом (1787) в честь французского генерала Луи де Крильона, знаменитого своей храбростью. 14 мая 1805 г. судно руководителя первой русской кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна «Надежда» бросило якорь в заливе Анива. Крузенштерн ознакомился с жизнью айнов, раздал им подарки. С тех пор история не раз круто меняла здесь жизнь. С 1861 по 1904 гг. на Сахалине была русская каторга. Память об этом времени осталась на карте – мыс Канабеева назван так по имени надзирателя, убитого здесь беглыми каторжниками. В 1905 году Сахалин захватили японцы. До сих пор на острове остались противоречивые свидетельства их хозяйствования. На Крильоне было немало поселков, хуторов и рыбалок. После освобождения Южного Сахалина в 1945 г. на остров активно завозились вербованные рабочие, крестьяне из западной части страны (по месту родины переселенцев назывались и поселки – Ульяновка, Тамбовка). Поселки с Крильона были расселены только в середине 60-х. Уроженцы этих мест с ностальгией вспоминают, какие это были богатые рыбой и дичью места.


В 1948-51 гг. на полуострове существовал заповедник «Южно-Сахалинский». Недолгое заповедание закончилось в ходе сталинского преобразования природы. 14 марта 1972 г. начинается бурная и печальная история заказника «Полуостров Крильон». Попробую вкратце пересказать ее по документам, которые удалось разыскать:

1. Из Положения о государственном охотничьем заказнике областного значения «Полуостров Крильон»:

Срок заказа 10 лет, режим комплексный. Видовой состав охотфауны – медведь, лисица, енотовидная собака, американская норка, заяц, рябчик, соболь, водоплавающая дичь, черная ондатра (Кстати, охотоведы до сих убеждены, что это особый вид! Впрочем, это не самая страшная их ошибка). Площадь угодий 62 тыс. га, в т. ч. лесных - 48, полевых - 4, водных - 10, протяженность рек 120 км. Количество егерей - 2.

В 1979 г. на р. Найча поселили 20 канадских бобров, они все погибли во время наводнения в августе 1981 г.

2. Решение г. Сахалинского областного Совета народных депутатов:

Утвердить Положение; продлить срок на 10 лет - с целью охраны и воспроизводства редких и ценных животных: соболя, выдры, выпущенных для акклиматизации канадских бобров (к тому времени погибших!), орланов, рябчика, морских и водоплавающих птиц, тайменя, симы, горбуши, а также охраны среды их обитания.

Заказник выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях, а также редких и исчезающих диких животных.

Установлены ограничения следующих видов деятельности :

а. охоты и рыболовства,

б. туризма и других форм организованного отдыха населения,

в. сбора грибов, ягод, лекарственных и декоративных растений,

г. использования ядохимикатов,

д. движения транспорта вне дорог.

Должен заметить, что все это время в поймах нерестовых рек велась пастьба молодняка КРС. Ежегодно свою дань брали медведи-скотинники, за что их отстреливали. Здесь егерь Картавых добыл медведя, чей череп на международной выставке трофеев оказался крупнее трофея самого Чаушеску.

3. Решение Сахоблисполкома г. «О частичном изменении Положения о ГОЗ «Полуостров Крильон» № 000»:

Введенное в 1982 г. ограничение на рыбную ловлю способствовало увеличению численности различных видов рыб, обитающих в водоемах заказника. Учитывая предложение управления охотничьего хозяйства решил:

Внести в пункт 3.5. Положения № 000 следующее дополнение:

- на территории заказника разрешается любительское рыболовство. Для проведения биологической мелиорации в реках и отлова сорных рыб (!) разрешается в виде исключения использование сетей по разрешениям, выдаваемым управлением охотничьего хозяйства. Контроль возлагается на егерей. Председатель облисполкома.

Для справки – в период, предшествующий этому решению, инспекция рыбоохраны изымала у нарушителей до 36 крупных тайменей в день. С этих пор на полуостров началось массовое нашествие. Местная районная администрация попыталась прибрать к рукам процесс – ввела плату за въезд. Заказник служил, да и сейчас служит, местом «царских» охот и рыбалок. Например, во время визита Путина с ним был Черномырдин, который вместо скучных экскурсий поехал на Тамбовку и убил медведя. Это также место нешуточных схваток за влияние между местной рыбоохраной и охотуправлением.


4. Служебная записка «О целесообразности сохранения статуса заказника «Мыс Крильон»:

Численность редких рыб, птиц и диких животных, ради которых якобы создавался заказник, на сегодняшний день достигла критической точки полного исчезновения. Район по линии заказника практически не получает никакой продукции и никаких доходов. На основании изложенного, считаю нецелесообразным дальнейшее продление статуса заказника «Мыс Крильон», предлагаю использовать эти земли для развития малых предприятий и фермерских хозяйств. Ст. госинспектор Анивской инспекции рыбоохраны 1992 г.

В 90-х годах здесь происходит бурный рост рыбных промыслов. Он ограничивается только труднодоступностью района и недостатком ценных объектов. Многократные попытки навести хоть какой-то порядок не удаются. Наиболее вреден весенний промысел разнорыбицы. Местные реки еще хорошо выполняют функции воспроизводства горбуши – в нечетные годы происходит переполнение нерестилищ и возможны заморы. Поэтому есть возможность изымать горбушу из рек, поскольку промысел морскими ставными неводами здесь неэффективен. При этом значителен прилов молоди кунджи, красноперки и тайменя. Ведется также ограниченный промысел ларги и ламинарии.

5. Распоряжение администрации Сахалинской области от 01.01.2001 г.

В соответствии с пунктом «а» статьи 18 и статей 19 Закона Сахалинской области «О развитии особо охраняемых территорий Сахалинской области»: Аннулировать статус государственного охотничьего заказника областного значения «Полуостров Крильон». , губернатор области.

Очень уж легко удалось охотоведам избавиться от проблемной территории. Использована такая формулировка: «полностью выполнены цели по стабилизации количества диких животных и птиц, в том числе и занесенных в Красную книгу». Никто из независимых специалистов этого не подтвердил, и никакой экологической экспертизы не было. На самом деле заказник не справился как минимум с целью охраны и воспроизводства тайменя и симы. В период с марта 2002 года прошло несколько совещаний разного уровня по проблеме Крильона. Предлагался вариант организации новой для Дальнего Востока России особо охраняемой природной территории – лососевого заказника под управлением «Сахалинрыбвода».

6. Распоряжением губернатора на полуострове Крильон образован заказник:
По просьбе депутатов и администрации Анивского района, в настоящее время в департаменте по рыболовству и комитете природных ресурсов идет работа по созданию на полуострове Крильон биолого-ихтиологического заказника.

