Устрицы в хорватии. Путешествие в Хорватию: Стон Малый стон хорватия на карте

Устричная столица Европы, действующие со средневековья солончаки и многокилометровая, взбирающаяся высоко в горы, стена - все это про небольшой город Стон, расположившийся на полуострове Пелешац в Хорватии.


Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

Стон

Из западной части Хорватии в город Стон можно попасть двумя способами - по обычной автомобильной дороге через Боснию и Герцеговину или же на пароме. Чтобы разнообразить поездку и не ставить два лишних штампа в загранпаспорта, мы выбрали второй путь.

Паромы курсируют между городами Плоче (Ploče) и Трпань (Trpanj) всего несколько раз в день. Отчаливать в 10:15 нам показалось слишком поздно, и потому мы решили приехать к парому, отходившему в 7:30. Так как до Плоче нужно было еще доехать, нам пришлось встать в пять часов утра, и мы уже в это время почувствовали, как жарит солнце: на улице, несмотря на ранний час, было 24 градуса.

Билеты на паром можно купить через интернет, а можно прямо у причала в кассе. Мы выбрали последний вариант. Следует уточнить, что билет дают один, и он действителен на любой паром Плоче-Трпань в этот день, то есть к конкретному времени билет не привязан. Именно поэтому мы выезжали так рано, чтобы успеть встать в очередь на паром, отчаливающий в 7:30. Мы не знаем, меняется ли расписание от года к году, поэтому перед поездкой рекомендуем уточнить его на сайте сайте паромной компании Jadrolinija.

Касса располагается в доме через дорогу от причала, примерно напротив середины накопительной площадки. Найти кассу просто: это единственное заведение, к которому будет стоять очередь из нескольких человек.

Еще одним аргументом в пользу покупки билетов на месте были сомнения о том, нужен ли Сереже отдельный билет как водителю. Например, на паромах в мы платили только за машину и пассажиров, а за водителя - нет, поскольку считается, что машина не может путешествовать без водителя. Оказалось, что в Хорватии отдельный билет водителю все же нужен - он стоит около 4,5 евро. Билет на машину обойдется в 20 евро. А еще на кассе нам сказали, что паром идет полтора часа, а не один, как было написано в интернете. Но по факту выяснилось, что интернет был прав, и на берегу мы были уже в 8:25.

После погрузки на корабле осталось место еще на 10-15 машин. Здесь их ставят не так плотно, как на больших паромах, которые пересекают, например, Балтийское море. Припарковав свои машины, народ вышел на палубу - все, кроме водителей грузовиков, которые остались спать рядом со своим грузом.

На другом берегу нас ждал виноградный бум: то и дело мы проезжали мимо виноградников, винарий и винных магазинов. Мы так и не остановились для дегустации, но постоянно задавались вопросом - интересно, вино здесь такое же кислое и сухое, как продается в хорватских магазинах?

Вообще, пейзажи, сопровождающие наш путь, очень напомнили нам Италию, как ее показывают в фильмах наподобие “Под солнцем Тосканы”. А еще всюду нам попадались предупреждающие знаки “кабаны” с соответствующей картинкой. Никогда такого не видела.

К половине десятого мы доехали до Стона и столкнулись с тем, что на всех парковках одна и та же проблема: паркоматы принимают только монеты и больше ничего! “В каком веке мы живем?” - подумали мы и отправились в ближайшие магазины с просьбой обменять наши купюры на монеты. Видимо, мы были не первые, потому что все нам отказали. На наше счастье через дорогу был банк, где мы, помимо обмена, сняли еще 1100 кун (примерно 150 евро) наличными, так как при планировании поездки предполагали, что в Хорватии мы сможем расплачиваться картой чаще.

Но на этом странности оплаты парковки не закончились. Оказалось, платить нужно заранее за все время пребывания машины. Как можно приехать в незнакомый город и, даже подготовившись, заранее определить, сколько конкретно часов ты здесь проведешь? Благо, парковка дешевая. В итоге, мы решили оплатить 4 часа и отдали за это всего 3 евро. Удивительно, но во всем остальном Стоне карты принимают везде. Даже в общественном туалете! И лишь паркоматы у них остались из XX века.

