Киевский фуникулер — самый известный транспорт на Подоле. История Киева.Киевский фуникулер Роковая реконструкция с непредсказуемыми последствиями

Фуникулер в Киеве является незаменимым ежедневным видом транспорта для многих жителей города, а для некоторых, романтиков еще и аттракционом. Каждые сутки Киевский фуникулер, несмотря на, казалось бы, невысокую скорость (всего лишь 2 метра в секунду) успевает обслужить 15 000 пассажиров. За год работы фуникулера его услугами пользуется пассажиропоток, сравнимый с официальной численностью населения столицы, приблизительно 3 000 000 человек.

Значение слова «фуникулер» в переводе с латинского – канатная дорога для перевоза людей или груза по подъемной траектории.

Строительство фуникулера началось еще в царской России в 1903 году, а первый рейс совершен в мае 1905 года. Вагоны фуникулера тогда были сделаны из дерева и двигались с той же скоростью, что и в наши дни. Примечательно, что все оборудование вместе с подвижным составом было выполнено на заказ в Швейцарии. В первоначальном проекте планировалось соорудить магистраль протяженностью 250 метров. Помеха в виде частной усадьбы помешала воплотить проект в реальность. Хозяева потребовали завышенную сумму компенсации за снос сооружения. Тогда путь укоротили на 40 метров, и нижняя станция была расположена на Боричевом токе. Эту проблему решили уже советские власти в 1929 году при капитальном ремонте дороги. Длина рельс была увеличена, как и планировалось по предыдущим чертежам, и продлилась от Михайловской площади до новой остановки — Почтовой площади.


Сегодня канатный трамвайчик радует гостей и туристов столицы. Проехавшись в уютном вагоне, Вы сможете полюбоваться панорамой Подола, речного Вокзала на Днепре и острова Труханов. В вестибюле верхней остановки возле Михайловского собора у Вас будет возможность увидеть архивные картинки фуникулера, макеты станций и вагонов предыдущих поколений, а также больше узнать о его истории.

Расписание рейсов фуникулера обычно зависит от пиковых нагрузок. Интервалы составляют максимум 10 минут. Поездка занимает всего 3 минуты в любом направлении. На конечных остановках Вас ждет множество других достопримечательностей города.

Посмотреть ознакомительное видео о фуникулере города Киева:

Еще больше фото фуникулера можно найти в разделе сайта .

Время работы фуникулера: с 7:00 до 22:00

(Интервал движения 2-5 мин. В зависимости от пассажиропотока!)

Цена одной поездки: 8 грн. 00 коп.

Купить жетон или можно в кассе фуникулера на станциях.

Оплатить проезд в Киевском фуникулере можно бесконтактной банковской картой MasterCard PayPass.

Фуникулер в Киеве расположен по адресу:

Нижняя остановка: ул. Петра Сагайдачного, 3 (возле Почтовая площадь, см. карту);
Верхняя остановка: ул. Трехсвятительская, 6 (возле Михайловского собора).

Киевский фуникулер является одним из самых главных символов города с многолетней историей. Это необычное средство передвижения — простой вагон, который поднимается и опускается по крутому спуску с помощью канатной тяги. Собственно, слово «фуникулер» с латыни переводится как канатная дорога, а первое название Киевского фуникулера — «Михайловский электрический канатный подъем».

Сегодня фуникулер пользуется огромной популярностью среди гостей столицы, но изначально этот вид транспорта не имел ничего общего с «аттракционом». Можно только догадываться, сколько трудностей крутой подъем с Подола создавал для местных жителей. Сначала они взбирались наверх по извилистым тропинкам, но и появление деревянных лестниц не особо упростило сложный маршрут к Михайловской площади — нужно было одолеть около 500 ступеней, пройдя 36 лестничных площадок.

Единственным способом добраться до Верхнего города, миновав крутой подъем, был трамвай, который проходил по Владимирскому спуску. Что же касается Андреевского спуска, который был еще круче, сооружение трамвайного пути даже и не оговаривалось. В первую очередь, это стало бы достаточно сложно с инженерной точки зрения. Так что со временем проектирование фуникулера, даже несмотря на дороговизну в эксплуатации, было просто неизбежным.Он не только являлся единственным возможным транспортным средством для передвижения по крутому склону, но и самым надежным.

