Крушение самолета «Руслан» на жилой дом в Иркутске. Самолеты, рухнувшие на жилые дома

МОСКВА, 6 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Огромный военный борт уходит в глубокий крен, едва оторвавшись от взлетно-посадочной полосы. Пилот отчаянно тянет на себя штурвал, пытаясь увести обреченный самолет в сторону от жилой застройки. Но "Руслан" уже полностью неуправляем: сотни тонн металла и авиационного керосина на взлетной скорости обрушиваются на многоэтажные дома. Двадцать лет назад, 6 декабря 1997-го, тяжелый над микрорайоном авиастроителей на севере Иркутска. Эта трагедия, ставшая одной из самых страшных авиакатастроф последних десятилетий, унесла жизни 72 человек. Ее точную причину выяснить не удалось до сих пор. О том, как развивались события в тот день, — в материале РИА Новости.

Тридцать пять секунд

Борт RA-82005 получает добро на взлет от диспетчера экспериментального аэродрома Иркутск-2 в 14:40 по местному времени 6 декабря 1997 года. Полностью заправленный и загруженный самолет весит более 350 тонн — 150-180 тысяч литров топлива во внутренних баках, два "голых" 17-тонных истребителя Су-27УБК для вьетнамских ВВС в грузовом отсеке, восемь членов экипажа и 15 пассажиров. Впереди — многочасовой перелет в Камрань с посадкой во Владивостоке. Рутинный, в общем-то, рейс для опытного командира воздушного судна подполковника Владимира Федорова, налетавшего за свою богатую практику 2800 часов на тяжелых транспортниках. Не вызывает подозрений и сам 12-летний "Руслан", отработавший цикл "взлет-посадка" 576 раз, что для такого самолета не так уж и много.

Метеоусловия — штиль. Температура воздуха — минус 20, видимость 3000 метров. Лучше и не придумаешь. В 14:42 подполковник Федоров плавно толкает от себя рычаг управления двигателем. Ан-124, постепенно набирая скорость, бежит по взлетке. Отрыв происходит в расчетной точке на удалении 1900 метров от начала разбега. А дальше начинается какая-то чертовщина.

Сразу после взлета начинает чихать брызгами пламени третий двигатель. Ровно через три секунды он глохнет. Прерывать полет уже поздно — точка так называемого "времени принятия решения" осталась далеко позади. Шесть секунд спустя на высоте 22 метра останавливается второй двигатель. И почти сразу же — первый. Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых движков. Владимир Федоров приказывает подчиненным перезапустить хотя бы один из них… и на этом связь прерывается. Самолет, идущий на одном двигателе, резко заваливается влево. "Руслан" задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, задев расположенный рядом детский дом. С момента отрыва Ан-124 от взлетной полосы до крушения проходит ровно 35 секунд.

Страшная суббота

Шестое декабря в 1997 году пришлось на субботу. Жильцы обреченных домов занимаются своими делами. Кто-то смотрит телевизор, кто-то готовит обед, кто-то гуляет во дворе с собакой. А кто-то, как позже рассказывали очевидцы, весело празднует свадьбу. Привычная жизнь десятков людей за считаные секунды превращается в ад. Удар основной части фюзеляжа принимает на себя жилой дом № 45 по улице Гражданской. Полторы сотни тонн авиационного керосина — это эквивалент двух железнодорожных цистерн — мгновенно воспламеняются и сразу же охватывают огнем пятиэтажку с деревянными бараками неподалеку. Хвост самолета после падения отделяется, врезается в дом № 120 по улице Мира и начисто срезает с фасада все балконы.

Первые отряды пожарных прибывают к месту катастрофы практически моментально. Времени на развертывание тяжелой техники нет — спасатели бегут к горящим домам с легкими лестницами, чтобы успеть спасти жильцов, в панике выбежавших на балконы. Вытащить удается далеко не всех: в пожаре погибают 49 иркутян, в том числе 14 детей.

Тушение горящего топлива и разбор завалов продолжались более полутора суток. Дом № 45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после случившегося. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Сейчас на месте трагедии стоит церковь Рождества Христова. А дом № 45 по улице Гражданской сегодня не найти ни на одной карте — местные власти так и не решились присвоить этот роковой номер другому зданию.

