Паровоз на кбжд золотая пряжка транссиба. Кбжд

5 декабря 2003 года произошло событие, которое можно считать завершением грандиозной стройки Байкало-Амурской магистрали (БАМа): Северо-Муйский тоннель в Ангараканской седловине Северо-Муйского хребта был принят в эксплуатацию.

Прежде чем перейти к рассказу об этом гиганте (Северо-Муйский — самый длинный тоннель в России — 15343 м), стоит напомнить об истории БАМа. Изыскания второго железнодорожного выхода к Тихому океану , от Тайшета до Советской гавани, начались еще в 1932 году. Уже тогда было понятно, что Транссибирская магистраль рано или поздно захлебнется в потоке грузов. До памятного июня 1941 года построить успели очень немногое, затем рельсы с новых участков были сняты для нужд фронта. После Победы дорогу дотянули лишь до Усть-Кута на реке Лена , а также от Комсомольска-на-Амуре до Совгавани — в разрушенной войной стране были и более важные стройки.

Вторично к идее БАМа вернулись уже в 1970-е годы. В 1974 году началось легендарное строительство: на Байкал , в Забайкалье и на Дальний Восток отправились комсомольско-молодежные отряды, строительные бригады из всех республик СССР. Так, всей страной, почти десятилетие, по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, прокладывалась ниточка железной дороги. Наконец, 29 сентября 1984 года на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области , в том месте, где сейчас находится небольшой разъезд Балбухта, рельсы БАМа сомкнулись.

Большая часть Забайкалья представляет из себя горную страну; сам Байкал также со всех сторон окружают горы. Если Транссиб огибает практически все горные хребты с юга и идет по сравнительно ровной местности, то БАМ пришлось проложить через все Становое нагорье . Одной из самых высоких его горных цепей является Северо-Муйский хребет, отметки которого достигают 2561 м.

Это одно из самых красивых мест Забайкалья. Острые гранитно-сланцевые пики почти круглый год покрыты снегом. Очень много ледниковых форм рельефа, на крутых склонах держатся только кустики кедрового сланца. Леса на горах почти нет — он растет только по долинам. Быстрые кристально-прозрачные реки несут свои воды в Верхнюю Ангару и Витим.

Северо-Муйский хребет оказался почти непреодолимым препятствием для железной дороги. В процессе поиска трассы Байкало-Амурской магистрали рассматривалось несколько вариантов его пересечения. Все они требовали сооружения многокилометровых тоннелей: низкого перевала, как, например, между Кодарским и Каларским хребтами, здесь нет. После долгих изысканий был выбран перевал в верховьях реки Ангаракан.

Северо-Муйский гигант построен в сложнейших инженерно-геологических условиях. Скальные породы, вечная мерзлота на припортальных (в начале и конце тоннеля) участках, области неустойчивых пород повышенной трещиноватости , многочисленные зоны активных разломов шириной от 5 до 900 м, водопритоки до нескольких сотен кубических метров в час с гидростатическим давлением до 34 атм, в том числе высокотемпературные, наличие плывунов в гранитах, перенапряженное состояние пород. Сейсмичность этого района — 9-10 баллов. Но более подходящего места для пересечения Северо-Муйского хребта железной дорогой просто не существует.

28 мая 1977 года тоннельный отряд №18 начал проходку с западного портала. Через полгода к работе приступили и с восточной стороны. Позднее в трех местах над трассой будущего тоннеля были заложены вертикальные шахтные стволы, сильно облегчившие последующие работы.

И без того медленно идущее строительство все время тормозилось авариями. После стыковки БАМа и открытия сквозного движения поездов (через высокогорный обход Северо-Муйского тоннеля) внимание страны к этой стройке ослабилось, средств стали выделять гораздо меньше. А потом появился и еще один «тормоз» — начало перестройки и спад экономики.

Дополнительные трудности создавала недостаточная изученность зоны тоннеля — было пробурено разведочных скважин куда меньше, чем следовало. В процессе работ проект многократно дорабатывался, создавались новые методы проходки и обделки тоннеля.

Про Северо-Муйский тоннель говорят, что каждый его километр оплачен четырьмя жизнями. В нескольких авариях погибло 57 человек. В 1979 году, в самом начале строительства, бригада проходчиков Владимира Кожемякина на западном участке столкнулась с высоконапорным Ангараканским плывуном. Давление взорвало гранитную перемычку, отделявшую забой от зоны разлома, и около ста тысяч кубометров воды с каменными обломками и песком хлынули в забой и промчались по простроенному участку, сметая все на своем пути. Почти два года устранялись последствия этой катастрофы, некоторое время проходчики даже боялись спускаться в забой. Еще одна крупная авария произошла в 1999 году, когда до последней перемычки оставалось всего 160 м. Обвал породы свел на нет труд нескольких месяцев, участок тоннеля фактически пришлось строить заново.

К счастью, Северо-Муйский тоннель избежал участи Кодарского, который строили в спешке к планируемому взрыву последней перемычке — сбойке — БАМа, допустили 15-метровый разрыв между забоем и обделкой, в результате чего обвал остановил в 1984 году строительство на полгода, заставив сооружать совершенно не предусмотренный планом перевальный обход.

В 1990-е годы работы велись крайне медленно, и только 30 марта 2001 года бригадами В. Гаценко и В. Казеева была осуществлена сбойка тоннеля. При этом достигнута рекордная точность — различие между осями выработок составило 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали, хотя до этой точки в глубине горы было пройдено более 15 километров. 21 декабря 2001 года по тоннелю прошел первый поезд.

Уже в нашем веке чуть было не повторилась старая история: сбойка тоннеля состоялась, о торжественном событии сообщали все СМИ, в Северомуйске побывало высокое начальство. Но работы было еще много, предстояло смонтировать сложный комплекс мониторинга состояния тоннеля, обустроить разведочную транспортно-дренажную штольню, снять оборудование с шахтных стволов и переделать их в вентиляционные. Несмотря на принципиальную позицию МПС, средства выделялись довольно скудно — подготовка к открытию заняла еще два года, и только 5 декабря 2003 года, после завершения всех работ, тоннель был принят в постоянную эксплуатацию.