Кстати, построенный более 100 лет назад фуникулер, стал настоящим подарком для современных лыжников и сноубордистов. Поклонники зимних видов спорта активно используют его как дешевый горнолыжный подъемник во время катания по близлежащей территории Владимирской горки.

Проектирование и строительство фуникулера заняло 3 года

О необходимости строительства фуникулера для транспортного соединения Подола с Верхним городом задумались еще в далеком 1883 году. Эту идею предложил Артур Адольфович Абрагамсон (1854 - 1924), которого в профессиональных кругах называли «инженером в квадрате». На самом деле он был не только автором ряда идей по вопросам железнодорожного строительства, но и занимал руководящие должности, например, являлся директором правления Московско-Казанской железной дороги.

Городская управа дала окончательное согласие на строительство фуникулера лишь в 1902 году. Абрагамсона назначили руководителем проекта и идейным вдохновителем строительства, разработку путевых конструкций поручили инженеру Николаю Пятницкому, а проектирование стационарных павильонов — архитектору Александру Барышникову.

Проектные работы велись вплоть до 1904 года, а строительство долгожданной «канатной дороги» завершилось в мае 1905-го. Генеральным подрядчиком работ выступало Общество городской железной дороги, а главным инвестором являлось Бельгийскогое акционерное общество, владевшее в Киеве монополией на трамвай и конно-железную городскую дорогу. Все было на высшем уровне — оборудование и даже тележки вагонов фуникулера были сделаны в Швейцарии, которая имела огромный опыт в сооружении канатных дорог. Виадук (сооружение мостового типа, возводимое над оврагом) сооружался по передовой для того времени технологии — с использованием железобетона.

Согласно слухам, строительство фуникулера вылилось киевской казне в довольно солидную сумму 172 тыс. рублей, а согласно другим — Бельгийское акционерное общество потратило 230 тыс. рублей.

Открытие Второго в Российской империи фуникулера в 1905 году

7 мая 1905 состоялось торжественное открытие Михайловского механического подъёма, как его называли до 1926 года. В этот день состоялся испытательный спуск, а уже на следующий день им мог воспользоваться любой желающий. Каждый вагон мог свободно вместить около 70 человек, да и скорость его передвижения сверху-вниз была достаточно внушительной — 2 метра в секунду.

Нижняя станция располагалась на одной из самых старинных улиц Киева — Боричев Ток, а верхняя — на Михайловской площади, недалеко от входа в Михайловский златоверхий собор. Правда, расстояние должно было быть другим. Планировалось построить рельсовый путь длинной в 250 метров, но в итоге он составил 200 метров. Дело в том, что помехой стала владелица одной из усадеб, расположенных на Боричевом току на пути «канатки», которая воспротивилась планам. Заявленный размер компенсации затребованный за снос ее дома и постройку нового был просто заоблачным, более того — государственные законы империи были на стороне частной собственности.

Интересно, что первый фуникулер открылся совсем незадолго до Киевского в Одессе — в 1902 году, так что столичный подъемник стал вторым в Российской империи.

Роковая реконструкция с непредсказуемыми последствиями

В 2015 году Киевский фуникулер отпраздновал солидный юбилей — 110 лет. Он успел пережить революцию, разруху и гражданскую войну, но в 1928 году изношенность троса превысила допустимую норму. Все бы хорошо, но во время ремонта верхний вагон сорвался с зажимных колодок и полетел вниз, разбив вдребезги второй вагон. К счастью, во время этого проишествия никто не пострадал. Вместе с тем, это стало поводом для капитальной реконструкции Киевского фуникулера.

На Киевском заводе электротранспорта изготовили новые вагоны, была улучшена конструкция ленточных тормозов но, самое главное — протяженность маршрута удлинили на 38 метров, соорудив нижнюю станцию на улице Революции (сейчас улица Сагайдачного). Одним словом, советская власть воплотила в реальность первоначальную идею.

В ходе реконструкции 1958 года было заменено машинное оборудование и вагоны, а также перестроены станции. А во время последнего капитального ремонта 1984-1986 гг ко внешнему виду нижней станции добавили арку и удлинили на 5 метров верхнюю станцию. Также был заменен канатоведущий шкив, который прослужил практически 80 лет.

