Десятинная церковь город. Десятинная церковь - древнейший храм киева

В X веке главным сооружением стольного града и первым каменным храмом времен Киевскои? Руси была Десятинная церковь. Построена она в честь пресвятои? Богородицы в 986–996 годах, в эпоху княжения Владимира Великого, которыи? пожертвовал на возведение и содержание храма десятую часть своих доходов – десятину. В Десятиннои? церкви находилась великокняжеская усыпальница, где были погребены князь Владимир, его супруга – византии?ская царевна Анна, великая княгиня Ольга.

Десятинная церковь — второй храм (1842-1928)

Храм неоднократно разрушался. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последнии? оплот киевлян. По преданию, церковь рухнула под тяжестью множества людеи?, наполнивших ее и пытавшихся спастись от монголов.

Долгое время на месте великолепного храма были только руины. В 1824 году по поручению Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) начали расчищать фундаменты Десятиннои? церкви. Эту работу провели под руководством археологов Кондрата Лохвицкого и Николая Ефимова. А в 1828–1842 годах здесь возвели громадныи? каменныи? храм, вновь нареченныи? именем Богородицы. Автором проекта стал петербургскии? архитектор Василии? Стасов.

В 1935 году храм был варварски разрушен.

в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1-996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции.

Домонгольский период

Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. (Михайлов . С. 37, 42).

Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче . Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и ХI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами. Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня - пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка - придавали интерьеру собора торжественный вид.

Еще в 995/6 г. по повелению князя Д. ц. была поручена Анастасу Корсунянину (являвшемуся, по-видимому, экономом церкви), клир составили священники, пришедшие с кн. Владимиром из Корсуня (Херсонеса); рядом с Д. ц. до посл. трети XI в. на горе был построен двор доместика (ПВЛ. С. 27, 86), что свидетельствует о наличии в соборе хора. В 996 г., после завершения строительства, кн. Владимир вложил в Д. ц. иконы, сосуды, «честные кресты», а также «медяне две капищи и 4 кони медяны, иже и ныне стоять за святою Богородицею, якоже неведуще мнять я мрамаряны суща», вывезенные им после 27 июля 989 г. из Корсуня (Там же. С. 52, 54). После освящения храма кн. Владимир «в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много» (Там же. С. 55). День освящения Д. ц. праздновался Русской Церковью 12 мая, о чем свидетельствуют записи в древнерус. пергаменных месяцесловах, Прологах и обиходниках (Лосева О . В . Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 338).

Существует неск. гипотез относительно посвящения храма. Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что Д. ц. была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Данная т. зр. получила поддержку в позднейшей историографии (Воронин Н . Н . Зодчество Киевской Руси // История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 117; Ильин . 1965. С. 266-268; Рапов . 1988. С. 242-244; Кучкин . 1997. С. 178 и др.). Д. ц. называется Успенской в великорус. источниках XVI в.: в Тверском сб. (1534), в Чудовской редакции Жития св. Владимира, в некоторых вариантах проложного Жития св. Владимира, а также в юго-западнорусских источниках XVII-XVIII вв., в частности в помяннике киево-печерского архим. Иосифа (Тризны ; 1647-1655) (Кучкин . 1997. С. 221). Мнение, что Д. ц. могла быть посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, опирается на аллюзии на службу данного праздника, содержащиеся в «Слове о законе и благодати» митр. Илариона , к-рое, вероятно, произносилось в Д. ц. Кроме того, с XVII в. праздник Рождества Пресв. Богородицы был престольным для Д. ц., что отразилось, в частности, в названии участка деревянно-земляных укреплений, построенных во 2-й пол. XVII в. в Верхнем городе Киева. Следует упомянуть, что еп. Титмар Мерзебургский в своей хронике (1018) называет Д. ц. храмом «мученика Христова папы Климента» (Назаренко . 1993. С. 136, 141; Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 319). По-видимому, он повторил обиходное название храма - по находившимся здесь мощам почитаемого святого.