Общая длина горных выработок тоннеля — около 45 км. Три вертикальных шахтных ствола используются сейчас для вентиляции, а вдоль всего основного тоннеля проходит выработка меньшего диаметра — разведочно-транспортно-дренажная штольня. По ней удаляется просачивающаяся в тоннель вода, здесь проложены кабели связи и рельсы рудничной железной дороги, использующейся для перемещения технического персонала по штольне. В эксплуатации находятся системы сейсмического и радиационного контроля , сложные сети связи, освещения. Микроклимат в тоннеле помогают поддерживать специальные ворота, созданные в Космическом центре им. Хруничева . Они открываются перед каждым поездом и закрываются за ним снова.

В 1990-е годы высказывались мнения, что из-за опасности обвалов по тоннелю никогда не пойдут пассажирские поезда. Это лишь слухи: на обделку тоннеля строители дают вековую гарантию в условиях расчетных 9-балльных землетрясений. Качество строительства и инженерный расчет оказались выше всех опасений. Тоннель признан безопасным в эксплуатации.

Северо-Муйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал от 57 до 23 км, а время в пути — от120 до 25 мин. Теперь по всему БАМу возможно движение полновесных грузовых поездов — даже подъем на Муруринский перевал, высшую точку магистрали, имеет куда меньшие уклоны, чем старый обход. Основной поток поездов идет по тоннелю, а обход оставлен как запасная трасса.

По-разному сложилась судьба двух поселков, построенных как базы для строителей тоннеля. Поселок Тоннельный, расположенный недалеко от западного портала, выселен и стерт с лица земли. Его жители перебрались в Таксимо, соседний Северомуйск, или же уехали «на Большую землю» — в южные районы Бурятии .

Расположенный у восточного портала Северомуйск стал одним из многих бамовских поселков. Здесь живут люди, работа которых связана с обслуживанием железной дороги. В план достроечных работ 2002-2003 годов вошло благоустройство Северомуйска, строительство нескольких капитальных зданий и всей необходимой инфраструктуры. Сейчас здесь живут не только железнодорожники, но и эксплуатационный персонал тоннеля.

Стоит сказать несколько слов и о современном обходе Северо-Муйского тоннеля, который, на мой взгляд, является самым красивым участком всего БАМа. Чтобы не превысить максимально допустимый уклон при подъеме на Ангараканский перевал, линия железной дороги вьется узлами по склонам гор, серпантином поднимаясь к перевальному седлу. Там, где по поверхности всего 16 км, поезд преодолевает почти 55 км, поднимаясь и спускаясь на полкилометра.

На обходе можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый, несомненно, «Чертов мост» — высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме. Говорят, при следовании тяжелых поездов этот мост даже немного раскачивался.

С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели (рельеф местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне), и этот поворот выполнен внутри горы — поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов. Особенно хорошо это заметно на западном тоннеле (№1) — его порталы расположены почти друг над другом. Когда по обходу проходили грузовые поезда, порожние составы могли быть довольно длинными. В этом случае локомотив появлялся из тоннеля довольно скоро после того, как в нем скрывался последний вагон.

История обхода так же сложна, как и все, что связано со строительством БАМа. Изначально Северо-Муйский тоннель планировалось открыть в 1986-1987 годах. Чтобы строительство не задерживало сооружение всей магистрали, для пропуска строительных грузов в кратчай

шие сроки, с августа 1982 по март 1983 года, был сооружен временный обход — линия Ангаракан — Казанкан протяженностью 24,6 км. Его проект был составлен по сильно облегченным нормам (уклон до 40 метров на километр расстояния), в результате чего средняя длина грузового поезда была всего несколько вагонов — больший вес никакой тепловоз не мог поднять по такой крутизне. Но этот обход позволил пропустить на восток путеукладчик и завозить рельсы и прочие необходимые на строительстве магистрали материалы.

После первых лет строительства и тяжелых аварий стало ясно, что Северо-Муйский тоннель не получится соорудить быстро. Сбойка БАМ состоялась, но старый Северо-Муйский обход был самым узким местом магистрали: грузовые поезда приходилось расцеплять перед ним на части, а движение пассажирских по таким уклонам и вовсе было запрещено — от станции Ангаракан до станции Казанкан людей везли на автобусах-вахтовках через перевал.

В ноябре 1985 года начато сооружение современного обхода (длина 54,3 км, уклон до 18 м/км), завершенное к 1989 году. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают на его трассу. В наши дни, несмотря на успешное окончание четвертьвекового строительства Северо-Муйского тоннеля, высокогорный обход пока оставлен в работе — он еще может пригодиться как второй путь при росте грузопотока.

К сожалению, сейчас пассажиры скорых и пассажирских поездов почти не видят красоты гор и петляющей по ним ниточки обхода — все они проезжают по тоннелю, причем глубокой ночью. Лишь рабочие поезда Таксимо-Новый Уоян, перевозящие в основном работников железной дороги, два раза в сутки в каждую сторону следуют по обходу, встречаясь на разъезде Перевал. Такой поезд обычно состоит из старого плацкартного вагона, платформы для путейского инвентаря и электровоза ВЛ-65 . Изредка на платформе можно увидеть не только шпалы и домкраты, но и гору разноцветных рюкзаков — на пейзажи Северо-Муйского хребта и обхода приезжают посмотреть туристы.

Для того, чтобы красота «Золотой пряжки БАМ» открылась вам, придется приложить некоторые усилия. Чтобы осмотреть обход с поезда и при этом успеть прогуляться во время стоянок на разъездах, надо ночевать в Новом Уояне (гостиниц и турбаз там нет, только вокзал с жесткими скамейками), а потом на утреннем рабочем поезде ехать в Таксимо. Обратный вариант не предусматривает ночевки на вокзале, но менее предпочтителен из-за маленьких стоянок на разъездах.

