Краткая история туризма. История развития мирового туризма

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«История туризма и курортография »

по теме : «История развития туризма в России: основные этапы»


Введение

1.Значение туризма. История развития

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

2.2 Основные этапы развития туризма в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.

Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.

Туризм можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данном случае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическим эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния.

Выделяются в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

1.Значение туризма. История развития

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн,по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд человек.

Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

1. раннеисторическая фаза - до 1850 г.;

2. начальная фаза - с 1850 по 1914 г.;

3. фаза развития - с 1914 по 1945 г.;

4. фаза массового туризма - после 1945 г.

На мой взгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм - многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы - религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).

Таким образом, история туризма - это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой - без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию средств размещения;эволюцию средств транспорта.

Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

Вероятно, сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей.

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм и гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.

Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

до начала XIX века - предыстория туризма;

начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.

Первый этап - предыстория туризма

Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168 г. н.э.).

Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.

Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.

В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.

Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивность средств передвижения; то, что путешествия было не целью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, таких как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.

История международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в.. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер - пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап - от древности до начала XIX века.

Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней

1-й этап - предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот - V век до н.э., Пифей - IV век до н.э.).

Большое значение для развития туризма на этом этапе имело дорожное строительство. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, расположенные в городах и на главных дорогах, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Для путешественников имелись дорожные путеводители.

Богатые римляне путешествовал целях улучшения своего образования, а в период расцвета империи путешествия стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Например, в городке Бая на берегу Неаполитанского залива принимали серные ванны. А вокруг них, уже в то время, смекалистые торговцы открывали свои заведения - игорные дома, питейные места, дорогие лавки.

В Италии появлялись первые санатории. Был составлен список мест, которые нужно обязательно увидеть - семь чудес света.

Распад Римской империи привел и к разрушению дорог, и к спаду туризма. Поэтому в Средние века «туризм» сводился в основном к паломничеству. Израильские экскурсоводы говорят, что туризм изобрели рыцари-крестоносцы, охранявшие группы паломников, прибывавших на Святую землю, от арабских набегов.

С установлением абсолютизма в Европе путешествия вернули себе популярность, став более безопасными. В результате даже стала зарождаться мода на них: в Англии «гран-тур» стал обязательным пунктом программы воспитания дворянина, ему следовало пройти его, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Маршрут начинался в Лондоне, вел во Францию с долгой остановкой в Париже, затем - в Италию. Обратный путь проходил через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Именно в ХVII - ХVIII веках в Англии появляется термин туризм.

В эпоху Ренессанса и Просвещения индивидуальный туризм с образовательной и оздоровительной направленностью начинает преобладать над религиозными мотивами. Представители привилегированных классов общества совершали в средние века путешествия к целебным источникам. По мере усиления общественных позиций и представители третьего сословия в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные туры.

Развитие туризма в России также происходило поэтапно, каждый период имел свои особенности. При монархии оно исходило из выгодного географического положения страны. Нахождение в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком являлось основой для различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укрепились за счет гостей из Византии, установились торговые связи. Русские купцы везли свой товар в самые разные страны. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Всё изменилось с нашествием монголо-татар: Русь надолго потеряла какие-либо контакты с окружающим миром. В Европе практически ничего не знали о Московском государстве вплоть до эпохи великих географических открытий. Незнание российских обычаев, плохие дороги - это, и многое другое затрудняло контакты иностранцев. Только купцы и дипломаты были гостями на улицах государства, хотя интерес европейцев к неизвестной стране был велик.

С ХV в. существовал особый Ямской приказ - централизованное государственное учреждение, которое управляло организацией перевозок и службой ямщиков по всей стране. В русских городах в то время как и в Европе, уже начали строить гостиные дворы. От постоялых дворов они отличались большим комфортом - кроме жилья и питания гости имели возможность безопасного отдыха, т.к. гостиные дворы обычно огораживались стенами с башнями для охраны постояльцев. Большое внимание в это время уделялось дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году .

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Е. Хабаров начинает череду своих путешествий с целью исследования Сибири.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и для познания окружающего мира: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт был назван им в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. Это был первый из правителей, кто отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог - стал основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Престижным для дворян было побывать в Европе и на Востоке. Путешествия рассматривались как средство, чтобы вырвать человека из повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. Стало обязательным отправлять детей в Европу, как для образования, так и для обучения жизни.

Итак, как мы видим, цели походов и путешествий в средние века менялись с течением времени: до середины XIX века в Европе и России они преследовали торговые, образовательные, лечебные и религиозные цели. Но, думается, говорить об экономике туризма было рано еще, т.к. путешественники организовывали свои «туры» самостоятельно, не было зависимости от поставщиков каких-либо услуг, некому было думать о получении прибыли. Не было собственников-владельцев туристских ресурсов (одно из условий возникновения рынка не выполнялось), точнее ресурсы были, но не использовались в данных целях. Хотя отдельные элементы современного туризма уже появлялись: строительство дорог, гостиных дворов, курортов; создание учреждений, управляющих перевозками и др. В этом и состоял подготовительный этап развития туризма.