По свидетельству летописца, в Д. ц. после завершения ее строительства (996) на хранение был положен Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов: «Даю церкви сей Святей Богородице от именья моего и от град моих десятую часть» (ПВЛ. С. 55; первоначальный текст Устава не сохр., архетип существующих редакций восходит к сер.- 2-й пол. XII в.). Распоряжаться десятиной было поручено Анастасу Корсунянину. Можно предположить, что она предназначалась не только на содержание храма, но и на общецерковные нужды, ее распределение производилось при непосредственном контроле со стороны княжеской власти (ср.: Флоря Б . Н . О материальном обеспечении Церкви на Руси и в западнослав. гос-вах в период феодализма // ДГСССР: 1985. М., 1986. С. 117). Позднее материальное благосостояние Д. ц. поддерживалось не только десятиной, к-рая, очевидно, со временем была заменена др. формой обеспечения, менее затратной для княжеской власти. Так, напр., в 1170 г. южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556).

В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым ; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый.

В 1-й пол. ХII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А . К .) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В ХIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму.

8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша... и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем , «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 418-419).

В нач. дек. 1240 г. ордынцы захватили основную часть Киева. Последние защитники города во главе с воеводой Дмитром удерживались около Софийского собора, где создали оборонительную линию, но после жестокой битвы были выбиты оттуда и укрылись в Д. ц. От большого скопления людей, в т. ч. горожан, многие из к-рых принесли с собой имущество, своды храма рухнули («оузбегшим и на церковь, и на комар церковныя и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя» - Там же. Т. 2. Стб. 785). (По предположению М. К. Каргера, причиной обрушения Д. ц. стали действия стенобитных орудий. Однако летописец, подробно описавший осаду и штурм Киева, не упоминает об этом факте, к тому же при осаде скорее выбивались бы двери церкви, но не толстые каменные стены.) Возможно, после разрушения храма производилась расчистка развалин и выемка тел погибших, о чем свидетельствует большая братская могила, обнаруженная перед апсидами храма. Уцелевшей оказалась лишь незначительная часть святыни - зап. треть юж. галереи (выстояла благодаря ремонту ХII в.?).

Святыни и княжеские захоронения в Д. ц.

В храме находились привезенные св. Владимиром из Корсуня мощи свт. Климента , папы Римского, и его ученика Фива. О широком почитании их в Киеве в домонг. время существует ряд свидетельств, в т. ч. иностранных: кн. Ярослав «показывал» головы святых папы Климента и его ученика Фива членам французского посольства (в т. ч. Шалонскому еп. Роже), прибывшим сватать кнж. Анну Ярославну за франц. кор. Генриха I (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 354). Иаков Мних и автор «Повести временных лет» упоминают мощи «иных святых», привезенных кн. Владимиром в Киев из Корсуня, возможно, они также находились в Д. ц. и были утрачены во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. В «Повести временных лет» говорится о том, что в 1007 г. «пренесени святии в святую Богородицю», но не сообщается, чьи это были мощи (ПВЛ. С. 57).

Согласно происходящему из Киево-Печерского мон-ря преданию о первом Киевском митр. св. Михаиле , «первосвятитель скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви; потом, около 1103 г., при печерском игумене Феоктисте, мощи его, обретенные нетленными, перенесены в Антониеву пещеру, а отсюда уже в 1730 г. по Высочайшему указу перенесены в главную церковь Киевской лавры» (Макарий . История РЦ. Кн. 2. С. 28-29). Книга Степенная царского родословия (сер. XVI в.) сообщает о перенесении в Д. ц. кн. Владимиром и митр. Леонтом (Леонтием) мощей св. кнг. Ольги (митр. Макарий (Булгаков) относит это событие к 1007), мощи почивали в каменном саркофаге, впосл. были утрачены (в помяннике архим. Иосифа (Тризны) эти факты не отражены). В 1011/12 г. в Д. ц. была похоронена св. кнг. Анна , в 1015 г.- ее супруг, равноап. кн. Владимир.

Их останки покоились в 2 мраморных саркофагах посреди храма (что не соответствует визант. практике), были утрачены после разрушения церкви в дек. 1240 г. Во время разборки руин Д. ц. в 1632/36 г., по сведениям митр. Самуила (Миславского) , митр. св. Петр (Могила) обрел предполагаемые гробы кн. Владимира и кнг. Анны.