Виновных нет

О том, что в те секунды происходило в кабине экипажа Ан-124, мы не узнаем никогда. Оба бортовых самописца оказались в самом эпицентре пожара и выгорели практически полностью. Следствие с самого начала лишилось главных источников информации. По официальной версии, причиной крушения стало последовательное выключение трех двигателей самолета во время взлета и набора высоты. Выяснить, почему это произошло, не удалось ни при помощи средств объективного контроля, ни экспериментальным путем. Одной из возможных причин эксперты называли большую перегрузку воздушного судна. Вместе с тем специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д-18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор Сич".

Озвучивались и другие предположения. В частности, в 2009 году генеральный конструктор Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" (предприятие-разработчик двигателей для Ан-124) Федор Муравченко выступил со своей версией причин катастрофы. На основе проделанных им исследований, опытов и теоретических выкладок он пришел к выводу, что к катастрофической ситуации привело повышенное содержание воды в авиационном топливе и, как следствие, образование льда, забившего топливные фильтры. Это, по мнению Муравченко, и вызвало помпаж двигателей с их последующей остановкой.

Высказывали свои мнения и пилоты. В частности, летчик-испытатель первого класса полковник Александр Акименков предположил, что отказ двигателей произошел, вероятно, из-за звонка по радиотелефону, сделанного одним из пассажиров, бывших на борту. В результате мог случиться сбой электроники самолета. Как бы то ни было, подтвердить это сегодня не представляется возможным. Настоящие причины крушения борта RA-82005 так и останутся одной из главных загадок авиакатастроф последних десятилетий.

Стоит отметить, что тяжелые дальние транспортные самолеты Ан-124 зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. За 30 лет эксплуатации было построено 55 машин этого типа. До иркутской трагедии "Русланы" разбивались всего дважды — и оба раза из-за ошибки экипажа.

Изначально позиционировался, как военный стратегический транспортный самолёт, в настоящее время эта машина пользуется наибольшей популярностью на рынке специальных воздушных перевозок крупногабаритных и нестандартных грузов. Многие западные авиакомпании фрахтуют именно «Русланы» .

История появления самолёта «Руслан»

В годы холодной войны, когда шла гонка вооружений, советские конструкторы разработали машину подобную американскому С-5 «Galaxy» , но после последующих изменений в проекте самолёт получил обозначение Ан-400 и превзошёл начальные замыслы.

Лётчик-испытатель Владимир Терский в последних числах декабря 1982 года оторвал от земли первый опытный экземпляр большого транспортного самолёта, который вскоре обрёл собственное имя «Руслан» . Под этим именем он был продемонстрирован на авиационном салоне во Франции в 1985 году и тогда же западные специалисты узнали, что это разработка киевских авиастроителей под руководством конструктора-руководителя В.И. Толмачёва, получившая обозначение .

Небольшая часть самолётов «Руслан» собиралась на киевском заводе в ОКБ Антонова, основной же выпуск был налажен в Ульяновске на отдельном заводском комплексе, специально построенном для этих машин. В 1991 году сборка самолётов застопорилась и лишь после заключения договора России и Украины восстановилась, но уже более медленными темпами. В 1995 году «Руслан» прекратили производить. Серия закончилась на 55-м самолёте.

Особенности конструкции «Руслана».

Самолёт имеет традиционную аэродинамическую компоновку с крылом верхнего расположения и хвостовым однокилевым вертикальным оперением и стабилизатором. Чистые аэродинамические формы крыла сверхкритического профиля прекрасно сочетаются с богатой механизацией, включающей закрылки из трёх секций, элероны и отклоняющиеся предкрылки. В крыле размещены внутренние баки под топливо, вмещающие 230 тонн горючего.

Четыре турбореактивных двигателя двухконтурной схемы с реверсом тяги, расположенные парой на каждой консоли крыла, развивают суммарную мощность 97720 кгс (4 Х 23430 кгс). Автономность запуска основных силовых установок и работа оборудования на стоянке возможна с помощью двух бортовых вспомогательных установок.