В целях поддержания на территории полуострова правопорядка, пресечения браконьерства , а также с учетом пожароопасного периода и предстоящей лососевой путины, губернатором области 30 апреля подписано распоряжение, предписывающее департаментам лесопромышленного и рыбопромышленного комплексов обеспечить совместно с областным охотуправлением закрытие свободного доступа за реку Урюм всем юридическим и физическим лицам, не имеющим на руках специального пропуска, подписанного всеми тремя контролирующими службами. Таким образом, природоохранные мероприятия позволяют сохранить в первозданном виде реликтовые леса и родильный дом лососевых Анивского залива. Пресс-центр Администрации Сахалинской области, 30.04.2003

К сожалению, в заголовке этого сообщения - типичная дезинформация. Одно время действительно «Сахалинрыбвод» выступал за создание ихтиологического заказника с запретом промысла лососей. В СМИ прошла волна публикаций по этому поводу – «Крильон не умер», «Крильон будет жить», «Заказник для лосося». Но на решающем совещании 28.04.2003 начальник СРВ отказался от намерения взять под особую охрану эту территорию. Губернатор Фархутдинов предписал провести путину и вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности заказника в ноябре 2003 г. Да вот, не успел.

Прошедшие годы без охраны показали ближайшее будущее ранее ценной территории, которая теперь быстро превратится в обычный унылый ландшафт с бурным ростом браконьерства. Будет усиливаться давление на промысловые запасы рыб и охотничьих животных. Полностью исчезнет последняя на юге Сахалина более-менее здоровая популяция сахалинского тайменя, деградируют запасы горбуши, симы и кеты.

История ООПТ «Полуостров Крильон» – это история предательства!

Исторический вывод Уилла Дэранта:

Один из уроков истории состоит в том, что «ничего» - очень часто хороший ответ на вопрос «Что делать?» и всегда умный ответ на вопрос «Что сказать?».