Но лучше всего приехать сюда летом с палаткой, высадиться на разъезде Перевал и не спеша пойти по линии пешком в ту или другую сторону — в Казанкан или Ангаракан, где останавливаются поезда дальнего следования. Тоннели охраняются, но никто не мешает немного срезать путь, спустившись с петли на петлю по горному склону, в окружении кедрового стланика и редких лиственниц.

Именно пеший путь позволит вдоволь насладиться красотой горных вершин и восхититься человеческим гением, проложившим железную дорогу в труднейших условиях Северо-Муйского хребта…

Новости партнёров

Кругобайкальская железная дорога, которую местное население называет по-свойски Кругобайкалкой, - одна из уникальных железнодорожных веток, что есть на территории нашей необъятной родины.

Первый Байкальский

И речь не только об инженерно-технических решениях, прогрессивных для начала прошлого века – хотя до сих пор поражаешься тому, КАК это построено (практически вручную! Без использования сложной техники), да еще за столь короткий срок. Дело еще и в том, как этот памятник технической мысли человека вписан в вечный памятник окружающей природы, когда уникальность великого озера не нарушена вмешательством человека, а лишь подчеркивается им. Красоту природы дополняет красота рукотворного объекта, органично вписанного в ландшафт.

Чтобы понять, что Кругобайкальская железная дорога – не просто железнодорожная ветка (да еще и тупиковая), что идет по южному берегу Байкала, начать надо издалека.

Все началось еще во второй половине 19 века, когда был придуман Транссиб. Сибирский железнодорожный путь представлял собой настоящую стройку века – от Миасса до Владивостока (с точки зрения исторической правды, именно эта часть и называется Транссибирской магистралью) за четверть века было переброшено железнодорожное полотно и налажено сообщение между западом и востоком огромной страны.

Чтобы построить такую махину, весь путь был разбит на семь участков, одним из которых и стала Кругобайкальская дорога. Впоследствии ее назовут «Золотой пряжкой Транссиба». Иногда это название можно услышать в более поэтичной версии – «Золотая пряжка стального пояса России», что является допущением не только по созвучию: Иркутск традиционно держит за собой статус «середины Земли», а значит, где же еще находиться «золотой пряжке», как не в непосредственной близости? Формально именно в Иркутске и начинался Кругобайкальский участок магистрали, а заканчивался – на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая. Сегодня это город Бабушкин.

Первые работы по проектированию дороги начались еще в 1880-е годы, когда инженеры начали определяться на местности. Сначала думали строить дорогу по правому берегу Ангары, но река неоднократно показывала свой норов во время ледохода, потому неизбежные варианты строительства понтонных мостов отпали, и решено было тянуть железнодорожную ветку по левому берегу, крайне неудобному. Окончательное решение о том, где и как пройдет Транссиб на Кругобайкальском участке, было принято летом 1901 года. Тогда же и подсчитали, что строительство КБДЖ обойдется российской казне в 52 с половиной миллиона рублей.

Однако «пряжка» становилась «золотой» не только по данному показателю. Выдающиеся инженерные решения – вот что выделяет КБЖД среди прочих железных дорог России.

В 1899 году параллельно началось встречное строительство – от Мысовой до Танхоя, а потом и до Слюдянки. Здесь дорогу строили каторжане и ссыльные – арестанты Александровской тюрьмы. Впрочем, на строительстве КБЖД было достаточно много иностранных рабочих. В частности, около шестисот итальянских мастеров по строительству тоннелей. В их честь одна из подпорных стенок так и называется – Итальянская.

Весной 1902 года началось строительство самого сложного участка КБЖД – от Слюдянки до порта Байкал. Именно он сегодня и известен как Кругобайкальская железная дорога, или просто – Кругобайкалка, один из самых ярких байкальских рукотворных туристических объектов.

Это было грандиозное по сложности строительство. Изначально предполагалось, что надо будет пробить в горах 33 тоннеля, соорудить несколько подпорных стенок и виадуков. Строительство шло по самому берегу озера, потому все материалы приходилось доставлять по воде – на баржах или по зимнему льду.

При этом не стоит забывать, что только-только пришел 20-й век, а потому подавляющее большинство работ велось вручную.

Исследователи приводят такие цифры: на каждый километр Кругобайкалки ушло по вагону взрывчатки и по четыреста вагонов земли и щебенки.

С началом Русско-японской войны в 1904 году строителям было приказано ускориться. На строительство отправили еще четыре с половиной тысячи рабочих (к уже имеющимся девяти тысячам). Темпы возросли, но и сложность работ тоже. Однако 13 сентября 1904 года на 123-м километре, который пришелся на 18-й тоннель КБЖД, замкнулись рельсы Транссиба. Последний костыль символически вбил в лиственичную шпалу министр путей сообщения России Михаил Хилков. И уже 18 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку прошел первый поезд, а еще через год КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию.

За пять лет было построено 260 километров железнодорожного полотна, пробит 41 тоннель (их общая длина – девять с половиной километров), построено 15 каменных и 3 железобетонных галереи, 270 подпорных стенок, переброшено 470 мостов и 6 виадуков…

Например, на 147-м километре в районе Ангасолки сохранился уникальный железобетонный мост. Таких мостов в России было построено всего три – на КБЖД, в Санкт-Петербурге и на дороге Старая Туапсинка близ Ставрополя. Сегодня лишь Ангасолский мост КБЖД сохранился в первозданном виде.

Интересен и мост на 100-м километре – над бухтой Березовой. Его несущая конструкция в длину составляет 116 метров, а в высоту – 19. Железную конструкцию весом 630 тонн накатывали прямо с путей с помощью лебёдок и дом­кратов на опоры, при этом середину моста поддерживали пять барж с понтонами... Этот мост – родной брат Проскуряковского моста через Енисей, названного так в честь автора проекта Лавра Проскурякова. В 1900 году этот проект заслужил первую премию на международной выставке в Париже… Сегодня Березовский мост демонтирован и перевезен на речку Выдрино, где служит до сих пор.