Так как машина изначально предназначалась для ВТА, она имела две опускаемые рампы спереди и сзади, поднимаемую переднюю часть фюзеляжа и возможность изменять высоту стоек на стоянке. Титановый пол и размеры грузовой кабины выбирались с учётом «типовой» военной нагрузки, а шасси, состоящие из пяти пар колёс с каждой стороны фюзеляжа и четырёх колёс на двух передних стойках, позволяют осуществлять взлёт и посадку на грунтовые аэродромы.

Ан-124 вид снизу

Широкий фюзеляж и расположение кабин на двухпалубном уровне позволяют перевозить до 120 тонн груза. На верхней палубе располагается кабина экипажа и салон на 88 человек с каютами-купе для отдыха членов команды. Грузовая кабина длиною 36 метров, высотою 4,40 м и шириной 6,40 м находится на нижней палубе и занимает весь внутренний объём фюзеляжа. В ней можно разместить 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полной выкладкой.

Лётно-технические характеристики

  • Длина самолёта – 69,1 м
  • Высота самолёта – 21,8 м
  • Площадь крыла – 628 м2
  • Вес неснаряжённого самолёта – 178400 кг
  • Максимальный взлётный вес – 392 т
  • Количество топлива в баках – 212350 кг
  • Двигатели – 4 Х ТРДД Д-18Т
  • Скорость крейсерского режима – 800-850 км/ч
  • Дальность с максимальной загрузкой – 4800 км
  • Дальность с загрузкой 80 т – 7500 км
  • Потолок практический – 11600 м
  • Количество членов экипажа – 8 чел.(позже 4 чел)

  • Ещё на опытном прототипе в декабре 1985 года в Полярный (Якутия) из Владивостока перевезли в два рейса карьерный самосвал «Юклид» весом 152 тонны.
  • 140 тонн аппаратуры «Руслан» перевёз в Москву для выступления группы Pink Floyd из туманного Альбиона в мае 1989 года.
  • Три зафрахтовал Майкл Джексон в 1993 году для доставки в Россию 310 тонн своих грузов.

  • В Доху из столицы Франции был перевезён груз общим весом 140 тонн, что является мировым рекордом.
  • На «Руслане» 25 ноября 2015 года на сирийский аэродром Хеймим перевезли ракетный комплекс ПВО С-400.
  • На аэродроме Симферополь в Крыму 10 и14 декабря 2015 года встречали ценный груз с Дальнего Востока – две газотурбинные электростанции.
  • Девять самых сильных людей планеты 15 августа 2010 года протащили весом 195 тонн на расстояние 6 м 39 см за 13 секунд в Ульяновске, установив новый мировой рекорд.

Катастрофы Ан-124

В ходе испытательных полётов на максимальный скоростной напор, разрушился обтекатель РЛС и вслед за ним вся носовая отклоняемая часть. Отдельные детали этих конструкций, попав в двигатели, вызвали их остановку. Экипаж под управлением командира А.С. Горбика не имел возможности дотянуть до посадочной полосы и машина рухнула недалеко от села Кодра в лесистой местности. Погибли восемь испытателей, это произошло 13 октября 1992 года.

В 1993 году 15 ноября, выполняя заход на посадку в Иране на аэродром Керан, расположенный в горной местности, пилоты потеряли пространственную ориентировку. врезался в гору не долетев 44 км до посадочной полосы в результате погибли 17 человек.

8 октября 1996 года в Турине шёл сильный проливной дождь. Выполняя посадку в условиях плохой видимости, на месте командира находился бывший космонавт-испытатель А. Бородай, который на повторном заходе, не наблюдая посадочную полосу, задел выпущенным шасси за дом в деревне и самолёт упал, захватив жизни двух человек, находившихся в строении. получил разрушения и загорелся, пять человек погибли и 11 были ранены, сам пилот остался жив.

Самая резонансная катастрофа случилась в Иркутске в 1997 году 6 декабря. В наборе высоты после взлёта на самолёте отказали двигатели; сначала третий, потом первый и второй и всё это в течение 8 секунд. «Руслан» , зацепив кровлю двухэтажного дома, врезался в четырёхэтажный. 23 человека, находившиеся на борту погибли, а 70 жителей нашли свою смерть под обломками строения. Причиной стала вода, попавшая в топливо, о чём стыдливо умолчала комиссия, расследовавшая эту катастрофу.