СЕРГЕЙ МАКЕЕВ

Данный раздел отчета написан по материалам архивных документов и литературным источникам. Тема эта велика, поэтому является краткой хронологией событий и фактов, данная тема требует серьезного научного подхода, поэтому может рассматриваться как конспект-план будущих исследований этого направления.
...Долгое время территория полуострова представляла из себя перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв "обсидиановых троп" - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.
Период палеолита для Крильона практически не описан, не найдено также и поселений, относящихся к этому периоду.
Самой древней, известной археологам стоянкой, является стоянка возрастом 5 тыс. лет на м.Кузнецова. Данная стоянка относится к так называемой Южно-Сахалинской культуре. Обитатели этой культуры жили, как правило, в землянках четурехугольной формы, использовали для изготовления орудий труда и охоты местные породы камня-яшмоиды, кремнистые породы, о чем говорят находки на этих стоянках. Как правило, стоянки того времени располагаются на высоких террасах, так как уровень моря в то время был достаточно высок. Стоянки эти также располагались в устье рек таких как, например, Горбуша, Могучи, Найча и др.
Постепенно формировалось хозяйство древних племен. Наряду с собирательством и охотой племена по береговой линии занимались также морским собирательством и охотой на морского зверя. Естественно, развивались и традиции рыболовства. Полуостров несомненно необходимо считать зоной контакта между древними племенами Сахалина и Хоккайдо, при котором происходило смешивание традиций охоты и рыбной ловли. Культура охотников, рыболовов и морских охотников сформировалась окончательно к середине I тысячелетия до н.э. и достигла своего расцвета к V веку н.э. Именно к этому периоду относятся многочисленные стоянки по берегам и устьям рек полуострова. Жители этого времени широко использовали защитные свойства местности, примером этого может служить стоянка на м.Замирайлова Голова или естественная крепость на м.Виндис.
Расселение айнов происходило в несколько этапов с Хоккайдо в направлении юг-север. Древние племена нивхов и орочей напротив расселялись с севера на юг. Обмен и торговля естественно обогащали связи этих народов, но нередки были и вражда за территории охоты и рыбной ловли. В начале тысячелетия на Крильон начинают проникать изделия из металла. Находясь на переферии, тем не менее жители Сахалина ощущали на себе воздействие наиболее сильных соседей, имевших к тому времени государственный строй. Такие государства, как Бохай, Золотая империя, Империя Юань и Минь, расширяя свои границы на восток, естественно, натыкались на остров. Наиболее ощутимым было вторжение 1286-1368 годов манжурских племен, именно в то время были построены многочисленные поселения по Сахалину. Поселения крепостного типа, так называемые крепости - часи на Крильоне видимо относятся именно к этому периоду. На Крильонском полуостровеих известно на настоящий момент две. Это Сирануси на м.Крильон и Тисия на м.Анастасии. Товары из Китая транзитом проходили через эти пункты в древнюю Японию. В период XV-XVIII вв. последняя миграционная волна хоккайдских айнов, теснимая японцами, хлынула на южный Сахалин. Это вызвало вражду с сахалинскими родами айнов, нивхов, ороков. Именно на это время приходится плаванье европейцев к берегам Сахалина и Курильских островов.
Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф.Лаперуз во время своей экспедиции, не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Наткнувшись на севере на мели и посчитав остров полуостровом, он спустился на юг и встал на якорную стоянку близь м.Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды да отрядил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г.Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени - Монерон, Крильон, Де Лангль. Последний этап истории можно рассматривать как этап противоборства между Японией и Россией. Двигаясь с юга на север и с севера на юг, расширяя границы своих государств, Япония и Россия столкнулись окончательно и бесповоротно в начале XIX века. Строительство военных постов и временных рыболовецких станов со стороны японцев породили естественную вражду, при которой местные жители оказались третьей стороной между молотом и наковальней. Крильон долгое время находился ввиду своей географической близости под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу полуостров был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских бранконьеров. Так продолжалось вплоть до руссок-японской войны 1904-1905гг.
Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. В частности, 17 мая 1887 года близь м.Сирануси потерпел кораблекрушение пароход Добровольного флота "Кострома", следующий из Корсаковского поста в Дуэ. Судно в связи с неточностями морских карт наскочило на камни и затонуло 23 мая. В связи с этим в 1888 году на Крильон была выслана топографическая партия под руководством С.А.Варягина в составе 22 человек. Были определены геодезические координаты мысов Сони (Кузнецова), Тиссия (Анастасии) и Крильона, уточнена береговая линия и промерены глубины в пролив Лаперуза. В память о гибели "Костромы" на берегу была построена небольшая часовня из обломков парохода, ликом Николая Угодника и надписью "Кострома 1887 мая 17". В 1893 году затонувшая "Кострома" была куплена за 2000 долларов одной из японских фирм и к 1895 г. была вывезена в Японию.
Естественно, возникла необходимость строительства на м.Крильон маяка для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на м.Крильон был определен еще в 1867 году лейтенантом Старицким, а в 1883 году 23 апреля было начато строительство маяка на м.Крильон. Работы по строительству маяка длились 35 дней тридцатью ссыльно-каторжными. За это время была построена деревянная башня высотой 8,5 м, дом для смотрителя, огород и все это было обнесено забором. Кроме этого был построен пороховой погреб и проложена дорога до берега. Строителем маяка был капитан В.З.Казаринов. Маяк был оснащен осветительным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. 30 июня 1883 года маяк был освящен епископом из Корсаковского поста Мартимианом, специально прибывшим из Благовещенска.
В 1885 году ссыльно-каторжными, специально завезенными на мыс, была построена 12-метровая вышка для того, чтобы установить ее на Камне Опасности.
Пароход "Тунгуз", прибывший для помощи в установке этой башни, не справился с этой работой, поэтому башню разобрали и увезли в Императорскую Гавань в Приморье, где и установили ее на входе в гавань.
Самым тревожным временем конца XIX века для жителей Крильонского маяка был 1885 год, когда из Корсаковского поста сбежало 40 ссыльно-каторжных. Большая их часть восточным берегом добралась до Крильонского маяка, где разграбила продовольственный склад, захватила лодки и морем бежала в Японию, где представившись немецкими матросами, потерпевшими кораблекрушение, были изоблечены и отправлены назад на Сахалин. По сути дела, Крильонский маяк, являясь единственным населенным пунктом на крайнем юго-западе представлял для беглых каторжан довольно привлекательную мишень. В сентябре 1885 года другая группа каторжан сбежала с Корсаковского поста, убила близь м.Вентосу старшего надзирателя и его помощника (в память об этом злодейском поступке мыс и переименовали в Канабеева).
7 августа 1894 года началась строительство капитального здания на м.Крильон для маяка. Строительство велось десятниками Шипулиным и Яковлевым при помощи 25 корейских рабочих. Кирпич красного цвета завозили из Японии, орегонскую сосну из Америки. Маяк должен был быть оборудован осветительным прибором фирмы "Барбье ет Бернад". К 1 августа 1896 года все работы были закончены. Здание было построено и совмещено с жилыми помещениями, установлена новая сирена для подачи сигналов в туманную погоду, новый колокол весом 488 кг. Таким он и остался до настоящего времени за исключением того, что жилые помещения превращены в хозяйственные, колокол в 1980 году снят и находится в в/ч 13148 в г.Корсаков, вместо него на маяке находится резервный колокол японского производства с маяка на м.Весло, что на Кунашире.
22 сентября 1895 года Крильонский маяк посетил адмирал С.О.Макаров, где была установлена рейка с делениями - фугшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза. Еще ранее этого в 1893 году рядом с маяком была построена метеостанция 2 разряда 1 класса. В конце 1896 года с маяка Крильон наблюдалось полное солнечное затмение специально присланной для этого экспедицией под руководством генерал-майора Э.В.Майделя.
Начало ХХ века ознаменовалось началом русско-японской войны в 1904 году. Команда Крильонского маяка была усилена до 15 человек вместо 8. Телеграфная линия от маяка Крильон до Корсаковского поста была построена 30 сентября 1904 года несмотря на то, что вопрос о ее строительстве поднимался еще в 1893 году. Но толку от этой линии было мало в связи с тем, что команда маяка имела быть обыкновение находиться в состоянии алкогольного опьянения вместе со смотрителем маяка, практически обязанности смотрителя выполняла его 12-летняя дочь, занимаясь складами и довольствием команды.
25 апреля на Крильон прибыл подпоручик Петр Мордвинов во главе отряда из 40 дружинников и 1 унтер-офицера. Этим отрядом был произведен ремонт телеграфной линии на участке м.Крильон - р.Урюм, а также уничтожение японских рыбных промыслов и кунгасов. Отрядом была уничтожена пиратская база на о.Монерон, потоплено и уничтожено большое количество кунгасов и шхун. Поиски отряда японцами не увенчались успехом, они постоянно ускользали от неприятеля, начало боевых действий на Сахалине совпало с возвращением на мыс отряда дружинников и за 2 дня ими была подготовлена оборона маяка.
Однако 26 июня к маяку подошел десантный отряд японцев, состоящий из крейсеров "Сума", "Чиода" и 4 миноносцев. Видя огромное преимущество японцев перед отрядом, Мордвиновым была была отдана команда отступить в полном составе, оставив маяк. На майке остался смотритель П.Демьянцевич и матрос Буров, последний пытался сжечь маяк но смотритель из-за своей трусости помешал ему сделать это из-за боязни быть наказанным за это японцами. Оба попали в плен к неприятелю. Отряд подпоручика же совершив 7-дневный переход, за время которого 8 человек отстали (из 54 человек), воссоединился с отрядом штабс-капитана Даирского в с.Петропавловское, продержавшись в лесах полтора месяца и 17 августа был полностью уничтожен японцами в верховьях р.Найбы. Таким был конец Крильонского отряда под командованием подпоручика Петра Мордвинова.
Период 1905-0945 гг. на полуострове Крильон ознаменован появлением первых постоянных поселений. Основной тип расселения на полуострове схож на японскую систему расселения на Хоккайдо. В устьях крупных рек, как правило, располагалось крупное по величине селение, вглубь полуострова по долине реки уходила дорога с цепочкой хуторов. Основным занятием местного населения, состоящего в основном из переселенцев из Японии, оставалось рыболовство, однако к нему уже примешивалась на севере лесозаготовка (восточный берег) и добыча угля (западный берег). Кроме того, население активно занималось огородничеством. За этот период на полуострове было создано не менее 50 населенных пунктов, большинство из которых являлось хуторами.
Крупные в масштабах полуострова поселения существовали по обеим побережьям, имели почтовые отделения, школы, магазины. Сразу после захвата Южного Сахалина японцы начали пробивать на юг по восточному берегу дорогу на Крильонский маяк. Сам же маяк был отремонтирован, рядом с ним была построена метеостанция весьма оригинальной постройки здание с водозабором дождевой воды. Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года. В 1914 году был построен маячный комплекс на м.Сони (Кузнецова). На восточном побережье полуострова, видимо в то же время, были построены 2 башни в Кириллово и на м.Анастасии.
В августе 1945 года на м.Крильон дислоцировался 2 батальон 25 пехотного полка. Советские десантники, высадившиеся для освобождения юго-западной оконечности Сахалина, встретили яростное сопротивление со стороны батальона. К сожалению, имена воинов-десантников неизвестны, как и их количество, покоящееся в братской могиле на самой южной точке Сахалина.
По окончании войны маяк был отремонтирован и введен в эксплуатацию. С 1945 по 1947гг. была произведена репатриация населения с полуострова Крильон. В 1947 году японские географические названия были заменены на русские. Русские поселенцы заселили полуостров, поселившись в тех же самых селениях. Японские хутора были разграблены и превращены я охотничьи домики, часть из них сгорела, постепенно все это приходило в упадок, разрушаясь и разваливаясь. Центральные поселения сохранились дольше, но и они постановлениями были закрыты в 1962, 1964, 1965, 1978, 1982гг. Дольше всех "продержались" самые крупные поселения Атласово, Перепутье, Хвостово. На настоящий момент на полуострове существует та же картина, что и 100 лет назад, на мысе Крильон функционирует маяк и метеостанция, дислоцированы военная и пограничная части. По всему восточному и западному берегу во время путины разбросаны рыболовные станы, к осени свертывающие свою работу. По западному берегу на юг от Шебунино находятся 2 пограничных заставы "Перепутье" и "Крайняя", занятые не столько охраной границы, сколько выживанием, по восточному берегу к югу от Кириллово находится одна на м.Анастасии, положение которой самое тяжелое в связи с изолированностью.
Восточный берег и водораздел Южно-Камышового хребта являются границами заказника областного значения "Полуостров Крильон". Угодья долин рек Ульяновка, Кура, Найча, Урюм как и прежде 100 лет назад используются для выпаса скота только теперь не Корсаковского поста, а для Таранайского совхоза. Перспективы открываются мягко говоря грустные…

http:/www.sakhalin.ru/rover


9 мая 1952 года на базе 41, 42, 43 радиотехнических постов сформирован 39 радиотехнический полк. Полк формировал бывший командир 116 отдельного радиотехнического батальона майор Варламов Дмитрий Федосеевич
В 1953 году в ноябре месяце 39 полк Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи был полностью сформирован согласно штату с дислокацией подразделений в различных населённых пунктах Сахалина, одним из которых был - мыс Крильон
Годовой праздник 39 РТП установлен в ознаменование дня формирования - 9 мая