Историки подсчитали, что на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

К слову, изначально у Кругобайкалки была всего одна колея. И лишь в 1911-1914 годах была построена вторая. А еще на всем пути от Слюдянки до порта Байкал организовали и обустроили десять остановочных пунктов, а к ним, соответственно, со временем пристроились пристанционные поселки.

С приходом революции на Кругобайкальской дороге тоже стало неспокойно. Летом 1918 года Киркидайский тоннель (между Слюдянкой и Мысовой) был взорван. И до сих пор вдоль дороги можно встретить братские могилы погибших в борьбе за советскую власть.

В 30-е годы, перед войной, активно строились поселки и вся инфраструктура к ним. Тогда же начались работы по укреплению дорожного полотна. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и изыскательские работы были завершены лишь к 1947 году. Вывод инженеров оказался неожиданным: дешевле достроить обходную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, сделать ее полноценной двухпутной электрифицированной магистралью. Что и было сделано.

А потом строительство в 50-е годы Иркутской ГЭС довершило начатый процесс упадка КБЖД… Но и в то же время – начало ее туристического расцвета.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога – это одноколейка длиной 89 километров, которая начинается в Слюдянке и заканчивается в порту Байкал. Четыре основных станции – Култук, Маритуй, Уланово и Байкал. Поезд проходит через 38 отлично сохранившихся тоннелей, самый длинный из которых – через мыс Половинный. Его длина – 777 метров. По пути следования встречается 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок.

В 80-е годы дорога была частично реконструирована: положили новый путь, укрепили инженерные сооружения. Сейчас по Кругобайкалке курсирует один поезд, состоящий из тепловоза и пары вагонов. Весь путь он проходит за 4 часа 40 минут. На местном жаргоне поезд называется «мотаня» (от глагола «мотаться», в значении ездить туда-сюда) – его знают и любят многочисленные туристы, для которых КБЖД давно стала излюбленным местом отдыха.

На 106-м километре находится научно-исследовательская база Института ядерных исследований. Начиная с 1993 года здесь работает подводный байкальский нейтринный телескоп.

В 2005 году, когда дорога праздновала свое 100-летие, в порту Байкал перестроили старинное здание вокзала, где был открыт музей, посвященный истории Кругобайкальской железной дороги.

На сегодняшний день основными достопримечательностями КБЖД являются:

Вокзал в Слюдянке , построенный из белого и розового мрамора.

Станция Старая Ангасолка (149 км), после которой начинается самый насыщенный инженерными сооружениями участок дороги. Здесь же расположен уникальный каменный арочный виадук Ангасольский.

Шабартуйский комплекс (130 км) – железный мост и железобетонный двухпролетный виадук.

Киркирей (123 км). Здесь пробиты целых два параллельных тоннеля – №18 и №18 бис.

Станция Половинная (109 км). Живописная долина реки Половинная. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Итальянская стенка (102 км). Одно из самых красивых мест КБЖД. Свое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили, чтобы защитить дорогу от камнепада…

А еще – само озеро, которым можно любоваться как из окна туристического поезда, так и во время пешего похода по одной из самых красивых, старых и необычных железных дорог страны.

Достопримечательности путешествия: духовная столица Сибири Иркутск, старейшая церковь Сибири в одном из крупнейших музеев под открытым небом в России, единственный в мире музей Байкала, самый широкий исток реки на планете, самая сложная и интересная железная дорога в России, древнейший горный массив планеты Хамар-Дабан, минералогическая жемчужина Сибири поселок Слюдянка, символическое начало Байкала мыс Шаманский.

1 ДЕНЬ (суббота): Знакомство с Кругобайкальской железной дорогой.
9:00-10:30 Встреча с экскурсоводом, знакомство с участниками путешествия. Трансфер до поселка Култук.
10:30-11:00 Остановка для фотографий на Чертовой горе. Трансфер в поселок Слюдянка.
11:00-12:00 Трансфер до мыса Шаманский — символического начала Байкала. Прогулка по песчаному пляжу до мыса.

12:00-13:00 Трансфер до центра поселка Слюдянка. В пути осмотр единственного в мире здания вокзала целиком облицованного мрамором. Экскурсия по крупнейшему в России частному минералогическому музею в поселке Слюдянка.

13:00-14:00 Обед в поселке Слюдянка.
14:00-14:30 Трансфер до ж/д вокзала станции Култук. Начало пешего перехода по Кругобайкальской железной дороге. Предстоит пройти 7 км по железнодорожным путям.
14:30-15:30 Переход до первого крупного сооружения — галереи №18 Сосновой. По пути осмотр железобетонного лотка.
15:30-17:00 Переход до поселка Старая Ангасолка. Размещение на территории детского оздоровительного лагеря «Ангасолка».
17:00-18:00 Визит в единственный в Восточной Сибири музей Рерихов в Старой Ангасолке.

18:00-19:00 Осмотр комплекса Ангасольских галерей. Прогулка до каменного виадука через реку Ангасолку. Осмотр «Гадкого Утенка Ангасолки» — единственного в России действующего железобетонного виадука эстакадного типа.

19:00-20:00 Ужин на территории детского оздоровительного лагеря «Ангасолка».

2 ДЕНЬ (воскресенье): Самый сложный комплекс тоннелей и место рождения Байкала.
9:00-10:00 Завтрак на территории детского оздоровительного лагеря «Ангасолка». Начало пешего перехода. Предстоит пройти 10 км по железнодорожным путям.
10:00-10:30 Прогулка до первых тоннелей Кругобайкальской железной дороге №38 и №37 Малая и Большая Упорная Губа. Осмотр тоннелей и места тренировки альпинистов.