Действительно уникальный самолёт, не имеющий аналогов в мире, созданный трудом талантливых киевских авиастроителей. В настоящее время — это самый большой транспортный самолёт, выпуск которого налажен серийно.

Видео Ан-124: взлёт

Видео Ан-124: посадка

Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 20 лет со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день. Хронологию трагического события представляет ИА IrkutskMedia.

6 декабря 1997 года в 14.42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. "Руслан" перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области Игорь Уткин рассказал, что готовились к отправке "Руслана" заранее. На взлетной полосе находилось много пожарных расчетов.

Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно - что-то идет не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально…" - вспоминает Игорь Уткин.

Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель №3. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды – третьего. Экипажу не удалось удержать самолет на одном двигателе. "Руслан" рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар. На место незамедлительно прибыли огнеборцы.

Баки Ан-124 были полными, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, - рассказал Игорь Уткин.

Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днем она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки.

Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести ее домой, села посмотреть газеты. В это время как раз все и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто темная яма. Все в черном дыму. Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу. И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, - вспоминает Светлана.

Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий.

В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, - вспоминает Игорь Уткин.

Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте работали медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти. В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.



Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 . Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днем 7 декабря было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны. 10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами.

Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, - вспоминала через 18 лет Светлана.

Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124), пишет РИА "Новости".

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведен храм Рождества Христова, первая же служба в котором была посвящена памяти погибших.



Храм Рождества Христова. Фото: Оленникова Мария, ИА IrkutskMedia

В конце 1997 года произошла ужасная авиакатастрофа - крушение Ан-124 в Иркутске. Субботним днем, 6 декабря 1997 года из местного аэродрома Иркутск-2 вылетел огромный военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан», нагруженный 2-мя истребителями Cy-27УБK, которые собирают на авиазаводе города, и их необходимо было транспортировать по контракту во Вьетнам.

Самолет должен был совершить рейс через Владивосток до Камраня (Вьетнам). Уже через считанные секунды после взлета гиганта, у «Руслана» сломались три из четырех двигателей: сначала отказал первый и третий, затем - второй. Перезагрузить двигатели не удалось, а на одном двигателе самолет просто накренился и стал камнем падать в населенный пункт.

Точная причина катастрофы до сих пор не известна.

Взлетно-посадочная полоса экспериментального аэропорта Иркутск-2 расположена в городской черте. Поселок (микрорайон) авиастроителей уже давно привык к тому, что над их головами низко пролетают самолеты.

Хроника событий к атастрофы Ан-124 в Иркутске уложилась всего в три десятка секунд, но последствия оказались ужасающими. 6 декабря, штиль, температура — 20 о, видимость 3 километра. В 14:42 по местному времени самолет весом в 350 тонн поднялся в воздух. Впереди многочасовой рейс на Вьетнам. Как только самолет отрывается от земли, третий двигатель начинает «чихать» пламенем. Практически сразу после взлета диспетчер получает сообщение о том, что у «Руслана» отказали три двигателя, первый через три секунды на высоте пяти метров, через шесть секунд отказал третий двигатель на высоте 22 метра и тогда же останавливается второй.

Перезапустить их не получается - силовая установка заглохла окончательно. Впереди по курсу густонаселенные жилые высотные дома, детский садик и детдом микрорайона авиастроителей. Командир корабля пытается дотянуть самолет до нежилого участка, обезопасить людей, которые в выходной день остались дома. Но это невозможно из-за перегрузки «Руслана» истребителями, общая масса которых сорок тонн.

Из-за глубокого крена самолет падает камнем вниз. Под крылом оказывается деревянный детский дом, за который он и цепляется. Гиганта разворачивает на 180 о. Обреченный «Руслан» со всей мощи обрушивается на жилой пятиэтажный дом № 45 по ул. Гражданской, мгновенно превратив его в руины, выжить в доме удалось немногим. В том доме играли свадьбу, никто не выжил на этом празднике.