Первым делом мы отправились смотреть ратушу. Честно говоря, мы не нашли о ней никакой информации, хотя здание довольно симпатичное. Там же, на главной площади города, расположен Римский фонтан, который был абсолютно сух. Как ни странно, о нем мы тоже ничего не можем рассказать - не ясно, действительно ли он римских времен или же только так называется.

Неподалеку от них находится церковь Святого Власа. Она была закрыта, но через стеклянные двери можно рассмотреть ее интерьер. Строительство этой церкви началось в 1342 году и продолжалось три года. Стон стал Епископским центром, и церковь стала кафедральной. Прихожан было очень много, поэтому в 1392 году церковь расширили. Землетрясение 1667 года разрушило постройку, хотя в целом Стон пострадал не очень значительно, и сразу после землетрясения было принято решение восстановить собор. Повторное землетрясение в 1843 году уничтожило и этот храм. Нынешняя церковь святого Власа была построена в псевдо-византийском стиле в 1875 году недалеко от того места, где стояли предыдущие церкви. Однако, и ей не повезло - землетрясение 1996 года снова разрушило церковь. Ее восстановили лишь в 2017 году, так что мы увидели совсем-совсем новое здание.

Следующей достопримечательностью для нас стал форт. Он оказался частично на реконструкции, но зайти в него все равно можно. Билет стоит 6,5 евро, но он распространяется также и на стену - самое интересное сооружение города, о котором я расскажу позже. Вначале, кстати, когда крепость только начали реконструировать, обещали более дешевые билеты. Не знаю, завершилось ли восстановление и подорожал ли билет еще.

Форт был построен, ориентировочно, в XIV-XV веке и выполнял не только оборонительные функции, но и являлся штаб-квартирой, арсеналом и хранилищем зерна. Как и 700 лет назад, крепость окружена рвом. Однако, долгое время вода здесь отсутствовала, - ров наполнили лишь в мае 2017, так что и здесь мы пришли на “свеженькое”.

Со стен форта открывается замечательный вид на местные солончаки, куда мы и отправились, сразу после помещения крепости. Мы не стали заходить внутрь на экскурсию, а просто посмотрели на них через забор. И, если честно, не видели, чтобы хоть кто-то был внутри, кроме сотрудников. Стонские солевые копи - это самые старые и самые большие копи Средиземноморья, дошедшие до наших дней. Производство соли началось еще в древности. А сегодняшний облик солончаков вполне соответствует тому, что был еще во время Дубровницкой республики. Само производство не менялось в течение последних двухсот лет, и работники гарантируют, что выпускают соль высшего качества. Единственное, что модифицировали в 1925 году, - это транспортировку. Здесь проложили железную дорогу, по которой локомотив перевозил вагоны соли от бассейнов до складов.

Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней - солнце очень важно для процесса кристаллизации. Если год выдается дождливым, то соль собрать не удается. А так, средняя производительность - 1500 тонн в год. Самый большой “урожай” был собран в 1611 году. Тогда здесь добыли больше 6000 тонн соли. Мы, кстати, купили немножко в качестве сувенира - 500 грамм за 1,5 евро - и забрали с собой в Москву. Она не горчит и не содержит добавок против слипания - она и без этого всегда рыхлая. Но, тем не менее, не стоит ожидать от этой соли каких-то совершенно необычных свойств.

Немного передохнув в кафе и съев по мороженому, мы пошли смотреть еще две церкви. Первая из них - Святого Либерана XVII века - была на реконструкции и ничего увидеть не удалось. К тому же, судя по всему, реконструкция идет неспешными темпами или вовсе приостановлена.

Другая - церковь святого Николая - напротив, сохранилась очень хорошо, но, к сожалению, оказалась закрыта. Церковь святого Николая и одноименный францисканский монастырь были построены во второй половине XIV века в готическом стиле, а вот колокольню поставили уже в XV веке, и она выполнена в стиле ренессанса. Монастырь, также как и церковь святого Власа, многократно страдал от землетрясений.