Основная часть захоронений XI в. в Д. ц. (Каргер за время раскопок обнаружил 8 саркофагов в храме и 2 саркофага вне храма) принадлежит представителям княжеской династии. Помянник архим. Иосифа (Тризны) сообщает под 1007 г. о перезахоронении в храме тел 2 полоцких князей, потомков св. Владимира,- Изяслава Владимировича († 1001) и его сына Всеслава († 1003) (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 714. Л. 361 об.- 362). В 1044 г. по приказу вел. кн. Ярослава Владимировича над останками его дядей-язычников - киевского кн. Ярополка Святославича и древлянского кн. Олега Святославича - был совершен обряд крещения, после чего они были погребены в Д. ц. 3 окт. 1078 г. в храме в мраморном саркофаге был похоронен погибший в бою на Нежатиной Ниве киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (ПВЛ. С. 86). Одним из последних захоронений в Д. ц. стало погребение 16 нояб. 1093 г. кн. Ростислава Мстиславича († 1 окт. 1093), внука вел. кн. Изяслава Ярославича (Там же. С. 95).

В XI - сер. XIII в. Д. ц. была одним из центров паломничества в Юж. Руси. Так, в 1150 г. галицкий кн. Владимирко Володаревич, объезжая киевские святыни, сначала направился в Вышгород, где поклонился мощам св. князей Бориса и Глеба , вернулся в Киев и «приехал к святои Софьи», а затем «еха к святеи Богородици Десятиньнеи, и оттуда еха к святои Богородици Печерьскои манастырь» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 403).

2-я пол. XIII-XX в.

После обрушения в 1240 г.храм не был восстановлен.В кон. ХVI - нач. ХVII в. Д. ц., называвшаяся по храмовой иконе церковью Николы Десятинного, принадлежала униатам, вокруг нее располагалось большое городское кладбище, где производились захоронения в ХVI-ХVIII вв. В 1635 г. благодаря усилиям митр. Петра (Могилы) храм стал православным, в нем был сделан ремонт, разобраны руины. В нач. ХIХ в., как показали археологические исследования и анализ изображений Д. ц., в церкви времени митр. Петра были использованы стены древнего собора. Тогда же, вероятно, была произведена расчистка алтарной части и поиск закладных святынь на месте престолов. Об этом свидетельствуют перекопы в центральных частях апсид, выявленные во время раскопок 1908 г.

После занятия в 1654 г. Киева московскими войсками в ходе русско-польск. войны обновленная Д. ц. была освящена. По сведениям «Росписного списка г. Киева 1700 г.», с зап. стороны к каменной церкви была «приделана трапеза деревянная да вверху придел святых верховных апостол Петра и Павла». В ХVIII в. Д. ц. неск. раз ремонтировалась, в частности в 1758 г. на средства мон. киевского Фроловского мон-ря кнг. Долгоруковой. В 1828-1842 гг. по проекту архит. В. П. Стасова в «русско-византийском стиле» была построена новая церковь, к-рая по размерам уступала постройке времени кн. Владимира. При ее возведении старый храм разобрали, строительный материал (кирпич Х-ХII вв., камни) использовали в новом фундаменте. Эта церковь была разрушена в сер. 30-х гг. ХХ в., от нее сохранились части фундаментов и отдельные детали интерьера, найденные во время раскопок в 2005-2006 гг. Фрагменты штукатурки неск. типов с остатками настенной живописи из древней Д. ц. (по материалам коллекции Каргера 1948) хранятся в ГЭ.

Археологическое изучение Д. ц. осуществлялось в 20-х гг. ХIX в. (К. А. Лохвицкий и Н. Е. Ефимов), в нач. ХХ в. (Д. В. Милеев), накануне Великой Отечественной войны (Т. Н. Мовчановский, Каргер) и в 2005-2006 гг. (Г. Ю. Ивакин, В. К. Козюба).