От удара самолет разваливается на две части, и хвостом падает на дом № 120 по ул. Мира. Остальные осколки самолета «достаются» детдому. Топливные баки Ан-124 заправлены по максимуму, воздушное судно готовили к длительному перелету. Как только «Руслан» развалился на части, 180 тонн топлива выплескивается и вспыхивает. Вокруг все полыхает - земля, дома, деревья…

Те, кто выжил во время удара самолета, теперь боролись за жизнь, чтобы выбраться из огня. Кто-то выпрыгивал даже с пятого этажа. Ударная волна была столь сильной, что выбила в домах окна в радиусе одного километра. Топливо попало и на детский дом, загорелась проводка, троих ребят спасти не удалось.

Т.к. это был выходной, группа ребят была в бассейне, часть детей - на концерте в доме культуры. Кто знает, чтобы было, будь это будний день - возможно, жертв оказалось куда больше.

На месте происшествия практически через несколько минут оказываются службы спасения, территорию оцепляют, эвакуируют людей из близлежащих домов, оказывают помощь пострадавшим, тушат пожары. Времени на развертывание тяжелой техники нет, пожарные используют обычные легкие лестницы, чтобы успеть спасти из огня хоть кого-то. Многие люди в панике выбежали на балкон, в самый эпицентр огненного «торнадо», 27 человек спасти удалось.

На месте авиакатастрофы шла спасательная работа, были подключены не только пожарные и скорые, но и боевые и аварийно-спасательные службы России, курсанты Высшей Школы МВД и МЧС г. Иркутска. А спустя несколько часов после катастрофы Ан-124 «Руслан», в Иркутск прибывает оперативная группа с главой Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергеем Шайгу.

Спустя 12 часов, наконец, удалось сбить пламя, а к утру 7 числа пожар был практически под контролем, в основном остался дым, и периодически вспыхивали отдельные перекрытия домов и остатки несгоревшего топлива. Те, кому удалось спастись, были в основном жильцы дома, у которых окна выходили на противоположную от огненного вихря сторону. Хвост самолета, который практически не пострадал и опирался на здание дома № 120, создавал угрозу для служб спасения. В тот же день решили его уронить на землю.

Спасательные работы длились четверо суток и не прекращались ни на минуту, хотя к концу операции было понятно, что под оплавившимися остатками домов уже нет живых.

Детям из детдома, которых практически полуголых вывели на улицу в тридцатиградусный мороз, помогали жильцы близлежащих домов. Одевали, кормили, отогревали, оставляли на ночлег.

Последствия трагедии

Пострадавшие дома полностью снесли, а на месте катастрофы в 1999 г. построили храм Рождества Христова. Эта жуткая авиакатастрофа забрала жизни больше семидесяти человек, из них восемь - команда самолета, пятнадцать - пассажиры, остальные погибшие находились на земле, среди которых четырнадцать детей. Без крова остались более семи десятков семей.

Сведения о самолете

Самолеты Ан-124 всегда считались надежными и безопасными воздушными судами. Неприхотливые и легкие в эксплуатации, до трагедии было всего две аварии за 30 лет с этими самолетами, и оба раза по вине борткоманды. Данный самолет:

  • создан в 1985 г.
  • Передан на эксплуатацию Военно-воздушным силам Советского Союза в 1988 г.
  • К моменту катастрофы провел в воздухе 1034 часа.

Экипаж самолета

Вся команда экипажа указом Президента России в 2003 году получила «Орден Мужества» посмертно. В поселке Сеща есть мемориальные доски с биографиями команды самолета.

  • Командир самолета В.А. Федоров.
  • Помощник командира М.Ю. Брюханов.
  • Пилот-инструктор В.В. Иванов.
  • Два штурмана А.И. Батяев и А.А. Пристенский.
  • Три бортинженера И.С. Бессонов, В.П. Олефир и И.И. Артюхин.
  • Бортрадист А.А. Ворошилов.

Расследование

До сих пор не известны причины катастрофы, и не ясно, кто виноват. Два самописца сгорели в страшном пожаре, разговоры команды не удалось восстановить, а то, что извлекли - не представляло ценности. Последние секунды экипажа покрыты тайной. Тем не менее, в то далекое время была собрана специальная комиссия для расследования происшествия.