Ну и, наконец, после знакомства с городом, мы отправились на его стены. Как я уже писала, в Стоне уже четыре тысячи лет добывают соль. Раньше соль была на вес золота, и потому это место было причиной войн среди многих держав на протяжении нескольких тысячелетий. Когда Стон и его соляные плантации перешли во власть республики Дубровник, здесь началось возведение оборонительных стен для защиты бассейнов от венецианцев и турок.

Общая протяженность стен составила 5,5 километров. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. В них скрывались защитники города, храбро его оборонявшие, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны». Благодаря своему природному богатству, Стон долгое время, вплоть до прихода Наполеона в 1808 году, был вторым по значимости городом после Дубровника. Но затем соль начала обесцениваться, и интерес к городу стал ослабевать.

Сейчас Стонская стена используется только в туристических целях. Есть три маршрута - короткий, который займет 20-30 минут и приведет от одного входа к другому, длинный, позволяющий за час дойти в соседний городок Малый Стон , о котором позже я еще подробно расскажу, и маршрут, который на момент нашего посещения все еще был на реконструкции. Он позволит забраться на вершину холма.

Изначально у нас были грандиозные планы, согласно которым мы собирались пройти по длинному маршруту в Малый Стон, чтобы поесть там устриц. Но от прогулки пришлось отказаться: на солнце температура достигала 40 градусов, а нам требовалась взбираться вверх по лестнице практически без возможности оказаться в тени. Вообще, жара проходит по нашему отчету красной линией. Поэтому надо понимать, что если вы плохо переносите высокую температуру, то в середине июля в Хорватии делать нечего. Я люблю жару, но даже для меня это было чересчур и порой хотелось только одного - очутиться в месте с кондиционером.

Еще на подъезде к Стону стена выглядит грандиозным сооружением, а непосредственно рядом с ней особенно хорошо понимаешь, сколько было вложено сил, чтобы сохранить независимость города. Вход на стену расположен за церковью Святого Николая. Здесь же есть туалет и немного тени деревьев для моральной подготовки к подъему:)

Погуляв по Стону, мы поехали смотреть церковь Лужинской Богоматери. Когда мы подъехали, то обнаружили, что церковь огорожена забором, а калитка закрыта. Мы уже успели расстроиться, как подъехал мужчина, видимо, работник какого-то соседнего предприятия, и разрешил нам погулять по территории.

Сама церковь сохранилась очень хорошо. Во времена Республики Дубровник, когда морская вода заходила в бассейны, процессия из церкви Святого Влаха шла к солончакам, где давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Лужинской Богоматери. На мессе и в процессии принимали участие князь, работники солончаков и жители Стона.

Там же, недалеко от церкови Святого Влаха, мы собирались посмотреть церковь Святого Михаила IX века. Мы поблуждали по окрестным грунтовым дорогам, прошлись пешком вглубь зарослей кустарников, но так ее и не нашли. Может, у нас неправильно стояла точка в навигаторе, а может, мы так и не заметили церковь за деревьями. Почитать подробнее об этой церкви можно .

Кстати, повсюду в Стоне мы натыкались на таблички “Наполеоновский путь”, но не знали, о чем речь. Позже мы выяснили, что это была дорога, построенная французской армией при участии местных жителей. Дело в том, что до Трафальгарской битвы 1805 года французы считались одной из сильнейших морских держав, но затем потеряли это превосходство, и занялись строительством сухопутных дорог. Район Адриатики был стратегически важным, поэтому дорогу здесь постарались построить в кратчайшие сроки.