В 1957 году на основании директивы штаба войск ПВО страны 39 радиотехнический полк ПВО с 1 августа 1957 года переведён на новые штаты, в том числе и 212 ОРЛР (мыс Крильон) в составе одной РЛС П-20, одной РЛС П-10, одной РЛС П-8с. 1960 год - 212 ОРЛР с местом дислокации мыс Крильон в составе одной РЛС П-30, одной РЛС п-12 и нештатной РЛС П-10.
1961 год - в 212 ОРЛР (мыс Крильон): РЛС П-30, П-12, П-10, П-14 и ПРВ-10.
С 1958 года 212 ОРЛР (мыс Крильон) стала отмечаться командованием 39 полка, как одно из лучших подразделений в полку, по результатам всесторонней проверки.
В 1959 году - лучшее подразделение полка: 212 ОРЛР (Крильон) - расчёт П-10, начальник РЛС - лейтенант Грисюк, расчёты РЛС П-20 сержантов Иванюта, Луценко.
В 1962 году - отличные отделения: РЛР Крильон - 4 отделение.
В 1964 году - по боевой и политической подготовке заняла I место РЛР Крильон - командир роты капитан Рудченко М.А., замполит лейтенант Коринский В.Ф. Роте вручено переходящее Красное Знамя.

С 1975 года рота Крильон стала называться рота Атласово.

В 2000 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты капитан Алисов
В 2001 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Алисов
В 2002 году - по итогам первого периода, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2003 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2006 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский
В 2007 году - по итогам зимнего периода, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В 1950-е годы на самой южной оконечности мыса Крильон стоял небольшой памятник, выполненный из природного камня и поставленный, по воспоминаниям старожилов, в 1945 году. Решением Сахалинского облисполкома от 9 марта 1971 года № 98 памятник был поставлен на государственную охрану.

Часть маршрута проходит вдоль территории зоологического памятника природы регионального значения «Мыс Кузнецова». Территория памятника природы является единственным на юге Сахалина круглогодичным лежбищем сивучей и тюленей. Долина реки Кузнецовка является местом произрастания многих редких видов растений и местом гнездования редких видов птиц. Основные объекты охраны: лежбища сивучей и тюленей; места гнездования редких видов птиц; места произрастания редких и эндемичных видов растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области

Режим охраны: водный маршрут не проходит по особо охраняемой природной территории; в случае организации пешеходного похода, необходимо ознакомиться с режимом охраны памятника природы регионального значения «Мыс Кузнецова».

Описание маршрута

Маршрут имеет большую популярность. Среди сахалинских туристов он интересен пешеходникам, джиперам и туристам-водникам, путешествующим на моторно-парусных судах или морских каяках. Маршрут изобилует большим количеством мысов, труднопроходимыми прижимными участками, осложнен отсутствием населенных пунктов. Особенно интересен этот маршрут, если наблюдать за берегами Крильонского полуострова с моря, путешествуя на маломерных судах.

Маршрут можно начинать от села Шебунино, куда можно доехать на автотранспорте любой проходимости. Первое удивительное место, которое путешественник видит с моря - это мыс Виндис и гора "Коврижка", которая находится на мысу и представляет собой скалу с плоской вершиной и крутыми почти отвесными стенами. Издалека мыс похож на остров: при наблюдении с севера и юга - трапециевидный, а с запада - квадратный. Вокруг этой скалы можно заметить множество крупных камней разных форм и видов, здесь же водятся крабы и нерпы. На плоской вершине мыса (высота 78 метров) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека.

Название Мыс Виндис переводится с айнского языка как «скверное жилище». Скверными, нехорошими мысами айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму гору на мысу также называют "Коврижкой". Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, однако последние 7-8 метров преодолеть без специального снаряжения достаточно сложно.

Далее по маршруту еще одно достопримечательное место - зоологический памятник природы «Мыс Кузнецова». Это место примечательно также красотой берега. В направлении юго-запада на протяжении 2300 метров тянется полоса отвесных скал с высотами до 50-60 метров. Из геоморфологических объектов можно выделить гигантские «пальцы», «арки», «ворота» - все это в живописном беспорядке разбросано недалеко от берега. Сами же берега грозно нависают над поверхностью воды, образуя огромные волноприбойные ниши. Обширная зона бенча уходит в пролив примерно на 600-800 метров, поэтому в спокойную солнечную погоду волны не докатываются до берега. На юге мыс оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль.

В настоящее время в низовьях реки Кузнецовка располагается «Ноев ковчег» - так в народе называют подсобное хозяйство предприятия «Мыс Кузнецова». Это закрытое место ограждено кордоном, за которым располагается экопоселение. На территории экопоселения находится небольшая церковь. И действительно, кого и чего здесь только нет - на берегу моря пасутся лошади, свиньи, козы, бараны, индюки, утки, гуси. Нашли приют и дикие животные - дикобраз, страусы, лисенок Яшка, медведица Машка.

В центральной части мыса Кузнецова (японцы называли его Сони), на самой оконечности стоит маяк «Кузнецово», построенный японцами в 1914 году. Его высота над уровнем моря 78,5 метров. Раньше мыс и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места.

Южная оконечность мыса Кузнецова переходит в двухкилометровый пляж, протягивающийся в западном направлении до длинного и узкого мыса Замирайлова Голова. Мыс имеет высоту 87,5 метров. На вершине имеется тригопункт. Вытянутый мыс окружен с севера бухтой Камои, на которой имеются песчаные пляжи, с юга находится мыс Замирайлова Голова.

Двигаясь на юг, маршрут подходит к долгожданному мысу Крильон - южной точке полуострова. Это один большой японский укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, пушек, окопов. В этих местах стоит посетить маяк Крильон высотой более 8 метров, который имеет уникальную и долгую историю, а также памятник, установленный на мысе в честь погибших воинов при освобождении южного Сахалина в 1945 году. Рекомендуется на мысе Крильон сделать дневку для изучения местных достопримечательностей. На мысе находится погранзастава, где нужно отметится о посещении. Также для движения маломерных судов требуется уведомление погранслужбы.

Далее маршрут пойдет по другому берегу Сахалина вдоль залива Анива уже в северном направлении через интересные и красивые мысы Анастасии, Канабеева и заканчивается в устье реки Урюм (старый поселок Кириллово). На протяжении этого участка часто встречаются рыболовные станы, а в море ставные невода (необходимо соблюдать осторожность на маломерных судах!). От реки Урюм можно выехать автотранспортом в Южно-Сахалинск.

В целом при выходе на маршрут на маломерном судне необходимо учитывать риски, связанные с погодой, она в этом районе меняет очень быстро. При прохождении мыса Крильон необходимо учитывать сулои и постоянные течения пролива Лаперуза.

