Дворец екатерины второй. Екатерининский дворец

Екатерининский дворец — один из крупнейших .

— бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование , в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги , оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».

Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина - Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца - большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов - это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать . Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса - циркумференции.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает - это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны - "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей - самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг - от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал оку тан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада двор ца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал - один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях - отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.

В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся ка ртины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Янтарная комната

Восьмое чудо света - так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.

Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната б ыла полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.

Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.

Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.

Когда посетить

Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк - летом.

На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения - это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. я д. 7.

Добраться до музея можно несколькими способами:

  • От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
  • От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
  • Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда - 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
  • От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.

На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея - сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.

Режим работы и цены

Режим работы дворца: 10.00 - 18.00. Касса работает до 16.45.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.

Стоимость взрослого билета - 120 р.

Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России - 60 р.

Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь - 30 р.

Для посетителей моложе 16 лет - бесплатно.

Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!

Большой Екатерининский дворец April 1st, 2013

Главной достопримечательностью Царского Села (сейчас известного как Пушкин) является, без сомнения, Большой Екатерининский дворец - один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Ежегодно его посещают миллионы туристов, поэтому не посетить бывшую императорскую резиденцию было просто нельзя. Мы не просто посмотрим на дворец снаружи, но и заглянем внутрь, где восстановлены просто шикарные царские гостиные и залы.


Дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора И.Ф.Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.


В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам М.Земцову и А.В.Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.

В 1752 году она поручила архитектору Б.Ф.Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.


После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились 4 года, и появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко.


30 июля 1756 года состоялась презентация дворца российским вельможам и иностранным гостям.

В период немецкой оккупации дворец и окружающие его постройки сильно пострадали, многие были разграблены. Сейчас на отреставрированный дворцово-парковый ансамбль со всего мира съежаются посмотреть миллионы туристов. В летний же день их здесь необычайно много. Чтобы попасть внутрь, мне пришлось пару часов простоять в очереди.


Стоимость входного билета составляет 320 рублей - кроме экскурсии, которая предлагается за эти деньги, сюда же входит и фотосъёмка.


Группа азиатских туристов фотографируется на фоне дворца:


Первое место, куда мы попадаем после прохода через турникеты, это Парадная лестница. Она занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса.




Парадная лестница делит воссозданные залы на две части. В начале мы отправимся в Большой зал. Перед ним находится Кавалерская столовая:





Многоярусная изразцовая печь в Кавалерской столовой. Подобные печи, созданные по эскизам Ф.Б.Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.




Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, - самое большое парадное помещение дворца. Он предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Вид в одну сторону:


И вид в противоположную сторону:






Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Из этого окна можно увидеть внутренний двор:


Перейдём вновь через Парадную лестницу в другую половину дворца.

Белая Парадная столовая некогда предназначалась для торжественных обедов и "вечерних кушаний" императрицы в узком кругу приближенных.







Вереница дверных проёмов, характерных для дворцов тех времён:


Малиновая и Зеленая Столбовые:








В Портретном зале:


Далее расположена знаменитая Янтарная комната. Так как снимать там усердно запрещали, удалось сделать только кадр из соседней комнаты. Да, там всё блестит, всё великолепно, но ничего сверхъестественного там не оказалось:


Картинный зал служит своему прямому назначению - здесь большое количество полотен XVIII века.






К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее - Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку - великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.




Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям.





Портрет собственно самого Александра I кисти художника Д.Доу:

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.




Стол, похожий по своей форме на боб в Буфетной:


С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны:




Осмотр дворца заканчивается в Официантской - одном из служебных помещений здания:





Из Официантской комнаты я попал на Церковную (Стасовскую) лестницу, которая была построена в 1843-1846 годах архитектором В.П.Стасовым. Название Церковная она получила благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь. Но туда меня не повели - я просто спустился на первый этаж, где находился выход.


Но перед тем как уйти, нас провели по галерее с фотографиями дворца в разные эпохи его истории:


Вот так выглядел Большой Екатерининский дворец после разгрома немецкими оккупантами:


А так великолепно выглядит дворец спустя более полувека, что не может не радовать:


Сам дворец расположен в довольно большом по своей площади парке, который мы и посмотрим в следующей части моего рассказа.

Продолжение следует...

Оригинал взят у bolivar_s в Большой Екатерининский дворец, город Пушкин.

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин. Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812).

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

Гау, Эдуард Петрович - Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».

Бюст Ф.-Б. Растрелли

Золотые ворота

Решетка Парадного двора.


Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные.

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.

«Первая Антикамера»

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

«Вторая Антикамера»

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал - один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.

Малиновая столовая

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом.

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия.

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779-1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны.

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779-1785 годах.



Публикации по теме