Мы вернулись к машине и отправились в Малый Стон - тот самый, куда сначала хотели дойти пешком по стене. Малый Стон потому и называется малым, что весь городок состоит из 10-15 домов, половина из которых заняты под рестораны и отели. Но самое интересное здесь - это устричная ферма. Здорово было бы попасть на экскурсию, но мы заранее узнали, что она идет всего час, а стоит при этом 100 евро. Поэтому мы решили продегустировать местные устрицы в ресторане, для чего заказали тарелку с Frutas del mar и с огромным удовольствием ее съели. При оплате счета мы обратили внимание, что нам включили некий Couvert (10 кун х 2, то есть примерно 3 евро). Мы попросили объяснить, что это, потому что ни разу с таким не сталкивались, хотя в европейских ресторанах бывали неоднократно. Официант сказал, что это бизнес-ресторан и мы платим за стол, который занимаем (несмотря на то, что ресторан был практически пуст). Это вызвало у нас некоторое удивление, но позже на форумах мы прочитали, что это плата за то, что в нормальных местах называется комплиментом. И действительно, в самом начале нам принесли хлеб с паштетом из тунца, который мы не заказывали. Но подано это было так, что нельзя было усомниться, что это действительно комплимент от повара и принесен бесплатно. В общем, впечатление от даров моря осталось несколько смазанным из-за этого незначительного, но все же не вполне приятного эпизода.

Малый Стон, несмотря на свои размеры, - это устричная столица Европы. Город снабжает своими устрицами не только страны, у которых нет выхода к морю: даже Франция, славящаяся своими дарами моря, импортирует отсюда моллюсков. Если вас не смущает высокая стоимость экскурсии на устричную ферму, вы можете заранее договориться о визите по электронной почте [email protected] . В цену экскурсии входит прогулка на лодке по ферме, бутылка вина, а также дегустация устриц. Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.malistonoysters.com , но он не всегда бывает доступен.

Погуляв чуть-чуть по городу, мы поехали обратно. Надо отметить, что парковка в Малом Стоне тоже платная и тоже стоит 0,75 евро/час. Мы решили не платить и положили под стекло ту же бумажку, которую нам выдал паркомат в Великом Стоне, несмотря на то, что ее действие уже истекло. Никаких последствий от этого маленького проступка не случилось.

Обратно мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Нам повезло, и очереди на границе не было совсем, но зато на встречной дороге она растянулась на километры. Ландшафты в Боснии тоже довольно живописные. Дорога проходит вдоль моря, однако открытого участка здесь нет, потому что прямо напротив - большой остров. Вообще, у Боснии очень-очень маленький прибрежный участок, всего каких-то 10 километров, и проехали мы его минут за двадцать.

Что нам не понравилось - это замазанная повсюду кириллица, в том числе на дорожных знаках. Лучше бы их заменили полностью, чем оставили в таком виде. Все-таки "воевать" с любым алфавитом, ровно как и с любым языком, - дело неблагородное.

Кстати, именно на этой дороге нам встретились палатки с множеством очень сладких фруктовых ликеров домашнего производства. Нам дали попробовать их из холодильника, и они были потрясающими на вкус! Мы взяли грушевый и мандариновый, однако, когда приехали в Москву, оказалось, что дома они не так вкусны. Прошел уже год, а они до сих пор у нас стоят. Не потому что их вкус испортился или нам подсунули не те бутылки: просто есть напитки, которые хорошо пьются только в той стране, где они сделаны, и хорватские фруктовые ликеры определенно к ним относятся.

В целом, мы остались очень довольны поездкой в Стон. Когда мы готовились к путешествию, то во всех отчетах встречали мнение, что там особо делать нечего, потому что многое уничтожено землетрясением. Так вот, хорваты активно восстанавливают город, и когда мы ездили, многое уже было отреставрировано. Ну и посмотреть на “китайскую” стену в Европе - разве это не интересно?

Карту достопримечательностей Стона и окрестностей можно посмотреть по ссылке . Напоминаем, что церковь святого Михаила мы так и не нашли - очень вероятно, что ее месторасположение указано неточно.

Принято считать, что в Нормандии подают самых вкусных устриц. Но оказывается, что не только эта страна может порадовать гурманов свежими моллюсками. Знаменитую еду миллионеров с успехом выращивают и в Хорватии, где есть несколько устричных ферм. По качеству местные моллюски ничем не уступают нормандским и прекрасно сочетаются с изумительными хорватскими винами.