Киевский фуникулер сегодня: интересные факты

  • На сегодня длина Киевского фуникулера составляет 222 метра. Он проходит этот путь под уклоном 18-20° всего за 3 минуты развивая скорость 7,2 км/ч (2 м/с).
  • Разница высот между верхней и нижней станцией — 75 м.
  • Ширина колеи фуникулера равна 1,2 м, при этом ширина железнодорожной колеи — 1,5 м.
  • Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде.
  • Вагоны подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.
  • Вместительность каждого вагона около 100 человек, при этом 30 — сидячие места.
  • Вес одного вагона без пассажиров — около 10 тонн.
  • За сутки фуникулер перевозит около 10-15 тыс. пассажиров.
  • В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди, так как он активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона.
  • Киевский фуникулёр ежегодно перевозит более 4 млн. пассажиров, хотя нагрузка и возростала до 7,7 млн. пассажиров.
  • Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.
  • Внешний вид и местоположение нижней станции за время существования фуникулера изменялись несколько раз, а вот формы верхней станции вовсе не были подвержены изменениям.
  • На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.

Маршрут от Контрактовой площади до Золотых ворот считается одним из самых красивых и популярных в Киеве. Секрет прост - это исторический район с красивейшей архитектурой, по дороге есть несколько парков, множество сквериков. Также можно полюбоваться набережной Днепра и Речным портом. Увидеть Михайловский и Софиевский соборы. Перекусить в столовках Министерства иностранных дел и Министерства юстиции, где и цены оооочень доступные, и блюда вкусные. Но есть одно НО.

Дорога пролегает через горку. И тут вам выбирать то ли подниматься по тропкам и ступенькам парка Владимирская горка,а это 500 ступеней и 36 пролётов, то ли идти по брущатке Андреевского спуска, не говоря уж о том, что дорога достаточно крутая и зимой скользкая, или же покататься на Фуникулёре.

Киевский фуникулёр - фуникулёрная система с Подола в Верхний город в Киеве (Украина). Один из первых фуникулёров в бывшей Российской империи, открыт в 1905 году.

Время работы фуникулера с 7 ч. до 23 ч.

Проезд 8 грн или 0,29 долл, цена стандартная для городского транспорта Киева, такая же как в автобусе, тролейбусе, метро, только вот длительность поездки гораздо меньше

Поездка около 3 минут, но оно того стоит)))


Внизу есть станция метро Почтовая площадь и Речной вокзал


Станции (Верхняя и Нижняя) крытые, как бы куполом, но продуваемые


Кстати вагончики сделаны ступеньками, так что вы можете любоваться видом не только через боковые окна


Но стоит признать, что интереснее всего именно в первом вагончике, так как видна вся дорога, Речной порт, площадь. Также на верней площадке есть балкончик, который я очень люблю, так как вид там шикарнейший, особенно вечером.

Интересные факты:

  • На сегодня длина Киевского фуникулера составляет 222 метра. Он проходит этот путь под уклоном 18-20° всего за 3 минуты развивая скорость 7,2 км/ч (2 м/с).
  • Разница высот между верхней и нижней станцией - 75 м.
  • Ширина колеи фуникулера равна 1,2 м, при этом ширина железнодорожной колеи -1,5 м.
  • Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде.
  • Вагоны подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.
  • Вместительность каждого вагона около 100 человек, при этом 30 - сидячие места.

Благодаря своей своеобразной экзотике и месторасположению Фуникулер давно уже стал не просто средством передвижения, а и туристической достопримечательностью. Здесь всегда много иностранцев, влюблённых парочек, прогуливающихся.

Киевский фуникулер самый популярный народный транспорт на Подоле и одна из главных достопримечательностей столицы. Он появился больше 100 лет назад из-за необходимости, хотя гости Киева чаще воспринимают его, как аттракцион.

My-Kiev узнал, каким был и каким стал столичный фуникулер, почему его спасла война, и главное, для 4 миллионов пассажиров в год, которых он перевозит в год, фуникулер аттракцион или – необходимость?

Почему в Киеве появился фуникулер?


Столичные спуски и подъемы всегда приносили киевлянам массу неудобств. В конце 19 века с Подола к Верхнему городу приходилось добираться по деревянным лестницам, у которых было по 500-600 ступенек. Кони с такими крутыми подъемами не справлялись, поэтому подняться можно было только пешком. Что и делали киевляне исключительно в случаях крайней необходимости.