Список достопримечательностей и объектов туристского показа: мыс Виндис, мыс Кузнецова, лежбище сивучей мыса Кузнецова, мыс Крильон, с. Атласова, мыс Канабеева; на протяжении всего маршрута открываются красивейшие пейзажи, живописное море и сопки.

Заезд и выезд с маршрута: к началу маршрута можно доехать автотранспортом любой проходимости до села Шебунино; выезд с маршрут проходит от устья реки Урюм (с. Кириллово).

Варианты аварийного подъезда, отъезда или выхода: на участке маршрута от села Шебунино до мыса Крильон можно выйти с маршрута на транспорте повышенной проходимости. Особую сложность на машине вызывает перевал мыса Кузнецова и прижим перед Крильоном. Также возможен выезд автотранспортом повышенной проходимости на восточном участке Крильона от реки Урюм до реки Могучи (особая сложность - прохождение машин через устья рек). На участке от мыса Крильон до реки Могучи выход с маршрута возможен только пешком (через мыс Канабеева непроход) или водным транспортом.

Места стоянок и их описание. Выбрать хорошую стоянку легко: большие поляны, достаточное количество дров, чистая вода мелких ручьев, впадающих в море, позволит максимально комфортно обустроить лагерь.

Наиболее интересные и удобные стоянки:

1. Мыс Виндис - северная сторона, есть небольшой ручей, хорошая поляна, мало дров.

2. Мыс Кузнецова (бухта Комои) - красивое уютное место, закрытое от ветра, много дров, вода из мелких ручьев.

3.Устье реки Пекарня (распадок перед мысом Крильон) - удобная стоянка, хорошая вода, дрова по пляжу.

4. Мыс Анастасии - удобный ковш для отстоя в непогоду, территория загрязнена техногенным мусором, часто располагается рыболовный стан.

Заключение

Цель работы заключается в рассмотрении и выявлении туристских возможностей полуострова Крильон и оценивание природных условий и ресурсов полуострова, для развития туризма.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач:

1.Географическое положение полуострова обуславливает его уникальность. Полуостров Крильон является достаточно уникальным местом по своей красоте. Ландшафты полуострова богаты своей историей, а так же приятно удивляют многообразием фауны и флоры. Здесь можно встретить редкие растения и понаблюдать за различными животными и птицами. На полуострове Крильон до наших дней частично сохранились места поселения прежнего населения полуострова - японцев и айнов. Уникальны так же порт-ковш и являющийся историческим памятником мыс Канабеева.

2. Большое количество природных и исторических памятников, некоторые из них труднодоступны, помимо своей уникальности, это ещё больше притягивает туристов.

3. Несмотря на всю красоту этого места, полуостров далеко не туристическое место. Сюда не водят экскурсии и туры, здесь нет туристических баз. Обусловлено это тем, что возле полуотрова Крильон встречаются два течения. Холодное с Охотского моря и тёплое с Татарского пролива, что обеспечивает ветренность и дождливость. Добраться сюда можно только на машине или своим ходом, организовав поход. Во всяком случае, неблагоприятные погодные условия не останавливают тех, кто решил посетить этот уникальный полуостров.

Список используемой литературы

1. Высокова М.С. История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней / Южно-Сахалинск, 1995.

2. Горбунов С.В. Зооморфные фигурки стоянки Ивановка // Исследования по археологии Сахалина и Курильских островов. II. Тезисы конференции. Южно-Сахалинск, 1989. С. 14-15.

3. Горбунов С.В. Каталог археологических коллекций Невельского историко-краеведческого музея // Свод археологических памятников Сахалина и Курильских островов. Вып. 2. ЮжноСахалинск, 1996.

4. Глуздовский В.Е. Каталог Музея общества изучения Амурского края // Записки Общества изучения Амурского края (Владивостокское отделение Приамурского отдела ИРГО). 4.1, Т. IX. Владивосток, Типография "Торгово-промышленного вестника Дальнего Востока". 1907, С. 121.

5. Ито Нобуо. Земляные укрепления китайского типа на Карафуто // Вестник Сахалинского музея. № 3, 1996.

6. Клитин А.К. Вновь открывая Сахалин: С рюкзаком по Сахалину и Курильским островам. - Южно-Сахалинск: Издательство «Сахалин - Приамурские ведомости», 2010. - 304 с.

7. Клитин А.К., Бровко П.Ф., Горбунов А.О. Водопады. Серия «Естественная история Сахалина и Курильских островов»/ Южно-Сахалинск: государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей», 2013. - 168 с.

8. Мультимедийная энциклопедия «Заповедные территории» / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг», 2010

9. Нийока Т., Утагава Х. Археологические памятники на Южном Сахалине. Саппоро, 1990 (на японском языке).

10. Памятники и памятные места Корсаковского района/ МУ «Централизованная библиотечная система Корсаковского района». - Корсаков, 2008

11. Первухина E.Л. , М.Ю. Лозовой, С.В. Горбунов. Александровское побережье Триллиум.- Южно-Сахалинск: Изд-во КАНО, 2001. -- С. 110 -- 121.

12. Первухин С.М., М.Ю. Лозовой, С.В. Горбунов. Полуостров Крильон Триллиум.- Южно-Сахалинск: Изд-во КАНО, 2001. -- С. 93 -- 110.

13. Первухина, М.Ю. Лозовой. Узкоколейные паровозы рудника "Агнево" //Вестник Сахалинского музея. № 6. Южно-Сахалинск, 1999. С. 350 -355.

14. Плотников Н.В. Археологические разведки в Невельском районе в 1990 г. // Краеведческий бюллетень, 1991.

15. Прокофьев М.М., Дерюгин В.А.. Горбунов С.В. Керамика культуры Сацумон и ее находки на Сахалине и Курильских островах. Южно-Сахалинск, 1990.

16.Реки Сахалина/ «Сахалин Энерджи Инвест Компании Лтд. - Владивосток: Издательство «Апельсин», 2013. 156 С.

17. Рыжавский Г.Я., Ташоян Ф.В., По Сахалину и Курилам. 1994. - 176 с.

18. Самарин И.А.. Крильонский отряд // Вестник Сахалинского музея. № 1, 1995. С. 3-18.

19. Самарин И.А.. Мыс Канабеева // Вестник Сахалинского музея. № 5, 1998. С. 26-39.

20. Самарин И.А.. Мыс Анастасия // Вестник Сахалинского музея. № 6, 1999. С. 43-65.

21. Самарин И.А., Шубина О.А. Итоги обследования памятников истории и археологии на полуострове в полевой сезон 1996 г. // Краеведческий бюллетень, 1997. № 4. С. 19-58.

22. Самарин И.А.. Маяки Сахалина // Краеведческий бюллетень. № 1, 1994.

23. Самарин И.А. Маяки Сахалина и Курильских островов, 2005

24. Самарин И.А. Памятники воинской славы Сахалинской области, 2000

25.Самарин И.А.. "Сивуч" у берегов Сахалина // Краеведческий бюллетень. № 1, 1996.

26. Самарин И.А. , О.А.Шубина. Современное состояние городища Сирануси // Вестник Сахалинского музея. № 4, 1997.

27. Святозар Демидович Гальцев-Безюк/ Топонимический словарь Сахалинской области, Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1992

28. Хирокава Есинага, Ямада Горо. О современном состоянии земляной крепости Сирануси // Вестник Сахалинского музея. № 4, 1997.