Ист.: Голубев С . Т . Мат-лы для истории Западнорус. Церкви // ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. С. 5-192; он же . Историко-топогр. изыскания и заметки о древнем Киеве // ТКДА. 1899. № 12. С. 574-599; Присёлков М . Д . Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ДРКУ (по указ.); Назаренко А . В . Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993; ПВЛ. СПб., 19962 (по указ.); Кучкин В . А . Княжеский помянник в составе Киево-Печерского Патерика Иосифа Тризны // ДГВЕ, 1995. М., 1997. С. 220-221, 172, 177-180; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2; Т. 2; Т. 3 (по указ.); Др. Русь в свете зарубежных источников / Ред.: Е. А. Мельникова. М., 2000; Боплан Г . Л ., де . Описание Украины / Пер. с франц.: З. П. Борисюк. М., 2004.

Лит.: Краткое ист. описание Десятинной первопрестольной соборной церкви в Киеве. СПб., 1829. Полтава, 18492; Л[ебединце]в П . Г . Почему Десятинная в Киеве церковь известна в народе под именем Десятинного Николая // Киев. старина. 1883. № 8. С. 755-757; Айналов Д . В . К вопросу о строительной деятельности св. Владимира // Сб. в память св. равноап. кн. Владимира. Пг., 1917. Вып. 1. С. 21-39; Каргер М . К . Княжеское погребение XI в. в Десятинной ц. // КСИИМК. 1940. Вып. 4. С. 12-20; он же . Археологические исслед. Др. Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947). К., 1950. С. 45-140; он же . Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Корзухина Г . Ф . К реконструкции Десятинной ц. // Сов. Арх. 1957. № 2. С. 78-90; Ильин М . А . О наименовании Десятинной ц. // Там же. 1965. № 2. С. 266-268; Щапов Я . Н . Княжеские уставы и церковь в Др. Руси, X-XIV вв. М., 1972. С. 33, 35, 38, 40, 49-50, 63, 76, 99, 116, 123-132, 303, 307-308; он же . Церковь в системе гос. власти Др. Руси: Десятина и ее происхождение // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 245-257; он же . Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 7, 11, 28-32, 38, 42, 76-77, 79, 87, 89, 125, 137, 193; Мурьянов М . Ф . О Десятинной церкви князя Владимира // Вост. Европа в древности и средневековье: Сб. ст. М., 1978. С. 171-175; Красовский И . С . Реконструкция плана фундаментов Десятинной ц. в Киеве // Сов. Арх. 1984. № 3. С. 181-189; он же . О плане Десятинной ц. в Киеве // Рос. Арх. 1998. № 3. С. 149-156; Пуцко В . Г . «Богородица Десятинная» и ранняя иконография Покрова // FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 355-373; он же . «Богородиця Десятинна» - мiф чи iсторична реалiя? // Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 162-169; Тихомиров М . Н . Об общеслав. основе института десятины // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков. 1988. С. 258-264; Логвин Н . Г . Первоначальный облик Десятинной ц. в Киеве // Древности славян и Руси: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 225-230; Рапов О . М . Рус. церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 240-244; Kämpfer F . Eine Residenz für Anna Porphyrogenneta // JGO. N. F. 1993. Jg. 41. S. 101-110; Церква Богородицi Десятинна в Киïвi: До 1000-лiття освячення. К., 1996; Медникова Е . Ю ., Егорьков А . Н . К технологии росписи Десятинной ц.: (По мат-лам коллекции М. К. Каргера 1948 г.) // Рос. Арх. 2000. № 2. С. 61-69; Козак Н . Лiтописнi «майстри iз Грекiв» та Десятинна церква у Києвi // Вiсник Львiвського ун-ту. Сер.: Мистецтвознавство. Львiв, 2002. Вип. 2. С. 115-122; Михайлов К . А . Киевский языческий некрополь и ц. Богородицы Десятинная // Рос. Арх. 2004. № 1. С. 34-45; Ричка В . Киïв - Другий Єрусалим: (З iсторiï полiт. думки та iдеологiï середньовiчноï Русi). К., 2005; Александрович В . «Богородиця Десятинна» - позiрна старокиïвська релiквiя // Ruthenica. К., 2005. Т. 4. С. 161-168; Козюба В . [К .] Дослiдження садиби Десятинноï церкви у Києвi в 1908-1914 рр.: (За мат-лами щоденникiв Д. В. Милєєва) // Там же. С. 169-214.