И если по Владимирскому спуску таки удалось пустить трамвай, то на Андреевском подъем был очень крутой. Поэтому вопрос комфортного подъема стоял остро, особенно в начале 1900-х годов.

Идея сооружения в Киеве фуникулера принадлежала Артуру Абрагамсону. Его называли «инженером в квадрате». У него было два диплома: один – Цюрихского политехникума, а второй – Санкт-Петербургского Института инженеров путей сообщения. Абрагамсон, еще когда учился в Швейцарии, интересовался простыми, но в то же время эффективными подъемниками. Их в гористой Швейцарии было очень много.

Поэтому молодой инженер решил предложить и в Киеве соорудить подобный подъемник.
И хотя идея была достаточно проста и понятна, Абрагамсону пришлось потратить почти 20 лет, чтобы ее утвердила столичная власть. И только в 1902 году было принято решение проектировать Михайловский электрический канатный подъем. Именно таким было первое название киевского фуникулера.

Над проектом работал инженер Николай Пятницкий – он разработал путевые конструкции, а также архитектор-строитель Александр Барышников. Он спроектировал павильоны верхней и нижней станций.

Строительство фуникулера

Интересно, что киевский фуникулер спроектировали и построили очень быстро, как для такого сооружения. Всего за 3 года.

Изначально планировали строить фуникулер на Андреевском спуске. Но позже решили перенести, так как там очень много памяток архитектуры. Поэтому проектировали подъемник, который бы соединил Почтовую площадь с Верхним городом.

Киевские историки отмечают, что идея разместить фуникулер в столице именно в этом месте возникла у авторов проекта еще в конце 19 века. Но одна из владелиц усадьбы, через которую планировали провести линию фуникулера, захотела очень много денег в качестве компенсации.

Строительные работы начались в 1903 году. Длина маршрута изначально составляла чуть больше 200 метров, а вагоны заказали в Швейцарии. Если судить по рамкам тех времен, то киевский фуникулер был сооружен с использованием самых современных технологий.

Торжественное открытие фуникулера


Киевский фуникулер стал третьим в Российской империи. Первым в 1896 году открыли Кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде, вторым – в 1902 году в Одессе.

Торжественное открытие фуникулера в Киеве – «Михайловского электрического канатного подъема» состоялось 7 мая 1905 года. Это было настоящее событие для Киева. На открытии городской глава В.Н. Проценко перерезал красную ленту со словами: «Открываю на славу и гордость древнего Киева новый путь - Михайловский подъём». Все закричали «Ура» и вагон начал спускаться вниз под песни хора Михайловского Златоверхого монастыря.

И уже на следующий день, 8 мая 1905 года, впервые вагончики между Подолом и Михайловской площадью начали перевозить людей со скоростью 2 метра за секунду.

Интересно, что новый необычный транспорт сразу понравился киевлянам. Ведь только за первый день фуникулер перевез 22 тысячи человек. Пассажиры радовались не только тому, что так легко, всего за 2 минуты можно в любой момент добраться к Верхнему городу, а еще и любовались прекрасными видами Киева.

С момента открытия и до 1928 года вагоны киевского фуникулера были открытые, что было не совсем удобно зимой. Также изначально они вмещали 70 человек. А нижняя станция была на 30 метров выше, чем сейчас.

СМИ того времени то и дело писали о киевском фуникулере и сразу окрестили его «чудом современной техники».

Фуникулер: опасный ли транспорт?


В столице фуникулер считается самым безопасным транспортом, несмотря на свою конструкцию. Ведь за всю его историю была всего одна авария с фуникулером в 1928 году. Один из вагонов обрушился на большой скорости вниз и разбил второй вагон. Правда, это случилось без пассажиров, во время технического обслуживания.

По словам экспертов, авария произошла в результате изношенности троса. После этого случая был проведен капитальный ремонт фуникулера. Также изготовили новые вагоны и удлинили протяжность маршрута на 38 метров.

Интересно, что швейцарские вагоны – заменили на киевские, которые сделали на заводе им. Домбаля.