Эксклюзивный хорватский деликатес

Мали Стон – небольшой поселок на полуострове Пельешац в южной части Хорватии. Несмотря на свою маленькую площадь, городку удалось снискать славу известнейшего гастрономического места в стране. А все благодаря свежим моллюскам. Именно здесь находится одна из крупнейших ферм в Хорватии по разведению устриц и мидий. Множество туристов приезжают в Мали Стон, чтобы насладиться вкусом свежих, только что выловленных из моря моллюсков, дополняя изысканную трапезу качественным вином. Этот хорватский поселок – единственное место в мире, где выращивают маленьких круглых устриц. Ради разведения таких моллюсков в этой местности даже запретили вести строительство, оставив территорию исключительно для безопасной жизни морских обитателей.

Если вам интересно посмотреть на процесс выращивания моллюсков – отправляйтесь на экскурсию на устричную ферму. Скучно точно не будет, ведь вам не только расскажут о том, что происходит с моллюсками до подачи на стол, но и предложат продегустировать устриц с разными соусами и бокалом белого вина. Полуостров Пельещац, ко всему прочему, еще и один из известный район с обширными виноградниками. Из самого популярного сорта винограда Плавац Мали (Plavac Mali) получается отличные вина: красное вино Дингач (Dingač) и белое вино Поступ (Postup).

В каких же ресторанах подают такой гастрономический эксклюзив? Подобных заведений в Мали Стон множество, но самым популярным считается «Капитанова куча» Kapetanova Kuča. Здесь вы можете смело заказывать любые морепродукты – в трех шагах от воды все настолько свежее, что любой ваш выбор принесет вам массу удовольствия.


Праздник устриц в Дубровнике

Попробовать свежих устриц можно и в знаменитом туристическом центре Хорватии – Дубровнике. В конце марта-начале апреля здесь проходит гастрономический фестиваль « Festa od kamenica», посвященный этим аппетитным моллюскам. Время проведения торжества обусловлено тем, что в этот период устрицы самые зрелые и, разумеется, самые вкусные. Поэтому посетить Дубровник весной стоит не только ради прекрасной природы и свежего воздуха, но и ради вкуснейших морских деликатесов. Ведь что может быть лучше трапезы из свежих устриц, политых лимонным соком? Мечта каждого гурмана!

Однако весна не единственная пора, когда можно попробовать вкусных устриц. Существует ошибочное мнение, что летом моллюски не пригодны для употребления. Но ведь именно в этот период в Хорватии стоит прекрасная погода, буйство красок и свежий морской бриз создают идеальную атмосферу для отдыха. Неужели не удастся побаловать себя деликатесом во время отпуска? Дело в том, что появление такого заблуждения связано с определенными давними правилами. Ранее, с целью сохранения поголовья устриц, моллюсков не разрешали вылавливать в период их размножения (как раз с мая по август). Теперь этот запрет сняли, а правило стало мифом, который не стоит воспринимать всерьез. Поэтому вы можете смело баловать себя этим морским лакомством круглый год.

Рай для любителей морепродуктов

Одно из многих живописных мест Хорватии и устричная ферма по совместительству – Лимский канал. Уникальный залив по внешнему виду сильно напоминающий норвежский фьорд. Попасть туда можно по воде, совершив небольшой круиз, или на машине, любуясь по дороге живописным побережьем Адриатики. Лимский залив – идеальная среда обитания для моллюсков, потому что морская вода здесь смешивается с перстной, да и солнечный свет проникает хорошо.