А. В. Кузьмин

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

Существует множество архитектурных памятников с интересной историей. Многие из них связаны с определенными историческими событиями. Ярким примером является Десятинная церковь в Киеве. Чем она интересна, как возникла и с какими событиями была связана - об этом в статье.

Знакомство с архитектурным шедевром

Одно из особенных памятных мест, расположенных в самом сердце Киева, - Десятинная церковь. Ее еще называют храмом Успения Пресвятой Богородицы. Она стала одним из первых каменных зданий в городе, о которых осталось много литературных очерков. О ней упоминалось в архивах, в старинных рукописях и прочих документах.

Невзирая на большое количество источников, ни один из них не содержит четких изображений, как изначально выглядела самая старая церковь на Руси. Лишь по ряду археологических находок, найденных в различные периоды, можно предположить, какой она была. Например, фрагмент входа и части здания был изображен на одном из рисунков 1826 года. Однако, по мнению ученых, изображенные на картинке руины являются лишь копией рисунка, оставленного голландским живописцем, каллиграфом и рисовальщиком Абрахамом Ван Вестерфельдом.

Предположительное описание здания

Как уже отмечалось, достоверных фотографий и рисунков с изображением церкви, обнаружено не было. В итоге, основываясь на различных источниках и археологических находках, можно лишь предположить, какой она была. Так, многие археологи и историки считают, что данная церковь представляла собой крестово-купольное здание на четырех опорах. Архитектура Десятинной церкви, по их мнению, полностью соответствовала архитектурной модели византийского искусства.

Предположительно рядом с многокупольным культовым зданием были расположены хоромы киевской знати, дворы и княжеский дворец. Также относительно недалеко находилась площадь, которая имела название Бабин торжок. По некоторым данным, именно здесь некогда велась активная международная торговля.

Что было внутри помещения?

Внутри этот уникальный храм был украшен изысканными мозаиками, фресками, различными архитектурными деталями из ценных пород камня (порфира, мрамора и др.). Исследователи обнаружили на ее территории ряд княжеских саркофагов, части мраморных колон, карнизов, мозаичных полов, обломки штукатурки и многое другое.

Судя по сохранившимся до наших дней частям и элементам, данная церковь была выдающейся, изысканной и утонченной. Этим она и привлекала внимание современников.

В настоящий момент существует несколько интересных теорий, связанных с Десятинной церковью. Одна из них повествует о соборе как о монументальном сооружении, некогда построенным князем Владимиром Святославичем. Согласно этим источникам, на тот момент здание имело важнейшее политическое и историческое значение для культуры древних славян. Оно располагалось на Старокиевской горе, в том месте, откуда хорошо видны Левый берег, Лукьяновка, Подол, Львовская площадь и другие интересные места современной столицы Украины.

Многие историки считают, что Десятинная церковь является первым свидетельством укоренения христианской религии на Руси. В ее стенах находились старинные христианские иконы, сосуды из Корсуня и кресты. А одним из священников храма стал Анастас Корсунянин. Именно он одним из первых представителей христианской церкви стал брать с верующих церковную десятину.

Свое название церковь получила благодаря князю Владимиру Святославичу. На ее содержание он регулярно тратил десятую часть дохода (десятину). Отсюда и название.

Исторические сведения о происхождении храма

По разным архивным источникам, Десятинная церковь Богородицы или храм Богородицы был возведен в 996 году. По некоторым сведениям, собор основан на месте казни язычниками первомучеников Феодора и сына его Иоанна.

Строительство шло долго. Но спустя время здание наконец-то было построено. Однако в своем первозданном виде оно просуществовало недолго. Уже в 1169-м году храм подвергся вероломному нападению и был разграблен войсками князя Мстислава Андреевича. В 1203-м история повторилась, но уже с войсками Рюрика Ростиславича.