И в начале апреля 1929 года специальная комиссия испытала новые вагоны и удлиненный маршрут. А заработал после реконструкции фуникулер 2 мая 1929 года и стал уже называться «Подъемом им. Иванова» – в честь советского государственного деятеля.

В 1958 году состоялась вторая реконструкция фуникулера. Тогда заменили вагоны и машинное оборудование, перестроили станции. В 1986 году уже сделали капитальный ремонт фуникулера, заменили и вагоны, и канаты.

До осени 2020 года киевские власти обещают провести капитальный ремонт фуникулера, с заменой систем управления и вагонов.

Как фуникулер спасла война?


Сейчас Киев сложно представить без фуникулера, вроде он был здесь всегда. Но, есть данные, что самого романтического столичного транспорта могло бы и не быть сейчас.

Эта история напрямую связана с перенесением столицы Украины в 1934 году из Харькова в Киев. Но оказалось, что в красивом и древнем Киеве не было огромных партийных зданий и жилья для массы чиновников, которые тоже переехали в столицу.



Проблема связи между Верхним городом и нижним, Подолом, существовала всегда, сколько стоит Киев. Сначала древние киевляне пользовались крутыми тропами, потом - , который под этим названием известен с позапрошлого века, но существовал значительно раньше. Затем от Крещатика до Подола - Владимирским спуском прошел первый трамвай, и путь стал хотя и длиннее, зато удобнее.



Идею построить между верхней и нижней частями города механический подъем в виде наклонной небольшой железной дороги с канатной тягой подал инженер А. А. Абрагамсон. Проект разработали инженеры М. К. Пятницкий и Н. И. Барышников. Строительство фуникулера длилось с 1902 по 1905 год. Пути подъема протянулись на двести метров. Сначала он соединял верхнюю террасу Владимирской горки с улицей Боричев ток. Ранее Киевский Фуникулер назывался Михайловским механическим подъемом, потому что рядом были здания Михайловского Златоверхого монастыря.



В то время это было довольно прогрессивное инженерное решение: рельсы лежали на крепкой железобетонной эстакаде, хорошо действовали и подъемные машины.
Вот с каким восторгом писали в путеводителе по Киеву, изданном в 1912, о фуникулере «Михайловский подъем - чудо современной техники. Верхняя станция как будто висит в воздухе. Она кажется Игрушечной беседкой... Все сделано не только изящно, но и прочно. В то время, как один вагон с пассажирами, точно воздушный шар, «взлетает» вверх, второй - плавно опускается вниз...» Первую реконструкцию фуникулера было проведено в 1928 году. Строители проложили еще около сорока метров колеи, и с тех пор нижняя станция была перенесена на улицу Жданова, у Почтовой площади.



В 1958 году проведена кардинальная реконструкция Киевского фуникулера . В машинном зале установили новое совершенное оборудование, которое, кроме всего, гарантировало полную безопасность движения, в конце 1984 года фуникулер имени А. В. Иванова пережил еще одно обновление. Ежегодно этот необычный вид транспорта перевозит около 2,8 миллиона пассажиров, среди которых немало туристов, любуются панорамой Днепра Подола.
В мае 1915 года киевский фуникулер отметил - 110 лет со дня открытия.



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КИЕВСКОГО ФУНИКУЛЕРА


От Вокзальной площади, 1 (центральный ж/д вокзал в Киеве) необходимо пройти 110 метров (2 минуты) в направлении остановки (Центральный ж/д вокзал). Далее сесть в автобус №24, №114, (время ожидания транспорта на остановке может занять у вас 4 минуты), далее отправиться в направлении остановки “ Майдан Незалежности - Площадь Независимости” (примерное время в пути - 8 минут). От остановки пройти 930 метров (12 минут) в направлении Киевского фуникулера (ул. Трехсвятительская, 6). Также до фуникулера можно добраться и на собственном автомобиле. Рассчитать маршрут вы можете



Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.


Контактная информация о достопримечательности:


  • - Адрес: Украина, Киев, Нижняя ст. – ул. Петра Сагайдачного, 3, Почтовая площадь, Верхняя ст. – ул. Трехсвятительская, 6

  • - Координаты: 50°27′27″ с. ш. 30°31′24″ в. д.

  • - Телефон: нет

  • - Сайт: нет

  • - Почта: нет

  • - Цена: Стоимость проезда - 3грн.

Публикации по теме