29. Шарова С.С. Путешествуя по родному краю: экскурсионные маршруты и туры по острову Сахалину: туристский путеводитель / Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2014. - 356 с.

30. Шубин В.О., Шубина О.А. Стоянки первобытного человека на Южном Сахалине // Исследования по археологии Сахалинской области. Владивосток, 1977. С. 62-102.

Приложения

а) Решение № 329 от 15.09.1982 г. Сахалинского областного Совета народных депутатов:

Утвердить Положение; продлить срок на 10 лет - с целью охраны и воспроизводства редких и ценных животных: соболя, выдры, выпущенных для акклиматизации канадских бобров (к тому времени погибших!), орланов, рябчика, морских и водоплавающих птиц, тайменя, симы, горбуши, а также охраны среды их обитания.

Заказник выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях, а также редких и исчезающих диких животных.

Установлены ограничения следующих видов деятельности:

а) охоты и рыболовства,

б) туризма и других форм организованного отдыха населения,

в) сбора грибов, ягод, лекарственных и декоративных растений,

г) использования ядохимикатов,

д) движения транспорта вне дорог.

Нужно заметить, что все это время в поймах нерестовых рек велась пастьба молодняка КРС. Ежегодно свою дань брали медведи-скотинники, за что их отстреливали. Здесь егерь Картавых добыл медведя, чей череп на международной выставке трофеев оказался крупнее трофея самого Чаушеску.

Решение Сахоблисполкома № 391 от 23.12.1987 г. «О частичном изменении Положения о ГОЗ «Полуостров Крильон» №329»:

Введенное в 1982 г. ограничение на рыбную ловлю способствовало увеличению численности различных видов рыб, обитающих в водоемах заказника. Учитывая предложение управления охотничьего хозяйства решил:

Внесённое в пункт 3.5. Положения №329 следующее дополнение:

На территории заказника разрешается любительское рыболовство. Для проведения биологической мелиорации в реках и отлова сорных рыб разрешается в виде исключения использование сетей по разрешениям, выдаваемым управлением охотничьего хозяйства. Контроль возлагается на егерей. Председатель облисполкома И. И. Куропатко.

Для справки - в период, предшествующий этому решению, инспекция рыбоохраны изымала у нарушителей до 36 крупных тайменей в день. С этих пор на полуостров началось массовое нашествие. Местная районная администрация попыталась прибрать к рукам процесс - ввела плату за въезд. Заказник служил, да и сейчас служит, местом «царских» охот и рыбалок. Например, во время визита Путина с ним был Черномырдин, который вместо скучных экскурсий поехал на Тамбовку и убил медведя. Это также место нешуточных схваток за влияние между местной рыбоохраной и охотуправлением.

Служебная записка «О целесообразности сохранения статуса заказника «Мыс Крильон»:

Численность редких рыб, птиц и диких животных, ради которых якобы создавался заказник, на сегодняшний день достигла критической точки полного исчезновения. Район по линии заказника практически не получает никакой продукции и никаких доходов. На основании изложенного, считаю нецелесообразным дальнейшее продление статуса заказника «Мыс Крильон», предлагаю использовать эти земли для развития малых предприятий и фермерских хозяйств. Ст. госинспектор Анивской инспекции рыбоохраны Айсин Н. Т. 1992 г.

В 90-х годах здесь происходит бурный рост рыбных промыслов. Он ограничивается только труднодоступностью района и недостатком ценных объектов. Многократные попытки навести хоть какой-то порядок не удаются. Наиболее вреден весенний промысел разнорыбицы. Местные реки еще хорошо выполняют функции воспроизводства горбуши - в нечетные годы происходит переполнение нерестилищ и возможны заморы. Поэтому есть возможность изымать горбушу из рек, поскольку промысел морскими ставными неводами здесь неэффективен. При этом значителен прилов молоди кунджи, красноперки и тайменя. Ведется также ограниченный промысел ларги и ламинарии.

б) Распоряжение администрации Сахалинской области от 24.12.2002 г.

В соответствии с пунктом «а» статьи 18 и статей 19 Закона Сахалинской области от 02.10.2000 № 214 «О развитии особо охраняемых территорий Сахалинской области»: Аннулировать статус государственного охотничьего заказника областного значения «Полуостров Крильон». И. П. Фархутдинов, губернатор области.

Очень уж легко удалось охотоведам избавиться от проблемной территории. Использована такая формулировка: «полностью выполнены цели по стабилизации количества диких животных и птиц, в том числе и занесенных в Красную книгу». Никто из независимых специалистов этого не подтвердил, и никакой экологической экспертизы не было. На самом деле заказник не справился как минимум с целью охраны и воспроизводства тайменя и симы. В период с марта 2002 года прошло несколько совещаний разного уровня по проблеме Крильона. Предлагался вариант организации новой для Дальнего Востока России особо охраняемой природной территории - лососевого заказника под управлением «Сахалинрыбвода».

Распоряжением губернатора на полуострове Крильон образован заказник:

По просьбе депутатов и администрации Анивского района, в настоящее время в департаменте по рыболовству и комитете природных ресурсов идет работа по созданию на полуострове Крильон биолого-ихтиологического заказника.

В целях поддержания на территории полуострова правопорядка, пресечения браконьерства, а также с учетом пожароопасного периода и предстоящей лососевой путины, губернатором области 30 апреля подписано распоряжение, предписывающее департаментам лесопромышленного и рыбопромышленного комплексов обеспечить совместно с областным охотуправлением закрытие свободного доступа за реку Урюм всем юридическим и физическим лицам, не имеющим на руках специального пропуска, подписанного всеми тремя контролирующими службами. Таким образом, природоохранные мероприятия позволяют сохранить в первозданном виде реликтовые леса и родильный дом лососевых Анивского залива. Пресс-центр Администрации Сахалинской области, 30.04.2003

К сожалению, в заголовке этого сообщения - типичная дезинформация. Одно время действительно «Сахалинрыбвод» выступал за создание ихтиологического заказника с запретом промысла лососей. В СМИ прошла волна публикаций по этому поводу - «Крильон не умер», «Крильон будет жить», «Заказник для лосося». Но на решающем совещании 28.04.2003 начальник СРВ Затулякин А. В. отказался от намерения взять под особую охрану эту территорию. Губернатор Фархутдинов предписал провести путину и вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности заказника в ноябре 2003 г. Да вот, не успел.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Физико-географическая характеристика полуострова Крильон, его климат, гидрология суши и прибрежных вод, почвенно-растительный покров и животный мир. Объекты туристской деятельности на данной территории. Разработка водно-моторного маршрута "Мыс Крильон".

    курсовая работа , добавлен 19.07.2015

    Характеристика Севастополя и Симферополя: географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвенно-растительный покров, животный мир. Программа этнографического тура, размещение и питание туристов. Краткое описание экскурсионных объектов.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Географическое положение, природа, рельеф, климат, растительный и животный мир Испании, ее социально-экономические особенности. Развитие туристской индустрии Испании. Испанские туроператоры на международном туристском рынке. Курортный потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Характеристика Белокалитвинского района Ростовской области (географическое положение, климат, рельеф, гидрология, почва, животный мир и растительность), его экологическое состояние. Достопримечательности района, особенности туристской инфраструктуры.