Поэтому в здешних ресторанах всегда подают исключительно свежих устриц с местной фермы. Наибольшей популярностью в Лимском фьорде пользуется заведение «Viking». Разнообразное меню ресторана позволяет не ограничиваться одними лишь моллюсками, ведь природный залив богат и различными видами рыбы и осьминогами, кальмарами, мидиями, морскими гребешками. Если вы хотите попробовать все и сразу, советуем заказать блюдо «рибна плата» - ассорти из морепродуктов на гриле. И не забудьте заказать самое популярное вино полуострова Истарскую Малвазию-(Malvasia ) Это легкое белое вино с характерным цветочным ароматом, как нельзя лучше поможет насладиться дарами щедрого Адриатического моря. Самым лучшим производителем этого вина на сегодня считается торговая марка Козлович (Kozlović ).

В хорватском городе Стон сумасшедшее пахнет травой, полевыми цветами и морем. Здесь виноградники до горизонта, маки вдоль дорог и теплый ветер. В оросительных канальцах плавают утки, по берегам цветут барвинки и колокольчики, солнце не жжет, а лишь приятно греет, неся покой и негу. В городе Стон лучшие во всей Хорватии устрицы и молодое вино. В городе Стон лето.

Стон расположен в семидесяти километрах от Дубровника на перешейке, отделяющем материк от полуострова Пелешац. Вообще, под общим названием Стон принято объединять два городка: Малый Стон и Большой Стон. Малый Стон смотрит на Неретванский канал, а Большой - на канал Стонский. Здесь много зелени и мало людей. Стон вообще не слишком известен. Тут нет дорогих отелей, бурлящей ночной жизни и стай туристов, зато есть Великая Хорватская Стена!

Стена поражает, ее протяженность и масштаб совершенно не соотносятся в привыкшем к европейской компактности и сугубой утилитарности сознании с балканским государством. Построена она была в 14 веке, но до сих пор является самой протяженной в Европе крепостной стеной. Почти шестикилометровое уникальное фортификационное сооружение опоясывает оба городка, перебираясь через вершину то ли крупного холма, то ли небольшой горы. Говорят, стонская стена вторая по величине в мире после сами понимаете какой, это и дает нам право также именовать ее Великой.

Строилась Великая Хорватская Стена отнюдь не для радости туристов - изначальное ее предназначение в защите солеварен Пелешаца и узкого прохода на полуостров со стороны материка. Бассейны для добычи морской соли построены еще во времена Римской Империи, тогда продажа соли составляла значительную часть бюджета Дубровникской республики. Кстати, в солеванях и в настоящее время производится соль!

Путеводитель гласит, что всего укрепления включают 41 башню и две крепости. В это легко верится, поскольку точно выяснить детали возможности нет - стена слишком велика. Можно не один час ходить вдоль нее, но так и не завершить осмотра. Создается впечатление, что стена специально создавалась с тем расчетом, чтобы в случае осады жители Стона могли не думать о потенциальных захватчиках и продолжать спокойно ходитьв лес по грибы.

Крайняя точка стены - сторожевая башня - сохранилась в Малом Стоне. Она отражается в морской воде среди пестрых лодок и яхт, рядом находятся прекрасные каменные дома, а с панорамной площадки на крепостной стене открывается дивный вид на город и окрестности. Время останавливается, летнее солнце клонится к горизонту, в воздухе разливается умиротворение.




Вечер. Солнце краем диска боязливо трогает море, раскрашивая оранжевыми мазками воду и небо. Великая Хорватская Стена погружается в темноту, а на улицах Стона разноцветными светлячками оживают ресторанчики. Общительные официанты обязательно подадут мидий, устриц и молодое вино. Причина столь высокой популярности местных морепродуктов в необыкновенной экологии - на всем побережье нет ни одного завода или фабрики, зато виноградники повсюду. Темнеет. Свою пронзительную песнь затягивают цикады, их голоса порой заглушают крики чаек и шум прибоя, это звук ночи. Запах трав и моря усиливается, очень тепло и спокойно. В городе Стон лето. Вы искали покоя и тихого счастья? Это здесь!