10:30-11:30 Пеший проход до мыса Хабартуй. Осмотр одного из самых сложных комплексов тоннелей на КБЖД. На одном участке длиной чуть более километра 4 галереи, 3 туннеля, 7 подпорных стенок и 6 виадуков.

11:30-12:00 Проход через третий по величине тоннель на КБЖД — №35 Большой Хабартуйский протяженностью 548,3 м. Осмотр боковой штольни в тоннеле с выходом к Байкалу, а также наблюдение с близкого расстояния за местом гнездования большого баклана.

12:00-13:00 Переход до комплекса тоннелей в месте впадения в Байкал реки Большая Крутая Губа. Осмотр каменного виадука, единственного на КБЖД тоннеля с порядковым номером, а также одного из пяти в мире мест выхода на дневную поверхность ультрабазитов — базальтовых пород возрастом до 2,5 миллиарда лет.

13:00-14:00 Обед на костре на мысе Большая Крутая Губа.
14:00-14:30 Проход до реки в пади Малая Крутая Губа. Осмотр железобетонного моста со старинной эмблемой министерства путей сообщения.

14:30-15:00 Проход до станции Шарыжалгай (падь Семафорная). В пути осмотр старинного моста с загадочными вензелями. Осмотр места возникновения Байкала, а также знаменитых пород шарыжалгайскй серии возрастом до 3,4-3,7 миллиарда лет.
15:00-19:00 Размещение на турбазе Шарыжалгай в соответствии с выбранным уровнем. Осмотр территории турбазы, а также старинного здания водонапорной башни. Свободное время.

19:00-20:00 Ужин на турбазе Шарыжалгай.

3 ДЕНЬ (понедельник): Путешествие к центру Кругобайкальской железной дороги.
9:00-10:00
Завтрак на территории турбазы Шарыжалгай. Начало пешего перехода. Предстоит пройти 12 км по железнодорожным путям.
10:00-11:00 Проход до Шарыжалгайского комплекса тоннелей. Осмотр одного из самых сложных комплексов тоннелей на КБЖД. На одном участке длиной менее километра 3 туннеля, 3 галереи, 4 моста и 3 подпорных стенки.

11:00-11:30 Знакомство с красивейшими обнажениями шарыжалгайских пород «письменами природы» у портала тоннеля №29 Малый Шарыжалгай, а также необычными геологическими образованиями — «каменными яйцами».

11:30-12:00 Проход до галереи №12 — самого большого железобетонного сооружения на КБЖД.

12:00-12:30 Проход через тоннель №26 Большие Столбы, осмотр знаменитого тоннеля «с ногой» №25 Малые Столбы у самого узкого места на КБЖД. Панорамный вид на один из красивейших мысов на Байкале — мыс Столбы, который знаменитый геолог В.А. Обручев использовал в качестве примера для иллюстрации катастроф в истории Земли.

12:30-13:00 Осмотр «перевернутого моста» через речку Шабартуй, а также развалин старинной электростанции.

13:00-14:00 Обед на костре на мысе Шабартуй.
14:00-15:00 Проход до мыса Колокольный. В пути осмотр комплекса галерей на мысе Бакланий.

15:00-16:00 Подъем на мыс Колокольный. Осмотр лежбища байкальской нерпы с высоты птичьего полета.
Внимание! В зимнее время, а также в случае плохой погоды, исходя из физической подготовки участников путешествия, возвращениек к 16:26 до станции Баклань (о.п. 129 км), либо продолжение пути до поселка Маритуй (о.п. 120 км) к 16:57. Далее проезд на поезде до бухты Половинной (о.п. 110 км) с размещением на территории гостиничного комплекса «Лесная Сказка». По желанию участников путешествия в случае плохой погоды (кроме зимнего времени) возможна ночевка в палатках в недействующем с 1914 года тоннеле №18 Малый Киркирей, у которого в 1904 году завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
16:00-17:00 Продолжение похода до мыса Киркирей. Проход через второй по величине и самый кривой тоннель на КБЖД — №18 бис Большой Киркирей протяженностью 628,6 м.
17:00-18:00 Осмотр комплекса тоннелей на ручье Киркирей — самого красивого места на Кругобайкальской железной дороге.

18:00-19:00 Установка палаточного лагеря на мысе Киркирей. Обед на костре. Ночевка под открытым небом на берегу Байкала.

4 ДЕНЬ (вторник): Половина пути.
9:00-10:00
Завтрак на костре на мысе Киркирей. Начало пешего перехода. Предстоит пройти 13 км по железнодорожным путям.
10:00-11:00 Проход до самого большого населенного пункта на КБЖД — поселка Маритуй. В пути осмотр портала тоннеля №16 Первый Киркирей — одного из красивейших на КБЖД.

11:00-11:30 Знакомство с поселком Маритуй. Осмотр дома начальника Маритуйской дистанции М.Н. Пестерево — место возникновения первой научной лимнологической станции на КБЖД.

11:30-13:00 Проход до мыса Половинный.
13:00-14:00 Размещение на территории гостиничного комплекса «Лесная Сказка» в соответствии с выбранным уровнем размещения. Обед на территории гостиничного комплекса «Лесная Сказка».
14:00-15:00 Прогулка до самого длинных мостов на КБЖД, переброшенных через речку Половинную. Фотосессия на фоне американского паровоза. Осмотр самого короткого тоннеля на КБЖД — №13 Чайкинского протяженностью всего лишь 31,6 м.

15:00-17:00 Проход через самый длинный тоннель на КБЖД — №12 Половинный протяженностью 778,4 м. Купание в Байкале на песчаном пляже с обратной стороны мыса Половинный.

17:00-19:00 Возвращение на территорию гостиничного комплекса «Лесная Сказка». По желанию в пути осмотр старинного кладбища поселка Полвинной с могилой Джана Доменико Броведани — одного из итальянских рабочих на КБЖД. Свободное время.
19:00-20:00 Ужин на территории гостиничного комплекса «Лесная Сказка».