2-й этап - элитарный туризм (начало ХIХ - начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход "Принц Оранский" (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км . Преобразуется мотивация туристов - теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир. Далее рассмотрим подробнее влияние данных событий на становление элитарного туризма.

Важнейшую роль сыграли революционные изменения в развитии транспорта, сопровождавшиеся расширением сети дорог. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку быстро развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся вместе с растущим благосостоянием общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Вводились гарантированные неоплачиваемые, а впоследствии и оплачиваемые отпуска (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих от 1873г.). Что вместе с повышением качества и скорости движения обусловили существенное увеличение потоков туристов в мире. Соответственно стали возникать предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в монастырях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели". В Германии еще в 1801г. открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене. Там же на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод.

Со второй половины XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, реализующие туристические поездки потребителю. Первым примером комплексного обслуживания, является групповой тур на отдых англичанина Томасом Кука в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр, экскурсию по городу. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг .

Интересно, что Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к новым возможностям использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок - пошел процесс расширения туристического спроса . Таким образом, Томас Кук стал основоположником многих атрибутов современного туризма: туристических агентств, резервирования мест в транспорте и гостиничных номерах, дорожных чеков, расписания и путеводителей с исчерпывающей информацией.

В Российской империи в конце XIX века тоже наблюдаются серьезные признаки развития туризма. В 1895 г. создается Российское общество туристов. Положено начало экскурсионной деятельности. Многие организации использовали ее для просвещения народа. Их деятельность повлекла за собой открытие музеев, исторических и культурных памятников, создание выставок.

Природные условия родины - наличие гор обусловило развитие горного туризма. Первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Позднее, в 1895 году в Петербурге появляется первый русский туристский «клуб велосипедистов-туристов». Вскоре появляются его филиалы в Москве, Киеве и др. крупных городах.

Распространение пеших и велосипедных походов, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, стремление русской интеллигенции использовать туризм для просвещения народа - все это послужило предпосылками объединению заинтересованных в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи. В 1901 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и др. Задачей общества была организация туристских путешествий по древним городам, святым местам России и заграницы. В 1914 году в общество входило 5 тыс. человек.

Русский туризм в ХIХ веке как и в Европе не являлся массовым, т.к. в стране после отмены крепостного права уровень жизни основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. Но в обществе начало проявляться 2 класса: собственники ресурсов (земли) и наемные рабочие. Первые и развивали элитарный туризм, он становится одной из форм предпринимательства.

3-ий этап - начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

4-ый этап - массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и

объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

Для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели. Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т.е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы -- более 70 %.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, - и население с низким уровнем доходов.

Интересовались ли вы когда-нибудь: когда и как возник туризм? Именно туризм, приближенный к тому варианту, какой мы видим сейчас? И как туризм пришел к той форме, какой мы видим его сейчас? Специально для вас ответы на эти вопросы.

2000 лет до н.э., в Индии и Месопотамии

С начала цивилизации существовали торговые путешествия. Происходила торговля между Шумерской цивилизацией и долиной Инда. Центром этой торговли был порт Лотхал.

600 г. до Рождества Христова и позднее

Еще в вавилонской и египетской империях можно проследить ранние формы путешествий. Империи привлекали путников своими достопримечательностями: музей исторических древностей в Вавилоне и многочисленные религиозные праздники в Египте. Множество чужестранцев отправлялись в эти города, что посмотреть на их культуру. Многие обычные люди и брахманы путешествовали в религиозных целях.

Греческая цивилизация 500 до н.э.

Афины манили своими достопримечательностями, такими как Парфенон. В морских портах и больших городах начали строить гостиницы, чтобы обеспечить уют путешественникам. Главным развлечением, предлагаемым в гостиницах, были куртизанки.

Именно в это время зародились первый путевые заметки и дорожные указатели, показывающие путникам места расположения гостиниц.

Римская империя

Появившиеся первые придорожные гостиницы и хорошие дороги способствуют росту путешествующих. Римляне предпочитали путешествия в Сицилию, в Трою, в Грецию и Египет. Именно Римляне начали оценивать качества отелей. В своих путеводителях они записывали название отеля и отмечали их определенным символом, обозначающим качество гостиницы.

Средневековье

Во времена средневековья путешествовать куда-либо было трудно и опасно.В основном, путешествовали ради славы и богатства, либо ради торговых целей. Миссионеры и т.п. путешествовали, ради распространения священного слова. Особую роль сыграли Моголы, которые в Индии положили начало путешествиям ради отдыха.

Гранд-тур

С начала семнадцатого века появляется новый вид туризма. Во времена Елизаветы I молодым людям, особенно, тем, кто желал стать юристами, предлагали поехать на континент и получить там дополнительное образование. Позднее это стало обыденностью, что молодой человек для завершения своего образования отправляется на три или более года в «Гранд-Тур» вместе со своим гувернером. Во время этого, якобы развивающего путешествия, юноши обычно получали удовольствие от жизни в странах, в которые они отправлялись. Обычно этими странами были Париж, Флоренция, Венеция. Правда, во времена наполеоновских войн пришлось практически полностью отказаться от таких путешествий как «Гранд-Тур» примерно на 30 лет. Традиции «Гранд-Тура» были практически полностью утеряны.

Публикации по теме