На следующий день мы поехали в сторону острова Млет, настоятельно рекомендованный большими любителями Хорватии. По дороге остановились в Трстено, где растет самый большой и самый старый платан (650 лет) Европы. Убедившись, что ничего интересного он из себя не представляет, попытались погулять по находящемуся поблизости ботаническому саду Арборетум, который славится своими уникальными деревьями и растениями. Вход в дендрарий 40 кун. Но он не работал: в саду проходили съемки какого-то кино... Даже не знаю, расстроились ли мы: с одной стороны, хотелось заценить красоты местного сада, с другой стороны - накрапывал начавшийся еще ночью дождь и гулять под дождем как-то не сильно улыбалось.

Поэтому мы поехали дальше в направлении города Стон с надеждой успеть на паром до острова Млет в 10.15. Если быть точнее, то сам паром отходит от Прапратно, что в 3 км от Стона. На паром мы успевали, но проезжая по центральной улице Стона, решили немного погулять по городу. Благо, прямо на центральной площади находится замечательный туристический офис, в котором мы обзавелись картами города и окрестностей, а также узнали где можно отведать местный деликатес устрицы. Хотя консультация была очень завуалированной: 4 ресторана в самом Стоне и 2 ресторана в Малом Стоне, а где вам их отведать - вам же и решать. Мы обратили внимание, что ни в одном туристическом офисе Хорватии (в отличие, например, от США) нам не рекомендовали ни один конкретный ресторан: в лучшем случае нам указывали, где находится наибольшее скопление едален, но ничего конкретного не называли, старательно обходя острые углы в разговоре (штрафов за скрытый маркетинг, что ли боятся?).

Город Стон (1333 г.) совсем небольшой: 580 жителей. Он находится на узком перешейке, соединяющий полуостров с материком, а посему являлся важным стратегическим пунктом. Для защиты местных солеварен и летних резиденций знати здесь был воздвигнут мощный оборонительный комплекс с длинными толстыми стенами и могучими башнями (14-16 века). К сожалению, из-за частых землетрясений, большая часть памятников архитектуры не сохранилась.
Город Стон делится на 2 части: есть просто город Стон (или Veli Ston), а есть Малый Стон (Mali Ston). Большой Стон славится своими марочными винами и "китайской" стеной, самой большой каменной стеной в Европе. Ее длина аж 5.5 км. У туристов, кстати, имеется возможность погулять по этой стене. Есть как короткий маршрут вокруг Большого Стона, так и длинный: стена доходит аж до Малого Стона. Безусловно мы не могли не воспользоваться возможностью залезть на сию замечательную достопримечательность, а заодно полюбоваться видами древнего городка. Билет на стену стоит 30 кун.






С высоты одной из башень каменной стены видны мокрые квадраты. Мы решили, что это и есть место, где добывают соль. Соляные заводы города Стон являются старейшими заводами мира, действующими по сегодняшний день. Более того, сегодня соль добывается по тем же технологиям, что и когда-то в древние времена.

Мы решили идти по длинному маршруту, но через какое-то время выяснилось, что стена закончилась, а дальнейшего хода нет... Возвращаться назад в горку на холм было лениво:).


Немного прогулялись еще по городу



и поехали в Малый Стон. Эта часть города известна разведением устриц и моллюсков. Когда едешь с материка на полуостров Пельешац, по правую руку видны плантации в заливе Малый Стон, где выращиваются устрицы. Очень любопытно.
Сам же городок состоит из двух ресторанов на берегу залива и пяти дворов, находящихся в запустении.





Обошли весь городок. Туристы парами ищут, где поесть тех самых устриц. Разглядывая огромные, но пустые залы ресторанов, зайти как-то не решаешься. В итоге махнули рукой, сели за самый маленький и скромный столик в дальнем углу. Через 10 минут оказалось, что это самый блатной столик в ресторане: у окрошка, с видом на море. Через 20 минут после того, как мы устроились, приехало 3 туристических автобуса, и ресторан тут же наполнился возбужденными китайскими и японскими туристами, жаждущих устриц. Как если бы, у них там в Японии и Китае дефицит со своей рыбой.



К концу же нашего обеда в ресторане не было свободных мест. А когда расплачивались, нам вручили в подарок килограмм местной соли. И куда нам с ней? Лишний вес в багаже? Но выбрасывать нам ее было жалко. Да и потом она нам очень даже пригодилась:).