5 ДЕНЬ (среда): Итальянский участок КБЖД.
9:00-10:00 Завтрак на территории гостиничного комплекса «Лесная Сказка». Начало пешего перехода. Предстоит пройти 10 км по железнодорожным путям.
10:00-11:00 Проход до пади Ивановка, где базируется научная станция Большого Байкальского нейтринного телескопа — самого большого подводного телескопа в мире.

11:00-12:00 Продолжение похода до итальянского участка КБЖД у мыса Шумихинский. По пути осмотр знаменитой «Белой выемки» — красивейшего обнажения мраморов, где было обнаружено свыше 70 минералов, многие из которых нигде в мире больше не встречаются.

12:00-13:00 Знакомство с итальянским участком КБЖД. Осмотр знаменитой «итальянской стенки», проход через самую длинную галерею на КБЖД — №7 Большую Шумихинскую протяженностью 183 м.

13:00-14:00 Размещение на территории турбазы Шумиха в соответствии с выбранным уровнем размещения. Обед на территории турбазы Шумиха.
14:00-17:00 Проход до бухты Березовой к пятому по величине тоннелю на КБЖД — №9 бис Березовый протяженностью 497 м. Осмотр живописнейшего руинированного участка КБЖД.

17:00-19:00 Возвращение на территорию турбазы Шумиха. Купание на песчаном пляже в Байкале. Свободное время.

6 ДЕНЬ (четверг): Завершающий день на КБЖД.
9:00-10:00 Завтрак на территории турбазы Шумиха. Начало пешего перехода. Предстоит пройти 28 км по железнодорожным путям.
10:00-11:00 Проход до станции Уланово. По пути осмотр здания водоподъемного сооружения.

11:00-13:00 Продолжение похода до мыса Толстый. По пути осмотр трех галерей, а также заброшенной «итальянской стенки».
13:00-14:00 Обед на костре на мысе Толстый.
14:00-15:00 Проход до тоннеля №5 Безымянного длина которого меньше пристроенной к нему галереи. Осмотр места одной из самых страшных железнодорожных катастроф на КБЖД.

15:00-18:00 Проход до последнего крупного сооружения на пути — галереи №1 Безымянной.

18:00-19:00 Продолжение похода до станции Байкал.
Внимание! В случае отставания от графика похода возможна посадка на поезд в 19:09 в пади Большой Баранчик (о.п. 80 км) с прибытием на станцию Байкал в 19:37. С 16 июня по 15 сентября туристы могут переправиться через исток реки Ангары в 20:15 и попасть в Иркутск на день раньше.
19:00-20:00 Размещение в гостинице «У Старого Маяка» в соответствии с выбранным уровнем размещения. Ужин в гостинице.

7 ДЕНЬ (пятница): Возвращение в Иркутск.
9:00-10:00
Завтрак в гостинице «У Старого Маяка».
10:00-11:00 Визит в музей Кругобайкальской железной дороги.

11:00-13:00 Подъем на мыс Баранчик (Устьянский) к старинному английскому маяку с панорамным видом на исток реки Ангары — самый широкий в мире. По пути фотосессия напротив советского паровоза, осмотр рельс старинных рельс царского времени.

13:00-15:30 Обед в гостинице «У Старого Маяка». Свободное время.
15:30-16:00 Переправа через исток реки Ангары к причалу Рогатка.

16:00-18:00 На выбор участников путешествия экскурсия по музею Байкала при лимнологическом институте СО РАН либо экскурсия по городу Иркутску.

18:00-19:00 Трансфер до города Иркутска. Размещение в гостинице в соответствии с выбранным уровнем размещения.
19:00-20:00 Ужин в гостинице.

8 ДЕНЬ (суббота): Возвращение домой.
8:00-10:00
Завтрак в гостинице.
10:00-12:00 Трансфер до аэропорта, ж/д вокзала, автовокзала.

Внимание! Если вы намерены посетить другие места в ходе путешествия, мы готовы разработать для вас индивидуальную программу.​ Кроме того, вы можете менять количество экскурсий в путешествии, заменяя их свободными днями для отдыха.

В стоимость тура входит:

  • Встреча в Иркутске.
  • Все трансферы по программе.
  • Проживание в Ангасолке (1 ночь).
  • Проживание в Шарыжалгае (1 ночь).
  • Проживание в Половинной (1 ночь).
  • Проживание в Шумихе (1 ночь).
  • Проживание в порту Байкал (1 ночь).
  • Проживание в Иркутске (1 ночь)
  • Питание полный пансион (FB).
  • Входные билеты в музеи.
  • Рекреационные сборы за посещение природоохранных территорий.
  • Экскурсионное сопровождение на протяжении всей поездки.
  • Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге.
В стоимость тура не включены:
  • Стоимость авиаперелета, ж/д переезда или автопроезда до отправной точки путешествия.
  • Стоимость дополнительных услуг и экскурсий, не указанных в программе путешествия.
Скидка! Детям до 12 лет предоставляется скидка 10%.

Внимание! Стоимость авиаперелета Москва-Иркутск-Москва (12 летных часов) на 2019 год составляет от 19 600 р. на 1 человека в классе «эконом». Большинство авиарейсов из Москвы вечерние, поэтому прибытие в Иркутск происходит утром следующего дня. Стоимость ж/д проезда Москва-Иркутск-Москва (7 дней в пути) на 2019 год составляет от 16 200 р. на 1 человека в классе «купе». Все это необходимо учитывать при планировании вашего путешествия. При покупке путешествия мы можем забронировать для вас билеты на интересующие вас даты по самой низкой на рынке цене.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?