    реферат , добавлен 28.07.2015

    Физико-географическая характеристика Камчатки. Экотуризм и особоохраняемые природные территории. Природные парки "Быстринский", "Ключевской" и "Налычево". Специфические особенности познавательного туризма Камчатки. Сезонность путешествий полуострова.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

    Природные рекреационные ресурсы Таманского полуострова. Создание фольклорно-этнографического туристского центра. Развитие в Темрюкском районе цивилизованного экологического, курортного туризма. Природные и культурные достопримечательности полуострова.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

    Характеристика природных туристских ресурсов Скандинавского полуострова. Анализ геологического строения и рельефа, климата, гидрологических особенностей омывающих регион морей, флоры и фауны. Культовые сооружения, музеи, памятники природы и искусства.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2010

    Физико-географическая характеристика Канады. Особенности геологического строения. Распределение современных температур на территории Канады. Годовые амплитуды температур. Речная сеть Канады. Растительный и животный мир. История туризма и рекреации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Географическое положение Голландии, официальный язык, форма правления, религия. Разнообразие рельефа страны, благоприятный климат для туристов. Водные ресурсы, животный и растительный мир. Исторические и культурные достопримечательности страны.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Природные ресурсы, климат, растительный и животный мир Португалии. Национальные парки и заповедники. Культурно-исторические рекреационные ресурсы и туристские районы. Объекты Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Социально-экономический фактор развития туризма.

День 1 .

Все участники встречаются на ж/д вокзале. Садимся в автобус и едем в Анивский район до устья р.Урюм. Реку будем переходить вброд, глубина по колено, местами по пояс. Для переправы переобуваемся в обувь которую взяли для водных переходов. После перехода переобуваемся и идем по лесной грунтовой дороге. После чего выходим на побережье в Кириллово. Далее наш путь проходит по песчано-галечному побережью.

На р.Тамбовка остановимся на обед.

После Тамбовки, ориентируясь на отлив, проходим прижимы. Во время отлива возле скал открывается берег и можно пройти не намокая.

Лагерь разбиваем на устье р.Максимкина. Дежурные готовят вкусный ужин. Возле костра будем знакомиться друг с другом.

Дневной километраж: 21 км.

День 2.

Утром дежурные готовят завтрак согласно раскладке и графика дежурств. После завтрака собираемся и выходим в путь. По дороге зайдем в меловой каньон, где падает 8 метровый водопад. А в скалах разместились гнезда стрижей.

На р.Кура встанем на обед. В устье реки расположено фермерское хозяйство, и можно увидеть пасущихся лощадей на берегу моря.

После обеда нас ждет переход до р.Могучи. Переход по песчано-галечному пляжу. Иногда прохождение возле скал по каменной тропке, как будто скала стекла на землю, образуя дорожку. Интересная скала встретится по пути, в народе именуемая - Драконом. Разноцветные скалы сложены мордой дракона, с открытой пастью и впадинами для глаз.

Очередной брод через р.Найча. Еще немного километров пути по песку и встаем лагерем на р.Могучи. Горячий ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 22 км

День 3.

После завтрака собираем лагерь и выходим в путь. Сегодня переход будет сложноват. Придется обходить м.Канабеева по бамбуку. Движение будет сильно затруднено. Прохождение 5 км займет 4 часа.

Мыс Канабеева очень красив. На самом мысу расположилась каменная арка, к которой ведет скальная терраса метровой ширины. Обязательно радиально зайдем для осмотра и фото. Требуется понимание безопасности, т.к. глубина моря возле мыса сразу достигает 5 метров.

Сегодняшний день завершится на заброшенном стане мыса Анастасии (нежилой п.Атласово). В море напротив мыса стоят две скалы, окруженные старым разрушенным японским пирсом. На самой большой скале когда-то японцами были установлены тории, синтоистские священные ворота в храм, обращенные на восток, в сторону восходящего солнца.

Возле места ночевки протекает р.Анастасия. Можно устроить постирушки, помывушки.

В 200метрах от лагеря, на побережье спадает красивый 20 метровый водопад.

Горячий ужин. Ночевка.

Километраж дня: 12 км.

День 4.

День предназначен для отдыха после перехода. Постирать вещи, высушить, помыться и просто отдохнуть. Релакс на мысе Анастасии с мягкими рассветами и огненными закатами.

День 5.

Утром, после завтрака, собираем лагерь и выходим. Сегодня путь держим до самого мыса Крильон.

Путь красивый, но имеет несколько переходов по валунам. Переходя такие прижимы, следует соблюдать осторожность, не торопиться и помогать участникам. В некоторых местах может понадобиться помощь в переносе сначала рюкзаков, а уже после налегке проходят участники. Мальчики проявляют активность и подают руку помощи. По пути нас так же ждет множество водопадов, от маленьких, до больших, от высохших до тонкой струйки до мощных водяных потоков. На обед встанем на домике возле водопада.

После обеда останется немного километров и мы наконец то в бухте м.Крильон! Разбиваем лагерь и готовим ужин. Так же собираем паспорта и инструктор идет отмечать группу у пограничников.

Внимание! Сотовая связь на Крильоне - Японская, съедает весь баланс не успев набрать номер.

Завтра нас ждет дневка и экскурсионные вылазки по мысу, по местам славы, и военных укреплений, маяк и памятник, подземные ходы и пушки.

Дневной километраж: 19 км.

День 6.

Дневка. День посвящен ознакомлению с историей крайней точки острова Сахалин. Весь день распланирован на радильные выходы, чтобы как можно больше охватить исторических достопримечательностей, связанных с периодом русско-японской войны.

Сегодня никуда не торопимся. Спим всласть. После позднего завтрака, приготовим обеденный перекус и пойдем гулять и осматривать достопримечательности Крильона.

Обход начнем с памятника воинам, погибшим при освобождении Сахалина и Южных Курил. В этой братской могиле похоронены 7 десантников. Далее пойдем осматривать ныне нежилые постройки, которые строили еще японцы и потом русские, все перемешалось на маленьком кусочке земли. Полазеем, поглазеем, и поспешим в укрепрайон. Ведь мыс Крильон-это один большой укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, окоп, пушек. По дороге поднимемся на большое плато, заросшее бамбуком, где спрятались в густой высокой траве пушки. Чуть поодаль виднеется козырек командного пункта, вот мы уже внутри.

Стены и ступеньки выложены японцами природным камнем, кладка сохранилась до сих пор, как новенькая.

Поднимемся наверх и перед нами весь пролив Лаперуза, как на ладони. Идем дальше, вот в подземном укрытии стоит целая пушка, все рычаги до сих пор в рабочем состоянии.

Внизу виден лаз, который уходит под землю, спустимся вниз, и перед нами откроется целый подземный мир. Множество комнаток, лазы. Переходы, лестница и мы опять наверху уже на другом конце полуострова, опять спускаемся вниз, снова наверх и опять в другом конце, по дороге встречаются пустые ящики из-под снарядов, старые койки, на стенах различные приборы, датчики, счетчики, дааааа, точно гулять тут можно неделями, чтобы все рассмотреть и найти все лазейки. Выползаем на свет белый и возвращаемся в лагерь. В лагере перекусим и вновь выходим на очередную прогулку по мысу. В хорошую погоду с Крильона можно увидеть Японию. И мы отправляемся на край мыса, а вдруг повезет и мы увидим Японию. Сначала перед взором откроется остров Ребун, а дальше остров Хоккайдо. При наличии бинокля можно разглядеть ветряные мельницы, которые светятся разноцветными огоньгами.