Если же вы будете думать, куда лучше поехать есть пресловутых мидий и устриц, то я вам рекомендую все-таки Большой Стон (где мы обедали уже на нашем обратном пути): там и дешевле, и как-то комфортнее. Нам больше всего приглянулся ресторанчик прямо у большой парковки напротив туристического офиса. Уверена, не заблудитесь.

Паром Ядролина (взрослый билет 30 кун, билет на перевозку авто 140 кун) довез нас до городка Собра на острове Млет. Время в пути - 45 минут. Пока ждали, чтобы нас запустили на паром, разглядывали море с тучей морских ежей. Купаться без тапочек там небезопасно.


Поначалу решили проведать пляж Сальпунара, что находится на восточном конце острова. Пляж песчаный, заход в море отличный, купаться приятно, волны нет. Пляж по факту дикий, но стоит киоск, где вам нальют вкусный кофе, а также можно арендовать лежак за 25 кун. Людей, в общем-то мало. В общем, мне там очень даже понравилось. Жаль только, что в этот день у нас было ещё много интересного, а времени уже было не так много. Далее мы поехали в сторону национального парка, который находится на западе острова.

Наш отель находился прямо у входа в парк, в городе Палаче. Попытались заселиться, чтобы можно было оставить вещи и уже со спокойной совестью гулять, но не получилось: в четвертом часу дня в отеле никого не было. Поехали в парк, логично предположив, что вечером у нас будет больше шансов. Так оно, кстати, впоследствии и оказалось. Плюс нам, в извинении вручили огромную тарелку, полную винограда. Приятно:)


Вход в парк стоит 90 кун с человека. В парк можно заехать на машине, за машину платить не нужно. В какой-то момент дорога в парке заканчивается, в этом месте есть бесплатная парковка, где нужно оставить машину, и далее по парку передвигаетесь пешком. Гулять же по парку приятно.




Ничего не напоминает?

Это же тот самый голубой вертолет, на котором волшебник перевозит пятьсот эскимо!

В парке и в городе можно на прокат взять велосипед или лодку. Если вы приехали на катере из Дубровника, то велосипед можно арендовать и в самом городе. Стоимость от 40 кун за час и до 240 кун за сутки, выбор опций богатый.

В стоимость билета в парк входит 2 поездки на шаттле от входа в парк в городе Полаче до озера, а также проезд на катамаране до острова Св. Марии.




По-хорошему, в тем более если вы на машине, в парк можно пройти бесплатно. Несмотря на достаточно большое количество билетных касс на вход в парк, билеты никто не проверяет, все основывается исключительно на сознательности граждан. Пожалуй, смысл билета состоит в прогулке на катере до острова Святой Марии, но за полчаса, что катер стоит на причале, этот остров вдоль и поперёк можно обойти три раза.




Тем не менее, многие купаются. Заходы в озеро отличные. Больше на этом острове особо делать нечего.
Позабавили летающие над водой рыбки. То один косяк, то другой косяк стаи рыб пролетает дружно над водой, создавая ощущение белой блестящей радуги.

В парке Млет 2 озера: Большое и Малое. Большинство народа купается либо на острове Св. Марии (что находится на Большом озере), либо на Малом озере. Большое и малое озеро соединяются малым мостом. По сути малый мост - это есть протока между двумя озерами. Забавно заходить в море с одной стороны моста и течением плыть оказываться по другую его сторону.

Вода оказалась соленой. Что в целом логично, поскольку большое озеро также соединяется с морем через такой же пролив, который называется большим мостом. Сей момент мы выяснили опытным путём, когда по совету тетушки в туристическом офисе мы решили обойти оба озера по их периметру. Пришлось возвращаться тем же путём.


В общем и в целом, впечатления от посещения парка положительные. Остров подойдёт тем, кто хочет уединенного отдыха, быть предоставленным самому себе.

Фото на память следующим утром:)


Хорватия, сентябрь 2013.

Публикации по теме