История Десятинной церкви полна фактов нападений, грабежей и даже разрушений. Так, в 13-м веке здание подверглось не только вероломному нападению и банальному грабежу со стороны войска Хана Батыя. Как оказалось, завоевателям показалось того мало. В итоге они разрушили храм при помощи тяжелых стенобитных орудий.

Дальнейшая судьба церкви

Некоторое время церковь так и оставалась в руинах. Позже на ее месте воздвигли небольшую поминальную церковь. По некоторым данным, строительство проходило под эгидой митрополита Петра Могилы в 1630 году. Ближе к 1842 году была проведена реконструкция здания. Его переименовали в храм Успения Богородицы.

При советской власти храм подлежал обязательному снесению. В 1928 году здание, как и многие другие культурные и архитектурные памятники, было разрушено. А уже в 1936 году его фундамент в буквальном смысле разобрали по кирпичикам. Как видите, по ряду причин самое старое каменное здание не сохранилось до нашего времени.

Строительство нового современного храма

Разрушение храма стало настоящей трагедией для многих верующих, почитателей истории и любителей архитектурного искусства. В итоге общими силами в 2006 году на месте руин церкви был построен храм-скиния. Однако законность этого строительства вызвала ряд споров и скандалов. В итоге новому зданию удалось просуществовать всего год. В 2007 году его снесли. А на его месте была возведена деревянная церковь, которая в этом же году была освящена Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В 2009 году на территории церкви был открыт мужской монастырь. Ровно через год планировалось возвести еще один храм, максимально приближенный к первоначальной Десятинной церкви в Киеве. Фото и макеты будущего здания уже находились в разработке. Однако одобрения данная идея так и не получила.

Святые мощи и захоронения

Помимо своего первостепенного значения, Десятинная церковь использовалась как усыпальница. Так, на ее территории были захоронены мощи святого великомученика Климента. Здесь же нашла свой покой и супруга князя - Анна. Она умерла в 1011 году. Ровно через 4 года ушел из жизни и сам Владимир. Его останки были захоронены подле супруги. Позднее в усыпальницу перенесли и останки княгини Ольги.

Некоторое время спустя княжеские останки были перепрятаны. Однако по какой-то причине они были потеряны и не возвращены в усыпальницу Десятинной церкви в Киеве. Куда они делись, до сих пор остается загадкой.

Несколько сведений о строительстве храма

Десятинная или как ее еще называют Мраморная церковь (из-за большого количества мраморной отделки) является довольно крупной функциональной постройкой. При ее строительстве использовались такие материалы, как кирпич, гранит, кварцит и другие.

В качестве так называемого «вяжущего» раствора применялась «цемянка» - смесь толченой керамики с известью. Ее применение позволяло создавать достаточно крупные, надежные и долговечные здания, сооружения.

По какой технологии строилось здание?

Считается, что данное сооружение некогда имело солидные размеры. При этом оно являлось неким композиционным центром в архитектурном ансамбле «града Владимира». Данное монументальное культовое здание было построено по так называемой «византийской» технологии. Ее принцип сводится к перекрытию свободного пространства здания сводами.

Какие мастера участвовали в проекте?

Основываясь на характерных нюансах кирпичной кладки фундамента, используемых строительных материалах и многих других данных, можно сделать вывод о том, что ее возведением занимались византийские мастера самой высокой квалификации. Следует упомянуть и о том, что на отдельных кирпичах есть кириллических буквы, что говорит о том, что при ее строительстве также работали южные славяне (предположительно болгары).

Что осталось от храма?

К глубокому сожалению, Десятинная церковь практически не сохранилась до наших дней. Археологами были обнаружены лишь определенные фрагменты фундамента данного храма. Их и могут видеть туристы, посещая данную историческую местность.

В 1996 году выпущены 2 юбилейные монеты с изображением храма. Одна из них выполнена из серебра высшей пробы, другая из медно-никелевого сплава. На обеих монетах изображена Десятинная церковь. Фото этих монет можно увидеть в школьных учебниках и других книгах по истории Украины. В центре таких монет находится сам храм. А под ним красуется надпись «Духовные ценности Украины».

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы» . Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей» . И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения . Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Десятинная церковь. Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.

У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Фильмы о Десятинной церкви:

Публикации по теме