Возвращаемся в лагерь готовить ужин. И под обсуждение сегодняшнего дня наслаждаемся горячей пищей и вкусным чаем с баранками.

Дневной километраж радиальных выходов: 6 км.

День 7.

Утром, после завтрака, собираем вещи, одеваем рюкзаки и опять отправляемся по дороге обследовать подземные ходы и «изучать» боевую технику. Выйдем на огромную пушку, а в бамбуке спрятались з советских танка. Обследуем новые лазы, траншеи, найдем японские умывальники, которые сохранились в отличном состоянии.

Далее по дороге заглянем посмотреть на останки поста Сирануси. Пост был основан японским кланом Мацумаэ с острова Хоккайдо,предположительно в 1750-х годах, в 1850-х годах значение поста стало уменьшаться и пост в Сирануси был упразднен на том история поста закончилась. Есть информация, что на 1925 г. в селении Сирануси проживало 150 человек, имелось 36 домов. Сейчас на месте поста можно найти много объектов разных времен, принадлежащих, как Японцам, так и русским, постамент от памятника Кайдзима Киненто, площадки от здания японского поста, земляные валы, которые носили скорее всего оборонительный характер, бетонные сооружения, огневые точки 2 –й мировой войны.

Выше поста находятся развалины крабового завода и береговые батареи из танков ИС-3. Кстати танки законсервированы и находятся в отличном состоянии.

И вот на горизонте из тумана появляется « корабль-призрак». Красавец, вернее все, что от него осталось. Корабль разорван на три куска. Это сухогруз «Луга», который лежит здесь уже более 65 лет на отмели. Чайки и бакланы облюбовали останки корабля и устроили на нем птичий базар.

К осени 1947 года пароход-сухогруз « Луга» подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский», но упустили время и буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены сверепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался и «Лугу» выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова голова. Повреждения «Луги» были настолько велики, что ремонт был нецелесообразен и снимать с отмели ее не пытались, вот так и стал он домом для чаек и бакланов

Обеденный привал и фото на память. И снова в путь.

Множество медвежьих следов будут сопровождать нас в пути. Раньше на полуострове был заказник, охота и рыбалка в этих крах была запрещена, вот и расплодились тут мишки. Достаем дудки и дудим, обозначая, что мы тут идем.

На ночлег становимся на р.Замирайловка. Горячий ужин.

Дневной километраж: 14км.

День 8.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем уже облегченные рюкзаки и выходим в путь. Сегодня путь частично проходит по перевалу, огибая мыс Кузнецова, так как там непроходы. Дорога через перевал в хорошем состоянии и не составит сложностей для перехода.

Мыс Кузнецова – один из природных памятников о. Сахалина, название свое получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 г. для охраны Российских границ.

Выходим к фермерскому хозяйству. Останавливаемся на обед.

Во время обеда сходим посмотреть на японский столбик с иероглифами.Таких столбиков много осталось по Сахалину, на нем указана высота над уровнем моря.

После обеда продолжаем путь до мыса Виндис, где разобьем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 17 км.

День 9.

Утром, после завтрака, отправляемся на г.Коврижка.

Гора Коврижка получила свое название из-за своей формы ввиде тортика, находится она на мысе Виндис. В переводе с айнского языка, как «скверное жилище». Мыс находится в 35 км. от пос. Шебунино, сама Коврижка возвышается над уровнем моря на высоте около 78 м., имеет практически идеальную круглую форму с диаметром более 100 м. Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть версии, что эта природная постройка использовалась Сахалинскими аборигенами в качестве крепости, где они спасались от нашествия чужаков, может именно поэтому и название « скверное жилище».

Подъем на Коврижку очень крутой, на нее можно попасть только по канату, который натянут добрыми людьми. Преодолевая страх, поднимимся наверх и перед нами откроется головокружительный вид! Виден почти весь Южно-Камышевый хребет с одной стороны, а с другой мыс Кузнецова.

Обед и ужин в лагере. Ночевка.

День 10.

Утром после завтрака собираем лагерь, одеваем рюкзаки и выходим в путь.

Сегодня пройдем через старую заброшенную деревню. Которая впечатляет сохранившимися домами на берегу моря в глуши, где нет путей сообщения.

По пути очередной брод р.Перепутка. Во время дождей уровень воды сильно поднимается, что может создать препятствие. Но мы уже прошли много рек и речечек, и эта речка нам не препятствие!

Пообедаем на речке и продолжим путь до р.Брусничка. Путь проходит по песчаному пляжу.

В устье р.Брусничка разбиваем лагерь. Ужин. Ночевка.

Дневной километраж: 16 км

День 11.

Завтрак. Сборы в дорогу. День выхода с похода. Последний рывок. Жаль раставаться с красотой Крильона. Много мест нехоженных и неизведанных нами остается позади. А значит есть повод вернуться!

В Шебунино будет ожидать автобус, который отвезет нас в Южно-Сахалинск.

Дневной километраж: 22 км.

День 12.

Запасной день. На случай непогоды, приливов и усталости участников. В случае хорошего темпа прохождения маршрута будет использован как дополнительная дневка или как дополнительный день для распределения километража по силам участников.

Мыс Крильон-самая южная часть острова. В моем понимании, край земли, хотя там дальше Хоккайдо, Курилы, но Сахалин заканчивается на Крильоне.
Мыс Крильон на карте.


12 тысяч лет назад острова Сахалин и Хоккайдо были одним целым и возможно, через Крильон были соединены друг с другом. Сейчас же их разделяют 40 км пролива Лаперуза, названного в честь бригадира французской армии, графа Жана Франсуа Гало де ла Лаперуза. Экспедиция Лаперуза стартовала из Франции, прошла Атлантический и Тихий океаны, дошла до Корейского полуострова и по Японскому проливу дошла до Сахалина, по Татарскому проливу поднялась на север, затем развернулась, прошла по проливу между Сахалином и Хоккайдо, через Курилы снова вышла в Тихий океан и погибла в юго-западной его части.

На мысе Крильон в 1883 году был построен маяк для безопасности судоходства. В 1896 году был построен новый маяк, оборудованный осветительным прибором французской фирмы "Барбье ет Бернад".

О самом главном. Откуда же взялось название "Крильон"? Лаперуз назвал мыс в честь генерал-полковника французской армии Луи де Бальбес де Бертон де Крийон (Крильон) знаменитого своей храбростью, вошедшей в поговорку (pends-toi, brave Crillon, on a vaincn sans toi).

Белые шары вдалеке это станция обнаружения самолетов и наведения авиации, а также радиолокационная станция 39-го радиотехнического полка воздушного наблюдения, оповещения и связи. Такие же можно видеть в .

Каждый год на Крильон устраивают пробег сахалинские джипперы.

Очень интересный рассказ из этих мест можно прочитать у lastdjedai .

Публикации по теме