Официально принятая версия трагедии - отказ 3 двигателей. Но выяснить причину этого так и не удалось. Пытались прояснить ситуацию экспериментальным путем, выводами с известных фактов и сбором информации с места события. Одна из версий - перегруз судна. Кто-то грешит на сами двигатели, которые изготавливались на ОАО «Мотор Сич» в Украине. Кто-то предположил, что помпаж СУ был вызван некачественным топливом, которое содержало большое количество воды, вследствие чего образовался лед, который забил топливные фильтры.

Есть версия, которая была озвучена в интервью «Московскому комсомольцу», что сбой в двигателе произошел из-за радиозвонка по китайскому телефону, сделанного с борта самолета. Электроника судна сбилась, и последствия оказались необратимы.

Ни одну из версий не удалось подтвердить или опровергнуть.

Вконтакте

Каждый год 6 декабря ровно в 14.45 на весь микрорайон Иркутск -2 слышатся звуки колокола. Горожане вспоминают жертв страшной авиакатастрофы 1997 года. Именно в этот день и в этот час военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» 20 лет назад рухнул на жилой дом...

Трагедия развернулась за считанные секунды. Огромный Ан-124 с двумя истребителями Су-27 на борту, который выполнял рейс Москва - Иркутск - Владивосток - Камрань, взлетел с аэродрома в Иркутске-2. Едва самолет оказался в воздухе, как у него отказали сразу три двигателя, после чего он перешел на резкое снижение.

Когда он только взлетел, я сразу заметил: у двигателя промелькнуло что-то красное, похожее на искры, - рассказывает Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части и оказался на летном поле. – Я тут же крикнул об этом напарникам, мы прыгнули в машины, но в этот момент уже увидели густой черный дым… На месте крушения мы были через несколько минут.

Позже выяснится, что летчики до последнего пытались не задеть жилые высотки, но крыло самолета зацепило двухэтажное деревянное здание. От этого судно развернуло, и «Руслан» упал прямо на дом по улице Гражданской, 45, а его огромный хвост остался на пятиэтажке по улице Мира. Погибли все, кто был на борту: 8 членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, из них 14 детей… Многих спасла случайность. Например, в этот субботний день в Иркутске играла хоккейная «Сибскана», на матч которой против «Уральского трубника» на стадионе собралось 12 тысяч человек. Несколько десятков болельщиков отправились на «Труд» и из дома по улице Гражданской.

Одним из первых, кто оказался на месте страшного пожара, возникшего из-за разлившегося керосина, оказался и житель дома № 45 - 25-летний тогда пожарный Юрий Старовойтов . В тот день он был на смене, а в разрушенной горящей квартире… остался его младший брат.

Когда ехали, я уже понимал, что самолет мог упасть на мой дом, - даже спустя 20 лет Юрию трудно вспоминать тот день. - Братишке было всего 18 лет, он учился как раз на авиастроителя. На разборах завалов я проработал все дни. В грудах обломков из вещей нашел только пачку обгорелых фотографий. Они сохранились, потому что лежали в диване.

Серьезно пострадал и детский дом № 1, в который попали обломки. В момент авиакатастрофы у 156 дошколят был сончас.

Дети босиком выбегали на 25-градусный мороз , - рассказывает директор детского дома Галина Крюкова . – Хорошо, заводчане быстро предоставили нам автобусы и мы вывезли ребятишек в школу-интернат № 13, потому что оставаться в нашем здании было невозможно. Одна половина его выгорела полностью, а другую залили пожарные.

После того как пожар был потушен, спасатели продолжали проливать участок водой, ведь разлитый керосин мог вспыхнуть в любую минуту. Ну а чтобы снести дом по Гражданской и убрать повисший хвост, понадобилась почти неделя.

Местные жители и спасатели объединились, - вспоминает заместитель начальника Управления государственной противопожарной службы Валерий Перфильев . – Пенсионеры мерзли на улице, предлагали пожарным и курсантам, которые стояли в оцеплении, пройти к ним домой погреться, носили горячий чай, пирожки, носки, перчатки.

Публикации по теме