- В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ:

  • тёплая влагоотталкивающая куртка, флисовая куртка;
  • кепка или бандана;
  • легкая шапка;
  • треккинговые ботинки (желательно с жесткой подошвой);
  • тапочки для пляжа;
  • купальные принадлежности,
  • спрей для одежды, в состав которого входит вещество перметрин и альфациперметрин;
- В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ:
  • ледоступы на шипах для ходьбы по байкальском льду;
  • комплект влаговыводящего термобелья;
  • 2-3 пары шерстяных носок;
  • хорошие зимние перчатки;
  • шапку, прикрывающую уши и лицо, лучше всего балаклаву с капюшоном;
  • флисовую или шерстяную кофту;
  • пуховик или куртку по типу "Аляска";
  • ветрозащитная легкую куртку или ветровку;
  • теплую непромокаемую обувь с шерстяной подкладкой или треккинговые утепленные ботинки;
  • солнцезащитные очки и крем от загара;
  • купальные принадлежности и пластиковые тапочки;
  • термос и небольшой походный рюкзак;
  • наличные денежные средства, поскольку на Байкале мало банкоматов;
  • фотоаппарат, видеокамеру, дополнительные аккумуляторы и штатив;
  • если вы принимаете какие-нибудь лекарства, не забудьте их взять с собой!
Цена путешествия зависит от уровня размещения:
Ниже указаны гостиницы в Ангасолке, Шарыжалгае, Половинной, Шумихе, порту Байкал и Иркутске.

Внимание! Доплата за одноместное размещение +10% к стоимости путешествия

Уровень размещения: ЭКОНОМ





База отдыха Шарыжалгай находится на 138 км Кругобайкальской железной дороге и представляет собой комплекс, состоящий из корпусов эконом класса (железнодорожные вагоны), из деревянных стандартных корпусов и комфортных коттеджей у причала. Экономичное размещения в 3, 4, 5, 6-местных номерах в старинных деревянных домах царского времени. В номерах имеются шкафы, тумбочки, стулья. Прихожая, умывальник. Небольшой холл. Душевые кабины и баня на улице в здании старинной водонапорной башни.



Гостиный двор «Лесная сказка» уединенно расположен в глубине одного из самых красивых распадков КБЖД, недалеко от горной реки Половинная. На территории базы расположены один большой двухэтажный дом на 7 номеров с 2-х, 3-х местным размещением, с семейными номерами, оборудованный душевой кабиной на первом этаже и двумя благоустроенными санузлами и раковинами. Помимо жилых зданий на территории базы расположена отдельная столовая с верандой, в которой все гости могут попробовать полноценную и по-настоящему домашнюю сибирскую кухню. На территории гостиного двора расположен банный комплекс с тренажерным комплексом, бильярдом, большой комнатой отдыха и с бассейном.





«У Старого Маяка» — это современная комфортабельная гостиница, готовая принимать гостей круглый год, которая располагается в отреставрированном станционном здании периода строительства Кругобайкальской железной дороги. На первом этаже здания находится выставка-экспозиция, посвященная строительству Кругобайкальской железной дороги, холл с местами отдыха для туристов, служебные помещения, кафе, магазин сувениров. На втором этаже - комната отдыха, бильярд, гостиничные номера, с/у. В классе эконом два пятиместных номера. Душ, туалет на этаже.

Гостиница «Фрегат» (Иркутск)

Гостиница «Фрегат» расположена недалеко от берега реки Ангары, в экологически чистом и тихом районе города. Удобное местоположение гостиничного комплекса позволит вам за 10 минут добраться до центра города, за 5 минут до международного аэропорта Иркутск и за 15 минут до ж/д вокзала. Вы будете иметь под рукой все необходимое для приятного отдыха и активной жизни. В каждом номере односпальная или двусапльная кровать, прикроватная тумбочка, шкаф, журнальный столик с удобными креслами, телевизор, телефон, фен и кондиционер. В стоимость номера входит завтрак по системе шведский стол.

Уровень размещения: СТАНДАРТ

Детский оздоровительный лагерь «Ангасолка» (Ангасолка)

Детский оздоровительный лагерь «Ангасолка» находится в уникальном месте на 149 километре Кругобайкальской железной дороги, на станции Старая Ангасолка, на берегу озера Байкал. Двухэтажный дом в 20 метрах от Байкала на четыре номера. На первом этаже: 12-местная комната с камином, благоустроенным туалетом и душевой кабиной. На втором этаже три 4-х местных номера просторный холл с камином, благоустроенным туалетом и душевой кабиной. Возможен прокат альпинистского и скалолазного снаряжения, коньков, лыж, спортинвентаря, принадлежностей для настольного тенниса, футбольных и волейбольных мячей, катание на лодке. Баня с парилкой на берегу Байкала, можно искупаться в любое время года.

База отдыха «Шарыжалгай» (Шарыжалгай)

База отдыха Шарыжалгай находится на 138 км Кругобайкальской железной дороге и представляет собой комплекс, состоящий из корпусов эконом класса (железнодорожные вагоны), из деревянных стандартных корпусов и комфортных коттеджей у причала. Стандартное размещение в 3, 4, 5, 6-местных коттеджах на берегу Байкала. Кухня, совмещенная с прихожей, умывальник. В комнате: софа, двухместный диван, ковровое покрытие, телевизор, тумбочки, есть балкон — вид на Байкал. Душевые кабины и баня прямо напротив коттеджа на улице в здании старинной водонапорной башни.

Гостиный двор «Лесная сказка» (Половинная)

Гостиный двор «Лесная сказка» уединенно расположен в глубине одного из самых красивых распадков КБЖД, недалеко от горной реки Половинная. При комфортном размещении три благоустроенных одноэтажных двухкомнатных домика с 3-х, 4-х местным размещением. Помимо жилых зданий на территории базы расположена отдельная столовая с верандой, в которой все гости могут попробовать полноценную и по-настоящему домашнюю сибирскую кухню. На территории гостиного двора расположен банный комплекс с тренажерным комплексом, бильярдом, большой комнатой отдыха и с бассейном.

База отдыха «Шумиха» (Шумиха)

База отдыха Шумиха расположена на 102 км Кругобайкальской железной дороги в очень красивом распадке между сопками Байкальского хребта и горной речки Шумиха, недалеко от итальянской подпорной стенки. Всего в 100 метрах от базы находится тихая бухта с галечным пляжем. Для размещения гостей предлагается двухэтажный корпус, построенный из дерева с номерами для 3х, 4х и 6-ти человек. На территории базы отдыха имеется русская баня, специально оборудованная пикниковая площадка у речки, волейбольная площадка, настольный теннис.

Гостиница «У Старого Маяка» (Порт Байкал)

«У Старого Маяка» — это современная комфортабельная гостиница, готовая принимать гостей круглый год, которая располагается в отреставрированном станционном здании периода строительства Кругобайкальской железной дороги. На первом этаже здания находится выставка-экспозиция, посвященная строительству Кругобайкальской железной дороги, холл с местами отдыха для туристов, служебные помещения, кафе, магазин сувениров. На втором этаже — комната отдыха, бильярд, гостиничные номера, с/у. В классе стандарт три просторных двухместных номера с телевизором, совмещенным санузлом и душевой кабиной.

Отель «Иркутск» (Иркутск)

Отель «Иркутск» — современный гостиничный комплекс с развитой инфраструктурой. Расположен на набережной реки Ангары, в тихой исторической части города, в пешей доступности от основных культурно-исторических достопримечательностей Иркутска. Для Вашего отдыха — ресторан «Иркутск» с европейской кухней, лобби-бар. В номере - удобная двуспальная или две раздельные кровати, письменный стол, телевизор с кабельным ТВ, телефон, бесплатный доступ к сети Интернет, холодильник, кондиционер. В ванной комнате - фен, банные принадлежности. В прихожей - большой шкаф для одежды. Для гостей отеля «Иркутск», посещение тренажерного зала - бесплатно!

Уровень размещения: ЛЮКС

Детский оздоровительный лагерь «Ангасолка» (Ангасолка)

Детский оздоровительный лагерь «Ангасолка» находится в уникальном месте на 149 километре Кругобайкальской железной дороги, на станции Старая Ангасолка, на берегу озера Байкал. Двухэтажный дом в 20 метрах от Байкала на четыре номера. На первом этаже: 12-местная комната с камином, благоустроенным туалетом и душевой кабиной. На втором этаже три 4-х местных номера просторный холл с камином, благоустроенным туалетом и душевой кабиной. Возможен прокат альпинистского и скалолазного снаряжения, коньков, лыж, спортинвентаря, принадлежностей для настольного тенниса, футбольных и волейбольных мячей, катание на лодке. Баня с парилкой на берегу Байкала, можно искупаться в любое время года.

Центр деловых связей ВСЖД (Шарыжалгай)

Центр деловых связей ВСЖД находится на 137 км Кругобайкальской железной дороги и располагает 9 комфортабельными номерами. Все номера оборудованы итальянской мебелью, современной электрической бытовой техникой. Во всех номерах большая двуспальная кровать. Здесь все тщательно продумано для отдыха гостей — бильярд, теннисный корт для большого тенниса, открытый плавательный бассейн с байкальской водой, оборудованные пикниковые площадки, моторные лодки, водные мотоциклы, судно на воздушной подушке, корабль класса «море», вертолетная площадка. Гордость Центра двух этажный банный комплекс с восточной парной и русской баней, комнатой отдыха и самой настоящей байкальской купелью на свежем воздухе.

Гостиный двор «Лесная сказка» (Половинная)

Гостиный двор «Лесная сказка» уединенно расположен в глубине одного из самых красивых распадков КБЖД, недалеко от горной реки Половинная. При комфортном размещении три благоустроенных одноэтажных двухкомнатных домика с 3-х, 4-х местным размещением. Помимо жилых зданий на территории базы расположена отдельная столовая с верандой, в которой все гости могут попробовать полноценную и по-настоящему домашнюю сибирскую кухню. На территории гостиного двора расположен банный комплекс с тренажерным комплексом, бильярдом, большой комнатой отдыха и с бассейном.​

База отдыха «Шумиха» (Шумиха)

База отдыха Шумиха расположена на 102 км Кругобайкальской железной дороги в очень красивом распадке между сопками Байкальского хребта и горной речки Шумиха, недалеко от итальянской подпорной стенки. Всего в 100 метрах от базы находится тихая бухта с галечным пляжем. Для размещения гостей предлагается двухэтажный корпус, построенный из дерева с номерами для 3х, 4х и 6-ти человек. На территории базы отдыха имеется русская баня, специально оборудованная пикниковая площадка у речки, волейбольная площадка, настольный теннис.

Гостиница «У Старого Маяка» (Порт Байкал)

«У Старого Маяка» — это современная комфортабельная гостиница, готовая принимать гостей круглый год, которая располагается в отреставрированном станционном здании периода строительства Кругобайкальской железной дороги. На первом этаже здания находится выставка-экспозиция, посвященная строительству Кругобайкальской железной дороги, холл с местами отдыха для туристов, служебные помещения, кафе, магазин сувениров. На втором этаже — комната отдыха, бильярд, гостиничные номера, с/у. В классе люкс два просторных двухместных номера с телевизором, раздельными санузлом и душевой кабиной.

Гостиничный комплекс «Северное море» (Иркутск)

Фешенебельный девятиэтажный гостиничный комплекс «North Sea» расположен прямо на набережной реки Ангара, ровно посередине между центром города Иркутска и аэропортом, находясь всего в 5 км от обоих пунктов. В шаговой доступности супермаркеты, кафе и рестораны, Верхняя набережная, идеально подходящая для пеших прогулок. Для гостей предусмотрена большая охраняемая парковка и камера хранения багажа. Уютный номер обставлен красивой удобной мебелью из натурального дерева и оснащен большой двуспальной либо двумя раздельными кроватями, рабочим местом и мягким уголком. В номере кондиционер, телевизор с кабельным ТВ, телефон, чайник, фен, халаты, тапочки, бесплатный Wi-Fi. В стоимость номера входит завтрак по системе шведский стол.



Публикации по теме